Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197X-2016-60-4-207-209
Medicine and law
Следует отдельно закрепить положение, в соответствии с которым клиническая медицинская организация не вправе требовать от образовательной (научной) организации платы за использование имущества, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Аналогичное положение необходимо закрепить и для образовательной (научной) организации, которая не вправе требовать от клинической медицинской организации платы за выполнение обязанностей, возложенных на клиническое подразделение, если иное не предусмотрено соглашением.
Соглашение об организации клинической базы может быть заключено между медицинской организацией и образовательной (научной) организацией в письменной форме в виде единого документа, подписанного сторонами, в трех экземплярах (по одному сторонам; один
экземпляр предоставляется в орган, уполномоченный присваивать медицинской организации статус клинической).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаров Ю.М. О подготовке врачебных кадров в Российской Федерации // Медицина. 2013. № 3. С. 3—11.
REFERENCES
1. Komarov Y.M. The training ofmedical staff in the Russian Federation // Medicine. 2013. No. 3. Pp. 3—11.
Поступила 27.06.15 Принята в печать 10.11.15
© МАСЛЯКОВ В.В., ПОРТЕНКО Н.Н., 2016 УДК 614.2:617-089.843]:34
Масляков В.В., Портенко Н.Н.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
Филиал частного учреждения образовательной организации высшего образования «Медицинский университет «Реавиз» в Саратове, 410012, г. Саратов
В статье представлены основные нормативные акты, посвященные проблемам трансплантологии в России. Установлено, что государство в лице законодателя может только устанавливать экологические и санитарные нормы, связанные с погребением, но не может определять моральную сторону любого обряда, который является личным делом каждого человека. Конечно, предлагаемые нами изменения могут привести к уменьшению количества операций, связанных с трансплантацией органов и тканей человека. Для увеличения количества операций по пересадке, по нашему мнению, необходимо создание единого банка доноров, целью которого будут являться популяризация донорства и расширение взаимодействия с органами здравоохранения.
Ключевые слова: трансплантология; правовая база.
Для цитирования: Масляков В.В., Портенко Н.Н. Нерешенные правовые вопросы трансплантологии. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(4): 207—209. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-207-209.
Maslyakov V.V., Portenko N.N. THE UNSETTLED LEGAL ISSUES OF TRANSPLANTOLOGY
Saratov medical University "Reaviz", Saratov, 410012, Russian Federation
The article presents main legal acts related to issues of transplantology in Russia. It is established that the state as represented by legislator can only establish ecological and sanitary standards related to burial but has no possibilities to determine moral side of any rite that is personal affair of any individual. Certainly, the proposed alterations can result in decreasing of number of operations related to transplantation of human organs and tissues. To increase number of operations of transplantation the integrated bank of donors is needed to be organized with the purpose of popularization of donorship and expansion of interaction with health authorities.
Keywords: transplantology; legal base.
For citation: Maslyakov VV, Portenko N.N. The unsettled legal issues of transplantology.
Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal).
2016; 60 (4): 207—209. (In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-207-209
For correspondence: Vladimir V. Maslyakov, doctor of medical sciences, professor, vice-
chancellor on scientific research and public relations, Saratov medical University "Reaviz",
Saratov, 410012, Russian Federation, E-mail: [email protected]
Funding. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 10 August 2015
Accepted 10 November 2015
Для корреспонденции: Масляков Владимир Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе и связям с общественностью НОУ ВПО «Саратовский медицинский институт «РЕАВИЗ». 410012, г. Саратов, E-mail: [email protected]
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-207-209
В конце XX — начале XXI века трансплантология стала областью медицины, сконцентрировавшей в себе новейшие достижения хирургии, анестезиологии, реаниматологии, иммунологии, фармакологии и других медико-биологических наук. Это область высоких биомедицинских технологий, которые используют в случаях таких патологических изменений органов и тканей человека, которые неизбежно приведут к гибели пациента. Пересадка органов как метод лечения тяжелых больных имеет большое социальное значение, так как позволяет не только продлить жизнь, но и обеспечить ее более высокий качественный уровень. Трансплантология — это отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы трансплантации, разрабатывающая методы консервирования органов и тканей, создания и применения искусственных органов. Трансплантация (от лат. transplantare — пересаживать) — процесс замены поврежденных или утраченных органов путем пересадки таких же органов, взятых из здоровых организмов того же вида. Различают три вида трансплантации: аутотрансплантацию — трансплантацию в пределах одного организма, алло- или гомотрансплантацию — трансплантацию в пределах одного вида и гетеро- или ксенотрансплантацию — трансплантацию между различными видами. Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определен Минздравом РФ совместно с Российской академией медицинских наук1.
