Научная статья на тему 'Непрерывный образовательный континуум основа качества образования'

Непрерывный образовательный континуум основа качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТИНУУМ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / THE QUALITY OF EDUCATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / AN EDUCATIONAL CONTINUUM / MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуматов Валентин Борисович, Крукович Елена Валентиновна, Трусова Людмила Николаевна, Рассказова Валентина Николаевна

Современная структура и технологии образовательной системы вуза строятся с учетом государственной политики в области высшего образования, где особое значение придается роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Непрерывное развитие образовательного континуума медицинского университета является определяющим в качественной подготовке и конкурентоспособности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуматов Валентин Борисович, Крукович Елена Валентиновна, Трусова Людмила Николаевна, Рассказова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuous educational continuum is the basis of the quality of education

The current structure and technology of the educational system of the University are the State policy in the field of higher education, which emphasizes the role of human capital as the main factor of economic development. The continuous development of the educational continuum Medical University is the determining factor in quality training and competitive students.

Текст научной работы на тему «Непрерывный образовательный континуум основа качества образования»

УДК 61:378.14

Шуматов Валентин Борисович, Крукович Елена Валентиновна, Трусова Людмила Николаевна, Рассказова Валентина Николаевна

Тихоокеанский государственный медицинский университет Владивосток, Россия

Непрерывный образовательный континуум -основа качества образования

Современная структура и технологии образовательной системы вуза строятся с учетом государственной политики в области высшего образования, где особое значение придается роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Непрерывное развитие образовательного континуума медицинского университета является определяющим в качественной подготовке и конкурентоспособности обучающихся.

Ключевые слова и словосочетания: непрерывное профессиональное образование, качество образования, инновационное развитие, образовательный континуум, медицинский университет.

На современном этапе развития российского общества решающими факторами социально-экономических перемен являются конкурентоспособность и эффективность рынка труда. «В сложной социально-политической среде, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах, личная мотивация к обучению и разнообразные образовательные ресурсы являются ключевыми факторами непрерывного образования» [3]. Это определяет две главные цели непрерывного образования: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. В основе непрерывного образования как социального процесса лежат следующие принципы: пролонгированность образования на протяжении всего жизненного цикла индивида; взаимосвязь всех образовательных структур и уровней между собой; сочетание формального, неформального, ин-формального образования; демократизм образования, его доступность всем слоям общества; развитая потребность индивида в постоянном обновлении знаний [4].

Процесс непрерывного образования осуществляется на трех уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. Макроуровень позволяет рассматривать взаимодействие системы образования с другими подсистемами общества и обратное влияние образовательного процесса на экономиче-

ские, политические и культурные процессы на основе принципа взаимообмена ресурсов на результаты образования. На микроуровне (личности, включенной в образовательный процесс) функционирование системы непрерывного образования связано с изменениями в выборе, занятии и смене позиции индивида в социальной структуре общества. Мезоуро-вень представляет собой динамику самой образовательной системы, происходящие в ней структурные и содержательные изменения, которые осуществляются под влиянием образовательных процессов на макро-и микроуровнях. Современное состояние развития российской системы образования свидетельствует о том, что здесь сложились институциональные структуры непрерывного образования, характеризующие мезо-уровень. Для динамичного экономического роста и социального развития общества в настоящее время особую важность представляет практическая востребованность развития системы непрерывного образования на макроуровне. Несомненно, в этом плане важна роль государства в формировании образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики [5].

Сегодня в условиях перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, что определено «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009), особое значение имеет возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1]. Одной из первоочередных задач в реализации этой цели выступает обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями. Усиление регулирующей роли государства в проблемах качества медицинских и фармацевтических услуг предъявляет существенные требования к профессиональному уровню кадров здравоохранения. В проекте «Концепции развития профессионального медицинского и фармацевтического образования» подчеркнуто, что «для медицинских и фармацевтических работников становится актуальной не периодическая поддержка повышения квалификации (или переподготовка), а образование «через всю жизнь» [2].

Формирование непрерывного образовательного континуума в Тихоокеанском государственном медицинском университете (далее ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России) является приоритетным направлением деятельности, что нашло отражение в «Программе развития Государст-

венного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2020 гг.», принятой Ученым Советом ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России от 22.02.2013 г., протокол №4.

В настоящее время университет подошел к качественным изменениям своей деятельности с позиции инновационных подходов развития, что позволяет обеспечить оптимальное и устойчивое формирование образовательного континуума. Решение проблем образования осуществляется в университете путем внедрения стратегического управления, глубокой интеграции образовательной, научно-инновационной, медицинской и международной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность ТГМУ в подготовке медицинских кадров для Дальнего Востока. Главной задачей ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России была и остается качественная подготовка профессионально ориентированных специалистов в приоритетных областях медицины и здравоохранения на основе единого процесса получения, продвижения и применения новых компетенций.

В ТГМУ сохраняется принцип непрерывной подготовки медицинских кадров от довузовских форм подготовки с профилизацией преподавания школьников (лицензированы 2 основные: среднее (полное) общее; основное общее, подготовка к поступлению в вуз), подготовка специалистов среднего профессионального образования по 6 программам; по 11 основным образовательным программам высшего профессионального образования, далее по программам послевузовского профессионального образования в докторантуре (по 1 специальности), в аспирантуре (5 отраслей науки, по 35 специальностям), в клинической ординатуре и интернатуре (по 74 специальностям), по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки (всего 187 программ), по 2 программам дополнительного профессионального образования. В 2012 г. аккредитовано 76 образовательных программ послевузовского образования.

