НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ В РОССИИ: МАСШТАБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
1 2 Л.М. Прокофьева, канд. экон. наук, ведущий аналитик , ведущий научный сотрудник
1 1 И.И. Корчагина, канд. экон. наук, ведущий аналитик , ведущий научный сотрудник
Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики
Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦ РАН
(Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11006
Аннотация. Статья посвящена анализу уровня жизни и факторов, влияющих на уровень доходов неполных семей с детьми. Эта категория семей в наибольшей степени подверженных риску бедности и социальной исключенности. Причины, приводящие к образованию неполной семьи, во многом определяют и степень ее материальных проблем, поскольку именно от этого зависит источник денежных поступлений, призванных частично компенсировать отсутствие доходов второго родителя. Насколько алименты на детей после распада брака, пенсии по потере кормильца и социальные пособия одиноким родителям реально выполняют функцию материальной поддержки детей в неполных семьях? Ответы на эти вопросы дают данные выборочных обследований семей, в частности, данные обследований Росстата последних лет. Поскольку основной причиной образования неполных семей с детьми является распад брака, важным представляется анализ правового обеспечения и практики реализации алиментных отношений. Проблемы невыплаты или задержек с выплатой алиментов существуют не только в России, поэтому международный опыт их решения интересен для выбора путей улучшения ситуации с материальным обеспечением детей после развода родителей в России.
Ключевые слова: неполные семьи, разводы, алименты на детей, социальная поддержка.
1. Неполные семьи в России: масштабы распространения
(демографический портрет)
Наиболее полные данные о демографической структуре домохозяйств дают переписи населения, а в межпереписной период - микропереписи, последняя из кото-
рых проводилась в 2015 году. По данным микропереписи 2015 года в общей структуре частных домохозяйств (исключая одиноко проживающих лиц) неполные семьи составляют 21%, а неполные семьи с детьми до 18 лет - около 10% (табл. 1).
Тип домохозяйства Неполные семьи (матери/отцы с детьми всех возрастов)
Неполные семьи (матери/отцы с детьми всех возрастов) 21,1
в том числе:
Матери с детьми 14,8
Отцы с детьми 1,7
Матери/отцы с детьми и другими родственниками 4,6
Неполные семьи с детьми до 18 лет 9,8
в том числе
Матери с детьми 6,1
Отцы с детьми 0,6
Матери/отцы с детьми и другими родственниками 3,1
Все домохозяйства (исключая одиночек) 100
Таблица 1. Доля неполных семей и неполных семей с детьми до 18 лет в общем числе частных домохозяйств (исключая одиночек), %, микроперепись населения 2015 г. [1]
Если рассматривать только
домохозяйства с детьми до 18 лет, то среди них неполные семьи составляют 22,5% и в подавляющем большинстве своем - это матери с детьми. В городах этот тип домохозяйств встречается немного чаще, чем в сельской местности, однако различие по типам поселений невелико (23% и 21%).
Неполные семьи с детьми до 18 лет чаще, чем домохозяйства, состоящие из супружеской пары, живут совместным хозяйством с родственниками: почти треть неполных семей с детьми до 18 лет живут в сложных многопоколенных
домохозяйствах, для полных семей с детьми эта доля составляет 25,7%. Особенности выделения сложных домохозяйств среди неполных, когда в состав сложных включаются только случаи, когда совместно с матерью или отцом с детьми живет только один из родителей, дает несколько искаженное представление о распространении неполных сложных семей - если мать или отец с детьми живут совместно с обеими родителями матери или отца, то по правилам типологии Росстата это домохозяйство относится к полным
домохозяйствам с супружеской парой и прочими родственниками.
Яснее увидеть реальное
распространение неполных семей как части семейной структуры населения России можно переходя к рассмотрению нового элемента анализа - семейных ячеек, введенного в переписи населения с 2002 года. Семейные ячейки могут составлять самостоятельное домохозяйство или входить в состав домохозяйств вместе с другими родственниками и (или) не родственниками.
