Научная статья на тему 'НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный интеллект / нейропсихологический синдром несформированности межполушарного взаимодействия / social intelligence / neuropsychological syndrome of immaturity of interhemispheric interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковтун Юлия Юрьевна, Кучерявенко Игорь Анатольевич, Гуськова Екатерина Александровна

В настоящей статье представлено исследование механизмов связи и детерминирования несформированности межполушарного взаимодействия и нарушения социального интеллекта у детей. В качестве экспериментальной площадки выступило неврологическое отделение ОГБУЗ «Детской областной клинической больницы» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 9-10 лет. Теоретический анализ работ продемонстрировал актуальность изучения социальных проблем, обусловленных неврологическими дисфункциями и повреждениями головного мозга. Результаты исследования обнаружили наличие связи между проявлениями несформированности межполушарного взаимодействия как нейропсихологического синдрома и социальным интеллектом у детей. Проявления симптомов функциональной несформированности межполушарного взаимодействия коррелируют с такими параметрами социального интеллекта, как ошибочная интерпретация вербальных сообщений и снижение способности к невербальной коммуникации, нарушение непонимания связи поведения с его последствиями, нарушение способности анализировать межличностное взаимодействие и ориентироваться в нормах поведения, принятых обществом. Экспериментальная часть работы посвящена реализации программы нейропсихологической коррекции нарушений межполушарного взаимодействия, целью которой явилась коррекция недостаточного развития социального интеллекта. Оценка изменений в изучаемых параметрах после реализации коррекционной программы показала улучшение способностей предвидения последствий поведения, понимания нормо-ролевые моделей и правил поведения, формирование способностей понимания вербальных реакций людей в различных контекстах социальных ситуаций, развитие навыков понимания логики развития различных ситуаций взаимодействия и значения поведения людей. Что позволило сделать вывод о том, что с помощью нейропсихологической коррекции симптомов нарушений межполушарного взаимодействия возможно корректировать недостаточное развитие социального интеллекта, развивая способности предвидеть результаты своего поведения, прогнозировать ситуацию, распознавать невербальные проявления людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковтун Юлия Юрьевна, Кучерявенко Игорь Анатольевич, Гуськова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents a study of the mechanisms of connection and determination of the immaturity of interhemispheric interaction and impairment of social intelligence in children. The neurological department of the Children's Regional Clinical Hospital of Belgorod acted as an experimental site. The study involved 40 children aged 9-10 years. Theoretical analysis of the works demonstrated the relevance of studying social problems caused by neurological dysfunctions and brain damage. The results of the study revealed a connection between manifestations of immature interhemispheric interaction as a neuropsychological syndrome and social intelligence in children. Manifestations of symptoms of functional immaturity of interhemispheric interaction correlate with such parameters of social intelligence as lack of understanding of the connection between behavior and its consequences, difficulties in navigating socially accepted norms of behavior, reduced ability for nonverbal communication, errors in interpreting verbal messages, and difficulties in analyzing interpersonal interaction. In the experimental part of the study, neuropsychological correction of disturbances in interhemispheric interaction was carried out in order to correct the insufficient development of social intelligence. Assessment of changes in the studied parameters after the implementation of the correction program showed an improvement in the ability to predict the consequences of behavior, understanding of norm-role models and rules of behavior, the formation of the ability to understand a person’s verbal reactions depending on the context in various social situations, an improvement in the ability to understand the logic of the development of situations of interaction and meaning people's behavior. This led to the conclusion that with the help of neuropsychological correction of symptoms of disorders of interhemispheric interaction, it is possible to correct the insufficient development of social intelligence, developing the ability to foresee the results of one’s behavior, predict the situation, and recognize non-verbal manifestations of people.

Текст научной работы на тему «НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

других людей позволит выстроить здоровые межличностных отношения с окружающими, что снизит необходимость в употреблении наркотических веществ.

