Неравновесная модель рынка плаїньїх услуг
Л. М. Кликич,
к. э. н., доцент, докторант кафедры экономической теории Башкирского государственного аграрного университета
В статье обосновывается возможности применения неравновесного анализа для исследования сферы платных услуг. Предложена макроэкономическая модель рынка платных услуг, приведена ее экономическая интерпретация и рассчитаны основные показатели.
In clause it is proved opportunities of application of the nonequilibrium analysis for research of sphere of paid services. The macroeconomic market model of paid services is offered, its economic interpretation is resulted and the basic parameters are designed.
Входе длительной эволюции экономической мысли и накопления знаний наука сформировала два фундаментальных направления теоретического анализа, существенно отличающихся друг от друга. Первое из них — ортодоксальное — раскрывается теорией общего экономического равновесия. Второе направление — эволюционное, оно основано на изучении законов развития сложных неравновесных систем, к которым в настоящее время многие исследователи относят и сферу услуг.
В рамках первого направления функционирование экономики рассматривается в пределах стационарного равновесного состояния. Большинство современных учебников по экономической теории и практических рекомендаций МВФ и ВТО базируются на ортодоксии и сводятся к моделированию и анализу равновесных состояний на основе абстрактных моделей спроса и предложения.
В рамках второго направления изучаются закономерности развития неравновесной экономики. Эволюционное направление сформировалось путем синтеза теорий экономического цикла, экономического развития и институциональной экономической теории. Основным ее инструментом является динамический метод, позволяющий анализировать развитие экономики во времени.
Теория экономического неравновесия уфимского ученого В. К. Нусратуллина — совершенно новая ветвь эволюционного направления, развивающая идеи русских ученых А. И. Трофимова, М. И. Туган-Барановского, С. В. Брагинского и Я. А. Певзнера. К сожалению, о ней пока знают немногие исследователи и практики. Разработки по неравновесному представлению и анализу экономики ведутся В. К. Нусра-туллиным с начала 1990-х годов. В настоящее время его подход в теоретическом анализе экономики доведен до программного продукта и позволяет рассматривать экономику на любом уровне управления в составе любой совокупности производителей товаров и услуг [1-3].
Всем известно, что в настоящее время существует исчерпывающая система показателей (цена, себе-
стоимость, прибыль и т. д.), позволяющая проводить качественный анализ, прогноз и планирование экономики на микроэкономическом уровне. В макроэкономике применяются совершенно другие показатели (ВНП, ВВП, национальный доход и т. п.), их нестыковка с микроэкономическими показателями затрудняет эффективное управление процессами экономического развития. Предложенная В. К. Нусратулли-ным методика анализа позволяет сжать исходную информацию на микроуровне до трех основных показателей и получить десять совокупных макроэкономических показателей на выходе. Все соотношения между экономическими показателями представляются в виде неравновесных моделей экономики, которые легко строятся в специальной компьютерной прикладной программе и поэтому мгновенно предстают на экране монитора. Можно буквально за считанные минуты отследить состояние и динамику сферы услуг страны в разрезе регионов (региона в разрезе муниципальных образований и т. п.) путем сравнения текущего воспроизводственного процесса с типовым (нормальным).
Методика построения неравновесной модели рынка товаров была апробирована на примере сельского хозяйства Республики Башкортостан по данным за 1990-2000 годы. В нашей работе неравновесный анализ проведен на примере одного из важнейших секторов экономики — сферы платных услуг, роль которого с переходом к постиндустриальному обществу резко возрастает.
Множество индивидуальных актов обмена услуг на деньги А , А2, ..., А , осуществляемых по цене
РцР*2 ...,Рр в объемах V V ..., ^в трехмерном пр°-странстве можно представить следующим образом (рис. 1).
Попробуем поэтапно объяснить построение макроэкономической модели рынка платных услуг с позиции неравновесной экономики.
На первом этапе в четырехмерном пространстве на оси абсцисс отложим упорядоченный, ранжированный по себестоимости услуг, ряд их производи-
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
р *
к
Рис. 1. Совокупность актов обмена услуг на деньги
телей. На оси ординат отложим количество услуг. На оси аппликат отобразим стоимостные показатели. Четвертым измерителем в нашей многомерной модели является время.
На втором этапе осуществляется переход в трехмерное пространство. При этом анализ рынка услуг проводится на определенный, отдельно взятый момент или промежуток времени, например, месяц, год и т. п.
