Научная статья на тему 'Непосредственный объект преступления, предусмотренного статьей 3251 УК РФ'

Непосредственный объект преступления, предусмотренного статьей 3251 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
непосредственный объект / предмет преступления / регистрационный знак транспортного средства / преступления против порядка управления / the direct object / the subject of the crime / the vehicle number plate / the crimes against public order.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгений Михайлович Трубин

В статье дается определение непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 3251 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом учитываются свойства предмета данного преступления, что призвано способствовать развитию науки уголовного права и правильной квалификации преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The direct object of the crime, under article 325 of Criminal Code of the Russian Federation

This article provides the definition of direct object of crime, provided by art. 3251 of the Criminal Code of the Russian Federation, considering properties of subject of this crime, that is urged to promote advancement of science of criminal law and correct qualification of crimes

Текст научной работы на тему «Непосредственный объект преступления, предусмотренного статьей 3251 УК РФ»

УДК 343.2/.7

ББК 67.408.1

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10306

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 3251УК РФ

Евгений Михайлович ТРУБИН, заместитель руководителя подразделения, СРО Союз операторов железнодорожного транспорта,

E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология, уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье дается определение непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 3251 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом учитываются свойства предмета данного преступления, что призвано способствовать развитию науки уголовного права и правильной квалификации преступлений.

Ключевые слова: непосредственный объект, предмет преступления, регистрационный знак транспортного средства, преступления против порядка управления.

Annotation. This article provides the definition of direct object of crime, provided by art. 3251 of the Criminal Code of the Russian Federation, considering properties of subject of this crime, that is urged to promote advancement of science of criminal law and correct qualification of crimes.

Keywords: the direct object, the subject of the crime, the vehicle number plate, the crimes against public order.

Научный руководитель: А.И. Чучаев, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор

Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 3251 УК РФ, исследователями чаще всего не определяется [21, с. 671; 22, с. 242—245]. В тех случаях, когда попытки делаются, можно выявить несколько подходов к проблеме.

В частности, определяются только родовой (общественные отношения в сфере государственной власти) и видовой (порядок управления) объекты (например, С.А. Хорошилов [47, с. 175]).

Такое слишком широкое определение видового объекта, на наш взгляд, не позволяет отграничить преступления против порядка управления от других видов преступлений, а также от аналогичных административных правонарушений.

О порядке управления как видовом объекте этого преступления также пишет П.А. Филиппов. Кроме того, он предлагает преступления,

предусмотренные ст. 3251 УК РФ, а также статьями 3221—3223 УК РФ отнести к подгруппе деяний, посягающих на учет в сфере управления [46, с. 148], однако не приводит основания такой классификации. Не ясно, почему в разные подгруппы попадают преступления, предусмотренные статьями 3251 и 326 УК РФ?

Объектом преступления И.Я. Козаченко и Г.П. Новоселов предлагают считать установленный порядок управления транспортным средством [19, с. 270].

По мнению Н.И. Пикурова, это — «общественные отношения, складывающиеся в сфере управления дорожным движением и контроля за правомерным использованием транспортных средств их собственниками и законными владельцами» [20, с. 1419].

Однако в судебной практике «установленный порядок управления транспортным средством»

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

указывается в качестве непосредственного объекта правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ (статьи 12.2, 12 КоАП РФ1, ст. 12.27 КоАП РФ2 и др.). При таком восприятии непосредственный объект этого преступления видится, скорее, как преступление, предусмотренное гл. 27 УК РФ, с чем нам сложно согласиться.

«Объектом данного преступления, — пишет Н.Г. Иванов, — являются отношения по поводу государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств» [17, с. 610]. Как незаконное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства (далее — Регистрационный знак ТС) может повлиять на отношения по поводу надзора за соответствием установленным требованиям безопасности, автор не поясняет.

Рассмотрим пример.

При помощи имевшихся отверток и плоскогубцев А. открутил переднюю и заднюю пластины Регистрационных знаков ТС с целью их дальнейшего возращения законным владельцам за материальное вознаграждение, поместил на лобовое стекло автомобиля записку с указанием абонентского номера своего мобильного телефона, после чего спрятал указанные пластины недалеко от автомобиля под слоем снежного покрова3.

