Сибирский медицинский журнал, 2006, № 2 © КОЗЬМИНА Т.И., ЛИТВИНЦЕВ А.Н. - 2006
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РИСКА УСКОРЕННОГО СТАРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.И. Козъмина, А.Н. Литвинцев
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор —д.м.н, проф. И.В. Малов, кафедра гигиены труца и
питания, зав. — д.м.н, проф. Е.П. Лемешевская)
Резюме. В статъерассматривается влияние нерационалъного питания на состояние здоровъя и продолжителъностъ жизни. Освещены требования к организации питания пожилых и старых людей с учетом норм физиологических по-
^ебностей в пищевых веществах и энергии.
ючевые слова. Питание, пища, нормы, коррекция, пожилые люди._
Старение — это естественный физиологический процесс, который происходит достаточно медленно при удовлетворительных условиях жизни человека. По классификации возрастных периодов ВОЗ люди 60-74 лет считаются пожилыми, 75-89 — старыми, старше 90 — долгожителями. Всякий здравомыслящий человек думает о продлении жизни своей и близких к нему людей. В тоже время долгая жизнь будет в радость только тогда, когда сохраняются физические и умственные способности.
Средняя продолжительность жизни в мире достигла 78 лет. Первое место по этому показателю занимает Япония, где продолжительность жизни составляет 78,3 года. В России перспективы пока не радужные: продолжительность жизни граждан в 1998 г. составила всего лишь 67,2 года [17]. С начала девяностых годов в России растет смертность и снижается рождаемость. Еще в 1997 г. председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ, член-корр. РАМН Н.Ф. Герасименко писал, что ни одна страна в мирное время не знала столь значительных изменений демографической ситуации, как это происходит сейчас в России. Естественная убыль (смертность) превышает рождаемость почти на миллион человек или в 1,6 раза. И это с 1992 г.! Далее он сообщает: по величине ожидаемой продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е место в мире, а женщины — 100-е. Разница между продолжительностью жизни мужчин (57-58 лет) и женщин (72 года) — 14 лет [2]. Особенно трагично то, что уходят из жизни люди в расцвете сил. В 2005 г. здоровье россиян продолжало ухудшаться: возросла смертность от болезней системы кровообращения, органов пищеварения и некоторых других патологических состояний. В январе-августе 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличилось число умерших жителей. Особенно тревожно, что более 400 тысяч россиян ежегодно умирают в трудоспособном возрасте [3].
В последнее десятилетие методология оценки риска здоровью человека от воздействия факторов среды его обитания стала не только ведущим направлением научных исследований в области экологии, гигиены окружающей среды и эпидемиологии питания, но и одним из важнейших инструментов совершенствования всей системы контроля и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [8,16]. Любые риски должны в первую очередь рассматриваться в плане их прямых и опосредованных влияний на здоровье человека [10].
К одному из факторов риска, ведущему к преждевременному (ускоренному) старению, относится нера-
циональное (неправильное) питание [4]. Нерациональное питание выражается как в недостаточном, так и в чрезмерном потреблении некоторых пищевых веществ, может служить причиной развития и утяжеления течения многих заболеваний. К ним относятся сердечнососудистые, желудочно-кишечные, эндокринные, онкологические заболевания, болезни крови и кроветворных органов, а также нарушения обмена веществ. Это приводит к преждевременному (ускоренному) старению, нередко к ранней инвалидности и преждевременной смерти. Так, сердечно-сосудистые (ССЗ) и некоторые онкологические заболевания, связь которых с питанием доказана эпидемиологическими исследованиями, являются двумя ведущими причинами преждевременной смерти в мире и в России. Все это наносит государствам огромный экономический ущерб, затраты на реабилитацию и лечение больных.
В организме человека нет практически ни одного органа, системы, нормальная жизнедеятельность которых не зависела бы от питания.
Медицинская профилактика в России всегда была составляющей государственной политики. Особенно остро эта проблема стала в последние десятилетия, когда в динамике показателей общественного здоровья населения РФ стали наблюдаться такие негативные тенденции, как снижение продолжительности жизни, рост заболеваемости, инвалидности, смертности.