Такое во многом условное вычленение семейных ячеек из существующих в населении домохозяйств позволяет увидеть реальный масштаб распространения такого типа семейной ячейки как «матери с детьми до 18 лет» или «отцы с детьми до 18 лет», независимо от совместного или раздельного проживания с родственниками. Среди всех семейных ячеек матери с детьми до 18 лет составили почти 12%, а отцы с детьми до 18 лет - 1,3%. Если рассматривать лишь семейные ячейки с детьми до 18 лет, то матери/отцы с детьми составляют 30%, из которых 27% - это матери с детьми (табл. 2).
Таблица 2. Доля семейных ячеек разного типа в общем числе семейных ячеек, %, микроперепись 2015 г. [1]_
Тип семейной ячейки Все семейные ячейки Семейные ячейки с детьми до 18 лет
Супруги без детей 34,8
Супруги с детьми, в т.ч.: 39,8
в возрасте <18 29,5 69,4
Матери/отцы с детьми, в т.ч.: 25,4
в возрасте <18 13,0 30,6
Матери с детьми, в т.ч.: 22,6
в возрасте <18 11,7 27,4
Отцы с детьми, в т.ч.: 2,8
в возрасте <18 1,3 3,2
Всего семейных ячеек 100 100
Анализ семейных ячеек показывает, что наиболее часто в составе сложных домохо-зяйств живут отцы с несовершеннолетними детьми (почти 60%), что позволяет им активно использовать помощь родственников в воспитании малолетних детей. Одинокие матери с малолетними детьми (вдовые, разведенные, матери-одиночки) также в 48% случаев живут с родителями
или другими родственниками, что позволяет им полагаться на помощь родственников в уходе за детьми, а также получать материальную поддержку.
Таким образом, переход на рассмотрение семейных ячеек позволяет увидеть, что почти половина «матерей/отцов с детьми до 18 лет» живут в домохозяйствах с родственниками.
Анализ структуры неполных семей по причинам их образования (смерть супруга, распад брака, внебрачное рождение ребенка) может быть проведено по данным масштабного обследования Росстата «Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах» (ВНДН). Семейное положение родителя, который один воспитывает детей, важно рассматривать как фактор потенциального источника материальной поддержки неполной семьи - пенсии по потере кормильца, алиментов на ребенка по суду или по договоренности или пособий одиноким матерям.
Данные обследования показывают преобладание неполных семей, образовавшихся в результате распада брака (56% разведенные и 11% - разошедшиеся). После смерти одного из родителей появляется 11% неполных семей, а родитель-одиночка, никогда не состоявший в браке, образует неполную семью в два раза чаще (22%).
Различие в семейном положении мужчин и женщин, которые одни воспитывают детей, отмечается лишь в значительно более высокой доле вдовцов среди мужчин и матерей-одиночек, никогда не состоявших в браке, среди женщин (табл. 3).
Таблица 3. Семейное положение родителя, который воспитывает ребенка в неполной семье, ВНДН-2017, %_
Семейное положение родителя Отец Мать
Вдовец/вдова 26,2 10,6
Разведен/разведена 55,0 55,9
Разошелся/разошлась 13,0 10,6
Никогда не состоял/а в браке 5,8 22,9
Всего 100 100
2. Уровень жизни и бедности неполных семей в России
Если рассматривать уровень доходной бедности разных типов семей по данным обследования ВНДН за 2017 год, то неполные семьи выделяются наиболее высокими показателями бедности: как с точки зрения традиционной абсолютной оценки в соотношении с прожиточным минимумом (24,5% против 18,8% для супруже-
ских пар с детьми), так и по относительной оценке бедности в соотношении с медианой располагаемых доходов (33,6% против 24,2%) (табл. 4).
Доля неполных семей, которые отмечают свою неспособность «сводить концы с концами», также более высока у неполных семей по сравнению с супружескими парами (22,5% против 12,1%).
