Отзывы
НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЦИТИРОВАНИЯ ПРИВОДИТ К ПЛАГИАТУ
С. В. Тетюев, кандидат юридических наук; доцент кафедры уголовного процесса
и криминалистики ЮУрГУ
При ознакомлении с содержанием пятого номера журнала «Мировой судья» за 2009 год меня заинтересовала статья старшего преподавателя кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института Н. А. Курмаевой под названием «Проблемы участия специали-ста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых». Интерес был обусловлен тем, что уже несколько лет я занимаюсь исследованием, в том числе вопросов использования педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних, о чем свидетельствуют научные статьи, опубликованные в юридических журналах и сборниках конференций, а также монография, выпущенная в свет в конце 2008 года1.
Когда я начал читать статью Н. А. Курмаевой и прочитал третий абзац, последнее предложение этого абзаца мне показалось очень знакомым: почти в таком же виде оно содержалось в тексте моей статьи «Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ», опубликованной в сборнике конференции в 2007 году2.
С. В. Тетюев Н. А. Курмаева
УПК РФ... не указал, в каких случаях для участия в допросе вызывается педагог, а в каких - психолог, оставив решение этого вопроса на усмотрение участников уголовного судопроизводства - прежде всего дознавателя, следователя, суда (С. 254). ...Однако УПК РФ не содержит положений о том, в каких случаях для участия в допросе вызывается психолог, а в каких - педагог, оставив решение этого вопроса на усмотрение лиц, ведущих предварительное расследование.
Не исключив возможное совпадение мыслей, я продолжил чтение статьи Н. А. Курмаевой и, к сожалению для себя, обнаружил еще одно «совпадение», правда, с изъятием причастного оборота:
С. В. Тетюев Н. А. Курмаева
...Современная жизнь такова, что педагог - более распространенная профессия, нежели психолог, специализирующийся на подростковой и юношеской психологии. В силу этого обеспечить участие педагога в уголовном процессе гораздо проще, чем участие психолога (С. 256). ...Педагог - более распространенная профессия, нежели психолог, в силу чего обеспечить участие педагога в уголовном процессе гораздо проще, чем участие психолога...
Следом за указанным «совпадением» было обнаружено еще одно - на этот раз Н. А. Курмае-ва не сделала ссылку на кандидатскую диссертацию В. К. Комарова3, несколько перефразировав его мысль.
В. К. Комаров Н. А. Курмаева
Ограничения относительно участия педагога в допросе несовершеннолетних «недостаточно научно обоснованы и, в интересах расследования, практически должны рассматриваться несколько условно. Поэтому положение ...Представляется, что ограничения относительно участия психолога (педагога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого недостаточно научно обоснованы. Положение закона об обязательном участии
закона об участии педагога при допросе должно быть распространено... на несовершеннолетних более старших возрастных групп, независимо от их процессуального положения» (С. 126). психолога (педагога) в допросе должно быть распространено на указанных лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Конструкция другого текстового фрагмента статьи Н. А. Курмаевой мне также напомнила собственную статью. Отличие заключается только в видоизменении содержания сносок.
С. В. Тетюев Н. А. Курмаева
В литературе справедливо рекомендуется приглашать психолога (а не педагога) на допрос умственно отсталых подростков <22>, а также тех, которым свойственны ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (эмоционально-волевое недоразвитие или, напротив, интенсивное развитие интеллектуальных способностей, чрезмерная импульсивность, заметное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и т.д.) <23> (С. 255). В литературе справедливо рекомендуется приглашать психолога, а не педагога, на допрос умственно отсталых подростков <8>, а также тех, которым «свойственны ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (эмоционально-волевое недоразвитие или, напротив, интенсивное развитие интеллектуальных способностей, чрезмерная импульсивность, заметное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и т.д.)» <9>.
<22> См., например: Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И. Н. Указ. соч. С. 66; Щер-ба С. П. Охрана прав беспомощных потерпевших по уголовным делам / С. П. Щерба, О. А. Зайцев, Т. Е. Сарсенбаев. М., 2001. С. 95. <23> См.: Курс уголовного судопроизводства: учебник: в 3 т. / под ред. В. А. Михайлова. М.; Воронеж, 2006. Т. 3. С. 23-24; Семьяно-ва И. С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних (организационно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 114. <8> Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И. Н. Судебно-психологическая экспертиза: учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 1993. С. 13; Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И. Н. Судебная экспертиза: учебное пособие. Ростов н/Д., 2006. С. 66. <9> Семьянова И. С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних (организационно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 114.
