Научная статья на тему 'НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ФАКТОР, ТОРМОЗЯЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ'

НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ФАКТОР, ТОРМОЗЯЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. БЕЗРАБОТИЦА / 2. ЗАНЯТОСТЬ / 3. РЫНОК ТРУДА / 4. РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / 5. СПРОС / 6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухинина Ю.А.

В своей работе я рассмотрела одну из серьезнейших проблем, тормозящих экономический рост страны - безработицу. Я привела ее основные типы и особое внимание уделила структурной безработице. А также я обратилась к еще одной проблеме - несогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг. Решить данную проблему, на мой взгяд, можно только с помощью механизма взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Я вывела основные элементы механизма на основании практики совместной работы служб занятости, органов образования и учебных заведений. В качестве приложения я привела перечень профессий и должностей, пользующихся наибольшим спросом работодателей на 10.12.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ФАКТОР, ТОРМОЗЯЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ»

НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ФАКТОР, ТОРМОЗЯЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

DISPARITY BETWEEN SUPPLY AND DEMAND IS FACTOR PULLING UP ECONOMICAL GROWTH OF COUNTRY

Ю.А. СУХИНИНА,

учащаяся 11-го класса МОУ «Гимназия», г. Раменское (Московская область)

Y.A. SUHININA,

student in grade 11 MOY «Gymnasium», Ramenskoe (Moscow region) Аннотация

В своей работе я рассмотрела одну из серьезнейших проблем, тормозящих экономический рост страны, - безработицу. Я привела ее основные типы и особое внимание уделила структурной безработице. А также обратилась к еще одной проблеме - несогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг. Решить данную проблему, на мой взгляд, можно только с помощью механизма взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Я вывела основные элементы механизма на основании практики совместной работы служб занятости, органов образования и учебных заведений. В качестве приложения привела перечень профессий и должностей, пользующихся наибольшим спросом работодателей на 10.12.2008.

Abstract

I have observed one of the most serious problems pulling up economic increase of country-unemployment. I have adduced its main types and paid attention to structural unemployment. I have also observed another problem - disparity between market ofwork and market of education. If we want to decide this problem we should find the mechanism of interaction between market of work and market of education. I have concluded the main elements of such mechanism basing on work of placement service and universities. As an annex to the article I cited a List of professions and posts, wich were most popular ones among employers on 10.12.2008

Ключевые слова

1. Безработица

2. Занятость

3. Рынок труда

4. Рынок образовательных услуг

5. Спрос

6. Предложение

Key words

1. Unemployment

2. Employment

3. Market of work

4. Market of education

5. Demand

6. Supply

Введение

Мне, ученице 11-го класса, в этом году предстоит встать на новый этап жизни - поступить в университет.

В современном, постоянно изменяющемся мире очень важно грамотно подойти к выбору будущей профессии, специальности, вуза. Для меня важна не только сама учеба в институте, получение образования, но и востребованность тех знаний и умений, которые я приобрету. В данной работе я попытаюсь разобраться в том, чего хотим и кем хотим стать мы, сегодняшние одиннадцатиклассники и что востребовано, нужно стране для ее функционирования и нормального экономического роста.

Мы все заинтересованы жить в сильной, стабильной, экономически развитой стране, но в то же время мало кто ориентируется на то, что действительно нужно, что будет востребовано. Возникает несоответствие между полученным образованием и востребованностью этого образования в своей стране. По статистике, в нашей стране 42% людей меняют профессию уже в течение первых двух лет после окончания профессионального училища, колледжа или вуза, а в целом до 80% населения работают не по специальности, указанной в дипломе о профессиональном образовании1.

Я провела анкетирование среди 37 своих сверстников - 58% будут пробовать поступить в экономические вузы, 20% - на юридические

1 С.В. Чернов. Азбука трудоустройства 9-11. - М., 2007.

специальности, 12% - в технические, остальные будут пробовать в разные и пойдут туда, куда пройдут по конкурсу. Но все хотят получить высшее образование и в основном за государственный счет.

