НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Д. И. Наумов
Глобальное информационное общество - это реальность сегодняшнего дня, новая историческая фаза развития цивилизации, имманентной характеристикой которой является сопряжение процессов глобализации и информатизации в одну тенденцию социетального развития человечеств. Развитие его происходит с головокружительной быстротой и характеризуется конвергенцией телекоммуникационных, мультимедийных, информационных и коммуникационных технологий. Это порождает как новые продукты и сервисы, способы ведения бизнеса и инструменты регуляции социальных отношений, так и новые форматы межличностных отношений и межгрупповых коммуникаций. Отличительными чертами информационного общества, с точки зрения исследователей (Д. Белл, М. Кастельс, О. Тоффлер и др.), являются: (а) снижение роли материального производства и увеличение роли систематизированной информации и когнитивных знаний в жизни общества, что обусловливает развитие соответствующей инфраструктуры (в том числе, в рамках системы образования); (б) минимизация значимости пространственнотерриториальной организации человечества благодаря аккумулированию информации в границах Интернета, что позволяет человеку заниматься фактически любыми видами деятельности вне офисов или производств; (в) превращение информационно-компьютерных технологий в важнейший фактор производства, возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в ВВП; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах и др.
Английский социолог З. Бауман, анализируя социальные аспекты функционирования современного индивидуализированного общества, пишет о том, что оно радикально отличается от всех предшествующих форм человеческого существования [1]. С точки зрения З. Баумана, данный тип социума характеризуется усилением роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, возрастающей неопределенностью человеческого бытия, незащищенностью личности перед лицом неконтролируемых факторов, стремлением индивида отказаться от достижения перспективных целей ради получения немедленных результатов. Как следствие, фрагментированность человеческого существования, снижение роли духовного фактора в жизни современного человека, отрицание необходимости диалога между общественным и приватным, формирование благодаря современным информационнокомпьютерным технологиям зачастую иллюзорного понимания действительности и, в целом, - нарушение устойчивости социального порядка. Неудивительно, что в свете таких процессов И. Валлерстайн в среднесрочной перспективе прогнозирует моральный и институциональный кризис, который охватит информационное общество в целом и поставит под сомнение его
85
жизнеспособность [2]. Естественно, что логика кризисных процессов затронет и институт образования, обеспечивающий сохранение, развитие и трансляцию не только информации и знаний, но и культурных традиций и ценностей.
Негативным аспектом развития информационного общества, в котором социальное начало все более теряет свое значение, является появление новых механизмов и форм эксплуатации человека, основанных на принципе внешнего регулирования доступа к информационным ресурсам. Так, М. Кас-тельс в работе «Информационная эра: экономика, общество и культура» постулирует переход человечества к «информационному капитализму» («информационализму»), в котором экономический и социальный успех зависит от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать когнитивную информацию [3]. Индивиды или социальные группы, оказавшиеся вне единого информационного пространства, которое в социальнопсихологическом аспекте зачастую дискомфортно, становятся объектами контроля и регламентации, лишаются возможности реализовать свое право самоопределения перед лицом анонимных глобальных социальных структур. Это означает разрыв сущностных связей между людьми, обусловливает антигуманизм социума, дезориентацию и беспомощность человека, предполагает потерю личностной идентичности и сведение своей личности к набору формализованных ролей и актуальных только в ситуациях обмена и организации. Как итог, процесс интенсивного формирования на основе современных информационно-компьютерных технологий массовидных общностей, открытых для коммерческого, управленческого или политического манипулирования, значительное сужение возможностей для развития индивида в частности и человечества в целом.
Отдельным аспектом становления информационного общества, характеризующегося фундаментальной трансформацией потребностей и ценностных ориентиров человека, является оценка роли личностного фактора в этих процессах. С одной стороны, информационное общество создает социокультурные, технические и материальные предпосылки, необходимые для конструирования объединяющую человечество высоко диверсифицированную и созидательную коммуникацию. Она должна обеспечить культуре высокий уровень инновативности и сложности, стать средством демократичной по формату организации социальных отношений и активного участия в ней всех граждан и т. д. Получившие благодаря электронным средствам массовой коммуникации и Интернету широкое распространение интерактивные диалоги, как представляется, создают условия для конституирования коммуникативного процесса между отдельными индивидами, группами и сообществами. Он должен быть ориентирован на эмпатию и взаимопонимание, на сопряжение, пусть даже в виртуальной среде, индивидуального, приватного и коллективного, социального. В аспекте становления и развития непрерывного образования наличие такого коммуникативного процесса обусловливает постоянную актуализацию личностных характеристик всех его субъектов в сфере профессионального взаимодействия. Это создает предпосылки для самоактуализации личности, раскрытия креативного и интеллектуального потенциала человека, но одновременно является мощным стрессогенным фактором. С другой стороны, коммуникационное пространство
86
информационного общества создает анонимную и индивидуализированную версию современности, как на уровне повседневной жизни, так и на макросоциальном уровне. В таком пространстве групповые нормативно-ценностные основания социального поведения для индивида перестают быть самоочевидными регулятивами и утрачивают свою принуждающую, ограничивающую силу. В масштабах всего социума это обусловливает появление двух разнонаправленных процессов: с одной стороны, интеграции человечества как единой социальной общности на технологической платформе Интернета и соответствующих программных средств, но, с другой, сегментирования социальной сферы и возрождения кастового принципа организации общества. В аспекте проблематики непрерывного образования данная ситуация означает экспансию виртуальности в образовательную практику, постепенное падение значимости традиции и моральных авторитетов в профессиональной педагогической деятельности, нивелирование этнокультурной специфики образовательных систем.
Таким образом, современная трактовка понятия «непрерывное образование» актуализирует многообразную познавательную деятельность человека, обусловленную как его личностными, социальными и профессиональными потребностями и перспективами, так и динамизмом социальных и институциональных процессов в информационном обществе. В функциональном аспекте целью этой деятельности, реализуемой посредством формального и неформального образования, является приобретение индивидом знаний, совершенствование умений и навыков, обновление компетенций, в совокупности рассматриваемых в качестве важнейшего адаптационного ресурса личности. Естественно, что переход человечества на этап информационного развития актуализировал процесс постоянного обучения / самообучения человека в целях его успешной адаптации к постоянным социальным, экономическим и технологическим переменам. Однако противоречивые тенденции развития информационного общества, построение которого является сегодня стратегической целью для многих стран, усматривающих в современных информационно-компьютерных технологиях эффективное средство для ускорения социально-экономического развития, резко меняют условия индивидуального и коллективного бытия человека, что проблематизирует развитие и эффективное функционирование системы непрерывного образования.
Список литературы
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. - М., 2005.
2. Валлерстайн И. После либерализма. - М., 2003.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ,
2000.
87