НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ЧТО? ПОЧЕМУ? КАК?
Д. Боско
В течение нескольких последних лет непрерывное образование стало популярной темой. Сегодня поисковая система Google предлагает 11000000 источников, касающихся проблемы непрерывного образования. В США недавно опубликованы тысячи работ по данной теме; кроме того, издается несколько журналов, целиком посвященных проблемам непрерывного образования. Одним из крупнейших и активнейших американских профессиональных объединений, занимающихся изучением этих вопросов, программ и ресурсов, является «Ассоциация университетского непрерывного образования». Во многих американских штатах существуют организации, занимающиеся непрерывным образованием. Работает также широкая сеть структур, спонсирующих центры непрерывного образования. В моем университете (Западно-Мичиганский университет) есть структура, которая называется «Непрерывное образование и обучение». Она обеспечивает преподавателей и студентов, заинтересованных в достижении личных и профессиональных целей в области непрерывного образования, широкими возможностями приобретения кредитного и некредитного образовательного опыта.
Без сомнения, непрерывное образование не ограничивается США. Напротив, данная проблема носит глобальный характер. В 1990 г. в Японии был открыт «Совет развития и поддержки законодательства непрерывного образования» (Promotion of Lifelong Learning Law and a National Learning Council). В 1996 г. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) инициировала развитие программ исследований, направленных на превращение непрерывного образования в возможность для всех; кроме того, Международная Комиссия ЮНЕСКО по Образованию вХХ1 веке (UNESCO's International Commission on Education for the 21st Century) объявила непрерывное образование основной объединяющей темой [1]. В июне 2006 г. на Московской встрече министров образования, проведенной совместно с президентами Большой Восьмерки (G8), министры приняли Коммюнике, состоящее из 18 пунктов, в одном из которых записано: «Министры подчеркивают необходимость развития системы непрерывного образования, начиная с детства и на протяжении всего взрослого возраста. Они признают необходимость профессионального образования для молодых женщин и мужчин. Непрерывное образова-
62
ние укрепляет связи между обучением, профессиональной подготовкой и рынком труда для постоянного обновления знаний и профессиональных умений каждого человека» [2].
Образование взрослых и непрерывное обучение в России имеет долгую и богатую историю, начинающуюся с реформ Петра Великого, а затем развивающуюся в течение советского периода и продолжающуюся в сегодняшнюю эпоху [3]. Данная конференция по непрерывному образованию, которая проходит в Ленинградском государственном университете имени А. А. Пушкина, является результатом непрерывного лидерства, активно проявляемого ректором Вячеславом Скворцовым и профессором Николаем Лобановым. На протяжении нескольких лет ЛГУ имени А. С. Пушкина объединяет коллег из России, Европы и Соединенных Штатов Америки, способствует их совместным научным исследованиям.
По мере расширения исследований в области непрерывного образования появляется некоторая опасность их превращения к клише. Непрерывное образование может стать темой, которую будет легче поддержать словами, но не действиями. Я убежден, что непрерывное образование является сложным для изучения вопросом, сопряженным с рядом весомых трудностей. Далее я кратко (из-за сочувствия к переводчику!) изложу свои мысли, касающиеся трех фундаментальных вопросов: «Что мы подразумеваем под непрерывным образованием?», «Почему непрерывное образование так важно - особенно в данный момент времени?», «Каким образом можно превратить непрерывное образование в реальность и каковы трудности на этом пути?».
Что мы подразумеваем под непрерывным образованием?