Литература:

1. Андреева, И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. -2009,-№4,-С. 15-20

2. Дериш, Ф.В. Половые особенности взаимосвязи Темной триады личности и эмоционального интеллекта / Ф.В. Дериш. - Пермь, 2019. - №3. - С. 357-371

3. Калинкина, Е.М. Особенности эмоционального интеллекта наркозависимых осужденных / Е.М. Калинкина, Ю.Р. Султанярова // Духовно-нравственное воспитание личности в пенитенциарной системе: педагогические и социально-психологические аспекты. - Тверь, 2024. - С. 242-246

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук Ковтун Юлия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Кучерявенко Игорь Анатольевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук Гуськова Екатерина Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В настоящей статье представлено исследование механизмов связи и детерминирования несформированности межполушарного взаимодействия и нарушения социального интеллекта у детей. В качестве экспериментальной площадки выступило неврологическое отделение ОГБУЗ «Детской областной клинической больницы» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 9-10 лет. Теоретический анализ работ продемонстрировал актуальность изучения социальных проблем, обусловленных неврологическими дисфункциями и повреждениями головного мозга. Результаты исследования обнаружили наличие связи между проявлениями несформированности межполушарного взаимодействия как нейропсихологического синдрома и социальным интеллектом у детей. Проявления симптомов функциональной несформированности межполушарного взаимодействия коррелируют с такими параметрами социального интеллекта, как ошибочная интерпретация вербальных сообщений и снижение способности к невербальной коммуникации, нарушение непонимания связи поведения с его последствиями, нарушение способности анализировать межличностное взаимодействие и ориентироваться в нормах поведения, принятых обществом. Экспериментальная часть работы посвящена реализации программы нейропсихологической коррекции нарушений межполушарного взаимодействия, целью которой явилась коррекция недостаточного развития социального интеллекта. Оценка изменений в изучаемых параметрах после реализации коррекционной программы показала улучшение способностей предвидения последствий поведения, понимания нормо-ролевые моделей и правил поведения, формирование способностей понимания вербальных реакций людей в различных контекстах социальных ситуаций, развитие навыков понимания логики развития различных ситуаций взаимодействия и значения поведения людей. Что позволило сделать вывод о том, что с помощью нейропсихологической коррекции симптомов нарушений межполушарного взаимодействия возможно корректировать недостаточное развитие социального интеллекта, развивая способности предвидеть результаты своего поведения, прогнозировать ситуацию, распознавать невербальные проявления людей.

Ключевые слова: социальный интеллект, нейропсихологический синдром несформированности межполушарного взаимодействия.

Annotation. This article presents a study of the mechanisms of connection and determination of the immaturity of interhemispheric interaction and impairment of social intelligence in children. The neurological department of the Children's Regional Clinical Hospital of Belgorod acted as an experimental site. The study involved 40 children aged 9-10 years. Theoretical analysis of the works demonstrated the relevance of studying social problems caused by neurological dysfunctions and brain damage. The results of the study revealed a connection between manifestations of immature interhemispheric interaction as a neuropsychological syndrome and social intelligence in children. Manifestations of symptoms of functional immaturity of interhemispheric interaction correlate with such parameters of social intelligence as lack of understanding of the connection between behavior and its consequences, difficulties in navigating socially accepted norms of behavior, reduced ability for nonverbal communication, errors in interpreting verbal messages, and difficulties in analyzing interpersonal interaction. In the experimental part of the study, neuropsychological correction of disturbances in interhemispheric interaction was carried out in order to correct the insufficient development of social intelligence. Assessment of changes in the studied parameters after the implementation of the correction program showed an improvement in the ability to predict the consequences of behavior, understanding of norm-role models and rules of behavior, the formation of the ability to understand a person's verbal reactions depending on the context in various social situations, an improvement in the ability to understand the logic of the development of situations of interaction and meaning people's behavior. This led to the conclusion that with the help of neuropsychological correction of symptoms of disorders of interhemispheric interaction, it is possible to correct the insufficient development of social intelligence, developing the ability to foresee the results of one's behavior, predict the situation, and recognize non-verbal manifestations of people.

Key words: social intelligence, neuropsychological syndrome of immaturity of interhemispheric interaction.

Введение. Проблема поведения человека в социальных ситуациях с давних пор приковывала к себе внимание исследователей. Социальные процессы современности, высокий темп изменений в различных сферах общественной жизни обусловливают растущий интерес, проявляемый к социальному интеллекту и смежным понятиям сегодня. Особую значимость развитие социального интеллекта имеет для детей с нарушениями психического развития, поскольку, согласно данным Greenspan и др., дети с различными инвалидизирующими состояниями с меньшей вероятностью демонстрируют навыки межличностного взаимодействия и успешную адаптацию, которая является результатом этого взаимодействия [14].

