Научная статья на тему 'Неполитологический взгляд на политические проблемы России в канун 2012 года'

Неполитологический взгляд на политические проблемы России в канун 2012 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
РОССИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / RUSSIA / POLITICAL COURSE OF EVENTS / POLITICAL JOURNALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Верчёнов Лев Николаевич

В материале анализируется, почему в канун 2012 г. представления о политической ситуации в стране можно получить не столько из академических политологических исследований, сколько опираясь на наблюдения повседневной жизни российского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A non-politological view of Russia's political problems on the eve of 2012

The article analyzes why on the eve of 2012 one can derive an idea of the political situation in the country not from academic political science journals, but rather from observations of everyday life in Russian society.

Текст научной работы на тему «Неполитологический взгляд на политические проблемы России в канун 2012 года»

РАКУРС: РОССИЙСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Л.Н. ВЕРЧЁНОВ

НЕПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ В КАНУН 2012 года

Статья Ю.И. Игрицкого1 и краткий обзорный очерк вряд ли впишутся в жанр академического политологического исследования. Сделано это намеренно. Попытка сколько-нибудь серьезного политологического анализа политической ситуации в России кануна 2012 г. не может быть адекватной из-за отсутствия объекта исследования, а именно политики: политика существует там и тогда, где и когда есть альтернативы.

В недавнем интервью директора Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центра), опубликованном в нашем журнале, констатируется: «У нас нет политики как таковой... если говорить о политике как о публичном пространстве предъявлений программ развития или о механизмах целеполагания, конкуренции различных партий, предлагающих разные стратегии достижения общезначимых и общеодобряемых целей, возможности политических партий мобилизовать поддержку в пользу той или иной стратегии и, соответственно, того или иного государственного решения [Гудков Л.Д., 2011, с. 117, 123].

1 См. ниже: Игрицкий Ю.И. Повседневная Россия // Политическая наука. -М.: ИНИОН, 2012. - № 1. - С. 119-140.

Об этом же статья В. А. Ковалёва1. Он же в другой публикации, в другом месте рассматривает состояние института российских выборов: «Всем все вроде бы должно стать окончательно ясно после того, как новый президент РФ стал известен задолго до официального назначения "выборов"... Голосование в России будет проводиться, а института выборов, механизма, посредством которого население может повлиять на состав власти и проводимый политический курс, нет и уже давно не было. Похоже, выборы как политический институт перестали функционировать в России окончательно, еще с 2004 г. ... они превратились в ритуал, от которого уже совершенно ничего не зависело. Волеизъявление граждан в России и регионах перестало практически влиять хоть на что-нибудь» [Ковалёв В.А., 2011, с. 1].

Одним словом, в «нулевые» годы «политики в сколько-нибудь ответственном смысле слова мы не имеем» [Дубин Б.В., 2011, с. 376].

Страна в отсутствие политики? Конечно, нет. Жить в обществе и быть свободным, слегка перефразируем, от политики нельзя. Просто в сегодняшних российских условиях, считает Дм. Быков, публицистика и социология и, добавим от себя, политическая эс-сеистика часто - это самая точная констатация и верный прогноз [Быков Дм., 2011, с. 3].

О констатациях и прогнозах и пойдет речь. О массовых надеждах, тревогах и опасениях, поведенческих моделях, в том числе и политических тактиках населения России на рубеже 2011-2012 гг.

Статья Ю.И. Игрицкого - описание нашей сегодняшней повседневной жизни. Вывод автор статьи предоставляет сделать самому читателю. Для тех, у кого жизнь удалась, это будет «и жить хорошо, и жизнь хороша!» Кто-то (и таких не так уж мало) с раздражением спросит: «Разве это жизнь?» Ну а для подавляющего большинства, наверное, приемлемой будет констатация: «А чего, жить-то можно.» Да, жить можно, жить нужно, хотя и без уверенности в завтрашнем дне. Одним словом, как шутят в Академии наук: все у нас в России хорошо, и нет никакой надежды на лучшее.

Времена трудные, а бывали ли они для русского человека легкими? О. Балла пишет о российских «нулевых» как о времени

1 См.: Ковалёв В.А. 2012 как 1984? Российские трансформации и политический кризис // Политическая наука. - М.: ИНИОН, 2012. - № 1. - С. 31-50.

«исчерпанности прежних проектов, утраты иллюзий, забвения ориентиров» [Балла О., 2011, с. 6]. Подобная констатация, конечно, для интеллектуалов. У простых людей голова болит о другом.

2010 год с ужасающе жарким летом, происшествия и катастрофы

2011 г. должны, казалось бы, породить ощущение, что все в России падает, тонет, взрывается, горит. Но нет.

