Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное развитие учителей через подход "Лессон стадии" в преподавании и обучении'

Непрерывное профессиональное развитие учителей через подход "Лессон стадии" в преподавании и обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / EFFECTIVE PROFESSIONAL APPROACH TO TEACHING / ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОКА / RESEARCH PROBLEM LESSON / СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING LESSON TOGETHER / НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФОКУС ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ / MONITORING PUPILS ' FOCUS GROUP / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГА / TEACHERS ' REFLECTIVE PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ОқЫТУДЫң ТИіМДі КәСіПТіК ТәСіЛі / САБАқ ЗЕРТТЕУіНің МәСЕЛЕСі / БіРЛЕСіП ЖОСПАРЛАУ / ОқУШЫЛАРДЫЦ ТОП ФО-КУСЫН ЦАДАГАЛАУ / МүГАЛіМНіЦ РЕФ-ЛЕКТИВТіК ТәЖіРИБЕСі / КәСіПТіК ДАМУЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загитова С. Н.

В статье рассматривается опыт работы по организации подхода Lesson Study и обосновывается эффективность его использования, так как исследование урока направлено на профессиональное развитие педагога, его обучение и поддержку. Раскрывается процесс изменения подхода к обучению, позволяющий совершенствовать методику преподавания и способствующий повышению уровня знаний каждого ученика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное развитие учителей через подход "Лессон стадии" в преподавании и обучении»

m

о

Рч

w О

О

о &

Й -Q

X X О

m

о

X

С.Н. Загитова,

учитель английского языка, высшая квалификационная категория, сертифицированный учитель первого продвинутого уровня, СШ №3, г. Житикара

Нег1зг1 сездер: оцытудыц muiMdi кэсттт тэсш, сабац зерттеушц мэселеЫ, бiрлесiп жоспарлау, оцушылардыц топ фо-кусын цадагалау, мYгалiмнiц реф-лективтт тэжiрибесi, кэсттт дамуы.

Ключевые слова: эффективный профессиональный подход к обучению, проблема исследования урока, совместное планирование, наблюдение за фокус группой учащихся, рефлексивная практика педагога, профессиональное развитие.

Keywords: effective professional approach to teaching, research problem lesson, planning lesson together, monitoring pupils' focus group, teachers' reflective practice, professional development.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ ПОДХОД «ЛЕССОН СТАДИИ» В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

Ацдатпа

Lesson Study тэсшн уйымдастыру бойынша ж^мыс тэж1рибеа макалада талкыланады жэне оньщ пайда-лануыньщ тшмдшп дэлелденед^ ейткеш мугал1мнщ кэсштш дамуына, оны окытуга, оган кемектесуге сабактыц зерттеуi багытталган. Эр окушыныц бiлiм децгешн кетеруге жагдай жасайтын жэне окыту эдiсiн жетiлдiруге мYмкiндiк беретiн окыту тэсiлiн езгерту Yдерiсi ашылады.

Аннотация

В статье рассматривается опыт работы по организации подхода Lesson Study и обосновывается эффективность его использования, так как исследование урока направлено на профессиональное развитие педагога, его обучение и поддержку. Раскрывается процесс изменения подхода к обучению, позволяющий совершенствовать методику преподавания и способствующий повышению уровня знаний каждого ученика.

Annotation

The article discusses the experience in the organization of approach Lesson Study and it shows the efficiency of its use, as Lesson Study is directed to the teachers' professional development, their training and support. It finds out the process of changing of teaching approach and allows to improve methods of teaching and promotes learning of each student.

Обучение в 21 веке направлено на обучение учащихся тому, как учиться, на формирование их как независимых, самомотивированных и увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением. А именно личности, имеющие систему ключевых компетенций, способные к выбору решений и действий. Несомненно, что «принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими» [1, с.101].

Основными вопросами всех участников образовательного процесса являются: «Что подлежит изучению учащимися в современном мире?», «Каким

образом учителя подготовят учащихся? Считаю, что главной фигурой в процессе преподавания и обучения является сам учитель, его повседневная работа в классе, с классом, с учеником, его планирование учебной работы. Учитель должен «иметь достаточный объем времени, проявлять компетентность не только в развитии учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении» [1, с.101].

Сегодня в современном обществе востребованы ученики, которые обладают навыками критического мышления, активны, умеющие вести конструктивный диалог, независимые и обладающие лидерскими качествами. Востребованы и учителя, которые обладают такими же качествами и являются «носителями» инновационной деятельности. Перед учителем стоит важность осознания вопросов: «Зачем необходимо это делать?», «Как помочь ученику?», «Что необходимо сделать для развития?».

Очевидно, что необходимы изменения в технологии проведения урока. Если раньше преобладающее большинство учителей считало, что главная цель их профессиональной деятельности было «давать» ученикам знания, предусмотренные программой, то сегодня учителя ищут такие методические приемы и способы привлечения внимания учеников, которые бы развивали их познавательные интересы, повысили их активность на уроках.

Урок сегодня это -

- где учитель переходит от фронтальной работы к групповой,

- где учитель от традиционного использования дидактического материала переходит к индивидуальному, который учитывает личностные особенности конкретного ученика (ученик сам выбирает материал, согласно, тому, кто он аудиал, кинестет или визуал),

- где учитель и учебник перестает быть единственным источником информации для ученика (ученик пользуется на уроках английского языка различными словарями, справочным материалом, полезными ссылками в Интернете).

