Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕНДЕНЦИИ И РЕШЕНИЯ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕНДЕНЦИИ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович

В работе дано описание системы профессионального образования специалистов химического производства в современных условиях. Раскрыты тенденции развития химической промышленности на современном этапе и обоснована потребность в высококвалифицированных кадрах. Дано определение системы непрерывного профессионального образования в рамках компетентностного подхода, представлена структура непрерывного образования как взаимосвязь формального, неформального и информального обучения. Систематизированы возможности непрерывного профессионального образования в развитии кадрового потенциала химической промышленности. Обоснованы возможности повышения качества профессиональной подготовки в системе непрерывного образования на основе тесной интеграции образовательных организаций и производственных предприятий в форме сетевого взаимодействия. Сделаны выводы о необходимости развития системы непрерывного образования специалистов химического производства с использованием новых форматов и цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF CHEMICAL SPECIALISTS: TRENDS AND SOLUTIONS

The paper gives a description of the system of professional education of specialists in chemical production in modern conditions. The trends in the development of the chemical industry at the present stage are revealed and the need for highly qualified personnel is substantiated. The definition of the system of lifelong professional education within the framework of the competence-based approach is given, the structure of lifelong education is presented as the relationship between formal, non-formal and informal learning. The possibilities of continuing professional education in the development of the personnel potential of the chemical industry are systematized. The possibilities of improving the quality of professional training in the system of continuous education based on the close integration of educational organizations and industrial enterprises in the form of network interaction are substantiated. Conclusions are drawn about the need to develop a system of continuous education for chemical production specialists using new formats and digital technologies.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕНДЕНЦИИ И РЕШЕНИЯ»

Апробация разработанного инструментария для ГКЭ выпускников бакалавриата проводилась в Нижегородском государственном университете имени Козьмы Минина. Сравнительный анализ ответов преподавателей и выпускников на вопросы анкеты позволил установить, что 77,8% преподавателей и 83% студентов-выпускников считают возможным проверять готовность выпускников к профессиональной деятельности в рамках нового формата итогового экзамена. 88% преподавателей и 93% выпускников высоко оценили качество разработанного электронного учебного методического комплекс для их подготовки к экзамену и для технической поддержки экзамена. 50% выпускников отметили, что испытывали трудности, связанные с выполнением новых типов заданий, и более 66% преподавателей считают необходимым включать задания, подобные фондовым заданиям, в образовательный процесс.

Литература:

1. Иванова, М.А. Образовательные технологии в подготовке к государственной аттестации с применением механизма демонстрационного экзамена / М.А. Иванова, М.А., Е.В.Кузнецова, Ю.В. Никонова // Проблемы педагогики. - 2020. - № 1 (46) - С. 104-107.

2. Кондаурова, И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» / И.К. Кондаурова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5, № 2. - С.166-168.

3. Ледовская, Т.В., Солынин Н.Э. Основные подходы к оценке результатов освоения студентами основных образовательных программ / Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №1 (106). -С. 49-55.

4. Марголис, А.А. Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов / А.А. Марголис, М.А. Сафронова, А.С. Панфилова [и др.]; - М. - Психологическая наука и образование. - 2018. -Т. 23, № 1. - С. 64-81.

5. Перевощикова, Е.Н. Новый формат итогового государственного экзамена для выпускников бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Е.Н. Перевощикова, А.В. Стафеева, Е.Ю. Елизарова [и др.] // Специальный номер: Практики педагогической психологии в Европе и на Ближнем Востоке [Электронный ресурс]. - Том 8. - 2020. -URL:http://revistas.usil.edu.pe/index.php/pyr/article/view/793 (дата обращения: 15.03.2022).

6. Перевощикова, Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3(36). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-3-6.

7. Модернизация образовательного процесса: технология конструирования оценочных средств для оценки образовательных результатов: учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Мининский университет. - 2016. - 70 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. № 125. [Электронный ресурс] - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 25.03.2022).

9. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата: направления совершенствования и перспективы развития / В.А. Болотов, В.Г. Наводнов, В.В. Пылин [и др.] // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 11. - С. 4-11.

10. Профстандарт Педагога 2021, утвержденный Правительством РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://rusjurist.ru/kadry/professionalnye_standarty/profstandart-pedagoga-utverzhdennyj-pravitelstvom-rf/ (дата обращения: 25.03.2022).

