ДИСКУССИИ
П.Д. Малыгин Несостоятельные опровержения
В 2012-2014 гг. на месте уничтоженного в 1935 г. тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора конца XVII в. были проведены масштабные археологические исследования 1 [ил- 1]. В результате, несмотря на страшные утраты, кроме границ храма конца XVII в. удалось выявить остатки каменного собора 1285 г., считающегося первым каменным храмом, возведенным в Северо-Восточной Руси после Батыева нашествия 1237-1238 гг. Главный вывод по итогам археологических работ был сформулирован следующим образом: «Раскопки позволили понять общий план храма конца XIII в. Собор... сопоставим по размерам с группой не самых больших, но вполне заметных церквей XII-XIII вв. Это четырехстолпный трехнефный объем с тремя апсидами и подкупольным квадратом со стороной 4,5-4,7 м» [Беляев, Сафарова, Хохлов, 2018. С. 158] 2. Был вскрыт и присоборный некрополь, часть погребений которого связывается исследователями с деревянной церковью Козьмы и Дамиана, впервые упомянутой в летописях под 1271 г. [ПСРЛ. Т. 18. С. 74; Беляев, Сафарова, Хохлов, 2018. С. 148]. Таким образом, была подтверждена традиционная точка зрения дореволюционной историографии, сформулированная Н.Н. Овсянниковым в 1896 г.: «В Тверском кремле. изстари, можно сказать, почти с самого основания Твери, стоял соборный храм, и на том самом месте, на котором стоит и в настоящее время. место, занимаемое им, искони было занято. собором. на нем воздвигнут первый православный храм. существовала на этом месте [и] деревянная соборная церковь во имя Козьмы и Дамиана» [Овсянников, 1896. С. 3-4].
Однако в своем сочинении 2019 г., выпущенном в Твери «Издателем „Салимовы и Ко"», тверской краевед, доктор искусствоведения А.М. Салимов заявил об отсутствии на изученном участке остатков собора 1280-1290-х гг., а также о необходимости продолжения его поисков («Отсутствие Спасо-
1 Совместные работы тверских и московских археологов под научным руководством Л.А. Беляева.
2 Результаты работ прошли также апробацию на многих научных конференциях и включены в соответствующий раздел фундаментального многотомника по истории русского искусства [История русского искусства, 2019. С. 159-207].
Преображенского собора конца XIII в. на месте, указанном авторами раскопок 2012-2014 гг., предполагает его поиск в других частях кремля» [Салимов, 2019. С. 267]).
Прежде всего отметим, что ни в 1994, ни в 2008 г. (в том числе проводя разведочные работы на месте храма) критик не сомневался, что собор XIII в. исчез только в конце XVII в.: он «был разобран до основания и на его месте выстроен новый собор»; а следовательно, «первоначальный собор следует искать в западной половине храма, взорванного в 1935 г.» [Булкин, Ионнисян, Малыгин, Салимов, 1994. С. 247; Салимов, 1994. С. 168, 209; Он же, 2008. С. 147, 184]. Первые сомнения им высказаны в двухтомном опусе 2015 г., то есть сразу после завершения широких раскопок как раз на месте взорванного в 1935 г. собора XVII в. Он заявляет: «...в границах постройки конца XVII в. сооружение 1285-1290 гг., похоже, найдено так и не было», хотя на схеме древний собор все же внесен внутрь контура храма 1689-1696 гг. [Салимов, 2015. С. 144, 257, рис. 141]. В развернутом виде соображения против выводов по результатам раскопок экспедиции, работавшей на месте собора в Твери, изложены в публикации 2019 г. и в журнале «Тверская старина» за 2020 г.
Какие же приведены аргументы для подкрепления утверждения, что «Спасо-Преображенский собор конца XIII в. не был обнаружен на месте Спаса конца XVII в.», что он «был построен в другом месте» [Салимов, 2020. С. 119, 121]? Во-первых, по мнению критика, не было найдено «практически ни одного фрагмента традиционного для северо-восточного зодчества Древней Руси фундамента in situ» [Салимов, 2020. С. 113]. Но это совсем не так: сознательно умалчивается о том, что на дне фундаментных рвов местами все же сохранились камни подошвы, а в южной и особенно юго-восточной части выявлены участки средневековой кладки [Беляев, Сафарова, Хохлов, 2018. С. 153, 155] — эти компартименты разрушены еще до разборки храма в конце XVII в. и, соответственно, не попали в границы сноса советского периода. Автор как бы забывает, что при замене храма более поздним сооружением древние фундаменты могли быть выбраны практически начисто (как это произошло, например, с Борисоглебским монастырским собором в Торжке [Малыгин, Салимов, Зайцев, 2003. С. 85-86], да и во многих других случаях), а повторные разборки, конечно, приводят к тому, что исчезают и последние сохранявшиеся части.