Являлся ли непосредственным объектом данного преступления порядок управления транспортным средством или отношения, складывающиеся в сфере управления дорожным движением? Повлияли ли действия А. на отношения по поводу надзора за соответствием установленным требованиям безопасности? По нашему мнению, нет. Простое изъятие регистрационных знаков с находящегося на стоянке (в гараже) автомобиля никак не влияет ни на порядок управления транспортным средством, ни на общественные отношения, складывающиеся в сфере управления дорожным движением, ни на надзор за соответствием установленным требованиям безопасности.

Некоторые авторы считают, что «непосредственным объектом преступления являются общественные отношения и интересы, обеспечивающие установленный законом порядок государственной регистрации знаков транспортного средства» [33, с. 43]. «Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ста-

тьей 3251 УК РФ, — считает К.С. Баканов, — являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка учета и использования транспортных средств» [14, с. 37, 38].

С таким пониманием трудно согласиться. Общественные отношения не обладают способностью «обеспечивать» порядок государственной регистрации, для этого и существуют нормы административного и уголовного права. Кроме того, авторами не раскрывается понятие «интересы» при характеристике непосредственного объекта. Следует также отметить, что не «знаки транспортных средств» подлежат государственной регистрации, а транспортные средства.

П.А. Филиппов именует эти преступления «посягательствами на учет в сфере управления» [46, с. 148.

Н.Г. Иванов пишет об отношениях по поводу государственного учета как объекте этих преступлений [17, с. 610].

По нашему мнению, неправомерное завладение Регистрационным знаком ТС ничего не меняет в наличии и количестве ТС в системе государственного учета. Оно делает невозможным (или затруднительным) доказывание факта государственной регистрации ТС, опознание и установление его тождественности на расстоянии, без осмотра идентификационного номера ТС (VIN), номеров его узлов и агрегатов, в том числе в транспортном потоке.

В теории административного права регистрация средств автотранспорта рассматривается как действие, носящее правовой характер [24, с. 166], которое является специальной формой управления, связанной с реализацией функции учетно-регистрационного характера [16, с. 282]. Таким образом, Регистрационный знак ТС является, по сути, формой управленческой деятельности, предметом / особым видом документа / доказательством, подтверждающим завершение официального оформления юридически значимого обстоятельства.

Суммируя изложенное, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 3251 УК РФ, является официальное оформление юридически значимых обстоятельств (государственной регистрации транспортных средств) и оборота Регистрационных знаков ТС.

Законодатель в ст. 3251 УК РФ не конкретизировал вид транспортного средства (автомотот-ранспорт, водный, железнодорожный и др.) (далее — ТС) и дал возможность его широкой трактовки. Однако мы полагаем, что понятие «транс-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

портное средство» в ст. 3251 УК РФ ограничивается только наземными безрельсовыми механическими транспортными средствами.

Определение Регистрационного знака ТС в действующем законодательстве РФ также отсутствует. Кроме того, в нормативных актах применяются и иные словосочетания. Например, в постановлении Правительства РФ употребляется термин «государственные регистрационные знаки» [5], а в государственном стандарте говорится о государственных регистрационных знаках, устанавливаемых на транспортные средства4. Новый ГОСТ Р 50577-2018 содержит такую же формулировку5.

Проведенный анализ показывает, что Регистрационный знак ТС может пониматься в нескольких смыслах:

1) как нечто материальное, предмет,

2) как информация, сведения.

В ранее перечисленных случаях он употреблен именно в первом значении.

Понятие Регистрационного знака ТС применяется и во втором значении.

Так, в п. 14 Правил регистрации установлено, что сведения о транспортном средстве включают государственный регистрационный знак. Кроме того, он понимается в качестве сведений для журнала регистрации перевозок грузов в приказе Россельхознадзора [10]. Согласно некоторым международным соглашениям в списках транспортных средств содержится государственный регистрационный знак6.

В теории уголовного права Регистрационный знак ТС определяется по-разному.

Чаще всего он понимается как устанавливаемое (размещаемое, наносимое) на ТС (корпус ТС) по решению соответствующих государственных органов (ГИБДД МВД России):

1) средство идентификации [29, с. 409; 48, с. 126];

2) специальное средство идентификации [44, с. 740; 13, с. 41; 32, с. 68; 21, 671];

3) средство идентификации и учета [25, с. 791; 16, с. 119].

