Научная статья на тему 'Нерядовые погребения срубной культуры Среднего Поволжья'

Нерядовые погребения срубной культуры Среднего Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ЭПОХА БРОНЗЫ / СРУБНАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / НЕРЯДОВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ / ARCHAEOLOGY / THE BRONZE AGE / THE TIMBER GRAVE CULTURE / THE MIDDLE VOLGA REGION / BURIAL RITE / ATYPICAL BURIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губин Александр Сергеевич

В погребальном обряде срубной культуры в Урало-Поволжье существует стандартный набор признаков; погребения, выходящие за рамки этого набора, относятся к нерядовым. Нерядовые погребения принадлежат к разным хронологическим периодам. Наличие таких погребений, возможно, связано с неоднородностью населения, влиянием пришлых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATYPICAL BURIALS OF THE TIMBER GRAVE CULTURE OF THE MIDDLE VOLGA REGION

Burial rite of the Timber Grave culture in the Ural Volga region includes a standard set of characteristics. Burials, which go beyond this set, are considered atypical. Atypical burials belong to different chronological periods. Occurrence of such burials could be explained by the heterogeneity of population and influence of alien groups.

Текст научной работы на тему «Нерядовые погребения срубной культуры Среднего Поволжья»

А.С. Губин. НЕРЯДОВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ СРУБНОЙ КУЛЬТУРЫ

СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

В погребальном обряде срубной культуры в Урало-Поволжье существует стандартный набор признаков; погребения, выходящие за рамки этого набора, относятся к нерядовым. Нерядовые погребения принадлежат к разным хронологическим периодам. Наличие таких погребений, возможно, связано с неоднородностью населения, влиянием пришлых групп.

Ключевые слова: археология, эпоха бронзы, срубная культура, Среднее Поволжье, погребальный обряд, нерядовые погребения

A.S. Gubin

ATYPICAL BURIALS OF THE TIMBER GRAVE CULTURE OF THE MIDDLE VOLGA

REGION

Burial rite of the Timber Grave culture in the Ural Volga region includes a standard set of characteristics. Burials, which go beyond this set, are considered atypical. Atypical burials belong to different chronological periods. Occurrence of such burials could be explained by the heterogeneity of population and influence of alien groups.

Key-words: archaeology, the Bronze Age, the Timber Grave culture, the Middle Volga region, burial rite, atypical burials

Табл.1. Парные и коллективные погребения Среднего Поволжья

№№ А Б В

1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

I. - - - - - 1 - - - - - - - - - - - - - -

II. - 2 - - - - - - - - - 1 - - - - - - - -

III. - 1 - 1 - - 1 - - - - - - - - - - 1 - -

IV. - 1 - - - - - - - 1 - - - - - - - - - -

V. - - - 2 - 1 2 1 -

VI. - - - - - - - - - - - - - 1 - - - - - -

VII. 1

всего - 4 - 3 - 2 3 - - 1 - 1 - 1 - - - 1 1 1

Аннотация к заголовкам таблицы.

I. Кураловский могильник; II. Екатериновский могильник; III. Лузановский могильник; IV Лузановский IVмогильник; V Могильник Урень I; VI. Погребения у пос. Студёный VII. Могильник Девичий городок III. А - Двойные погребения; Б - Парные погребения; В - Коллективные погребения. 1. Двойное детское и ребёнка; 2 Двойное детское; 3 Двойное детское и подростка; 4. Двойное подростковое; 5.Двойное подростка и взрослого; 6. Двойное взрослое; 7. Двойное взрослого и ребёнка; 8. Не определено; 9.

Коллективное взрослых и ребёнка; 10. Коллективное взрослых и подростка; 11. Коллективное взрослого, подростка, ребёнка; 12. Коллективное взрослое погребение.

© Губин А.С., 2012

В погребальном обряде срубной культуры на территории Урало-Поволжья, сложился стандартный набор наиболее встречаемых признаков, указывающий на отношение погребений именно к этой культуре (Казаков, 1991. С. 99): одна могильная яма - одно трупоположение, костяк скорчен, уложен на левый бок, головой на север, допускаются некоторые отклонения к востоку, реже к западу Основной сопровождающий материал - баночные сосуды, реже горшечные, первые чаще всего встречаются в детских погребениях. Количество сосудов варьирует от одного до трёх, последнее редко, первое чаще. Стандартное расположение сосудов - напротив черепа, рядом с руками, либо в ногах. Иной материал беден, в основном мелкие изделия из бронзы (пронизи, шилья), кости животных.

