Научная статья на тему 'Неречевые кинестезии в механизмах направленной коррекции патологии речи у детей'

Неречевые кинестезии в механизмах направленной коррекции патологии речи у детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / SPEECH / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / FINE MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шабаев В.С., Денисенко А.С., Шабаева И.А., Лагутина Л.В.

Исследовалась взаимосвязь владения навыками мелкой моторики и речи. Основой методологического подхода являлась теория функциональных систем. Формирование речевых навыков одна из высших психических функций человека, лежащая в основе его ранней социализации, быстрого удовлетворения потребностей путем формирования семантического межиндивидуального взаимодействия. Патология речи, в частности дислексия, понимание обращенной речи, дисграфия, является серьезной проблемой междисциплинарного характера. Физиологические механизмы формирования речевых навыков часто рассматриваются по отдельности. Функциональный подход и рассмотрение становления речи с позиции теории функциональных систем дают оптимальную схему понимания взаимодействия различных морфофункциональных структур организма в генезисе речевых навыков индивида. В работе рассмотрена роль включения в коррекционную работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шабаев В.С., Денисенко А.С., Шабаева И.А., Лагутина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONVERBAL KINESTHESIA IN THE MECHANISMS OF TARGETED CORRECTION OF CHILDREN’S SPEECH PATHOLOGY

The correlation between the development of fine motor skills and speech was studied. The methodological approach was based on the theory of functional systems. The formation of speech habits is one of the human higher mental functions, underlying the person’s early socialization and quick satisfaction of needs by the formation of semantic interindividual interaction. The speech pathology, particularly dyslexia, speech understanding and dysgraphia, is a serious interdisciplinary problem. Physiological mechanisms of the formation of speech habits are often examined separately. The functional approach and consideration of the speech formation from a perspective of the theory of functional systems provide the appropriate understanding of the interaction of various morphofunctional structures of the human organism in the genesis of the individual’s speech habits. The paper considers the role of inclusion of exercises aimed at the development of fine motor skills in the remedial work.

Текст научной работы на тему «Неречевые кинестезии в механизмах направленной коррекции патологии речи у детей»

УДК 612.821: 612.7: 159.95

НЕРЕЧЕВЫЕ КИНЕСТЕЗИИ В МЕХАНИЗМАХ НАПРАВЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ

В.С.Шабаев, А.С.Денисенко, *И.А.Шабаева, **Л.В.Лагутина

NONVERBAL KINESTHESIA IN THE MECHANISMS OF TARGETED CORRECTION OF CHILDREN'S

SPEECH PATHOLOGY

V.S.Shabaev, A.S.Denisenko, *I.A.Shabaeva, **L.V.Lagutina

Институт медицинского образования НовГУ, Детский сад комбинированного вида №4 (Великие Луки), Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К.Анохина» Исследовалась взаимосвязь владения навыками мелкой моторики и речи. Основой методологического подхода являлась теория функциональных систем. Формирование речевых навыков — одна из высших психических функций человека, лежащая в основе его ранней социализации, быстрого удовлетворения потребностей путем формирования семантического межиндивидуального взаимодействия. Патология речи, в частности дислексия, понимание обращенной речи, дисграфия, является серьезной проблемой междисциплинарного характера. Физиологические механизмы формирования речевых навыков часто рассматриваются по отдельности. Функциональный подход и рассмотрение становления речи с позиции теории функциональных систем дают оптимальную схему понимания взаимодействия различных морфофункциональных структур организма в генезисе речевых навыков индивида. В работе рассмотрена роль включения в коррекционную работу упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

Ключевые слова: речь, развитие, двигательная активность, мелкая моторика

The correlation between the development of fine motor skills and speech was studied. The methodological approach was based on the theory of functional systems. The formation of speech habits is one of the human higher mental functions, underlying the person's early socialization and quick satisfaction of needs by the formation of semantic interindividual interaction. The speech pathology, particularly dyslexia, speech understanding and dysgraphia, is a serious interdisciplinary problem. Physiological mechanisms of the formation of speech habits are often examined separately. The functional approach and consideration of the speech formation from a perspective of the theory of functional systems provide the appropriate understanding of the interaction of various morphofunctional structures of the human organism in the genesis of the individual's speech habits. The paper considers the role of inclusion of exercises aimed at the development of fine motor skills in the remedial work. Keywords: speech, development, motor activity, fine motor skills

6,0 5,0 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0

Общая характеристика групп

1,2

5,0

РЕЧЬ

3,7

1,4

ДВИЖЕНИЯ

I Испытуемые Контрольная группа

Рис. 1. Сравнительная характеристика исследуемых групп

Введение. Речь — основной компонент коммуникации человека. Речевые навыки осваиваются человеком в раннем онтогенетическом периоде, что позволяет ребенку быстро достигать взаимопонимания со взрослыми индивидами. Несвоевременное освоение приводит к нарушению межиндивидуального взаимопонимания и оценивается специалистами как патологическое состояние, требующее незамедлительной коррекции [1-3].