По нашему мнению, эти определения не раскрывают содержание понятия «Регистрационный знак ТС», так как термины, содержащиеся в определениях, сами подлежат дефинированию.

Понятие «идентификация транспортного средства» понимается по-разному. Например, как установление тождественности:

а) заводской маркировки, имеющейся на ТС (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации [3];

б) идентификационного номера ТС или идентификационного номера основного компонента ТС (кузова, рамы, кабины, шасси) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем ТС [2].

Очевидно, что эти определения не учитывают особенности процедуры идентификации при помощи Регистрационного знака ТС, а именно, возможности фиксации и идентификации ТС на расстоянии, в том числе в транспортном потоке.

В предложенных дефинициях определяющее «(специальное) средство идентификации» значительно шире по объему определяемого понятия. Например, к нему можно отнести отличительный знак для ТС, вооружения, военной и специальной техники Организации Договора о коллективной безопасности, который может как наносится, так и крепится в виде таблички [4]; направленный на улучшение идентификации ТС опознавательный знак «Московский карше-ринг» [11] и т.д.

Некоторые исследователи воспринимают Регистрационный знак ТС как:

а) специальное изделие, содержащее индивидуальное буквенно-цифровое и символическое обозначение, присваиваемое ТС государственным органом и используемое для учета [47, с. 175];

б) специальный предмет (изделие), содержащий символы (буквы, цифры и др.), изготовленный в соответствии с техническими требованиями, предусмотренные законодательством [46, с. 149].

В принятом, но еще не вступившем в силу Федеральном законе «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ (далее — Закон о регистрации ТС), Регистрационный знак ТС определяется как «изделие, изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта и содержащее государственный регистрационный номер транспортного средства (п. 2 ст. 13) [2].

Однако «изделие» в русском языке определяется как вещь, товар7 или как изготовленный, выработанный кем-либо предмет, сделанная вещь8. Согласно ГК РФ изделие является синонимом товара (статьи 470, 471 и 477), а вещь — объектом гражданских прав (статьи 128 и 130). Такие определения наделяют Регистрационный знак ТС, как материальный объект, признаками

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

товара (вещи), которым он не является (выступает в роли изделия только в отношениях с его изготовителями).

На наш взгляд, не бесспорно мнение С.В. Крашенинникова считающего, что «орган государственной власти совершает в отношении принадлежащего ему имущества (государственный регистрационный знак) передачу права владения», а владелец ТС «наделяется ... правом пользования государственным регистрационным знаком» [22, с. 242].

Полагаем, что после изготовления Регистрационного знака ТС в процессе его хранения, выдачи и т.д. гражданское право к нему неприменимо. Нельзя рассматривать Регистрационный знак ТС как обычную вещь, поскольку законный его держатель не имеет на него классических правомочий из триады собственности.

Таким образом, определение понятия «Регистрационный знак ТС» путем использования широкого, не ближайшего родового понятия «изделие» явно не удачно. С таким же «успехом» можно назвать изделием знак государственной награды, бланк паспорта гражданина РФ, государственный флаг РФ и другие «изделия».

Регистрационный знак ТС определяется как выдаваемый органами ГИБДД:

■ специальный знак, «изготовленный в соответствии с установленными государством требованиями и соблюдением.» и «обязательный для размещения на передней и задней части легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов или задней части прочих транспортных средств» [36, с. 106];

■ знак, который соответствует установленным

государственным стандартам РФ, «фиксируется в паспорте транспортного средства и некоторых других документах, устанавливается на транспортном средстве, носит опознавательный характер, свидетельствуя о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении» [19, с. 270].

По мнению других ученых, Регистрационный знак ТС — это специальный символический (символьный) знак, изготовленный (нанесенный) на металлические (или из другого материала) формы (пластины) или на транспортное средство, используемый для учета (и допуска их к участию в международном движении) [14, с. 37, 38; 20, с. 1420].

Положительным качеством этих определений является подробное перечисление признаков: соответствие установленным государственным стандартам РФ, опознавательный характер,

свидетельствование о регистрации и допуске ТС к участию в дорожном движении.

