Научная статья на тему 'НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА'

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / PEASANT (FARMER) ECONOMY / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА / INSOLVENCY (BANKRUPTCY) OF THE PEASANT (FARMER) ECONOMY / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА / THE LEGAL PERSONALITY OF THE PEASANT (FARMER) ECONOMY / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / FINANCIAL RECOVERY / ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ / EXTERNAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овечкин Александр Петрович

В статье рассматриваются правовые аспекты особенностей несостоятельности (банкротства) крестьянского (фермерского) хозяйства. В статье дается определение крестьянского (фермерского) хозяйства, рассматриваются особенности его имущественного состояния, основания для признания его банкротом, особенности проведения процедур несостоятельности (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Insolvency (bankruptcy) of the peasant (or farmer''s) farming operation

The article discusses the legal aspects of insolvency (bankruptcy) of a peasant (farmer's) economy. The article gives the definition of peasant (farmer) economy, the features of his property status, the reasons for declaring him / her bankrupt, the features of procedures of bankruptcy (financial rehabilitation, external management, bankruptcy proceedings).

Текст научной работы на тему «НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА»

Финансовое право

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

ОВЕЧКИН Александр Петрович,

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой финансового права и налогообложения Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). E-mail: aleksaovech@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты особенностей несостоятельности (банкротства) крестьянского (фермерского) хозяйства. В статье дается определение крестьянского (фермерского) хозяйства, рассматриваются особенности его имущественного состояния, основания для признания его банкротом, особенности проведения процедур несостоятельности (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство).

Abstract: The article discusses the legal aspects of insolvency (bankruptcy) of a peasant (farmer's) economy. The article gives the definition of peasant (farmer) economy, the features of his property status, the reasons for declaring him / her bankrupt, the features of procedures of bankruptcy (financial rehabilitation, external management, bankruptcy proceedings).

Ключевые слова: Крестьянское (фермерское) хозяйство, несостоятельность (банкротство) крестьянского (фермерского) хозяйства, правосубъектность крестьянского (фермерского) хозяйства, финансовое оздоровление, внешнее управление.

Keywords: The peasant (farmer) economy, insolvency (bankruptcy) of the peasant (farmer) economy, the legal personality of the peasant (farmer) economy, financial recovery, external government.

Решение вопросов продовольственной безопасности, развития сельскохозяйственного производства, повышения его конкурентоспособности в условиях импорта замещения является на сегодняшний день приоритетным направлением аграрной политики государства. Принимаемые государством меры по развитию сельскохозяйственной сферы, дают свои плоды. За последние годы наблюдается определенный рост сельскохозяйственной продукции. В то же время число сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, которые становятся банкротами, остается достаточно большим. В данной статье рассмотрим особенности несостоятельности (банкротства) крестьянского (фермерского) хозяйства. Этому вопросу посвящен специальный параграф 3 (Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства) главы Х ФЗ РФ О несостоятельности (банкротстве) (далее - закон о банкротстве или несостоятельности). Особенности банкротства фермерского хозяйства связаны, прежде всего, со спецификой сельскохозяйственной деятельности, которая во многом может зависеть от климатических и погодных условий.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или)

свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и может быть создано одним гражданином.

В научной литературе не выяснен окончательно вопрос, о банкротстве каких лиц подразумевается в законе: о банкротстве фермерского хозяйства, его главы как индивидуального предпринимателя, или одновременно и о банкротстве фермерского хозяйства и его главы. Так, Шишмарева Т.П. пишет, что закон регулирует несостоятельность как крестьянского (фермерского) хозяйства, не обладающего статусом юридического лица, так и его главы - индивидуального предпринимателя.^] Представляется, что данная позиция не совсем точно отражает суть закона. Название параграфа, представленный в ст. 217 закона о банкротстве перечень оснований для признания лица банкротом указывает на то, что речь идет о несостоятельности именно фермерского хозяйства. Но парадокс состоит в том, что российское

законодательство формально признает банкротом только юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, т.е. лицо обладающее правосубъектностью. Фермерское хозяйство не обладает никакой правосубъектностью. Из определения фермерского хозяйства следует только, что оно является объединением граждан, имеющим в собственности имущество и осуществляющее сельскохозяйственную деятельность. Поэтому закон определяет в качестве банкрота фермерское хозяйство, а признает банкротом главу фермерского хозяйства как индивидуального предпринимателя, обладающего статусом правосубъектности. Хотя некоторые авторы полагают, что правильнее было бы признавать должником само фермерское хозяйство.[2] Но тогда возникает проблема, как признавать должником лицо, которое не обладает никакой правоспособностью. Таким образом, банкротство фермерского хозяйства это исключение из общего правила, сделанное для обеспечения «баланса интересов участников конкурсных отношений, когда все имущество хозяйства, принадлежащее его участникам на праве общей совместной собственности, будет составлять конкурсную массу без необходимости выделения иного (личного) имущества членов этого хозяйства».[3]

Хотя фермерское хозяйство не обладает правосубъектностью, а его глава является индивидуальным предпринимателем, правила его банкротства принципиальным образом отличны как от правил банкротства гражданина, так и индивидуального предпринимателя. В некоторым смысле они ближе стоят к банкротству юридического лица. По крайней мере, для банкротства фермерского хозяйства могут применяться все процедуры, предусмотренные для банкротства юридического лица.