Изложение основного материала статьи. Исследование социальных проблем, связанных с неврологическими дисфункциями и повреждениями головного мозга, возникающими в детстве, находится в фокусе внимания представителей социальной когнитивной нейробиологии (Berntson, Brothers, Cacioppo), разрабатывающих инструменты, необходимые для лучшего понимания связи мозговой организации функций и социально-когнитивных процессов, связанных с социальным функционированием, а также обеспечивающих основу для многоуровневого интегративного анализа социальных трудностей, возникающих в результате неврологических нарушений [12, 17].

Yeates, Bigler, Dennis с соавторами изучают отношения между социальной адаптацией, взаимодействием и отношениями со сверстниками, решением социальных проблем и общением, социально-аффективными и когнитивно-исполнительными процессами, а также их мозговыми субстратами [20].

Большой обзор исследований Siffredi, Anderson с соавторами был направлен на описание нейропсихологического профиля людей с агенезией мозолистого тела. Для большинства пациентов характерны нарушения экспрессивной и импрессивной речи, наглядного и пространственного мышления, внимания, и других процессов. У лиц, перенесших операции по рассечению мозолистого тела, наблюдаются нарушения межполушарной интеграции, влияющие на двигательный контроль, пространственную ориентацию, зрение, слух и речь [18].

Если не брать во внимание идеи древнегреческих врачей о специализации правого и левого полушарий, то первым научным трудом, посвященным данной проблеме, можно считать работу Wigan (1844). Он признавал «двойственность разума» и рассматривал каждое из полушарий в качестве независимого мозга. При этом, он изучал различные способы обеспечения совместных действий двумя полушариями мозга, а также возможности компенсации, когда одна сторона имела право действовать от имени обоих в случае болезни или травмы. Он также считал, что одно полушарие (левое) обычно является доминирующим [22].

Первым простым поведенческим инструментом для изучения передачи информации между полушариями является «Парадигма Поффенбергера» (А.Т. Poffenberger, 1912): метод фиксации времени поведенческой реакции как средство измерения межполушарного взаимодействия [19]. Спустя век Hiatt и Newman (2007) провели эмпирическое исследование аномалий межполушарного взаимодействия при психопатии [15]. Они изучали эффективность передачи информации через мозолистое тело, используя метод Поффенбергера для оценки времени межполушарной передачи информации по простым двигательным реакциям на латеральные стимулы. В результате экспериментов было обнаружено существенно более продолжительное время среди преступников-психопатов по сравнению с преступниками-непсихопатами. Опираясь на полученные результаты, авторы продемонстрировали нарушение межполушарного взаимодействия в виде снижения скорости передачи информации при психопатии.

Идея доминантности полушарий развивалась в трудах Broca (1861) (открытие моторного центра речи и идея о представительстве речи в правом полушарии у левшей), Boulloud (1865) (описание развития афазии у людей, у которых ведущая рука правая), Jackson (1869) (концепция доминантности: представленность речи в обоих полушариях, но на разном иерархическом уровне организации), Wernicke (1874) (открытие сенсорного центра речи) и др.

В отечественной нейропсихологии проблема межполушарного взаимодействия рассматривалась в трудах А.Р. Лурия и его последователей (Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская, Э.Г. Симерницкая, Т.А. Доброхотова, Н.К. Корсакова, A.B. Семенович, Л.И. Московичюте, М.С. Ковязина, В.И, Голод и др.).

При анализе межполушарной организации психопатологических феноменов, А.Р. Лурия показал, что наличие пороков развития мозолистого тела обусловливает дисфункцию правого полушария в сфере восприятия, пространственной активности и эмоций [2].

A.B. Семенович, определяя роль мозолистого тела, указывает, что она заключается в обеспечении межфронтального взаимодействия. Благодаря этому ребенок выстраивает программу своего поведения и может контролировать его, адаптируясь к меняющимся условиям [4, 5].

A.B. Цветков, рассматривая межполушарное взаимодействие в качестве динамичного процесса, обеспечивающего интеграцию информации различных видов, утверждает, что гармоничное сотрудничество полушарий между собой является необходимым условием формирования гармоничного образа «Я». Образ «Я» включает в себя эмоциональные и рациональные составляющие личности. При этом, определяющим в межполушарном взаимодействии, согласно A.B. Цветкову, является эмоциональный компонент. Эмоции выступают связующим звеном в когнитивном процессе, определяя то, как информация интерпретируется и используется в дальнейшем. Благодаря такому сотрудничеству человек может быть гибким и приспосабливаться к различным социальным ситуациям [8].

