Научная статья на тему 'Несовершенство институтов защиты прав собственности в современной российской экономике'

Несовершенство институтов защиты прав собственности в современной российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ИЗДЕРЖКИ / ОБЩЕСТВО / ОГРАНИЧЕНИЯ / ECONOMY / INSTITUTIONALISM / COSTS / SOCIETY / LIMITATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шартанский Лев Викторович

Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на структуру и уровень трансакционных издержек. За основу взяты работы по институциональной и экономической теории известных авторов. Показана зависимость институтов и экономических систем от трансакционных издержек. Для сравнения были представлены классические и современные взгляды на теорию издержек. Проанализированы институты развитых стран и стран «третьего мира». Были затронуты проблемы институционализма переходной экономики и современной России в частности. Предложены пути преодоления возникающих препятствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERFECTION OF THE INSTITUTIONS OF PROPERTY RIGHTS PROTECTION IN MODERN RUSSIAN ECONOMY

The article examines the factors influencing the structure and level of transaction costs. The foundation of the study form the works of well-known authors on institutional and economic theory. The author shows the dependence of institutions and economic systems on transaction costs. For comparison, he presents classical and modern views on the theory of costs. The author analyses the institutions of developed countries and the ones of the countries of the Third World. The article deals with the problems of institutionalism of transition economy and modern Russia in particular, it also suggests the ways to overcome arising obstacles.

Текст научной работы на тему «Несовершенство институтов защиты прав собственности в современной российской экономике»

инициатив в сохранении и изучении исторического наследия.

Возрождение общественных инициатив в российском архивном деле на современном этапе, когда идет процесс формирования гражданского общества, происходит очень медленно, с отставанием от темпов политического, социального и культурного развития

страны. Изучение истории создания, особенностей и результатов деятельности Иркутской губернской ученой архивной комиссии призвано стать посильным вкладом в процесс освоения ее уникального наследия, что является особенно важным в период новых преобразований архивной системы.

Библиографический список

1. ГАИО, Ф. 25, Оп. 1, Д. 212.

2. ГАИО, Ф. 310, Оп. 1, Д.2.

3. ГАИО, Ф. 310, Оп. 1, Д.4.

4. ГАИО.Ф. 310. Оп. 1. Д. 27.

5. Манассеин В.С. Очерк исторической деятельности ВСОР-ГО за 75 лет его существования // Известия ВосточноСибирского отдела Русского Географического общества. Иркутск, 1926.

6. Положение об учреждении архивных комиссий и исторических архивов // Сборник циркуляров МВД за 1880-886 гг. СПб., 1886.

7. Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной России. М.: Высш. шк., 1989.

8. Сибирь. 1913, № 89.

9. Труды ИГУАК. Иркутск, 1913. Вып. 1.

10. Труды ИГУАК. Иркутск, 1916. Вып. 3.

11. Чирикова М.В. Формирование и деятельность ИГУАК (конец XIX в.-1920 г.): дис. ...канд. ист. наук. Иркутск, 2005.

12. Чирикова М.В. Деятельность ИГУАК во втором десятилетии XX века // Сибирский архив. Иркутск, 2008. Вып. 4. С. 45-53.

13. Чирикова М.В. Проблемы сохранения архивных фондов органов местного управления и участие в их решении ИГУАК // Архивы и управление Восточной Сибирью. Иркутск, 2004. С. 127-136.

14. Чирикова М.В. Деятельность ИГУАК по формированию архивных фондов органов управления // Проблемы истории местного управления Сибири XVI-XXI вв. Новосибирск, 2003. С. 239-242.

15. Щуцкий М.М. Мои впечатления, связанные со съездом представителей ученых архивных комиссий, происходивший в начале мая 1914 г. // Труды ИГУАК. Иркутск, 1916.

УДК 330.1

НЕСОВЕРШЕНСТВО ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Л.В. Шартанский1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на структуру и уровень трансакционных издержек. За основу взяты работы по институциональной и экономической теории известных авторов. Показана зависимость институтов и экономических систем от трансакционных издержек. Для сравнения были представлены классические и современные взгляды на теорию издержек. Проанализированы институты развитых стран и стран «третьего мира». Были затронуты проблемы институционализма переходной экономики и современной России в частности. Предложены пути преодоления возникающих препятствий. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: экономика; институционализм; издержки; общество; ограничения.