Синдром выживания десятков миллионов российских людей в последние десять путинских лет, констатирует Б. Дубин, состоит в признании того, что «их жизнь им не принадлежит, что они не в силах на нее повлиять, изменить ее и потому так или иначе принимают порядок, сложившийся в "нулевые", не видя ему альтернатив, по привычке опасаясь, чтобы не стало хуже, и даже - есть среди наших соотечественников и такая часть - считая окружающее лучшим временем за многие десятилетия российской истории» [Дубин Б.В., 2011, с. 3].

Такова наша жизнь. Погружение в растерянность и нищету в 90-е годы, обманутые ожидания 90-х не забыты, но воспринимаются как навязчивое и неприязненное сновидение. «Жить стало лучше, жить стало веселее». Веселее навряд ли. Для тех, кто общается с соотечественниками в поездах метро, вагонах электричек, автобусах и троллейбусах, особенно в часы «пик», очевидно, что уровень неулыбчивости и угрюмости, недоброжелательства и агрессивности явно зашкаливает. Еще Ж.-Ж. Руссо говорил, что только живя в деревне можно любить человечество. Но сейчас в России, по крайней мере в Москве, не только проблемы мегаполиса осложняют жизнь: что-то нехорошее, темное, предостерегающе пугающее висит в воздухе.

Вот спорят родственники, люди вполне образованные, по московским меркам, бедные. Тем не менее: «И чего вы ругаете Путина? Чего вам не хватает?» На самом деле, если сравнить сегодняшний размер пенсии (работающего пенсионера) и размер зарплаты в начале 2000 г., то вроде бы и жаловаться грех. Зарплата кандидата наук, заведующего сектором в академическом институте (хорошая, но маленькая, как говорит остроумный коллега), значительно не дотягивает до средней по Москве, и даже вместе с пенсией только-только приближается к средней московской, но с учетом доставшейся от прошлой советской жизни «недвижимости» (квартира, мебель, джентльменский набор бытовой электротехники) на небедную жизнь хватает. «Свободы вам мало? Какой свобо-

ды? Ехать можно куда угодно, даже совсем уехать. Свободы ругать власть? Да вот ругаете же и не на нарах обретаетесь. Живи да радуйся. Лишь бы не стало хуже».

Такие вот повседневные бытовые ток-шоу. Многие, впрочем, резонно считают: «Уж лучше будь что будет, чем будь что было». Ладно, что будет - может, и не увидим. А вот что есть, точно не вдохновляет: деградация культуры и науки, образования и морали, деградация российского социума.

Двух десятилетий истории новой России, констатирует В. Иноземцев, оказалось достаточно, чтобы понять: «На этой части земной суши тебя никто не будет бесплатно защищать; ни один человек, имеющий более высокое социальное положение, не отнесется к тебе как к равному; окружающие видят в тебе не личность, а обладателя кошелька, из которого можно под тем или иным предлогом вытрясти какие-то деньги. Государство и граждане -антагонисты. Никто в этой стране не собирается помогать своим согражданам выжить. И это ни хорошо, ни плохо. Это факт. А с фактами не спорят. С ними считаются» [Иноземцев В., 2011, с. 3].

Русские люди в массе своей это понимают и отдают себе отчет в том, что сейчас жить можно. Все-таки какая-никакая стабильность. Но стабильность - это не то же самое, что надежность. Сколько написано в последние месяцы о том, что в Тунисе, Египте, Ливии тоже была стабильность.

На протяжении истории в России очень редкими были ситуации, когда власть не «напрягала» бы свое население. Сравнительно новый феномен, считает Б. Дубин, - «достижение путинского периода: власть, которая не "достает". Население вполне успешно освоило тактику поведения - "быть невидимым для власти"» [Дубин Б.В., 2011, с. 379, 378].

Может быть, одна из главных причин того, почему терпеливое российское население в «нулевые» годы чувствует себя в известной мере даже комфортно, как раз в этом и состоит: не попадаться на глаза начальству, не высовываться, не привлекать к себе внимания, не раздражать, одним словом, живи себе, приспосабливайся к дикому капитализму. Подобная тактика поведения характерна и для представителей нынешней так называемой элиты.

По-человечески, конечно, понятно желание ничего не менять.

А менять придется, никуда от этого не денешься. Менять хотя бы для того, чтобы сохранить нажитое. Попалась как-то на глаза

небольшая колонка в газете «Вести» редактора отдела «Комментарии», написанная, как мне показалось, с долей иронической отстраненности. Автор размышляет о жизненных программах поколений советских и российских людей.

В свободном пересказе это выглядит примерно так.