Однако в этих определениях обнаруживается тавтология, логическая ошибка (idemperidem): в определяющем и определяемом понятиях содержатся одни и те же слова «знак», «транспортное средство», «регистрация».

Важным свойством Регистрационного знака ТС, является его символьность. Исследователи уже отмечали, что Регистрационные знаки ТС типов 9 и 10 с красным полем и белым цветом букв и цифр могут рассматриваться как символы международной защиты [35, с. 128] (особенно, если речь идет об использовании серии «CD» — для легковых автомобилей глав дипломатических представительств [9]), а типов 20—22 с синим полем и белым цветом букв и цифр как символы власти органов внутренних дел «аналогично их форменной одежде» [35, с. 129].

Следует также отметить, что черное поле символизирует ТС воинских частей и соединений, а желтое — легковые такси. Кроме того, согласно ГОСТ 50577-2018 на регистрационных знаках типов 1—4, 4А, 4Б, 15, 19, 23—28 допускается дополнительно наличие изображения Государственного флага РФ, а на регистрационных знаках типов 1, 1Б, 2, 4—6, 8—10, 15—22 должна быть надпись «RUS»9.

Таким образом, большинство Регистрационных знаков ТС являются символами: государственной принадлежности, власти, дипломатической защиты, отношения к военной службе, предназначенности для осуществления таксомоторных перевозок.

Особого внимания заслуживают мнения ученых, которые, воспринимая Регистрационный знак ТС в качестве материального объекта, считают, что это — номер установленного образца, размещаемый на корпусе ТС: выдаваемый ГИБДД [30, с. 49], размещаемый по решению ГИБДД или иного компетентного государственного органа [39, с. 719], таможенных органов РФ, автомобильных служб Вооруженных Сил РФ [42, с. 636].

Интересно отметить, что в российском дореволюционном законодательстве выдаваемые автомобильные и велосипедные знаки именовались номерами для автомобилей, номерами для велосипедов10. В советском праве употреблялись термины «печатные номерные знаки»11, ««закрепленные за автомобилями номерные знаки» [6], «автомобильные номера» [7].

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

Такое восприятие до настоящего времени прочно закрепилось не только в сознании обычных граждан, но и у юристов.

Так, в г. Дзержинске полицейские задержали подозреваемого в краже автомобильных номеров, которые были изъяты правоохранителями по адресу проживания злоумышленника12. Законодатели пишут о «регистрационных знаках, т.е. автомобильных номерах»13.

Верховный Суд РФ при характеристике предмета преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, употребляет термин «автомобильные номера»14.

Даже криминалисты, исследующие ст. 3251 УК РФ, продолжают использовать термины «номерной знак», «автомобильные номера» при характеристике их получения, хищения, завладения как синонимы материальных объектов — Регистрационных знаков ТС [31, с. 110, 111; 33, с. 43,44; 21, с. 671].

В то же время некоторые ученые считают, что Регистрационный знак ТС — это номер, который: заносится в государственный регистр [40, с. 434; изображается на световозвращающем куске жести или пластмассы (номерной знак) на передней и задней сторонах машины [43, с. 693]. Таким образом, в этом случае говорят о номере как о разновидности информации.

Следует отметить, что в Законе о регистрации ТС даны определения Регистрационного знака ТС и государственного регистрационного номера транспортного средства (далее — Регистрационный номер ТС).

Регистрационный номер ТС — это индивидуальное буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое транспортному средству регистрационным подразделением (п. 1 ст. 13 Закона о регистрации ТС), а Регистрационный знак ТС — это изделие, изготовленное в соответствии с требованиями национального стандарта и содержащее государственный регистрационный номер транспортного средства (п. 2 ст. 13 Закона о регистрации ТС) [2].

На наш взгляд, предложенная законодателем дефиниция Регистрационного номера ТС может только запутать граждан и правоприменителя, так как под (автомобильным) номером до сих пор понимается знак. Однако «недопустимо без особой надобности отказываться от старых, устоявшихся терминов», так как это «нарушает стабильность правовой терминологии» [26, с. 302]. Воля законодателя должна «в полной мере доходить до читающего закон», а его буква и смысл быть идентичными [15, с. 1315].