А что нужно стране? «Наиболее востребованные в Москве рабочие специальности - грузчики, дворники, уборщики помещений и дорожные рабочие, - сообщает управление Государственной службы занятости населения столицы. - В банк вакансий Московской службы занятости больше всего предложений от работодателей на работников малоквалифицированного труда поступило на грузчиков (2,6 тысячи вакансий), дворников (1,7 тысячи вакансий), уборщиков помещений (3 тысячи вакансий), курьеров и дорожных рабочих (по 0,8 тысячи вакансий)».

Вырисовывается очень серьезная проблема, которая требует последовательного, длительного решения: и я, и мои сверстники после окончания института рискуем пополнить армию безработных, получив ту специальность, на которую не будет спроса работодателей.

А увеличение безработицы - это серьезная проблема, тормозящая экономический рост страны. Нельзя сказать, что никто не задумывается над этой проблемой, но пока эффективного практического решения еще не найдено. В своей работе я постаралась взглянуть на этот вопрос со своей точки зрения и попытаться найти пути решения этой проблемы. Я убеждена, что если бы каждый стремился занять достойное место в жизни, то от этого увеличивалось благосостояние не только отдельного человека, но и всей страны в целом.

Особое внимание в своей работе я хотела бы уделить именно проблеме несоответствия между спросом и предложением на рынке труда.

Подойдем к этой проблеме с двух сторон: с одной стороны, избыток рабочей силы - безработица, а с другой стороны, нехватка рабочих специальностей.

1. Проблема первая - безработица

Безработица - сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присуще обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств в жизни2. Исходя из причин безработицы можно сформулировать ее основные типы. Различают безработицу фрикционную, структурную, циклическую, сезонную и скрытую.

2 Толковый словарь терминов и понятий / Под редакцией Ю.В. Колеснокова.

Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места.

Помимо этого, рабочие неожиданно для себя могут оказаться уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным.

В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица вызывается структурными преобразованиями в экономике: развитием новых технологий, появлением новых отраслей, производств и сокращением устаревших (например, происходящие технологические изменения в производстве персональных компьютеров, появление лазерных дисков, жидкокристаллических мониторов, волоконной оптики, мобильных телефонов и т.д.). Все эти изменения приводят к тому, что работников с определенной квалификацией оказывается больше, чем нужно, и они пополняют ряды безработных. При этом для новых рабочих мест работников с нужной квалификацией не хватает. Это приводит к тому, что потерявшие работу вынуждены доучиваться или полностью переучиваться, что требует времени.3

Выделяют еще и сезонную безработицу, которая возникает в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, сезонное обслуживание туристов, где спрос на рабочую силу носит сезонный характер (например, уборка урожая, строительство дач, курортное обслуживание на Черноморском побережье России и т.д.). Этот вид безработицы не всегда выделяют ввиду того, что к любому сезонному виду деятельности все

3 Учебник по экономике для 10-11-х классов / Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М, 2007.

постепенно приспосабливаются - кто-то привык к такому образу жизни и не занимается активным поиском работы во внесезонное время, другие готовы трудиться за одну и ту же плату круглосуточно, зная, что в сезон им придется работать сверхурочно. В некоторых видах деятельности эту проблему решают путем привлечения работников на временную работу, например студентов на уборку урожая или на обслуживание туристов. Помогает здесь и система варьирования цен для сглаживания проблем сезонности. Например, снижение цен на курортное обслуживание или предоставление помещений для проведения различных конференций в осенне-зимний период.

Эти формы безработицы существуют в экономике независимо от того, переживает ли она подъем или спад, поэтому уровень безработицы, вызванный перечисленными причинами, называют естественной безра-ботицей.4

Циклическая безработица - безработица, причинами которой являются циклические спады производства или кризис экономики.

Циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад. В этом случае кризисные явления возникают не на отдельных, а практически на всех товарных рынках. Трудности переживает большинство фирм страны, а потому массовые увольнения начинаются почти одновременно и повсеместно. В итоге общее число свободных рабочих мест в стране оказывается меньше числа безработных. В фазах оживления и подъема появляются новые рабочие места, и безработица рассасывается.

