Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы'

Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование в России: проблемы и перспективы»

© 2006 г. С.Ш. Мурадова

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В условиях рыночных отношений в Российской Федерации в сфере образования остро стоит вопрос о системе непрерывного профессионального обучения. Тенденция повышения значимости специальной подготовки выпускников колледжа и вуза, необходимость качественного роста педагогических кадров ведут к развитию более широкого взгляда на преемственность подготовки студентов, что в свою очередь вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса. Проблема разработки теоретических основ преемственности подготовки специалистов колледжа и вуза, как и проблема создания системы непрерывного профессионального образования, существует, но ни в теоретическом аспекте, ни в практической деятельности она не решена.

Использование многоуровневой подготовки позволяет внести ряд существенных изменений в государственную политику Российской Федерации в области высшего образования. Во-первых, необходимо изменить приоритеты, сделав акцент на личность, предоставляя ей возможности удовлетворять индивидуальные потребности в образовании. Во-вторых, отстоять суверенность прав личности в выборе вуза, специальности и формы получения образования. В-третьих, интегрировать российские вузы в мировую систему высшего образования. В-четвертых, обеспечить непрерывность процесса образования и преемственность его ступеней. Как видно, многоуровневая система позволит ликвидировать изъяны нашей традиционной вузовской системы.

Впервые термин «непрерывное образование» был использован в Западной Европе в конце 60-х гг. XX в. [1]. Непрерывность образования - одна из наиболее прогрессивных педагогических идей современности. Во многих зарубежных странах концепция непрерывного профессионального образования рассматривается как комплекс государственных и частных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев первоначального профессионального образования каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных и экономических потребностей и личностных образовательных устремлений и возможностей.

В странах Западной Европы и США давно функционируют профессиональные учебные заведения, колледжи, имеющие, например, 5-6

ступеней (уровней) профессионального образования, когда учащийся, студент после окончания той или иной ступени решает - продолжить ли обучение дальше или ограничиться достигнутым.

В нашей же стране проблема преемственности профессиональной подготовки молодежи в средних и высших профессиональных учебных заведениях разработана крайне недостаточно. Особенно это касается подготовки специалистов в колледже и вузе.

Отметим, что в начале 1970-х гг. в России появились различные учебно-производственные объединения, которые интегрировали первую и вторую ступени профессионального образования (например, рабочий-техник), техникумы - вторую и третью ступени (техник-инженер) и высшее техническое училище - первую, вторую и третью ступени профессионального образования (рабочий-техник-инженер).

Ситуация начала развиваться более интенсивно в конце 1980-х гг., когда в стране появились колледжи, технические лицеи и высшие профессиональные училища. Сначала они рассматривались массовой общественностью и значительной частью специалистов в области профессионального образования как модное течение, стремление поменять вывески бывшим профтехучилищам и техникумам. Однако вскоре эти новые профессиональные образовательные учреждения стали приобретать принципиально новые черты, несвойственные ранее ни ПТУ, ни техникумам, ни даже образовательной школе - многопро-фильность и многоуровневость. В частности, многие колледжи, а также технические лицеи, высшие профессиональные училища, региональные учебные центры значительно расширили спектр подготавливаемых профессий в соответствии с требованиями рынка труда - в первую очередь по таким профессиям малого бизнеса, как фермеры, менеджеры, бухгалтеры, операторы ПЭВМ, секретари-референты, правоведы, автомеханики, владельцы малых предприятий (ресторанов, магазинов, мастерских и т.п.), а также воспитатели-гувернеры, учителя технического и обслуживающего труда для общеобразовательных школ и т. п.

Кроме того, ряд колледжей получил лицензии на право осуществления программ высшего профессионального образования. Некоторые колледжи, технические лицеи и профессиональные

учебные центры ввели у себя общеобразовательные отделения и стали тем самым выполнять функцию средней общеобразовательной школы. Они также стали активно включаться в профессиональную переподготовку взрослого населения по заявкам предприятий, служб занятости и т. д. В итоге многие отечественные профессиональные учебные заведения стали приобретать общие черты, свойственные, пожалуй, наиболее распространенному в мире (Англия, США, Япония и многие другие страны) типу образовательного учреждения - колледжа.

