НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:
ТЕНДЕНЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Д. В. Диденко
В России в период экономического подъема 2000-х гг. наблюдался восстановительный рост государственных и совокупных (включая негосударственные) расходов на образование (табл. 1). Причем уровень инвестиций (и государственных, и негосударственных) в человеческий капитал восстанавливался несколько быстрее, чем в физический капитал.
Таблица 1
Динамика инвестиций в человеческий и физический капитал
Период, г Расходы консолидированного государственного бюджета на образование к ВВП, % Совокупные расходы на образование к ВВП,% Валовые инвестиции в физический капитал к ВВП,%
1996 4,2 4,5 18,7
1997 4,8 5,3 17,5
1998 3,8 4,4 15,5
1999 3,1 3,6 13,9
2000 2,9 3,5 15,9
2001 3,1 3,7 16,8
2002 3,8 4,5 16,3
2003 3,6 4,3 16,6
2004 3,5 4,2 16,8
2005 3,7 4,4 16,7
2006 3,9 4,6 17,6
2007 4,0 4,8 20,2
2008 4,0 4,7 21,2
2009 4,6 5,4 20,3
2010 4,2 5,0 20,4
Рост от минимума 55,2 53,1 45,9
Рассчитано по данным Росстата Федерального казначейства* 2, НИУ ВШЭ3
1
URL: http://www.gks.ru/doc_2010/year10/pril_year10.xls;
URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Inv.xls.
2 URL:http://www.roskazna.ru/reports/cb.html.
3 Бюджетное финансирование образования. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2005; Образование в Российской Федерации: стат. ежегодн. М.: ГУ-ВШЭ, 2006, 2007, 2010; Экономика образования: итоги мониторинга, 2009; Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
104
По уровню государственного финансирования образования из консолидированного бюджета Россия в двухтысячные годы находилась в одной группе со странами с сопоставимым уровнем внутреннего валового продукта (далее - ВВП) на душу населения и индексом развития человеческого капитала (далее - ИРЧП), но отставала от большинства экономически развитых стран1. С учетом расходов из негосударственных источников и с включением косвенных издержек общий уровень затрат на образовательную сферу в Российской Федерации c началом экономического подъема (в 2002 г. 5,5 % ВВП) пришел в соответствие со среднемировым уровнем (по медиане 5,5 % ВВП в 2001 г.) и даже несколько превышал уровень отдельных экономически развитых стран (средний уровень по медиане в 2001 г. - 5,9 % ВВП)2 3.
По мере становления постиндустриальной интеллектуалоемкой экономики накопление человеческого капитала все больше реализуется не только в стандартных стадиальных формах образования, но также в различных неформальных и информальных практиках дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), обучения в семье и на рабочем месте, что в современной литературе в совокупности нашло отражение в концепте «непрерывное образование». Сокращение жизненного цикла экономически ценных знаний в постиндустриальной экономике информационного общества и рост межотраслевой мобильности трудовых ресурсов способствуют усилению обратных связей между рынками образовательных услуг и рынками труда. Это приводит к тому, что в условиях перехода к постиндустриальному обществу с опережающим развитием «экономики знаний» ДПО становится ключевым элементом системы непрерывного образования. В этой связи важнейшей тенденцией в экономически развитых странах становится расширение участия взрослого населения в повышении квалификации и в профессиональной
3
переподготовке .
Интенсивность трансформационных процессов в идеологической, экономической и социально-политической сферах России в конце 1980-х - начале 2000-х гг. стимулировала резкое повышение мобильности человеческого капитала. По данным исследования на основе наиболее крупного и репрезентативного панельного опроса домохозяйств (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, RLMS-HSE)4, в 19911998 гг. профессию сменило около 42 % занятых, в два раза больше, чем в период попыток эволюционных преобразований (1985-1990 гг.)5. В то же время наши расчеты по данным RLMS-HSE подтвердили сведения из других ис-
1 Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. М.: Весь Мир, 2010. С. 202-205; Global Education Digest 2010: Comparing Education Statistics Across the World. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2010. P. 212-221.
2 Агранович М.Л., Полетаев А.В., Фатеева А.В. Российское образование в контексте международных показателей. М.: Аспект-Пресс, 2005. С. 30, 74.
3 Westat K.K., Creighton K. Participation in Adult Education in the United States: 1998-99. NCES 2000-027rev. November 1999. Washington, DC: Department of Education, National Center for Education Statistics. P. 1.
4 URL: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms-hse, http://www.hse.ru/org/hse/rlms.
5 Sabirianova K.Z. The Great Human Capital Reallocation: A Study of Occupational Mobility in Transitional Russia. Journal of Comparative Economics. 2002. Vol. 30. № 1. P. 197.