Меня часто смущает историческая наивность того, кто пишет о непрерывном образовании. Автор одного из ведущих британских журналов начинает свою статью следующими словами: «Его (непрерывного образования) происхождение относится к временам Дьюи, Линдема-на и Ексли, т.е. к началу XX века. Концепция впервые стала известной в 1960 гг...» [4]. Хотя непрерывное образование стало популярной концепцией в течение нескольких последних лет, она также стара, как мир. Непрерывное образование берет свое начало в работах древних греков. Платон и Аристотель описывали процесс обучения философов, продолжающийся в течение всей жизни. Греческая идея «пайдеи» (paideia) состояла из развития ряда качеств и способностей, мотивировавших индивида к непрерывному обучению и совершенствованию своего профессионализма. В контексте работ греческих философов, место в непрерывном обучении отводилось лишь элитарному социальному классу и не соот-
63
носилось с понятием «зарабатывать на жизнь», а только с вовлечением в философскую мыслительную любознательность. Платон рекомендовал молодежи изучение математики как подготовку к развитию абстрактного мышления. Он чувствовал, что изучение философии лучше всего следует начинать в возрасте 50 лет. Еще многие столетия тому назад идея о том, что человек должен быть самомотивирован на свое непрерывное обучение в течение всей жизни и фактическим стать постоянным самоучителем была среди тем, которые обсуждали многие мыслители просвещения и реформации.
Существует и другой аспект концепции непрерывного образования. Некоторым образом идея непрерывного обучения является нам данной. Если только человек не очень глубоко умственно несостоятелен, то обучение - если определять его как обретение информации и умений
- происходит как естественный процесс, протяженностью от рождения
- до смерти. Как в прошлом, так и в современный период люди знакомятся с окружающим их миром вещей и идей в кругу своей семьи, друзей, из других источников информации, независимо от того, где они живут - в Санкт-Петербурге или в сибирской деревне. Ремесленники продолжают усовершенствовать профессиональные навыки в течение своей жизни с помощью проб и ошибок, женщины обмениваются рецептами, старики приобретают и развивают новые навыки, помогающие им преодолевать возрастные ограничения и т.д.
И хотя непрерывное образование часто определяют как формальное или неформальное обучение на протяжении жизни, среди педагогов формального образования существует сильное предубеждение относительно эффективности его организационных форм и стратегий. Мы все являемся продуктами образовательной трансформации, произошедшей в мире на протяжении XIX в., которая значительно снизила значимость неформального образования в обществе. До XIX в. реформа формального образования, охватывавшая начальные, средние и профессионально-технические школы, считалась лишь одним из аспектов общего образования каждого человека. Обучение вне школы, то есть дома, в ремесленных мастерских (от ученика до мастера), в церкви, клубах и т.д. было могучей частью образования каждого человека. В результате реформ XIX в. неформальное обучение, составляющее часть жизни человека, деятели образования стали воспринимать гораздо менее серьезно, чем оно того заслуживает. Если деконтекстуализация обучения, т.е. его связь с жизнью, является опасной в начальной, средней и профессионально-технической школе, то она будет даже еще более опасной и разрушительной
64
в обучении взрослых, после завершения ими формального обучения. По мере того, как я продолжаю изучать свое собственное непрерывное образование, процесс образования в школе и на последующих стадиях, я нахожу все более и более глубокую мудрость в трудах таких радикальных интеллектуалов, как Иван Иллич, написавший следующие слова в работе «Освобождение от школ»: «Современный поиск новых образовательных путей должен быть изменен в пользу их институционных противоположностей: в пользу образовательной паутины, предоставляющей возможность для каждого трансформировать каждый момент его жизни в обучение, возможность поделиться знаниями и заботиться о других» [5]. Следует отметить, что Иван Иллич написал эти слова 20 лет назад, до изобретения Всемирной паутины или Интернета. Когда мы действительно понимаем непрерывное обучение как гуманный процесс, который открыт для всех, независимо от социального статуса, становится понятно, что непрерывное образования меньше всего касается степеней, дипломов, сертификатов, а в гораздо большей степени - умений, компетентности, ценностей и обязательств.
Почему непрерывное образование важно?