Первое советское поколение, поколение наших бабушек и дедушек, - это люди в большинстве своем родившиеся (после 1917 г.) в деревне, прошедшие через коллективизацию, пережившие войну, ставшие городскими жителями, а бывшие городскими и до этого, напомним, испытали и уплотнения, и невероятные лишения. Программа этого поколения была: выжить, закрепиться в городе, найти крышу над головой, получить отдельную квартиру.

Их наказ следующему поколению: мы выжили - теперь вы поживите. К отдельной квартире хорошо бы еще и дачу, если повезет, то еще и машину.

Второе поколение - это поколение, представителями которого являются, например, Путин, Якунин. Кажется, это поколение чересчур буквально поняло наказ отцов, и его страстью стали квадратные метры, дачи и машины. Улицы и дороги, запруженные стоящими в пробках машинами, пригородные дворцы, окруженные крепостными стенами, - это и есть программа второго поколения, воплощенная в жизнь. И остановиться они никак не могут. Всякими правдами и неправдами, без законов и правил второе поколение заработало то, что сегодня имеет. Теперь проблема в том, как защитить, сохранить собственность, а для этого нужны правила и гарантии прав.

Сейчас, когда слышишь со всех сторон о модернизации, не следует забывать, что коль скоро модернити - это урбанизация, индустриализация и секуляризация, то Россия - страна в значительной степени модернизированная: урбанизация завершена, промышленность развита (во всяком случае, была развита), секу-лярные ценности преобладают. Немодернизированным остается то, без чего исчезают гарантии безопасности: права не защищены, государственное управление архаично, коррупция зашкаливает.

В идеале решение этих проблем должно стать программой нового, третьего поколения, хотя бы в той части, что нужно защитить права собственности. Сохранить и защитить собственность можно за границей, но это доступно только малой части третьего поколения [Трудолюбов М., 2011, с. 4].

Наверное, когда-нибудь задача эта будет выполнена. Если будет Россия.

Время поджимает. Пока еще не загорелись огненные буквы на пиру Вальтасара. Но нехорошие слова уже произносятся. Такие, например, как в «Колыбельной бедных»1 (впервые они опубликованы еще в декабре 2000 г.):

Твой отец рабочий, Этот город твой. Звон хрустальной ночи Бродит над Москвой. Кровь на тротуары Просится давно.

Ну, где ваши бары, банки, казино? Модные повесы, частный капитал, Все, кто в «Мерседесах» грязью обдавал. Все телегерои, баловни Москвы Всех вниз головою, в вонючие рвы. Кто вписался в рынок, Кто звезда попсы,

Всех примет суглинок средней полосы.

Не дай Бог дожить до этого. Но нельзя не видеть, не слышать, не ощущать: зреют гроздья гнева.

«Революции не делают - они "случаются"», - замечает Б.Г. Капустин [Капустин Б.Г., 2011, с. 12]. Хотя «настоящая» революция в России, согласимся с мнением В.П. Булдакова2, невозможна, поскольку нет общества, которое смогло бы взять на себя бремя управления все еще неустойчивым пространством. А вообще-то «современная власть слишком "истощилась", несмотря на привычку "топать ножкой". К тому же власть у нас не столько свергают, сколько "она рушится сама"» [Революция как проблема российской истории, 2009, с. 392].

Между тем правящий класс надеется отсидеться, переждать и не готовится что-либо принципиально менять. «Сегодняшняя Россия, - считает болгарский специалист, - будет оставаться не-

1 Емелин Вс. Колыбельная бедных // Новая газета. - М., 2011. - 7 сент., № 99. - С. 21.

2 См.: Труды по россиеведению / Гл. ред. Глебова И.И. - М.: ИНИОН, 2009. - С. 371-402.

эффективной до тех пор, пока нефтяных денег будет хватать на то, чтобы компенсировать эту неэффективность. Китайцы экспериментируют и обновляются, а Россия стагнирует» [Крастев И., 2011, с. 105, 97].

После того как было объявлено, что В.В. Путин идет на третий президентский срок, он, выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет», кстати, накануне своего 59-летия, сказал (во вступительном слове): «Перемены, безусловно, нужны, и они будут происходить. Но это будет эволюционный путь!» А отвечая на вопросы, уточнил: «Мне кажется, что мы - и я, и действующий президент Дмитрий Анатольевич Медведев - ясный и четкий сигнал послали стране: мы не собираемся ничего рушить, кромсать и ломать!» [Колесников А., 2011, с. 1-2].

Многие аналитики отмечают, что сегодня в России нет критической массы людей, которые хотят и могут предъявить запрос на кардинальные, в первую очередь демократические, преобразования: люди, заинтересованные в переменах, или уже покинули страну, или собираются сделать это в ближайшем будущем, или в крайнем случае уходят в виртуальную реальность.