Педагогика

УДК 377.44

старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дзержинский политехнический институт (филиал)

Нижегородского государственного технического университета имени P.E. Aлексеева» (г. Нижний Новгород)

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: ТЕНДЕНЦИИ И РЕШЕНИЯ

Аннотация. В работе дано описание системы профессионального образования специалистов химического производства в современных условиях. Раскрыты тенденции развития химической промышленности на современном этапе и обоснована потребность в высококвалифицированных кадрах. Дано определение системы непрерывного профессионального образования в рамках компетентностного подхода, представлена структура непрерывного образования как взаимосвязь формального, неформального и информального обучения. Систематизированы возможности непрерывного профессионального образования в развитии кадрового потенциала химической промышленности. Обоснованы возможности повышения качества профессиональной подготовки в системе непрерывного образования на основе тесной интеграции образовательных организаций и производственных предприятий в форме сетевого взаимодействия. Сделаны выводы о необходимости развития системы непрерывного образования специалистов химического производства с использованием новых форматов и цифровых технологий.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, химическое производство, формальное, неформальное, информальное образование.

Annotation. The paper gives a description of the system of professional education of specialists in chemical production in modern conditions. The trends in the development of the chemical industry at the present stage are revealed and the need for highly qualified personnel is substantiated. The definition of the system of lifelong professional education within the framework of the competence-based approach is given, the structure of lifelong education is presented as the relationship between formal, non-formal and informal learning. The possibilities of continuing professional education in the development of the personnel potential of the chemical industry are systematized. The possibilities of improving the quality of professional training in the system of continuous education based on the close integration of educational organizations and industrial enterprises in the form of network interaction are substantiated. Conclusions are drawn about the need to develop a system of continuous education for chemical production specialists using new formats and digital technologies.

Key words: continuing professional education, chemical production, formal, non-formal, informal education.

Введение. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и профессиональное развитие специалистов в области организации и управления химическим производством имеет большое значение для развития химической

промышленности на современном этапе. Именно качество человеческого капитала становится главным производственным фактором, определяющим возможности внедрения новых технических, технологических, организационно-управленческих инноваций. Для того, чтобы оставаться востребованным, современным специалист должен иметь возможность постоянно обучаться, повышать квалификацию, делиться собственным опытом, иметь доступ к новейшим технологиям. Именно такие возможности концентрирует система непрерывного профессионального образования.

Целью данной работы является структуризация теоретических аспектов развития непрерывного профессионального образования специалистов в области организации и управления химическим производством.

Задачи работы состоят в:

- подборе и систематизации исследований, раскрывающих роль и особенности системы непрерывного профессионального образования в современных условиях;

- представлении основных проблем и дефицитов, существующих в существующей системе непрерывного профессионального образования химиков-технологов;

- формулировке предложений по развитию системы непрерывного профессионального образования специалистов-химиков.

Изложение основного материала статьи. Потребность в развитии непрерывного профессионального образования специалистов химической промышленности определяется необходимостью в повышении конкурентоспособности химического комплекса, что отражено в «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года». В данном документе указано, что целью развития химической промышленности является достижение мирового уровня конкурентоспособности продукции, что позволит провести масштабную модернизацию производственных мощностей, создать новые высокоэффективные химические и нефтехимические кластеры, увеличить качество и глубину переработки сырья и в итоге отказаться от экспортно-сырьевой модели развития промышленности в пользу инновационно-инвестиционной [11].

В настоящее время важнейшим направлением развития химической промышленности выступает реализация полного цикла создания отечественных инновационных химических технологий по цепочке «исследования - укрупненная лабораторная установка - опытно-промышленная апробация - стандартизация химической технологии и продукции -инвестиционный проект - внедрение - кадровая и научно-техническая поддержка». Создание таких цепочек позволит качественно изменить структуру существующих химических производств, осуществить реальные шаги в направлении устойчивого развития, создавать т.н. круговую экономику, основанную на энерго- и ресурсоэффективности, экологической безопасности и безотходности производства. В соответствии с этим для современной химической промышленности тенденциями развития выступают:

- интенсификация химических технологий устойчивого развития, замыкания природных ресурсов и переработки отходов;

- осуществление цифровой трансформации производственных процессов, обеспечивающих достижение современного уровня развития технологий;

- проведение децентрализации научно-исследовательской деятельности на рынках клиентов, активное использование больших данных, проведение клиентов к участию в разработках;

- обеспечение гибкого сотрудничества в рамках сетевых экономических структур и цифровых бизнес-моделей и производственных моделей [13].