Рост интереса к непрерывному обучению, произошедший в течение последних лет, является последствием изменений в обществе, связанных с информационными технологиями. Сегодня знания производятся со всевозрастающей скоростью, а сами информационные технологии становятся все более сложными. Использование мобильного телефона является более сложным, чем использование ротационного. Ремонт автомашины 2007 г. выпуска или операция на сердце являются значительно более сложными, чем это было 50 лет назад, а умения, необходимые для хирурга или для автомеханика в 2017г., будут значительно отличаться от их умений 2007 г. Таким образом, традиционный аргумент, касающийся непрерывного образования, будет звучать следующим образом: педагоги и работодатели сталкиваются с тем фактом, что быстро изменяющиеся требования, предъявляемые к рабочим местам, требуют нового типа работников, способных к быстрым профессиональным переменам и знающих, как усовершенствовать собственные профессиональные навыки, которые позволили бы им идти в ногу с современными технологиями. Успешность овладения новыми технологиями будет зависеть от того, как быстро работники смогут овладеть и развивать новые трудовые навыки [6]. Такое обоснование непрерывного обучения, как я считаю, стоит, образно говоря, лишь на одной ноге, хотя я и не подвергаю сомнению выдвинутый аргумент. Во многих случаях работодатели будут не только
65
обеспечивать подготовку наемных работников, но и требовать от них пройти необходимую подготовку. Однако все меньше и меньше людей может рассчитывать на то, что они смогут уйти на пенсию с фирмы, давшей им первую работу. Мобильность рабочих мест и усовершенствование карьеры зависят от непрерывного усовершенствования профессиональных знаний и умений. Поэтому люди, поступившие на работу, должны признать тот факт, что их будущее зависит от их непрерывного расширения навыков - даже в том случае, если их работодатель не предоставляет им возможностей пройти соответствующий тренинг или переподготовку.
В капиталистических обществах, как и в бывших коммунистических странах, а также и в странах, которые сегодня являются коммунистическими, экономика является ведущим фактором на всех уровнях непрерывного образования. Этот же аргумент используется всеми странами, когда речь идет о глобальной конкуренции, в которой постоянно изменяются имена конкурентов. Поскольку я не ушел в монастырь и не давал клятву бедности, я тоже ценю деньги. Однако я хочу прокомментировать две причины непрерывного образования (иные, чем экономические), которые привлекают меньше внимания, чем они того заслуживают. Я понимаю, что некоторые, возможно, фривольно рассматривают их как обоснование, некие две опоры (две ноги), на которых стоит непрерывное образование. Я так не думаю.
Первое из этих обоснований (одной из ног, на которых стоит непрерывное образование) касается древних греков. Учение обогащает человеческую жизнь, полагали греки. Быть человеком - значит глубоко и широко участвовать в богатстве человеческой культуры. Выпускники американских школ, умеющие читать, но никогда не прочитавшие книг, по которым успешно сдали тесты по истории, обладают небольшим интересом к углублению своих исторических знаний, которые они пробрели в процессе учебы; они не только не стремятся развить понимание музыки, но никогда не ходили на симфонический концерт, даже тогда, когда им предоставляли такую возможность. Грустно, что слишком часто обучение в школе является более важным фактором зарабатывания оценки, чем стимулирования индивидов к развитию непрерывного интереса к искусству, литературе, естественным наукам, культуре. Я не ожидаю, что наши политики в США будут особенно волноваться об этом, но я помню, что выдающийся американский философ образования Джон Дьюи говорил, что «Педагогическая общественность должна для каждого ребенка желать того же, что хорошие родители бы пожелали своим собственным детям». Как родитель, я чувствую, что это нормально, если
66
мои сыновья не разделяют той же страсти, которую я испытываю к музыке Верди и Шостаковича или испытывают такой же сильный интерес к истории Веймарской республики, России, Америке XIX столетия, но я все же хочу, чтобы они имели свою собственную, непрерывную на протяжении всей жизни, страсть к интеллектуальному и культурному росту. Следуя совету Дьюи, я также желаю этого и другим.