Не ясно также, куда отнести символы государственной принадлежности, власти, дипломатической защиты, отношения к военной службе, предназначенности для осуществления таксомоторных перевозок. Будут ли цвета поля, букв и цифр, наличие флага, надписи «RUS» и т.п. являться частью Регистрационного номера ТС или Регистрационного знака ТС?

Кроме того, согласно Конвенции о дорожном движении на каждом автомобиле, находящемся в международном движении, должен помещаться спереди и сзади регистрационный номер (Registration number) (ст. 36 и приложение 2). Помимо него сзади должен находиться отличительный знак государства регистрации (Distinguishing sing) (ст. 37 и приложение 3)15.

О регистрационных номерах государств, в которых зарегистрированы ТС, ввезенные в РФ, говорится в административном регламенте МВД России [8]. В странах СНГ предмет, аналогичный Регистрационному знаку ТС, именуется: номерным знаком (Украина16), регистрационным номерным знаком (Кыргызстан17), государственным регистрационным номерным знаком (Казахстан18).

В Великобритании это номерной знак транспортного средства (vehicle number plate)19, в Греческой Республике — регистрационные номера транспортных средств20 и т.д.

На основании изложенного представляется, что определение Регистрационного знака ТС в Законе о регистрации ТС требует корректировки. Считаем, что во избежание путаницы следует говорить о государственном регистрационном номерном знаке.

Некоторые авторы (например, Н.И. Пику-ров) рассматривают Регистрационный знак ТС «как своего рода специальный документ, наличие которого является обязательным на транспортном средстве в момент управления им» [20, с. 1420].

По мнению Г.Ф. Поленова и А.С. Горелика, Регистрационные знаки ТС (номерные знаки) обладают всеми признаками документа [28, с. 477; 27, с. 30; 45, с. 754]. В качестве примера они приводили дело Попова21, который был признан виновным в подделке государственного номера автомашины и других документов и осужден за совершение преступления предусмотренного ч. 1 ст. 196 УК РСФСР 1960 г.

К сожалению, практика в дальнейшем отказывалась признавать Регистрационные знаки ТС (номерные знаки) документами.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

Следует отметить, что не все регистрационные знаки изготавливаются из алюминиевых сплавов (черных металлов) методом штампования. Так, Регистрационные знаки типа 15 изготавливаются из бумаги и покрываются с двух сторон специальной пленкой (ламинируются).

Регистрационные знаки типов 16—18 изготавливаются на бумаге типографским способом, а на их оборотной стороне должны быть подпись должностного лица и печать22. Таким образом, они ничем не отличаются от привычных официальных документов.

В обоснование своей позиции Г.Ф. Поленов указывал, что «иностранное уголовное право, в частности уголовное право Дании, рассматривает полицейские номерные знаки на автомобилях как документы» [28, с. 477]. Современные исследователи зарубежного уголовного права также делают вывод, что Регистрационные знаки ТС являются документами.

Так, Б.Б. Сокальский заключает, что в уголовном праве Германии номерной знак автомобиля признается «собирательным документом, когда все признаки документа он получает только в результате соединения с другим предметом» [34, с. 112, 121] (в нашем случае — автомобилем).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем такое восприятие правильным, но не точным. Кроме того, автор не поясняет, возможно ли существование в уголовном законодательстве РФ таких (собирательных) документов. При этом в отношении сводных документов: государственных реестров, кассовых книг и т.д. такой вывод делается [34, с. 121].

Термин «zusammengesetzte Urkunde», употребляемый в теории немецкого уголовном права (§ 267—282 УК ФРГ) [49, с. 2154—2190; 51, с. 368—371], следует точнее переводить как «составной документ»23. Такой документ состоит из нескольких частей, образующих неразрывное единство (совокупность).

Составной документ состоит из прочно связанных вещественного доказательства / доказательственного знака (Beweiszeichen) и объясняемого объекта (Augenscheinsobjekt) [51, с. 375]. Последний также именуют содержанием доказательства (Erklаrungsinhalt) [53, с. 272] или относимым объектом (Bezugsobjekt) [49, с. 2158, 2161]. Без связи с относимым объектом доказательство содержит существенный пробел и, следовательно, его (Erktörung) еще нет [50, с. 39].