В последние годы стали интенсивно развиваться структуры, обеспечивающие интеграцию трудового (профессионального) обучения школьников и профессионального образования более высоких ступеней - региональные центры профессионального образования. Имеет место дифференциация обучения на старшей ступени школы (профильные классы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии), которые создают хороший фундамент для профессионального становления личности в системе непрерывного образования.

Кроме того, в результате организационно-педагогического взаимодействия отдельных учебных заведений различного типа создаются учебно-производственные комплексы и сети, реализующие принципы преемственности и непрерывности (школа-лицей-вуз; колледж-вуз и т.д.).

В перспективе предполагается, что система будет развиваться на принципах постинституционного образования, что характерно на сегодняшний день для стран Запада.

К необходимости таких изменений привели следующие изменения:

- демократизация общества (возможность для экспериментирования);

- необходимость повышения престижа учебных заведений;

- возрастание конкурса для поступления в учебные заведения

- возможность получить определённые льготы (финансовое и материальное обеспечение);

- значительное возрастание потенциала некоторых учебных заведений за рамки существующих типов ПТУ и техникумов;

- отсутствие в регионе соответствующего учебного заведения (техникума, ПТУ).

Существовали причины и более фундаментальные, совпавшие с социально-экономическими реформами. Стало понятным: чтобы выжить - надо сделать систему профессионального образования более гибкой, расширить профиль подготовки как по горизонтали, так и по вертикали и тем самым получить возможность эффективно реагировать на потребности российского рынка труда. Второй важный

момент - поиски возможностей предоставления молодёжи альтернативных путей приобретения профессий. На сегодняшний день некоторые из них уже реализуются (школа-колледж-вуз; колледж-вуз, лицей-вуз; школа-лицей-вуз).

Положительные результаты нового подхода к профобразованию:

- обеспечение преемственности в содержании образования;

- ступенчатая аттестация;

- дифференциация общеобразовательной и профессиональной подготовки в соответствии со способностями и желаниями учащихся;

- новые формы квалификационных испытаний;

- новая организационная структура учебных заведений;

- взаимодействие преподавателей вузов, колледжей, лицеев.

К отрицательным моментам можно отнести большое количество появившихся «минивузов», «минитехникумов», где обучаются одна-три группы при отсутствии нормальных педагогических условий. Эти типы учебных заведений готовят по тем же специальностям и профессиям, что и другие техникумы или вузы [2].

По сути дела в системе профессионального образования России в настоящее время осуществляется эксперимент по созданию системы непрерывного профессионального образования, в который в различной степени вовлечены многие учебные заведения, но который еще не стал, к сожалению, широкомасштабным.

Следует отметить, что в целом данный процесс имеет положительный резонанс, его следует поддержать и в пределах существующих условий создать дополнительные возможности для его развития. Из-за своей значимости в новых социально-экономических условиях непрерывное профессиональное образование из педагогической идеи должно превратиться в ведущий принцип развития. В России должна сложиться национальная система непрерывного профессионального образования.

Перспективы интеграции касаются и ряда других аспектов развития высшего образования в открытую динамичную общественно-

государственную общенациональную систему как органичную часть всей системы непрерывного образования в стране. Это и проблемы интеграции с учреждениями дополнительного образования, интеграции государственных и негосударственных учреждений высшего образования, вхождения в международные образовательные структуры и т. д.

Система непрерывного образования должна стать основой непрерывного процесса воспроиз-

водства трудовых ресурсов с учетом особенностей физического и психологического состояния личности, способностей и подготовленности к получению новых знаний и возможностей их реализации в экономике в соответствии с требованиями социально-экономического прогресса.

Следует сказать, что в мировую практику образовательных систем европейских стран внедряется система универсальной среды колледжей как технического, так и гуманитарного профилей, технических школ, высших школ и других образовательных учреждений промежуточного уровня, завязанных в единый образовательный узел и имеющих общую универсальную систему управления с постоянно совершенствуемым менеджментом. Совершенствование менеджмента обеспечивается постоянными исследованиями в этой области и развитии международного сотрудничества университетов с целью решения общих проблем и обмена передовым опытом [3].