IMPERFECTION OF THE INSTITUTIONS OF PROPERTY RIGHTS PROTECTION IN MODERN RUSSIAN ECONOMY L.V. Shartansky

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article examines the factors influencing the structure and level of transaction costs. The foundation of the study form the works of well-known authors on institutional and economic theory. The author shows the dependence of institutions and economic systems on transaction costs. For comparison, he presents classical and modern views on the theory of costs. The author analyses the institutions of developed countries and the ones of the countries of the Third World. The article deals with the problems of institutionalism of transition economy and modern Russia in particular, it also suggests the ways to overcome arising obstacles. 3 sources.

Key words: economy; institutionalism; costs; society; limitations.

Трансакционные издержки являются одним из свойств институциональной системы и выступают основным ограничением для обмена. Они состоят из

издержек, которые проявляются в ходе рыночных отношений и потому поддаются измерению, и издержек, которые с трудом поддаются измерению.

1Шартанский Лев Викторович, аспирант кафедры мировой экономики, тел.: 89501269529, е-mail: [email protected] Shartansky Lev, Postgraduate Student of the Department of World Economy, tel.: 89501269529, e-mail: [email protected]

К таким неизмеряемым издержкам относят время на приобретение информации, стояние в очередях, дача взяток и т.д., а также потери от недостаточного надзора и контроля. Их наличие затрудняет точную оценку общей величины трансакций, порождаемой определенным институтом. Уровень кредитного процента на рынке капитала - это, вероятно, самое явное выражение эффективности институциональной системы. Но в странах третьего мира есть другие свидетельства тому, что институциональная система действует неэффективно: неработающие телефоны, трудности в получении запчастей, перерывы в производственном процессе, долгие очереди на получение разрешений и непостоянство качества продукции.

Институты - это созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, или, говоря проще, "правила игры" в обществе. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени, и таким образом являются ключом к пониманию исторических перемен.

Институты влияют на функционирование экономических систем, а различия в их функционировании формируются под глубоким влиянием развития институтов. Принимаемые государственной властью законы, определяющие те или иные правила осуществления различных хозяйственных операций самым непосредственным образом сказываются как на структуре и уровнях издержек, так и эффективности и результатах хозяйственной деятельности предприятий.

Так, налоговые льготы венчурному капиталу стимулируют рискованные инвестиции в инновационный процесс - важнейший ресурс экономического роста. Различные варианты разрешения конфликтов между работодателями и наемными работниками, в частности, связанные с участием или не участием в них профсоюзов, могут значительно изменить ситуацию на рынке труда. Правила тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, наряду с соотношением цен на внутреннем и мировом рынках, непосредственно влияют на стимулы к осуществлению соответствующих операций, и т.д.

Правила представляют собой формы осуществления государственного регулирования экономики, т.е. сознательных действий государства и его отдельных органов, нацеленных на изменение поведения экономических агентов. С точки зрения экономической теории, законодательно установленные правила хозяйственной деятельности представляют собой не что иное, как особый тип ограничений на возможности использования ресурсов, или ресурсных ограничений, а последние, конечно же, влияют на экономические результаты.

В новейшей российской истории период 1917-1991 гг. можно охарактеризовать как десятилетия, в течение которых экономическая инициатива подавлялась не только косвенно, но и формально-юридически: в Уголовном кодексе СССР частнопредпринимательская деятельность трактовалась как уголовное преступление, что являлось тормозом экономического роста.

В этой связи особую важность для убедительного доказательства экономического значения различных групп институтов имеют свидетельства, полученные в исследованиях второй половины 90-х годов XX века, использовавших технику эконометрического анализа для проведения межстрановых сопоставлений и выявления воздействий различных факторов на экономический рост.1 К настоящему времени выполнено около десятка подобных масштабных и дорогостоящих проектов, которые, различаясь деталями, показывают статистически достоверную позитивную связь между показателями экономического роста стран и «качеством» функционирующих в них институтов: чем выше индикаторы последнего, тем выше и устойчивее, в общем случае, демонстрируемые показатели экономического роста.

Институты следует отличать от организации. В понятие "организация" входят политические органы и учреждения, экономические структуры, общественные и образовательные учреждения. Организация - это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Благодаря этому, существующий набор ограничений (как институциональных, так и тех, которые традиционно рассматриваются экономической теорией) создает возможности для соответствующей деятельности; поэтому в процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений.