Таблица 4. Доля бедных семей по разным методикам оценки, данные ВНДН на 2017 г., %_
Тип семьи Абсолютная бедность (доходы ниже ПМ) Относительная бедность* Субъективная бедность ** Депривационная бедность (бедность по лишениям)***
Семьи без детей 2,3 16,1 8,4 10,3
Семьи с детьми - всего 19,8 24,9 14,2 11,4
Супруги с детьми до 18 лет, в т.ч.: 18,8 22,9 12,1 9,6
Супруги с детьми до 18 лет 18,8 22,4 12,0 9,7
Супруги с детьми до 18 лет и другими родственниками 18,7 24,0 12,4 9,5
Неполные семьи с детьми до 18 лет, в т.ч.: 24,5 33,4 22,5 18,4
Один из родителей с детьми до 18 лет 30,6 38,5 28,0 21,8
Один из родителей с детьми до 18 лет и другими родственниками 20,9 30,4 19,4 16,4
Прочие семьи с детьми 20,8 30,8 20,1 16,3
Все семьи 8,0 19,0 10,3 10,6
* линия бедности - 60% от медианы располагаемого дохода, с эквивалентной шкалой ОЭСР.
** вопрос анкеты «Принимая во внимание доходы всех членов домохозяйства, получается ли у Вашего домохозяйства «свести концы с концами», то есть оплатить все необходимые ежедневные расходы?» - ответ: «с большими затруднениями». *** Бедными считаются семьи, в которых отмечается 5 и более лишений из выделенных 11.
Совместное проживание с родственниками дает неполным семьям дополнительные ресурсы: уровень бедности в сложных семьях с родственниками ниже, чем в простых неполных семьях, и это отмечается по всем представленным индикаторам бедности.
Одним из индикаторов уровня жизни и бедности, более конкретно описывающих отсутствие возможности семьи для нормальной жизнедеятельности в рамках существующего в обществе стандарта потребления благ и услуг, является показатель бедности по депривациям. В этой методике к бедным относятся те, чей уровень жизни существенно отличается от стандарта, преобладающего в стране. Ключевым в этом случае является тот факт, что бедные не могут позволить себе то, что имеет основная масса граждан, и поэтому они испытывают некоторое состояние ис-ключенности из сложившегося в стране стиля и образа жизни [2].
Список тех признаков бедности по де-привациям (лишениям), которые заложены в определение оценки бедности, формируется на основе данных опроса домашних хозяйств, согласно лишениям, которые абсолютное большинство респондентов считают признаками бедности. Кроме того, в 2015 году в рамках специального проекта Росстата было проведено тестирование этого списка методом проведения фокус-групп с экспертами в 33 регионах России. Анализ результатов позволил выделить основной список из 11 деприваций, которые и используются с тех пор при определении уровня бедности по депривациям.
Результаты опроса по программе ВНДН показывают, что и по оценке бедности на основе анализа деприваций неполные семьи оказываются беднее, чем семьи с суп-
ружеской парой и другие типы семей. Кроме того, сохраняет свою актуальность вывод, что совместное проживание с родственниками снижает риск большого числа деприваций в неполных семьях и, следовательно, уровня бедности по этому индикатору.
3. Проблемы материальной поддержки детей со стороны родителя, который не живет с ними - выплата алиментов
Поскольку преобладающая часть неполных семей образуется в результате распада брака, важным элементом материальной поддержки детей являются алименты от родителя, который с ними не живет. Опросы разведенных женщин и мужчин, проводившиеся в течение 90-х годов, констатировали сложное положение с выплатой алиментов: их выплата была не регулярной, а размер крайне низким. Обследования середины 2000-х годов показали некоторое улучшение ситуации, но и остающиеся не решенными проблемы [3]. К ним, прежде всего, относится проблема невыплаты алиментов.
Обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ), проведенное по общероссийской выборке в 2011 году, показывает, что как и раньше основная тяжесть по материальному обеспечению детей в неполных семьях после распада брака ложилась только на одного из родителей (в основном, на матерей). Только 32% из них получали регулярную помощь от бывшего партнера, а еще 16% ее получали нерегулярно. Остальные не имели никакой поддержки, т.е. больше половины женщин ответили, что они не получали алименты на детей в последние 12 месяцев, предшествовавших опросу (табл. 5).