Другая «нога обоснования» непрерывного обучения касается вопроса устойчивости в самом полном смысле этого слова: нашей способности поддерживать жизнь на планете Земля. Семь лет назад мы закрыли дверь самому кровавому столетию в истории человечества. Много этой крови было пролито и в стране, где мы все сегодня собрались для обсуждения проблем образования. XXI век начался так, что не обманет никого - худшее уже позади. Герберт Уэллс как-то сказал, что «История человечества все более становится соревнованием между образованием и катастрофой». Если вторая «нога обоснования» относится к той роли, которую непрерывное образование играет в жизни каждого человека, то этот аспект обоснования касается влияния непрерывного образования на все человечество. Проблемы мира становятся серьезными и сложными, уроки истории можно легко неправильно понять, национальные и культурные контексты, которые захватывают нас, могут целиком посеять семена для наихудшего, что люди могут сделать друг другу. Я признаю, что существует потребность в непрерывном образовании для того, чтобы оставаться конкурентоспособным в том, что Томас Фридман (Thomas Friedman) [7] называет «плоским миром» или миром, в котором вездесущие информационные технологии сокращают препятствия глобальной конкуренции. Однако, поскольку непрерывное обучение является таким важным, нам следует поднять коллективный умственный уровень и наше общее понимание проблем, стоящих перед нами, как перед человеческой расой. Это, я уверен, является нашим наилучшим шансом выбраться живыми из XXI века.
Как можно превратить непрерывное обучение в реальность?
Глупо недооценивать трудности, с которыми мы сталкиваемся, стремясь превратить непрерывное обучение в реальность, но не будет глупым оптимизмом признать, что мы живем в то время, когда предлагаются отличные возможности для непрерывного образования, и появляются возможности, которые постоянно возрастают. В течение последних нескольких десятилетий произошли некоторые открытия, которые привели к невероятным возможностям практических решений по широкому и эффективному распространению непрерывного обучения. Ресурсы,
67
появившиеся в результате использования информационных технологий - в особенности Интернет - играют очень большую роль в расширении возможностей непрерывного образования. Распространенность и могущество этих ресурсов будут продолжать возрастать. Системы интеллектуального тьюторства и интеллектуальные агенты в возрастающем объеме предлагают богатые возможности обучения; и поскольку релевантная база человеческого обучения расширяется, то и база знаний используется для изобретения обучающих методов и устройств. Наличие ресурсов резко возрастет, когда машинный перевод станет полноценным. Особую важность приобретают те изобретения, которые заставляют человечество производить новые знания и информационные артефакты. Мы можем быть уверены, что те, кто разрабатывает программные устройства и приборы, будут продолжать двигать прогресс. Время, на протяжении которого эти новые ресурсы смогут нам служить и приносить пользу, будет зависеть от нашей способности преодолеть некоторые трудности:
1. доступ к ресурсам. Существует большое количество людей в Нью-Йорке, Париже, Санкт-Петербурге и в других городах мира, которые не имеют доступа к ресурсам Интернета. Доступ резко сокращается в бедных сельских местностях, в том числе проживающих в странах первого мира. Очевидным является и тот факт, что доступ к ресурсам Интернет в странах третьего мира является малым или ничтожно малым. Мой друг и коллега, Сеймур Паперт (Seymour Papert), вместе с Николасом Негропонте (Nicolas Negroponte) занимался развитием 100-долларового компьютера, изготовляемого для стран третьего мира. Сегодня на рынке существует и 90-долларовый компьютер [8]. Есть серьезные основания полагать, что в будущем Интернет будет, по меньшей мере, таким же вездесущим во всем мире, как и телевидение;
2. отношение к ресурсам. Тот факт, что постоянно будет создаваться все больше и больше возможностей для непрерывного образования через Интернет, не должно ввести нас в заблуждение, что все возможности будут использованы. Должны быть написаны новые законы для того, чтобы заставить родителей послать своих детей учиться в государственные школы. Большое число людей предпочитает наблюдать «пустые» телевизионные программы даже тогда, когда им предлагают качественные возможности обучения;
