Научная статья на тему 'НЭП и новая жилищная политика: от домкомбедов - к жилтовариществам (Петроград, начало 1920-х гг. )'

НЭП и новая жилищная политика: от домкомбедов - к жилтовариществам (Петроград, начало 1920-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1035
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY / ПЕТРОГРАД (ЛЕНИНГРАД) / PETROGRAD (LENINGRAD) / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПЕТРОГРАДСКОГО (ЛЕНИНГРАДСКОГО) ГУБЕРНСКОГО СОВЕТА / EXECUTIVE COMMITTEE OF PETROGRAD (LENINGRAD) PROVINCIAL SOVIET / ОТДЕЛ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / DEPARTMENT OF MUNICIPAL ECONOMY / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / HOUSING POLICY / ДОМОВЫЙ КОМИТЕТ БЕДНОТЫ / HOUSE COMMITTEES OF THE POOR / ЖИЛИЩНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА / HOUSING COOPERATIVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириллова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются изменения, происходившие в сфере управления жилищным хозяйством городов Советской России в годы нэпа. На примере Петрограда (Ленинграда) особое внимание уделяется организации и хозяйственной деятельности жилищных товариществ, их взаимоотношениям с органами городской власти. Дается оценка эффективности жилтовариществ как формы управления жильем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The New Economic Policy and the New Housing Policy: From House Committees of the Poor To Housing Cooperatives (Petrograd, the beginning of the 1920s)

The article considers the changes took place in the sphere of urban housing management of Soviet Russia during the NEP. On the example of Petrograd (Leningrad) special attention is paid to the organization and economic activities of housing cooperatives, their relationship with the city authorities. It contains analysis of the effectiveness of housing cooperatives as a form of housing management.

Текст научной работы на тему «НЭП и новая жилищная политика: от домкомбедов - к жилтовариществам (Петроград, начало 1920-х гг. )»

Е.А. Кириллова

нэп И НОВАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА: ОТ ДОМКОМБЕДОВ - К ЖИЛТОВАРИЩЕСТВАМ (Петроград, начало 1920-х гг.)

В статье рассматриваются изменения, происходившие в сфере управления жилищным хозяйством городов Советской России в годы нэпа. На примере Петрограда (Ленинграда) особое внимание уделяется организации и хозяйственной деятельности жилищных товариществ, их взаимоотношениям с органами городской власти. Дается оценка эффективности жилтовариществ как формы управления жильем.

Ключевые слова: новая экономическая политика, Петроград (Ленинград), Исполнительный комитет Петроградского (Ленинградского) губернского Совета, Отдел коммунального хозяйства, жилищная политика, домовый комитет бедноты, жилищные товарищества.

Новая экономическая политика предполагала перевод эксплуатации жилого фонда на экономическую основу: хозрасчет, привлечение и использование инициативы граждан. Разрушение огосударствленного жилого фонда городов привело в начале 1920-х гг. к осознанию партийным и советским руководством невозможности осуществления государственной монополии в сфере жилья. В итоге предпринимается попытка передать заботу о нем самим жильцам, для чего в многоквартирных домах создаются органы самоуправления.

История домового самоуправления начинается в России после Февральской революции 1917 г., когда в ходе реформы муниципального управления в доходных домах городов были созданы домовые комитеты из жильцов. Домовым комитетам отводилась роль низших органов городского самоуправления, подчиненных районным думам. Домовые комитеты создавались жильцами для отстаивания своих интересов перед домовладельцем, распределения

© Кириллова Е.А., 2014

нормированных продуктов и товаров среди жильцов, для охраны дома, что стало особенно важным уже летом 1917 г.1

Решение жилищного вопроса становится одной из ключевых задач в политике большевиков, обещавших обеспечить жильем пролетарское население и ликвидировать неравенство на этой почве. Поэтому жилищная политика играла большую роль в социальных преобразованиях, предпринятых ими. Национализировав крупную недвижимость в городах декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г.2, советская власть занялась перераспределением жилой площади и наделением ею неимущих слоев населения. Переселение пролетариата из «трущоб» в «барские квартиры» являлось основой жилищной политики большевиков и затронуло в 1918-1920 гг. в Петрограде большую массу людей - около 225 тыс. человек3, что составляло почти одну треть населения города в 1920 г.