В рассматриваемом нами случае зафиксированные вместе Регистрационный знак ТС (Kennzeichenschild или Nummernschild) и транспортное средство (Fahrzeug) представляют собой

составной документ, поскольку объединяют в единое целое доказательство и содержание (объект) 53, с. 272]. Другими словами Регистрационный знак ТС, официально выданный регистрирующим органом, является вещественным доказательством / доказательственным знаком (Beweiszeichen); вместе с официальной печатью регистрирующего органа и транспортным средством они представляют собой составной документ (zusammengesetzte Urkunde) [49, с. 2155].

Таким образом, в уголовном праве Германии Регистрационные знаки ТС не являются ни обычными документами (Urkunde) [52, с. 437], ни составными документами (zusammengesetzte Urkunde), а представляют собой вещественные доказательства / доказательственные знаки (Beweiszeichen).

В то же время, по мнению доктора Ф. Хам-мериха, номерной знак с регистрационным штампом (Kennzeichenmit Zulassungsstempel) может рассматриваться как документ (Urkunde)24, который будет являться частью составного документа.

Изложенное позволяет сделать вывод, что составные документы могут быть подделаны (фальсифицированы) путем подмены любой из частей: как путем замены относимого объекта (Bezugsobjekt) [49, с. 2161], которым в нашем случае является ТС, так и путем замены вещественного доказательства (Beweiszeichen) — Регистрационного знака ТС [51, с. 375].

Однако следует отметить, что в этом случае отделение Регистрационного знака ТС от ТС будет по своей юридической природе являться уничтожением составного документа [53, с. 278—279].

По нашему мнению, такое восприятие применимо и в российском уголовном праве.

Считаем, что Регистрационный знак ТС, рассматриваемый в совокупности с ТС, соответствует большинству существующих определений понятия «документ». Его можно рассматривать как:

1) материальный носитель (объект), содержащий информацию (сведения) [1];

2) информацию, зафиксированную на (материальном) носителе25;

3) «всякий сознательно изготовленный человеком предмет, способный при помощи письменных знаков служить доказательством каких-либо фактов или событий, имеющих юридическое значение» [23, с. 26];

4) письменный акт, удостоверяющий факты, имеющие юридическое значение [41, с. 862];

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

5) результат отображения мыслительной деятельности человека [18, с. 70].

Регистрационный знак ТС в единстве с самим ТС также полностью подпадает под определение документа «как визуально определяемого письменного суждения относительно юридически-значимых обстоятельств, предметов и явлений» [37, с. 91]. Более того, он является также официальным документом, т.е. документом, обладающим законодательно признанным свойством (качеством) удостоверять юридический факт [38, с. 84] государственной регистрации ТС и допуска к участию в дорожном движении.

Подытоживая изложенное, сделаем следующие выводы.

Регистрационный знак ТС, в том числе изготовленный из алюминиевых сплавов (черных металлов) методом штампования, размещенный в специально установленных местах, является вещественным доказательством регистрации и допуска (свидетельствует о допуске) ТС к участию в дорожном движении, а также может быть символом / доказательством: государственной принадлежности, власти, дипломатической защиты, предназначенности для осуществления воинских или таксомоторных перевозок и т.д.

Регистрационный знак ТС в единстве с ТС — это соответствующий государственным стандартам официальный документ, удостоверяющий факт регистрации ТС, позволяющий фиксировать (опознать) и идентифицировать (установить тождественность) ТС на расстоянии (без осмотра идентификационного номера ТС (VIN), номеров его узлов и агрегатов), в том числе в транспортном потоке.

1 Решение Верховного Суда РФ от 24.10.2012 г. по делу № АКПИ12-1231 // СПС «Консультант Плюс»

2 Постановление Челябинского обл. суда от 29.04.2010 г. № 4а10-312 // СПС «Консультант Плюс»

3 Приговор от 23.05.2017 г. по делу № 01-0009/320/2017. Судебный участок № 20 Бабушкинского судебного района (г. Москва) // URL: http://sudact.ru/magistrate/doc/ EvitKLEombUl/

4 ГОСТ Р 50577-93. «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» // СПС «Консультант Плюс»

5 ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» // URL: http:// protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=231380

6 См., напр.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о строительстве моста через реку Неман между городами Советск и Панемуне и подходов к нему (ст. 10) // СПС «Консультант Плюс»

7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 240.

8 Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2000. С. 380.

9 ГОСТ Р 50577-2018.