Таблица 5. Получение алиментов и регулярность выплат в зависимости от типа прожи-
вания неполных семей с детьми после распада брака, РиДМ [иЖ-2011, %
Все неполные семьи* В том числе проживающие:
отдельно в сложных семьях
Да, получали каждый месяц 32,1 34,8 27,3
Да, но не каждый месяц 15,8 16,7 14,1
Нет, так как бывший(ая) партнер(ша) не выплачивал^) 52,1 48,5 58,6
Всего 100 100 100
* учитываются только случаи, когда есть право на алименты по суду или по договоренности.
Обратим внимание, что в случае если неполная семья проживала с другими родственниками, то регулярное финансовое участие бывшего партера становилось еще меньше (27,3% против 34,8% - для тех, кто живет отдельно).
Эти результаты близки с данными Комплексного обследования уровня жизни (КОУЖ) Росстата, проведенного в 2011 году по расширенной программе, в которой, в частности, задавались вопросы о регулярности выплат алиментов и длительности периода невыплаты - половина неполных семей с детьми после развода, живущая без родственников, не получала алименты в прошедшие 12 месяцев, а 15% отмечала задолженность по выплатам. Среднее число месяцев неполучения алиментов было равно 18 или полутора годам [6].
Последние данные по невыплатам дает обследование ВНДН-2017: 16% неполных семей после распада брака отмечали задолженность по оплате алиментов от второго родителя, не живущего с детьми, и среднее число месяцев невыплаты превышало 19.
Еще одним фактором, влияющим на уровень жизни неполных семей с детьми после распада брака, остается низкий размер алиментов. Большая, чем в конце 90-х годов, регулярность выплат алиментов связана с прекращением массовых задержек заработной платы, однако, неформальная, нигде не декларируемая, дополнительная занятость отцов продолжает оставаться основной причиной низких размеров алиментов по сравнению с прожиточным минимумом ребенка.
Семейный кодекс определяет правила расчета алиментов в случае, если нет соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, и если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к
заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме. Минимальный размер алиментов в случае, если отец является безработным, привязывается к ПМ ребенка, который делится пополам (родители имеют равные обязательства по содержанию детей).
Сопоставление выплачиваемых сумм с уровнем прожиточного минимума 2011 года показал, что только чуть более 10% полученных алиментов на детей в среднем были равны или превышали уровень прожиточного минимума, в который, однако, не входят затраты на образование и медицинское обслуживание. Больше половины выплачиваемых сумм не достигала и 50% ПМ, а почти треть находится на уровне ниже 25% ПМ. Сегодня ситуация с размером алиментов несколько улучшилась. По данным обследования Росстата ВНДН-2017, средний размер алиментов, который получает один из родителей на ребенка, оставшегося с ним после развода (неполная семья), составила 60% от ПМ ребенка. Вместе с тем, по-прежнему, основная тяжесть по материальному обеспечению детей ложится на матерей, поскольку рост платности услуг образования и охраны здоровья, которые не входят в состав минимального прожиточного бюджета, делают эту задачу особенно сложной. Отсюда частота обращений матерей из неполных семей за предоставлением государственной социальной помощи, особенно в случае задержки выплат, которые достигают иногда нескольких лет.
На региональном уровне выплачивается специальное денежное пособие на детей малообеспеченным семьям, которое, по данным обследования ВНДН-2017 года, получали от 16 до 25% женщин с детьми в неполных семьях в зависимости от типа семьи. Помощь детям на региональном уровне может заключаться и в единовременных или регулярных выплатах на конкретные цели, например, на оплату лечения, целевое пособие к началу учебного
года, на транспорт, на приобретение вещей (одежды, компьютера, спортинвентаря), оплата летнего отдыха и т.п. По данным того же обследования, от 4 до 8% женщин с детьми в неполных семьях получали эти виды социальной поддержки.
Проблема невыплаты или нерегулярной выплаты алиментов на детей после распада брака родителей существует во многих странах. Основная задача, которую там пытаются решить, это контроль за обеспечением детей, остающихся с матерью, материальной поддержкой со стороны отца. Различия в подходах к решению этой проблемы касаются как процесса назначения и размера выплат на ребенка после распада брака, так и степени вмешательства государства в случаях невыполнения отцами своих обязательств.