Для поддержания порядка в жилых домах, для решения других насущных вопросов (выполнение трудовой повинности, распределение ордеров на промтовары) большевики вместо прежних домовых комитетов с сентября 1918 г. стали насаждать домовые комитеты бедноты из рабочих и служащих, апеллируя в первую очередь к переселенным в дома буржуазии пролетариям. Но домкомбеды (в начале 1921 г. в Петрограде они были переименованы в домовые комитеты труда - домкомтруда) не смогли взять в свои руки управление домовыми хозяйствами. И дело, видимо, было не столько в неумении членов этих домовых комитетов наладить работу по дому, сколько в отсутствии соответствующих организационных предпосылок. Ибо те же самые люди, которые входили в состав домкомбедов (и в условиях военного коммунизма предпринимали попытки сохранить от разрушения свои дома, чинить водопровод, организовать вывоз мусора), продолжали управлять домами в годы нэпа, но в новых условиях их работа приносила положительные результаты. При этом в домовых комитетах бедноты работали не всегда вновь поселившиеся в домах пролетарии: обычно это были старожилы домов, ставшие советскими служащими4.

Считать домкомбеды периода военного коммунизма органами самоуправления населения домов, на наш взгляд, нельзя: они хоть и выбирались пролетарским населением, но находились в подчинении Отдела управления исполкома Петросовета - подразделения НКВД, ведавшего общими вопросами организации работы Совета; учетом, регистрацией населения, поэтому в его состав входило отделение ЗАГС; вопросами поддержания порядка в городе, в его ведении находились милиция, а также формально - ЧК. Отдел управления жестко регламентировал деятельность домкомбедов.

Главной целью их создания являлось не ведение хозяйства, а контроль за выполнением распоряжений советской власти и наблюдение за жильцами с целью недопущения контрреволюционных собраний, укрывательства белогвардейцев и шпионов, а также доставки мешочниками продовольствия5.

Новая экономическая политика способствовала появлению новой формы управления жильем гражданами - жилищных товариществ. Во многих домах жители были готовы взять на себя заботу о своем жилье, даже если оно находилось в руках государства, которое предоставляло его им в пользование. Для этого государство должно было обеспечить жильцам некоторые права в отношении жилья: не выселять без суда, дать возможность распоряжаться квартплатой и жилой площадью в рамках аренды. И гарантировать хотя бы относительную неизменность установленного порядка в жилищной сфере. Члены жилтовариществ не являлись владельцами жилья - недвижимость в городах находилась в собственности городских Советов, в состав исполкомов которых входили коммунальные отделы, в Петрограде - Петроградский губернский отдел коммунального хозяйства (Петрогуботкомхоз). В структуре коммунальных отделов были созданы жилищные подотделы (обычно называемые жилотделами), которые непосредственно ведали жилым фондом. Тем более показательна способность и готовность жильцов взять в свои руки хлопотную обязанность по управлению и содержанию недвижимости, не являвшейся их собственностью и находившейся в довольно запущенном состоянии после долгих лет бесхозной эксплуатации.

Декреты советского правительства 1921 г. были направлены на то, чтобы привлечь жителей домов к участию в восстановлении и ремонте «своих» домов, гарантируя им за это право проживания на занимаемой площади (к примеру, декрет от 23 мая 1921 г. «О мерах улучшения жилищных условий трудящегося населения и о мерах борьбы с разрушением жилищ»6). Декреты содержали лишь общие положения о новой экономической политике в сфере жилья. Исполкомы местных Советов должны были конкретизировать их, согласуясь с местными особенностями.

