Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / СТОМАТОЛОГИЯ / МЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

Непрерывное образование врачей стоматологов играют ключевую роль в улучшении их практической подготовки и профилактической направленности. Пособие по здоровью полости рта этому не исключения. В данной образовательной методике выделены основные аспекты дальнейшего обучения врачей и повышения их квалификации. Цель настоящего исследования - изучение программы непрерывного образования в пособии по здоровью полости рта для повышения квалификации и дальнейшего обучения врачей. В ходе исследования было выделено несколько аспектов теоретического и педагогического содержания: функциональные, теоретические, практические возможности системы и удобство её использования. Критерии оценки были расположены по шкале Лайкерта. Процент согласованности и индекс достоверности содержимого использовались для количественного анализа степени согласованности. Уровень достоверности был равен 0,05. В результате 97% экспертов выделили данное программное обеспечение, как полностью соответствующее всем выдвинутым критериям, 98% педагогов и клиницистов считают необходимым внедрение программы непрерывного обучения для врачей и студентов, 87% врачей считают данное программное обеспечение удобным в использовании. Исходя из данных социологического опроса, проведенного до и после внедрения программы непрерывного образования, мы выделяем повышение уровня компетенции, теоретической и практической подготовки специалистов. Таким образом, непрерывное образование в пособии по здоровью полости рта раскрывает адекватность программного обеспечения как образовательного ресурса для непрерывного обучения медсестер и врачей первичного звена. Учитывая общий охват медицинского персонала, данное программное обеспечение также может быть использовано средним медицинским персоналом и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Вадим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING EDUCATION OF DENTISTS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Continuing education of dentists plays a key role in improving their practical training and preventive orientation. The oral health manual is no exception to this. This educational method highlights the main aspects of further training of doctors and improving their skills. The purpose of this study is to study the continuing education program in the manual on oral health for professional development and further training of doctors. In the course of the research, several aspects of theoretical and pedagogical content were identified: functional, theoretical, practical capabilities of the system and its usability. The evaluation criteria were based on the Likert scale. The percentage of consistency and the confidence index of the content were used for quantitative analysis of the degree of consistency. The confidence level was 0.05. As a result, 97% of experts identified this software as fully meeting all the criteria put forward, 98% of teachers and clinicians consider it necessary to implement a continuous training program for doctors and students, 87% of doctors consider this software convenient to use. Based on the data of a sociological survey conducted before and after the introduction of the continuing education program, we highlight the improvement of the level of competence, theoretical and practical training of specialists. Thus, continuing education in the manual on oral health reveals the adequacy of the software as an educational resource for continuous training of nurses and primary care physicians. Given the overall coverage of medical staff, this software can also be used by secondary medical staff and students.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

SERIKOV Vadim Sergeevich CONTINUING EDUCATION OF DENTISTS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 37. 032.

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0062

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8707-9340 AuthorlD: 776180 ORCID: 0000-0001-5559-9653

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Стоматология детского возраста» Курский государственный медицинский университет (305041,Россия, Курск, улица Карла Маркса дом 3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Аннотация. Непрерывное образование врачей стоматологов играют ключевую роль в улучшении их практической подготовки и профилактической направленности. Пособие по здоровью полости рта этому не исключения. В данной образовательной методике выделены основные аспекты дальнейшего обучения врачей и повышения их квалификации. Цель настоящего исследования - изучение программы непрерывного образования в пособии по здоровью полости рта для повышения квалификации и дальнейшего обучения врачей. В ходе исследования было выделено несколько аспектов теоретического и педагогического содержания: функциональные, теоретические, практические возможности системы и удобство её использования. Критерии оценки были расположены по шкале Лайкерта. Процент согласованности и индекс достоверности содержимого использовались для количественного анализа степени согласованности. Уровень достоверности был равен 0,05. В результате 97% экспертов выделили данное программное обеспечение, как полностью соответствующее всем выдвинутым критериям, 98% педагогов и клиницистов считают необходимым внедрение программы непрерывного обучения для врачей и студентов, 87% врачей считают данное программное обеспечение удобным в использовании. Исходя из данных социологического опроса, проведенного до и после внедрения программы непрерывного образования, мы выделяем повышение уровня компетенции, теоретической и практической подготовки специалистов. Таким образом, непрерывное образование в пособии по здоровью полости рта раскрывает адекватность программного обеспечения как образовательного ресурса для непрерывного обучения медсестер и врачей первичного звена. Учитывая общий охват медицинского персонала, данное программное обеспечение также может быть использовано средним медицинским персоналом и студентами.