На третьем этапе для большей наглядности и удобства построение продолжается в двумерном пространстве, при этом на оси абсцисс отразится ранжированный ряд производителей услуг, а на оси ординат — стоимостные показатели рынка услуг.
В нашей модели стоимостными показателями, характеризующими состояние данной совокупности обменов услуг на деньги, являются не абсолютные величины себестоимости, индивидуальной цены (выручки) в расчете на одну услугу, а их взвешенные по среднерыночной цене значения (коэффициенты). В модель условно вводится еще один, имеющий немаловажное значение экономический показатель отраслевой цены услуги (она представляет собой произведение взвешенной выручки и окупаемости затрат, т. е. при наличии в экономической совокупности рентабельности взвешенная отраслевая цена будет превышать взвешенную выручку). Для удобства дальнейшего построения и расчетов по уравнению прямой выравниваются: коэффициенты выручки (линия А1А2), себестоимости (линия С1С2) и отраслевой цены услуги (Е1Е2). На рис. 2 линия В1В2 — среднерыночная цена, а линия D1D2 — средневзвешенная себестоимость услуги.
Плоскостная неравновесная модель рынка платных услуг (вид спереди) приведена на рис. 2.
Экономическая интерпретация представленной неравновесной модели:
• трапеция А1А2МО соответствует «совокупной
рыночной оценке совокупного объема услуг»,
или общественно необходимым затратам капитала на потребление услуг. Понятно, что на микро-
Стоимостные показатели
--------------------------------------------^
0 С2 Р2 М Номера производителей
услуг
Рис. 2. Неравновесная модель рынка платных услуг
экономическом уровне они равнозначны выручке от реализации услуг;
• прямоугольник В1В2МО представляет собой «совокупную общественную ценность» (общественная ценность совокупного объема услуг, или, по К. Марксу, потребительная стоимость);
• трапеция С1С2МО представляет «совокупную себестоимость» (совокупные текущие издержки производства, или, по западной терминологии в примерном соответствии, — совокупные бухгалтерские издержки). Площадь трапеции равна площади прямоугольника D1D2MO, поскольку вторая представляет лишь совокупность усредненных себестоимостей услуг, то есть, по существу, являясь тем же показателем, что и первый;
• трапеция Е1Е2МО — «совокупная стоимость» (совокупная нормативная цена услуги, или же, по западной терминологии, — совокупные экономические издержки). Эта категория показывает, во что обходится производителям совокупный объем услуг с учетом как бы положенной им нормальной прибыли;
• трапеция С1С2Е2Е1, равная по площади прямоугольнику В^^^р — «нормальная прибыль»;
• треугольник А2В2Р1 — «потребительский доход» как прибыль, превышающая ее нормальный уровень, получаемая заказчиками;
• треугольник А1В1Р1 — «потребительский убыток», или экономический убыток заказчиков услуг;
• треугольник А2Р2 Р1 — «экономическая прибыль
производителей услуг» как прибыль, превышающая ее нормальный уровень, но поучаемая уже производителем услуг;
• треугольник А1Е1Р1 — «экономический убыток производителей услуг»;
• треугольник А1С1С1 — «чистый убыток производителей услуг» как часть экономического убытка производителей услуг, у которых выручка не покрывает даже текущие издержки на производство услуг (их себестоимость).
Рис. 3. Исходные вариации стоимостных показателей рынка парикмахерских услуг
Приведем пример построения неравновесной модели и рассчитаем макроэкономические показатели рынка парикмахерских услуг в Приволжском федеральном округе РФ (модельная стрижка волос в дамском зале) за 2001 г. Сначала рассмотрим исходные вариации стоимостных показателей (рис.
3).
Пунктирной линией на рис. 2 обозначилась среднерыночная цена, однако может ли она являться равновесной, если по этой цене не осуществляется большинство актов купли-продажи услуг на рынке? Думается, что нет, ведь из рисунка хорошо видно, что индивидуальные прейскурантные цены в различных городах значительно отклонялись от этой среднерыночной цены (25 руб.).
Выравниваем по уравнению прямой рассчитанные по специальной компьютерной программе показатели-коэффициенты рынка парикмахерских услуг и построим его неравновесную модель (рис. 4).