Наиболее радикальный подход борьбы с неплатежами алиментов со стороны отцов с целью гарантировать детям получение средств без необходимости контактов сторон с 1995 года применяет канадская провинция Квебек. По новым правилам каждый потенциальный плательщик алиментов обязан выплатить Агентству по доходам Квебека месячную сумму алиментов (caution), которая впоследствии может быть использована Агентством для покрытия задолженности по алиментам в период процедуры взимания этой суммы с банковского счета неплательщика или напрямую из его заработной платы по договору с работодателем. Сегодня использование такой автоматической системы привела к практическому отсутствию неплатежей алиментов в Квебеке (96% регулярных платежей).
Опыт Квебека был использован правительством Франции - в 2019 году было принято решение о создании государственной услуги по выплате алиментов, которая позволяет их выплачивать непосредственно через Кассы семейных пособий (CAF), причем, последние будут сами взыскивать их с должников и выплачивать их непосредственно родителю, воспитывающему ребенка. Новая процедура позволяет, с одной стороны, предотвращать неуплату путем проверки надлежащего исполнения обязательства должником, а с другой сто-
роны, быстрее выявлять неуплату алиментов и незамедлительно возбуждать производство по взысканию (в то время как сейчас обычно требуется несколько месяцев для того, чтобы сообщить о неуплате алиментов, что затрудняет их оперативное взыскание) [7].
Введение этой системы нацелено на упрощение процедуры получения алиментов родителем, одному воспитывающим ребенка, а также на повышение ценности этого права. В отношение всех алиментов, установленных с 1 июня 2020 года, родитель имеет право еще на этапе определения размера алиментов судьей по семейным делам или в соглашении о разводе или раздельном проживании, указать свое желание получать выплату алиментов через кассы семейных пособий, что записывается в судебном постановлении, нотариально заверенном акте или соглашении, официально признанном CAF. В обязанность плательщика алиментов вменяется сообщение своих банковских реквизитов и согласие на автоматическое взимание алиментов с банковского счета.
В целом страны ЕС различаются в подходах к проблеме поддержки детей после распада брака в случае невыплаты им установленной суммы алиментов. В англосаксонских странах государство контролирует обеспечение выполнения семейных обязательств между родителями и детьми. В Скандинавских странах главный принцип заключается в том, что каждый ребенок имеет право на надлежащее обеспечение, а содержание ребенка - это право ребенка, поэтому, если отдельно проживающий родитель не платит алименты, или размер этих алиментов слишком мал и не позволяет покрыть необходимые потребности ребенка, то часть содержания регулярно обеспечивается государством. Таким образом, государство несет солидарную ответственность за содержание детей, гарантируя, что дети получают достаточное содержание.
Когда законодательные меры по взысканию алиментов не дают положительных результатов, в некоторых странах существуют государственные гарантии выплаты алиментов на ребенка государством
(в Австрии, Эстонии, Германии, Венгрии, Италии и Швеции), местными властями (в Чехии, Дании и Финляндии), специальными фондами (в Латвии, Литве, Люксембурге, Польше и Португалии) или специальным агентством / учреждением (в Нидерландах и Великобритании). В большинстве случаев содержание ребенка осуществляется назначенным органом только после исчерпания средств правовой защиты. Этот вид пособий предназначен для семей с относительно низкими доходами, хотя граница входа в программу помощи каждая страна определяет по-разному. Например, размер выплачиваемого пособия в связи с отсутствием алиментов на детей составляет 20% социального минимума во Франции и почти 50% социального минимума в Польше [8, 9].
Аналогом такого пособия в России является ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в бедных семьях (доходы ниже ПМ), финансируемое из региональных бюджетов. Это пособие в большинстве регионов очень мало в сравнении с уровнем прожиточного минимума ребенка - не превышает 5-10% ПМ ребенка. Ориентируясь на международные практики поддержки неполных семей с детьми следует, прежде всего, признать необходимость увеличения размера денежного пособия таким семьям в России.