Для данной образовательной среды характерны периодические плановые прерывания учебы для работы на фирмах с последующим продолжением учебы.

Второе качество этой системы - её многоступенчатость, которая позволяет гибко перепрофилировать обучение в соответствии с конкретными потребностями обучаемого, а также с потребностями рынка. Плавный переход к университетскому образованию, которое также имеет многоступенчатый уровень, позволяет гибко управлять воспроизводством кадров высшей квалификации и дает возможность сделать менеджмент в образовательной системе более универсальным.

Внедрение данной системы подготовки специалистов в российских условиях сталкивается с определенными трудностями, обусловленными укоренившимися традициями образовательного менеджмента и главным образом инертностью министерских структур в вопросах применения передового опыта. Актуальность исследования проблем управления воспроизводством трудовых ресурсов в системе высшего образования определяется следующими причинами:

- необходимостью определения методологии и методики эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов в системе высшего образования;

- социальным заказом общества на создание системы высшего образования в свете требований к качеству трудовых ресурсов, предъявляемых к ним современной экономикой;

- необходимостью преодоления недостатков и противоречий существующей системы высшего образования;

- признанием важности создания целостной системы высшего образования, отвечающей по-

требностям экономики и гарантирующей социальную защищенность личности как средства эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов.

Несмотря на очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшим образованием, а также наличие позитивного опыта, решение ее не представляется простым из-за противоречий внутри самой системы образования, обусловленных корпоративной, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью во многих направлениях деятельности как содержательной и организационной, так и кадровой, экономической.

При переходе на многоуровневую систему обучения возникает необходимость дифференциации студентов после третьего курса по их наклонностям и познавательным возможностям. Вот тут должны сыграть свою роль заключительный рейтинг (за цикл родственных дисциплин) и интегральный рейтинг (за весь трехлетний период обучения).

Модульная система профессионального обучения, будучи более гибкой, чем традиционная система, быстрее реагирует на стремительную смену технологий, потребности рынка труда [4, с. 45-48]. Система предусматривает индивидуальный подход, тесный психологический контакт между обучающим и обучаемым, что позволяет наиболее полно выявлять способности последнего. Обеспечивая большую эффективность с точки зрения качества приобретаемых трудовых навыков, она требует меньше затрат из-за сокращения сроков обучения. Возможность же выбрать те учебные программы, которые обучаемому необходимы в данное время, помогает более быстрой его адаптации к конкретной ситуации.

К преимуществам модульной системы обучения относятся:

- гибкость, адаптивность к меняющимся условиям, позволяющая достаточно быстро реагировать на структурные сдвиги в экономике. Опираясь на прогнозы потребностей рынка труда, она обеспечивает подготовку рабочих кадров необходимого уровня квалификации. Хорошо приспособлена для непрерывного обучения;

- универсальность, позволяющая обучать группы населения, отличающиеся уровнем знаний и подготовки;

- возможность самостоятельного индивидуального обучения;

- эффективность, ориентация на конечный результат.

По нашему мнению, применение модульной системы обучения позволит, особенно в перспективе, при ускорении технических и структурных

изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах. Поэтому речь должна идти не о единственном акте подготовки рабочих кадров по профессиям, необходимым для регионов, а о внедрении модульной методологии на правах юридически оформленного непрерывного метода обучения.

Система непрерывного образования должна стать основой непрерывного процесса воспроизводства трудовых ресурсов в России с учетом особенностей физического и психологического состояния личности, способностей и подготовленности к получению новых знаний и возможностей их реализации в экономике.

Литература

1. Калацкий Э. Проблемы совершенствования системы непрерывного образования технических кадров // Мастерство. 1998. № 3. С. 23-29.

2. Дайч З.Г. Многоуровневая подготовка специалистов - перспективное направление развития высшей школы России // Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Вып. 2. Ярославль, 1994. С.6-9.

3. Забродин Д.М., Мелихова Н.В. Международное сотрудничество вузов в интересах повышения качества подготовки специалистов // Междунар. сотрудничество в области образования, подготовки и переподготовки специалистов: опыт и проблемы: Материалы Между-нар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2002.

4. Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособ. М., 1999.

Донской государственный технический университет

24 ноября 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.