В предложенной «ре-интерпретации» игнорируются практически все архитектурно-археологические факты, полученные в 2012-2014 гг. и указывающие на присутствие остатков первого тверского каменного собора, такие как явные следы фундаментных рвов апсид (особенно центральной апсиды), восточной, западной и южной стен основного объема, западной и южной галерей [Беляев, Сафарова, Хохлов, 2018. С. 151]. Для критика важна лишь глубина фундаментных рвов, зафиксированная в раскопе 2012-2014 гг. Он реагирует на фразу: «Абсолютная глубина рвов от поверхности материка (сейчас она сильно разрушена) — не более 0,5 м» [Там же], делая отсюда вывод, что это и есть полная глубина рвов: «Получается, что фундаментные конструкции собора 1285-1290 гг. были чрезвычайно малы и, конечно же, ненадежны» [Салимов,
2019. С. 261]. Стоит порекомендовать критику заглянуть в свод П.А. Раппопорта «Русская архитектура Х-ХШ вв.», где фундаментные рвы глубиной не более 0,5 м отмечены в Киеве (церковь на Вознесенском спуске), Переяславле Южном (церковь Св. Андрея), Новгороде (храмСв. Пантелеймона), Пскове (Ивановский собор), Смоленске (церковь Св. Василия на Смядыни; галереи Борисоглебского собора Смядынского монастыря; ц. на Малой Рачевке) и Гродно (Пречистенская ц.) [Раппопорт, 1982. С. 17, 34, 73, 80, 83, 91, 103], а также указать на условия строительства в едва оправившейся от нашествия 1230-х гг. Руси. Но главное даже не в этом, а в трактовке самой фразы, вырванной из контекста: ведь совершенно очевидно, что авторы раскопок не считают реальной глубиной фундаментов высоту сохранившихся стенок рвов — речь именно о глубине сохранности, полная же высота фундаментных кладок до древней строительной поверхности могла быть на несколько десятков сантиметров значительнее (вся верхушка холма, на котором стоял собор, срезана при планировке после его разрушения).
Другим кажущимся критику весомым доказательством расположения собора XIII в. к востоку от зоны работ 2012-2014 гг. служит концентрация средневековых плиток пола именно в восточной части раскопа, вне стен раннего храма [Салимов, 2019. С. 268; Сафарова, Хохлов, Беляев, 2019. С. 199, 206, рис. 1 (цветная вклейка)]. Этот аргумент легко обратить в противоположную сторону: как известно, при ремонтах зданий детали оформления их интерьера попадают наружу. Здесь это связано с ремонтом собора в XVI в.: «строительный мусор был намеренно засыпан в котлованы подклетов уже разрушенных в результате пожара построек» [Сафарова, Беляев, Хохлов, 2018. С. 79-80]. Никакой концентрации плиток пола и фресок, которые можно было бы связать с еще одним сооружением, нет ни к востоку от раскопа 2012-2014 гг., ни в раскопе № 7 1991 г., ни в траншеях соборных коммуникаций 2018 г.3 [ил- 1] [Хохлов, Дашкова (Сафарова), 1996; Дашкова, 1994].
Как наиболее весомый аргумент того, что «строительную площадку конца XIII в. можно сместить к востоку от собора 1689-1696 гг.» [Салимов, 2019. С. 267], приводится стратиграфия шурфа № 3, заложенного в 2011 г. довольно далеко (примерно 55 м) к юго-востоку от места собора конца XVII в. [ил- 1]. Вот описание и интерпретация: «В северной половине заложенного здесь шурфа читается мощный (до полуметра) слой белокаменных отесков, который, вне всякого сомнения, свидетельствует о взаимосвязи этого пласта со строительством на этом месте значительного по объему белокаменного здания. Важно отметить, что находки из культурного слоя (обломки стеклянных браслетов, фрагмент стеклянного перстня, бусины, керамика), на котором лежит этот строительный пласт, в целом не выходят за пределы конца XIII в. (определение Е.А. Романовой и В.В. Данилова) ... вышеуказанный строительный пласт можно предварительно соотнести с созданием в конце XIII в. каменного кафедрала» [Салимов, 2019. С. 267].
3 Устная информация автора раскопок 2018 г. И.А. Сафаровой.
ил. 1 Схема Соборной площади в Твери
fig. 1 Scheme of Cathedral Square in Tver ил. 2 Северный профиль шурфа № 3 (раскопки А.М. Салимова, 2011)
fig. 2 Northern profile of pit no. 3 (excavations by A. Salimov, 2011)
Это заявление представляется опрометчивым. Раскопки 2012-2014 гг. установили, что культурный слой до строительства собора XIII в. по мощности в 3-5 раз тоньше слоя, отложившегося после его постройки — и это при значительной нивелировке дневной поверхности Соборной площади [Беляев, Сафарова, Хохлов, 2017. Рис. 3 (цветная вклейка)]. В шурфе № 3 картина совершенно иная 4 [ил- 2]. Здесь мощность нижней половины сухого слоя, якобы отложившегося не позже конца XIII в., такая же, как и у напластований над этим строительным слоем (оба примерно по 1 м толщины). Это вряд ли реально: накопленный за 600 лет культурный слой не может иметь мощность равную слою ранней Твери, впервые упомянутой в летописях под 1209 и 1215 гг. В нижней половине действительно видна целая свита разнородных прослоек, что свидетельствует о продолжительном освоении участка.