Петроградский губернский исполком издавал свои обязательные постановления, касающиеся преобразований в жилищной сфере. 21 декабря 1921 г. вышло обязательное постановление «О реорганизации управления и порядка пользования недвижимыми иму-ществами в Петрограде»7, которое устанавливало, что в домах с числом квартир более четырех, занятых частными жильцами, в двухнедельный срок образуются жилищные товарищества, дей-

ствующие на основе публикуемого нормального устава. Существовавший аппарат домовых комитетов труда с момента образования жилтовариществ упразднялся, говорилось далее в постановлении. Таким образом, жилтоварищества создавались взамен не оправдавших себя домкомтруда.

Первый нормальный устав жилищных товариществ в Петрограде, подписанный за секретаря Петрогубисполкома С. Митрофановым и заведующим Откомхозом Н. Ивановым, был опубликован 31 декабря 1921 г.8 Он предоставлял жилтовариществам такие права: принять дом в свое управление и хозяйственное заведование на основании договора с Петрогуботкомхозом; сдавать жилые помещения в аренду самостоятельно, получать с жильцов квартирную плату; заключать всякого рода имущественные договора (ссуды, займы); нанимать и увольнять служащих; заготовлять топливо; производить денежные раскладки между жильцами при отсутствии наличных средств на неотложные расходы; выселять судебным порядком жильцов, нарушающих внутренний распорядок и наносящих ущерб дому; вступать в объединения с другими товариществами с согласия органов коммунального хозяйства; возводить новые постройки с разрешения органов коммунального хозяйства.

На жилтоварищества были возложены обязанности: выполнение ремонта дома; содержание дома в безупречном санитарном и гигиеническом состоянии; своевременное внесение всех государственных и коммунальных сборов и налогов; выполнение всех натуральных повинностей; соблюдение противопожарных мер. Товарищество обязывалось также иметь необходимый для обслуживания дома штат служащих и исполнять обязанности «заботливого и добросовестного домоуправления», в том числе обязанности, возлагаемые милицией. Товарищество пользовалось всеми правами юридического лица.

Итак, жилтоварищество имело довольно обширные права и обязанности, отличающиеся от таковых домовладельца только одним - невозможностью проводить какие-либо сделки купли-продажи с недвижимостью.

Дома передавались в хозяйственное пользование товариществам на началах безвозмездности, по особому договору с Петрогуботкомхозом. Членом жилтоварищества мог быть каждый проживавший в доме, кроме лиц, лишенных гражданских прав по Конституции.

С образованием жилищных товариществ была ликвидирована двойственность в сфере управления жильем: жилтоварищества находились в подчинении не Отдела управления, а Отдела комму-

нального хозяйства, которое ведало муниципализированным жилищным фондом. Предоставление жилтовариществам функций управления и эксплуатации жилья вернуло в дома заинтересованных управленцев, стремящихся сохранять и поддерживать дома в порядке9.

Документы некоторых жилтовариществ Петрограда-Ленинграда (47 адресов) сохранились в фонде 7965 Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). В основном это протоколы заседаний правлений и общих собраний жильцов домов, а также некоторые акты (ревизий), договоры (об аренде домов, квартир), списки жильцов, ведомости квартирной платы.

С документами этого фонда работала немецкая исследовательница Ю. Обертрайс. Результатом стала история одного ленинградского дома, вошедшая в ее монографию, посвященную советской жилищной политике10. Обертрайс рассматривает по протоколам жилтоварищества и Жакта повседневную жизнь и судьбы жителей этого дома, конфликты, возникающие между ними на почве совместного проживания, а также механизмы вмешательства власти в обыденную жизнь горожан.

Количество жилтовариществ росло очень быстро, они образовывались активно: на 1 января 1923 г. в Петрограде было зарегистрировано 5526 жилтовариществ11. В 1924 г. в городе насчитывалось 7635 жилтовариществ, в управлении которых находились три четверти жилого фонда12. Большая часть горожан проживала в домах жилтовариществ.

