Научная статья на тему 'Непризанные государства на постсоветском пространстве: самоутрвеждение и перспективы признания'

Непризанные государства на постсоветском пространстве: самоутрвеждение и перспективы признания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
320
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АКТ ПРИЗНАНИЯ / ВЛАСТЬ / ПОЛИТИКА / ВЛИЯНИЕ / КОНФЛИКТ / ТЕРРИТОРИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВО НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / POST-SOVIET SPACE / ACT OF RECOGNITION / MINSK AGREEMENT / POWER / POLITICS / INFLUENCE / CONFLICT / COOPERATION / TERRITORY / INTERNATIONAL COOPERATION / RIGHT TO SELF DETERMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свешникова М.

В статье автор рассматривает сущность непризнанных государств на постсоветском пространстве и их международный статус в современном мире. Раскрыт акт признания, а также проанализированы возможные меры и методы признания такой категории государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNRECOGNIZED STATES IN THE POST-SOVIET SPACE: SELF-ASSERTION AND PROSPRCTS OF RECOGNITION

In the article the author considers the essence of the unrecognized states in post-Soviet space and its international status in modern world. The act of recognition is revealed, and possible measures and methods of recognition are analyzed.

Текст научной работы на тему «Непризанные государства на постсоветском пространстве: самоутрвеждение и перспективы признания»

УДК 323

М. СВЕШНИКОВА,

эксперт РАНХиГС

e-mail: maria1994nora@mail.ru

Ключевые слова:

постсоветское пространство, акт признания, власть, политика, влияние, конфликт, территория, международное сотрудничество, право на самоопределение

M. SVESHNIKOVA,

expert of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Keywords:

post-Soviet space, act of recognition, the Minsk agreement, power, politics, influence, conflict, cooperation, territory, international cooperation, right to self determination

НЕПРИЗАННЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

САМОУТРВЕЖДЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИЗНАНИЯ

В статье автор рассматривает сущность непризнанных государств на постсоветском пространстве и их международный статус в современном мире. Раскрыт акт признания, а также проанализированы возможные меры и методы признания такой категории государств.

UNRECOGNIZED STATES IN THE POST-SOVIET SPACE:

SELF-ASSERTION AND PROSPRCTS OF RECOGNITION

In the article the author considers the essence of the unrecognized states in post-Soviet space and its international status in modern world. The act of recognition is revealed, and possible measures and methods of recognition are analyzed.

Непризнанные или частично признанные международным сообществом государства, их функционирование, развитие и место в международной системе является одним из самых болезненных и сложных вопросов современного мира. Хотя эти образо-

вания и обладают такими атрибутами государственности, как население, территория, правительство, вооруженные силы, государственная символика, национальная валюта и другие, их жизнедеятельность существенно ограничивается тем, что они не имеют

широкого признания со стороны государств — членов ООН. Это негативно влияет на их экономическое развитие, ограничивает доступ к международным организациям и рынкам, затрудняет их сотрудничество с суверенными государствами в различных сферах. В современном мире непризнанных или частично признанных государств достаточно много, часть из них находятся в неопределенном состоянии годами или даже десятилетиями. Каждое такое политическое образование имеет собственную историю возникновения и особенности развития.

Суверенитет квазигосударства является спорной категорией, поскольку и независимость и самостоятельность этих государственно-подобных образований находится либо под сомнением, либо вне закона. Одним из признаков квазигосударства является наличие фактического суверенитета, который их характеризует как политико-территориальные образования, обладающие ключевыми атрибутами государства. Однако суверенитет квазигосударства формально не признан международным сообществом, что сказывается на возможности вступать в соответствующие отношения с другими государствами.

В современном мире есть государства, которые провозгласили свою независимость, однако она не подтверждена международным признанием. В литературе их называют по-разному:

— «самопровозглашенные государства», «де-факто государства»;

— «квазигосударства», «непризнанные государства», «псевдогосударства»;

— «виртуальные государства» и др.