В итоге встает вопрос о происхождении полуметрового слоя, состоящего, судя по чертежу профиля, из белокаменного щебня и известковой крошки, в которых нет ни плиток пола, ни фресок [ил- 2]. Вспомним в связи с этим о трех объектах, открытых по соседству с шурфом еще в 1998 г. О них пишет и А.М. Салимов, обсуждая якобы слишком мелкие, не подходящие для собора фундаментные рвы, открытые в 2012-2014 гг. «Для сравнения можно привлечь обнаруженные в 1998 г. в 50 метрах к югу от собора, значительно уступающие по размерам Спасу белокаменные башни Княжьего двора, фундаменты которых на 80-150 см были заглублены в материк. И в данном случае речь идет о сооружениях, возведенных на 100-150 лет позже Спаса», — пишет он [Салимов, 2019. С. 261]. При этом не берется в расчет, что округлые белокаменные сооружения, конусовидно заглубленные в песчаный материк, которые он счел башнями-ротондами княжеского двора XIV-XV вв. [Салимов, 2003; Хохлов, Нестерова, 2003], правильнее рассматривать не как фундаменты, а как емкости известеобжигательных печей, построенных в XVI-XVII вв. для ремонта старого и строительства нового кафедрального собора [Малыгин, Сарафанова, 2008]. Эту точку зрения А.М. Салимов предпочел не заметить, уверяя, что «невозможно выжечь известь в сооружении, стены которого сложены из белого камня» [Салимов, 2015. С. 242] (что не верно, как будет показано ниже, в случае с печами для получения извести в Торжке 5). Шурф № 3 расположен вблизи (20 м) от этих позднесредневековых объектов [ил- принятых за «башни Княжьего двора». Состав их заполнения и полуметровый слой в шурфе № 3 идентичны — белокаменные отески и известковая крошка. Скорее всего, в шурфе № 3 обнаружен мощный слой, связанный с производством извести в XVI или XVII вв. для ремонта старого и строительства нового кафедрального собора.
4 Салимое А.М. Отчет об охранных архитектурно-археологических исследованиях при прокладке коммуникаций к Кухонному флигелю Путевого дворца на территории б. кремля
в г. Твери (Кремль-21) в 2011 г. Т. 2. Тверь, 2012. Архив ИА РАН. Ф. 1. Оп. 1. № 39338. Л. 272. Рис. 184.
5 Белокаменная известеобжигательная печь круглой формы, видимо, XVIII в., была обнаружена в Тульском кремле в 2019 г. (любезная информация автора раскопок О.Л. Прошкина).
Не более убедительна аргументация и в том случае, когда предлагается искать собор XIII в. не только в районе шурфа № 3, но и на «более значительной по площади территории к востоку от Спасо-Преображенского собора конца XVII в. (включая восточный купольный павильон Путевого дворца и дорогу, ведущую от улицы Советской к дворцу)» [Салимов, 2019. С. 273]. В ход идет крайне умозрительное допущение: «.в Твери в период строительства нового кафедрального собора (в 1689-1696 гг.) службы могли вестись в древнем неоднократно отремонтированном храме, который разобрали уже после освящения нового Спаса» [Салимов, 2019. С. 273]. Как аналогия приводится ситуация в древнем Ярославле, где храм «XVII в. возвели. на некотором расстоянии от храма XIII в.» [Салимов, 2019. Примеч. 49]. Привлечение ярославской модели нельзя назвать удачным: в Ярославле, по мнению исследовавшего памятники А.В. Яганова, «собор начала XVI в. был построен после сломки домонгольского здания (1215 г. — П.М.) — на его месте» [Археология древнего Ярославля, 2012. С. 63].
Критиком принимается вывод экспедиции 2012-2014 гг. о том, что в зоне собора XVII в. открыт участок деревянной церкви Козьмы и Дамиана. Тем самым фиксируется картографическое совпадение начального и конечного пунктов строительной истории городского собора Твери. Мы читаем: «.можно констатировать, что в период проведения археологических исследований 2012-2014 гг. авторам удалось обнаружить местоположение деревянной Козь-модемьяновской церкви, разобранной, вероятно, в конце XIII в., и полностью раскрыть остатки каменного собора конца XVII в. Не был найден каменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 гг., который следует искать за пределами раскопа.» [Салимов, 2019. С. 273; Салимов, 2020. С. 123]. Таким образом, критик произвольно изымает центральное звено строительной истории, а принадлежность раскрытого на участке каменного здания, стоявшего здесь до конца XVII в., оставляется без объяснения.
