Научная статья на тему 'Неравенство в располагаемых доходах и перераспределение: сравнительный анализ стран ОЭСР'

Неравенство в располагаемых доходах и перераспределение: сравнительный анализ стран ОЭСР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРАВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / INEQUALTY / SOCIAL INEQUALITY / INCOME REDISTRIBUTION / POPULATION MONEY INCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшков А.А.

В последние три десятилетия экономическое развитие в мире сопровождалось усилением неравенства в распределении доходов домохозяйств внутри стран. На основе сопоставимых данных анализируется современное распределение стран ОЭСР по показателям уровня неравенства в первичных и располагаемых доходах. Особое внимание уделено анализу перераспределительных отличий между странами по разнице коэффициентов Джини по первичным и располагаемым доходам домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disposable income inequality and redistribution: comparative analysis of OECD countries

Economic development of last three decades was accompanied by a remarkable increase in within country household income inequality. Using camparable data the article analyzes a contemporary distribution of countries by different measures of inequality in disposable and market incomes. Special attention is paid to analysis of redistributional differences between countries by differences between disposable and market household income Gini coefficients.

Текст научной работы на тему «Неравенство в располагаемых доходах и перераспределение: сравнительный анализ стран ОЭСР»

А. А. Горшков1

НЕРАВЕНСТВО В РАСПОЛАГАЕМЫХ ДОХОДАХ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАН ОЭСР

Усиление неравенства как в развитых, так и в развивающихся странах на современном этапе экономического развития становится предметом широкой общественной дискуссии. Не прекращаются академические споры об основных причинах разворота в динамике неравенства (основное внимание уделяется влиянию глобализации, финан-сиализации, технологическим и институциональным трансформациям эпохи) и возможных последствиях сложившейся ситуации для долгосрочного развития.

И хотя проблема стала общемировой, уровень неравенства в распределении доходов сильно различается как между развитыми и развивающимися странами, так и внутри этих групп. Среди развитых стран есть свои «полюсы» государств с низким и высоким неравенством, которые оставались относительно устойчивыми даже в условиях радикальных экономических перемен. При рассмотрении ситуации в более широком контексте, включающем развивающиеся страны, различия между развитыми странами в ряде случаев оказываются не столь значительными. В обоих случаях возникает вопрос о факторах, определяющих различия.

В последние полтора десятилетия появились определенные достижения в области международной статистики распределения доходов [1]. Новые возможности для исследования неравенства и бедности открыло появление многочисленных источников сопоставимых (гармонизированных) данных по распределению доходов и богатства. Благодаря расширениям таких баз данных, как LIS (Luxembourg income study) и OECD Database, исследователям доступны данные для анализа распределения доходов и богатства по отдельным странам за 40 лет. Исследовательская группа ОЭСР [3] выполнила серию исследований [4, 5], которые могут служить примером пионерных работ в области анализа современных трендов неравенства в распределении доходов по сопоставимым данным за период.

В рамках данного исследования анализируется современная картина неравенства в доходах домохозяйств (как располагаемых, так и первичных) по выборке стран ОЭСР по доступным сопоставимым данным. И хотя, с точки зрения как населения стран, так и политэкономов, главную роль играет неравенство в располагаемых доходах домо-хозяйств, анализ неравенства на более ранних ступенях формирования дохода представляется теоретически важным. Сопоставление значений показателей неравенства в располагаемых и первичных доходах может пролить свет на важные теоретические и практические вопросы. Различия в уровнях неравенства в располагаемых доходах являются следствием ряда факторов, отражающих различия в действии рыночных сил и государственной политики. Особый интерес представляет анализ зависимости

1 Андрей Андреевич Горшков, младший научный сотрудник лаборатории по изучению рыночной экономики экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

различии в уровнях неравенства в располагаемых доходах между странами от различий в перераспределении доходов. Сравнительный анализ показателей неравенства в первичных и располагаемых доходах поможет лучше понять роль факторов перераспределения и факторов, определяющих первичные доходы, в формировании современной картины неравенства.

Современный уровень неравенства в доходах домохозяйств

в странах ОЭСР

Распределение располагаемых доходов домохозяйств представляет собой результат сложного многоступенчатого процесса формирования дохода - от рыночных индивидуальных доходов и создания домохозяйств до перераспределения посредством системы налогов и трансфертов. В открытых статистических источниках (таких, как база данных ОЭСР или Люксембургского исследования доходов) доступен целый набор показателей неравенства в располагаемых доходах, обобщающих данные обо всем распределении (коэффициент Джини) и об отдельных сегментах распределения (децильный и фондовый коэффициенты).

