Научная статья на тему 'Непрерывное медицинское образование - фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи'

Непрерывное медицинское образование - фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / АНДРОГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мошетова Лариса Константиновна, Задворная Ольга Леонидовна

Представлены основные направления развития системы дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения, формирования профессиональной компетентности врача-специалиста в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мошетова Лариса Константиновна, Задворная Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное медицинское образование - фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи»

G

учебно-методическая работа

УДК 617.7

непрерывное медицинское образование — грнти 76.29.56

ВАК 14.01.07

фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи

© Л. К. Мошетова, О. Л. Задворная

ГОУ ДПО « Российская медицинская академия последипломного образования», Москва

ф Представлены основные направления развития системы дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения, формирования профессиональной компетентности врача-специалиста в современных условиях.

ф Ключевые слова: медицинское образование; педагогика; андрогогика.

Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, чем оно должно отличаться от образования вчерашнего дня, каким ему быть в эпоху информационного общества, технологического прогресса, бережного отношения к окружающему миру и здоровью человека, стремительно увеличивающейся потребности в высококвалифицированных кадрах отрасли.

Образование — непрерывный процесс обновления и совершенствования знаний и умений специалиста на протяжении всей его профессиональной жизни, условие существования общества, позволяющее ему двигаться вперед, обновляться и изменяться

Непрерывное профессиональное образование врачей включает в себя додипломное образование, послевузовское профессиональное образование (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка и повышение квалификации врачей).

Непрерывное медицинское образование является одним из важных факторов, который позволяет врачу поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей трудовой деятельности.

Уровень образовательной деятельности, формы и методы обучения, структура и содержание учебной информации не могут оставаться неизменными, они должны непрерывно развиваться, гибко реагировать на потребности общества. Значение непрерывного медицинского образования подчеркнуто рядом международных форумов: ВОЗ. ЮНЕСКО, ВФМО и др.

Дополнительное профессиональное образование является важной частью системы непрерывного медицинского образования. Его функционирование обусловлено изменениями в задачах, содержании и

характере профессиональной деятельности врача-специалиста, связанных с процессами реформирования системы здравоохранения, инновационным развитием медицинских технологий, трансформацией профессиональных врачебных функций и др.

В современных условиях проблема совершенствования дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения приобретает особое значение. Создавшаяся демографическая ситуация в стране, состояние здоровья, высокая заболеваемость и смертность населения связаны не только с социально-экономическими переменами, но и с несовершенством системы медико-санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, высоким уровнем дорожно-транспортного травматизма, снижением доступности и качества медицинской помощи.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Распоряжение Правительства России от 19.01.2006 г. № 38-р) акцентирует внимание на подготовке кадров: « На всех уровнях образования повышение качества и инновационный характер образования должны обеспечиваться путем внедрения новых образовательных технологий, современных образовательных программ, развития интерактивных форм обучения, широкого использования проектных методов и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации».

Реализация задач национального проекта в сфере здравоохранения невозможна без формирования и развития профессиональной компетенции врача, способного обеспечить клиническую, социальную и экономическую эффективность используемых медицинских технологий, современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов.

В настоящее время принцип непрерывности медицинского образования тесно связан с качественными параметрами инновационного развития образовательной среды и самого процесса обучения.

С этой точки зрения компетенция врача зависит от многих факторов, в том числе:

• скорости развития технологических инноваций в медицине;

• готовности традиционной системы непрерывного профессионального образования к реализации инноваций;

• наличия возможности использования всех форм формального и неформального обучения врача (самообразование; коллективные формы обучения по месту работы; обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования);

• мотивации врача к развитию профессиональной компетенции

Особенно важным является значение непрерывного медицинского образования как фактора развития кадров здравоохранения. На протяжении длительного времени непрерывное медицинское образование позволяло работнику поддерживать необходимый уровень профессиональной компетентности в течение всей его трудовой деятельности. Чаще всего, в основе поддерживающего образования лежат фиксированные методы и правила, предназначенные для того, что бы научить работника справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, ориентированными на прошлый опыт.

Отличительной особенностью поддерживающего образования является принцип научной рациональности, ориентация на передачу готовых знаний, дисциплинарное содержание обучения, технократическая культура мышления.

Альтернативой поддерживающего образования является инновационное образование, предусматривающее развитие способностей обучаемых к проектной детерминации будущего и требующее кардинально новых подходов к системе образования (рис. 1).

Отличительной особенностью инновационного образования является междисциплинарная модульная организация процесса обучения, формирование культуры системного мышления, развитие творческого потенциала человека, ориентация принципов форм, методов, содержания обучения на

т Поддержание необходимого уровня

Традиционные ,_к " ^ „ .