Итак, автор новой «гипотезы» утверждает, что деревянный храм, впервые упомянутый в летописях под 1271 г., действительно, стоял на том месте, где в 1689 г. был заложен кафедральный собор, уничтоженный в 1935 г. Но каменный собор 1285 г. находился вне этого места. Его не смущает, что эти соображения резко противоречат летописным источникам.
Подавляющее большинство летописей, охватывая события второй половины XIII в., сообщают о строительстве каменного собора в Твери в 1285 г. (игнорировали это событие лишь Новгородская первая и Псковские летописи). Источники, в которых под 1285 г. упоминается и каменный, и предшествующий ему деревянный храм, можно разделить на две группы. Первая представлена древнейшей Лаврентьевской, а также Симеоновской летописями и сводами XVI в. (Никоновский и Лицевой). В них отмечается: «.преже было Коз-ма и Дамианъ, и преложиша во имя святого Спаса честнаго Преображения» [ПСРЛ. Т. 18. С. 81]. Форма «преложиша» употребляется здесь явно не в значении «перемещения» каменного собора Спаса относительно деревянного Козьмо-демьяновского храма, а в значении изменения его „имени": «Кузму Демьяну
и преложиша имя святыи Спасъ Преображенье» [ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483]. Речь идет не о храме как сооружении, а о его посвящении [Словарь древнерусского языка, 2008. С. 190-193; Словарь древнерусского языка, 1992. С. 262-265].
Более конкретны источники второй группы. Так, Ермолинская летопись конца XV в. сообщает, что тверской князь Михаил Ярославич «заложи на Тфери церковь камену Спаса на мЬсте, идЬже бо Козма Демьянъ» [ПСРЛ. Т. 23. С. 93]. Московский летописный свод конца XV в. уточняет: «...заложи... церковь Спаса на мЬстЬ, идЬ же преже была церковь Козма и Демианъ» [ПСРЛ. Т. 25. С. 156]. А во Владимирском летописце начала XVI в. находим: «.заложи церковь святаго Спаса Преображение въ Тфери, а на том мЬсте преже тут был Козма и Дамиянъ» [ПСРЛ. Т. 30. С. 97-98]. Таким образом, летописные источники XIV-XVI вв. не сомневаются, что каменный собор 1285 г. был сооружен на месте деревянного храма Козьмы и Дамиана. Это и подтвердили раскопки 2012-2014 гг.
Следует отметить, что перед нами далеко не первая попытка А.М. Са-лимова опровергнуть выводы, основанные на итогах тех археологических раскопок на памятниках Верхневолжья, которые проведены не им. Среди них исследованные в 2002 г. остатки каменной башни середины XIV в. на Нижнем городище Торжка, открытие которой ввело Новоторжский кремль в число дерево-каменных крепостей средневековой Руси [Сарафанова, Малыгин, Седов, 2003; Малыгин, Сарафанова, 2009]. Тут же была предпринята попытка оспорить датировку объекта [Салимов, 2010 а; сравни: Малыгин, Сарафанова, 2010], а позже окончательно «опровергнуть» ее атрибуцию как средневековой башни. Было заявлено, что обнаруженный белокаменный пилон «относится не к башне, а к опорам моста. который был переброшен через дренажную канаву. для сброса талых и дождевых вод. в последней четверти XVIII в.» [Салимов, 2015. С. 217-219]. Однако профессиональный археолог архитектуры, при всем желании, не смог бы принять белокаменный пилон XIV в. за кладку конца XVIII в., особенно если он знаком с объектом de visu (а это именно такой случай).
Вскоре (2003-2004 гг.) в Торжке, на берегу Тверцы, на склоне Нижнего городища, Новоторжской археологической экспедицией были обнаружены два белокаменных сооружения на связующей глине. По целому ряду признаков, и прежде всего по остаткам заполнения колотыми кусками известняка, их отесками пористой структуры и чистой известью, они были определены как известеобжигательные печи XIV в. [Сарафанова, Малыгин, Седов, 2005; Малыгин, Сарафанова, 2008]. Однако А.М. Салимов заявил, что это не печи для получения извести, а остатки средневековых кузниц [Салимов, 2015. С. 243] (хотя в публикации П.Д. Малыгина и Н.А. Сарафановой четко отмечено: «С востока от реки печь разрушена кузницей XVIII в.» [Малыгин, Сарафанова, 2008. С. 104]). При этом утверждалось, что «невозможно выжечь известь в сооружении, стены которого сложены из белого камня.» и что «прокалиться (но не разрушиться) известняковые конструкции этих построек могли в процессе кузнечного производства», в то время как «при обжиге здесь известняка стены . неизбежно бы превратились в известь» [Салимов, 2015. С. 242-243]. При этом явно
игнорировались сведения о том, что древние известеобжигательные печи, сложенные из белого камня, встречаются даже в Западной Европе [Липатов, 2005. С. 373]. Не учтена и справочная литература, указывающая, что над топкой печи для получения извести в виде решетки традиционно «выводится свод из крупных кусков известняка» и что в промышленных известеобжигательных шахтах XIX в. наружная стена «чаще всего складывается из известкового камня» [Энциклопедический словарь, 1894. С. 828-829]. Не обращается внимания и на разность режимов обжига (известь получают при температуре от 900 до 1250 градусов по Цельсию [Малыгин, Сарафанова, 2008. С. 106], а ковка и сварка железа происходит при температуре 700-1300 градусов). Наконец, средневековые сыродутные кузнечные горны никогда не сооружались из белого камня, а их внутренние камеры гораздо меньше (их диаметр до 40 см 6, а печи в Торжке имели размеры 3,6 х 1,6 и 5 х 5 м). Не выдерживающие критики соображения по поводу каменной башни и печей для обжига извести в Торжке были тиражированы как минимум в пяти публикациях [Салимов, 2010 а; Он же, 2010 б; Он же, 2012; Он же, 2015. С. 210-219, 242-243; 2016].