Таким образом, при большом многообразии функций межполушарного взаимодействия, в качестве конечного результата и его ведущей роли, можно выделить достижение приспособительного результата, адаптацию к условиям среды, в том числе социальной среды. Соответственно, наличие дисфункций в механизме межполушарного взаимодействия может приводить к нарушениям адаптации к социальным ситуациям. Последствиями и проявлениями этого процесса у детей могут быть проблемы в учебе и социализации, трудности в общении и изоляция и т.д.

Для оценки способности к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми психологами описан феномен социального интеллекта. В общем виде социальный интеллект может пониматься как «способность действовать мудро в человеческих отношениях» (Taylor, Cadet, 1989) [21, С. 424]. Являясь одним из аспектов развития личности, который включает навыки взаимодействия с другими людьми и способность успешно функционировать в обществе, социальный интеллект определяет возможности человека понимать, прогнозировать и приспосабливаться к нормам социума и ожиданиям окружающей среды.

Исследования социального интеллекта представлены в работах П. Вернона, Дж. Гилфорда, Г. Олпорта, Э. Торндайка, И.М. Бобневой, Ю.И. Емельянова, В.Н. Куницына, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.С. Михайловой, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова и др.

Некоторые авторы понимают социальный интеллект как когнитивную основу социальной компетентности (Greenspan, Eove). И приходят к выводу, что его показатели снижены, наряду с дефицитом в других областях интеллекта, у людей с умственной отсталостью и всегда нарушены у людей с аутизмом [14].

Таким образом, на фоне большого внимания исследователей к технологиям развития социального интеллекта у детей, возрастает интерес к анализу механизмов нарушения социального интеллекта у детей с патологией нервной системы. Появляются исследования, в которых описана зависимость поведения человека от качества межполушарных взаимодействий (М.Т. Banich, M.S.Barr, S.Coulson и др.) [10, 11, 13].

При это до настоящего времени не так много исследований посвящено всестороннему анализу нейропсихологического профиля детей с нарушением межполушарного взаимодействия и его влияния на возможности повседневного функционирования в социальном мире.

Настоящая работа посвящена изучению несформированности межполушарного взаимодействия у детей как предпосылки нарушения социального интеллекта.

Исследование проводилось в неврологическом отделении ОГБУЗ «Детской областной клинической больницы» г. Белгорода. Группу составили 40 детей в возрасте 9-10 лет (26 мальчиков и 14 девочек). Нейропсихологическая диагностика проводилась с помощью классических методов А.Р. Лурия (в варианте Т.В. Ахутиной); измерение социального интеллекта -с помощью методики Дж. Гилфорда, М. Салливана (в адаптации Е.С. Михайлова).

Результаты корреляционного анализа с помощью критерия Спирмена. представлены в таблице.

Таблица 1

Структура связей нейропсихологических симптомов нарушения межиолушарного взаимодействия и факторов

познания поведения

Фактор познания результатов поведения Фактор познания классов поведения Фактор познания преобразований поведения Фактор познания систем поведения