Эти термины часто употребляются как синонимы, хотя они делают акцент на различных аспектах обозначаемым общественных образований. Словосочетание «де-факто государство» акцентирует внимание на внутренней организации политических образований, «самопровозглашенное государство» — на самовольном отсоединении части территории государства и провозглашении ее независимости. Как отмечает Ф. Попов, последний термин следует употреблять с осторожностью, поскольку он может обозначать как «государство де-факто», что реально существует, так и «самопровозглашенное» фикцию, которая не имеет никаких признаков и оснований существования [1]. Термины «квазигосударства» и «псевдогосударства» имеют эмоциональный оттенок, ведь отмечают ненастоящести, мнимости, надуманности геополитических образований. Срок «непризнанные государства» наиболее точно отражает тот факт, что они, обладая всеми атрибутами легитимного государства, не добились международного дипломатического признания.

В целом, общее определение категории непризнанных государств включает следующие элементы: «непризнанное государство добилось фактической независимости по крайней мере двух третей территории, на которую оно претендует, в том числе и главный город и ключевые регионы; идет процесс дальнейшего укрепления государственных институтов и демонстрация собственной легитимности; объявлена формальная независимость или четко продемонстрировано стрем-

ление к независимости, например через референдум о независимости, принятие отдельной валюты или аналогичного акта, который четко обозначает отдельную государственность. При этом государство не получило международное признание или, в лучшем случае, было признано его покровителем и несколькими другими государствами, которые не имеет серьезного значения, и оно существует не менее двух лет» [2].

Выделяют три отличительные признаки непризнанных государств:

— они достигли де-факто независимости, включая контроль над территорией, которую удалось удержать, по крайней мере, в течение двух лет. Непризнанные государства контролируют большинство территории, на которую претендуют, включая «столицу» территории и ключевые регионы, что отличает их от других сепаратистских движений. Территориальный контроль не обязательно является абсолютным; они могут добиваться большей территории, чем та, которой они теперь владеют, а ее величина может периодически колебаться;

— они не получили международного признания или, даже, если признаны некоторыми государствами, не являются полноправными членами международной системы суверенных государств;

— они продемонстрировали желание получить полную де-юре независимость или путем формального провозглашения независимости, либо путем проведения референдума, или путем иных действий или деклараций, которые демонстрируют четкое жела-

ние самостоятельного существования

[3].

Следовательно, определяющими критериями непризнанного государства является внутриполитическая организация и контроль над определенной территорией, широкое международное признание, откровенное стремление получить полную независимость и войти в международную систему как полноценный участник. Соображений, которые бы обосновывали избрание срока контроля над территорией в два года как критерия вступления в провозглашенный государством статус непризнанной, эти авторы не приводят.

В современном мире непризнанными государствами является Нагор-но-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра, Абхазия, Южная Осетия, Со-малиленд, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Косово, Палестина, Тайвань и др. Четкого разграничения непризнанных и частично признанных государств нет.

Международное сообщество традиционно выбирало три главных вида реакции на существование де-факто государств: активное противостояние им в формах эмбарго и санкций; общее игнорирование их и отказ сотрудничать с ними; определенное ограниченное одобрение и признание их существования. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки и сопровождается различными последствиями для международного сообщества и для самого государства де-факто [4]. Установление

дипломатических отношений с новым политическим образованием может вызвать конфликт с «материнским» государством, связи с которым могут быть значительно более выгодными в экономическом, культурном или другом смысле, чем с непризнанным государством, обычно небольшим по территории и населению, слабо развитым. В то же время много непризнанных государств рассчитывают на военную, экономическую и дипломатическую поддержку внешнего покровителя. Не найдя внешнего патрона такое государство старается наладить как можно больше международных связей.

Политические элиты непризнанных государств выдвигают требования международного признания, аргументируя их:

— появлением внутренней эффективности (способностью контролировать территорию и население в пределах определенной юрисдикции);

— территориальной и государственной легитимностью (которую демонстрируют с помощью демократических политических систем и инструментов прямой демократии);

— исторической традиции государственности;

— правом на самоопределение [5].

В международном публичном праве

международное признание не является должным образом определенным, нет четкого механизма, по которому непризнанный субъект мог бы превратиться в признанный, не установлено ни количества стран, необходимых для такого перехода, ни порядка международного признания. Показательным

является пример Косово, которое признано более чем сотней государств, однако считается частично признанным государством.

Акт признания нового государства относится к компетенции правительств государств мира, каждое из которых может признавать или не признавать независимость того или иного государства, исходя из собственных интересов. Процедуры «централизованного» признания не существует. На современном этапе развития международного права эту функцию де-факто выполняет членство в ООН. Поэтому предполагается, что непризнанное государство обладает всеми атрибутами легитимной государства, кроме членства в ООН. Принятие государства в члены ООН может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН, поддержанном 9 из 15 государств — членов Совета Безопасности ООН при том, что 5 постоянных членов Совета Безопасности имеют право наложить вето. В случае одобрения Совета Безопасности ООН рекомендация передается в Генеральную Ассамблею ООН, где решение может быть принято квалифицированным большинством в две трети голосов.