Одними из главных причин естественной безработицы в современном обществе являются отсутствие мобильности трудовых ресурсов, а также несоответствие между спросом и предложением труда. Во-первых, люди не готовы переезжать в другие регионы, так как это достаточно проблематично. Здесь надо отметить прежде всего проблему, связанную с операциями купли-продажи жилья. Продажа старого жилья и покупка нового, как правило, занимает достаточно много времени, да и сил. С другой стороны, люди морально не готовы менять свою жизнь, в том числе место работы и жительства. А я считаю, что это отнюдь не правильно, ведь гораздо грамотнее с экономической точки зрения принять предложение о работе в другом регионе и постараться как можно быстрее решить все проблемы с переездом, чем просиживать дома в ожидании предложения о работе в своем городе.

Во-вторых, как я уже отметила ранее, мало кто задумывается над тем, что реально нужно стране, в каких кадрах она нуждается, отсюда появля-

4 Учебник по экономике для 10-11-х классов / Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - М, 2007.

ется парадокс: на две свободные вакансии приходится один безработный. И казалось бы, что мешает безработным заниматься тем, что предлагается работодателями. Но здесь все не так-то просто.

Существует ряд причин: отдаленность от места проживания, неподходящая заработная плата и, наконец, непрестижность рабочего места.

2. Проблема вторая - несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг.

В последние годы в связи со структурными преобразованиями обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации не только молодых специалистов, но и других категорий соискателей рабочих мест требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы.

Возникло противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика регионов не нуждается или уже удовлетворила спрос.

Снижение объемов производства и услуг, изменение структуры спроса на профессии и специальности привели к рассогласованию рынка труда и рынка образовательных услуг.

Возникшие противоречия между рынком труда и рынком образовательных услуг в некоторой степени носят объективный характер, так как для открытия новых специальностей требуется определенное время, в то же время учебные заведения вынуждены учитывать порой конъюнктурные образовательные потребности своих абитуриентов.

В результате образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, обостряется несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей.

Анализ работы региональных служб занятости показывает, что в общем объеме предложения рабочей силы доля выпускников учебных заведений ежегодно составляет 15-20%, кроме того, в силу известных обстоятельств молодые специалисты по сравнению с опытными работниками имеют низкую стартовую конкурентоспособность.

Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности.

Необходим механизм взаимодействия профессионального образования и рынка труда. Совершенствование механизма взаимодействия рынка

труда и профессионального образования во многом зависит от политики государства по развитию качества рабочей силы на рынке труда, которая должна быть направлена на:

- развитие человеческих ресурсов, в том числе через учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

- постоянную корректировку структуры, объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений;

- совершенствование системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров;

- опережающее обучение высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой увольнения, для новых сфер приложения труда;

- развитие гибкой и ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

- непрерывное образование населения.

Важной задачей становится мониторинг рынка труда, в результате которого можно выявить потребности территорий в рабочей силе, тенденции ее спроса и предложения, обоснования рациональной структуры и объемов подготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профессионально-образовательный выбор молодежи зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности и востребованности определенных профессий и специальностей на рынке труда. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности, общества и работодателей, однако он существенно определяет структуру образовательных услуг и впоследствии создает серьезные проблемы с трудоустройством и эффективной занятостью молодежи.

Сложившийся дисбаланс между структурой подготовки кадров и спросом на выпускников обусловливает необходимость создания в каждом регионе информационной системы, адекватно реагирующей на постоянные изменения на рынке труда: о спросе и предложении, развитии тех или иных организаций, имеющихся вакансиях, перспективах развития новых рабочих мест.

Все это имеет определяющее значение для формирования спроса на требуемых специалистов, осознанного выбора молодежью профессии

с учетом ее склонностей и потребностей рынка труда, а также подготовки в учебных заведениях тех кадров, в которых нуждается экономика регионов.