—.> профессиональной квалификации в технологии ^ ^ ^ „ ^

течение трудовой деятельности

Инновационное | ^ Развитие способностей обучаемых к образование ^ проектной детерминации будущего

Рис. 1. Непрерывное профессиональное развитие

развитие инновационных способностей обучаемых, формирования системы знаний и умений в процессе обучения. Особенно актуальной проблема инновационного образования является в системе дополнительного профессионального образования.

Первые попытки формирования научной базы данных, обосновывающей отличительные особенности обучения взрослых людей, были предприняты в России, в конце XIX — начале XX веков К. Д. Ушинским, Е. Н. Медынским, но их взгляды не получили должной оценки и развития.

Современная идеология образования взрослых (андрогогическая модель обучения) основана на ряде научных исследований, среди которых наибольшее признание получили работы A. Naus, D. Smit (США, 1996), U. Jar (Великобритания, 1997), послужившие толчком описания новой науки «андрогогики».

Андрогогика — (от греческих слов «andros» — взрослый мужчина, зрелый муж и «ago» — веду) — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучаемых

Для сравнения приводим определение понятия «педагогика».

Педагогика — (от греческого слова «paid-ogogike» — наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая закономерности формирования личности в процессе ее становления.

Андрогогика, будучи сравнительно молодой отраслью научных знаний, находится в процессе становления и развития. Освоение андрогогики как сферы социальной практики предусматривает приобретение профессиональных установок, знаний, умений, навыков, ценностных отношений к миру и обществу с позиции психологии взрослого человека.

В андрогогической модели обучения ведущая роль принадлежит самому обучаемому. Характерной особенностью является возраст, дающий человеку жизненный опыт, физиологическую, психологическую, социальную, нравственную зрелость, экономическую независимость, самоуправляемое поведение, позволяющие создать высокую мотивацию к обучению, в основе которой — получение и совершенствование необходимых профессиональных знаний для достижения определенного социального и профессионального статуса, а также позволяющих использовать интенсивные формы обучения. Основными принципами обучения становятся индивидуальность и системность.

В таблице 1 представлены отличительные особенности педагогической и андрогогической моделей обучения.

Важным направлением совершенствования традиционной системы дополнительного профес-

Таблица 1

Основные отличительные особенности педагогической и андрогогической моделей обучения

Критерий Акцентуализация моделей обучения

Педагогическая Андрогогическая

Основная роль Обучающий Обучающийся

Цель обучения Приобретение знаний впрок Самостоятельный поиск знаний, необходимых сейчас.

Мотивация Внешние причины, принуждение, искусственная мотивация Личные потребности в решении проблемы, поиск, инициатива, индивидуальность обучения.

Технология Информационно-пассивная, передаточная Информационно-активная, вовлечение в процесс обучения

Обучение Предметное Междисциплинарная, модульно-блочное

сионального образования является развитие практических компетенций врачей. Учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования должен выйти на качественно новый уровень развития, отвечающий современным потребностям общества и государства. Во многих образовательных учреждениях созданы учебные центры по формированию практических умений и навыков врачей. Подготовка в центрах способствует повышению качества обучения посредством обеспечения условий, позволяющих каждому обучающемуся самостоятельно отрабатывать медицинские манипуляции на муляжах, тренажерах, фантомах и симуляторах (рис. 2).

Одним из перспективных направлений совершенствования системы дополнительного профессионального образования является использование современных информационных достижений, в том числе глобальных коммуникационных сетей.

В образовательном учреждении дополнительного профессионального образования это предполагает развитие информационно-коммуникационной структуры, например в Российской медицинской академии последипломного образования разработана и внедрена многоуровневая информационно-аналитическая система управления учебной деятельностью. Система включает совокупность подсистем и элементов, позволяющая упорядочить процессы образовательной деятельности по вертикальному и горизонтальному принципам. Внедрение информационной системы решает ряд проблем, связанных с широким использованием управленческих функций и обеспечением качества организации учебной деятельности академии,

Широкие возможности сети Интернет позволяют широко использовать информационные каналы обучения для проведения вебинаров и внедрения дистанционных технологий.

Технологии позволяют создать достаточно гибкий график обучения на основе принципа индивидуализации обучения, создать диалоговые возможности общения, архивировать электронные образовательные ресурсы.