Перед международным сообществом встает задача четкого определения норм, которые бы способствовали адекватному решению проблемы. Однако кодификация института признания и конкретизация правил по этому вопросу требовали бы «от признанных государств согласиться на принципы, которые бы способствовали их соб-

ственном территориальном распада». Современные спорные государства входят в сферу геополитических интересов России, США, ЕС и других важных игроков на международной арене, что затрудняет решение этого вопроса.

Неоднозначность проблемы заложена в принципах международного права, изложенные в Уставе ООН. Так, существует коллизия принципов права наций на самоопределение и нерушимости государственных границ. Хотя они являются равными с точки зрения международного права, страны предпочитают одно в противовес другому, исходя из «политической целесообразности», учитывая преимущества и недостатки, которые может повлечь за собой акт признания. Поэтому «проблему признания независимости нельзя оценивать с юридической точки зрения, без учета политической составляющей, поскольку, с одной стороны, признание - это институт международного права, а с другой -это политический акт» [6].

У подавляющего большинства непризнанных государств существует претензия на «полновесный», т.е. признанный другими государствами суверенитет.

Еще один важный вопрос, касающийся суверенитета этих субъектов, затрагивает географическую локализацию. Фактически, мы говорим о конфликте суверенитетов на спорной местности. Непризнанные государства всегда расположены на территории, которая рассматривается международным сообществом и каким-либо из признанных государств как часть

территории последнего (поле его суверенитета). Таковое государство называется «родительским» или «материнским» (parent-state), отражая процесс «отпочкования» от него непризнанного образования. Но не всегда «отпочкование» очевидно в юридическом и историческом смысле. Иногда лучше подходят термины государство-носитель или государство-претендент, чтобы зафиксировать эту признанную правомочной претензию. Иначе говоря, существует наличие признанного международным сообществом права некоего государства-претендента на поглощение или «реинтеграцию» соответствующей территории (неявно — это легитимация претензии на уничтожение непризнанного государства). В решении этой проблемы мы обращаемся к концепции народного суверенитета, доктринальные положения которой сводятся к верховенству коллективной воли народа на искомой территории. Именно народ является источником суверенитета, именно он и должен выражать волеизъявление относительно правосубъектности непризнанного государства.

В эти дни много внимания уделяется проблеме существования непризнанных государств, территориальной целостности, суверенитета, права наций на самоопределение и другие связанные с этим вопросы в отечественной и зарубежной литературе. Связано это прежде всего с фактом образования большого числа разбросанных по всему миру целого ряда государств, которые провозгласили независимость, но не признаются другими государствами. Не обошла эта

проблема стороной и страны бывшего СССР.

В настоящий момент на рассматриваемой территории существует несколько непризнанных государств: Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия.

В 1991 г. состоялось совместное заседание народных депутатов На-горно-Карабахского округа и Шау-мянского района, на котором была принята декларация независимости Нагорно-Карабахской Республики (НКР), проведен референдум, 99,89% участников которого высказались за ее независимость. Кроме того, НКР признан и рядом административных единиц разных государств, таких как США, Австралия [7]. Три района страны частично контролируются Азербайджаном, сама же республика, полностью контролирует прилегающие к НКР территории со стороны Армении и Ирана. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) провозгласила независимость в 1990 г. на части территории Молдавской ССР. Власти ПМР считают республику правопреемницей Молдавской АССР, существовавшей с 1924 до 1940 в составе Украинской ССР, не-смотря на то, что бывшие границы МАССР и настоящие границы ПМР не совпадают. Здесь несколько сел как на правом, так и на левом берегу Днестра, заявленные властями страны, контролируются властями Молдавии. В 1992 г. Верховный Совет Республики Южная Осетия принял «Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия».

Абхазия провозгласила независимость после войны с Грузией 1992-1993 гг. Независимость этих стран начали признавать только 16 лет спустя, и 4 государства-члены ООН их признали (Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру). В 2011-13 гг. эти страны были признаны также Вануату и Тувалу (впоследствии, отозвавших признание). НКР, Абхазия, Южная Осетия и ПМР взаимно признали друг друга.