Подобно институтам, организации структурируют взаимоотношения между людьми. Однако издержки, возникающие вследствие существования институциональных рамок, обязаны своим возникновением не только этим рамкам, но и организациям. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на издержки обмена и производства и наряду с применяемой технологией определяют тран-сакционные и трансформационные издержки.

Практика показывает, что институты зачастую создаются для обслуживания интересов тех, кто занимает высокие позиции в обществе и влияет на формирование новых правил поведения, а это не всегда является социально-эффективным.

Если экономические системы реализуют выгоды от торговли путем создания сравнительно эффективных институтов, то это происходит потому, что при определенных условиях частные цели тех, чьи позиции позволяют изменять институты, приводит к таким институциональным решениям, которые оказываются социально эффективными.

Затратность информации является ключом к пониманию издержек трансакций, которые состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению. Эти издержки оценки и принуждения служат источником социальных, политических и экономических институтов.

1 Keefer, Philip and Shirley, Mary M. From the Ivory Tower to the Corridors of Power: Making Institutions Matter for Development Policy, Mimeo, World Bank, 1998. 260 ç._

Общие издержки производства состоят из ресурсных вложений земли, труда и капитала, причем капитал используется как для трансформации, изменения физических свойств продукции, так и для осуществления трансакций - определения, защиты и обеспечения прав собственности на продукцию. То есть трансакци-онные издержки являются частью издержек обмена, а значит, для их оценки нужны новые методы. Но основной вопрос - почему трансакции сопровождаются издержками? - имеет значение и для переосмысления микроэкономической теории, и для теории институтов.

Многие авторы, занимавшиеся исследованием трансакционных издержек, не смогли определить, что же именно делает трансакции такими дорогими. Товары, услуги и деятельность агентов имеют множество свойств, а степень, в которой представлено каждое из этих свойств, меняется от одного экземпляра товара (от одной конкретной услуги или деятельности агента) к другому. Информационные издержки определения степени проявления индивидуальных свойств у каждой единицы объекта обмена порождают затратность данного вида трансакции. Даже если бы все индивиды, участвующие в обмене, имели одинаковую функцию цели, то все равно возникли бы трансакционные издержки, связанные с получением необходимой информации о степени проявления полезных свойств каждой единицы обмена, нахождения покупателей или продавцов и т.д. Но на деле имеет место асимметрия информации, которой располагают игроки. В сочетании с различиями в поведенческих функциях игроков, определяющих участие в обмене, это имеет радикальное значение для экономической теории и изучения институтов.

Помимо того, что один участник обмена лучше знаком с полезными свойствами предмета обмена, чем другой участник, он еще может стремиться к получению дополнительной выгоды от сокрытия этой информации. Если строго следовать гипотезе о поведении, стремящемся к максимизации личной выгоды, то участник обмена будет мошенничать, воровать или обманывать, если вознаграждение за это превысит ценность доступных ему альтернативных возможностей.

В неоклассической модели общего равновесия Вальраса товары идентичны, рынок сконцентрирован в единой точке пространства, и обмен происходит мгновенно. Более того, индивиды располагают полной информацией о товаре, который является предметом обмена, а условия сделки известны обеим сторонам. Чем меньше реальность отличается от идеальной неоклассической модели, тем более совершенным является рынок. Совокупность институтов определяет это различие между реальностью и идеальной моделью, а величина трансакционных издержек, которые несут покупатель и продавец, отражает содержание институциональной системы. В результате осуществление обмена не требует иных усилий, кроме как расходования соответствующего количества наличных денег. Таким образом, цены становятся важным инструментом, позволяющим каждому участнику обмена получить максимальную полезность.

Если же к этой модели добавить издержки информации, то чистая выгода от обмена будет представляет собой общую выгоду минус издержки оценки и контроля за соблюдением соглашения и минус потери из-за несовершенства контроля. Для оценки, контроля и принуждения к выполнению соглашения затрачиваются немалые ресурсы

Поскольку полная оценка полезных свойств требует затрат, всегда есть возможность получить дополнительную выгоду, если направить ресурсы на получение большей информации. Из-за огромного разнообразия характеристик и затратности оценки свойств изделий, услуг и агентских функций идеальные права собственности на права и ресурсы могут иметь самые разнообразные формы. В некоторых случаях наилучшей формой было бы разделение прав между участниками обмена.