Приводимые во всех рассмотренных случаях доводы и заявления представляются поспешными и непродуманными, не имеющими отношения к серьезным научным построениям (тем более недопустимы обвинения в непрофессионализме целых экспедиций). К сожалению, представленные примеры — не случайные ошибки, присущие конкретному искусствоведу. Это признаки опасной и уже получившей распространение в нашей науке ущербной методики, заключающейся в субъективном, выборочном привлечении аргументов, отказе от системной критики источников и контекстуального анализа имеющихся фактов.
6 Любезная консультация В.И. Завьялова.
Литература
Беляев Л.А., Сафарова И.А., Хохлов А.Н. Спасо-Преображенский собор в Тверском кремле: итоги раскопок 2012-2014 гг. // Российская археология. 2018. № 2. С. 148-161.
БеляевЛ.А., Сафарова И.А., Хохлов А.Н. Некрополь середины XII-XIII вв. на месте Спасо-Преображенского собора в Тверском кремле // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 10. Тверь, 2017. С. 61-98.
Булкин Вал. А., Иоаннисян О.М., Малыгин П.Д., Салимов А.М. Архитектурно-археологические исследования на Соборной пл. в Твери // Тверской археологический сборник. Вып. 1. Тверь, 1994. С. 243-248.
Дашкова И.А. Стеклянные браслеты из раскопок кремля и Затьмацкого посада г. Твери (по материалам исследований 1989-1991 гг.) // Тверской археологический сборник. Вып. 1. Тверь, 1994. С. 196-200.
История русского искусства. В 22 т. Т. 4: Искусство второй половины XIII — середины XIV века / Отв. ред. Э.С. Смирнова. М.: ГИИ, 2019. 720 с.
Липатов А.А. Печь из раскопок 1988 г. на Городище в контексте производства извести в Византии, Западной Европе и Древней Руси //Носов Е.Н., Горюнова В.М.,
Плохое А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. Прил. 1. С. 358-393.
Малыгин П.Д., Салимов А.М., Зайцев А.А. К изучению плинфы собора Борисоглебского монастыря в Торжке // Архитектурно-археологический семинар. Из истории строительной керамики средневековой Восточной Европы. СПб.: Изд-во ГЭ, 2003. С. 85-92.
Малыгин П.Д., Сарафанова Н.А. К изучению каменного зодчества средневекового Торжка: печи для обжига извести // Московская Русь. Проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Л.А. Беляева. М.: ИА РАН, 2008. С. 98-115.
Малыгин П.Д., Сарафанова Н.А. Новоторжский кремль в XIV в. // Великий Новгород и средневековая Русь. Сб. ст. к 80-летию академика В.Л. Янина. М.: ПИМ, 2009. С.86-94.
Малыгин П.Д., Сарафанова Н.А. Дерево-каменные укрепления Торжка XIV в. и некоторые особенности древнерусского военного зодчества. (По поводу статьи А.М. Салимо-ва) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2010. № 3 (41). С. 105-111.
Овсянников Н.Н. Краткие сведения о тверском кафедральном соборе как памятнике церковной древности. Тверь, 1896. 18 с.
ПСРЛ. Т. 18: Симеоновская летопись. СПб., 1913. 316 с.
ПСРЛ. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997. 734 с.
ПСРЛ. Т. 23: Ермолинская летопись. СПб., 1910. 242 с.
ПСРЛ. Т. 25: Московский летописный свод конца XV века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 464 с.
ПСРЛ. Т. 30: Владимирский летописец. Новгородская вторая (архивская) летопись. М.: Наука, 1965. 240 с.
Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Е1-47. Л.: Наука, 1982. 136 с.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор / Под ред. Вал.А. Булкина. Тверь: РИФ ЛТД, 1994. 368 с.