Используем данные ОЭСР по 35 странам, среди которых 33 по классификации Мирового банка относятся к категории стран с высоким доходом (high-income economies). Это страны, ВНД которых на 2016-й фискальный год составляет не менее 12736 долларов. Данная группа достаточно разнородна, в нее входят 32 страны, являющиеся членами ОЭСР, с высоким уровнем дохода. Турция и Мексика - члены ОЭСР -не принадлежат к экономикам с высоким уровнем дохода, а Россия является страной с высоким уровнем дохода, но она не член ОЭСР, тем не менее в базе данных доступны некоторые современные данные по России. Проранжируем страны по коэффициенту Джини по располагаемым доходам (рис. 1).

0,4 0

- ^ <3

«^s § & §

К Offi о

Рис. 1. Коэффициент Джини (располагаемые доходы)2 (для большей части стран - данные 2012 г.; Венгрия, Дания, Исландия, Канада,

Новая Зеландия, Португалия, Россия, Турция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция - 2011 г.; Великобритания - 2010 г.; Южная Корея и Япония - 2009 г.)

! Рис. 1-3 построены автором на основе OECD.stat (23.07.2015).

Среди развитых экономик в лидерах списка - США, Израиль и Великобритания, страны юга Европы (Португалия, Греция, Испания, Италия) и Япония. Скандинавские страны, Австрия, Швейцария и страны Бенилюкса (Бельгия, Люксембург и Нидерланды) представляют группу с наиболее равномерным распределением доходов. Остальные англоговорящие страны (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Ирландия), страны континентальной Европы (Франция, Германия) и Южная Корея располагаются в середине списка, а страны Восточной Европы оказываются распределенными по всему списку. Среди стран с наиболее равномерным распределением дохода -Чехия, Словения и Словакия, в середине списка - Польша, вверху - Эстония. Россия оказывается выше даже США и Израиля, уступая лишь Чили, Мексике и Турции, где две первые имеют большой отрыв от основной выборки.

Использование других агрегированных показателей неравенства приводит к сходным результатам (ранговый коэффициент корреляции Спирмена для всех трех показателей превышает 0,95). Ранжирование стран из базы данных ОЭСР по децильному (рис. 2, а) и фондовому (рис. 2, б) коэффициентам показывает, что в целом относительное расположение групп стран сохраняется. Наименьшие значения показателей -у некоторых стран Восточной Европы, отличающихся низким уровнем неравенства в доходах (Словения, Словакия, Чехия, Венгрия) и Скандинавских стран (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия). Ниже средних значений показатель в странах Бенилюкса, Австрии, Германии, Франции и Швейцарии. Выше средних значений располагаются некоторые англоговорящие страны (Канада, Великобритания, США), южно-европейские (Греция, Испания, Италия, Португалия) и азиатские (Япония, Южная Корея). Наибольшие значения показателя среди развитых стран имеют США и Израиль. Отдельные страны сильно перемещаются в списках. Например, Великобритания и Португалия и по децильному, и по фондовому коэффициенту перемещаются из верхней части списка ближе к его середине, а Южная Корея, напротив, - из середины в верхнюю часть.

Сходство в ранжирования стран по этим показателям не означает единого относительного разнообразия в уровнях неравенства, измеряемых разными показателями. Используя коэффициент вариации как способ измерения относительного разнообразия уровней среди стран, можно сказать, что наименьший относительный разброс показывает коэффициент Джини: в среднем страны отличаются на 19 % от среднего значения по выборке. По децильному коэффициенту разница - 35 %, а по фондовому - 56 %.

Россия уступает США по фондовому и децильному коэффициентам, имея при этом показатели, сильно превышающие средние значения для стран ОЭСР, больше всего по коэффициенту Джини - на 1,3 стандартных отклонения (т. е. 8 п. п.). Однако наиболее ярко выражены отличия от основной массы стран ОЭСР у Мексики и Чили. Если средние значения по выборке децильного коэффициента и коэффициента фондов составляют 4,4 и 9,7 соответственно, для России - 6 и 12,9, то для Мексики - 10 и 30,5.