Издержки трансакции состоят из суммы издержек оценки и издержек обеспечения соблюдения условий трансакции. Для модели Вальраса мы можем допустить отсутствие издержек контроля над выполнением соглашений. Так как в действительности нам неизвестны все свойства товара или услуги, или все характеристики деятельности наших агентов, то приходится затрачивать ресурсы для оценки и контроля этих свойств и характеристик, - именно потому возникают вопросы, связанные с соблюдением условий трансакции.

Соблюдение соглашений не представляет проблемы, если в этом заинтересована как одна, так и другая сторона. Но в отсутствие институциональных ограничений преследование только собственных интересов тормозит сложные формы обмена из-за сомнений по поводу того, что другая сторона сочтет для себя выгодным соблюдать соглашение. Трансакцион-ные издержки отражают эту неопределенность путем включения премии за риск, размеры которой зависят от вероятности нарушения партнером соглашения и, соответственно, возникновения дополнительных издержек у другой стороны. На протяжении всей истории обмена размер этой премии был настолько высок, что мешал развитию сложных форм обмена и таким образом ограничивал возможности экономического роста.

Теперь рассмотрим связь между трансакцией и институтами общества. Права собственности - это права, которые индивиды относят к своему труду, к товарам и услугам, находящимся в их владении. Отнесение прав собственности к объектам собственности - это одна из функций институциональной системы. Поскольку при любой структуре прав собственности трансакционные издержки больше нуля, определение прав и контроль над их соблюдением никогда не бывают полными. Некоторые блага находятся в общественной собственности, и попытка индивидов присвоить права на них будет связана с огромными расходами. На протяжении всей истории эти издержки претерпевали значительные изменения, и как следствие, в настоящее время в каждой стране они имеют свои особенности и черты. Источник этих различий -разная институциональная структура. Институты образуют структуру для обмена, которая наряду с при-

меняемыми технологиями определяет издержки осуществления трансакций и издержки трансформации. Насколько успешно институты решают задачу координации и производства, зависит от сложности внешнего мира, от мотивации и способности оценивать и обеспечивать соблюдение условий трансакций.

Институты, необходимые для осуществления экономического обмена, различаются по сложности - от тех, которые решают простые проблемы обмена до тех, чье действие охватывает большое пространство и время и затрагивает большое количество людей. Степень сложности является функцией от уровня контрактов, необходимых для предпринятого обмена в экономиках с различной степенью специализации. Отсутствие специализации - это форма страхования в тех случаях, когда высоки издержки и неопределенности трансакций. Чем выше специализация и чем больше численность и разнообразие полезных свойств, тем большее значение приходится придавать надежным институтам, которые позволяют индивидам вступать в сложные контрактные отношения с минимумом неопределенности по поводу возможности выполнения условий контракта. Обмен в современных экономиках, для которых характерно множество различных свойств, сохраняющих значение на протяжении долгих периодов времени, вызывает потребность в институциональной надежности, которая только постепенно возникла на Западе. Развитие человеческого сотрудничества от простых форм соглашений и обмена до сложных форм, отличающих современные процветающие экономики, происходит отнюдь не автоматически.

Иерархическая система правил в совокупности определяет формальную структуру прав в конкретном акте обмена. Более того, когда заключается контракт, его участники в неявном виде принимают во внимание механизмы, обеспечивающие контроль и соблюдение контракта. Из-за наличия издержек оценки большинство контрактов являются неполными; поэтому неформальные ограничения играют важную роль в фактическом исполнении контракта.

Любая сделка представляет собой передачу пучка прав на материальное имущество в обмен на некоторую сумму денег. В пучок входят юридические права, определяющие, что можно делать с имуществом, и права по отношению к физическим свойствам этого имущества. Денежная сумма - это способность распоряжаться ресурсами. Издержки состоят из ресурсов, необходимых для оценки юридических и физических свойств обмениваемого блага, из издержек по контролю и обеспечению выполнения соглашения, а также "скидки на неопределенность", отражающей степень несовершенства оценки и контроля над выполнением условий обмена.

Полезность, приобретаемая покупателем, определяется ценами, условиями сделки и надежностью контрактных обязательств, то есть вероятностью того, что продавец будет соблюдать контракт. Стоимость для продавца является функцией не только цен и условий кредита, но и атрибутов, передаваемых при продаже. Однако многие атрибуты установить практи-

чески невозможно. Равным образом обеспеченность права собственности, т.е. защита от обмана при продаже, от экспроприации, от притязаний на имущество со стороны других лиц, от воровства, будет меняться в зависимости от того, в какой мере эти угрозы можно предвидеть заранее и от того, какое значение этим атрибутам придает покупатель.

