УДК 34
Наумов А.Г.
магистр кафедры конституционного и муниципального права Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)
НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: в статье рассматривается проблема защиты права на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации, акцентируя внимание на вызовах, связанных с новыми технологиями и увеличением объема собираемых данных. Анализируется влияние цифровизации на реализацию прав граждан, а также существующие правовые нормы и их недостатки в России. Обсуждаются угрозы, такие как государственный мониторинг и утечки данных, а также необходимость создания специализированного законодательства, аналогичного GDPR. В статье подчеркивается важность создания независимых организаций для мониторинга соблюдения прав граждан и повышения цифровой грамотности населения. В заключение, предлагается комплексный подход к защите неприкосновенности частной жизни, включающий улучшение законодательства и активное участие общества.
Ключевые слова: неприкосновенность, цифровизация, защита данных, искусственный интеллект, государственный мониторинг, права человека, законодательство, цифровая грамотность, конфиденциальность.
Современные технологии стремительно меняют наше общество, и с каждым днем все больше аспектов нашей жизни становится цифровыми. В условиях этой цифровизации возникает множество новых вызовов, связанных с защитой прав человека, особенно права на неприкосновенность частной жизни. Указ Президента России от 21.07.2020 № 474 подчеркивает цифровизацию как приоритетное направление, что создает необходимость пересмотра
существующих правовых норм и механизмов защиты личных данных граждан. В данной статье мы рассмотрим, как новые технологии, такие как Big Data и искусственный интеллект, влияют на личные данные, а также проанализируем существующие правовые нормы и предложим пути решения выявленных проблем [1].
Право на неприкосновенность частной жизни — это одно из основных прав человека, закрепленное в Конституции Российской Федерации и международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о защите прав человека. Оно включает в себя защиту от несанкционированного доступа к личной информации, право на тайну переписки и охрану личной жизни от вмешательства со стороны государства и третьих лиц. Однако в условиях цифровизации это право сталкивается с новыми вызовами, которые требуют переосмысления его границ и содержания [2].
Цифровизация меняет восприятие и реализацию права на неприкосновенность частной жизни. С развитием технологий, таких как интернет вещей, облачные вычисления и социальные сети, объем собираемых и обрабатываемых данных о гражданах значительно увеличился. Это создает риск утечки личной информации и ее неправомерного использования. Например, данные о поведении пользователей в интернете могут быть использованы для создания профилей, что в свою очередь может привести к манипуляциям и нарушению прав граждан.
Увеличение числа утечек данных в России подчеркивает уязвимость прав граждан в цифровом пространстве. В последние годы мы стали свидетелями множества случаев утечек данных из крупных компаний и государственных структур, что вызывает общественное беспокойство и недовольство. Эти инциденты ставят под сомнение эффективность существующих мер по защите личной информации и подчеркивают необходимость разработки новых подходов к ее охране.
На международном и национальном уровнях существуют нормы, регулирующие защиту данных, однако они часто оказываются недостаточными. В России отсутствует специализированный закон, который четко определял бы границы неприкосновенности частной жизни. Существующие правовые акты, такие как Федеральный закон «О персональных данных», не содержат конкретных определений и механизмов защиты, что приводит к правовым пробелам.
Международные стандарты, такие как Общий регламент по защите данных (GDPR), предоставляют более четкие рамки для защиты личной информации, но их внедрение в российскую правовую систему сталкивается с множеством препятствий. Например, GDPR требует от компаний соблюдения строгих норм по обработке данных и уведомлению пользователей о том, как их данные используются. Однако в России многие компании не имеют достаточных ресурсов или знаний для выполнения этих требований, что может привести к нарушениям прав граждан [4].
Цифровизация создает множество угроз для неприкосновенности частной жизни. Государственный мониторинг, утечки данных и использование искусственного интеллекта для анализа личной информации представляют собой серьезные риски. Например, технологии слежения, используемые государственными органами, могут привести к нарушению прав граждан на свободу и личную неприкосновенность. В некоторых случаях данные о гражданах используются для предсказания их поведения, что может привести к дискриминации и ограничению прав.