Жилтоварищества выбирали правления из трех человек и двух кандидатов, которые непосредственно занимались решением вопросов управления и заведования домами, были подотчетны общему собранию жильцов. По уставу правление жилтоварищества выбиралось сроком на один год, по истечении срока полномочий оно должно было отчитаться в своей деятельности перед общим собранием, которое выбирало правление на следующий год.

Первоначально состав правлений не контролировался сверху. Жилтоварищества организовывали наиболее активные жильцы домов, обычно это были более образованные граждане, проживавшие в доме уже давно, старожилы, не желавшие мириться с творившейся в доме разрухой. Вскоре в Откомхозе поняли: правления жилтовариществ оказались в руках «классовых врагов», «новых буржуев и бывших интеллигентов». Вопрос для партийно-советских властей города был принципиальный: фонд муниципального жилья должно обслуживать пролетарское население, а этого не добиться, если домами управляют «непролетарские элементы», ведь

жилтоварищества имели право распределять жилплощадь в своих домах13. Полученный состав правлений не соответствовал идее активного участия пролетариата в управлении домами. Городские власти вынуждены были признать пассивность рабочего класса в этом новом важном деле, даже коммунисты не посещают общих собраний жильцов дома14, поэтому должны были вмешаться.

Из Откомхоза тревога по поводу засилья непролетарских элементов в правлениях жилтовариществ и невозможности соблюсти «классовую линию» в жилищной сфере передалась выше, в руководящие органы партийной и советской власти города. Вопрос о реорганизации жилтовариществ не раз поднимался на заседаниях бюро Петроградского губкома партии большевиков летом 1922 г. Выступавший на бюро губкома 24 августа 1922 г. заведующий Откомхозом Н.И. Иванов говорил о необходимости пересмотреть устав жилтовариществ с тем, чтобы усилить преимущества рабочих и уменьшить права буржуазии в правлениях. Было принято решение создать комиссию в Откомхозе для пересмотра устава, а его проект представить на утверждение бюро губкома15.

Нормальный устав жилтовариществ был доработан созданной комиссией, новый вариант его был принят Петрогубисполкомом и опубликован 27 сентября 1922 г.16 В него было внесено такое важное дополнение: теперь жилищный отдел утверждал состав правлений, а также имел право, если состав правления его не устраивал или оно было выбрано общим собранием не в полном составе, ввести в правление до 1/3 членов по своему усмотрению из числа членов жилтоварищества. Несомненно, таких назначенных членов предполагалось подбирать по классовому принципу с целью усиления влияния пролетарских элементов в правлениях.

После внесения изменений в устав Петрогуботкомхоз организовал кампанию по «орабочиванию» правлений жилтовариществ: под руководством районных жилотделов необходимо было переизбрать правления, с тем чтобы ввести в их состав подходящих по социальному положению членов, «прийти на помощь рабочему классу в борьбе с буржуазными правлениями домов, вытеснить нетрудовой элемент из правлений»17. Такие кампании проводились и в последующие годы, в 1923 и 1924 гг., и широко освещались в прессе. Когда в январе 1923 г. в городской прессе подводились итоги первой кампании по перевыборам в жилтовариществах, то рапортовалось, что перевыборы проходили успешно в смысле орабочи-вания правлений - в правления выбирались рабочие и служащие18.

Реальная ситуация в правлениях жилтовариществ значительно отличалась от официальных сообщений, и кампании Советской

власти по перевыборам правлений жилтовариществ незначительно влияли на изменение состава правлений. Даже если перевыборы в жилтовариществе назначались Откомхозом и руководил собранием по перевыборам присланный из Откомхоза хорошо «подкованный» по вопросам классовой жилищной политики инструктор (что случалось далеко не в каждом жилтовариществе), то жильцы выбирали в правление членов, которым доверяли19.

