Научная статья на тему 'Нервно-психическое развитие депривированных детей раннего возраста с поражением центральной нервной системы и коррекция отставаний'

Нервно-психическое развитие депривированных детей раннего возраста с поражением центральной нервной системы и коррекция отставаний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EARLY CHILDHOOD / NERVE-PSYCHIATRIC DEVELOPMENT / DEPRIVATION / SENSOR DEVELOPMENT / MENTAL PROCESSES DEVELOPMENT / MOTILITY DEVELOPMENT / SPEECH DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF SUBJECT-GAME ACTIONS / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕПРИВАЦИЯ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мурашова Ирина Юрьевна, Мурашова Алла Анатольевна

В статье анализируются результаты исследования нервно-психического развития у испытуемых третьего года жизни с поражением центральной нервной системы, воспитывающихся в доме ребёнка; представляются направления психолого-педагогической работы, способствующие коррекции отставаний нервно-психического развития этих детей; данные будут полезны психологам, а также дефектологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с этим контингентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мурашова Ирина Юрьевна, Мурашова Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nerve-psychological development of deprived young children with central nerve system damage and correction of retardation

The article analyzes the research results of nerve-psychological development of the third -year-old test children with central nervous system damage who are raised in the child's home. The author gives the directions of psychological and educational work, contributing to the correction of retardation in nerve-psychiatric development of these children. The data will be useful for psychologists, defectologists, educators and other professionals working with this age cohort.

Текст научной работы на тему «Нервно-психическое развитие депривированных детей раннего возраста с поражением центральной нервной системы и коррекция отставаний»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 159.95 + 372.3/4 ББК 74.3я73+88.я73 М911

И. Ю. Мурашова Иркутск, Россия А. А. Мурашова Иркутск, Россия

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И КОРРЕКЦИЯ ОТСТАВАНИЙ

В статье анализируются результаты исследования нервно-психического развития у испытуемых третьего года жизни с поражением центральной нервной системы, воспитывающихся в доме ребёнка; представляются направления психолого-педагогической работы, способствующие коррекции отставаний нервно-психического развития этих детей; данные будут полезны психологам, а также дефектологам, воспитателям и другим специалистам, работающим с этим контингентом.

Ключевые слова: дети раннего возраста, нервно-психическое развитие, де-привация, сенсорное развитие, развитие психических процессов, моторное развитие, речевое развитие, развитие предметно-игровых действий.

I. J. Murashova Irkutsk, Russia A. A. Murashova Irkutsk, Russia

© Мурашова И. Ю., Мурашова А. А., 2017

NERVE-PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF DEPRIVED YOUNG CHILDREN WITH CENTRAL NERVE SYSTEM DAMAGE AND CORRECTION OF RETARDATION

The article analyzes the research results of nerve-psychological development of the third -year-old test children with central nervous system damage who are raised in the child's home. The author gives the directions of psychological and educational work, contributing to the correction of retardation in nerve-psychiatric development of these children. The data will be useful for psychologists, defectologists, educators and other professionals working with this age cohort.

Key words: early childhood; nerve-psychiatric development; deprivation; sensor development; mental processes development; motility development; speech development; development of subject-game actions.

Одним из приоритетных направлений в развитии отечественной коррекци-онной психологии и педагогике считается раннее выявление отставаний и своевременная помощь. В ней нуждается любой ребёнок, обнаруживший неблагополучие в развитии. По исследованиям Е. А. Стребелевой, наиболее уязвимыми в плане прогноза существенных отклонений в развитии являются воспитанники домов ребёнка [Е. А. Стребелева, 2004]. Среди детей, оказавшихся в домах ребёнка, наибольший процент составляют «отказники». По данным Н. В. Бабкиной, И. А. Коробейникова, Е. Л. Инденбаум, М. И. Лисиной, нежеланный ребёнок обычно находится в неблагоприятных условиях, начиная с самых ранних периодов его онтогенеза. Следствием являются поражения центральной нервной системы (далее ЦНС), очевидные врачам уже при рождении и являющиеся в дальнейшем основанием направления в специализированный дом ребёнка [И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум, Н. В. Бабкина, 2013], [М. И. Лисина, 2008].

Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. По данным Н. Н. Малофее-ва, у детей с органическим поражением ЦНС выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная,

социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь) [Н. Н. Малофеев, 2009]. По данным М. И. Лисиной, И. Ю. Мурашовой, Т. Н. Кравченко, проживание детей в учреждениях закрытого типа обусловливает социально-психологическую де-привацию [М. И. Лисина, 2008], [И. Ю. Мурашова, Т. Л. Кравченко, 2016], что утяжеляет отставание воспитанников с органическим поражением ЦНС.

Целью нашего исследования было изучить состояние нервно-психического развития депривированных детей раннего возраста с поражением ЦНС и определить содержание работы по коррекции его отставания. Для диагностики состояния нервно-психического развития (далее НПР) детей раннего возраста использовались методики диагностики Е. А. Стребелевой, К. Л. Печоры и Г. В. Пантюхиной [Е. А. Стребелева, 2004], [К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, 2010].