Особое значение стали приобретать профилактика раннего старения, предупреждение дисрегуляторных осложнений у лиц старших возрастных групп (старше 40 лет), повышение качества их жизни и улучшение лечебно-профилактической помощи [6].
На современном этапе в Российской Федерации выполняется программа «старшее поколение», принятая постановлением Правительства России № 1090 от 28.08.97, которая предусматривает создание широкой сети геронтологических центров, гериатрических больниц, отделений в составе многопрофильных больниц, в том числе сестринского ухода и др. [5,11]. В 2005 г. в г.Иркутске открыт гериатрический центр на базе областной клинической больницы № 2.
Рациональное питание — это соблюдение четырех основных принципов питания: адекватности, сбалансированности, разнообразие пищи и режима принятия пищи. Под адекватностью понимается соответствие количества потребляемых и расходованных калорий в течение суток с учетом возраста, пола, умственной и физической деятельности. Сбалансированность питания — это поступление в организм основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, а также вита-
минов и минеральных веществ в определенных соотношениях между собой, позволяющих наиболее эффективно усваиваться организмом. Соотношение между основными пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами) в рационе питания пожилых и старых людей должно быть 1 : 0,9 : 3,5 [1]. Важное требование при создании рационального питания — это разнообразие пищевых продуктов, из которых готовятся блюда. Без разнообразия продуктов питания невозможно создать рационы питания, которые бы обеспечивали в полной мере белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными веществами. Основными принципами режима питания пожилых и старых людей являются прием пищи в одно и тоже время, ограничение приема больших количеств пищи и определенные промежутки между приемами пищи (3,5-4 часа), последний прием пищи за 2 часа до сна. Рекомендуется четырехразовое питание с распределением рациона: 1-й завтрак — 25%, 2-ой — 15% , обед — 35% и ужин — 25% от суточной калорийности.
В нормах питания выделены группы пожилых (6074 лет) и старых (75 и старше) людей. Существенное снижение обменных процессов и ограничение физической активности, свойственные этим группам населения, обуславливают уменьшение у них потребности в пищевых веществах и энергии. Для обеспечения полноценности аминокислотного состава пищи белки животного происхождения должны составлять 55% от рекомендуемых величин потребности в белке. Доля белка в суточной энергоценности рациона, принятой за 100% должна составлять для пожилых и старых людей
- 11% [1,12,15].
Углеводов в пищи пожилых мужчин (60-74 лет) должно быть 333 г в сутки, для старых мужчин (75 и старше) — 290 г и соответственно для женщин — 305 и 275 г.
Особое внимание следует уделять предупреждению у пожилых и старых людей витаминной недостаточности. Суточный рацион питания пожилых мужчин (6074 лет) должен содержать следующие необходимые витамины: тиамина — 1,4 мг, рибофлавина — 1,6 мг, В6 — 1,6 мг, В12 — 3мкг, фолацина — 200, ниацина — 15 мг, аскорбиновой кислоты (витамин С) — 58 мг, витамин Е — 15 мг, витамин D — 100 МЕ. Для пожилых женщин (6074 лет) требуется в суточном рационе тиамина — 1,3 мг, рибофлавина — 1,5 мг, В6 — 1,5 мг, В12 — 3 мкг, фолацина
— 200 мкг, ниацина — 14 мг, аскорбиновой кислоты — 52, витамина А — 1000 мкг, витамина Е — 12 мг, витамина Д — 100 МЕ.
Для старческого возраста-75 лет и старше потребность в витаминах следующая: для мужчин — тиамин — 1,2 мг, рибофлавин — 1,4 мг, витамин В6 — 1,4 мг, витамин В12 — 3 мг, фолацин — 200 мг, ниацин — 13 мг, аскорбиновая кислота (витамин С) — 50 мг, витамин А — 1000 мкг, витамин Е — 15 мг, витамин D — 100 МЕ; для женщин — тиамин — 1,1 мг, рибофлавин — 1,3, витамин В6 — 1,3 мг, витамин В12 — 3 мкг, фолацин — 200 мкг, ниацин — 12 мг, витамин А — 1000 мкг, витамин Е — 12 мг, витамин D — 100 МЕ [12].