105
точников1 о том, что в годы экономического подъема в России наблюдалась тенденция, противоположная характерной для стран постиндустриальной образовательной модернизации: вместо повышения уровня участия экономически активного населения в дополнительных образовательных практиках наблюдалось снижение основных показателей ДПО2. Возможно, это связано с тем, что произошедшая в России в 1990-е гг. отраслевая реструктуризация человеческого капитала оказалась достаточной для успешной реализации экспортно-сырьевой модели экономического роста, и в условиях относительно слабого развития инновационных отраслей стимулы к дополнительным вложениям в человеческий капитал взрослого населения оказались недостаточно сильными.
Наши расчеты индексных премий по доходам, полученным в результате обучения в ДПО, показали, что доходы обучавшихся в ДПО первоначально росли быстрее доходов необучавшихся (табл. 2)3. При переводе в годовое исчисление уровни частной отдачи от обучения в ДПО показывают сверхвысокие значения, в несколько раз превышающие типичные уровни от традиционных форм обучения. Сопоставимые позитивные эффекты от прохождения курсов повышения квалификации на рабочем месте часто наблюдались при проведении аналогичных исследований за рубежом. На микроуровне это подтверждает наличие общих закономерностей в выполняемой сферой ДПО функции фасилитатора человеческого капитала национальной экономики.
Таблица 2
Индексные премии за обучение респондентов в ДПО (2001-2008 гг.)
Когорта 2001-2002 гг. Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 X
Средняя относительная премия, % 22,5 15,4 -5,6 5,9 -10,4 2,6 0,4
Медианная относительная премия, % 9,6 8,5 1,6 4,2 12,6 11,3 1,8
Логарифмированная относительная премия, % 22,6 5,9 18,7 -5,1 22,5 58,3 8,0
X1 - год обучения в ДПО, X2-X6 - соответственно 1-5 год после обучения в ДПО,
X - среднегодовое изменение соответствующего показателя.
Рассчитано по данным RLMS-HSE.
Регрессионный анализ объединенных подмножеств обучавшихся и необучавшихся в ДПО среди различных когорт респондентов также показал, что обучение приводило к заметному, но статистически не значимому повышению
1 Затраты семей на образование взрослых. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 15; Затраты семей на образование взрослых в 2006/07 учебном году. Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2009. С. 15; Система дополнительного профессионального образования [Эл. ресурс]. URL: http://www.dpo-edu.ru.
Диденко Д.В., Дорофеева З.Е., Ключарев Г.А. Некоторые оценки эффективности дополнительного профессионального образования в России (2001-2008) // Мир России. 2011. Т. XX. № 1. С. 126-127.
3 Там же. С. 135-136, 138.
106
индивидуального дохода. Поставив вопрос о факторах, от которых зависит последующий успех или неуспех в получении экономических результатов от обучения в ДПО, мы обнаружили, что наиболее сильным из них является специальность обучения. Среди обучившихся в ДПО доля «успешных» работников больше, а индексные премии за ДПО заметно выше и распределены более равномерно у получивших специальности для работы в новых для России отраслях экономики (офисный персонал, сфера услуг)1. С одной стороны, это свидетельствует о наличии стимулов к осуществлению структурной модернизации российской экономики на микроуровне; с другой - это еще раз подтверждает слабую эффективность российского рынка труда, как и недостаток его обратных связей с рынком дополнительных образовательных услуг (в случае их равновесного состояния влияние данного фактора было бы близким к нулевому).
Мы установили слабую зависимость индивидуальных результатов обучения в ДПО от факторов, обычно влияющих на экономическую эффективность традиционных форм образования и являющихся заметными социальными ограничителями доступа к ним: имеющийся уровень образования, общий и специфический стаж работы, пол, тип населенного пункта -места жительства обучившегося. В то же время данное обстоятельство можно интерпретировать как свидетельство выполняемой ДПО важной модернизирующей функции: оно выступает в качестве меритократического института, с помощью которого осуществляется отбор и продвижение представителей экономически активного населения по их способностям. Так, сравнительно хорошие результаты после обучения в ДПО показали, что сменившие специальность в результате обучения жители российской «глубинки» (село и поселки городского типа) - представители женского пола. Но в отличие от экономически развитых стран в России премия по доходам, полученным в результате обучения в ДПО, распределена не просто неравномерно, а миноритарно. Средний положительный результат обеспечивается повышенным размером премии по доходам у отдельных «успешных» выпускников ДПО, в то время как экономические выгоды от обучения получает лишь их меньшинство. В определенной степени это может рассматриваться как демотивирующий фактор для потенциальных получателей данных образовательных услуг2.
В докладе использованы материалы исследования, выполненного при поддержке РГНФ (проект № 10-03-0247а).
1 Диденко Д.В., Дорофеева З.Е., Ключарев Г.А. Некоторые оценки эффективности дополнительного профессионального образования в России (2001-2008) // Мир России. 2011. Т. XX. № 1. С. 140-141.
2 Там же. С. 137-138.
107