Динамический праксис г=0,587** г=0,513** г=0,728** г=0,677**

Реципрокная координация г=0,589** г=0,558** г=0,650** г=0,645**

Серийная организация движений г=0,639** г=0,595** г=0,687** г=0,751**

Вербально-логическое мышление г=0,453** г=0,374* г=0,433** г=0,580**

Праксис позы пальцев г=0,652** г=0,615** г=0,697** г=0,734**

Зрительный гнозис г=0,536** г=0,605** г=0,666** г=0,678**

Фонематический слух г=0,545** г=0,552** г=0,718** г=0,658**

Зрительно-пространственная память г=0,556** г=0,636** г=0,710** г=0,682**

Понимание логико-грамм. конструкций г=0,597** г=0,588** г=0,648** г=0,690**

Зрительно-простр. функции г=0,608** г=0,694** г=0,721 ** г=0,757

Конструктивный праксис г=0,634** г=0,617** г=0,716** г=0,742**

Слухоречевая память г=0,395* г=0,340* г=0,424** г=0,531**

*- р< 0,05, **- р< 0,01

Обнаруженные корреляционные связи позволяют говорить о том, что, чем более выражена степень проявления нейропсихологических симптомов функциональной несформированности межполушарного взаимодействия у детей, тем менее доступно им предвидение результатов своего поведения, предсказание дальнейших событий, хуже ориентировка в общепринятых нормах и правилах (фактор познания результатов поведения). Также ниже способности к выделению существенных признаков ситуаций, логическому обобщению, малодоступно понимание невербальных реакций собеседника (фактор познания классов поведения); не развиты навыки различения похожих вербальных реакций людей, зависящих от контекста; дети не понимают двойной смысл высказываний (фактор познания преобразований поведения); им недоступна логика развития социальной ситуации, они не могут предсказать и объяснить поведение человека в конкретной ситуации (фактор познания систем поведения). У них есть трудности в ситуациях межличностного взаимодействия, в следствие это они плохо адаптированы в социуме.

Таким образом был сделан вывод о наличии связи социального интеллекта и межполушарного взаимодействия как нейропсихологического фактора у детей. Наличие симптомов функциональной несформированности межполушарного взаимодействия коррелирует с непониманием связи поведения и его последствий, трудностями ориентировки в нормах поведения, принятых обществом, сниженной способностью к невербальной коммуникации, наличие ошибок в интерпретации вербальных сообщений, трудностями анализа межличностного взаимодействия.

На основе выявленных связей была разработана программа, целью которой стала нейропсихологическая коррекция нарушений социального интеллекта у детей с несформированностью межполушарного взаимодействия. Результаты оценки изменений в изучаемых параметрах, произведенные с помощью критерия Т-Уилкоксона, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выраженность показателей социального интеллекта до и после реализации программы

Показатели социального интеллекта Ср. зн. группы до воздействия (ср.б) Ср. зн. группы после воздействия (ср.б) Т-Уилкоксона Асимп. знач

Ф-р познания систем поведения 2,37 2,91 -2,576 0,007

Ф-р познания классов поведения 2,59 2,59 -1,02 0,327

Ф-р познания преобразований поведения 1,75 2,13 -2,326 0,024

Ф-р познания результатов поведения 2,59 3,18 -2,141 0,032

Композиционная оценка 2,44 2,65 -1,701 0,073

Статистически значимые сдвиги в показателях были обнаружены по ряду шкал. Более высокие средние значения по следующим шкалам: «Фактор познания систем поведения» (Т=-2,576, р=0,007), «Фактор познания преобразований поведения» (Т=-2,326, р=0,024), «Фактор познания результатов поведения» (Т=-2,141, р=0,032), указывают на улучшение навыков предвидеть последствия поведения, понимать нормо-ролевые модели и правила поведения, распознавать вербальные реакции людей в зависимости от контекста, понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей.

Выводы. Таким образом, у детей с несформированностью межполушарного взаимодействия выявляются нарушения социального интеллекта. Методы нейропсихологической коррекции нарушений межполушарного взаимодействия позволяют корректировать недостаточное развитие социального интеллекта. В результате у детей повышаются способности

к предвидению результатов поведения, прогнозированию ситуации, распознаванию различных проявлений людей и другие факторы.

Литература:

1. Ковязина, М.С. Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела / М.С. Ковязина, Е.Ю Балашова. -Томск: Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 113. - С. 193-200

2. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1973. - 374 с.

3. Московичюте, Л.И. О роли мозолистого тела в организации высших психических функций / Л.И. Московичюте, Э.Г. Симерницкая, Н.А. Смирнов, Ю.Ф. Филатов // А.Р. Лурия и современная психология: (сборник статей памяти А.Р. Лурии); под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 143-150

4. Семенович, А.В. Межполушарное взаимодействие: Хрестоматия. - 2-е изд. (эл.). - (Учебник XXI века) / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2017. - 399 с.

5. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2022. - 319 с.

6. Симерницкая, Э.Г. Доминантность полушарий / Э.Г. Симерницкая. - М.: Изд-во МГУ. - 1978. - 98 с.

7. Хомская, Е.Д. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Е.Д. Хомская. - М.: Наука, 1986.-206 с.

8. Цветков, А.В. Межполушарное взаимодействие и обучение / А.В. Цветков. - М.: «Издание книг ком», 2023. - 88 с.