В то же время необходимо совершенствовать технологию прогнозирования перспективных потребностей организаций в рабочей силе и использования прогнозов для формирования планов приема в учебные заведения и внутрифирменного обучения персонала.

Обеспечение населения, работодателей, учебных заведений оперативной и достоверной информацией о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы через средства массовой информации, газеты, журналы, специализированные сайты в Интернете окажет положительное регулирующее воздействие на процесс формирования профессионально-образовательных потребностей молодежи и, следовательно, на взаимосвязь рынков труда и образовательных услуг.

Исследование проблем трудоустройства выпускников проводится на основе изучения материалов служб занятости и органов образования, статистических данных. Ценный материал по этой проблеме имеется в исследованиях Российского государственного профессионально-педагогического университета и Московского социального университета, проведенных по заказу Управления профессионального образования и развития человеческих ресурсов Минтруда России.

Трудоустройство молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в целом выглядит благополучно, так как их доля в потоке трудоустройства, как и в потоке обращения в службы занятости, составляет 35% и имеет положительную тенденцию. Однако за этим внешним благополучием кроются серьезные проблемы: так, около 40% выпускников не могут своевременно найти работу, а 30% - трудоустраиваются не по полученной специальности; в то же время невостребованными остаются выпускники с «модными» специальностями - юристы, менеджеры, экономисты.

Анализ практики работы региональных служб занятости показывает, что основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников, являются:

- низкая конкурентоспособность выпускников, отсутствие у большинства из них необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

- несоответствие профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий;

- отсутствие механизма, обеспечивающего взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

- отсталость кадровой политики большинства организаций, ориентированных в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

- отсутствие вакансии для молодежи, не имеющей опыта трудовой деятельности и высокой квалификации, в связи с чем они не всегда могут найти работу, причем не только по полученной профессии.

Трудовая мотивация выпускников еще не сформирована и они часто отдают предпочтение высокооплачиваемой и престижной работе.

Чем успешнее будут сформированы вышеперечисленные характеристики конкурентоспособности выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и трудоустроены.

Важнейшим средством повышения конкурентоспособности выпускников, активизации процесса профессионального самоопределения и оптимизации их трудоустройства является профориентация (информирование, консультирование, отбор, психологическая поддержка).

Международный и отечественный опыт убеждает в большой эффективности профориентационных услуг, оказываемых молодежи, что связано с их высокой восприимчивостью к новым формам поведения, способностью к адаптации в новых условиях, в том числе к трудовой деятельности после учебы.

Проблема трудоустройства осложняется также несоответствием объемов и профилей подготовки кадров потребностям экономики регионов, а также завышенным выпуском специалистов по «модным» профессиям в ущерб подготовки кадров для возрождающейся промышленности, социальной сферы и новых рыночных структур.

Результаты опроса показывают, что примерно 65-85% учащихся школ ориентированы на продолжение образования в вузах. Такая тенденция объясняется не только престижностью высшего образования, но и появлением на рынке разнообразных привлекательных образовательных услуг. Такой феномен маркетологи называют «формированием потребительских предпочтений».

Эти и другие факторы предопределяют то, что на рынке труда возникают стихийные изменения спроса на образовательные услуги, порождающие резкие периодические колебания в сторону увеличения спроса на одни группы профессий и специальностей и уменьшения - на другие.

Специалисты отмечают, что такие всплески на рынке образовательных услуг чаще возникают под влиянием социально-психологических факторов, изменений в общественном мнении, чем под воздействием факторов экономического характера. При этом в силу высокой значимости социально-психологических условий формирования спроса на обра-

зовательные услуги его изменения постоянно отстают от прогнозных характеристик рынка труда, что приводит к возникновению «временного блага» (до 5-6 лет) между изменениями на рынке труда и на рынке образовательных услуг.

Анализ состояния предложения и спроса на профессии разной квалификации и направленности показывает, что во многих регионах в настоящее время предложение юристов и экономистов превышает спрос в два раза, менеджеров разного уровня - в два-три раза. При этом значительно возрастает спрос на рабочие профессии промышленности и строительства, а потребность в инженерных кадрах уже в настоящее время в два раза превышает предложение.