В связи с этим вызван интерес к тем признакам, которые имеют место быть в погребальном обряде срубной культуры, хотя встречаются редко. Нерядовые погребения. Под этим термином обозначаются погребения, выходящие из ряда (за рамки) набора стандартных признаков, указанных выше, и имеющих следующие черты:

1. Одна могильная яма - два трупоположения;

2. Одна могильная яма - три трупоположения;

3. Одна могильная яма - одно трупоположение + кремация;

4. Два трупоположения + кремация;

5. Кремация

6. Связывание трупа;

7. Обезвреживание трупа;

8. Вторичное погребение;

9. Кенотаф.

Для выделения этих признаков среди погребений срубной культуры на территории Среднего Поволжья была представлена серией погребальных памятников Самарской и Ульяновской областей, а также Республики Татарстан. Всего было взято тринадцать могильников, причём учитывалось наличие курганной насыпи: Лузановский, Лузановский IV могильники, курганные группы у с. Ягодное, Урень I, Канадей I, IV, V, Степа-новка III, Екатериновский могильники, погребения у пос. Студёный, Кураловский, Девичий городок III, Измерский XI могильники. Было рассмотрено 40 курганных насыпей и изучено 336 погребений, 67 из которых, имели нерядовые черты.

На перечисленных могильниках, первые два признака нерядовых погребений, перечисленных выше, отмечены только в 18 (табл. 1) случаев из 336, что составляет 5,3%. Чаще всего встречаются двойные погребения. Под этим определением, подразумевается захоронение в одной могильной яме двух индивидов, с расположением одного из них, лицевой частью черепа к затылку рядом лежащего костяка, либо спиной. Половозрастной состав здесь может разниться. Детские двойные погребения отмечены в четырёх случаях (1,1 %), подростковые в трёх (0,8%), взрослые двойные в двух случаях (0,5%), погребения взрослого и ребёнка - три случая (0,8%).

Парные погребения были отмечены только в трёх случаях (0,8%). Под этим определением, подразумевается захоронение в одной могильной яме двух индивидов, расположенных лицевой частью черепа друг к другу. В первую очередь, это погребение взрослых индивидов, - мужчины и женщины, в могильнике у пос. Студёный (Сташенков, 2008. С. 181), подростковое парное погребение в Екатериновском могильнике (Зудина, Крамарев, 1993. С. 138), детское погребение в Лузановском IV могильнике (Лебедева, 2008. С. 196).

Коллективные погребения зафиксированы в трёх случаях (табл. 1) из восемнадцати двойных/парных и коллективных (0,8%). Это погребение трёх взрослых индивидов в могильнике Девичий городок III (Казаков, 1991. С. 102), погребения двух взрослых и подростка в Лузановском могильнике (Васильев, 1977. С. 34), погребение взрослого, подростка и ребёнка в могильнике Урень I (автор благодарит Р.С. Багаутдинова за предоставленные материалы).

Далее, по порядку, были отмечены такие черты, как сочетание трупоположения и кремации в одной могиле (табл.2). В данном случае основной процент дал курганный могильник Урень I. Из 67 погребений этого могильника, в двух могилах фиксировалось сочетание трупоположения и кремации (Курган №1, Погр. 2). Известен случай сочетания в одном погребении захоронения по обряду ингумации и двух захоронений по обряду кремации (Курган №5, Погр. №8.) В кургане №3, этого же могильника, присутствуют отдельные погребения с кремацией - №№7,8. Три погребения с кремацией отмечено в могильнике у пос. Канадей (Багаутдинов, 1991. С. 41; Седова, 1991. С. 132). Памятники находятся вУльяновской области. Четыре погребения, совершённых по обряду кремации, происходит с территории Самарской области: одно - с разрушаемого памятника у пос. Студёный (Сташенков, 2008. С. 187, рис. 3), три - с Лузановского могильника (Васильев, 1977. С. 41, рис. 16). Всего отмечено 11 погребений с присутствием кремации.

