Научная статья на тему 'Нердвинский некрополь -своеобразный погребальный памятник нового времени (конец xvii-перв. Пол. XVIII вв. ) в среднем Приуралье'

Нердвинский некрополь -своеобразный погребальный памятник нового времени (конец xvii-перв. Пол. XVIII вв. ) в среднем Приуралье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
314
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРДВИНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК / НЕРДВИНСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕРМСКОЕ ПРИУРАЛЬЕ / ХРИСТИАНСКИЕ КЛАДБИЩА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коренюк Сергей Николаевич, Мельничук Андрей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нердвинский некрополь -своеобразный погребальный памятник нового времени (конец xvii-перв. Пол. XVIII вв. ) в среднем Приуралье»

в Верхнем Прикамье датируются X - XI вв. Подобные бусы известны достаточно широко. Встречаются они, например, в Болгаре, в Старой Ладоге в VIII - XI вв, в Новгороде и Белоозере в X - XI вв.

Итак, большая часть бус, представленных на данном памятнике, в комплексах Верхнего Прикамья датируются XI веком. В целом материалы коллекции бус укладываются в хронологические рамки с VIII по XII вв.

Большая часть бус имеет, скорее всего, восточное происхождение. Xотя часть бус могла поступать из северо-западной Руси. Большая часть бус имеет аналогии среди памятников Волжской Болгарии, которая также могла выступать в качестве источника происхождения бус.

Материал поступил в редакцию

20.06.2001г.

С.Н.Коренюк,

А.Ф.Мельничук.

Пермский госуниверситет

НЕРДВИНСКИЙ НЕКРОПОЛЬ -СВОЕОБРАЗНЫЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XVII-ПЕРВ. ПОЛ. XVШвв.) В СРЕДНЕМ ПРИУРАЛЬЕ

Памятник открыт в 1989 г. сотрудником Камской археологической экспедиции Пермского государственного университета (КАЭ ПГУ)

Н.В. Соболевой (Кулябиной) при обследовании мелиоративной зоны "Нердва" в пределах Карагайского района Пермской области.

Селище расположено на краю мысообразного выступа коренного левого берега р. Нердвы, правого притока р. Обвы в 3 км к востоку от с. Нердва Карагайского района Пермской области. Высота площадки памятника над уровнем реки 10-12м. над уровнем поймы 7-8м. Южный и западный склоны берега достаточно круты, восточный склон более пологий. Площадь памятника достигает 11000 кв.м. На пашне собраны фрагменты лепной керамики родановской культуры с примесью раковины в глиняном тесте и значительное число гончарной

© Коренюк С.Н., Мельничук А.Ф., 2001 -46-

посуды, особенно в южной части памятника, где до середины XX в. существовала д. Гладково.

Памятник представлял собой обычное средневековое селище ро-дановской культуры (X-XIIIвв. н. э.). В 1989г. Н.В. Соболевой (Ку-лябиной) были проведены на юго -восточной окраине селища охранные раскопки на площади 92 кв. м. В ходе работ были изучены остатки хозяйственного комплекса рода-новской культуры, состоящего из двух ям [Соболева 1989. С. 1-11].

В 1990 г. охранные работы на Нердвинском селище были продолжены отрядом КАЭ ПГУ под руководством С.Н. Коренюка. Новый раскоп , площадью 240 кв. м.являл-ся продолжением раскопа 1989 г. в юго-восточную сторону [Коренюк 1990. С. 2-9]. Мощность культурных напластований на памятнике варьировалась в пределах от 0,3м до

0,7м.

На площадке памятника выявлены комплексы эпохи каменного века, эпохи средневековья (X-XIIIвв.) и нового времени (конец XVII- XIXвв.).

Ранний комплекс, относящийся к периоду каменного века представлен кремневым карандашевидным нуклеусом, тремя ножевидными пластинами и комбинированным орудием (скребок —долотовидное изделие). Скорее всего этот небольшой комплекс кремневых предметов связан с остатками кратковременной стоянки эпохи позднего мезолита (VII- VI тыс. до н. э.).