Профессиональное самоопределение молодежи во многом зависит от сложившихся стереотипов о престижности и востребованности отдельных профессий и не всегда соответствует потребностям рынка труда. Однако, как показывает практика, оно в значительной мере влияет на структуру подготовки кадров и образовательных услуг учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Назрела необходимость проведения в каждом субъекте Федерации молодежной кадровой политики со стратегической целью трудового воспитания, профессионального образования, повышения эффективности воспроизводства и использования потенциала молодых специ-алистов.

Следует постоянно корректировать содержание профессионального обучения в соответствии с требованиями работодателей, расширять подготовку кадров на контрактной основе, предусматривающую целевую подготовку, трудоустройство и адаптацию кадров на рабочем месте.

Практика показывает, что в ряде случаев целесообразно введение социального заказа на подготовку кадров для организаций и предприятий. Эту функцию следует возложить на отраслевые комитеты в администрациях субъектов Федерации, которые пока не влияют на процессы воспроизводства кадров для соответствующих отраслей.

Устранение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы требует новых подходов в деятельности учебных заведений, их ориентации на реальное положение в сфере занятости и прогнозные характеристики рынка труда.

В рыночной экономике спрос и предложение регулируются путем последовательных приближений. Эта система работает до тех пор, пока учебные заведения и молодежь информированы не только о конъюнктуре рынка труда, но и о его прогнозных характеристиках и учебные заведения могут готовить столько специалистов, сколько требуется экономике регионов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако отсутствие долговременных прогнозов социально-экономического развития, слабая связь с заказчиками кадров приводит к тому, что образовательные учреждения вынуждены ориентироваться на потребности молодежи в образовательных услугах без учета потребностей экономики регионов.

Во многих территориях России накопился положительный опыт решения этой проблемы. Так, ряд московских вузов заключил совместный договор с центром труда и занятости «Перспектива» о создании информационного пункта по поддержке студентов для предварительного трудоустройства до окончания вуза. В Московском государственном социальном университете функционирует кадровое агентство, создана электронная биржа труда, накапливается информация об имеющихся вакансиях, требованиях работодателей, предлагаемой зарплате, условиях труда. Владея такой информацией, можно находить разумный компромисс, вносить коррективы в учебные программы, определять специализацию выпускников в соответствии с их склонностями и потребностями работодателей.

Отсутствие государственной системы профориентации молодежи, разрушение связей учебных заведений с организациями и предприятиями, открытие специальностей без учета потребностей народного хозяйства приводят к нарушению спроса и предложений рабочей силы, рассогласованию баланса между рынком труда и рынком образовательных услуг, осложнению трудоустройства выпускников.

За последние годы принят ряд мер, направленных на повышение уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Введена контрактная система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональном образованием. Определен временный порядок согласования объемов и профилей подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования, созданы специализированные подразделения по работе с выпускниками. Для выпускников, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством и получивших статус безработных, Государственная служба занятости оказывает помощь в трудоустройстве, переподготовке, профориентации, а также психологическую поддержку, используя различные программы.

В соответствии с постановлением совместной коллегии Минобразования России и Минтруда России утверждена и реализуется Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учебных заведений профессионального образования.5

5 http://www.pmuc.ru/jomal/number21/kyazimov.htm

Заключение

На основании вышеизложенного и с учетом практики совместной работы служб занятости, органов образования и учебных заведений можно предложить следующие основные элементы механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования:

- организация мониторинга и прогнозирования развития региональных рынков труда, определение потребности в кадрах, обоснование объемов и структуры их подготовки в соответствующих учебных заведениях;

- создание в регионах единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребуемых и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства;

- постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;

- периодическое информирование молодежи, высвобождаемых работников, незанятого населения, учебных заведений, работодателей о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы;

- налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, а также развитие контрактной системы подготовки молодых специалистов;

- совместная деятельность служб занятости и органов образования по приведению структуры, объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях в соответствии с потребностями экономики регионов;

- обеспечение высокого уровня подготовки и переподготовки кадров в учреждениях профессионального образования и непосредственно на производстве как важнейшего условия повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;

- развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации населения, в том числе молодежи, создание в учебных заведениях служб маркетинга и трудоустройства выпускников;

- организация при необходимости профессиональной переподготовки незанятого населения и выпускников, испытывающих трудности в трудоустройстве.

