10. Собрание Законов Российской Империи// книга 1.- Т.3.- СПб., 1912.- С.101-103.
11. Собрание Законов Российской Империи// книга 1.- Т.3.- СПб., 1912.- С.101-103.
12. Собрание Законов Российской Империи// книга 1.- Т.3.- СПб., 1912.- С.109.
13. Собрание Законов Российской Империи// книга 1.- Т.3.- СПб., 1912.- С.330-343.
14. Государственный архив Российской Федерации// Ф. 102.-оп. 2.-д. 392.- С. 66.
15. Собрание Законов Российской Империи// книга 1.- Т.3.- СПб., 1912,.- С.120.
16. Собрание Законов Российской Империи// книга 1.- Т.3.- СПб., 1912.- С.187.
17. Лебедев, В. А. Финансовое право/ В. А. Лебедев// Том 2 - М.: «Статут», 2000. -С.124.
U.V.Pashintseva the competitor, [email protected] (Russia, Moscow, RAM)
PAYMENT AND STIMULATION Of WORK Of CIVIL SERVANTS of PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
Legal and historical aspects of payment and stimulation of work of civil servants of pre-revolutionary Russia are considered.
Key words: the Russian society, public service to Russia, stimulation of the employee, the sizes of official salaries, the monetary contents.
УДК 331.2(09)
У.В. Пашинцева, соискатель, [email protected] (Россия, Москва, РАМ им. Гнессиных)
НЭП И ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Рассмотрены правовые и исторические аспекты оплаты и стимулирования труда государственных служащих в период НЭПа.
Ключевые слова: гражданская война, политика военного коммунизма, премиальная оплата труда, социальные льготы научным работникам, материальная заинтересованность, новая экономическая политика, жилищные права научных работников.
Победы советского государства на фронтах гражданской войны, последовавшие в результате концентрации всех имеющихся в распоряжении партии большевиков материально-технических и людских ресурсов, применение методов военного коммунизма, сформировали устойчивое представление о возможности эффективного использования последних и в последующем. В 19201921 гг. был издан целый ряд декретов, вводивших социальные льготы: бесплатный отпуск продуктов питания, предметов широкого потребления, лекарственных средств, и т.д. Решений, отменяющих оплату за пользование топливом, коммунальными услугами, денежные налоги и т.д. Эти льготы распространялись не только на рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений, но и на самих юридических лиц[1].
Политика военного коммунизма, обеспечивая минимальные условия жизни, выступала тормозом в развитии самостоятельности и инициативы.
Основанием к развитию материального стимулирования послужили решения IX съезда РКП(б) о введения премиальной оплаты труда, как важнейшего средства повышения его производительности [2].
Принцип премиальной оплаты труда распространялся не только на трудовую деятельность работников участвующих в производстве, но охватывал и другие сферы деятельности государства.
Использование дополнительных, кроме должностного оклада, выплат было обусловлено рядом причин, не только экономического характера, но и причинами социально-политическими, в том числе необходимостью направления энергии масс на решение насущных задач во всех отраслях и сферах деятельности советского государства.
А дополнительное предоставление различных социальных льгот позволяло, внешне не нарушая идеологию действующей системы установления размера заработной платы, существенно повышать материальное положение некоторых слоев населения, социальных групп.
Сегодня целесообразно акцентировать внимание на изучение вышеуказанных процессов применительно к деятельности отдельных категорий служащих не производственной сферы, к использованию материального стимулирования труда служащих при решении отдельных социальных и экономических задач, так как, по нашему мнению, этот опыт наиболее востребован. Развитие экономической и в частности частнопредпринимательской деятельности объективно потребовало усиления влияния и эффективности деятельности контролирующих органов государства. В связи с этим в марте 1923 г., СНК РСФСР принимает специальное постановление, направленное на стимулирование труда сотрудников Рабоче-Крестьянской инспекции (РКИ). Вводится премирование работников РКИ за обнаружение сокрытого или не учтенного имущества, злоупотреблений или незаконных действий. Источником для выдачи премий служил особый фонд создаваемый за счет отчислений. Фонд формировался из 5% рыночной стоимости обнаруженного служащими РКИ неучтенного имущества, 7% отчислений от «сбережений, которые являются прямыми последствиями обнаруженных РКИ злоупотреблений, а также пересмотра по настоянию НК РКИ условий договоров, заключенных контрагентами казны» [3].