Распределение доходов является продуктом взаимодействия рыночных механизмов и перераспределительных систем (государственных и частных), при этом последние влияют на неравенство как в располагаемых доходах, так и в первичных (доходах до налогов и трансфертов). Взаимосвязь между этими видами неравенства носит сложный немеханический характер. Перераспределительные механизмы, как правило, уменьшают уровень неравенства, но страны сильно различаются как по уровню неравенства в первичных доходах, так и по эффективности перераспределения.

Уровень неравенства в первичных доходах во всех странах выше уровня неравенства в располагаемых доходах. Средние коэффициенты Джини по выборке равны 0,313

30 25 20 15 10 5

НИШ.......

^ И в , __ и

0

б

Рис. 2. Ранжирование стран по децильному коэффициенту (располагаемые доходы) (а) и коэффициенту фондов (располагаемые доходы) (б) (данные по Великобритании, Германии, Дании, Израилю, Исландии, Н. Зеландии, Норвегии, Португалии, Турции, Франции, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции - 2011 г.; Канаде и России - 2010 г.; Ю. Корее и Японии - 2009 г.; по остальным странам - 2012 г.)

и 0,475 соответственно. Отметим, что страны заметно более однородны по уровню неравенства в первичных доходах, чем в располагаемых. Коэффициент вариации показателя для неравенства в располагаемых доходах составляет 0,176, а в первичных -0,107. Это может свидетельствовать о том, что различия в распределении доходов между странами в значительной степени являются продуктом перераспределительной деятельности национальных государств, в то время как влияние прочих факторов в разных странах похоже.

Картина ранжирования стран по уровню неравенства в доходах до налогов и трансфертов сильно отличается от картины ранжирования по неравенству в распола-

Коэффициент Джини по первичным доходам ■ Коэффициент Джини по располагаемым доходам

0,6

т

Рис. 3. Данные по коэффициентам Джини (данные по первичным доходам для Германии, Дании, Израиля, Исландии, Канады, Новой Зеландии, Норвегии,

Португалии, Турции, Франции, Чехии, Чили - 2011 г.; Великобритании и России - 2010 г.; Ю. Кореи и Японии - 2009 г.; для остальных стран - 2012 г.)

гаемых доходах (см. рис. 3). США уступает по уровню неравенства в рыночных доходах некоторым англоязычным странам (Ирландии и Великобритании), странам Южной Европы (Греции, Испании, Португалии) и даже Франции. Израиль, Россия и Турция оказываются в середине списка: неравенство в первичных доходах в этих странах ниже, чем, например, в Финляндии. Скандинавские страны и страны Бенилюкса также теряют однозначное лидерство в списке стран с наименьшим уровнем неравенства. Наименьшее неравенство в первичных доходах показывает Ю. Корея, а наиболее высокий показатель неравенства наблюдается в Ирландии, Греции и Португалии. Столь сильные различия говорят об огромной роли факторов перераспределения в формировании узнаваемых различий между странами по уровню неравенства.

Разницу между уровнями неравенства в располагаемых и первичных (рыночных) доходах можно использовать как показатель эффективности перераспределения доходов, указывающий, насколько сильно государственная перераспределительная политика изменяет картину неравенства в стране. Данный показатель имеет, однако, свои ограничения и является косвенным «инструментом» измерения. Прежде всего, различия в показателях неравенства в первичных и располагаемых доходах могут отражать лишь прямое влияние перераспределения, без учета косвенного воздействия, выражающегося во влиянии государственной политики перераспределения на систему экономических стимулов, отраженных в первичных доходах. Далее, государственная политика влияет на неравенство не только с помощью налогов и трансфертов, поэтому показатель может отражать лишь деятельность по непосредственному перераспределению (без учета косвенного перераспределительного воздействия государственной поли-

тики на неравенство, являющегося «побочным» эффектом прямого перераспределения и пр.). Само по себе косвенное воздействие при этом неопределенно как по знаку, так и по силе влияния на неравенство в первичных доходах.