Речевые навыки, как часть двигательной активности, требуют освоения и общих неречевых ки-нестезий. При задержке развития общих двигательных навыков можно наблюдать прямую взаимосвязь с последующим затруднением в освоении речевых кинестезий [1, 2].

С другой стороны, можно предположить, что повышение уровня владения грубой двигательной активностью будет способствовать ускорению овладения артикуляционным аппаратом, и, соответственно, самой речью, приемлемой для социума [1].

Понимание формирования взаимосвязи речи и неречевых кинестезий раскрывается при рассмотрении данной проблемы через призму теории функциональных систем П.К.Анохина—К.В.Судакова. В парадигме данного научного подхода речь является системообразующим фактором. Пока что не раскрыты все механизмы, входящие в систему, формирующую и поддерживающую речевые навыки [4, 5]. Однако рассматривая системогенез речевого акта, на примере патологических и общественно принятых форм речевой активности у детей младшего возраста, можно утверждать, что одним из требований к адекватному овладению речью ребенком является приобретение им общих двигательных навыков. Считается, что морфологическим субстратом такой взаимосвязи

является близость общего двигательного ассоциативного центра и центра Брока [1, 2, 6].

Речь, на этапе ее начального развития, выступает как полезный приспособительный результат в формировании коммуникаций между ребенком и взрослым. Чем быстрее овладевает речью индивид на ранних этапах онтогенеза, тем быстрее он начинает удовлетворять свои возникающие потребности разного уровня [6-8]. При этом, согласно учению о доминанте и функциональных системах, речевые зоны, представляющие не только морфологические, но и функциональные связи разных отделов головного мозга, вероятно, формируют доминантный очаг, и все возникающие потребности удовлетворяются с помощью речевой функции. Данное развитие имеет целесообразный для индивида характер и путь развития

[1, 4, 6].

Рассматривая механизмы формирования мор-фофункциональных предпосылок овладения речью у человека, актуальным является установление связи между общими двигательными и речевыми навыками.

Цель. Выявить роль неречевых кинестезий в механизмах направленной коррекции патологии речи у детей.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида города Великие Луки» с использованием индивидуальных карт развития детей. Согласие на обработку данных от родителей получено. На момент исследования все дети были соматически и психически здоровы. Всего обследовано 22 ребенка, из них дети из группы компенсирующей направленности с задержкой речевого развития п=11. Возраст обследуемых — 5 лет. Методики обследования: двигатель-

4,0

1,0 2,5 2,0 1|5 1,0 0,5 0,0

Годои^и моррекционная работа с детьми с патологией речи

3,7

3,0

Речь

Движения

■ и сходные данные годовая коррекци я

Рис. 2. Годовая коррекция работы с детьми с патологией речи

ная сфера — «кулак-ладонь», позы пальцами рук. Речевые навыки — понимание речи, произношение слов, фраз по логопедическим методикам. Годовая коррекция проводилась по логопедическим методикам, расширенная включением упражнений на развитие мелкой моторики (лепка из пластилина, работа с мозаикой, шнуровка, перебирание круп пальцами).

Статистическая обработка данных производилась с помощью программного обеспечения «^аЙБЙса 10.0». Применялись статистические критерии Манна-Уитни и корреляционный анализ Спирме-на.

Результаты и их обсуждение. С целью составления сводных таблиц было произведено шифрование полученных первичных данных.

Речевые навыки:

— понимание речи: 0 — отсутствие, 1 — частичное, 2 — хорошо понимает речь;

— произношение: 0 — отсутствие, 1 — отдельные звуки, 2 — отдельные слова, 3 — произношение фраз.

Двигательная активность:

— правильное выполнение пробы «кулак-ладонь»: 0 — не выполняет, 1 — частично верное, 2 — полное выполнение задания;

— пальчиковые пробы: 0 — не выполняет, 1 — частично верное выполнение, 2 — выполнение без ошибок.

Производилось суммирование полученных данных по каждому критерию: полное понимание речи и вербальные навыки — 5 баллов, полное выполнение двигательных тестовых навыков — 4 балла.