В то же время уголовным законом не устанавливается ответственность за незаконное изъятие органов и (или) тканей, не указанных в перечне.
Операции по пересадке тканей, а затем и органов человеку начали производить на рубеже XIX—XX веков, они были немногочисленными и носили преимущественно экспериментальный характер. К середине XX века успешно проводили операции по пересадке кожи, сосудов, костей и других тканей в пределах одного организма. Гетеротрансплантация была еще недоступна в связи с отсутствием научных знаний об иммунологических механизмах отторжения организмом чужеродных для него органов и фармакологических средств для управления этими механизмами. Благодаря разработанным во второй половине XX века методам иммуносу-прессии стали возможны пересадки органов и тканей от одного человека другому при отсутствии у них близкого родства. Трансплантация органов и (или) тканей человека включает в себя ряд медико-психологических и юридических проблем: дефицит донорских органов и тканей, проблема приоритета пациентов, нуждающихся в проведении данной операции, консервативный подход общества к вопросу о согласии на изъятие органов для трансплантации после смерти, определение момента смерти человека как предпосылка к забору органов и (или) тканей, наличие правовой коллизии в законодательстве о трансплантации органов.
В соответствии с международным правом2 и Конституцией РФ3 права человека являются общепризнанными нормами и гарантируются государством. Из этого следует и право человека быть погребенным после смерти, согласно его воле, соблюдая при этом обычаи и тради-
1 Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993; (2): Ст. 62.
Медицина и право
ции в соответствии с религиозными обрядами. Данное положение вытекает из принципов, гарантирующих право на свободу совести, вероисповедания, охрану чести и достоинства, личную неприкосновенность и т. п. Все вышеперечисленное — это ключевые принципы в сфере охраны личных прав и свобод граждан. В основе указанной нормы лежит соматическое право граждан по собственному усмотрению распоряжаться своим телом. К соматическим правам (греч. soma — тело) относятся: право на смерть (эвтаназию), прерывание беременности, смену пола, стерилизацию и т. п., в том числе и права в области трансплантации. Необходимо отметить, что соматические права граждан являются новеллой в юридической категории, которая основана на расширенном толковании конституционных прав граждан на жизнь и права по личному усмотрению распоряжаться своим телом. Однако произошедшие изменения в стране, в системе исполнительной власти, организации медицинской помощи требуют значительного пересмотра законодательства, в том числе и в сфере здравоохранения. Так, принятый ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»4 (далее Закон «Об основах охраны здоровья граждан») заложил основные положения для современной системы здравоохранения, где отдельно рассмотрены вопросы донорства и трансплантации органов и тканей человека. Здесь законодатель определяет донорство и трансплантацию как средство, необходимое для спасения жизни граждан и восстановления их здоровья. Необходимо отметить, что данные вопросы тесно связаны между собой и должны рассматриваться в общей правовой регламентации. Это выразилось в отдельной статье закона, в частности ст. 47 «Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)». Указанная статья содержит более полную правовую регламентацию общественных отношений, связанных с донорством и трансплантацией по сравнению с ранее принятыми Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., ст. 47 «Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации»5.
Помимо указанного закона, были приняты и иные подзаконные нормативные акты, регулирующие положения о донорстве и трансплантации органов. К ним можно отнести Порядок оказания медицинской помощи методом трансплантации органов (утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 октября 2009 г. № 819н), Порядок констатации смерти человека (утвержденный постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 950), Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека (утвержденный приказом Минздравсоциразвития РФ и Российской академии медицинских наук от 25 мая 2007 г. № 357/40) и др.
Отдельно хотелось бы остановиться на специальном Законе РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплан-
2 Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах». Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994; № 12.
3 Конституция Российской Федерации: официальный текст от 12 декабря 1993. Российская газета. 1993; № 237.
4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2011; (48): Ст. 6724.
5 Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993. Российские вести. 1993; № 174.
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197X-2016-60-4-207-209
Medicine and law
тации органов и (или) тканей человека»1 (далее Закон «О трансплантации»), который был принят более 20 лет назад, но существенных изменений не претерпел и в настоящее время требует доработки в части регламентации донорства органов и тканей человека и их трансплантации.
Сегодня нет сомнений в актуальности указанной проблемы, что объясняется быстрым развитием технологий в сфере медицины, ростом числа операций с расширенным перечнем органов для трансплантации, а соответственно и вопросов, затрагивающих юридические аспекты.
