Научная статья на тему 'НЕПОЛИВНЫЕ КУВШИНЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХОРЕЗМА'

НЕПОЛИВНЫЕ КУВШИНЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХОРЕЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУВШИНЫ / СЕРОГЛИНЯНАЯ / КРАСНОГЛИНЯНАЯ / ТИП / ФОРМА / ВЕДРО / ЧЕРНОЕ ЛОЩЕНИЕ / PITCHERS / GRAY-CLAY / RED- CLAY / TYPE / SHAPE / BUCKET / BLACK BURNISHED

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайпов С.Т.

В статье описывается один из видов столовой керамики- неполивные кувшины. В средневековых памятниках Южного Приаралья среди археологических находок часто повстречается неполивные кувшины. Они широко распространены в культурных слоях развитого средневековья, так как, использовались повседневном быту феодального общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNGLAZED MENSAL JUG OF MIDDLE AGES KHOREZM

This paper describes a type of ceramics is dining unglazed pitchers. The medieval monuments of the Southern Aral Sea among the archaeological finds will meet often unglazed pitchers. They are widespread in the developed cultural layers of the Middle Ages, as have been used daily life of feudal society.

Текст научной работы на тему «НЕПОЛИВНЫЕ КУВШИНЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХОРЕЗМА»

Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 1248 с.

21. Парахонський Б.О. Украшсько-росшсьш вщносини: злгти та падiння./ Б.О. Парахонський. -Кшв: Т-во «Знання» Украши, 2007. - 24 с.

22. Петровський В. Вшськово-полгтичний чинник сучасних украшсько-росшських ввдносин. Ученi записки / В. Петровський. - Харшв: Харшв-ський гуманiтарний iн-т., 2002. - Т. 8. - С. 260268.

23. Пушков А. Россия в новом миропорядке: рядом с Западом или сама по себе? / Алексей Пушков // Международная жизнь. 2000. № 10. -С.32-44.

24. Стенограмма заседания Государственной Думы РФ от 07 апреля 1995 г. // База данных «Стенограммы заседаний Государственной

Думы». [Електронний ресурс]. Режим доступу до ресурсу: http://transcript.duma.gov.ru/node/3074/

25. Стенограмма заседания Государственной Думы РФ от 22 марта 1995 г. // База данных «Стенограммы заседаний Государственной Думы». [Електронний ресурс]. Режим доступу до ресурсу: http://transcript.duma.gov.ru/node/3079/

26. Стратегический курс России с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Утвержден Указом Президента РФ от 14 сентября 1995. №940.[Електронний ресурс]. Режим доступу: http://kremlin.ru/acts/bank/8307

27. Чекаленко Л. Формування ново! моделi украшсько-росшських вщносин на сучасному ета-ni глобалiзацil / Л. Чекаленко // Науковий вюник Дипломатично! академи Украши при МЗС Укра!-ни. - 2004. - Вип. 10. - С. 34-39.

Saipov S.T.

Senior scientific collaborator- Applicant, Department of Archaeology, of Karakalpak State University.

Сайпов С.Т.

Cтарший научный сотрудник- соискатель, кафедры археологии, Каракалпакский государственный

университет.

UNGLAZED MENSAL JUG OF MIDDLE AGES KHOREZM.

НЕПОЛИВНЫЕ КУВШИНЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХОРЕЗМА.

Аннотация: В статье описывается один из видов столовой керамики- неполивные кувшины. В средневековых памятниках Южного Приаралья среди археологических находок часто повстречается неполивные кувшины. Они широко распространены в культурных слоях развитого средневековья, так как, использовались повседневном быту феодального общество.

Abstrakt: This paper describes a type of ceramics is dining unglazed pitchers. The medieval monuments of the Southern Aral Sea among the archaeological finds will meet often unglazed pitchers. They are widespread in the developed cultural layers of the Middle Ages, as have been used daily life of feudal society.

Ключевые слова: кувшины, сероглиняная, красноглиняная, тип, форма, ведро, черное лощение.

Keywords: pitchers, gray-clay, red- clay, type, shape, bucket, black burnished.

Среди керамических находок средневековых памятниках Южного Приаралья часто встречается неполивные кувшины закрытого типа. Они являются массовыми материалами из керамических изделий. По свету черепка эти изделия разделяется на сероглиняную и красноглиняную. Всем им свойственны узкое или широкое горловина, плечико, вытянутый или приземистое туловище, плоская или кольцевидная донцо, уплощенно-овальная или пластинчатовидная ручки. Ниже мы проанализируем неполивные изделия этого вида.