10 Отчет С.-Петербургского городского общественного управления за 1906 г. Часть вторая. СПб., 1907. С. 68, 80, 106.

11 Декрет СНК РСФСР от 10.06.1920 г. «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)» (п. 1) // СПС «Консультант Плюс»

12 URL: Ы^://52.мвд.рф/пе%^/й:ет/10961978/

13 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 32 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

14 См., напр.: Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.12.2016 г. № 30-АПУ16-11 // СПС «Консультант Плюс»

15 Convention on Road Traffic (Vienna, 8 November 1968) / / URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/1977/05/ 19770524%2000-13%20AM/Ch_XI_B_19.pdf

16 Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.1993 г. № 3353-XII (ст. 34) // URL: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/3353-12

17 URL: http://gosuslugi.mineconom.kg/index.php?act= view_cat2&id=282

18 Закон Республики Казахстан от 17.04.2014 г. № 194-V-ЗРК «О дорожном движении» (п. 37 ст. 1) // URL: http://egov.kz/wps/poc?uri = mjnpa:document& language=ru&documentId=Z1400000194

19 URL: https://www.warwickshire.police.uk/article/8701/ Theft-of-vehicle-number-plates

20 URL: http://www.yme.gr/index.php?tid=1718

21 БВС РФ. 1966. № 8. С. 9—10.

22 ГОСТ Р 50577-93. (п. 4.3, приложения Д, Е, Ж); ГОСТ Р 50577-2018. (п. 4.3, приложение Д).

23 См., напр.: Немецко-русский словарь. М.: Рус. яз., 1981. С. 493.

24 URL: https://www.repetitorium-hemmer.de/rep_pdf/ 6__267_StGB.pdf

25 См., напр.: ГОСТ 7.0.8. 2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». М., 2014. С. 2.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

3. ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

транспортных средств // СПС «Консультант Плюс»

4. Положение об общем отличительном знаке для транспортных средств, вооружения, военной и специальной техники формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (Приложение 2 к Решению Совета министров обороны от 13.06.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

5. Постановление Правительства РФ от 08.04.1992 г. № 228 (ред. от 26.01.2012 г.) «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией ав-томототранспорта в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

6. Приказ МВД СССР от 14.10.1982 г. № 334 «О внесении изменений и дополнений в Правила регистрации и учета автомототранспортных средств» (утв. приказом МВД СССР от 30.01. 1975 г. № 20» // СПС «Консультант Плюс»

7. Приказ МВД РФ от 30.07.1993 г. № 362 «О новых государственных регистрационных знаках транспортных средств» // СПС «Консультант Плюс»

8. Приказ МВД России от 07.08.2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» // СПС «Консультант Плюс»

9. Приказ МВД России от 05.10.2017 г. № 766 «О государственных регистрационных знаках транспортных средств» (п. 2.1) // СПС «Консультант Плюс»

10. Методические указания по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (утв. приказом Россельхознадзора от 30.01.2018 г. № 53), п. 4.4.7 // СПС «Консультант Плюс»

11. Требования к цветографической окраске транспортных средств, используемых для оказания услуги каршеринг (утв. приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 02.09.2015 г. № 61-02-283/5) // СПС «Консультант Плюс»

12. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2005.

13. Архипов А.А., Шарапов Р.Д. Уголовная ответственность за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств: Монография. М., 2012.

14.Баканов К.С. Квалификация преступлений, предусмотренных статьей 325.1 УК РФ «Неправомерное завладение государственными регистрационными знаками» // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Сер.: Юриспруденция. 2015. № 5.

15. Грачева Ю.В. Язык закона и судейское усмотрение // LexRussica (Науч. тр. МГЮА). 2010. № 6.

16. Егиазарян Н.А. Преступления против порядка управления в уголовном праве Армении и России (вопросы теории и методологии сравнительно-правового исследования): Ммоногра-фия / Отв. ред. А.И. Чучаев. М., 2013.

17. Иванов Н.Г. Уголовное право. Особенная часть. М., 2016.

18. Клепицкий И.А. Документ как предмет подлога в уголовном праве // Гос-во и право, 1998. № 5.

19. Козаченко И.Я., Новоселов Г.П. Уголовное право. Особенная часть. М., 2017. Т. 2.