Салимов А.М. Тверские ротонды // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 5. Тверь, 2003. С. 288-314.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. История и проблемы изучения. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Вал.А. Булкина. Тверь: Изд. дом «Тверское княжество», 2008. 279 с.
Салимов А.М. К вопросу о датировке каменных оборонительных сооружений Торжка // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2010 а. № 1 (39). С. 36-39.
Салимов А.М. К вопросу о датировке каменных оборонительных сооружений Торжка // Труды ВИЭМ. Новоторжский сборник. Вып. 3. Торжок; Тверь, 2010 б. С. 47-50.
Салимов А.М. Мифы и реалии Новгородской набережной в Торжке // Проблемы исторического регионоведения. Вып. 3. СПб.: СПбГУ, 2012. С. 250-267.
Салимов А.М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель XII-XVI века. Т. I. Тверь: ФГБОУ ВПО «ГАСК», 2015. 592 с.
Салимов А.М. К вопросу о существовании в Торжке каменных оборонительных сооружений // Новгород и Новгородская земля. История и архелогия. Вып. 30. Великий Новгород, 2016. С. 138-145.
Салимов А.М. Тверской Спасо-Преображенский собор. XIII — начало XXI века. Тверь: Изд. «Салимовы и Ко», 2019. 376 с.
Салимов А.М. Спасо-Преображенский собор в Твери //Тверская старина. 2020. № 40. С. 110-123.
Сарафанова Н.А., Малыгин П.Д., Седов Вл.В. Открытие каменных оборонительных сооружений XIV в. в Торжке // Археологические открытия 2002 года. М.: Наука, 2003. С. 73-175.
Сарафанова Н.А., Малыгин П.Д., Седов Вл.В. Работы Новоторжской экспедиции в Торжке // Археологические открытия 2004 года. М.: Наука, 2005. С. 212-215.
Сафарова И.А., Беляев Л.А., Хохлов А.Н. Керамические плитки покрытия полов из раскопок на Соборной площади в Твери (по материалам исследований 20132014 гг.) // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 11. Тверь, 2018. С. 77-113.
Сафарова И.А., Хохлов А.Н., Беляев Л.А. Постройки XV-XVI вв., расположенные вблизи апсид собора Спаса Преображения в Тверском кремле (по материалам раскопок 2013-2014 гг.) // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 12. Тверь, 2019. С. 196-220.
Хохлов А.Н., Дашкова (Сафарова) И.А. Древняя Тверь в домонгольский период (археологический комментарий к историографическим спорам) // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 1. Тверь, 1996. С. 149-157.
Хохлов А.Н., Нестерова М.Е. Белокаменные башни ограды двора великих князей тверских (конец XIV — первая половина XV в.) // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 5. Тверь, 2003. С. 268-287.
Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XII-А (24). СПб., 1894. [6], II, [2]. 481-960 с.
Название статьи Несостоятельные опровержения
Сведения об авторе
Малыгин Петр Дмитриевич — кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт археологии РАН, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19. [email protected]
Аннотация
Факт обнаружения экспедицией под руководством Л.А. Беляева остатков тверского Спасо-Преображенского собора XIII в. был недавно оспорен А.М. Салимовым. Однако его доводы уже при ближайшем рассмотрении оказываются поспешными и непродуманными, а все, без исключения, утверждения не выдерживают критики.
Ключевые слова
Тверь, Спасо-Преображенский собор, фундаментные рвы, Торжок, известеобжигатель-ные печи, летописные свидетельства.
Title
Unfounded Rebuttals Author
Malygin Petr Dmitrievich— researcher, Institute of Archeology, Russian Academy of Sciences, Dm.Ulyanova st., 19, 117292, Moscow, Russian. [email protected]
Abstract
The fact that an expedition led by L.A. Belyaev discovered the remains of the Tver Savior-Transfiguration Cathedral of the 13th century was recently challenged by A.M. Salimov. However, even on closer examination, his arguments turn out to be hasty and ill-considered, and all, without exception, statements do not stand up to criticism.
Keywords
Tver, Savior-Transfiguration Cathedral, foundation ditches, Torzhok, lime kilns, chronicles.
References
Beliaev L.A., Safarova I.A., Khokhlov A.N. Necropolis of the Mid-12th-13th Centuries on the Site of the Transfiguration Cathedral in the Tver Kremlin. Tver', tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia (Tver, Tver Lands and Surrounding Territories in the Middle Ages), Issue 10, 2017, pp. 61-98 (in Russian).
Beliaev L.A., Safarova I.A., Khokhlov A.N. The Savior Transfiguration Cathedral of the Tver' Kremlin: the Results of Excavations 2012-2014. Rossiiskaia arkheologiia (Russian Archaeology). 2018, no. 2, pp. 148-161 (in Russian).