Второй комплекс представлен материалами средневековой рода-новской культуры. Из всего керамического материала, полученного в ходе раскопок, можно выделить фрагменты не более 30 сосудов этого культурного образования. По

форме сосуды реконструируются как невысокие слабопрофилирован-ные чаши с округлым или слегка уплощенным дном.. Большинство посуды имело уплощенные неорна-ментированные торцы венчиков. Лишь изредка по краю венчиков отмечались узоры в виде насечек. По шейке сосуды украшались узорами, исполненными зубчатым штампом в виде зигзага, наклонных линий, " птичьих лапок"..Кроме того, посуда орнаментировалась кружковыми и шнуровыми отпечатками. Керамике родановской культуры сопутствовали 10 фрагментов красноглиняных лощеных гончарных сосудов Волжской Булгарии. Помимо керамики в слое эпохи средневековья выявлены железные наконечники стрел, ножи , разнообразные медно-бронзовые украшения (круглые бляшки, пронизки подвески, ременные накладки сердцевидной , прямоугольной и щитковой формы). Найдена также сердоликовая биконическая бусина.

В целом средневековый материал Нердвинского селища чрезвычайно близок к комплексу рода-новской культуры известного Рождественского городища, расположенного в 25 км к югу от него [Белавин 1985].

Помимо средневекового комплекса на площадке памятника собрана коллекция гончарной посуды второй половины XVII-XX вв, связанной с функционированием д. Гладково. К слою деревни относятся находки кованых железных гвоздей, скоб и других неопределенных железных предметов.

Неожиданным результатом охранных исследований Нердвинско-го селища является открытие на его площадке позднего могильника [Мельничук, Коренюк 1996. С.167-

НЕРДВИНСКИЙ м-к

168; Коренюк, Мельничук 1999.С. 238-239]. Всего выявлено 5 погребений, образовавшие вытянутый в направлении 3-В один ряд. Могильник имел ограждение, о чем свидетельствует ряд столбовых ямок, диаметром 15-20см. Изучение могильных ям неожиданно показало, что все умершие были подвергнуты обряду полной кремации, совершенно не свойственному христианской православной традиции.

Описание погребений

Все могильные ямы ориентированы по линии 3-В.

Погребение 1 (уч. Г/14,15) зафиксировано после снятия пахотного слоя в виде серого суглинка, насыщенного мелкими гальками,на глубине 40-44см от поверхности. Подпрямоугольная могильная яма (1,31 х 0,4 —0,44м) была углублена в материковую красную глину с галькой на глубину 30см. (Рис. 1, п-1). Погребение, судя по размерами, детское. В заполнявшем яму темно-серой супеси обнаружены многочисленные угольки, семь стенок от гончарной посуды, скопление мелких пережженных косточки. 3а пределами погребения в 38см к западу на глубине 30см от поверхности найден медный крест.

Погребение 2(уч. В/14) — центральное захоронение Нердвинского могильника Очертания подпрямо-угольной могильной ямы (1,8 х 0,72-

0,86м) зафиксированы на глубине 40см от поверхности, но наиболее четкими они стали на глубине 50см. Ее уплощенное дно углублялось в материк на глубину 48-50см. В верхней части могилы до глубины 60см от поверхности, вдоль стен прослежен тлен и углистые полосы от деревянной рамы из жердей или

плах толщиной 12-14см, которая оконтуривала погребение. По углам деревянной рамы прослеживались остатки столбов, диаметром 1516см, которые были углублены на 15см.У западной деревянной стенки отмечена еще одна крупная столбовая яма, диаметром до 30см. Столбы, видимо, несли сложное деревянное надмогильное сооружение в виде сруба (рис. 1, п-3). Внутренняя часть могилы была перекрыта деревянным настилом, толщиной до 4см. Яма была заполнена темносерой углистой супесью, в которой найдены фрагменты гончарной посуды, большое число обожженных кальцинированных костей, а также остатки ребер и трубчатых костей человека. Близ могилы на глубине 40 см от поверхности на уч. В/15 найден медный крест.