В старости возможны как перенасыщение организма некоторыми минеральными веществами, так и их недостаточность. При дефиците кальция в пище или избытке пищевых веществ, ухудшающих его усвоение (фитины зерновых и бобовых продуктов, щавелевая
кислота, жиры), кальций выводится из костей, что при недостатке белков, может привести к заболеванию костей — старческому остеопорозу. Поэтому потребность людей пожилого и старческого возраста в кальции повышается до 1000 мг в день при содержании фосфора — до 1500 мг [14]. Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для лиц пожилого и старческого возраста (1991 г.) предусмотрены следующие обязательные минеральные вещества, обеспечивающие жизнедеятельность организма. Для мужчин и женщин пожилого возраста (60-74 лет) и старческого возраста (75 лет и старше) приводятся одинаковые требования к обеспечению минеральными веществами организма в сутки: по кальцию — 1000 мг, фосфору — 1200 мг, магнию — 400 мг, железу — 10 мг, цинку — 15 мг, йоду — 0,15 мг. Сбалансированность кальция, фосфора и магния составляет согласно этой раскладки 1 : 1,2 : 0,4 [7]. Рекомендуется увеличение поступления в организм фосфора до 1500 мг в сутки и, чтобы соотношение кальция, фосфора и магния было сбалансировано как 1 : 1,5 : 0,5 [14].
Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (1991 г.) предусмотрена энергоценность суточного рациона питания для мужчин пожилого возраста — 2300 ккал, для женщин — 1975 ккал; для мужчин старческо-говозраста — 1950 ккал, для женщин — 1700 ккал [7]. Б.Л. Смолянский и В.Г. Лифлянский (2002) рекомендуют уменьшить калорийность для этой группы людей. Они предлагают энергоценность суточного рациона питания в среднем для пожилых мужчин и женщин соответственно — 2000 и 1750 ккал, а для мужчин и женщин старческого возраста — соответственно 1950 и 1700 ккал. Для пожилых людей, имеющих физические нагрузки на работе или в быту, указанная энергоценность рациона должна быть увеличена. Контролем энергетического соответствия питания потребностям организма является стабильность массы тела [14].
При организации питания пожилых и старых людей необходимо, прежде всего, учитывать снизившиеся возможности пищеварительной системы, а поэтому первым требованием к питанию является умеренность, т.е. некоторое ограничение питания в количественном отношении. Вторым требованием следует считать обеспечение высокой биологической полноценности питания за счет включения достаточных количеств витаминов, биомикроэлементов, фосфолипидов , полиненасыщенных жирных кислот, незаменимых аминокислот. Третье требование к питанию пожилых и старых людей — обогащение его естественными антисклеротическими веществами [9]. Кроме того, использование продуктов и блюд, обладающих достаточно легкой перевари-ваемостью, в сочетании с продуктами, умеренно стимулирующими секреторную и двигательную функцию органов пищеварения, нормализующими состав кишечной микрофлоры [13].
Следовательно, сбалансированное питание позволяет снизить риск преждевременной старости, избавляет в определенной степени людей от алиментарно-зависимых заболеваний, повышаетт жизненный тонус и качество жизни пожилых и старых групп людей. По этому поводу В.А. Тутельян (2004) убеждает, что рацион питания — это основной, поддающийся изменению
фактор, при помощи которого можно избежать таких патологических состояний, как ожирение, гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет 2 тип,
некоторые формы рака, остеопороз и другие, тем самым обеспечить благополучие жизни на долгие годы [16].