В таких условиях вопрос кадрового обеспечения химической промышленности в рамках непрерывного профессионального образования специалистов приобретает особенно значимый характер. Возрастает потребность химического производства в актуальных программах и курсах обучения, повышения квалификации, дополнительного образования, которые позволяют обучающимся не только осваивать новые технологии, инструменты, способы организации производственных процессов, но и осуществлять полноценное профессиональное и личностное развитие вне зависимости от условий рынка труда и формальных квалификационных требований.

Непрерывное профессиональное образование представляет собой процесс развития профессионального потенциала специалиста на протяжении жизни, организационно поддерживаемый системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Непрерывное профессиональное образование как система - это механизм расширенного воспроизводства профессионального и культурного потенциала специалиста, обеспечивающий культурное и экономическое развитие [4, 12]. Система непрерывного профессионального образования характеризуется интегративной целостностью компонентов, преемственностью уровней профессиональной подготовки, открытостью по отношению к внешней среде, адаптивностью к требованиям государства и потребностям личности, комплексным характером содержания.

В настоящее время система непрерывного профессионального образования концептуально базируется на идеях компетентностного подхода к образованию. В рамках данного подхода эффективная профессиональная деятельность специалиста определяется уровнем его компетентности, которая является комплексным образованием, включающим синтез знаний, умений, навыков, личностных качеств и профессионального потенциала человека. Профессиональная компетентность позволяет специалисту не только эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, но развиваться, повышать уровень мастерства, совершенствовать сферу профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональная компетентность специалиста является динамичной характеристикой, т.е. компоненты компетентности развиваются в процессе профессиональной деятельности, растет уровень профессионального мастерства, что обуславливает реальную необходимость непрерывно создавать и поддерживать условия профессионального образования и развития специалистов [6, 10].

Система непрерывного профессионального образования специалистов в сфере организации и управления химическим производством призвана обеспечить решение ряда важных для развития химической промышленности задач, среди которых:

- подготовка специалистов к инновационной деятельности, создание возможностей участия обучающихся в реальных исследовательских и производственных проектах;

- овладение специалистами цифровыми навыками, модернизация технологических и управленческих процессов на цифровой основе;

- достижение организационной адаптивности и гибкости внутри организаций, позволяющих более эффективно использовать кадровый потенциал для развития предприятий;

- овладение специалистами новых навыков, обеспечивающих формирование новых отношений с партнерами, повышение качества сервиса и безопасности производства [5, 7, 8].

Согласно современным концепциям [4], система непрерывного профессионального образования определяется интеграцией трех взаимодополняющих компонентов - формального, неформального и информального образования. Все эти

компоненты образования взрослых позволяют охватить весь перечень возможных способов профессионального развития специалиста в разнообразных его проявлениях и форматах.

Формальное образование представляет собой вид образования, обеспечивающий получение и изменение образовательного уровня и квалификации в условиях образовательных организаций в рамках определенных образовательных программ, и предполагающий получение документа об образовании. Фактически формальное образование представляет собой хорошо развитую в настоящее время систему повышения квалификации, дополнительного профессионального образования, профессиональной переподготовки, последипломного и второго высшего образования, а также производственного обучения в условиях промышленных предприятий.

Неформальное образование является несистематизированным видом образования вне образовательных организаций, которое не ведет к получению документа об образовании, но играет важную роль в целенаправленном развитии отдельных умений и навыков обучающихся. К неформальному образованию можно отнести любую образовательную активность индивида вне системы формального обучения. Для специалистов в сфере химического производства формами неформального образования могут выступать обучение в профессиональных клубах, различных курсах, участие в семинарах и тренингах, тематических конференциях и форумах и пр.

Информальное образование охватывает практически любые элементы социальной активности человека, которые обеспечивают освоение нового в любых его проявлениях, максимально приближено к повседневной жизни и профессиональной деятельности человека, не имеет структурированных целей и документального подтверждения. Посредством информального образования специалист осмысливает получаемый опыт, обогащает внутренний мир, повышает культурный уровень. Информальное образование специалиста-химика может осуществляться в таких формах как получение и осмысление информации из книг, СМИ, медиасферы, сети Интернет, посещение промышленных экскурсий, участия в проектах, профессиональных сообществах и пр.