Во-первых, многие инструменты политики, сильно снижающие неравенство, могут отражаться на неравенстве в первичных доходах. Яркий пример - государственная образовательная политика. Повышение доступности образования само по себе не носит форму прямого перераспределения и не отражается на снижении уровня неравенства после распределения, однако может сильно снижать неравенство в первичных доходах. Налогообложение (кроме подоходных налогов) в его косвенных формах также оказывает влияние на неравенство в первичных доходах. Даже многие инструменты политики государства на рынке труда, имеющие особое значение для изучения современного неравенства (политика в области коллективных переговоров, регулирование минимальных заработных плат, миграционная политика), сказываются именно на неравенстве в первичных доходах.

Во-вторых (что на первый взгляд менее очевидно), некоторые государственные усилия, направленные, в том числе, на снижение неравенства в располагаемых доходах, вполне могут производить косвенный эффект, заключающийся в повышении неравенства в первичных доходах. Целую группу подобных механизмов можно наблюдать в связи с работой пенсионной системы. Данные эффекты могут быть отчасти учтены, если изучить разницу коэффициентов Джини по доходам не всего населения, а лишь людей трудоспособного возраста. Подобная корректировка, однако, не приводит к сильным изменениям результатов [2]. Если, например, системы социальной защиты побуждают индивидов выходить на пенсию раньше, то это может привести к нетривиальному повышательному эффекту роста неравенства в первичных доходах за счет увеличения количества людей с нулевым или близким к нему первичным доходом. В результате роста пенсий потенциально меньшее число пенсионеров может делить домохозяйство со своими детьми, создавая отдельные домохозяйства с более низким уровнем дохода.

Данный эффект может зависеть от статистической методологии, предполагающей учет эффектов масштаба домохозяйств (выравнивающая шкала). Совокупный доход домохозяйства делится не на количество его членов, а на величину, растущую на меньшее значение с каждым дополнительным членом домохозяйств (по методологии ОЭСР доход домохозяйства делится на квадратный корень из количества членов домохо-зяйств). Выделение индивида с низким уровнем дохода из домохозяйства, во-первых, снижает эффект от выравнивания доходов между членами домохозяйства; во-вторых, снижает сам доход выделившегося члена за счет эффектов масштаба. Государственная политика на рынке труда формально также может приводить к повышению неравенства в первичных доходах. Если, например, система трансфертов замещает частные трудовые доходы у определенных категорий рабочих (пособия по безработице, при утрате трудоспособности, по уходу за ребенком), то это искусственно создает группы населения с низкими (или нулевыми) первичными доходами, завышая тем самым первичное неравенство. Если в связи с государственной политикой преобладают эффекты первого рода, то различие между коэффициентами Джини занижает влияние государства на неравенство; если второго, - завышает. Чтобы выяснить, какой случай имеет место, необходимо отдельное исследование.

Из представленных данных видно, что страны различаются по непосредственному (прямому) влиянию государственных перераспределительных механизмов

на уровень неравенства в располагаемых доходах. В качестве косвенного показателя этого непосредственного перераспределения (далее - коэффициент перераспределения) можно использовать процентное сокращение коэффициента Джини после распределения. В представленных 33 странах из базы данных ОЭСР коэффициент Джини после распределения сокращается в среднем на 33,7 %. Страны Бенилюкса, Скандинавские и некоторые страны Восточной Европы (Словакия, Словения, Чехия) достигают низких показателей неравенства в располагаемых доходах за счет коэффициента перераспределения выше среднего (в среднем 42 %). США и Израиль имеют коэффициент перераспределения ниже среднего (около 23 %) для развитых стран и показывают высокий уровень неравенства в располагаемых доходах. В общем случае статистически верно следующее: чем выше коэффициент перераспределения, тем ниже уровень неравенства в располагаемых доходах (коэффициент корреляции Пирсона - 0,77).

Отметим, что низкий коэффициент перераспределения не означает автоматически высокий уровень неравенства в располагаемых доходах. Яркими примерами стран, в которых коэффициенты Джини по располагаемым и первичным доходам различаются относительно слабо и при этом являются низкими относительно других стран, являются Швейцария и Ю. Корея. Верно также, что высокий коэффициент перераспределения не обязательно обеспечивает попадание в число стран с наименьшим уровнем неравенства в располагаемых доходах. Ирландия принадлежит к числу стран со средним уровнем неравенства в располагаемых доходах, являясь в то же время «лидером» по уровню неравенства в первичных доходах. В целом, наблюдается слабая статистическая связь между неравенством в первичных доходах и коэффициентом перераспределения (коэффициент корреляции равен примерно 0,25).