В составе сероглиняной керамики из средневековых памятников Хорезма XП-XIV вв. часто встречаются находки столовых кувшинов в фрагментах или археологически целых форм сосудов. Сероглиняные кувшины хорезмшахского и золо-тоордынского периодов по морфологическим и декоративным признакам почти одинаковы. Однако формы и орнаментальные мотивы сосудов XIII-XIV вв. более совершенны. Золотоордынские кувшины в преобладающем большинстве, имеют низкие круглые в сечении ручки. По многочислен-

ным образцам кувшины подразделяются на шесть типов.

I- тип узкогорлый кувшин со сливом (рис.1. 1). Он имеет высоту 32 см, широкая часть тулово 24 см, толщина стенок 1 - 2 см, округлая ручка прикреплено к горловину и на тулово. Тулово имеет яйцевидной формы, донцо плоское, от горловины до донцовой части с наружи имеет рифленый орнамент в виде параллельных линий. Второй вариант этого типа сероглиняного кувшина имеет высоту 26 см, широкая часть диаметра 22 см, диаметр устье со сливом 6 см, плоский диаметр донцо 14 см, толщина стенок 0,6-1,0 см, округлая ручка возвышается над венчиком ( рис.3. 1). Венчик с наружу имеет пальцевое вдавливания, на плечике процарапанный орнамент в виде елочки. Кувшин был найден в жилом помещение №3 в городище Пульжая (рис.2.12) [11, с.218-220].

Более распространенный вид кувшинов является широкогорлые сосуды II -типа. Они имеет широкое горло, приземистое, крупное, шаровидное, горизонтально рифленое тулово

(рис.1.3,4,7,8,12; рис.2. 1,2,8,9,10; рис.3. 2,3). Их высота колеблятся от 20 до 30 см, широкая часть тулово от 18 до 26 см, диаметр венчика 8- 12 см, все они имеет плоское донцо, толщина стенок 0,81,5- 2,0 см. Сосуды изготовлены на гончарном круге из тщательно отмученной глины без добавки примесьей. Некоторые из них орнаментированы, имеют декоративную обработку. Часть узкогорлых и широкогорлых кувшинов имеют орнаментацию в виде штампованных, процарапанных насечек и чернолощеных узоров. Плечики кувшинов орнаментировались черным лощением вертикально -пересекающихся или параллельных горизонтальных мотивов. Описанные узкогорлые и широко-горлые кувшины имеют малые формы, они известны по материалам Миздахкана и в памятниках периферийной зоне с Устюртом (рис.1.4,7,8; рис.2. 6,9,10). Одноручные кувшины вышеописанных типов краснолощеном варианте в большом количестве найдены в помещении № 1 «Юго-западном квартале» городище Миздахкан. Судя по обилию продавленных кувшинов в положение «in siti» здесь их складировали. Об этом также свидетельствуют расположенные впритык к помещению № 1 две гончарной печи [4, с.103].

III- тип кувшин, узкогорлые с прямыми венчиками. Они известны по материалам средневекового Замахшара, Даудан-Кала и в окрестностях Ярбекира и датируется XII-XIV вв. [ 2, с. 306-307; 6, с.188]. Всем им свойственны узкое горлышко, имеет прямой венчик диаметром 0,4-0,9 см, приземистое тулово, широкая часть, которой 22- 30 см. Они были снабжены ручкой округло- овального или округло-подтреугольного сечения, прикрепленной верхним концом на венчик или к основанию горла, а нижним концом на тулово сосуда (рис.1.2,9,10; рис.2.7,14,15).

IV- тип кувшины узкогорлые с носиком («афтоба»). Они представлены несколькими экземплярами. Кувшины с носиком высотой 25-28 см, длина носика обычно 4-6 см, с высоким вертикально- волнистым профилем, орнаментированы спускающимся по плечам прочерченным линейным узором Снабжены ручкой округло- овального сечения, не возвышающая высоты сосуда. Ручка прикреплена верхним концом к основанию горла. Дно плоское диаметр 12-14 см. В комплексе керамики Миздахкана и Пульжай собрано значительное количество образцов узкогорлых кувшинов, украшенные по плечикам прочерченным узором в виде вертикальных полос («верх-вниз») и концентрических кругов с выемчатыми фестонами по краю венчика горла. Отдельным типом этого вида кувшинов являются узкогорлые сосуды с коническим носиком-«кумганы» (рис.1.11; рис.2. 4). Аналогичные формы и их орнаменты находят в материалах Куня-Уаза (XII-XIII вв.) [2, с.205, рис.21,3-4] и Миздахкана (XIII - XIV вв.) [5, с.137, рис.2,3-4].