Некоторые институты, например, правила, которые ограничивают вступление новых конкурентов в отрасль, требуют бесполезных проверок, увеличивают информационные издержки или снижают надежность прав собственности - повышают трансакционные издержки. Такие правила создаются членами сообщества и отражают соотношение сил на политическом рынке между экономическими партнерами, профсоюзами и т.д. Поскольку политический рынок является несовершенным, в институциональной системе всегда смешаны институты, которые снижают трансакционные издержки, и институты, которые повышают их. Эффективен тот рынок, в котором баланс между институтами разнонаправленного действия все-таки понижает трансакционные издержки.

Отступление от условий беспрепятственного обмена, предусмотренного экономической теорией, будет тем сильнее, чем больше влияние третьих сил на ценность атрибутов оказывает институциональная структура. В число этих атрибутов, имеющих значение для покупателя, может входить угроза воровства, возможность внесения местными властями изменений в административные распоряжения, которые могут повлиять на ценность имущества. Чем выше неопределенность, с которой сталкивается покупатель, тем ниже ценность имущества. Аналогичным образом институциональная структура определяет степень риска для продавца относительно выполнения контракта или, в случае невыполнения, выплаты компенсации продавцу. Это представляет собой важнейший критерий различия между сравнительно эффективными рынками в современных странах с высокими доходами и экономическими системами прошлых веков, а также современными экономиками третьего мира.

Институциональное поле оказывает влияние на трансакционные издержки ввиду непосредственной связи между этим типом издержек и институтами.

Эффективная возможность совершенной оценки и контроля над выполнением контрактов требует сложного набора институтов, которые поощряют мобильность факторов производства, приобретение производственных навыков, отсутствие непредусмотренных перерывов в производственном процессе, быструю и простую передачу информации, изобретение и внедрение новых технологий. В жизни все эти условия в полной мере никогда не выполняются. Институциональное поле обычно представляет собой сочетание институтов, способствующих перечисленным характеристикам рынка, и других институтов, которые тормозят вхождение в отрасль, поощряют установление монополистических ограничений и мешают быстрой передаче информации.

Фирмы создаются для того, чтобы воспользоваться выгодными возможностями, которые зависят от

существующего набора ограничений. При наличии слабо защищенных прав собственности, недостаточно последовательного претворения законов в жизнь, наличия барьеров для вхождения: фирмы, стремящиеся к максимизации прибыли, склонны избирать краткосрочную стратегию и эксплуатировать небольшой основной капитал, а также сохранять малые размеры. Самыми выгодными занятиями становятся торговля, перераспределение или операции на черном рынке. Крупные фирмы с большим основным капиталом могут существовать только под покровительством правительства, пользуясь субсидиями и тарифной защитой и выплачивая обществу определенную компенсацию. Такое сочетание вряд ли может способствовать эффективности производства.

Даже при сравнительно надежных правах собственности, существующих в высокодоходных экономиках, технология, предусматривающая дорогостоящий контроль над рабочей силой, оказывается менее эффективной, чем технология, позволяющая выпускать меньше продукции, но предполагающая меньшую изменчивость качества продукции и меньшие издержки по контролю над работниками. Исследования последнего времени обычно исходят из допущения, что институты определяют только трансакционные издержки.

Издержки трансакций отражают качество всего комплекса институтов, формальных и неформальных, которые образуют экономическую систему или, в более общем плане, общество в целом. Эта общая институциональная структура, в конечном счете, определяет издержки трансакций на уровне индивидуальных контрактов. Деятельность на многих рынках осуществляется в рамках сложной структуры ограничений, налагаемых политическими институтами, которые устанавливают формальные ограничения. Взаимосвязь между политическими и экономическими институтами и организациями наглядно проявляется в лоббировании законов и организаций, которые защищают интересы определенных групп на рынке капитала. Тесные связи захватывают и сферу исполнительной власти, включая правительственные ведомства, которые регулируют рынок капитала.

Значительные изменения в институциональной системе требуют множества изменений в наборе ограничений, причем не только юридических, но и тех, которые регулируют правила поведения. Хотя институциональные ограничения могут быть не самыми лучшими или не самыми эффективными для определенной группы индивидов, вовлеченных в отдельный акт обмена, и потому в интересах этой группы можно было бы изменить институты, тот же самый набор институтов для другого набора альтернатив может создать условия для наиболее эффективной сделки. Кроме того, большое значение имеет соотношение сил между индивидами или организациями, участвующими в соглашении. Только тогда, когда в изменении формальных правил заинтересованы достаточно влиятельные группы, возможно существенное изменение формальной институциональной системы.