Перевыборы в жилтовариществах проводились, но проходили они чисто формально, так как больших изменений в составе правления после перевыборов не наблюдалось. Состав правлений, особенно лица, занимавшие должность его председателя, менялись чаще в связи с отказами членов выполнять эти обязанности, чем с перевыборами. Заявления об отказе от должности председателя подавались часто во всех правлениях. За должность председателя не держались, она была хлопотной. Председатель нередко оказывался меж двух огней: он должен был выполнять требования чиновников жилотдела и при этом действовать в интересах своих жильцов, которые его выбрали20.

Членами правлений жилтовариществ часто становились те же самые жильцы, которые организовывали домовые комитеты в 1917 г., руководили домкомбедами с 1918 г.21 Преемственность правлений позволяет заключить, что их члены приобрели к началу 1920-х гг. большой опыт управления домохозяйствами в неблагоприятных экономических условиях.

По результатам первой кампании по перевыборам правлений Откомхозу почти не пришлось прибегать к крайней мере - назначению своих представителей в правления, что признавалось им в прессе. На 4,5 тыс. переизбранных правлений Откомхозом были назначены не более 10 правлений22. Таким образом, реальное вмешательство жилотделов в результаты выборов правлений жилтова-риществ происходило редко.

Правление являлось исполнительным органом жилтовари-щества и подчинялось общему собранию жильцов, которое было высшим органом управления. Время и место общих собраний надо было сообщать в районный жилищный отдел, который мог командировать на собрание своего представителя для контроля, как устанавливал устав жилтовариществ.

В жилтовариществах 1921-1925 гг. общие собрания проводились часто, четыре-пять раз в год, иногда для решения неотложных вопросов жильцы собирались даже восемь раз в год. Частота проведения собраний указывает на большое количество сложных вопросов, которые необходимо было срочно решить, что могло сделать только собрание жильцов.

Что касается посещаемости собраний, то в среднем от дома с населением около 200 человек на собрание приходили 30-40 жильцов, в лучшем случае 60. Но на собраниях присутствовали представители всех квартир (что подтверждается поквартирными списками присутствующих, которые велись на каждом собрании), следовательно, информация о происходящем на собраниях доводилась до сведения жильцов всех квартир. Учитывая добровольность посещения общих собраний, следует считать такое количество присутствующих на собраниях показателем хорошей активности жильцов.

Основными вопросами, которые решались общим собранием членов жилтоварищества, были: выборы правления и ревизионной комиссии; заслушивание годового отчета правления о проделанной работе и перевыборы правления; разрешение на проведение дополнительных сборов с жильцов, повышение квартплаты; утверждение плана проведения ремонтных работ, т. е. больших трат; утверждение на должность управдома, разрешение нанять или уволить служащих дома (дворников), утверждение вознаграждения служащим и членам правления; некоторые другие срочно возникшие проблемы (принятие мер против неплательщиков, передача освободившейся жилой площади в спорных случаях). Решение большинства этих вопросов возлагалось на общие собрания уставом жилтовариществ. Но на практике функции собраний жильцов значительно расширялись самими жилтовариществами. В каждом жилтовариществе существовала своя специфика: иногда в повестку дня общих собраний включались пункты, касающиеся взаимоотношений между жильцами дома и участникам собрания приходилось улаживать разнообразные конфликты.

Схожесть вопросов, решаемых на общих собраниях и заседаниях правлений жилтовариществ, указывает на то, что наиболее важные, спорные проблемы выносились на общее решение жильцов. Поэтому можно утверждать, что в управлении домом участвовал широкий круг лиц и присутствовало стремление этот круг расширить.

Жилтоварищества, в отличие от прежних домовых комитетов бедноты, получили хозяйственную самостоятельность. Жилтова-рищества были независимы в финансовых вопросах: устав предоставлял им право собирать квартплату с жильцов и распоряжаться ею. Из этих средств жилтоварищества несли все расходы по дому: расплачивались за коммунальные услуги, за страхование дома, за работу служащих дома - дворников, сторожей, управдома, а также проводили ремонт в доме. Хотя нормы оплаты жилой площа-

ди регулировались постановлениями Петроисполкома, раскладка квартплаты по квартирам была предоставлена правлениям.