А теперь приведем совокупные показатели неравновесной модели рынка парикмахерских услуг, рассчитанные в той же специальной прикладной компьютерной программе (табл. 1).
Рис. 4. Неравновесная модель рынка парикмахерских услуг
На основе анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что все, характеризующие рынок парикмахерских услуг на макроэкономическом уровне показатели, получены из трех исходных. Анализ показывает, что полученные значения новых экономических показателей позволяют охарактеризовать экономическую конъюнктуру в целом и вполне адекватны реальным.
Если систематизировать такой анализ и сделать его непрерывным, то возможно не только проследить за меняющейся конъюнктурой рынка, но и эффективно воздействовать на нее. Для этого потребуется довольно сжатая информация. Необходим учет трех экономических показателей: прейскурантной цены услуги, количества услуг и ее себестоимости. Еще раз убеждаемся в том, что такой разностный многоуровневый подход дает возможность наблюдать за каждым производителем услуг и в то же время отслеживает ситуацию в целом.
Методика неравновесного анализа позволяет повторно перейти на микроэкономический и даже ме-зоуровень. Так, в ходе исследования нами были изучены показатели деятельности одного из субъектов рынка г. Уфы — ООО «Центр парикмахерского искусства «Фигаро» (табл. 2).
Таким образом, представленная модель рынка платных услуг в отличие от ортодоксальных моделей основана не на абстрактных, а на конкретных пока-
Таблица 1
Совокупные показатели рынка парикмахерских услуг в Приволжском федеральном округе РФ, 2001 г.
Показатели Значения, млн руб. Расхождения, %
Факти- ческие Теорети- ческие
1. Меновая стоимость (выручка в фактических ценах) 1005,8 927,3 8,0
2. Общественная ценность (выручка в средних ценах) 1005,8 927,3 8,0
3. Себестоимость 887,9 827,5 7,0
4. Стоимость (отраслевая цена услуг) 1005,8 927,3 8,0
5. Прибыль балансовая 117,9 99,8 15,0
6. Прибыль нормальная (без чистого убытка) 99,6 92,5 7,0
7. Потребительский доход 117,5 200,0 70,2
8. Экономическая прибыль 18,3 7,2 61,0
9. Капиталоемкость, в долях ед. 0,88 0,89 1,0
10. Уровень рентабельности, % 13,3 12,1 1,2
Таблица 2
Показатели деятельности «ООО Центр парикмахерского искусства «ФИГАРО» за 1 месяц 2001 г.
Показатели Значения, руб. Расхождения, %
Факти- ческие Теорети- ческие
1. Выручка 105004,4 106684,7 1,60
2. Себестоимость 89982,3 91415,8 1,59
3. Прибыль балансовая 15981,2 15268,9 4,46
4. Прибыль нормальная (без чистого убытка) 10174,5 13600,4 33,67
5. Чистый убыток 959,2 0 100,0
6. Потребительский доход (+)= = убыток (-) 6386,9 19165,6 200,08
7. Экономическая прибыль (+)= = убыток (-) 5806,7 1668,4 71,27
8. Уровень рентабельности, % 16,7 16,7 0
9. Капиталоемкость, в долях ед. 0,857 0,857 0
10. Окупаемость затрат, в долях ед. 1,167 1,167 0
ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005
зателях. Она позволяет проводить многоуровневый анализ, имеет четкую экономическую интерпретацию и легко трансформирует ограниченное число микроэкономических показателей в десять всеобъемлющих макроэкономических, с помощью которых можно рассмотреть развитие сферы услуг различных регионов, стран и мира в целом. Неравновесная модель позволяет моделировать и прогнозировать возможные ситуации, организовать мониторинг и разработать стандартные меры по регулированию рынка платных услуг. Но главное преимущество неравновесных моделей перед ортодоксальными заключает-
ся в том, что на их основе можно определить инвестиционную привлекательность производителей услуг, а также провести их конкурсный отбор при размещении государственных заказов.
Литература
1. В. К. Нусратуллин. Неравновесная экономическая теория: Монография в 2-х кн. Уфа: Восточный университет, 1999. Кн. I. 76 с.; Кн. II. 204 с.
2. В. К. Нусратуллин. Неравновесный подход в анализе и прогнозировании экономики.//Общество и экономика. 2001. № 5. С. 31-52.
3. В. К. Нусратуллин. Неравновесная экономика. Уфа: Восточный университет, 2004. 328 с.