Хотя о чем речь? Достаточно, чтобы 3% населения, максимум 5%, говорит Захар Прилепин, накопили негативные смыслы, осознали необходимость перемен, и «время Путина как раз и нужно для этого накопления. Это время формирования, и оно вполне может быть благотворно. Вообще, для того чтобы еще восемь лет просуществовать на нефти, Путин подходит как нельзя лучше. А дальше надо просто понять: мы - нация самоубийц или нет?» [Прилепин З., 2011, с. 12-13].

Поистине что-то носится в воздухе, если тот же эмоционально окрашенный мотив у профессионального писателя встречаем и у трезвого политического аналитика: «Какова будет скорость государственного самоубийства, пока неясно. Вспомним, что в 1990 г. советское общество, поддерживая сохранение СССР, понятия не имело, что к концу 1991 СССР исчезнет» [Шевцова Л., 2010, с. 8].

«Если бы знать, если бы знать.»

Сегодня, в канун 2012 г., ситуация такова, что намерения власти и желание большинства российского населения существовать, ничего не меняя, пока совпадают. Кстати, по результатам опросов,

70% россиян называют себя свободными и те же 70% считают, что не могут ни на что повлиять [Дубин Б.В., 2011, с. 380].

Намерения власти исходят из принципа: от добра добра не ищут. Дилемма, однако, в том, что можно ничего не делать, ничего не менять, но после 2012 г., считает Г. Явлинский, отложенные в долгий ящик, в первую очередь экономические, проблемы дадут о себе знать. «Ситуация будет такая: если ничего не делать, все будут недовольны тем, что все разваливается. А если начинать что-то делать реально, все будут недовольны тем, что слишком тяжело» [Явлинский Г., 2011, с. 137].

И все-таки что же делать? Уже понятно, 2012 год сохранит прежнюю власть, но будет прояснено и нечто принципиальное. О чем, кстати, говорит В. В. Игрунов в интервью нашему журналу1. Воспользуемся и уточняющими словами известного политолога: «Наши дети будут жить или в России, или после России» [Белков-ский Ст., 2011, с. 8]. Вот в чем вопрос.

Список литературы

Балла О. Право на безвременье: Как вы время назовете, так оно и поплывет //

НГ-БхНЪп8. - М., 2011. - 27 окт. - С. 6. Белковский Ст. Закат России: Это произойдет, если страна не обретет новую государственность // Новая газета. - М., 2011. - 16 марта. - С. 7-8. Булдаков В.П. Революция как проблема российской истории // Труды по россиеведению / Гл. ред. Глебова И.И. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - С. 371-402. Быков Дм. Чума и чумка: Об удобстве антисоветской риторики и благотворности

абсолютного зла // Новая газета. - М., 2011. - 2 нояб. - С. 2-3. Гудков Л.Д. Политическая социология будет развиваться по мере расширения пространства политики и участия в ней: Интервью // Политическая наука. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - № 3. - С. 116-139. Дубин Б.В. Россия нулевых: Политическая культура - историческая память - повседневная жизнь. - М.: РОССПЭН, 2011. - 391 с. Иноземцев В. Мы и Оно: Россиянам пора изменить модель отношений с государством // Московский комсомолец. - М., 2011. - 18 июля. - С. 3.

1 Игрунов В.В. Прогнозы А.А. Амальрика - сценарий для современной России // Политическая наука. - М.: ИНИОН, 2012. - № 1. - С. 141-159.

Капустин Б.Г. Реабилитация истории: Зона политического риска гораздо шире, чем арабский мир // НГ - Сценарии. - М., 2011. - 22 марта. - С. 12.

Ковалёв В.А. Дождемся (само)убийства, или The show must go on. - Режим доступа: http://rusplatforma.org/publikacii/node186/ (Дата посещения: 11.10.2011.)

Колесников А. Путин зовет // Коммерсантъ. - М., 2011. - 7 окт. - С. 1-2.

Крастев И. Парадоксы нового авторитаризма // Pro et Contra. - М., 2011. -№ 3/4. - С. 96-105.

Прилепин З. Сейчас ничего не поднимется // Собеседник. - М., 2011. - 915 нояб. - С. 12-13.

Трудолюбов М. Программа Путина в действии // Ведомости. - М., 2011. - 18 февр. -С. 4.

Шевцова Л. Деградация: Приближающиеся выборы 2011-2012 гг. станут элементом делегитимации власти // Новая газета. - М., 2010. - 1 дек. - С. 7-8.

Явлинский Г.А. «Пусть вас сначала выберут, а потом мы проголосуем»: Интервью // Новая газета. - М., 2011. - 7 нояб. - С. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.