Сложность раскладки квартирной платы заключалась в том, что квартплата в то время взималась дифференцированно, в зависимости от категории плательщика: рабочие, зарегистрированные безработные, члены семей красноармейцев платили по низшей ставке, зато граждане, занятые предпринимательством (нэпманы, торговцы), лица свободного труда (врачи, адвокаты, имеющие частную практику) должны были платить больше. Для определения социального положения жильцов правления собирали с них справки о месте работы и доходах. Ставки квартплаты повышали в начале 1920-х гг. часто (в 1922 г. - дважды), доходы жильцов тоже менялись, правления должны были перерасчитывать квартплату. Кроме того, существовало много спорных и не учтенных в законах и положениях случаев (причисление некоторых жильцов к определенной категории плательщиков представляло собой непростую задачу), по которым правления должны были принимать решения.

Первоначально квартирная плата, назначенная Петроиспол-комом, была очень низкой: в этом также видели защиту интересов пролетариата. Квартплата постепенно повышалась, но не настолько, чтобы покрыть все расходы жилтовариществ. Для выхода из тяжелой финансовой ситуации у правлений жилтовариществ было единственное средство - проводить дополнительные обложения жильцов. Это разрешалось уставом при согласии общего собрания жильцов. К дополнительным раскладкам постоянно прибегали во всех жилтовариществах, иначе невозможно было оплатить все расходы, тем более проводить ремонт. При этом в документах жилтовариществ не содержится упоминаний о пререканиях между жильцами по поводу дополнительных обложений, решения об этом принимались обычно единогласно23, что говорит об ответственном отношении жильцов к судьбе своего дома.

Жилтоварищества получали дом в бесплатную аренду на условиях проведения в нем ремонта. С первых дней своего существования жилтоварищества должны были проводить многочисленные ремонтные работы, с 1914 г. ремонт в домах не велся, что сказалось самым отрицательным образом на состоянии жилого фонда. Свою негативную роль сыграло также небрежное отношение жителей к жилью в предыдущие годы, особенно это касалось новых переселенцев, которые не чувствовали устойчивым свое положение в доме, а нередко просто не умели пользоваться оборудованием домов (засоряли канализацию, в зимние месяцы из-за нехватки дров разбирали деревянные части домов).

Среди самых неотложных работ в домах были: ремонт крыши, водопровода и канализации, очистка от мусора чердака и подвала, утепление подвала, чтобы зимой не замерзали водопроводные трубы. Мелким текущим ремонтом жилтоварищества занимались непрерывно, вопросы ремонта обсуждались на каждом общем собрании и на каждом заседании правления. Несмотря на непростую финансовую ситуацию, ремонт в домах жилтоварищества проводился. На ремонт дома приходилась самая большая статья расходов жилтовариществ - 30-40 %24.

Жилтоварищества были в состоянии не только организационно провести крупные ремонтные работы в домах, но также отыскать необходимые для этого немалые денежные средства. За 1923 г. в Петрограде были восстановлены или подверглись капитальному ремонту 368 домов. Из них на долю жилтовариществ приходился 141 дом, на долю частных арендаторов - 84 дома, Откомхоз и районные коммунальные отделы восстановили 74 дома, промышленные заведения и тресты - 36, ведомства - 33 дома25. Немалую работу провели жилтоварищества по ремонту водопровода. Так, по данным 1923 г., в Петрограде водопровод не действовал в 12,67 % муниципальных домов (т. е. находившихся в ведении Откомхоза), в то время как в домах, переданных товариществам, он не действовал всего в 4,23 % домов, подключенных к водопроводу26. Эти цифры свидетельствуют о том, что жилтоварищества были эффективной формой управления жильем. Усилия жилтовариществ по ремонту домов оценили даже официальные лица. В 1925 г. заведующий От-комхозом Н.И. Иванов, отчитываясь о работе своего учреждения, сказал: «Благодаря организации жилищных товариществ мы смогли сохранить наши дома»27.