Реализация данного механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволит учебным заведениям

повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодых специалистов, вносить свой вклад в развитие человеческих ресурсов.6

Библиографический список

1. С.В. Чернов. Азбука трудоустройства 9-11. - М., 2007.

2. Толковый словарь терминов и понятий / Под редакцией Ю.В. Ко-леснокова.

3. Учебник по экономике для 10-11-х классов / Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной.

4. «Комсомольская правда» № 42, 2007 год.

5. «Аргументы и факты» № 50, 2007 год.

6. «Итоги» № 49, 2008 год.

7. http://www.pmuc.ru/jornal/number21/kyazimov.htm

Bibliographical list

1. S.V. Chernov. ABC of employment 9-11. - Moscow, 2007.

2. Dictionary of terms and conceptions. / Edited by Y.V. Kolesnikov.

3. Manual of Economics for 10-11 grades / Edited by A.G. Gryznova and N.N. Dumnaya.

4. «Komsomolskaya Pravda» № 42, 2007.

5. «Arguments and facts» № 50, 2007

6. «Results» № 49, 2008.

7. http://www.pmuc.ru/jornal/number21/kyazimov.htm

Контактная информация

140100, МО, город Раменское, «Гимназия» Тел.: 8 (496) 465-07-30

Contact links

140100 MO, Ramenskoe «Gymnasium» Tel.: 8 (496) 465-07-30

6 http://www.pmuc.ru/jornal/number21/kyazimov.htm

Приложение

Перечень профессий и должностей, пользующихся наибольшим спросом у работодателей на 10.12.08

№ п/п Должности Заявленная потребность Средняя предлагаемая заработная плата в рублях

1 Охранник 1386 14 281

2 Менеджер 808 32 438

3 Милиционер 744 14 518

4 Инженер 620 19 267

5 Медсестра 575 9743

6 Консультант 468 15 125

7 Кассир 326 17 350

8 Инженер-конструктор 282 19 812

9 Бухгалтер 249 15 939

10 Врач 237 15 353

11 Агент страховой 228 10 033

12 Инженер-технолог 222 17 737

13 Мастер 183 17 075

14 Техник 182 12 717

15 Механик 172 16 428

16 Сотрудник службы безопасности 170 17 800

17 Прораб 149 26 415

18 Воспитатель 140 9295

19 Начальник отдела 136 27 168

20 Администратор 103 18 284

21 Главный бухгалтер 100 26 693

22 Преподаватель 93 11 748

23 Воспитатель 92 7852

24 Фасовщица 92 11 661

25 Фельдшер 83 11 396

26 Экономист 80 10 083

27 Лаборант 78 8850

28 Инспектор 77 14 658

29 Оператор ПК 74 14 605

30 Врач-педиатр 73 17 301

№ п/п Должности Заявленная потребность Средняя предлагаемая заработная плата в рублях

31 Инженер-электроник 73 18 845

32 Младший воспитатель 70 7726

33 Генеральный директор 65 74 435

34 Инженер-механик 64 19 455

35 Инженер-проектировщик 62 22 350

36 Инженер-электрик 62 19 951

37 Врач-терапевт 56 13 678

38 Заместитель директора 56 20 909

39 Программист 56 18 589

40 Юрист 56 16 864

41 Технолог 54 20 649

42 Инженер-строитель 53 22 973

43 Фармацевт 53 12 346

44 Инженер-энергетик 51 18 934

45 Инженер-программист 50 17 644

46 Электромеханик 50 16 283

47 Секретарь руководителя 49 17 931

48 Инженер-сметчик 47 23 088

49 Архитектор 45 27 577

50 Геодезист 39 24 394

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.