Базой исследования явился ОГКУЗ «Специализированный дом ребёнка № 1» г. Иркутска. В исследовании приняли участие 22 ребёнка третьего года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы.

Анализ результатов исследования обнаружил, что ни у одного испытуемого не выявилось достаточного уровня по всем линиям нервно-психического развития, дети выполняли задания лишь на среднем, низком и крайнем низком уровнях.

Исследование НПР обнаружило, что в первом блоке «Сенсорное развитие», где предлагалось четыре задания на исследование величины, формы и цвета, на среднем уровне оказалось 13,63%, что меньше почти на 31%, чем с низким уровнем (45,45%) и на 27% меньше, чем с крайне низким уровнем (40,90%).

Во втором блоке «Психические процессы» исследовалось развитие восприятия, мышления, представлений и памяти, распределение оказалось тем же, что и в первом блоке. Так, на среднем уровне справилось лишь 13,63%, на низком уровне выполнили задания 45,45%, а на крайне низком уровне по выполнению оказалось 40,90% испытуемых.

По третьему блоку «Речевое развитие», где давалось три серии заданий на диагностику понимания речи, на исследование фонематического слуха, на изу-

чение активной речи, со средним уровнем оказалось также 13,63%, что в три с половиной раза меньше, чем с низким уровнем (40,90%) и в три раза меньше, чем с крайне низким (40,90%).

В четвертом блоке «Моторное развитие», применялось две серии зданий на исследование крупной моторики и ручной умелости, на среднем уровне выявилось 22,72% детей, это в два раза меньше, чем на низком уровне - 45,45 %. На крайне низком уровне здесь оказалось 31,81% испытуемых.

В пятом блоке «Предметно-игровые действия», с помощью трёх диагностических заданий изучалось развитие игровых действий с куклой, с машиной и с постройкой, на среднем уровне справились с заданием всего 18,18% детей, что в 2,5 раза чаще, чем на низком (45,45%) и в 2 раза больше, чем на крайнем низком - 40,90%.

Результаты проведенной диагностики по пяти блокам позволили вывести общий уровень нервно-психического развития депривированных детей раннего возраста с поражением ЦНС.

■ с достаточным ур. ■ со средним ур. ■ с низким ур. ■ с крайне низким ур.

Рис. 1. Распределение испытуемых по всем уровням выполнения диагностических заданий на исследование НПР Как видим из рис. 1, с достаточным уровнем не было обнаружено вовсе не одного испытуемого. Достоверность различий между средним и низким, сред-

0,00% достаточный

36,36% крайне низкий

[]% средний

ним и крайнем низким уровнями из-за малой выборки не определяются. Вместе с тем, распределения испытуемых позволяют наметить следующие тенденции: с низким уровнем (45,46%) встретилось в 2,5 раза чаще детей, чем со средним уровнем (18,18%); со средним уровнем оказалось в два раза реже детей чем с крайне низким (18,18% и 36,36%). Количество детей, показавших низкий и крайне низкий уровень отличается несущественно.

Частота распределений испытуемых между выполнением заданий на среднем и низких уровнях вместе взятых, представлена на рис. 2. Как видим, процентная доля детей с низким и крайне низким уровнями (81,82%), достоверно больше процентной доли испытуемых со средним уровнем - 18,18%, достоверность определяется при р < 0,00001.

■ Со средним ур. ■ С низким и крайне низким ур.

Рис. 2. Распределение испытуемых по среднему и низким уровням выполнения всех диагностических заданий на исследование НПР (р<0,00001) Анализ результатов исследования нервно-психического развития показал, что воспитанники домов ребёнка с поражением центральной нервной системы имеют существенные отставания в НПР по всем линиям развития. С деприви-рованными детьми раннего возраста с поражением ЦНС, показавшими низкие уровни нервно-психического развития, рекомендуем осуществлять специальную организованную психолого-педагогическую работу по коррекции отставаний в линиях развития. На основе методических материалов А. А. Катаевой, Е.

А. Стребелевой [А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, 2005; Е. А. Стребелева, 2008] нами разработана программа коррекционных занятий, которая условно названа «Ступеньки коррекции».

Целью специальной программы по коррекции отставаний в нервно-психическом развитии будет является исправление и/или ослабление недостатков формирования психических процессов, сенсорного, моторного, речевого развития и развития предметно-игровых действий.

Объектом психолого-педагогической работы по коррекции отставаний в нервно-психическом развитии будут являться дети третьего года жизни, показавшие низкие уровни нервно-психического развития.

В соответствии с целью нами ставятся следующие задачи:

1) коррекция отставаний сенсорного развития;

2) коррекция отставаний развития психических процессов;

3) коррекция отставаний речевого развития;

4) коррекция отставаний моторного развития;

5) коррекция отставаний развития предметно-игровых действий.