Погребение 3 (2 х 0,88-1м) располагалось в 1,6м к западу от захоронения №2 (рис.1, п-3). Первые очертания могилы проявились на уровне 42 см от поверхности, но наиболее четкими они были на глубине 50см. Глубина могилы 84см. Ко дну размеры ямы немного уменьшались. Конструктивные особенности погребения 3 несколько близки к захоронению 2. Могильная яма была оконтурена деревянным срубом, от которого сохранилось два венца из небольших бревен диаметром до 12см. К восточной части срубной конструкции примыкала крупная столбовая яма (диаметр до 22 см) и глубиной до 22 см, возможно, основание деревянного креста. Верхняя часть могильной ямы была перекрыта настилом из досок, толщиной до 3см. В заполнявшем погребение темносером супесчаном слое встречены угли, жженные кальцинированные косточки фрагменты гончарной

посуды. железная игла. В западной и центральной части могильной ямы найдено два преднамеренно сломанных крестика. Судя по всему, погребение парное.

Погребение 4 (уч. Д/14) располагалось в 0,5м к северу от захоронения 1. Очертания могильной ямы зафиксированы на глубине 40 см от поверхности. Судя по размерам (0,85 х 0,33-0,35м , глубина 35см) захоронение детское(рис.1,п-4). В заполнении могилы встречены угли, жженные кальцинированные косточки, мелкие фрагменты гончарной посуды.

Погребение 5(уч. Д/16), также детское (1,14 х 0,38-0,4). Очертания захоронения прослежены на глубине 60 см от поверхности. Глубина могильной ямы достигала 20см (рис.

1, п-5). В отличие от других захоронений в ее заполнении жженные кости концентрировались компактно в овальном скоплении (0,4 х 0,3м.) 3а пределами могильной ямы у южного ее края найден медный нательный крест.

Дату этого уникального для Среднего Приуралья христианского погребального комплекса позволяют установить медные нательные кресты , анализ которых произведен сотрудником Камской археологической экспедиции ПГУ П.А.Кор-чагиным.

Первый крест, найденный близ погребения 2 четырехконечный из медного сплава с преднамеренно обломанным верхним концом. На лицевой стороне- изображение Гол-гофского 8-конечного креста, основание которого решено в орнаментальном варианте, напоминающем "процветший" крест. На завершении концов -квадратные клейма с надписью "IС-XС-Иисус Xристос. Ника". На обороте надписи и изоб-

ражения отсутствуют. Кресты подобного типа имели широкий хронологический диапазон функционирования —XVII- нач. XIXвв.

Второй крест из погребения 5 аналогичен первому, но полностью сохранившийся. На верхнем клейме отмечается надпись "ЦРЬ" -"царь".

Третий крест представлен фрагментом (погребение 3). От него сохранилось лишь три верхних конца с трехлопастными завершениями. В средокрестии этот 8-конечный крест был очерчен контурной линией. В ромбических клеймах отмечаются монограммы Xриста. На оборотной стороне имеются круглые клейма с нечитаемыми надписями. Крест датируется в пределах XVIII в.

Четвертый крест (погребение 3) представлен фрагментом . От него сохранился нижний конец. В верхней его части отмечаются остатки иерусалимского креста и клейма с нечитаемой надписью. На оборотной стороне сохранился нечитаемый текст из псалма. Дата креста XVIII в.

Пятый медный четырехконечный крест, с лучисто круговой орнаментацией средокрестья и пятиугольным ушком, найден близ погребения 1. Надписи на нем сохранились крайне плохо. Он был распространен во второй половине XVII- начале XVIII вв.

Датировку погребального комплекса уточняют также и стратиграфические данные, так как на территории могильника ранее была расположена деревня Гладково, которая ,судя по найденному керамическому материалу, возникла не ранее конца XVIII в., т.е. при создании этого населенного пункта Нердвинский некрополь визуально

уже не фиксировался. Используя датировку нательных старообрядческих крестов ,можно сделать вывод, что захоронения на этом, вероятно, одноактном могильнике совершены в конце XVII- начале XVIII вв.

Нердвинский погребальный комплекс ввиду его уникальности для Среднего Приуралья крайне сложно исторически интерпретировать. Мы с определенной долей осторожности склоняемся к тому, что изученные погребения являются старообрядческими, и необычный для христианской традиции обряд кремации покойных, возможно, связан с самосожжением раскольников в период массовых на них гонений при правлении Петра Великого.