Моделирование двух сценарных вариантов повышения размера ежемесячного пособия на детей в неполных семьях на данных ВНДН-2017 (минимальный - 20%
ПМ ребенка, как во Франции, и максимальный - 50% ПМ ребенка, как в Польше) показывает, что после учета пособия даже в размере 0,5 ПМ в целом «детская» бедность остается на высоком уровне и сокращение абсолютной бедности среди всех семей с детьми происходит не столь существенно (на 0,5п.п. и 1,4п.п., соответственно). Однако такие выплаты выводят из бедности часть получателей, а именно -неполные семьи с детьми: даже по минимальному сценарию (выплата 20% ПМ) бедность среди неполных семей с детьми сокращается с 24,5% до 20,7%, а при выплате 50% ПМ - до 15,4%. Повышенный размер пособия (при размере 20% ПМ) на ребенка в неполной семье позволяет сократить бедность в неполных семьях почти до уровня бедности семей с двумя родителями, а в случае выплаты в качестве пособия 50% ПМ, сократить бедность в неполных семьях с детьми более чем на треть.
Таким образом, повысить устойчивость материального положения неполных семей, из всех российских домохозяйств в наибольшей степени подверженных риску бедности и социальной исключенности, позволит повышение ежемесячного пособия на детей в размере, по крайней мере, на менее 0,2 ПМ ребенка (что позволит сблизить риски бедности неполных семей и семей с двумя родителями), а пособие в размере 0,5 МП (размер обеспечивающий продуктовую корзину ребенка) будет способствовать сокращению бедности в этих семьях до уровня близкого к среднему по всему населению.
Библиографический список
1. Данные Росстата по результатам микропереписи 2015. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gks.ru/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html (дата обращения: 06.07.2020)
2. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. Коллективная монография. - М.: Московский Центр Карнеги, 1998.
3. Прокофьева Л.М. Роль государственных и частных трансфертов в изменении уровня жизни семей. - Мониторинг бедности в Нижегородской области. Итоги международного проекта по исследованию проблем бедности в Нижегородской области // Народонаселение. - 2008. - №2. - С. 48-59.
4. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Сборник аналитических статей. Выпуск 1. Под науч. ред. Т.М. Малевой и О.В. Синявской. - М., НИСП, 2007. -637 с.
5. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Сборник аналитических статей. Выпуск 2. Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой и О.В. Синявской. - М.: НИСП, 2009. - 335 с.
6. Данные Росстата по результатам Комплексного обследования уровня жизни (КО-УЖ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.gks. ru/free_doc/new_site/KOUZ/survey0/index. html
7. Vers un service public de versement des pensions alimentaires. - Dossier de presse, jeudi 19 septembre 2019, Ministère des solidarité et de la santé.
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=21097&langId=et
9. La politique familiale française. CNAF, 2020.
SINGLE PARENT FAMILIES IN RUSSIA: LEVEL OF SPRED AND MATERIAL
SUPPORT
1 2 L.M. Prokofieva, Candidate Economic Sciences, Leading Analyst , Leading Researcher
I.I. Korchagina, Candidate Economic Sciences, Leading Analyst1, Leading Researcher 2 1 Higher School of Economics
Institute of Socio-Economic Studies of Population, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (Russia, Moscow)
Abstract. The article is devoted to the analysis of living standard and factors affecting the income of single-parent families with children. This category offamilies is most exposed to the risk of poverty and social exclusion. The reasons leading to the formation of single parent families are different, but the main reason is divorce. The problem of low incomes after divorce is considered as a great importance for our country, and it leads to "feminization ofpoverty". Alimony for children after divorce must compensate the lack of the second parent income. Is it really so? The authors study living standards of one-parent families using Rosstat families' surveys data. It is important to analyze the legal framework and the practice of implementing alimony relations. The problems of non-payment or delays in the payment of alimony exist not only in Russia, and the international experience in solving them is interesting for choosing ways to improve the situation with the financial support of children after the parents divorced in Russia.
Keywords: single parent families, divorces, alimonies, social support.