Выбор конкретных методов психолого-педагогической коррекции отставаний в нервно-психическом развитии определяется в зависимости от целей и задач коррекционной работы, возрастных и индивидуальных особенностей и структуры дефекта детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка, а также организационных условий. Для проведения специальной психолого-педагогической работы мы предлагаем использовать такие методы педагогики, как: наглядные, словесные, игровые, репродуктивные и продуктивные с применением таких методов психологической коррекции как игротерапия и арттера-пия.

Реализация специальной программы по коррекции отставаний «Ступеньки коррекции» должна осуществляться ступенчато в виде специально организованных психологических игровых занятий, в соответствии с задачами:

Первая ступенька, «Коррекция отставаний сенсорного развития», содержит 12 коррекционных занятий, проводимых в первые два месяца учебного года.

Второй ступенькой работы является «Коррекция отставаний развития психических процессов», также 12 коррекционных занятий, проводимых после окончания занятий первой ступени. Третья ступенька специальной работы, «Коррекция отставаний речевого развития», содержит также 12 занятий, которые следует проводить после окончания занятий второй ступеньки. Четвертая ступенька, «Коррекция отставаний моторного развития», следующая за третьей ступенькой, содержит еще 12 занятий, и, наконец, пятая, завершающая ступенька, «Коррекция отставаний развития предметно-игровых действий», включает также 12 специальных занятий. Таким образом, весь комплекс работы проводится в течение учебного года, с конца сентября по май и охватывает 64 занятия.

Библиографический список

1. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 208 с.

2. Коробейников И. А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум, Н. В. Бабкина. М.: Просвещение, 2013. 48 с.

3. ЛисинаМ. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: ВЛАДОС, 2008. 144 с.

4. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009. 319 с.

5. Мурашова И. Ю. Соотношение недостатков связной речи и полимодального восприятия депривированных младших школьников / И. Ю. Мурашова, Т. Л. Кравченко // I Том Альманаха «Психология образования» / Отв. ред. Р. Е. Барабанов. М.: МФЮА, 2016. С. 46-51.

6. Печора К. Л. Диагностика нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. М.: ВЛАДОС, 2010. 172 с.

7. Стребелева Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов. ИКП РАО. Изд. 2-е. М.: Экзамен, 2004. 127 с.

References

1. Katayeva A.A. (2005). Doshchkol'naia oligofrenopedagogika [Preschool oligophrenopedagogy] / A.A. Katayeva, E.A. Strebeleva. - M.: Gumanit. ed. center VLADOS, 2005. 208 p. (In Russian)

2. Korobeynikov I.A. (2013). Spetsial'nyi Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obrazovaniia detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia: proekt [The special Federal state educational standard of primary education of children with retardation of mental development: the project] / I.A. Korobeynikov, E.L. Indenbaum, N.V. Babkina. - M.: Prosvesheniye, 2013. 48 p. (In Russian).

3. Lisina M.I. (2008). Problemy ontogeneza obshcheniia [Problems of ontogenesis of communication] / M.I. Lisina. - M.: VLADOS, 2008. 144 p. (In Russian).

4. Malofeev N.N. (2009). Spetsial'noe obrazovanie v meniaiushchemsia mire. Evropa: ucheb. posobie dlia studentov ped. Vuzov [Special education in a changing world. Europe: textbook for students of pedagogical universities] / N.N. Malofeev. - Prosvesheniye, 2009. 319 p. (In Russian).

5. Murashova I.Yu. (2016). Sootnoshenie nedostatkov sviaznoi rechi i polimodal'nogo vospri-iatiia deprivirovannykh mladshikh shkol'nikov [The ratio of the drawbacks of coherent speech and multimodal perception of deprived younger students] / I.Yu. Murashova, T.L. Kravchenko // I Tom Al'manakha «Psikhologiia obrazovaniia» / Otv. red. R. E. Barabanov [1st Volume of the Anthology "Psychology of education" / Ed. edited by R. E. Barabanov]. - M.: MFUA, 2016. Pp. 46-51. (In Russian).

6. Pechora K.L. (2010). Diagnostika nervno-psikhicheskogo razvitiia detei 2-3-go goda zhizni [Nerve-psychiatric development diagnosis of 2-3-year-old children] / K.L. Pechora, G.V. Pantyu-khin. - M.: VLADOS, 2010. 172 p. (In Russian).

7. Strebeleva E.A. (2004). Korrektsionnaia pomoshch' detiam rannego vozrasta s organiches-kim porazheniem tsentral'noi nervnoi sistemy v gruppakh kratkovremennogo prebyvaniia: metodicheskoe posobie dlia pedagogov. IKP RAO. Izd. 2-e. [Correctional help for young children with organic lesions of the central nerve system in short-stay groups: a manual for teachers. ICP RAE. Ed. 2.] / Sterbeleva E.A. - M.: Ekzamen, 2004. 127 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.