Говоря о непрерывном обучении и развитии специалистов в области организации и управления химическим производством, можно указать, что в настоящее время в России наиболее развиты формальное и неформальное образование. Предлагается большое количество дополнительных образовательных программ для специалистов химического производства, особенно востребованы дистанционные программы и открытые образовательные курсы (MOOC), позволяющие специалистам обучаться удаленно без отрыва от производства. Однако существующий потенциал системы непрерывного профессионального образования не в полной мере обеспечивает потребность в развитии профессиональных компетенций специалистов химической промышленности.

Во-первых, существует противоречие между необходимостью практической подготовки химиков в условиях реального производства и возможностями обеспечить такую подготовку в ходе краткосрочного повышения квалификации и/или в формате дистанционного обучения. В результате у слушателей происходит лишь формальное освоение учебной информации и не формируются требуемые умения и навыки [3].

Во-вторых, непрерывное профессиональное образование в области химии требует наличия современной специализированной инфраструктуры для проведения технологий, экспериментальной и исследовательской работы, что позволит разрабатывать и предлагать различным категориям слушателей актуальные программы обучения и переподготовки. В настоящее время не все образовательные организации могут обеспечить доступ к необходимому оборудованию, например, в рамках сетевого партнерства для осуществления профессиональной подготовки [1].

В-третьих, в последние годы усиливается противоречие между активной автоматизацией и цифровизацией предприятий химической промышленности и скоростью разработки соответствующих образовательных программ. Любые образовательные программы требуют качественного методического, программного и материально-технического обеспечения.

В-четвертых, в системе непрерывного образования специалистов химической промышленности слабо используется потенциал неформального и информального образования. В то же время, именно постоянная информационная, методическая, экспертная поддержка специалистов в различных формах позволяет осуществлять профессиональное обучение и развитие непрерывно и эффективно.

Возможные решения для развития системы непрерывного профессионального образования специалистов химического производства могут быть следующими:

- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций с промышленными предприятиями, научно-исследовательскими институтами, лабораториями для обновления содержания обучения и разработки учебных программ, курсов, организации практической подготовки;

- создание специализированных образовательных центров (лабораторий, технопарков и пр.) на базе образовательных организаций для повышения практической ориентации профессиональной подготовки;

- привлечение к преподаванию в образовательных организациях ведущих специалистов предприятий химической промышленности;

- организация стажировок преподавателей образовательных программ на предприятиях отрасли, вовлечение их в совместную исследовательскую, инновационную, проектную деятельность;

- активная цифровизация образовательного процесса, применение цифровых образовательных технологий для повышения наглядности - цифровые двойники, симуляторы, системы поддержки и принятия решений;

- поиск новых форматов профессионального развития специалистов химического производства, позволяющих индивидуализировать образовательные траектории обучения в соответствии с потребностями и возможностями специалистов.

Выводы. Можно утверждать, что непрерывное профессиональное образование имеет больше значения для специалистов химической промышленности, обеспечивая развитие тех профессиональных компетенций, которые востребованы на конкретном этапе развития всей отрасли. Система непрерывного профессионального образования специалистов в сфере организации и управления химическим производством в настоящее время представлена в основном формальными институтами обучения и повышения квалификации, которые, однако, не позволяют в полной мере обеспечить практикоориентированную профессиональную подготовку. Важнейшими направлениями развития непрерывного образования специалистов химической промышленности выступают усиление взаимодействия образовательных и производственных организаций, интеграция образовательной, производственной и исследовательской деятельности в рамках сетевого сотрудничества, цифровизация средств обучения, а также формирование индивидуальных траекторий обучения специалистов через всю жизнь.

Литература:

1. Буйновский, А.С. Подготовка инженеров-химиков для предприятий атомной отрасли / А.С. Буйновский, Н.Ф. Стась, М.К. Медведева, П.Б. Молоков // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 1. - С. 96-99; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7899 (дата обращения: 06.04.2022).

2. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под общ. ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20insights/Digital%20Disruption/Harnessing%20automation%20for%20a% 20future%20that%20works/MGI-A-future-that-works-Executive-summary.ashx (дата обращения: 06.03.2022)

3. Двуличанская, Н.Н. Организационно-педагогические условия формирования химической компетентности у студентов технических специальностей / Н.Н. Двуличанская, С.Л. Березина // Актуальные проблемы химического и экологического образования: материалы 58-й Всерос. научно-практич. конф. с междунар. участием. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - С. 327-331.