В период 2007 - 2012 гг. прослеживается положительная динамика роста программ обучения и численности обучающихся на всех этапах подготовки. Так, в 2007 г. университет реализовывал 7 основных образовательных программ, в настоящее время - 11, обучение по программам послевузовского профессионального образования включало 86 специальностей, в настоящее время - 130, по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки наблюдается увеличение в 1,5 раза.

С 2009 г. наблюдается устойчивый рост количества специальностей, особенно по программам ординатуры. В 2012 г. эта тенденция сохраняется, что обусловлено, в первую очередь, потребностями региона во врачебных кадрах высокой квалификации по определенным специальностям (рис. 1).

Рис. 1. Количество лицензированных специальностей за 2009-2012 гг.

Продолжена работа по развитию практико-ориентированной образовательной среды, направленной на формирование компетентностей обучающихся. В университете активно внедряются не только интерактивные технологии, но и организационные технологии образовательного процесса. Так, с 2011-2012 учебного года лекционный курс для студентов старших курсов (4 - 6) проводится по цикловой форме в первый месяц учебного семестра. Результаты анкетирования студентов 4 - 6 курсов по итогам промежуточного контроля показали, что удовлетворенность качеством преподавания лекционного курса по цикловой форме колебалась в пределах 85 - 95%. Начиная с 2013 г., на стоматологическом факультете внедрен сетевой принцип интерактивного обучения. Студенты с первого курса получают первый профессиональный контакт в стоматологической клинике университета. Далее закрепление профессиональных компетенций осуществляется на всех курсах, в интернатуре или ординатуре, на последипломном этапе обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В 2011 - 2012 учебном году нововведением по работе со студентами первого курса по специальности «Медико-профилактическое дело» явилось проведение социально-психологического тренинга. По результатам его проведения была отмечена положительная динамика развития групповой сплочённости и улучшение социально-психологического климата в группах. Психологические исследования подтвердили взаимосвязь отношения студентов к учению и организованности учебной деятельности с качеством резуль-

тата обучения. На основании полученных результатов были сформированы органы самоуправления курса (старосты групп, староста курса).

В последующем на курсе после первой сессии был проведен анализ академической успеваемости и исполнительской дисциплины (рис. 2).

Рис. 2. Динамика академической успеваемости студентов 1-го курса за осенний

семестр

Как видно из рис. 2, впервые успеваемость студентов при сдаче курсового экзамена по химии составила 100%, а качество знаний - 29 %. Число пропущенных академических часов сократилось в 4 раза и составило 8 часов на одного студента. Данные были обсуждены на ректорате, и такая практика проведения социально-психологического тренинга среди студентов первокурсников перенесена на другие факультеты.

С 2012/2013 учебного года впервые для врачей-интернов и ординаторов введен симуляционный курс по двум модулям: сердечно-легочная реанимация, который проводится на базе обучающего симуляционного центра ТГМУ, и специальные профессиональные компетенции по каждой специальности на клинических базах вуза. Итоги промежуточного контроля по симуляционному курсу обучения у врачей-интернов показали качество знаний на уровне 78%. Удовлетворенность качеством подготовки у обучающихся составила 93%. В дальнейшем введение симуля-ционных курсов планируется на старших курсах для студентов по клиническим дисциплинам.

Безусловно, существенные перемены в развитии образовательного процесса ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России отражаются не только на результатах промежуточных и итоговых аттестаций, но и оценке удовлетворенности качеством образования со стороны самих обучающихся и работодателей. Данные анонимного анкетирования работодателей и студентов за 2012 г. (рис. 3, 4).

Способность к самообразованию Дополнительные знания и умения Корпоративная культура Дисциплина и исполнительность Коммуникативные качества Способность к адаптации Практическая подготовка Теоретическая подготовка 1

1 1

нг нг

) 1 2 3 4 5 f 7 i

практическая подготовка Теоретическая подготовка | | | |

012345678

Рис. 3. Результаты анкетирования работодателей по удовлетворенности качеством подготовки выпускников за 2012 г.

9,69,59,6 9,5 9,5 9,6 9,4 9,5 9,5 9,9

— ' J9,l 9,2 9,1 g 9,1_ g 3,7 g

Ii 1.1 II 1

111 Ii Ii ii ii ii ii li

лекции практические организация доступность наличие

занятия самостоятельной учебной и УМЛ электронных

работы пособий

■ ЛД ■ педиатрия ■ МПД фармация

■ стоматология клин.психология мед.биохмия

Рис. 4. Результаты анкетирования студентов по удовлетворенности качеством образовательного процесса за 2012 г.

Несмотря на положительные результаты анкетирования, у ТГМУ есть над чем работать по дальнейшему совершенствованию образовательной системы университета, направленной на повышение качества подготовки, продвижение конкурентоспособности обучающихся и, в целом, на рост престижности и конкурентоспособности вуза.

Таким образом, ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России сегодня - это один из динамически развивающихся медицинских университетов ДВФО с большими перспективами дальнейшего развития современной

системы непрерывного образования, качественной подготовки и переподготовки профессиональных кадров для решения кадровой политики в системе здравоохранения Дальнего Востока.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009).

2. Приложение 3 к решению Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России // Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования (проект) от 05.02.2013 г.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от 04.10.2000).

4. Фоменко В.Т. Непрерывное образование в свете особенностей лично-ориентированного образовательного процесса / В.Т. Фоменко, И.В. Абакумов // Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. - Ростов-н/Д., 1997. -С. 71 - 73.

5. Черкасова М.А. Непрерывное профессиональное образование в свете социокультурного подхода: методологические и исторические аспекты: дис. ... канд. филос. наук / М.А. Черкасова. - Ростов-н/Д., 2002. -132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.