Образованные в результате повстанческого движения, через войну, и вначале находившиеся под управлением группы повстанцев, стремящихся свергнуть центральное правительство, в настоящее время они превратились в де-факто независимые регионы, которые находятся вне контроля центрального правительства материнских государств [8].

Следует отметить, что в то время как большинству квазигосударств в мире не хватает не только международного признания, но и сильных государственных структур, в непризнанных государствах бывшего СССР все они существуют.

Ключевым критерием для признания непризнанных государств является контроль над территорией. Размер контролируемой территории имеет большое военно-политическое значение для непризнанных государств. Многие непризнанные государства могли бы выиграть и занимать значительные пространства в связи с военной и экономической помощью из соседних стран, союзников или вмешательство международного сообщества. По этому показателю их можно разделить на следующие типы:

1. непризнанные государства с полным контролем территории (Приднестровье);

2. непризнанные государства, частично контролирующие территорию (Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия, ЛНР и ДНР);

Есть несколько этнических/языковых, политических, геополитических, экономических факторов, которые привели к отделению территорий в бывших советских странах.

В частично признанных государствах в границах бывшего СССР существует государственное управление и центральная власть, имеющие свои особенности. Далее рассматривается государственное управление в Приднестровье, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Абхазии. Данные государства - это постсоветские зоны «замороженного конфликта». Эти четыре частично признанных государства поддерживают дружеские отношения друг с другом и образуют Сообщество за демократию и права народов.

Непризнанные государства на постсоветском не раз предпринимали попытки утвердиться мирным путем, получить признание через учреждение международных организаций.

Для того чтобы взаимодействовать в политической и других сферах ряд постсоветских государств создали Союз Непризнанных Государств (Абхазия, Южная Осетия, Нагорно-Карабахская республика, куда одно время входила и Республика Сербска.

А в 2000 г. было создано так называемое СНГ-2, то есть Содружество непризнанных государств, которое предполагало осуществление взаимной поддержки. В 2006 г. члены организации предприняли серьезную попытку самоутверждения, подписав на саммите в г. Сухум декларацию о создании сообщества «За демократию и права народов».

Несмотря на то, что у всех непризнанных государств на постсоветском

пространстве обнаруживаются хорошие возможности для самоутверждения, есть ряд факторов, которые препятствуют этому. Наиболее сложен, силен в отношении всех исследуемых государств - информационный фактор, именно он зачастую представляет собой корни негативизма по отношению к непризнанным республикам. Причем заявленный информационный образ зачастую не имеет под собой никаких оснований.

Перспективы и модели международно-правовой легитимизации непризнанных государств

Исторически сложились две теории признания - декларативная и конститутивная. Согласно конститутивной теории правосубъектность напрямую зависит от признания субъекта со стороны членов международного сообщества. В частности,

еще и необходимо получить нужное количество признаний со стороны других государств, будет достаточно для признания образования.

Доминирующее положение вышеупомянутая теория занимала лишь до Второй мировой войны. Практика

непризнание сецессионистских образований в конце ХХ в. абсолютным большинством государств свидетельствует о конститутивной теории. Декларативная теория признания состоит в том, что происходит появление нового субъекта международного права, с которым уже существующие государства желают установить дипломатические и другие отношения.

Сравнивая указанные модели, можно заметить некоторые различия в них. Но не нужно их противопоставлять, а следует рассматривать как два необходимых этапы процесса становления нового государства. На стадии образования государства в результате тех или иных процессов влияние других государств должен быть минимальным, чтобы избежать нарушений следующих принципов: невмешательства во внутренние дела государства, право наций и народов на самоопределение и других. Но и совершенно необходимо дальнейшее признание, как следующая стадия становления новообразованного государства, поскольку на сегодня государство не может быть изолированной от международного сообщества.

Также исследуя проблему признания традиционно выделяют модели, в рамах которых это признание происходит. Признание, которое является окончательным, официальным и не может быть отозвано, происходит в форме «де-юре» (de jure). Если государство, осуществляющее признание, не вполне уверена в жизнеспособности вновь государства не намерен до времени или до наступления определенных условий, вполне официально

и окончательно признавать нового субъекта, то такое признание отмечается как де-факто» (de facto) [9].