Именно сегодня в 21 веке невозможно обучать учеников, будучи учителем 20 века. «Чтобы стать успешным в современном об-

ществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости» [1, с.103].

Поэтому нам учителям необходимо овладеть новыми подходами и методами в преподавании и обучении. Необходим новый инструментарий к уроку, знание новых методических подходов, направленных именно на развитие ученика. Курсы по Программе первого уровня помогли мне по-новому взглянуть:

- на урок, (как уйти от однообразия на уроке к индивидуальности ученика),

- на учителей (как носителей образовательных ценностей),

- на школу (где необходимо создать такую профессиональную среду, которая бы вынуждала учителей изменить свое сознание о необходимости преобразований в школе),

- учеников (как и каким образом, они обучается),

- родителей (как непосредственных участников и заказчиков образовательного процесса).

На протяжении нескольких лет наше школьное ШМО работало над темой «Совершенствование образовательного процесса через развитие профессионального мастерства». Учителя использовали образовательные технологии, обеспечивающие познавательную активность: дискуссии по проблемам, проектную технологию, ИКТ, S проводили открытые уроки. Но не проис- X ходило главного: используемые технологии g многими учителями, новые взгляды учителя ^ на ту или иную проблему не воспринимались g как свои. Открытые уроки проходили, но в д повседневной практике уроки оставались о традиционными. Мнение ученика не прини- ^

ст °

малось во внимание. Я задалась вопросом ^

«Как же повысить профессиональную компе- щ

тентность учителя, чтобы процесс препода- щ

вания и обучения был направлен на развитие §

ученика? Как повысить качество обучения по R

предмету? pq

Для решения этой проблемы помог под- §

ход "Lesson Study" и была создана творче- § ская группа «Исследование урока», целью

которой явилось совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по английскому языку. Этот подход помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям, так как в результате совместной разработки урока, наблюдения, анализа учителя формируют и развивают свои представления и знания о преподавании и обучении [3, с.3].

Данный подход «в настоящее время активно внедряется в качестве подхода для развития педагогических знаний у учителей и их профессиональной практики ..» [1, с.145-146].

Создание вот такой группы учителей, в состав которой входят 2 учителя английского языка со стажем работы до 5 лет, учитель немецкого языка со стажем работы 11 лет и учитель истории - стаж работы 7 лет, послужило толчком к развитию своего профессионального уровня, а с моей стороны педагогическая поддержка как учеников, так и учителей группы.

На первом заседании мы определили проблему «Как повысить мотивацию учащихся 8 классов на уроках» и совместно разработали план урока по английскому языку. Нужно отметить, что подобралась группа педагогов, которые пытаются решить свои профессиональные задачи коллективно и это радует, т.к. развиваются их рефлексивные навыки. Совместно старались разработать урок таким образом, чтобы организовать активное обучение ученика (А, В, С), способы работы 3 в классе, а именно и индивидуальный и группе повой с применением приемов критического ^ мышления.

Первый LS прошел по сценарию успешно, ^ есть результаты. Бурно проходило обсужде-¡3 ние после проведенного урока за исследуе-о мыми учениками (А- сильный, В - средний, & С -слабый ученик). Интервью с учащимися ^ показали учителям, что необходимо знать ре-щ бенка, его индивидуальные особенности как д субъекта познания и предметной деятельно-О сти, на уроке и выполнение им домашнего за-^ дания. Учителя пришли к выводу, что ученик т должен иметь возможность выбирать пред-ЕС метный материал, уметь оценивать не только § уровень знаний, но и какие способы учебной деятельности он использует, как усвоил учеб-

ный материал, чему научился на уроке, какая часть обучения была для него наиболее эффективна и что он может сделать еще лучше и что, по его мнению, он бы изменил.

Голос ученика заставил педагогов задуматься и это отрадно, что процесс пошел. В интервью учащийся 8 «Г» класса на вопрос «Что больше всего тебе понравилось на уроке, и что бы ты изменил?», ученик ответил «отвечать на вопросы, работать в группе и добавил бы больше вопросов для активной работы». Стало понятно, что уроки стали проходить интереснее, а учащиеся принимают самое активное участие в процессе обучения, повысилась их познавательная и учебная мотивация.

Учителя работают, сомневаются, размышляют, делают ошибки и радуются успехам учеников, своим открытиям в учениках. Своими первыми наблюдениями учителя поделились в форме презентаций результатов на стенде - фотографии с урока, заметки, наблюдения, выводы по опросу учащихся.

Однако впереди еще много вопросов, которые необходимо совместно решить творческой группе «Исследование урока», а именно «принять во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как учиться» [1, с.101].

«...Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» [2, с. 7].

ЛИТЕРАТУРА

1.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. - 280с.

2. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс]

file:///D:/vugotskiy-psc_razv_chel-3-problema_kul'turnogo_razvitiya_rebenka.pdf

М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.-С.1136. (Библиотека всемирной психологии).

3. Пит Дадли, Lesson Study: теория и практика применения, Астана, 2013,[электронный ресурс] http://figym.kz/uploads/LS_tpp.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.