Другой важной функцией жилтоварищества являлось распределение жилой площади в своем доме. Руководство коммунальным хозяйством города отказывалось от права распределения жилья в муниципализированных домах и отдавало его жилтовариществам. Распределением занимались правления жилтовариществ на своих заседаниях, решения фиксировались в протоколах. Жилплощадь в Петрограде в первой половине 1920-х гг. получить было еще довольно легко: значительное сокращение населения города за 19181921 гг. привело к тому, что свободного жилья было достаточно.

Жилплощадь распределялась правлением среди членов жил-товарищества, желающих улучшить свои жилищные условия, по заявлениям и в порядке очереди, если таковая была. На освободившуюся площадь в доме претендовали обычно один-два жильца28. При наличии нескольких претендентов члены правления сами ре-

шали, кто более нуждается, и передавали ему жилье, при этом они руководствовались основаниями, которые казались им важными (например, жилец имеет детей, давно живет в доме).

Лишь при отсутствии своих претендентов на жилплощадь можно было взять нового жильца, вывесив объявление о сдаче на воротах дома. В этом случае правление могло выбрать более платежеспособного претендента, помня о необходимости пополнения домовой кассы. Обычной практикой в годы нэпа было требование с таких посторонних жильцов платы за право въехать в дом - «въездных» денег. Такая плата нигде не фиксировалась, она была незаконна, но она взималась, хотя органы городской власти безуспешно пытались бороться с этим29.

Таким образом, жилтоварищества имели большие права при ведении хозяйства своего дома и могли реализовать их на практике.

В 1924 г. в правительстве оформилась идея о переводе жилтова-риществ всей страны на единый кооперативный устав. Декрет ЦИК и СНК СССР «О жилищной кооперации» от 19 августа 1924 г. содержал уставы жилищно-строительных и жилищно-арендных кооперативных товариществ (Жактов)30. Главная цель этого декрета заключалась в том, чтобы побудить горожан объединяться в строительные кооперативы и самим строить себе жилье. Жилтовари-щества же, превращаясь в Жакты, становились полноправными арендаторами жилого дома у жилищного отдела и платили арендную плату, как все арендаторы. Жакты объявлялись свободными от опеки жилотделов, становились самостоятельными хозяйственными и юридическими лицами. Между тем они по-прежнему должны были проводить ремонт в своем доме и нести другие обязанности домовладельца. Жилтоварищества не спешили переходить на новый устав, поэтому городскими властями Ленинграда в 1925 г. была организована новая кампания - по переводу жилтовариществ на кооперативный устав. Переход на него всех жилтовариществ следовало завершить до 15 декабря 1925 г.31 Так жилтоварищества Ленинграда были директивно реорганизованы в Жакты.

Таким образом, жилищные товарищества Петрограда (Ленинграда) первой половины 1920-х гг. работали на основе нормативного устава, принятого Петрогубисполкомом. Этот устав предоставлял товариществу как коллективному арендатору жилья обширные права, но при этом налагал многочисленные обязанности, каких не имели съемщики жилья до прихода к власти большевиков. Жилтоварищества существовали в сложных условиях: экономическая ситуация в стране была неустойчивой, партийно-государственные руководители страны (и Петрограда в том чис-

ле) не решились на предоставление подлинной самостоятельности жилтовариществам. Откомхоз, исполняя партийные директивы, должен был проводить «классовую линию» в жилтовари-ществах, сделать их проводниками классовой политики прежде всего путем регулирования социально-политического состава выборных правлений. Жилотделы хотели видеть своих кандидатов в правлениях - жилтоварищества упрямо выбирали своих. Эти кандидаты выражали интересы коллектива, умели мобилизовать его на домовые работы. Именно по этой причине деятельность жилтовариществ оказалась успешной. Жилой фонд Петрограда (Ленинграда) был сохранен и восстановлен большей частью благодаря усилиям жилтовариществ.