Погребения с признаками связывания трупа в количественном отношении занимают первое место (табл. 2). Основным показателем служат сильно скорченные костяки из погребений Лузановского могильника (Васильев, 1977. С. 35. рис 3; С. 36, рис. 5), Измерского X, XI могильников (Губин, 2008. С.181-187), Урень I. Практически во всех погребениях присутствуют ранние черты, что выражается в нахождении керамики покровского типа. Исключением служат материалы Измерского X, XI могильников, где погребения относятся к последней четверти II тыс. до н.э. Всего отмечено 15 захоронений такого характера.

Обряд обезвреживания зафиксирован в 14 погребениях. В количественном отношении, основной материал происходит с Лузановского могильника. Примером служит погребение №1 кургана №7 (Васильев, 1977. С. 37, рис. 7). Левая малая берцовая кость скелета подростка была надпилена, а затем сломана. Кости правой ступни и нижних частей берцовых костей отсутствовали. В остальных случаях следы обезвреживания отмечены единично.

Вторичные погребения отмечены в шести случаях (Таб. 2). Здесь первое место занимает Степановский III могильник (Лифанов, Крамарев, Цибин, 2008. С. 138141, рис. 5-8), на других некрополях следы эксгумации не многочисленны. Как отмечают исследователи некрополя Степановка III, на костяках следы зубов грызунов не отмечены, отсутствуют следы перекопов, вещи также не тронуты. В данном случае можно говорить о вторичности захоронении.

Рассматривая такой тип погребений, как кенотафы, в первую очередь, учитывалась степень сохранности костяков в других захоронениях на могильнике, где фиксировались кенотафы. Кости взрослых индивидов могли не сохраниться из-за природных факторов, например из-за кислотной или щелочной почвы. Учитывались размеры могильных ям. Маленькие ямы в оборот не принимались, так как могли содержать детские захоронения (костяки), наиболее подверженные разрушению.

Кенотафы зафиксированы только на могильнике Канадей I, IV (табл. 2). Как уже отмечалось выше, для выявления учитывались характерные особенности: раз-

Таб.2. Погребения Среднего Поволжья с признаками обезвреживания.

№№ А Б В Г Д Е

I. - 3 6 11 2 -

II. - - - 1 - -

III. - - 1 - - -

IV. - - 5 - 1 -

V. 2 2 2 - - -

VI. - 1 - - - -

VII. - 2 - 1 - 2

VIII. - - 1 - - 1

IX. - - - 1 3 -

X. - 1 - - - -

ВСЕГО 2 9 15 14 6 3

Аннотация к заголовкам таблицы.

I. Лузановский могильник; II. Лузановский IV могильник; III. Измерский XIмогильник; IV Курганы у с. Ягодное; V Могильник Урень I; VI. Могильник Канадей V; VII. Могильник Канадей; VIII. Канадей IV; IX. Степановка III. X. Погребения у пос. Студёный. А -трупоположение + кремация; Б - кремация; В - связывание; Г - обезвреживание; Д -

ингумация; Е - кенотаф.

меры могильных ям, костяков в соседних погребениях. Исходя из этого, было выявлено только 3 случая кенотафов. Кенотаф фиксируется в кургане №1 могильника Канадей IV. На древней поверхности выявлены остатки мощного кострища с включениями обожженной глины, угольков, супеси; к этому же комплексу относился бронзовый нож, найденный в норе (Зудина, 1991. С. 59). В кургане №3 могильника Канадей I отмечены два кенотафа. Костяки отсутствовали, но размеры ям подходили для взрослых индивидов.

Могильники, из которых происходили изучаемые погребения, исследователи относят к разным хронологическим этапам существования срубной культуры. В связи с этим возникает главный вопрос, касающийся нерядовых признаков в погребениях -сформировались ли они с возникновением срубных древностей, или это внешнее влияние? В основном материал происходит с Лузановского могильника, где в рассматриваемых погребениях встречается посуда андроноидного облика. Здесь же, из погребения №12 кургана №15 происходит женское головное украшение и подвески андроновского типа (Васильев, 1977. С. 42, рис. 18). Схож по материалам могильник Лузановка IV (Лебедева, 2008. С. 190-207), автор относит его к развитому этапу срубной культуры -середина второго тыс. до н.э. Основываясь на радиоуглеродном анализе материалов могильника Степановка III, исследователи выдвигают дату ХУ11-ХУ1 вв. до н.э., а анализ керамики указывает на формирование общины, оставившей могильник, разными по происхождению группами населения (Лифанов, Крамарев, Цибин, 2008. С. 135). На неоднородность населения указывают погребения Екатериновского могильника, сочетающего потаповские и покровские черты (Зудина, Крамарев, 1993).