Однако есть спорные моменты, которые противоречат этой версии:

1.Нательные кресты Нердвин-ского могильника не носят следов воздействия огня, и это кажется странным, если предполагать, что умершие погибли в огне.

2.Непонятно, каким образом останки людей, подвергшихся полной кремации распределяли, точно по отдельным могилам, тем более по историческим данным, старообрядцы хоронили своих единоверцев в братских могилах, на которых ставили раскольничий крест. [Ш акин-ко 1989. С.245, 247]. На наш взгляд, мы скорее всего имеем редкую возможность проанализировать захоронения "заложных" покойников, которые были погребены в стороне от старых населенных пунктов XVII -начала XVIIIвв. за р. Нердва. По данным этнографии, "нечистых" умерших хоронили на специальных кладбищах, расположенных за рекой. Об этом свидетельствует то, что отдельные нательные кресты были найдены за пределами погребений,

и они, видимо, исполняли охранительные функции, а другие, находящиеся в пределах могилы были преднамеренно сломаны (погребение 3). Исключительный интерес имеет находка железной иглы в погребении № 3. Железные иглы обладали важным магическим значением при изоляции вредоносного воздействия колдунов или "нечистых" людей [Баранец 1999. С.190]. Можно предполагать, что могильник связан с отдельной семьей, которая обладала дурной славой и погибла необычным образом, возможно, во время пожара или, учитывая точную раскладку жженных костей по могилам, была казнена местным населением во время каких- то стихийных бедствий (недород, мор и т.д. ).

Следует отметить столь своеобразный архаичный элемент в обряде Нердвинского могильника, как нахождение в заполнении погребений разбитой гончарной посуды. Подобное явление отмечено лишь при раскопках Ильинского погоста XVI-XVII вв. [Мельничук, Коренюк 1986]. Интерес представляют фрагменты сохранившихся надмогильных деревянных сооружений над погребениями 2 и 3.

При исследовании христианских кладбищ XVII - XVIII вв. с подобными конструкциями Камская археологическая экспедиция ПГУ в своей практике ранее не сталкивалась. В связи с этим, крайне интересны бревенчатые надмогильные сооружения христианского кладбища XIXв. д. Подчерье в Припечо-рье, описанного Н. Н. Чесноковой [Чеснокова 1986. С.304. Рис. 4]. Поскольку данный могильник являлся старообрядческим, в настоящее время располагается в отдалении от здания православной цер-

кви. На площади некрополя захоронено местное старообрядческое коми-зырянское население. Чесно-кова считает, что наличие деревянных конструкций над могилами является местной особенностью, связанной с погребальными традициями языческого населения Припе-чорья, обусловленными, как она определяет, влиянием мансийского населения на коми- зырян. Однако появление надмогильных сооружений в Приуралье, возможно, связано и с влиянием русского этноса. По данным академика Б.А. Рыбакова имеется "...много примеров сооружения деревянных домовин-столпов от архангельского Севера до казачьего Дона" [Рыбаков 1988. С. 91]. Эти домовины- столпы представляли собой "деревянные сруб-ные домики (1,5 х 2,0м) с двухскатной крышей и маленьким, в толщину одного бревна, оконцем". Если использовать материалы Б.А. Рыбакова для реконструкции, то видно, что особенно близка к остаткам деревянных бревенчатых конструкций погребения № 3 Нердвин-ского некрополя домовина- столп XIX в. из Карелии [Рыбаков 1988. С. 91-92. Рис. 14,3].

Нердвинский погребальный комплекс столь своеобразен среди христианских кладбищ Пермского Приуралья, что требует более детальных исследований с привлечением письменных исторических и этнографических источников. Мы можем лишь предположительно констатировать, что кладбище оставлено крещенным коми-пермяцким населением, придерживавшимся старообрядческой веры. Район села Нердва непосредственно примыкает к территории современного Коми-Пермяцкого автономного округа и в XVII - XVIII вв. был, ве-

роятно, заселен христианизированным аборигенным населением. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до сих пор здесь топонимы и фамилии местных жителей с фин-но-пермской лингвистической основой.

Материал поступил в редакцию 01.10.2001г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.