Ключевые слова: профессиональная квалификация, психология, педагогика, методология, непрерывное образование, компетентность, личностный рост, стоматология, медицина, образовательные технологии, программное обеспечение.

CONTINUING EDUCATION OF DENTISTS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

© The Author(s) 2021

SERIKOV Vadim Sergeevich, candidate of medical Sciences, associate Professor of the Department "Stomatology of children's age" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karl Marx st.3, e-mail: serikovvadik@rambler.ru) Abstract. Continuing education of dentists plays a key role in improving their practical training and preventive orientation. The oral health manual is no exception to this. This educational method highlights the main aspects of further training of doctors and improving their skills. The purpose of this study is to study the continuing education program in the manual on oral health for professional development and further training of doctors. In the course of the research, several aspects of theoretical and pedagogical content were identified: functional, theoretical, practical capabilities of the system and its usability. The evaluation criteria were based on the Likert scale. The percentage of consistency and the confidence index of the content were used for quantitative analysis of the degree of consistency. The confidence level was 0.05. As a result, 97% of experts identified this software as fully meeting all the criteria put forward, 98% of teachers and clinicians consider it necessary to implement a continuous training program for doctors and students, 87% of doctors consider this software convenient to use. Based on the data of a sociological survey conducted before and after the introduction of the continuing education program, we highlight the improvement of the level of competence, theoretical and practical training of specialists. Thus, continuing education in the manual on oral health reveals the adequacy of the software as an educational resource for continuous training of nurses and primary care physicians. Given the overall coverage of medical staff, this software can also be used by secondary medical staff and students.

Keywords: professional qualification, psychology, pedagogy, methodology, continuing education, competence, personal growth, dentistry, medicine, educational technologies, software.

ВВЕДЕНИЕ.

Непрерывное образование основано на значительном обучении и возможности преобразования профессиональных практик, ориентируясь на здоровье людей, управление сектором и социальный контроль. Кроме того, оно пропагандирует значимость учебного процесса на основе потребностей профессиональной практики и ситуаций, возникающих на стоматологическом приеме [1-5].

В контексте непрерывного образования обучение через технологические ресурсы, особенно в сфере профессионального обучения и развития, облегчает доступ к знаниям и информации, преодолевает проблемы на расстоянии. Доступ к библиографиям, способствует распространению информации и развитию дебатов по темам здравоохранения [6-9].

Учитывая важность и проблемы использования непрерывного образования в качестве ключевого инструмента для мониторинга здоровья полости рта в первичном звене здравоохранения, это исследование было направлено на разработку и оценку образовательного программного обеспечения для непрерывного обучения специалистов первичного звена [10-12].

Непрерывное образование врачей стоматологов играют ключевую роль в улучшении их практической подготовки и профилактической направленности. Пособие по здоровью полости рта этому не исключения. В данной образовательной методике выделены основные аспекты дальнейшего обучения врачей и повышения их квалификации. Презентация и область использования программного обеспечения непрерывного образования были положительно оценены, достигнув 95% согласия.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

СЕРИКОВ Вадим Сергеевич НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧЕЙ ...

Использование компьютеров для обучения становится более эффективным, когда он имеет соответствующий интерфейс (макет), способствующий взаимодействию учеников. Другими словами, охватываемые концепции будут легче усваиваться, если они представлены на языке, который имеет для них доступность [13-17].

В других исследованиях предлагалось использовать программное обеспечение для санитарного просвещения с когнитивным подходом. В этих исследованиях было представлено программное обеспечение для обучения в ординатуре, нацеленное на значимость академического содержания, поэтому было представлено другое предложение инструмента для профессионального подхода, соответствующего современным профессиональным требованиям. При оценке предметной области мы стремились определить полноту и правильность содержания, учитывая область знаний, исследуемую программным обеспечением. Этот процесс проверки обеспечивает надежность и согласованность информации, предназначенной для передачи через программное обеспечение [18-21].