В то же время комплекс ограничений создает возможность для непрерывных периферийных изменений институциональной системы. Постепенно институциональная система изменяется таким образом, что в ней складывается совсем иной набор альтернатив, нежели тот, который был вначале.

Рынок в целом представляет собой смешение институтов: некоторые из них увеличивают эффективность, а некоторые снижают, создавая барьеры. Экономические потери общества от существования барьеров ведения хозяйственной деятельности, введенных нормативными актами органов государственного и муниципального управления, складываются из двух составных частей:

1) прямых потерь населения от роста розничных цен, связанных с необходимостью несения хозяйствующими субъектами непроизводительных издержек, нацеленных на преодоление барьеров и отвлекаемых, тем самым, из процессов создания стоимости;

2) косвенных потерь, связанных с недопроизводством стоимости из-за неэффективного использования ресурсов, вызванного несовершенством структуры рынков и слабостью стимулов к развитию производства, обусловленной низким уровнем конкуренции; снижение объемов производства, т.е. объемов предложения на рынке, также проявляется в росте уровня цен, который был бы ниже, если бы предложение оказалось относительно более высоким.

В величине прямых потерь населения от роста розничных цен на покупателя перекладываются дополнительные издержки производителей и торговцев.

Косвенные потери общества лишь частично сказываются на благосостоянии населения, выражаясь в сокращении налогов, из которых финансируется заработная плата работников бюджетной сферы, а также в сокращении заработной платы работников, занятых в недостаточно эффективно работающих организациях. Одновременно косвенные потери могут отразиться и в повышении цен, поскольку предприниматели в условиях рынка могут повышать цены, не рискуя сразу столкнуться с ограничениями спроса вследствие невысокого уровня конкуренции на большинстве отечественных рынков.

Непроизводительные трансакционные издержки, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, связаны с получением доступа к ресурсам и правам собственности на них, с получением права на осуществление хозяйственной деятельности и поддержанием деловых отношений и применение санк-

ций2.

Непосредственным основанием для возникновения прямых потерь для населения от роста розничных цен служат официальные и теневые выплаты, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил. Эти выплаты по своей экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек.

2 Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая эти-

Трансакционные издержки порождаются барьерами на пути получения прав пользования ресурсами экономической деятельности. Поскольку наилучшие стимулы к эффективному использованию ресурсов создаются в условиях четко определенных и надежно защищенных прав собственности, те затраты ресурсов общества, которые осуществляются для спецификации и защиты подобных прав, представляют собой необходимую часть общих трансакционных издержек; очевидно, они имеют производительный, общественно полезный характер. Те же трансакционные издержки, которые приходится нести экономическим агентам для обеспечения соответствия своей деятельности, вводимым государством правилам, которые не способствуют росту общественного богатства, являются непроизводительными, приводящими к упомянутым выше потерям в благосостоянии общества.

Особый вид трансакционных издержек ведения хозяйственной деятельности представляет собой явление, получившее в экономико-правовой литературе название "вымогательство ренты". Речь идет о создании властями различных угроз ухудшения условий хозяйствования, в ответ на которые предприниматели, как правило, развивают активную лоббирующую деятельность, дабы не допустить воплощению угрозы в реальность. Выплачиваемые при этом суммы тем значительнее, чем большую угрозу бизнесу несет намечаемое изменение правил.

Трансакционные издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

Специфические активы обладают особой ценностью для реализации конкретного проекта и в то же время завязывают контрагентов таким образом, что отказ одного из них выполнять условия контракта может принести большие убытки другому. Ограниченная рациональность не позволяет заранее предсказать необходимость адаптации условий контракта к новым обстоятельствам, а опасность оппортунизма заставляет искать «соответствующие контрактные гарантии».

Таким образом, в контракте всегда есть слабые места с точки зрения его потенциальной гибкости. Когда изменившиеся обстоятельства дают повод одному из контрагентов отказаться от намеченного в соглашении хода проведения сделок, для второго это означает убытки, связанные с несоответствием намеченного в контракте хода сделки ее конкретной реализации. Данный тип издержек и относится к трансакцион-ным и выявляет самую суть того, почему существуют институты в экономике. Их функция заключается в том, чтобы обеспечивать управление сделками таким образом, чтобы свести к минимуму возможности возникновения затрат описанного выше типа.