Встречаются случаи, когда государства, правительства вступают в официальный контакт друг с другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но при этом не желают признавать друг друга. В этом случае говорят о признании ad hoc (в данной ситуации, по конкретному делу). Сейчас государства не указывают на форму признания, которую они применяют, так такое разделение постепенно теряет свою актуальность.

При этом односторонний акт является основной формой выражения международно-правового признания. Такой акт распространяет свое действие на стороны, которых касается этот акт и вступает в силу с момента его провозглашения.

Однако и факт последующего признания является абсолютно необходимым, как важная стадия становления международной правосубъектности государства, поскольку в современных условиях глобализации государство не может быть изолированным от международного сообщества.

Но даже и при таком подходе все проблемы решены не будут. Во-первых, остается непонятным, какое количество признаний необходимо для становления правосубъектности новообразованного государства — одного десятка, всех существующих государств, или это должны быть наиболее авторитетные государства. Во-вторых, все же существует практика, когда государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими

государствами и без их официального признания. На сегодня отсутствуют какие-либо международно-правовые нормы относительно времени, порядка, формы или способов признания, а также уровня, на котором такое признание может быть выражено. Решение этих проблем оказывается возможным только путем кодификации института признания, поскольку на сегодня его образуют, по сути, только группы обычных международных норм, которые сформировались в результате накопления определенной практики. Однако, практика не всегда является единственной основополагающей в принятии нового независимого государства, что и порождает уже названные проблемы, а также случаи двойных стандартов, применяемых в разные страны при разных обстоятельствах.

Подтверждением частичного признания может быть сотрудничество в отдельных сферах — культурной, экономической. Такое признание сопровождается установлением полуофициальных отношений без их юридического оформления и может быть отозвано. Итак, практики предварительного признания актуальность в последнее время теряет и противопоставление рассматриваемых форм видится не целесообразным.

Стоит отметить, что кроме моделей признания новых государств, существуют и виды признания, которые тесно связанны друг с другом. К таким видам можно отнести:

1. Государство признается другим государством, как независимое и суверенное, и которое может выступать

полноправным участником международного общения.

2. Признается правительство непризнанного государства, которое к тому же может находится в изгнании и не имеет реальной государственной власти, но намеренно обладать властью в будущем. Такое признание указывает на то, что мировая общественность воспринимает правительство, как законное и предоставляющее данное государство на международной арене. Такое признание, как правило, используется во время революций, переворотов, и практически не используется при стандартной смене власти, в том числе и в результате демократических выборов.

3. Признание восставшей (воюющей) стороны. Связано с понятиями конфликта внутреннего и международного характера, установленных Женевской конвенцией 1949 года. Признание в качестве восставших и воюющих означает, что конфликт внутри страны, принявший масштабы гражданской войны, национально-освободительного движения, разделившего страну на два и более лагерей, приняло не внутренний, а международный характер. Все стороны обязаны соблюдать нормы международного, в том числе гуманитарного права, законы и обычаи войны.

Критериями данного признания являются:

— широкомасштабный вооруженный конфликт на территории государства;

— оккупация повстанцами значительной части государства и наличие определенной степени правильно организованного управления ею;

— соблюдение повстанцами правил ведения войны;

— практическая необходимость иным государствам определить свою позицию к происходящей гражданской войне;

— как правило, признание восставшей (воюющей) стороны не ведет к установлению дипломатических отношений.

4. Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений. Необходимо для подтверждения статуса народа/ нации в качестве субъекта международного. Орган национального освобождения в этом случае приравнивается к правительству нового зарождающегося государства.

5. Признание организаций сопротивления. Возникает, когда часть или вся территория страны подвергается иностранной оккупации (например, Польша во время Второй мировой войны).

Также можно распределить признания по критерию времени:

1. Преждевременное — производится до того, как образование приобрело признаки государства (территория, население, независимость власти и способности вступать в международные отношения) или правительство полностью пришло к власти. Может

расцениваться как вмешательство во внутренние дела государства.

2. Запоздалое — производится спустя большой промежуток времени после приобретения государством всех признаков субъекта международного права (например, признание КНР Соединенными штатами Америки в 1979 г.).