Таким образом, основываясь на простом пространственном сравнении, можно сказать: чем выше коэффициент перераспределения, тем ниже конечное неравенство, но высокое первичное неравенство слабо влияет на величину коэффициента перераспределения. Эта закономерность - обратная сторона различий в уровне разброса стран по двум видам неравенства.

Россия в данном контексте отличается низким влиянием перераспределения; коэффициент - 17,7 %, что почти вдвое ниже среднего уровня для стран ОЭСР, но выше, чем в Чили (5,5 %) или Турции (13,1 %). Значение коэффициента перераспределения для России чуть ближе к значению для Чили, чем к среднему значению.

Если бы значение коэффициента перераспределения для России равнялось среднему по выборке стран ОЭСР, то коэффициент Джини по располагаемым доходам был бы едва выше среднего - 0,319. Это верно и для Турции (0,314). Финляндия, например, напротив, при среднем коэффициенте перераспределения имела бы коэффициент Джини выше среднего (0,322). Данное рассуждение иллюстрирует важность вклада перераспределительных различий в высокий уровень неравенства в располагаемых доходах, но не является умозаключением относительно возможных эффектов от изменения перераспределительной политики.

Выводы

1. Несмотря на имеющиеся различия все три показателя неравенства в располагаемых доходах домохозяйств показывают сходную картину различий между странами. Среди групп развитых стран в «полюсе» наибольшего неравенства находятся США и Израиль, далее в верхней части располагаются прочие англоговорящие страны, страны Южной Европы, Япония и Ю. Корея. В нижней части списка следуют страны

севера и запада Европы: Франция, Германия, Австрия, Швейцария, страны Бенилюкса. Скандинавские страны образуют традиционный «полюс» низкого неравенства. Страны Восточной Европы оказываются распределенными по всему списку, отчасти разделяя нижний «полюс» со Скандинавскими странами. Мексика и Чили являются безусловными «лидерами» в общем списке с сильным отрывом от остальной его части. Россия и Турция делят следующие за ними места вместе с Израилем и США.

2. Данные по неравенству в первичных доходах домохозяйств показывают радикально отличающуюся картину. Уровень неравенства во всех странах после распределения оказывается ниже. Неравенство в располагаемых доходах, измеряемое коэффициентом Джини, в среднем на треть ниже уровня неравенства в первичных доходах. Распределение стран по неравенству в первичных доходах значительно более однородно, чем по неравенству в располагаемых доходах. Ранжирование стран по уровню неравенства в первичных доходах не имеет почти ничего общего с ранжированием по располагаемым доходам.

3. Страны ОЭСР сильно различаются по коэффициенту перераспределения (процентному снижению коэффициента Джини после перераспределения). В странах с более высоким коэффициентом перераспределения неравенство в располагаемых доходах ниже. Исключение составляют Швейцария и Ю. Корея, имеющие маленький разрыв между показателями. Однако нельзя сказать, что страны с высоким первичным неравенством компенсируют его заметно большим коэффициентом перераспределения. Это особенно важно в случае стран «лидеров» по уровню неравенства домохозяйств в располагаемых доходах. Такие страны, как Россия и Финляндия, имеют уровень неравенства в первичных доходах, слабо отличающийся от средних значений по ОЭСР (у России он даже ниже), однако оказываются в разных концах списка по уровню неравенства в располагаемых доходах. Перераспределение дохода играет определяющую роль в формировании различий между странами в уровнях неравенства в располагаемых доходах домохозяйств.

Список литературы

1. Atkinson, A. B. Introduction: Income Distribution Today / A. B. Atkinson, F. Bourguignon (eds) Handbook of Income Distribution. - Vol. 2. - Elsevier, 2015.

2. Morelli, S. Post-1970 Trends in Within-Country Inequality and Poverty: Rich and Middle-Income Countries / S. Morelli, T. Smeeding, J. Thompson // A. B. Atkinson and F. Bourguignon (eds) Handbook of Income Distribution. - Vol. 2. - Elsevier, 2015.

3. OECD. Growing Unequal? Income Distribution and Poverty in OECD Countries. - Paris: OECD Publishing, 2008.

4. OECD. Divided We Stand: Why Inequality Keeps Rising. - Paris: OECD Publishing, 2011.

5. OECD. Crisis Squeezes Income Puts Pressure on Inequality and Poverty. - Paris: OECD Publishing, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.