МЕТОДОЛОГИЯ.

Цель настоящего исследования - изучение программы непрерывного образования в пособии по здоровью полости рта для повышения квалификации и дальнейшего обучения врачей. В ходе исследования было выделено несколько аспектов теоретического и педагогического содержания: функциональные, теоретические, практические возможности системы и удобство её использования. Критерии оценки были расположены по шкале Лайкерта. Процент согласованности и индекс достоверности содержимого использовались для количественного анализа степени согласованности. Уровень достоверности был равен 0,05. Образовательное программное обеспечение, разработанное с использованием модели дистанционного обучения, использует веб-платформу и включает такие функции, как: раздел регистрация студентов, раздел «Зона учащегося», в котором представлены необходимые руководящие указания для навигации и отслеживания дидактического пути инструмента, раздел «Презентация курса» с описанием стратегии, содержания и оценок, «Руководство для студентов, ординаторов и врачей» с инструкциями по использованию программного обеспечения, раздел «Презентация руководства по здоровью полости рта» с описанием его предложения и структуры, а также раздел «Клинические ситуации», в котором представлены несколько сценариев, предложенных для изучения практических навыков. Для развития образовательного инструмента последовало: определение целей, установление характеристик целевой аудитории, выбор педагогической направленности, выбор теоретического задания в теме, выбор контента, структурирование, разработка и оценка программного обеспечения. Предлагаемое образовательное программное обеспечение основано на его педагогических принципах: непрерывное медицинское образование, практическое и дистанционное обучение.

Каждая предлагаемая клиническая ситуация включает в себя краткое изложение истории болезни пациента и вкладки диагностики и лечения. Эксперты определили концепцию, упорядоченную по шкале Лайкерта, для каждой доменной переменной: «Я полностью не согласен», «Я частично не согласен», «Я частично согласен», Я полностью согласен». Если они чувствовали, что у них нет опыта, чтобы прокомментировать конкретный элемент, оценщикам было предложено выбрать вариант исключения. В конце оценки каждой области для оценщиков было предоставлено место для комментариев по поводу элементов, которые, как считается, имеют расхождения или ошибки, выявленные в программном обеспечении, с целью получения информации о корректировках и улучшениях инструмента. Для количественного анализа степени согласия между экспертами в процессе оценки среди специалистов использовались индекс до-

стоверности контента и процент согласия. Первый измеряет долю или процент экспертов, которые согласны с определенными аспектами инструмента и его пунктов. Изначально он позволяет анализировать каждый элемент в отдельности, а затем инструмент в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате 97% экспертов выделили данное программное обеспечение, как полностью соответствующее всем выдвинутым критериям, 98% педагогов и клиницистов считают необходимым внедрение программы непрерывного обучения для врачей и студентов, 87% врачей считают данное программное обеспечение удобным в использовании. Исходя из данных социологического опроса, проведенного до и после внедрения программы непрерывного образования, мы выделяем повышение уровня компетенции, теоретической и практической подготовки специалистов. Образовательное программное обеспечение оценивалось специалистами в сфере стоматологии, которые анализировали репрезентативность предметов в следующих областях: педагогическая, теоретическая, практическая, презентация и удобство использования.

Непрерывное образование в педагогической области было оценено с максимальной степенью 1,00, что указывает на высокую степень согласия среди экспертов. Эта область включает элементы, которые лежат в основе принятия решений относительно адекватности и способа использования программного обеспечения в качестве образовательного инструмента. Значение доменов представления и удобства использования во всех оцениваемых элементах составляло 0,89 или выше, а общий уровень образовательного пособия по здоровью полости рта, связанный с этими доменами, составлял 0,95. Общий индекс согласия образовательного программного обеспечения был 0,96. Это значение было рассчитано по среднему арифметическому с использованием доменов в диапазоне от 0,90 до 1,00. Когда был рассчитан процент согласия между экспертами по оцениваемому домену, было отмечено, что домен с наименьшим соглашением среди экспертов был связан с предметным доменом (80,95%), за которым следовало представление и удобство использования (90,48%). В области педагогики и функциональности среди оцененных экспертов было подтверждено 100% согласие. В целом, средний процент согласия составил 92,86%.