V-тип сосуды составляет кувшины - «ведро». Они имеет широкое горло, над венчиком возвышается округло- овальная ручка, прикрепленной края сосуда, корпус довольно высокий, слегка изогну-

тыми стенками. Они изготовлялись из тонкого тщательно приготовленного глинного теста и отличаются особенно высоким качеством выработки. Поверхность черная, блестящая (рис.1. 6).

VI- тип кувшины со штампованным орнаментом составляют особую группу. Тесто штампованных изделий плотное, в изломе светло-серое, редко темно-серое. Формировались сосуды со штампованным орнаментом по частям. Оттиснутые полушаровидные половинки сосудов и изготовленная на гончарном круге горловина, а также нижняя часть (кольцевой поддон- ножка) склеивали глиняной смесью. Овальная в сечение ручка, крепилась одним концом ниже венчика к середине горла, другой к середине тулова (рис.1.5). Верхняя часть таких кувшинов орнаментировалась способом в технике контррельефа, т.е орнамент получили с помощью штамп-калыба в форме «чаши». Верхняя часть кувшинов этого типа орнаментирована зооморфным, растительным и геометрическим орнаментом. Аналогии таких форм находят в памятниках Южной Туркмении. Появление этого типа керамики в памятниках Хорезма Н.Н.Вактурская связывает с XIII - XIV вв. [2, с.306]. В золотоордынскую эпоху изящные штампованные кувшины экспортировались из городов Южного Приаралья в города Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Крыма [9, с.91].

Новой разновидностью кувшинов собранные из городища Миздахкана являются цилиндрической формы сосуды с плоским и устойчивым дном. У них высокий, прямой корпус, горизонтально штампованный сетчатый орнамент, повторяющийся через интервал. Поверхность покрывалась черным ангобом и лощением. Придонная часть корпуса оформлена растительным орнаментом в виде плодов осоки (рис.2. 3). В отличие от предыдущих образцов неполивной керамики на раскопанных участках Миздахкана и Пульжай часто встречаются сероглиняные кувшины, изготовленные на гончарном круге. Наружная поверхность покрыта темно-серым ангобом, ручки округло-подтреугольные в сечений, высоко подняты над венчиком. Диаметр в сечений 2 - 3 см, толщина стенок от 0,4 - 0, 6 см. В изломе видны примеси дресвы. Такие сосуды известны по материалам Шах-Санема, Кияжол и датируется Н.Н.Вактурской XII - XIII вв. [2, с.304-305].

В основном, хорезмийские сероглиняные кувшины с чернолощеным узором орнаментировались XIII-XIV вв. Форма этих кувшинов преимущественно простая, они имеют высокое прямое горло, округлые плечи, вытянутый корпус, горизонтальное каннелирование или гладкую поверхность с лощением.

Кроме сероглиняных кувшинов из городище Пульжая и караван- сараев Устюрта XIII-XIV вв. встречаются красноглиняные кувшины. Они по определению М. -Ш. Кдырниязова делятся на три типа:

Тип- I широкогорлые кувшины с ручкой или без нее. Высокое округло-яйцевидное тулово, плавно суживается к плоскому дну (рис. 2. 5,6,13).

Тип- II узкогорлые кувшины, венчик утолщен или сильно отогнут наружу. (рис.2.11).

Тип -III узкогорлые кувшины со сливом. Последний тип кувшинов иногда повторяет формы сероглиняных кувшинов XIII-XIV вв. (рис. 3.4-7). [6, с.193].

В ходе археологических работ 2014 г. в «южном поселении» восточной части крепости Гяур-кала Миздахканской были обнаружены многочисленные фрагменты керамики афригидской (VIII-X вв.) и хорезмшахской эпохи (XI - нач. XIII вв.). К ним прежде всего относятся фрагменты красноглиняных и целые формы светлоглиняных кувшинов афригидской культуры (рис.3. 4-7). Они снабжены широкой пластинчатой ручкой с продольной бороздкой, верхним концом прикреплена к горлу у края. Плечи у кувшинов сравнительно широкие, более или менее скругленные и большей или меньшей мере покатые. Дно небольшое, плоское, со следами ножевых срезов. Стенка кувшина в изломе красно- кремовая. Поверхность покрыта светлым кремовым ангобом. Такие кувшины было найдено в комплексах предметов в Куня- Уазе, Хайван-Кале и Замахшаре, датируется IX- XI вв.[2, с.275, рис.2].