4. Каменев, Р.В. Интеграция формального и неформального образования как способ подготовки педагогов к реализации инженерно-техничес-кого профиля / Р.В. Каменев, О.М. Осокина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26566 (дата обращения: 06.04.2022).

5. Маркова, С.М. Дидактические основы содержания практического обучения / Маркова С.М., Уракова Е.А. // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 246-249.

6. Митрохина, А.С. К вопросу о формировании производственной компетентности студентов направления подготовки «Химия» / А.С. Митрохина, Е.В. Богомолова // Человеческий капитал. - 2019. - No 4 (124). - С. 131-139.

7. Митрохина, А.С. Подготовка к производственно-технологической деятельности будущих химиков: учеб.-метод. пособие / А.С. Митрохина // Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2020. - 56 с.

8. Непрерывное химическое образование. Тенденции и направления развития: материалы Четвертого Прикамского съезда преподавателей химии / отв. за выпуск А.М. Елохов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2019. - 132 с.

9. Петровский, А.М. Курсовое проектирование как элемент подготовки будущих специалистов химического производства // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - № 12. - С. 93-96.

10. Петровский, А.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения / А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 213-216.

11. Приказ Минпромторга России N 651, Минэнерго России N 172 от 08.04.2014 (ред. от 14.01.2016) "Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173997/c40c181c7245872e218ad4216e43149a80350fc5/(дата обращения: 06.04.2022)

12. Флеров, О.В. Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным проблемам // Современное образование. - 2017. - № 2. - С. 57-82. - DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.19191

13. Хачатуров, А.Е., Хачатуров-Тавризян Е.А., Старостенко Л.В. Инновационное развитие химической промышленности как локомотив неоиндустриализации / А.Е. Хачатуров, Е.А. Хачатуров-Тавризян, Л.В. Старостенко // Компетентность. - 2019. - № 6

Педагогика

УДК 37.03

кандидат педагогических наук, доцент Петронюк Инна Степановна

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Королькова Людмила Николаевна

Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ понятий «ценности», «ценностное отношение». Определены особенности воспитания ценностных отношений в подростковом возрасте. Представлены педагогические условия, способствующие эффективности воспитания ценностных отношений у подростков в период обучения в школе. Авторы делаю вывод, что выявленные педагогические условия составляют основу педагогического сопровождения процесса воспитания ценностных отношений у подростков в школе.

Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, ценностные ориентации, система ценностей, подросток, общеобразовательное учреждение, воспитательная среда, педагогические условия, педагогическое сопровождение.

Annotation. The article presents an analysis of the concepts of "values", "value attitude". The features of the education of value relations in adolescence are determined. Pedagogical conditions are presented that contribute to the effectiveness of the education of value relations in adolescents during the period of study at school. The authors conclude that the identified pedagogical conditions form the basis of pedagogical support for the process of educating value relations in adolescents at school.

Key words: value, value attitude, value orientations, system of values, adolescent, educational institution, educational environment, pedagogical conditions, pedagogical support.

Введение. Педагогическая деятельность общеобразовательного учреждения весьма разнообразна, это и учебная работа, и воспитательная работа по множеству направлений: патриотическое воспитание, профориентационная работа, нравственное воспитание, трудовое и т.д. Весьма важной является воспитательная работа по формированию ценностного отношения подростков, формирование всей системы ценностей молодого поколения. Важным является создание условий и обеспечение комплексного педагогического сопровождения процесса воспитания ценностных отношений подростков в образовательном учреждении. Ценности выражаются во всем накопленном обществом опыте, что необходимо для формирования у молодежи жизненных навыков. Ценность в педагогике рассматривается как «особое значение», смысл, установка. Сформированная система ценностей и ценностных отношений, является основой и ориентиром всего жизненного пути молодежи. В связи с чем, необходимо педагогическое сопровождение подростков в процессе воспитания и формирования ценностных отношений.

Изложение основного материала исследования. Исследователи, представители разных наук, различным образом подходят к трактовке понятия «ценность», однако все отмечают, что ценности выступают ориентирами во всей деятельности. Выделяют несколько методологических подходов в воспитании ценностей - прагматический подход (Дж. Дьюи), экзистенциальный подход (М. Бубер), гуманистический подход (К. Роджерс, А. Маслоу), когнитивный подход (К.-Р. Кольберг), эпигенетический подход (Э. Эриксон).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.