Примечания

1 Давыдов А.Ю. Мешочники и диктатура в России: 1917-1921 гг. СПб., 2007. С. 52-56.

2 Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства (СУ РСФСР). 1918. № 62. Ст. 677.

3 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГА ИПД). Ф. 16. Оп. 3. Д. 4622. Л. 5 об.-6.

4 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 7965. Оп. 3. Д. 92. Л. 4, 122; Д. 93. Л. 13, 48, 107; Д. 9. Л. 1-1 об.

5 Северная Коммуна (Петроград). 1919. 30 янв.; ЦГА СПб. Ф. 7965. Оп. 3. Д. 92. Л. 103, 168.

6 СУ РСФСР. 1921. № 49. Ст. 253.

7 Вестник Петросовета (Петроград). 1921. 21 дек.

8 Там же. 31 дек.

9 Кириллова Е.А. Петроградские жилтоварищества в начале 1920-х гг.: организация, состав и «классовая линия» городских властей // Новый исторический вестник. 2013. № 3 (37). С. 75-77.

10 Obertreis Ju. Tränen des Sozialismus. Wohnen in Leningrad zwischen Alltag und Utopie, 1917-1937. Köln, 2004. S. 284-342.

11 Петрогуботкомхоз в 1922 г.: Отчетные данные. Пг., 1923. С. 81.

12 Филиппов Н. Союз жилищных товариществ и его задачи // Жилищное дело (Петроград). 1924. № 1. С. 12.

13 Кириллова Е.А. Указ. соч. С. 78-80.

14 ЦГА СПб. Ф. 3183. Оп. 1. Д. 31. Л. 7 об.

15 ЦГА ИПД. Ф. 16. Оп. 1. Д. 486. Л. 201.

16 Вестник Петросовета (Петроград). 1922. 27 сент.

17 См.: Ко всем жилищным товариществам и нашим читателям // Жилищное дело (Петроград). 1924. № 1. С. 2; Линов С. Ставка на районные органы Жилищного Союза // Там же. № 3. С. 2.

18 Красная газета (Петроград). 1923. 21 янв.

19 ЦГА СПб. Ф. 7965. Оп. 3. Д. 125. Л. 5; Д. 128. Л. 3.

20 Кириллова Е.А. Указ. соч. С. 87-90.

21 ЦГА СПб. Ф. 7965. Оп. 3. Д. 92. Л. 12 об., 122, 135; Д. 93. Л. 13, 19, 109.

22 Красная газета (Петроград). 1923. 21 янв.

23 ЦГА СПб. Ф. 7965. Оп. 3. Д. 1. Л. 17; Д. 93. Л. 38; Д. 125. Л. 30.

24 Там же. Д. 1. Л. 90 об.

25 Иванов Н.И. Восстановление Ленинграда (доклад на V Губернской конференции коммунальных работников) // Вопросы коммунального хозяйства. 1924. № 1. С. 33.

26 Всесоюзная городская перепись 1923 г.: Итоги переписи владений, строений и квартир в поселках городского типа. Вып.1: Владения и строения. Европейская часть РСФСР. М., 1924. С. 138.

27 Общегородская конференция Союза. Работа Откомхоза: Доклад Н.И. Иванова // Жилищное дело (Петроград). 1925. № 2. С. 68.

28 ЦГА СПб. Ф. 7965. Оп. 3. Д. 1. Л. 50, 69.

29 См.: Вестник Петросовета (Петроград). 1922. 27 сент.; На корме времени: Интервью с ленинградцами 1930-х гг. СПб., 2000. С. 165.

30 Собрание Законов и Постановлений Рабоче-крестьянского Правительства СССР (СЗ СССР). 1924. № 5. Ст. 60.

31 Справочник коммунального работника. 1924. М., 1924. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.