Среди массовых материалов Шемаха калы, караван сараев и курганов кыпчакского времени Устюрта XIII-XIV вв. встречаются кувшины с красным лощением [3, с.89-92; 6, с.195]. Среди них кувшины с уплощенно-овальной ручкой, с стройным яйцевидным туловом и невысоким прямым горлом. Их в основном производили в золотоор-дынских городах Поволжья и Пруто-Днестровья [12, с.39-48; 10, с.117].

В периферийных зонах на севере оазиса среди красноглиняных неполивных изделий встречаются кувшины с высокой горловиной. Они по типологии золотоордынской керамики Нижнего Поволжья относятся к амфоровидным кувшинам. Им характерны плоское донце, стройное яйцевидное ту-лово, крепящееся к венчику плечико, уплощенно -овальные ручки. Подобные типы амфоровидных кувшинов по форме, орнаментации и расцветке лощения находят близкие аналогии среди неполивной керамики Нижнего Поволжья [8, с.121-122]. В большинстве случаях, они орнаментированы, близко схожи друг к другу элементами: они, как и хорезмские чернолощеные изделия, украшены геометрическим узором (концентрические круги, радиальные линии и в виде «сетки»). Образцы этих изделий кроме Пульжай найдены на других памятниках Устюрта и в Миздахкане.

Ранее в литературе отмечались, что появление неполивной красноглиняной керамики с лощеным

орнаментом являлось результатом торгового импорта Хорезма из Поволжья [1, с.54-59; 7, с. 115]. Однако, последние исследования показали, что по привозным образцам поволжской керамики в северных, примыкающих к Устюрту, районах могли производиться местные неполивные изделия с краснолощеным орнаментом [6, с.194].

Таким образом, неполивные кувшины является самым из массовых материалов среди керамических изделий, они широко использовались повседневном быту. Несмотря на местного характера производства, некоторые из них находит свою близкую аналогию соседних регионах. Кроме того, большинство из этих изделий орнаментировано высоко технологическим способом, как штамповками, насечками, пальцевыми вдавливаниями, процарапанными узорами и т.д.

Литература:

1. Бижанов Е.Б., Лоховиц И.В. Устюртский караванный путь из Хорезма в Восточную Европу и Поволжье // ВКК ФАН РУз, 1969. № 2. С. 54-56.

2. Вактурская Н.Н. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма (IX-ХУП вв.) // ТХАЭЭ, т. IV, М., 1959 г. С. 261-342.

3. Кдырниязов М. -Ш. Материальная культура городов Хорезма ХШ-ЖУ вв. Нукус, 1989. 174 с.

4. Кдырниязов М.-Ш, Искендерова А Дж, Саипов С.Т. Гончарные печи средневекового Миздахкана // Вестник ККО АН РУз, 2004. № 1-2. С. 103-106.

5. Кдырниязов М.-Ш, Кдырниязов О.-Ш, Кочевнический компонент и демография золотоор-дынского города Хорезма (XIII-XIV вв.) // Известия НАН РК. Алматы, 2010. С.133-143.

6. Кдырниязов М.Ш. Культура Хорезма в XIII-XIV вв. Самарканд, 2015. 318 с.

7. Манылов Ю.П. Археологические исследования караван-сараев Центрального Устюрта // АП, вып. 1, Ташкент, 1982. С.93-121.

8. Михальченко С.А. Систематизация массовой неполивной керамики золотоордынских городов Поволжья // СА, 1973. № 3. С. 118-132.

9. Панина Э.Л., Волков В. Штампованная керамика золотоордынских городов // Средняя Азия. Археология. История. Культура. М., 2000. С. 9192.

10. Полевой Л.Л. Городское гончарство Пру-то-Днестровья в XIV в. Кишинев, 1969. 211 с.

11. Саипов С.Т. Золотоордынская керамика Пульжая.// Поволжская археология, 2013, №4 (6).С. 214-225.

12. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. Керамика, торговля, быт.- М.: Изд. МГУ, 2001. 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.