Постсоветские республики, в отличие от ряда других непризнанных государств (например, Косово) продвигают вопрос своего признания не так активно, несмотря на поддержку России. Грузия, Азербайджан и Молдова настаивают на нерушимости территориальной целостности и возвращении утраченных территорий под свой контроль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, становится очевидным, что в условиях сложившегося мироустройства признания независимого государства является важным шагом к легитимации государства. Но даже на примере Абхазии и Южной Осетии, которые были признаны Российской Федерации, можно увидеть, что страны существую только как частично признанные государства, но без нормализации отношений с Грузией они имеют мало шансов на признание со стороны мирового сообщества и полноправное членство в международных организациях, включая ООН.

Выводы

Таким образом, анализ проблем признания государств в современном международном праве позволяет сделать определенные выводы. Во-первых, безусловно необходима как

быстрая кодификация международно-правовых норм в сфере признания государств на универсальном уровне, поскольку отдельные попытки регионального правового регулирования

в этом институте имели место, однако, не позволили создать унифицированные нормы. Во-вторых, целесообразно устранение противоречий между конститутивным и декларативной теориями признание государств и разработка на их основе единого подхода. Кроме того, необходимо сокращение требований, которые могут выдвигаться к новообразованных

государств и недопущения их дальнейшего расширения и ограничения случаев предварительного условного признания государств. Решение этих задач позволит решить ряд проблем в сфере современных международных отношений и предупредить будущие конфликты, поскольку процесс создания новых государств на сегодня, безусловно, не завершился.

Список литературы

1. Попов Ф. От «безгосударственной территории» к «государству де-факто» // Международные процессы. 2011. Т.9. № 2 (26) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.intertrends.ru/twenty-sixth/003.htm

[Popov F. Ot «bezgosudarstvennoj territorii» k «gosudarstvu de-fakto». Mezhdunarodnye processy. 2011. T.9. № 2 (26) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.intertrends.ru/twenty-sixth/003.htm]

2. Касперсен Н. Непризнанные государства: борьба за суверенитет в современной международной системы // Политика. 2012. № 4. С. 213.

[Kaspersen N. Nepriznannye gosudarstva: bor'ba za suverenitet v sovremennoj mezhdunarodnoj sistemy // Politika. 2012. № 4. S. 213.]

3. Касперсен Н. Непризнанные государства в международной системе. Нью-Йорк: Рутледж. 2011, С. 3-4.

[Kaspersen N. Nepriznannye gosudarstva v mezhdunarodnoj sisteme». N'yu-Jork: Rutledzh. 2011. S. 3-4.]

4. Пегг С. Де-факто государства в международной системе, рабочий документ. Университет Британской Колумбии. Институт международных отношений. 1998. № 21. С. 4.

[Pegg S. De-fakto gosudarstva v mezhdunarodnoj sisteme, rabochij dokument. Universitet Britanskoj Kolumbii. Institut mezhdunarodnyh otnoshenij. 1998. № 21. S. 4.]

5. Риегл М. Перспективы и пределы экономического развития непризнанных государств // Европейский научно-практический журнал. 2014. Т. 10. № 4. С. 26.

[Riegl M. Perspektivy i predely ehkonomicheskogo razvitiya nepriznannyh gosudarstv // Evropejskij nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014. T. 10. № 4, S. 26.]

6. Силаева З. В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2011. № 7 (13): в 3 ч. - Ч.1. - С. 134.

[Silaeva Z. V. Priznanie nezavisimosti spomyh gosudarstv v sovremennoj mirovoj politike // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota. 2011. №7 (13): v 3 ch. - CH.1. - S. 134.]

7. Андерсон Л. Реинтеграция Непризнанных Государств: Интернационализация Замороженных Конфликтов [Электронный ресурс] URL: http://www.academia. edu/203543/Reintegrating_Unrecognized_States _Internationalizmg_Frozen_Conflicts

[Anderson L. Reintegraciya Nepriznannyh Gosudarstv: Internacionalizaciya Zamorozhennyh Konfliktov [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.academia.edu/203543/ Reintegrating_Unrecognized_States _InternationaHzing_Frozen_Conflicts]

8. Колете П. Устойчивость и будущее непризнанных квазигосударств. [Электронный ресурс]. URL: http://jpr.sagepub.com/cgi/content/abstract/43/6/723 /

[Kolste P. Ustojchivost' i budushchee nepriznannyh kvazigosudarstv. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://jpr.sagepub.com/cgi/content/abstract/43/6/723 /

9. Ашавский Б.М. Международное право. М. 2011. [Ashavskij B.M. Mezhdunarodnoe pravo. M. 2011.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.