В Академии проводится планомерная работа по

развитию информационного обеспечения учебной деятельности, в том числе:

• развитие информационных технологий обучения, включая использование информационных ресурсов сети Интернет,

• разработку программных образовательных ресурсов,

• мультимедийное обеспечение учебного процесса,

• развитие систем трансляционного и дистанционного образования, его программное и методическое обеспечение,

• развитие виртуальных и симуляционных технологий,

• создание информационных учебно-методических комплексов, включая электронное тестирование.

• создание электронной библиотеки и медиатек по направлениям подготовки.

Академия проводит работу по разработке учебно-методических комплексов дополнительного профессионального образования специалистов с высшим медицинским образованием. Учебно-методические комплексы разрабатываются по разделам в соответствии с действующей номенклатурой специальностей врачей с высшим и послевузовским профессиональным образованием в сфере здравоохранения РФ. Они включают учебные программы, учебные и учебно-тематические планы, контрольно-измерительные материалы, учебные пособия, руководства, учебники, методические рекомендации.

Непрерывное профессиональное образование играет важную роль связующего звена между медицинской наукой и практикой, что оказывает существенное влияние на качество здравоохранения и способствует его дальнейшему развитию.

Активная трансформация результатов научной деятельности в процесс совершенствования и развития непрерывного профессионального образования медицинских кадров способствует повышению эффективности учебно-педагогической работы и обеспечению необходимого качества оказываемой медицинской помощи. На основе целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения в академии созданы необходимые условия для освоения гражданами реализуе-

УЧЕБИО-МЕТОДИЧЕСКДЯ РАБОТА

7

Рис. 2. Практическое занятие по обучению эндохирургиче-ским операциям с использованием симулятора Lap Sim (Nid) в РМАПО

мых программ обучения в системах дополнительного и послевузовского профессионального образования.

Академия располагает отработанными технологиями и опытом подготовки кадров в области высоких технологий, подготовки врачей в рамках Национального проекта в сфере здравоохранения, приоритетных государственных программ, включая организацию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации и другим актуальным проблемам здравоохранения.

выводы

• Дополнительное профессиональное образование является составной частью системы непрерывного профессионального образования кадров здравоохранения, функционирование которого обусловлено задачами, содержанием и характером профессиональной деятельности врача в системе здравоохранения с учетом потребностей общества и государства, инновационного развития системы здравоохранения.

• Приоритетной задачей дополнительного профессионального образования является формирование и развитие профессиональной компетентности, а также ответственности врача, решение учебных задач в контексте врачебной практики, конструктивный характер развития психических функций в обучении взрослого человека.

• Система дополнительного профессионального образования должна развиваться и совершенствоваться, включая кадровое, финансовое, мате-

Сведения об авторах:

Мошетова Лариса Константиновна — академик РАМН, профессор.

Задворная Ольга Леонидовна — д. м. н., профессор.

риальное, информационное обеспечение, образовательные технологии, формы и методы обучения.

• В основе современных подходов к развитию форм и методов дополнительного профессионального образования кадров здравоохранения лежат:

— максимальное использование современных, доказательно обоснованных информационных ресурсов и технологий обучения;

— развитие мотивации работников на качественные результаты своего труда, использование поддерживающих и инновационных возможностей непрерывного медицинского образования;

— развитие междисциплинарных связей в области медицинского образования.

• Качество медицинской помощи тесно связано с качеством всех уровней образования, отвечающего требованиям личности, общества, международных сообществ и времени; качеством подготовки и развитием профессиональной компетенции врача.

список ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Утверждена Распоряжение Правительства России 19.01.2006 г. № 38-р.

2. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.

3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Декларация по медицинскому образованию (39 Всемирная Медицинская Ассамблея, Испания, Мадрид, 1987)

5. Большой энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова, Москва, 2008).

6. Основы андрогогики / Под ред. Колесниковой И. А. — Москва, 2003.

CONTINUED MEDICAL EDUCATION — AN EVOLUTION FACTOR FOR HEALTHCARE MANPOWER AND A BASIS FOR MEDICAL CARE QUALITY

Moshetova L. K., Zadvornaya O. L.

G Summary. Main directions of the system of extended professional education of healthcare manpower development are presented, as well as those of a professional competency formation of a medical specialist in the current context.

G Key words: medical education; pedagogics; an-drogogics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moshetova Larissa Konstantinovna — academician RAMS, professor.

Zadvornaya Olga Leonidovna — doctor of medical sciences, professor.

Российская медицинская академия последипломного образования. Russian Medical Academy of Postgraduate Education. 123995, 123995, Москва, Баррикадная ул., 2/1. E-mail: [email protected]. Moscow, Barrikadnaya Str. 2 / 1. E-mail: E-mail: [email protected].

G ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕДОМОСТИ

Том IV № 2 2011

ISSN 1998-7102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.