9. Anterior and posterior commissures in agenesis of the corpus callosum: alternative pathways for attention processes? V Siffredi / Wood A.G., Eeventer R.J., Vaessen M. - Cortex. - 2019. - №121. - Pp 454-467

10. Banich, M.T. Interhemispheric processing: Theoretical considerations and empirical approaches / M.T. Banich 11 Brain asymmetry; ed. by R.J. Davidson, K. Hugdahl. - Cambridge, MA: MIT Press, 2021. - Pp. 427-450

11. Barr, M.S. Mechanisms of compensation in agenesis of corpus callosum: a thesis submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Psychology / M.S. Barr. - Auckland: Auckland University Press, 2003.- 116 p.

12. Brothers, L. The social brain: A project for integrating primate behavior and neurophysiology in a new domain / L. Brothers 11 Concepts inNeuroscience. - 1990. -№1. - Pp. 27-51

13. Coulson, S. Getting it: human event-related brain response tojokes in good and poor comprehenders / S. Coulson, M. Kutas //Neurocience Letters.-2001. - Vol. 316,№2. -Pp. 71-74

14. Greenspan, S. Social intelligence and developmental disorder: Mental retardation, learning disabilities, and autism / S. Greenspan, P.F. Eove 11 Ellis' handbook of mental deficiency, psychological theory and research (3rd ed.). - 1997. - Pp. 311-342

15. Hiatt, K.D. Behavioral evidence of prolonged interhemispheric transfer time among psychopathic offenders / K.D. Hiatt, J.P. Newman // Neuropsychology. -2007. -№ 21(3). - Pp. 313-318

16. Jackson, J. Ambidexterity: or two-handedness and two-brainedness, An argument for natural development and rational education [electronic resource] / J. Jackson. - Eondon: Kegan Paul, Cop. 1905. - URL: https://archive.org/details/b21272013 (дата обращения: 26.05.2024)

17. Multilevel integrative analyses of human behavior: Social neuroscience and the complementing nature of social and biological approaches / J.T. Cacioppo, G.G. Berntson, J.F. Sheridan, M.K. McClintock 11 Psychological Bulletin. - 2000. - № 126. -Pp. 829-843

18. Neuropsychological Profile of Agenesis of the Corpus Callosum: A Systematic Review / V. Siffredi, V. Anderson, R.J. Leventer, M. Spencer-Smith 11 Developmental Neuropsychology. - 2013. - № 38(1). - Pp. 36-57

19. Poffenberger, A.T. Reaction time to retinal stimulation with special reference to the time lost in conduction through nerve centers / A.T. Poffenberger 11 Archives of Psychology. - 1912. - № 23. - Pp 1-73. - URL: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-l-4419-0463-8_114 (дата обращения: 26.05.2024)

20. Social outcomes in childhood brain disorder: a heuristic integration of social neuroscience and developmental psychology. K.O. Yeates / Bigler E.D., Dennis M., Gerhardt C.A. [and etc.] // Psychol Bull. - 2007. - May. - №133(3). - Pp. 535-556

21. Taylor, E.H. Social intelligence, a neurological system? / E.H. Taylor, J.L. Cadet 11 Psychological Reports. - 1989. -№64(2).-Pp. 423-444

22. Wigan, A.L. The duality of mind. London: Longmans / A.L. Wigan - London: Longman, Brown, Green, and Longmans, Cop. 1844. - URL: https://archive.org/details/39002086347094.med.yale.edu/page/n25/mode/2up (дата обращения: 26.05.2024)

Психология

УДК 159.9

студент Кузнецов Дмитрий Евгеньевич

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат психологических наук, доцент Алонцева Александра Ивановна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

САМОКОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи самоконтроля и деструктивных форм поведения у сотрудников МЧС. Определены объект, предмет исследования. Поставлены цель и гипотеза. Проанализирована в научной литературе разработанность проблемы самоконтроля и деструктивных форм поведения. Проведен психологический анализ профессиональной деятельности сотрудников МЧС. Выявлены профессионально важные качества сотрудников МЧС. Описаны этапы, охарактеризована выборка исследования, обоснованы методы и методики исследования. Диагностированы самоконтроль и деструктивные формы поведения. А именно в нашем исследовании были продиагностированы агрессивность, гнев, суицидальные реакции. Проведен корреляционный анализ Пирсона связи самоконтроля и деструктивных форм поведения у сотрудников МЧС.

Ключевые слова: самоконтроль, деструктивное поведение, совладающее поведение, агрессивность.

Annotation. The article is devoted to the study of the relationship between self-control and destructive behaviors among emergency workers. The object and subject of the study have been identified. A goal and a hypothesis have been set. The scientific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.