Кроме того, отсутствие четких критериев для правомерного вмешательства в частную жизнь усугубляет ситуацию. Граждане могут оказаться в ситуации, когда их личные данные используются без их согласия, что является серьезным нарушением прав человека. Например, случаи, когда данные о здоровье граждан используются без их ведома для коммерческих целей, вызывают общественное недовольство и требуют более строгих норм защиты [3].
Необходимо разработать новые подходы к защите неприкосновенности частной жизни в условиях цифровизации. Это включает в себя усовершенствование законодательства, использование технологий для обеспечения конфиденциальности и повышение осведомленности граждан о своих правах. Важно создать механизмы, позволяющие индивиду контролировать распространение своей информации. Например, внедрение технологий шифрования и анонимизации данных может значительно повысить уровень безопасности личной информации [5].
Одним из перспективных направлений является создание независимых организаций, которые будут заниматься мониторингом и контролем за соблюдением прав граждан в цифровом пространстве. Эти организации могут проводить аудит компаний и государственных структур, анализируя, как они обрабатывают и хранят личные данные. Также важно разработать образовательные программы, направленные на повышение цифровой грамотности граждан, чтобы они могли лучше защищать свои права в цифровом пространстве [5].
Государство играет ключевую роль в защите прав граждан в условиях цифровизации. Оно должно не только разрабатывать и внедрять эффективные законы, но и обеспечивать их соблюдение. Важно создать механизмы, позволяющие гражданам обращаться за защитой своих прав в случае их нарушения. Это может быть реализовано через создание специализированных органов, которые будут заниматься защитой прав граждан в цифровом пространстве [6].
Кроме того, общество также должно активно участвовать в процессе защиты неприкосновенности частной жизни. Граждане должны быть осведомлены о своих правах и активно защищать их. Общественные организации могут сыграть важную роль в этом процессе, проводя кампании по повышению осведомленности и защищая интересы граждан.
Право на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации требует особого внимания и защиты. Необходимо найти баланс между
интересами государства и правами граждан, чтобы предотвратить возможные формы цифрового тоталитаризма. Будущее защиты неприкосновенности частной жизни зависит от способности правовой системы адаптироваться к новым вызовам цифровой эпохи. Важно, чтобы законодательство не только защищало права граждан, но и способствовало развитию технологий, которые обеспечивают безопасность и конфиденциальность личной информации.
В конечном итоге, успешная защита неприкосновенности частной жизни будет способствовать созданию более безопасного и справедливого цифрового общества. Общество, в котором права граждан уважаются и защищаются, станет основой для устойчивого развития и инноваций в цифровую эпоху.
Таким образом, данная статья подчеркивает важность защиты права на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации и необходимость разработки эффективных механизмов для его обеспечения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474;
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
4. Общий регламент по защите данных (GDPR);
5. Трансформация правовой системы под влиянием сети Интернет / Давыдова М.Л., Макаров В.О. // Вестник Волгоградского государственного университета. - Сер. 5: Юриспруденция, 2016. № 4 (33) - С. 50-57;
6. Гаджиалиева Н. Ш. К вопросу о содержании конституционного права на неприкосновенность частной жизни // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 34—37. ЭОТ: 10.24411/2312-0444-2021-5-34-37
Naumov A.G.
Volgograd State University (Volgograd, Russia)
PRIVACY LIVING IN A DIGITAL ENVIRONMENT: CHALLENGES AND PROSPECTS
Abstract: the article examines the problem of protecting the right to privacy in the context of digitalization, focusing on the challenges associated with new technologies and an increase in the volume of data collected. The article analyzes the impact of digitalization on the realization of citizens' rights, as well as existing legal norms and their shortcomings in Russia. Threats such as government monitoring and data leaks are discussed, as well as the need to create specialized legislation similar to GDPR. The article highlights the importance of creating independent organizations to monitor the observance of citizens' rights and improve digital literacy of the population. In conclusion, a comprehensive approach to the protection of privacy is proposed, including improved legislation and the active participation of society.
Keywords: privacy, digitalization, data protection, artificial intelligence, government monitoring, human rights, legislation, digital literacy, confidentiality.