345
По нашему мнению, это решение логично координировалось с указаниями ВЦИК РСФСР изложенном в циркулярном письме от 30 июня 1921г. «О порядке подачи жалоб и заявлений» существенно расширившим возможности населения по обжалованию действий местных властей [4].
Начиная с 1921 г. советское государство целенаправленно выделяет средства на развитие науки и социальную поддержку ученых. Происходит рост окладов профессорского состава с 28-33 руб. в месяц в 1924г., когда в среднем оклады равнялись и не превышали зарплату учителей, до 80 рублей в январе 1925г., а к концу года - в среднем до 120-150 рублей. Приоритетные направления в сфере научной деятельности и высшего образования были определены декретом СНК «Об улучшении быта ученых» от 6 декабря 1921г., пункт 1 которого устанавливал особое дополнительное академическое обеспечение.
Вводились премии для научных, учебных и популярных работ. В ноябре 1921г. была разрешена деятельность частных издательств, число которых за полгода выросло в Москве и Петрограде до 300, что улучшило возможности публикации научной и научно-популярной литературы.
Примечательно, что среди прочих задач, предполагалось немедленно принять меры к установлению упрощенного порядка получения разрешений для ученых на выезд за границу, а также получения научными работниками изданий из-за границы[5].
Введение государственной монополии на производство спиртного в условиях острой нехватки продовольствия привело к тому, что к 1922г. эта проблема потребовала принятия соответствующих мер, направленных на повышение работы служащих соответствующих органов.
В декабре того же года СНК РСФСР издает декрет «О распределении штрафных сумм, взыскиваемых в судебном и административном порядке за незаконное изготовление, хранение и сбыт спиртных напитков и спиртосодержащих веществ» и разрешает направлять 50% взысканных штрафных сумм на премирование [6]. Премированию подлежали граждане, оказывавшие содействие в борьбе с самогоноварением и должностные служащие уголовного розыска, милиции, а с июня 1923г. в соответствии с декретом СНК РСФСР «О премировании сотрудников транспортного отдела ГПУ за обнаружение, приготовление, хранение и сбыт спиртных напитков и спиртосодержащих веществ в пределах полосы отчуждения железных дорог и бечевника водных путей» и сотрудники транспортного отдела ГПУ [7].
Система материального стимулирования была использована для работников лесной стражи, в целях повышения эффективности защиты природных ресурсов. В августе 1923г. СНК РСФСР вводит премирование за обнаружение самовольной порубки и розыск срубленного леса и лесных материалов[8]. Источниками вознаграждений служили отчисления в размере 30% от сумм не только взысканных с правонарушителей, полученных путем продажи конфискованных лесных материалов [9].
В сентябре 1927г. СНК РСФСР принял постановление об охране рыбных ресурсов и премировании служащих рыбопромыслового надзора. За выявление
346
нарушений, выдавалось денежное вознаграждение, устанавливаемое ст. 86 УК РСФСР. Источником премирования служили отчисления в размере 30% от сумм, получаемых при реализации конфискованных судов, орудий рыболовства, рыбы и других объектов водного промысла и штрафов, взысканных с нарушителей[10].
Порядок и процедура начисления премий устанавливались совместной Инструкцией Наркоматов земледелия, юстиции, финансов и внутренних дел от 9 января 1928г[11].
На отдельные категории служащих милиции распространялись стимулирующие нормы к «окладному страхованию», за производство действий по реализации судебных решений, приказов, определений и приговоров, а также решений земельной комиссии, за обнаружение злоупотреблений, совершенных в целях получения страхового вознаграждения по страхованию животных»[12].