Если перечисленные совпадения мыслей и выражающего их текста не являются столь существенными, хотя и не делают особой чести автору рассматриваемой статьи, и при наличии очень большого желания их можно расценить как случайные, то сравнение заключительной части статьи Н. А. Курмаевой с собственной статьей позволяет мне сделать однозначный вывод о том, что имел место факт заимствования без соблюдения правил цитирования, т.е. без указания автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Судите сами:
С. В. Тетюев Н. А. Курмаева
При рассмотрении вопросов обязательного участия педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего правонарушителя необходимо затронуть вопрос о том, каким образом должны быть установлены психическое расстройство и отставание в психическом развитии, ибо наличие любого из них у несовершеннолетнего правонарушителя, достигшего возраста 16 лет, влечет обязательное участие педагога (психолога) в его допросе. Как в целом отмечают Н. М. Букаев и В. В. Мальцев, необходимы документальные При рассмотрении вопросов обязательного участия психолога в допросе несовершеннолетнего необходимо затронуть вопрос о том, каким образом должны быть установлены психическое расстройство и отставание в психическом развитии. Как отмечают Н. М. Букаев и В. В. Мальцев, необходимы документальные данные об этом <11>. Ж. В. Эстерлейн считает, что «сам факт психического расстройства или отставания в психическом развитии несовершеннолетнего должен быть установлен дознавателем и подтвержден соответствующими до-
данные об этом <8>. В. В. Николюк считает, что наличие психического расстройства у допрашиваемого должно быть подтверждено медицинскими документами, а вывод об отставании в психическом развитии формулируется экспертом-психологом по результатам проведения психологической или комплексной пси-холого-психиатрической экспертизы <9>.
<8> Букаев Н. М. Расследования преступлений несовершеннолетних / Н. М. Букаев, В. В. Мальцев. Ростов н/Д., 2006. С. 100.
<9> Курс уголовного судопроизводства: учебник: в 3 т. / под ред. В. А. Михайлова. М.; Воронеж, 2006. Т. 3. С. 23.
А как быть в случае, когда необходимо допросить несовершеннолетнего подозреваемого, который отстает в психическом развитии? Смело можно утверждать, что заключение экспер-та-психолога невозможно получить к моменту допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Как показывает практика, иногда и несовершеннолетние обвиняемые допрашиваются, когда в деле еще отсутствует заключение эксперта. Общеизвестно, что экспертиза - одно из самых продолжительных процессуальных действий, для ее производства в распоряжение эксперта необходимо предоставить достаточное количество материалов, включая процессуальные документы. Однако момент появления в уголовном деле подозреваемого, по общему правилу, характеризуется отсутствием (по вполне понятным причинам) той содержательной доказательственной базы, которая должна быть предоставлена эксперту вместе с постановлением о назначении психологической (психиатрической) экспертизы. Поэтому наличие в уголовном деле заключения соответствующего эксперта об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии не может быть признано безусловным (единственным) основанием для обеспечения обязательного участия педагога (психолога) в допросе такого несовершеннолетнего. На наш взгляд, для этого достаточным будет наличие у следователя предположений об отставании в психическом развитии, основывающихся на показаниях иных участников уголовного процесса, справках из психо-неврологических диспансеров о том, что лицо состоит на учете с определенным диагнозом и т.д. ... (С. 252).
кументами (медицинской справкой, выпиской из истории болезни, заключением эксперта)» <12>.
<11> Букаев Н. М. и др. Расследования преступлений несовершеннолетних. Ростов н/Д., 2006. С. 100.
<12> Эстерлейн Ж. В. Дознание по делам о преступлениях несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 85.
А как быть в случае, когда необходимо допросить несовершеннолетнего подозреваемого, страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии? Можно утверждать, что заключение судебнопсихиатрической, судебно-психологической либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы невозможно получить к моменту допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Как показывает практика, несовершеннолетние обвиняемые также допрашиваются, когда в деле еще отсутствует заключение эксперта, так как экспертиза - одно из самых продолжительных процессуальных действий, для ее производства в распоряжение эксперта необходимо предоставить достаточное количество материалов, характеризующих личность подростка, включая протоколы допросов и других следственных действий. Однако момент появления в уголовном деле подозреваемого по общему правилу характеризуется отсутствием той содержательной доказательственной базы, которая должна быть предоставлена эксперту вместе с постановлением о назначении психологической (психиатрической, комплексной психо-лого-психиатрической) экспертизы. Поэтому наличие в уголовном деле соответствующего заключения эксперта о том, что несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, не может быть признано единственным основанием для обеспечения обязательного участия психолога в допросе такого несовершеннолетнего. На наш взгляд, данные обстоятельства могут быть подтверждены медицинской документацией, справкой из психоневрологического диспансера о том, что несовершеннолетний состоит на учете, школьными характеристиками, показаниями родителей и иных участников уголовно-го процесса и т.д.___________________________
Комментарии, как говорится, излишни.