В современной российской экономике условия существования трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации пред-

приятий, что было унаследовано от плановой системы3. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности.

Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках «минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций за структурами управления ими»4. К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили такие формы сделок, как бартер и неплатежи.

Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации тран-сакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты.

Поэтому для эффективного функционирования рынка и экономики в целом, необходимо принять меры для снижения трансакционных издержек.

В первую очередь, усовершенствовать законодательную базу. Надо исключить двоякое толкование закона. Все права и обязанности должны быть четко прописаны, как и ответственность за их нарушения или неисполнение.

В процессе обмена, обе стороны, участвующие в сделке, должны быть полностью осведомлены об её предмете. Надо свести к минимуму поиск необходимой информации о товаре (предмете сделки). Закон должен заставить участников обмена действовать более открыто. Сделка должна быть прозрачна, с точки зрения законодательства. Сделать так, чтобы сокрытие информации или ее ложное представление оборачивалось еще большими издержками для индивида. Контракт должен быть более полным и предоставлять подробную информацию о сделке, включая все тонкости, как формальные, так и неформальные факторы.

Предоставление большей экономической свободы, особенно малому бизнесу, также является одним из основных приоритетов. До сих пор его доля в России невелика, а та, что есть, практически выживает в существующем экономическом ареале. Если надо, то полностью освободить от налогов. Заставить его действовать более открыто.

3 Экономические реформы в России. Итоги первых лет 19911996 /под ред. В. П. Логинова, А. В. Барышевой, Р. Лекача. М.: Наука, 1997. 270 с.

4 Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с._

Необходимо отгородить его от влияния и давления властных структур, чиновников и бюрократии. А для этого должен быть сокращен их аппарат, огромные размеры которого только увеличивают коррупцию и снижают ответственность уполномоченных лиц. Бизнес у нас занят тем, что отбивается от проверок различных ведомств и структур. Отсутствует уверенность в завтрашнем дне. Это, зачастую, отбивает любое желание заниматься предпринимательской деятельностью.

Для России сложилась парадоксальная ситуация, когда государственная служба становится более прибыльным и привлекательным занятием, чем бизнес. Огромное количество предпринимателей предпочитают оставлять свой бизнес и переходить во властные структуры.

Следует помнить о том, что законы и ограничительные рамки, создаются институтами власти. А им выгодно несовершенное законодательство. Таким образом, они могут контролировать все виды экономической деятельности, от частной собственности до государственной. Для власти открытый, честный, законопослушный бизнес - это опасный независимый конкурент, неподвластный примитивным формам давления. Бизнес умышленно вынуждают уйти в теневую сферу полностью или частично.

Власть в лице чиновников и бюрократии максимизируют собственную прибыль и выгоду, поэтому интересы власти и частного производства не всегда совпадают. Трансакционные издержки, создаваемые ими довольно велики.

Стоит упомянуть и то, что большая часть производства до сих пор использует старые методы управления, которые были еще разработаны при советской власти. Они не отвечают современным требованиям и являются неэффективными. Сюда можно отнести и кадровую политику, и систему расчета и начисления фондов заработной платы и амортизации и т.д. Связано это с тем, что во главе руководства предприятий или отдельных подразделений стоят руководители со «старым» образом мышления, либо они преследуют свои собственные цели, идущие вразрез со стратегией

развития предприятия. Преодолеть это препятствие возможно сменой руководства и совершенствованием требований со стороны законодательства.

Изменять же традиции, менталитет, привычки, психологию людей, или говоря проще, биологические характеристики, не представляется возможным. На это уйдет много времени, должно смениться как минимум два поколения. А экономика, и бизнес в частности, столько времени ждать не сможет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов необходимо разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

Хотя подобные методы не исключат издержки трансакций полностью, но смогут их значительно снизить, что позволит развиваться российской экономике более эффективно.

Библиографический список

1. Львов Д.С. Институциональная экономика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. 318 с.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики; пер. с англ. А.Н. Нестеренко /

предисл. и науч. ред. Б.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги "Начала", 1997. 180 с

3. Скоробогатов А.С. Институциональная экономика: курс лекций. СПб.: Изд-во филиала ГУ-ВШЭ, 2006. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.