Речевые навыки в группе испытуемых характеризовались низким уровнем понимания речи и произношения слов — 1,2 балла из 5. В контрольной группе сумма за понимание и произношение речи

составила 5 баллов из 5. Различия в освоении речи между группами достигали значимых различий (икр., р<0,05). Двигательные навыки в группе испытуемых были достоверно ниже, чем в контрольной группе (икр., р<0,05). В контрольной группе выполняли задания в полном объеме — 3,7 балла из 4, тогда как в группе испытуемых в среднем 1,4 из 4 баллов.

В группе испытуемых обследуемые показали низкий уровень освоения речи и двигательных навыков мелкой моторики. В контрольной группе все обследованные имели высокий уровень вербальных навыков в сочетании с хорошо развитой мелкой моторикой. Данные представлены в виде диаграммы (рис. 1).

Далее была проведена годовая коррекция речи по логопедическим методикам с расширенным комплексом упражнений на мелкую моторику в исследуемой группе. Улучшение в овладении речевыми навыками в группе составило в среднем 1,4 балла. Средние показатели двигательных навыков мелкой моторики в группе возросли на 1,7 балла (рис. 2).

Проведен корреляционный анализ взаимозависимости уровня овладения мелкой моторикой и патологии речи. Показатели мелкой моторики характеризовались умеренной взаимосвязью с уровнем освоения речи в обеих группах: испытуемые г=0,74; контрольная группа г=0,51.

Выводы. В работе выявлена статистически значимая прямая положительная связь между уровнем мелкой моторики и речевыми навыками. Применение в корректирующей программе методик повышения навыка мелкой моторики приводило к повышению уровня овладения речью.

Таким образом, вероятно, можно говорить о включении развития общих двигательных навыков в механизмы системогенеза речевой активности, что

позволит специалистам понимать, применять и разрабатывать методики по диагностике и коррекции речевой патологии на основе повышения общей двигательной активности у детей в раннем возрасте.

По-видимому, двигательные навыки мелкой моторики, как компоненты предполагаемой формирующейся функциональной системы речевой активности, играют важную роль в достижении полезного приспособительного результата (овладение речью). Подход к проблеме речевой патологии с позиций теории функциональных систем позволит физиологам раскрыть механизмы формирования речи, а профильным специалистам целостно подходить к решению коррекции данных нарушений.

1. Визель Т.Г. Приобретение и распад речи: монография. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 289 с.

2. Дудьев В.П. Психомоторика: Словарь-справочник. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 366 с.

3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. 125 с.

4. Судаков К.В. Рефлексы и функциональная система. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1997. 399 с.

5. Судаков К.В. Теория системогенеза. М.: Горизонт, 1997. 567 с.

6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория рече-

вой деятельности. М., 1968. С. 219-233.

7. Рябова Е.И., Терентьев А.Е. Взаимосвязь физического и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 122-126.

8. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта; 2-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Речь, 2005. 477 с.

References

1. Vizel' T.G. Priobreteniye i raspad rechi: monografiya [Acquisition and decay of speech: monograph]. Barnaul, 2016. 289 p.

2. Dud'yev V.P. Psikhomotorika: Slovar'-spravochnik [Psychomotorics: words]. Moscow, 2008. 366 p.

3. Kol'tsova M.M. Rebenok uchitsya govorit' [The child learns to speak]. Moscow, 1973. 125 p.

4. Sudakov K.V. Refleksy i funktsional'naya sistema [Reflexes and a functional system]. Novgorod, 1997. 399 p.

5. Sudakov K.V. Teoriya sistemogeneza [Theory of systemogenesis]. Moscow, 1997. 567 p.

6. Luriya A.R., Tsvetkova L.S. Neyropsikhologicheskiy analiz predikativnoy struktury vyskazyvaniya [Neuropsychological analysis of the predicate structure of utterance] // Teoriya rechevoy deyatel'nosti. Moscow, 1968, pp. 219-233.

7. Ryabova E.I., Terent'yev A.E. Vzaimosvyaz' fizicheskogo i rechevogo razvitiya u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Interrelation of physical and speech development in children of senior preschool age]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 2016, no. 1, pp. 122-126.

8. SHipitsyna L.M. "Neobuchayemyy" rebenok v sem'ye i obshchestve. Sotsializatsiya detey s narusheniyem intellekta [The "uneducated" child in the family and society. Socialization of children with intellectual disabilities]. Saint Petersburg, 2005. 477 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.