20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический) / Под ред. А.И. Чучаева. М., 2019.

21.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Есакова. М., 2018.

22. Крашенниников С.В. Квалификация неправомерного завладения государственным регистрационным знаком транспортного средства // Политика, экономика и право в социальной системе общества: новые вызовы и перспективы. Сб. матер, междунар. науч.-практ. конф. г. Феодосия (Крым) 4—6 мая 2016 г. М., 2016.

23. Кузнецов А.В. Ответственность за подлог документов по уголовному праву. М., 1959.

24. Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1974.

25. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

26. Научные основы советского правотворчества / Отв. ред. Р.О. Халфина. М., 1981.

27. Поленов Г.Ф. Ответственность за похищение, подделку документов и их использование. М., 1980.

28. Поленов Г.Ф. Ответственность за преступления против порядка управления: Дис ... д-ра. юрид. наук. Алма-ата, 1971.

29. Полный курс уголовного права: В 5 т. Т. 5 / Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2008.

30. Понятовская Т.Г., Чучаев А.И. Преступления против порядка управления. Ижевск, 2007.

31. Решетников А.Ю. Неправомерное завладение государственными регистрационными

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

знаками транспортного средства: юридическая ответственность и проблемы реализации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. № 4 (42).

32. Рябченко О.Н. Уголовно-правовое обеспечение предметов управленческой деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

33. Салимова А.М., Юсупов Т.И. Уголовная ответственность за неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства (ст. 3251 УК РФ) // Вестник Уфимского юрид. ин-та МВД России. 2016. № 1.

34. Сокалъский Б.Б. Подлог документов в уголовном праве России и Германии: сравнительно-правовое исследование: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016.

35. Спиридонова О.Е. О средствах законодательной техники, используемых при построении нормы ст. 326 УК РФ // Проблемы совершенствования юридической техники и дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе: Сб. науч. ст. Вып. 2 / Отв. ред. Л.Л. Кругли-ков. Ярославль, 2007.

36. Суворов А.С. Уголовная ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

37. Трубин Е.М. Документ как предмет преступления против порядка управления. Критический анализ литературы // Закон и право. 2018. № 4.

38. Трубин Е.М. Понятие официального документа как предмета преступления против порядка управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 5.

39. Уголовное право России. Общая и Особенная части / Под ред. В.К. Дуюнова. М., 2017.

40. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 2001.

41. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А.И. Рарога. М., 2017.

42. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части / Под ред. А.И. Чуча-ева. М., 2013.

43. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.В. Шишко. М., 2015.

44. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина и С.В. Максимова. М., 1999.

45. Уголовное право. Часть Особенная / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 1999.

46. Филиппов П.А. Дискуссионные вопросы доктринального толкования и практики применения неправомерного завладения государственными регистрационными знаками транспортных средств (ст. 3251 УК РФ) // Евразийский юрид. журнал. 2017. № 1 (104).

47. Хорошилов С.А. Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства: анализ состава преступления и проблемы криминализации // Проблемы права. 2014. № 4 (47).

48. Щербаков В.А. Преступления против порядка управления: научно-практический комментарий к главе 32 УК РФ. М., 2011.

49. Fischer T. Strafgesetzbuch: mit Nebengesetzen (Beck'sche Kurz-Kommentare, Band 10). 66 Auflage. Munchen: Verlag C.H. Beck, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Freund G. Urkundenstraftaten. Zweite, vollstandig uberarbeitete und erweiterte Auflage. Berlin Heidelberg: Springer-Verlag, 2010.

51. Kindhäuser U. Strafrecht Besondere Teil I : Straftaten gegen Persönlichkeitsrechte, Staat und Gesellschaft. 8 Auflage. Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2017.

52. Schmidt R. Strafrecht — Besondere Teil I (Straftaten gegen die Person und die Allgemeinheit) 20. vollig neu bearbeitete und aktualisierte Auflage. Grasberg bei Bremen : Dr. Rolf Schmidt GmbH, 2018.

53. Wessels J., Hettinger M., Engländer A. Strafrecht Besonderer Teil 1: Straftaten gegen Personlichkeits- und Gemeinschaftswerte. 42., neu bearbeitete Auflage. Heidelberg: C.F. Muller Verlag, 2018.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.