Brokgauz F.A., Efron I.A. (ed.) Entsiklopedicheskii slovar (Encyclopedic Dictionary). Vol. 12-A (24). Saint Petersburg, 1894. [6], II, [2], 481-960 p. (in Russian).
Bulkin Val. A., Ioannisian O.M., Malygin P.D., Salimov A.M. Architectural and Archaeological Studies on Sobornaya Square in Tver. Tverskoi arkheologicheskii sbornik (Tver Archaeological Collection of Articles), Issue 1, 1994, pp. 243-248 (in Russian).
Dashkova I.A. Glass Bracelets from the Excavations of the Kremlin and Zatmatsky Posad in Tver (Based on Research Materials of 1989-1991). Tverskoi arkheologicheskii sbornik (Tver Archaeological Collection), issue 1, 1994, pp. 196-200 (in Russian).
Khokhlov A.N., Nesterova M.E. White Stone Towers of the Courtyard Wall of the Tver Grand Dukes (late 14th — first half of the 15th Centuries). Tver', tverskaia zemlia i sopredel'nye ter-ritorii v epokhu srednevekov'ia (Tver, Tver Lands and Surrounding Territories in the Middle Ages), issue 5, 2003, pp. 268-287 (in Russian).
Khokhlov A.N., Dashkova (Safarova) I.A. Ancient Tver in the pre-Mongol Period (Archaeological Commentary on Historiographic Disputes). Tver', tverskaia zemlia i sopredel'nye ter-ritorii v epokhu srednevekov'ia (Tver, Tver Lands and Surrounding Territories in the Middle Ages), issue 1, 1996, pp. 149-157 (in Russian).
Lipatov A.A. Furnace from the Excavations in 1988 at Gorodishche in the Context of Lime Production in Byzantium, Western Europe and Ancient Rus. Gorodishche pod Novgorodom i poseleniia Severnogo Priil'men'ia (The Settlement near Novgorod and the Settlements of the Northern Priilmenye). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2005, appendix 1, pp. 358-393 (in Russian).
Malygin P.D., Salimov A.M., Zaitsev A.A. Studying the Bricks of the Borisoglebsky Monastery in Torzhok. Arkhitekturno-arkheologicheskii seminar. Iz istorii stroitel'noi keramiki srednevekovoi Vostochnoi Evropy (Architectural Archaeological Seminar. From the History of Architectural Ceramics of East Europe in Middle Ages). Saint Petersburg, Izdatel'stvo Gos. Ermitazha Publ., 2003, S. 85-92 (in Russian).
Malygin P.D., Sarafanova N.A. Novotorzhsky Kremlin in the 14th Century. Velikii Novgorod i srednevekovaia Rus'. Sb. statei: K 80-letiiu akademika V.L. lanina (Veliky Novgorod and medieval Russia. Collection of Articles: To the 80th Anniversary of Academician V.L. lanin). Moscow, PIM Publ., 2009, pp. 86-94 (in Russian).
Malygin P.D., Sarafanova N.A. To the Study of Stone Architecture of Medieval Torzhok: Lime Kilns. Moskovskaia Rus'. Problemy arkheologii i istorii arkhitektury K 60-letiiu L.A. Be-liaeva (Muscovite Rus. Problems of Archeology and History of Architecture. To the 60th anniversary of Leonid Belyaev). Moscow, IA RAN Publ., 2008, pp. 98-115 (in Russian).
Malygin P.D., Sarafanova N.A. Wood and Stone Fortifications of Torzhok, 14th Century and some Features of Old Russian Military Architecture. (Concerning the article by A.M. Salimov). Drevniaia Rus': Voprosy medievistiki (Ancient Rus: Questions of Medieval Studies), 2010, no. 3 (41), pp. 105-111 (in Russian).
Ovsiannikov N.N. Kratkie svedeniia o tverskom kafedral'nom sobore kakpamiatnike tserko-vnoi drevnosti (Brief Information about the Tver Cathedral as a Monument of Church Antiquity). Tver', 1896. 18 p. (in Russian).
Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles, vol. 1: Lavren-tyevskaya Chronicle). Moscow, Iazyki russkoi kul'tury Publ., 1997. 734 p.
Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles, vol. 18: Sime-onovskaya Chronicle). Saint Petersburg, 1913. 316 p. (in Russian).
Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles, vol. 23: Ermo-linskaya Chronicle). Saint Petersburg, 1910. 242 p. (in Russian).
Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles, vol. 25: Moscow Chronicle Collection of the Late 15th Century). Moscow, Leningrad, Izd. AN SSSR Publ., 1949. 464 p. (in Russian).
Polnoe sobranie russkikh letopisei (Complete Collection of Russian Chronicles, vol. 30: Vladimirsky Chronicler. The Second Novgorodskaya (Archival) Chronicle). Moscow, Nauka Publ., 1965. 240 p. (in Russian).