Основываясь на материалах могильника Канадей V (Багаутдинов, 1991. С. 3658), можно говорить о сложном процессе этногенеза местного населения, включившего местные абашевские элементы, в значительной мере уже переработанные, а также пришлые андроновские. Бронзовые украшения из погребения №2 кургана №1 могильника Канадей I относятся к факту импорта из алакульской среды, где эти украшения имеют распространение в раннепетровско-алакульское время. На могильнике Канадей IV, как указывает автор, инокультурные черты отсутствуют, нет реминисценций предшествующих культур, что выявляется на анализе керамики в совокупности с погребальным обрядом. Как отмечает автор (Зудина, 1991. С. 67), население, оставившее могильник, продвинулось из северных районов Самарской области.

Материалы из районов Закамья отмечены поздними погребениями, прослеживается унификация обряда, упрощение погребального инвентаря, однако также присутствуют парные и коллективные погребения, погребения с признаками связывания (Губин, 2008. С. 182-183). Датировка бытования срубных племён в Закамье укладывается в пределы 3-й четверти II тыс. до н.э. Основываясь на этом, можно говорить о появлении нерядовых признаков на первом этапе её сложения, на основе разнородных компонентов, во второй четверти II тыс. до н.э. Во время продвижения срубных племён в районы Волго-Камья эти признаки сохраняются, поддерживаемые влиянием из алакульской культурно-исторической (КИО) общности, однако, это явление носит не прямой характер, так как отсутствует собственно алакульская керамика на срубных памятниках Поволжья и алакульские черты в погребальном обряде. Уже на некрополях Закамья, при сохранении нерядовых черт в погребениях, сам обряд представлен унифицировано. Иными словами, на протяжении формировании и бытовании срубной культуры в Среднем Поволжье, нерядовые признаки также присутствуют, но в меньшей степени, чем в начале.

Список литературы:

Багаутдинов Р.С., 1991. Курганы бронзового века у с. Канадей // Археологические исследования в Среднем Поволжье. - Самара: СГУ - С. 36-58.

Васильев И.Б., 1977. Лузановский курганный могильник // Средневолжская археологическая экспедиция. - Куйбышев: Куйб. кн. изд-во. - С. 5-43.

Губин А.С., 2008. Охранно-спасательные работы у села Измери Спасского района Республики Татарстан // Материалы четвёртой научной конференции, посвящённой учёному и краеведу С.Л. Сытину. - Ульяновск: Корп. техн. продв-я. - С. 181-187.

Зудина В.Н., 1991. Курганный могильник Канадей IV // Археологические исследования в Среднем Поволжье. - Самара: СГУ. - С. 59-75.

Зудина В.Н., Крамарев А.И., 1993. Могильник эпохи бронзы у с. Екатериновка // Археологические исследования в Поволжье. - Самара: СГУ. - С. 128-155.

Казаков Е.П., 1991. Срубные могильники Закамья //Археологические исследования в Среднем Поволжье. - Самара: СГУ! - С. 99-111.

Лебедева (Овчинникова) Н.В., 2008. Новые археологические исследования у села Лузановка // Актуальные проблемы Урала и Поволжья. - Самара: СГПУ - С. 190207.

Лифанов Н.А., Крамарев А.И., Цибин В.А., 2008. Исследование курганного могильника Степановка III в 2006 году // Актуальные проблемы Урала и Поволжья. - Самара: СГПУ - С. 123-142.

Седова М.С. 1991. Курганный могильник на юге Ульяновской области // Археологические исследования в Среднем Поволжье. - Самара: СГУ - С. 130-146.

Сташенков Д.А., 2008. Погребения эпохи бронзы в посёлке Студёный // Актуальные проблемы Урала и Поволжья. - Самара: СГПУ! - С. 179-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.