Нам хотелось бы рассмотреть лишь момент, который касается «презумпции согласия» и «презумпции несогласия» на изъятие донорских органов. Так, ФЗ «О погребении и похоронном деле»6 (далее Закон «О погребении») гарантирует каждому человеку достойное погребение с учетом волеизъявления либо его самого, либо его родственников (представителей); в нем устанавливается, что действия по отношению к телу умершего должны производиться в соответствии с его волеизъявлением (письменным или устным), если нет обстоятельств, когда выполнить его волю невозможно или иное не определено нормативными актами РФ. Это касается и части о согласии либо несогласии на изъятие его органов и тканей. Тем самым указанная норма устанавливает волеизъявление умершего либо его родственников (представителей) как обязательное условие для проведения операции по изъятию органов. В данном случае действует так называемая «презумпция несогласия». Указанная норма, закрепленная на 63-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2010 г., определила юридическую модель забора органов и тканей7, в частности, презумпцию несогласия (opting in), в соответствии с которой забор трансплантатов допускается лишь в случае, если донором при жизни было высказано согласие на подобное изъятие (в противном случае такое согласие может быть дано родственниками умершего).
На этой же ассамблее была установлена и вторая модель по изъятию органов — презумпция согласия (opting or contracting out), в соответствии с которой забор донорского материала разрешен в случае, если лицом при жизни не было высказано возражение против изъятия.
Вторая модель, закрепленная в Законе «О трансплантации», предполагает посмертное изъятие органов и тканей у трупа для дальнейшей трансплантации. Данная норма устанавливает, что «посмертное изъятие органов не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов после смерти для трансплантации реципиенту». Иначе говоря, вышеназванный закон не требует от медицинских работников спрашивать разрешение у кого-либо на изъятие органов покойного, что противоречит смыслу Закона «О погребении». Тем самым данная норма не дает гражданину или его родственникам (представителям) право на волеизъявление об изъятии органов или тканей после смерти, так как не
6 Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Собрание законодательства Российской Федерации. 1996; (3): Ст. 146.
7 WHO Guiding principles on human cell, tissue and organ
transplantation // Resolution WHA63.22 adopted by the Sixty-third World Health Assembly on 21 May 2010. URL: http://www.who.int/ transplanta-tion/en
установлена обязанность учреждения здравоохранения выявлять волю покойного или его родственников относительно такого изъятии. Кроме того, не установлен и порядок извещения граждан о смерти родственника или представляемого; не определено, на кого должна быть возложена указанная обязанность. Тем самым для данной категории граждан исключена возможность выразить каким-либо образом свою волю о согласии или несогласии на изъятие органов у покойного в тех случаях, когда предвидеть наступление смерти было невозможно. Необходимо обратить внимание и на то, что даже если гражданин перед смертью выразил свое несогласие на донорство своих тканей, то законодательство не предусматривает процедуры фиксации данного факта, что может стать предпосылкой к злоупотреблениям в данной области.
Таким образом, законодатель практически не дает возможности реализации гражданам права выразить свою волю, зафиксировать ее должным образом и довести до уполномоченного органа (который до настоящего времени также не определен) своего волеизъявления о согласии либо несогласии на изъятие органов после смерти. Указанные коллизии требуют от законодателя скорейшего изменения (или доработки) в положениях о трансплантации органов путем корректировки нормативных актов, поскольку сложившаяся в данной области ситуация не дает возможности выработки единой правоприменительной практики, что идет вразрез с конституционными правами граждан.
Мы считаем, что противоречия в действующих нормах следует устранить путем внесения в ст. 8 Закона «О трансплантации» исключения презумпции согласия, поскольку данная норма нарушает право человека на достойное отношение к его телу, что в свою очередь противоречит Конституции РФ. Нам видится, что практическое значение имеет норма ст. 47 Закона «Об основах охраны здоровья граждан», который был разработан с учетом рекомендаций Конституционного суда РФ, где закреплен порядок выражения несогласия на изъятие органов после смерти.
Основываясь на позиции Конституционного суда РФ8, необходимо отметить, что право всегда считалось искусством добра и справедливости. Из этого следует, что моральные устои всегда являются основными критериями применения любого закона. Государство в лице законодателя может только устанавливать экологические и санитарные нормы, связанные с погребением, но не может определять моральную сторону любого обряда, который является личным делом каждого. Конечно, предлагаемые нами изменения могут привести к уменьшению количества операций, связанных с трансплантацией органов и тканей человека. По нашему мнению, чтобы этого избежать, необходимо создание банка доноров либо их объединений, целью которых будет информирование населения о донорстве, создание единого банка доноров и расширение его взаимодействия с органами здравоохранения.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила 10.08.15
Принята в печать 10.11.15
8 Определение Конституционного суда от 4 декабря 2003 г. № 4590 http://www.echr.ru/documents/doc/12054345/12054345.htm