Rappoport P. A. Russkaia arkhitektura X-XIII vv. Katalog pamiatnikov. Arkheologiia SSSR. Svod arkheologicheskikh istochnikov. Vyp. E1-47 (Russian Architecture of the 10th-13th Centuries. Catalogue of Monuments. Archeology of the USSR. Collection of Archaeological Sources). Leningrad, Nauka Publ., 1982. 136 p. (in Russian).
Safarova I.A., Beliaev L.A., Khokhlov A.N. Ceramic Floor Tiles from Excavations on Cathedral Square in Tver (Based on Research Materials from 2013-2014). Tver', tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia (Tver, Tver Lands and Surrounding Territories in the Middle Ages), issue 11, 2018, pp. 77-113 (in Russian).
Safarova I.A., Khokhlov A.N., Beliaev L.A. Postroiki XV-XVI vv., raspolozhennye vblizi apsid sobora Spasa Preobrazheniia v Tverskom kremle (po materialam raskopok 2013-2014 gg.) Buildings of the 15th-16th Centuries, Located near the Apses of the Savior-Transfiguration Cathedral in the Tver Kremlin (Based on Excavations from 2013-2014). Tver', tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia (Tver, Tver Lands and Surrounding Territories in the Middle Ages), issue 12, 2019, pp. 196-220 (in Russian).
Salimov A.M. Myths and Facts of the Novgorodskaya Embankment in Torzhok. Problemy istoricheskogo regionovedeniia (Problems of Historical Regional Studies), issue 3, 2012, pp. 250-267 (in Russian).
Salimov A.M. Srednevekovoe zodchestvo Tveri i prilezhashchikh zemel' XII-XVI veka. T. I (The Medieval Architecture in Tver and the Surrounding Areas in the 12th-16th Centuries. Vol. 1). Tver': FGBOU VPO «GASK» Publ., 2015. 592 p. (in Russian).
Salimov A.M. The Savior-Transfiguration Cathedral in Tver. Tverskaia starina (Tver Antiquity), 2020, no. 40, pp. 110-123 (in Russian).
Salimov A.M. To the Question of Dating the Stone Fortifications in Torzhok. Drevniaia Rus': Voprosy medievistiki (Ancient Rus: Questions of Medieval Studies), 2010 a, no. 1 (39), pp. 36-39 (in Russian).
Salimov A.M. To the Question of Dating the Stone Fortifications in Torzhok. Trudy Vserossi-iskogo istoriko-etnograficheskogo muzeia. Novotorzhskii sbornik (Transactions of the All-Russian Museum of History and Ethnography), issue 3, 2010 b, pp. 47-50 (in Russian).
Salimov A.M. To the Question of the Existence of Stone Fortifications in Torzhok. Novgorod i Novgorodskaia zemlia. Istoriia i arkhelogiia (Novgorod and Its Lands. History and Archaeology), issue 30, 2016, pp. 138-145.
Salimov A.M. Tver Rotundas. Tver', tverskaia zemlia i sopredel'nye territorii v epokhu srednevekov'ia (Tver, Tver Lands and Surrounding Territories in the Middle Ages), issue 5, 2003, pp. 288-314 (in Russian).
Salimov A.M. Tverskoi Spaso-Preobrazhenskii sobor (Tver Savior-Transfiguration Cathedral). Tver', RIF LTD Publ., 1994. 368 p. (in Russian).
Salimov A.M. Tverskoi Spaso-Preobrazhenskii sobor. Istoriia iproblemy izucheniia. Izd. 2-e pererab. i dop (The Savior-Transfiguration Cathedral in Tver: its History and Problems of Studying. 2nd Edition). Tver', Izd. dom «Tverskoe kniazhestvo» Publ., 2008. 279 p. (in Russian).
Salimov A.M. Tverskoi Spaso-Preobrazhenskii sobor. XIII — nachalo XXI veka (The Savior-Transfiguration Cathedral in Tver. The 13th — Early 21st Century). Tver': Izdatel' «Salimovy i Ko» Publ., 2019. 376 p. (in Russian).
Sarafanova N.A., Malygin P.D., Sedov Vl.V. The Discovery of Stone Fortifications of the 14th Century in Torzhok. Arkheologicheskie otkrytiia goda 2002 (Archaeological Discoveries of2002). Moscow, Nauka Publ., 2003, pp. 173-175 (in Russian).
Sarafanova N.A., Malygin P.D., Sedov Vl.V. Works of the Novotorzhskaya Expedition in Torzhok. Arkheologicheskie otkrytiia 2004 goda (Archaeological Discoveries of2004). Moscow, Nauka Publ., 2005, pp. 212-215 (in Russian).
Smirnova E.S. (ed.) Istoriia russkogo iskusstva. T. 4. Iskusstvo vtoroi poloviny XIII — sere-diny XIV veka (Russian Art History, vol. 4: The Art of the Second Half of the 13th — mid-14th Century). Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2019. 720 p. (in Russian).