Вполне можно допустить, что одна и та же идея абсолютно самостоятельно приходит к двум, трем и т.д. исследователям независимо друг от друга. Но едва ли возможна ситуация, когда разные люди мыслят не только одинаково, но еще и одинаковыми предложениями и даже абзацами. К тому же не в пользу Н. А. Курмаевой говорит и тот факт, что при написании своей статьи она использовала мою статью, о чем свидетельствует цитирование одной мысли из нее с соответствующей ссылкой на источник. Однако в четырех вышеуказанных случаях какие-либо ссылки отсутствовали.
Сравнение последних фрагментов наглядно характеризует метод, использованный исследователем: за основу берется фрагмент ранее опубликованной работы чужого автора (без указания источника заимствования), какие-то слова опускаются или меняются местами, какие-то словосочетания добавляются, содержание сносок видоизменяется за счет частичной замены или исключения научных работ, на которые есть ссылка в оригинале, и полученный текст без тени смущения выдается за свой собственный.
Интересно, на что рассчитывают исследователи, использующие подобного рода «методы исследования» и публикующие результаты своих исследований на страницах федеральных (!) периодических изданий? На то, что авторы, чьи произведения берутся, мягко говоря, за основу для переработки, не читают этих самых юридических журналов и (или) не в состоянии узнать собственные стиль и почерк? В настоящее время для ознакомления с содержанием определенных журналов не обязательно быть их подписчиком. И с ними можно ознакомиться не только в библиотеках. Материалы немалой части издающихся в нашей стране юридических периодических изданий (в том числе и журнала «Мировой судья») размещаются в справочных правовых системах, количество пользователей которых существенно превышает количество подписчиков и тех, кто регулярно посещает библиотеки. Поэтому, как гласит народная мудрость, шила в мешке не утаишь.
Если бы Н. А. Курмаева опубликовала свою статью в одном из региональных сборников конференции, которые зачастую издаются небольшим тиражом и распределяются, как правило, среди участников конференции, то, возможно, и не было бы настоящей заметки. Хотя нет, вряд ли. Все тайное становится явным. Так что рано или поздно данная заметка появилась бы на свет. Поэтому, может быть, и хорошо, что анализируемая статья вышла все-таки на страницах федерального журнала, и реакция на нее не заставила себя долго ждать. Хорошо потому, что настоящий отклик является очень своевременным. Есть основания полагать, что Н. А. Курмаева готовится к защите кандидатской диссертации, поскольку согласно информации, размещенной на сайте юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева4, она является соискателем кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора данного вуза. На наш взгляд, прочтение этих строк должно побудить автора к осознанию необходимости неуклонного соблюдения правил цитирования и недопустимости присвоения авторства (пусть и в какой-то части), а научного руководителя, выпускающую кафедру, будущих официальных оппонентов и рецензентов - к очень внимательному изучению диссертационного исследования, которое не должно содержать элементы плагиата и нарушения авторских прав других лиц. Как справедливо отметил Р. Хаметов, если не указан автор цитаты, большого отрывка, взятых в кавычки, можно вести речь о нарушении авторского права на имя. Если в письменный текст включены чужие «незакавыченные» отрывки, можно говорить о присвоении авторства5.
По выражению классика И. А. Крылова, мораль данной публикации «легко уразуметь»: цитирование в научных целях произведений других авторов должно производиться в объеме, оправданном целью цитирования, с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования. И этого требует не только научная этика, но и в первую очередь закон (п. 1 ч. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ). Иначе появляется основание утверждать, что исследователь, не соблюдающий правила цитирования, присваивает авторство другого исследователя, что в конечном итоге приводит к плагиату.
Р. Б. Если бы правила цитирования были соблюдены во всех случаях использования Н. А. Курмаевой ранее опубликованных научных работ других авторов, то рассмотренная статья могла бы произвести вполне добротное впечатление.
1 См.: Тетюев С. В. Использование педагогических и психологических знаний в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних. М., 2009. 336 с.
2 См.: Тетюев С. В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Вып. 5. Оренбург, 2007. С. 249-257. ШВИ 978-5-88838-431-2.
3 См.: Комаров В. К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.
41ЖЬ: http://www.urf.mrsu.ru/ugprocess/index.php.
5 См.: Хаметов Р. Присвоение авторства в диссертациях // Российская юстиция. - 2000. - № 8.
Статья поступила в редакцию 11 декабря 2009 г.