В июле 1922г. специальным декретом СНК РСФСР «О введении процентного отчисления с разысканного при содействии уголовного розыска похищенного имущества» вводиться премирование в борьбе с кражами и хище-ниями[13]. Нормативный акт определял круг лиц, в том числе и юридических, с которых взимались процентные удержания, устанавливались процентные ставки исходя из статуса собственника имущества: для государственных учреждений и предприятий - 10%, частных лиц и объединений коммерческого характера - 15%. Взимание процентного отчисления с владельца, похищенного и найденного имущества, производилось при его возвращении собственнику. Данное решение исполнялось в обязательном порядке (принудительном), внесением иска в народный суд и вынесения судебного решения[14].
Способ материальной заинтересованности был использован для привлечения работников государственных предприятий и учреждений к совершенствованию функционирования государственного аппарата. В июле 1928г. СНК РСФСР издает постановление, предусматривающее премирование лиц, внесших рационализаторские предложения, по удешевлению и упрощению работы государственных учреждений[15].
Характерными особенностями, объединяющими все вышеназванные решения по премированию, являлось то, что наркоматами издавались специальные инструкции, и формировался механизм реализации того или иного декрета, создавались специальные фонды для аккумулирования денежных премиальных средств, устанавливались размеры и порядок выдачи вознаграждения и определялись субъекты премирования[16].
Период действия таких актов определялся конкретными экономическими и социально-политическими условиями[17] , и размерами вознаграждений категории служащих.
Декреты и инструкции наркоматов, предусматривали направлять часть получаемых средств на стимулирование служащих, а часть (процентном соотношении к общей сумме) направлять на культурно-просветительские нужды, организацию стрелковых кружков, финансирование которых должно было осуществляться из бюджета, формирование фонда пособий, выдаваемых в экстренных случаях (болезни, смерти служащего или близких родственников) и т.д.
Переход к строительству народного хозяйства на принципах новой экономической политики сопровождался активной нормотворческой деятельностью по государственному обеспечению социальных нужд населения, в виде предоставления им льгот и преимуществ.
Это касалось не только рабочих и крестьян, на которых опиралась советская власть, но и отдельных категорий служащих, при этом происходила смена приоритетов и на первый план выдвигались различные социальные группы, отдельные категории служащих, а нередко работники тех или иных ведомств или даже отдельные группы специалистов.
Все это не противоречило провозглашенным идеям материального стимулирования роста производительности труда, и существенно дополняло путем предоставления служащим и членам их семей, льгот и преимуществ по снижению социальных и коммунальных выплат, уменьшению ставок налогообложения, медицинскому обслуживанию, по расценкам ниже действующих или вообще безвозмездно.
Практика предоставления льгот не являлась порождением НЭПа, так как существовала с первых дней прихода партии большевиков к власти, но в этот период она получила наибольшее распространение и оказалась наиболее вос-требованной[18].
1924-1926гг. характеризуются принятием широкого круга социально значимых правовых актов. В 1924г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет (независимо от возраста и установления инвалидности) для научных работников и преподавателей рабфаков, а в 1925г. - для учителей городских и сельских школ, руководителей изб-читален, библиотекарей, педагогов детских домов и ряда других служащих.
С 1925г. льготами и преимуществами наделяются служащие, назначаемые и переводимые на службу в отдаленные регионы. Им предоставлялось двойное путевое довольствие, дополнительное денежное содержание и отпуск, единовременное вознаграждение по истечении года, трех и пяти лет службы и др. Наиболее важной стала правовая норма, устанавливающая плановую замену этих лиц по истечении шести лет.
Широко использовался подход предоставления служащим государственных предприятий, организаций и учреждений, различных по материальной значимости льгот и преимуществ. Так, наличие у служащего минимального уровня заработной платы служило основанием к снижению, размера выплат по тарифам, налогам и услугам. В частности предоставлялось право на оплату в размере 50% установленных тарифов за заготовку, перевозку дров для личного потребления, оплата за обучение детей в начальной и неполной средней школе не взималась [19].