AN IRRATIONAL DIET AS ONE OF RISK FACTORS OF THE ACCELERATED AGEING THE
PERSON
T.I. Kozmina, A.N. Litvintsev (Irkutsk State Medical University)
In the article influence of irrational diet on a state of health and life expectancy is considered.Requirements to diet choice of elderly and old people are covered in view of norms of physiological requirements for food substances and energy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аханова В.М., Романова Е.В. Питание людей пожилого и старческого возраста // Гигиена питания. — Ростов-
на-Дону, 2000. - С.81-98.
2. Герасименко Н. Ф. Власть и здоровье нации // Врач. — 1997. — № 4 (приложение к журналу «Врач»). — 15 с.
3. Голавачев В.И. Медицина больна. Безнадежная // Труд. — 2005. — С.1-7.
4. Журавлева Т.П. Основы гериатрии. — М., 2005. — С.6-7.
5. Здоровое питание: план действий по разработке региональных программ в России. — М., 2001. — 67 с.
6. Куликова Н.Г. Первичная профилактика осложненных инвалюционно-возрастных дисрегуляций у лиц старше 40 лет // Проблемы социальной гигиены. Здравоохранение и история медицины. — 2004. — № 5. — С.27-28.
7. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. — М., 1991. — 23 с
8. Онищенко Г.Г. Оценка_риска здоровью в системе надзора за правами потребителей и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения // Проблемы оценки риска здоровью населения от воздействий факторов окружающей среды. — М.,2004. — С.21-23.
9. Петровский К. С, Ванханен В.Д. Питание в пожилом и старческом возрасте // Гигиена питания. — М., 1982. — С.357-364.
10. Рохманин Ю.А., Новиков С.М., Иванов С.И. Современные научные проблемы совершенствования методологии оценки риска здоровью населения // Проблемы оценки риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды1. — М., 2004. — С. 12-21.
11. Салеев В.Б., Азин А.Л. Особенности организации экстренной и неотложной медицинской помощи больным пожилого возраста // Здравоохранение РФ. — 2002. — № 1. — С.23-24.
12. Смолянский Б.Л, Абрамова Ж.И. Справочник по лечебному питанию для диет-сестер и поваров. — М., 1984. — 302 с.
13. Смолянский БЛ, Абрамова Ж.Н. Рациональное и лечебное питание пожилых и старых людей. Справочник по лечебному питанию. — СПб., 1993. — С.199-203.
14. Смолянский Б.Л., Лифлянскии В.Г. Рациональное питание людей пожилого и старческого возраста // Лечебное питание. — СПб., 2002 — С.538-549.
15. Столмакова А.И. Питание пожилых людей. В кн.: Популярно о питании. — Киев, 1989. — С.63-65.
16. Тутелъян В.А. Алиментарно-зависимые заболевания: оценка риска // Проблемы оценки риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды. — М., 2004. — С.21-23.
17. Филатова СА., Безденежная Л.П, Андреева Л. С. Геронтология. — М., 2005. — 507 с.
здоровье; вопросыорганизацщ
здравоохранения_
© ПОЛЯКОВА Л.О., БОЛОШИНОВ А.Б., ОСИПЕНКО Б.Г., НАМНОЕВА Л.К., ХАХАЕВА И.Б., СКОСЫРСКАЯИ.Н. - 2006
ЭПИДЕМИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВИРУСНЫМ ГЕПАТИТОМ А В Г. УЛАН-УДЭ. СООБЩЕНИЕ 1: ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Г. УЛАН-УДЭ
Л. О. Полякова, А.Б. Болошинов, Б.Г. Осипенко, Л.К. Намноева, И.Б. Хахаева, И.Н. Скосырская
(Иркутский государственный педагогический университет, ректор — к.ф.-м.н., проф. А.В. Гаврилюк; Территориальное управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, гл. врач — А.Б. Болошинов; Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)
Резюме. В работе представлены результаты изучения заболеваемости гепатитом А на территории с повышенной заболеваемостью инфекцией (г. Улан-Удэ). Определены время, возрастные группы, контингенты и факторы риска распространения вирусного гепатита А.
Ключевые слова. Гепатит А, гигиена, эпидемиология, факторы передачи._