Научная статья на тему 'НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ'

НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ / ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ / МНОГОВАРИАНТНОСТЬ РЕШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Калакова Г.К., Хамит А., Кенжәлі А.

Анализ дополнительной работы с одаренными детьми по физике. Рассматривается пример решения одной задачи несколькими способами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Калакова Г.К., Хамит А., Кенжәлі А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ»

Калакова Г.К. старший преподаватель Хамит А. студент Кенжэлi А. студент

специальность Информатика КГУ имени А. Байтурсынова Казахстан, г. Костанай НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ЗАДАЧИ

Аннотация: Анализ дополнительной работы с одаренными детьми по физике. Рассматривается пример решения одной задачи несколькими способами.

Ключевые слова: процесс решения задач, промежуток времени, многовариантность решения, физическая ситуация.

Ежегодно работая с учащимися старших классов, встречаешься всегда с учениками, которые желают знать физику на более высоком уровне, чем предусматривает школьная программа. Они ходят на дополнительные занятия к репетиторам, участвуют в научных ученических конференциях, олимпиадах и просто готовятся к поступлению в солидные вузы на физико-технические специальности.

Работая с такими учениками на дополнительных занятиях, мы особое внимание уделяем решению физических задач, поскольку именно этот процесс позволяет логически мыслить, углубить и расширить знания учащихся, а не только использовать имеющиеся у них. Процесс решения задач богат также возможностями активизации их мышления, развития их творческих способностей, воспитания у них самостоятельности мышления. Естественно, что задачи им предлагаются нестандартные, решения которых осуществляются не по формулам, а с помощью формул, носят поисковый, творческий характер, требуют проявления определённой физической смекалки, совершенства математических знаний и их применения в рамках соответствующей их возрасту программы обучения. При этом они имеют несколько вариантов решения, в том числе и неверные или, как ещё их называют, «псевдорешения» (1).

Как правило, решение любой задачи мы начинаем с совместного анализа описанной в ней физической ситуации и, почти всегда, её графического изображения (рисунок, схема график и т. п.), установления физических законов и теорий, которые могут быть использованы в разрешении этой ситуации. И после этого «отправляем учеников в свободное плавание», из которого они часто «возвращаются» с хорошими

результатами (не только ответами, но и различными вариантами его получения).

Например, учащимся 7-х - 9-х классов была предложена задача: «Одновременно зажгли толстую и тонкую свечи, имеющие одинаковые длины. Через время т тонкая свеча прогорела наполовину, а толстая - на треть. Через какое время после поджога длины свечей будут различаться в 4 раза?» (2).

Ученик 8-го класса предложил следующее решение (здесь и в дальнейшем все решения учащихся мы будем приводить в нашей редакции).

Из условия видно, что тонкая свеча прогорает в 1,5 раза быстрее (1/2 : 1/3 = 1,5). Если за время t толстая свеча прогорит на х частей, то тонкая - на 1,5х. Толстой свечи останется (1-х) частей, а тонкой - (1-1,5х) частей. Согласно условию задачи (1-х) = 4(1-1,5х), откуда х = 0,6.

Итак, за время т толстая свеча прогорает на 1/3, а за время t - на 0,6.Из этой пропорциональности следует: t = 1,8 т.

Совсем иное решение, но не доведенное до ответа было предложено ученицей 7-го класса. Из условия ясно, что искомое время t должно быть меньше 2т, так как при t=2т тонкая свеча сгорит полностью. Пусть свечи прогорают ещё время 0,5 т. Тогда толстая свеча прогорит ещё на половину от 1/3, т.е. - на 1/6 часть, а всего - на 1/2 часть, и её останется 1/2 часть по прошествии времени 1,5т. Рассуждая аналогично относительно прогорания тонкой свечи, получим, что её к этому моменту времени останется 1/4 часть. Отношение остатков длин свечей будет равно 1/2 : 1/4 = 2.

Продлим горение свечей еще на половину предыдущего промежутка времени, т.е. на 0,25т. Толстая свеча прогорит ещё на 0,5 от 1/6, т.е. на 1/12 часть, и её останется 5/12 частей по истечении времени 1,75т. Нетрудно посчитать, что тонкой свечи останется 1/8 часть. Отношение остатков длин будет равно ~3,3.

После очередной половины предыдущего промежутка времени (0,125т), т.е. после 1,875т времени прогорания свечей по аналогичным расчётам отношение оставшихся длин свечей будет равно уже 6 . Здесь ученица и растерялась, не зная, как поступать дальше. Обсудив положение, приняли решение брать меньшие промежутки времени. Удобно в данном случае взять четвёртую или пятую часть от предыдущего промежутка времени: 0,0625т или 0,05т, т.е. после 1,8125т или 1,8т времени прогорания свече. В первом случае отношение оставшихся длин свечей оказалось равно ~4,2, что опять не удовлетворяет условию. А во втором - 4.

Ответы, полученные разными методами, оказались одинаковыми, что даёт право считать, что оба решения верны. И хотя предложенное ученицей 7-го класса решение несколько громоздко, сопряжено со многими вычислениями, оно тоже заслуживает внимания и поощрения. И не только потому что предложено ученицей, а и потому что знакомит учеников с

одним из математических методов исследования - методом последовательных приближений.

В заключение работы над этой задачей мы показали ещё одно её решение.

Если обозначить высоты (длины) свечей за ^ то скорость прогорания (скорость движения пламени вниз) толстой свечи будет v1= И/2т (1), а тонкой - у2= Ют (2). Через искомое время t оставшиеся длины свечей будут: Ь1= И - у^ (3) и И2 =Ь- у2*1 (4). Подставив в (3) и (4) соответственно (1) и (2), получим:

Ь1= Ь(1- 1/2т) и И2= Ь(1-^3т) .

Учитывая, что по условию ^ / И2 =4, получим: 1 = 1,8 т, что совпадает с полученными ранее результатами. Это ещё раз подтверждает, что решений одной задачи может быть несколько и все они верны, если дают одинаковые результаты.

Решения одной и той же задачи различны и по идее и по трудоёмкости, но все они хороши тем, что выполнены в результате самостоятельного поиска.

Нередки случаи, когда ученики предлагают различные варианты решений и при этом полученные ими ответы не совпадают. Чаще всего причиной такого положения является ошибка в математических преобразованиях или расчётах. Но случаются ошибки и более серьёзные, когда неверно интерпретируется задачная ситуация или нарушается логика в рассуждениях, или неправомерно используется закон физики. Во всех таких случаях мы проводим тщательный анализ неверного решения с целью найти и устранить ошибку.

Многолетний опыт работы позволяет нам утверждать, что такая форма работы с увлечёнными физикой учениками над задачами со многими вариантами решений значительно повышает их интерес к физике и самому процессу решения, вызывает соревновательный дух его. После нескольких занятий они отвергают коллективный анализ задачных ситуаций, стремясь к большей самостоятельности.

Использованные источники:

1. Бондаров Н.Б. Задачи с псевдорешениями. В ж. «Физика в школе», №2-2007г.

2. Задания заочной школы. Первое задание. Новосибирск: Новосибирский государственный университет,-1996г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.