Сам факт работы в государственном учреждении давал семье служащего возможность воспользоваться минимальным размером платежа за пользование жилья (160000 руб. за квадратную сажень), при этом для других категорий населения он мог достигать 240000 руб.[20] Служащие государственных учреждений, находящиеся в сельской местности, с декабря 1921г. были освобождены от отбытия трудгужналога[21]. На отдельные категории служащих, чей месячный заработок не превышал установленного минимума и убывающим в
348
очередной отпуск, предусматривалось пособие «в размере 50% стоимости проезда по железнодорожным и водным путям[22].
Принадлежность служащего к тому или иному ведомству, или профессиональной группе или имеющего особые заслуги перед советским государством являлось весомым фактором к получению существенных социальных льгот. Например, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» определяло лиц имеющих право на дополнительную жилую площадь, в числе которых наряду с Героями Советского Союза и труда, заслуженными деятелями науки, искусства и техники, народными и заслуженными артистами, лицами, страдающими болезнями, перечисленными в особом перечне, находились служащие государственных учреждений, а также профессиональных, партийных, кооперативных и других общественных организаций и смешанных акционерных обществ, занимающие ответственные должности, связанные с постоянной работой на дому. А так же военнослужащие в звании полковника и выше, стоящие на действительной военной службе и уволенные в запас, командиры отдельных воинских частей и преподаватели военно-учебных заведений.
16 января 1922г. вышло в свет Постановление о жилищных правах научных работников, в соответствии с которым всем научным работникам, зарегистрированным в Центральной комиссии по улучшению быта ученых, предоставлялось право на одну дополнительную комнату сверх общего числа жилых комнат, причитавшихся по общегражданской норме. А выселение могло производиться в судебном порядке лишь в случае хищнического отношения к жилищу, отказа от взноса платы за помещение или нарушения письменного договора найма[23].
В июне 1927г. состоялось постановление СНК РСФСР «Об улучшении материально-бытового положения судебно-медицинских экспертов, обслуживающих сельское население РСФСР ».
В 1925-1928 гг. принимается ряд решений правительства по обеспечению семей убитых при исполнении служебных обязанностей работников леса, милиции и уголовного розыска льготным пенсионным обеспечением[24]. В этот же период ВЦИК распространил на работников милиции, погибших или пострадавших в боях и при исполнении служебного долга, льготы, представляемые жертвам контрреволюции.
Существенное развитие, данное направление получило в конце 20-х годов, когда происходит укрепление силовых структур. Особого внимания заслуживает вопрос социального обеспечения служащих РККА. В 1924-1926 гг. сформировался самостоятельный социальный институт обеспечения воинской службы, представляющий собой систему льгот и преимуществ. Были приняты такие правовые акты как Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих РККА и РККФ СССР и их семей[24]. К концу тридцатых годов постоянное пополнение и развитие норм в этой сфере позволило в апреле 1930 г. ЦИК и СНК СССР принять новую редакцию названия, в результате чего последний стал именоваться «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей»[25]. Кодекс устанавливал преимущества в облас-
349
ти трудового землепользования и сельского хозяйства, труда, социального и окладного страхования, образования, здравоохранения, а также по налогам, судебным и почтовым сборам, в предоставлении денежных пособий, надбавок за несение службы в отдаленных местностях[26].
Положения «О государственном обеспечении кадрового начальствующего состава РККА»[27], «О государственном обеспечении лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава, лиц младшего начальствующего и рядового состава сверхсрочной службы и курсантов школ военно-воздушных сил, РККА, а также семей этих лиц»[28], «О государственном обеспечении семей военнослужащих, проходящих срочную службу в рядах РККА и службу в составе территориальных частей РККА»[29] и другие декреты, постановления^].
Отдельные элементы системы, использовались для обеспечения социальных нужд других категорий служащих [31], в том числе льготы представлялись служащим исправительно-трудовых учреждений, военизированной и пожарной охраны, морского флота, гражданской авиации, милиции и служащим ряда других ведомств[32].