В качестве оснований для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом ст. 217 Закона о несостоятельности называет неспособность:

• удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам

• удовлетворить требования кредиторов о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору,

• исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Причем фермерское хозяйство может быть признано банкротом как по любому одному из этих оснований, так и на основании объединенной задол-

женности.

В Законе о банкротстве выделяются особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом. Эти особенности касаются порядка подачи заявления о признании индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом. Оно подается в арбитражный суд при наличии письменного согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства и подписывается индивидуальным предпринимателем -главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Такой подход законодателя обусловлен совместной собственностью имущества фермерского хозяйства и заинтересованностью всех членов фермерского хозяйства в сохранности имущества.

В дополнение к тем документам, которые прилагаются к заявлению по общим правилам и предусмотрены ст. 38 Закона о банкротстве, к заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства должны быть приложены документы о:

- составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;

- составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;

- размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Если в адрес кредиторов, арбитражного суда направляется отзыв, указанные документы прилагаются и к нему.

Процедуры банкротства проходят с определенными особенностями, установленными законом и вытекающими из особенностей сельскохозяйственной деятельности. В частности, в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения в арбитражный суд может быть представлен план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Указанные план и график представляются главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Обратим внимание, что представление плана и графика являются не обязанностью, а только правом главы фермерского хозяйства.

Если арбитражный суд сочтет, что осущест-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2016. № 11(143)

вление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит должнику погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, то арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства. В Законе о несостоятельности не указывается, что оно вводится на основании решения собрания кредиторов, поэтому большинство авторов исходит из того, что для введения финансового оздоровления не требуется решения собрания кредиторов.[4] Причем погашение требований может быть осуществлено как за счет третьих лиц, так и за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано. Оно вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок финансового оздоровления может быть продлен на один год. Он продлевается, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер. Для этого необходимо внести изменения в график погашения задолженности.

Арбитражным судом может быть введено внешнее управление Оно вводиться на основании решения собрания кредиторов. Условием введения внещнего управления является наличие возможности восстановления платежеспособности фермерского хозяйства. Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления может превышать совокупный (вместе с финансовым оздоровлением) двух летний срок не более чем на три месяца. Однако, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского)

хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, этот срок может быть продлен еще на один год.

В то же время, внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов. Досрочное прекращение внешнего управления возможно в случае невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, а также наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств. Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства.

Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитраж-ным судом утверждается внешний управляющий. Причем совсем не обязательно, чтобы внешний управляющий соответствовал требованиям, предъявляемым Законом о банкротстве к арбитражным управляющим. С согласия внешнего управляющего полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

Основные особенности конкурсного производства закон связывает с имущественными отношениями. В состав конкурсной массы включаются находящееся в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, а также имущество приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права. Конкретно, это насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и др. Принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в ка-

кой его оборот допускается земельным законодательством.

Не входит в конкурсную массу имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства. Некоторые авторы усматривают в этом ограничение ответственности. Но это не так. Фермерское хозяйство несет субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства, что, по мнению некоторых ученых, с которым можно согласиться, ставит его в весьма невыгодное положение с большинством других индивидуальных предпринимателей, и даже юридических лиц созданных в форме хозяйственных обществ и производственных кооперативов.[5] С учетом социальной и экономической значимости сельскохозяйственной деятельности, повышенных предпринимательских рисков, часто независящих от главы фермерского хозяйства, можно было бы законодательно закрепить правило, освобождающее фермерское хозяйство от такой субсидиарной ответственности.

Для реализации имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе имущественных прав, арбитражный управляющий обязан провести независимую оценку его стоимости.

На первых торгах на продажу выставляется предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства. Она осуществляется по общим правилам предусмотренным для продажи предприятия при банкротстве (п. 4-19 ст. 110 Закона о банкротстве). Если предприятие не было приобретено, то на повторные торги выставляется производственно-

Библиография:

технологический комплекс, т.е. имущество, используемое для производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения, переработки, реализации. При этом производственно-технологический комплекс выставляется на торги единым лотом. Преимущественным правом приобретения производственно-технологический комплекс наделены лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку. Таким лицам арбитражный управляющий направляет уведомление, а также публикует соответствующую информацию в печатном органе по месту нахождения должника. В уведомлении и информации, помещаемой в печатном средстве, обязательно указывается начальная цена имущества. Если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав на торгах по общим правилам, предусмотренным Законом о банкротстве.

Последствием признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является утрата государственной регистрации главой крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. В орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя, арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.

1. Шишмарева Т.П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. М.: Статут, 2015.

2. Шишмарева Т.П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. М.: Статут, 2015.

3. Банкротство хозяйствующих субъектов: учебник для бакалавров / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2016.

4. Жукова Т.М. Особенности финансового оздоровления при банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3.

5. Серова О.А. Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств: от решения социально-экономических задач к проблемам правоприменения // Гражданское право. 2014. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.