В этом исследовании, образовательное программное обеспечение было разработано с учетом ряда важных мер: доступность обучения, эффективность использования, легкое запоминание и низкий уровень ошибок. Кроме того, в качестве целей были определены следующие: возможность интуитивной, свободной навигации в нелинейной и гибкой структуре, а также возможность сообщать и исправлять ошибки. Поэтому эти аспекты были включены в программное обеспечение непрерывного образования.

Этап оценки считается важным для развития программного обеспечения и, следовательно, для обеспечения качества конечного продукта. Таким образом, большинство предложений по улучшению программного обеспечения были приняты, особенно те, которые были связаны с текстовым соглашением и необходимыми изменениями в предлагаемом контенте. Программное обеспечение было структурировано с учетом краткости и ясности цифровых текстов, которые являются решающими элементами для приятного и осмысленного обучения для использования данного пособия в медицинской практике врачей стоматологов.

ВЫВОДЫ.

Образовательные программы могут распространяться в первичном звене здравоохранения для нескольких целей, от ресурсов непрерывного образования до управления рабочим процессом. Использование педагогического справочника имеет особое значение для программного обеспечения, разработанного для пособия по

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

241

SERIKOV Vadim Sergeevich CONTINUING EDUCATION OF DENTISTS .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

здоровью полости рта, так как оно рекомендует использовать технологию, связанную с рабочим процессом, связывая контент с действием. Максимальная оценка, полученная для этой области, позволила предположить, что программное обеспечение обладает значительным потенциалом, способствующим изменениям в профессиональной практике врачей стоматологов, подтверждая, что дидактические стратегии представления информационных и познавательных задач соответствуют образовательной цели и характеристикам учебного заведения, а так же целевой аудитории. Учебный инструмент для непрерывного образования может также применяться в обучении студентов в медицинских вузах, что позволяет учащимся создавать практические ассоциации по уходу за детьми с изученным теоретическим содержанием, а также позволяет им контактировать с рабочими процессами при оказании первичной медицинской помощи. Такая практика соответствует принципам педагогической инновации, рассматривая новые способы преподавания, обучения и соотношения между теорией и практикой. Таким образом, непрерывное образование в пособии по здоровью полости рта раскрывает адекватность программного обеспечения как образовательного ресурса для непрерывного обучения медсестер и врачей первичного звена. Учитывая общий охват медицинского персонала, данное программное обеспечение также может быть использовано средним медицинским персоналом и студентами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 37-39.

2. Бодина О.В., Писковацкова А.Э., Макарова М.В., Тишков Д.С. Современное состояние образовательного процесса в вузах и пути повышения его эффективности // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4.;

3. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Макарова М.В. Использование активных форм обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 12-8. — С. 15191521

4. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Емелина А.В., Сундеева М.О. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 25-28.

5. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

6. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

7. Овчаров С.М. Педагогическая технология развития креативности будущих учителей информатики в условиях университетского образования//Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 43-46.

8. Юсупова Г.В. Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 124-126.

9. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Инновационное обучение в медицинском вузе //Международный журнал экспериментального образования - 2015. - № 3-4. - С. 582.

10. Broß J. C. Reviving the innovative process of design thinking //In Proceedings of the sixth international conference on internet and web applications and services. 2011. pp. 142—149.

11. Foran J. The case method and the interactive classroom //The National Education Association Higher Education Journal.2016. р. 49.

12. Choi B. C. Multidisciplinarity, interdisciplinarity and transdiscipli-narity in health research, services, education and policy: Promotors, barriers, and strategies of enhancement //Clinical & Investigative Medicine. 2017. р.225-232

13. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2016. - 260 c.

14. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2016. - 256 c.

15. Кравченко А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2019. -400 c.

16. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова, О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе//Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

17. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика. М.: Сфера, 2015. -327 c.

18. Тишков Д.С., Перетягина И.Н., Брусенцова А.Е. Оценка уровня удовлетворенности у студентов стоматологического факультета в период производственной практики. Успехи современного естествоз-

нания. 2014. № 12-3. С. 289-290.

19. Фрейре П. Педагогика. М.: КоЛибри, 2017. -152 с.

20. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания. М.: Инфра-М, 2017. - 56 с.

21. Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. М.: Инфра-М, 2017. -160 с.

Статья поступила в редакцию 14.05.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.