Список литературы
1. СУ РСФСР. 1920. № 99. Ст. 53.
2. СУ РСФСР. 1921. № 2. Ст. 20.
3. СУ РСФСР. 1921. № 5. Ст. 45.
4. СУ РСФСР. 1921. № 6. Ст. 47.
5. СУ РСФСР. 1921. № 9. Ст. 60.
6. СУ РСФСР 1921. № 12. Ст. 81.
7. СУ РСФСР. 1922. № 61. Ст. 778.
8. СУ РСФСР. 1923. N 20. Ст.241
9. СУ РСФСР. 1921. N 49. Ст. 254
10. СУ РСФСР,1922, № 1. Ст.5.
11. СУ РСФСР 1923. № 1. Ст. 7.
12. СУ РСФСР. 1923. № 57. Ст. 559.
13. СУ РСФСР. 1923. № 74. Ст. 720.
14. СУ РСФСР. 1928. № 54. Ст. 409.
15. СУ РСФСР. 1927. № 94. Ст. 625.
16. Бюллетень НКВД РСФСР. 1928. № 12.
17. СУ РСФСР. 1929. № 61. Ст. 619.
18. СУ РСФСР. 1922. № 45. Ст. 563.
19. СУ РСФСР. 1928. N 102. Ст. 646
20. Бюллетень НКВД РСФСР. № 16. 1928.- С. 213-214.
21. СУ РСФСР. 1928. № 23. Ст. 164.
22. СЗ РСФСР . 1922. № 59. Ст. 739.
23. СУ РСФСР. 1922. № 30. Ст. 349.
24. СУ РСФСР. 1921. № 1.Ст. 9.
25. СУ РСФСР. 1922. № 44. Ст. 537.
26. СУ РСФСР. 1925. № 33. Ст. 234.
27. СЗ СССР. 1924. № 21.
28. СЗ СССР. 1930. № 23. Ст. 253.
29. СЗ СССР. 1926. № 20. Ст. 131.
30. СЗ СССР. 1931. № 55. Ст. 354.
31. СЗ СССР. 1925. № 57. Ст. 247.
32. СУ РСФСР. 1927. № 28. Ст. 190.
U.V.Pashintseva the competitor, [email protected] (Russia, Moscow, RAM) NEP and labour activity of civil servants not industrial sphere
Legal and historical aspects of payment and stimulation of work of civil servants during NEP are considered.
Keywords: civil war, a policy of military communism, a bonus payment, social privileges to science officers, a material interest, new economic policy, the housing rights of science officers.
УДК 331.2(09)
У.В. Пашинцева, соискатель, [email protected] (Россия, Москва, РАМ им. Гнессиных)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОССЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Рассмотрены правовые и исторические аспекты оплаты и стимулирования труда государственных служащих в период зарождения советской государственности.
Ключевые слова: российское общество, государственная служба в России, стимулирование служащего, размеры должностных окладов, денежное содержание.
Объективное исследование правовых основ оплаты труда государственных служащих невозможно без осмысления основных тенденций в сфере формирования новой, советской, государственности, аппарата управления и социальной политики советского государства по вопросам материальной оценки трудового вклада работников.
II Всероссийский Съезд Советов провозгласив переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов заложил юридическую основу Советского государства [1]. Пришедшая к власти партия большевиков основывалась на идеях разрушения существующего государственного строя и замены его государством, которое сочетала бы в себе черты государственной и общественной организации. Общетеоретические взгляды на строительство новой государственности, были обоснованы В.И. Лениным[2]. Все это предусматривало ликвидацию государственных институтов Российской империи и создание новых, реализующих цели и функции, отвечающие политическим задачам, выдвигаемым партией большевиков и замену прежних чиновников представителями трудящихся [3].
Исследование правовых актов советского государства, правовой, исторической и монографической литературы, архивных документов и публикаций, позволяют отметить тесную взаимосвязь между процессом построения нового государственного аппарата и тенденциями проявляющимися в социальной по-