3. грустно, но приходится признать, что часто то, что случается в наших школах всех уровней, скорее убивает, чем порождает интерес, ведущий индивида к вовлечению в непрерывное обучение. Мне интересно: что бы случилось, если бы устранили мотивацию к получению диплома
68
для тех, кто посещает школу или университет; осталась бы мотивация к содержанию обучения их единственно истинным интересом? Если бы наши студенты могли решать - оставаться ли им с нами (в университете, продолжать обучение) или покинуть нас, то я убежден, что значительное количество студентов бы покинуло нас. Если мы хотим, чтобы наши занятия влияли на студентов и способствовали их формированию личности и профессионализма, их желанию непрерывно учиться, мы должны сделать крупные, даже радикальные изменения в образовательных программах наших школ для того, чтобы культивировать, а не уничтожать познавательный интерес к образованию;
4. способности. В течение долгих лет многие из тех, кто серьезно думал об образовании, признавали, что, в конечном итоге, каждый человек должен стать собственным учителем. Желание хотеть учиться должно соответствовать возможностям быть способным сделать это. Нельзя предполагать, что только потому, что человек был в школьной среде, он будет уметь учиться. Открытое внимание к развитию самодирективного обучения должно быть включено во все формальные программы обучения. Самым главным индикатором успеха учителя является признание того, что он или она больше не нужен своим ученикам. Вопрос способностей и умений использовать учебные ресурсы становится труднее, когда можно использовать Интернет. Интернет является большим источником информации, содержащим как наилучшее, так и наихудшее из того, что человек может изобрести. Он содержит правду и ложь, может быть очень ценным и никуда не годным. В США, с помощью широкой коалиции, включающей как государственный, так и частный сектор, была разработана структура, названная «Умения XXI века» [9], которая является хорошим примером объединения способностей, необходимых для того, чтобы все учащиеся могли эффективно использовать эти бесконечные образовательные ресурсы.
И еще один заключительный комментарий. В то время, как многие в университетах относятся пренебрежительно к использованию Интернета, однозначно ясно, что эта битва, в конечном итоге, ими проиграна. Возможно, звучит иронично, но один из моих коллег, преподающий курс по глобальному рынку, утверждает, что дистанционное обучение не следует использовать в нашем университете. Преподаватели университетов, использующие дистанционное обучение, не способны увидеть существующий сегодня мир обучения; в результате некоторые из них попадают в ловушку собственной бюрократии: вместо того, чтобы гибко реагировать на потребности студентов, особенно взрослых студентов, они будут активно становиться все более иррелевантными [9]
69
Мы живем в то время, когда политическая, экономическая и человеческая конфронтация становятся как никогда серьезнейшим вопросом в истории жизни людей на планете. Мы можем достичь успеха лишь в том случае, если непрерывное обучение каждого на протяжении всей человеческой жизни станет реальностью, движущей нас к лучшему будущему. И каждый из нас, посвятивший свою жизнь образованию, должен сыграть важную роль для того, чтобы это случилось. Мне всегда нравились слова Алана Кэй (Alan Kay): «Самый лучший способ предсказать будущее - это изобрести его».
Литература:
1. Hake, Barry J., «Lifelong learning in late modernity: the challenges to society, organizations, and individuals, «Adult Education Quarterly, Vol. 49 (2), 1999. PP. 79-90.
1. http://en.g8russia.ru/news/20060602/1151807.html
2. Zajda, Joseph, "Adult education and lifelong learning: new developments in Russia," Comparative Education, Vol. 35 (2), 1999. PP. 151-161.
3. Tight, Malcolm, "Lifelong learning: Opportunities or Compulsion," British Journal of Educational Studies, Vol. 46, September, 1998. PP. 251-263.
4. Illich, Ivan, Deschooling Society, http://reactor-core.org/deschooling. html#introduction, 1971.
5. McCombs, Barbara L. "Motivation and lifelong learning," Educational Psychologist
Vol. 26(2), 1991. PP. 117-127.
6. Friedman, Thomas L. The World is Flat, New York: Farrar, Straus, and Giroux, 2005.
7. http://www.quazen.com/Computers/Hardware/Alternative-100-dollar-computer-available.954.
8. http://www.21stcenturyskills.org/.
9. Jarvis, Peter, "Global trends in lifelong learning and the response of universities," Comparative Education, Vol 35 (2), 1999. PP. 249-257.
Перевод с английского Т. Кошмановой
70