Научная статья на тему 'Нерастраченное вдохновение (к 115-летию со дня рождения Ф. С. Маннапова)'

Нерастраченное вдохновение (к 115-летию со дня рождения Ф. С. Маннапова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. С. МАННАПОВ / АРТИСТ / ТЕАТР / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / F. MANNAPOV / ACTOR / THEATER / CULTURAL LIFE / NATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Спиридонова Лариса

В статье освещаются неизвестные факты из жизни татарского артиста Ф. С. Маннапова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Not dissipated inspiration (Devoted to the 115 anniversary since F.Mannapov’s birth)

The article presents the unknown facts of the Tatar actor F. Mannapov’s life.

Текст научной работы на тему «Нерастраченное вдохновение (к 115-летию со дня рождения Ф. С. Маннапова)»

НЕРАСТРАЧЕННОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

(К 115-летию со дня рождения Ф. С. Маннапова)

Фахри Маннапов вошел в историю татарской культуры как ее активный пропагандист, профессионал своего дела, незаурядный певец и артист. Он выступал на сцене Татарского академического театра им. М. Джалиля и Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, был признан и любим народом.

Родился Фахри Сатритдинович Маннапов 6 июня 1897 г. С ранних лет увлекался театром и перед революцией поступил в театральную драматическую труппу в Оренбурге. Молодому и дея-

*

тельному человеку было интересно все. Он брался за любую работу: драматического артиста, певца, администратора.

В 1921 г. Ф. С. Маннапов отправляется в Узбекистан, затем, спустя некоторое время в Туркменистан. Там ведет культурно-просветительскую работу в политотделе отдельной эскадрильи при цирке. В 1925-1927 гг. является администратором Узбекского передвижного драматического театра.

Кочевая жизнь провинциального артиста забрасывает Фахри Маннапова опять в Оренбург, затем в Астрахань.

После зачета в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. 10 июля 1935 г.

Работа в музыкальных спектаклях преподносит ему щедрый подарок — встречу с маститыми и талантливыми артистами.

Бурная творческая атмосфера в городах Поволжья способствовала обмену идеями, новостями и театральны-

ми новинками. Широко развивающееся театральное направление жило во многих городах с татарским населением — Оренбурге, Уфе, Самаре, Астрахани, Симбирске.

Извилистая дорога жизни в 1928 г. приводит Фахри Маннапова в Казань.

152:

НАШ КАЛЕНДАРЬ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2012

Сцена из оперы Н. Жиганова «Качкын». 1939 г.

Ф. Маннапов в роли Булата, Ф. Ахмадуллин в роли старика.

Он сразу же подмечает особенности культурной жизни города: разрозненность и разнообразие театральных и музыкальных сил, а также сложности трудоустройства артистов.

Фахри Маннапов выдерживает экзамен в художественном совете бюро работников искусства. Ему присваивают квалификацию певца эстрадного концерта, артиста второй категории.

Одновременно он ведет и административную работу. Сначала в качестве помощника заведующего художественной частью Татарского концертного ансамбля под управлением Гумерова, а затем в качестве художественного руководителя объединения татарских артистов. Оценив организаторские способности Ф. С. Маннапова, руководство возлагает на него обязанности по

устройству концертов. В то время в концертах успешно выступают многие татарские артисты — Камил Мотыйги, Фатыйма Гумерова, Халим и Ярула Чамал.

С 1929 г. он служил в труппе Татарского государственного академического театра (ТГАТ). Два года спустя, как член делегации он поехал на театральную олимпиаду в Москве и участвовал во многих музыкальных спектаклях.

Неоднократно Ф. С. Ман-напов являлся членом агитационно-художественной бригады по линии художественного обслуживания колхозов в период хлебозаготовительных кампаний. За участие в культурном шефстве над Красной Армией в 1933 г. Фахри Маннапов был награжден Почетной грамотой ЦК профсоюза работников искусства СССР.

В 1934 г. его направляют на учебу в оперную студию при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Годы, проведенные в одном из лучших музыкальных учебных заведений, общение с талантливыми преподавателями и коллегами по оперному классу способствовали артистическому росту Маннапова. После завершения учебы он работал вместе с известными татарскими исполнителями, в будущем основоположниками оперного театра: Г. Кайбицкой, М. Рахманкуловой, З. Байрамовой, М. Булатовой, У. Аль-миевым, Ф. Насретдиновым. Участвовал в записи музыкальных произведений на радио.

В день открытия Татарского государственного оперного театра, 17 июня 1939 г., он исполнял одну из главных партий оперы «Качкын» (Беглец) Н. Жиганова — арию Булата. В 1940 г. в опере «Ирек» (Свобода), уже в другом амплуа, исполнял партию безрукого солдата.

НЕРАСТРАЧЕННОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

(К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. С. МАННАПОВА)

Художественная самодеятельность завода им. С. П. Горбунова. Казань, 16 мая 1948 г.

Мирную жизнь прерывает Великая Отечественная война. Фахри Манна-пов, будучи прикрепленным к политотделу Казанской стрелковой дивизии, выезжал в составе актерских бригад на фронт.

Специальным приказом командования Казанской стрелковой дивизии Фахри Маннапову была объявлена благодарность за хорошую работу по организации концертов для воинов, исполнение программ, имеющих глубокое содержание. В 1946 г. он был награжден медалью «За победу над Германией».

В период оживления культурной музыкальной жизни послевоенной Казани Фахри Маннапов являлся художественным руководителем клуба ху-

дожественной самодеятельности завода им. С. П. Горбунова. С коллективом он выступал на площадках не только дворцов культуры и клубов, но и в парках культуры и отдыха.

В 1950 г. Ф. С. Маннапов перешел на основную работу в Татарский государственный ансамбль песни и танца. Бесценный опыт, приобретенный за годы работы в театре и ансамбле, сторицей окупится через признание и аплодисменты зрителей.

Жизнь артиста прервалась 9 февраля 1956 г. С тех пор минуло несколько десятилетий, но память о нем жива. Его любовь к музыке, беззаветное служение театру служат вдохновляющим примером для нового поколения певцов и артистов.

Фото из личного архива дочери Ф. С. Маннапова Г. Ф. Волковой.

Лариса Спиридонова

154:

НАШ КАЛЕНДАРЬ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.