Научная статья на тему 'Неожиданная находка уникального экземпляра первого отечественного учебника по христианскому воспитанию'

Неожиданная находка уникального экземпляра первого отечественного учебника по христианскому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
архиепископ Евсевий (Орлинский) / книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия» / первый учебник по христианскому воспитанию / Свято-Троицкая Сергиева Лавра / архимандрит Антоний (Медведев) / преподобный Антоний Радонежский / уникальная находка / archbishop Evsevii (Orlinsky) / the book “On the upbringing of children in the spirit of Christian piety” / the first textbook on Christian education / the the Holy Trinity Lavra of St. Sergius / archimandrite Anthony (Medvedev) / St. Anthony of Radonezh / a unique find

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андрей Александрович Остапенко

В очерке описана история обретения уникального экземпляра первой отечественной учебной книги по православной педагогике архиепископа Евсевия (Орлинского) 1844 года, который был в своё время подарен неизвестному читателю наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым), впоследствии канонизированным в 1998 году как преподобный Антоний Радонежский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Андрей Александрович Остапенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Unexpected Discovery of a Unique Copy of the First Domestic Textbook on Christian Education

The essay describes the history of finding a unique copy of the first domestic textbook on Orthodox pedagogy by archbishop Evsevii (Orlinsky) of 1844. The textbook was once presented to an unknown reader by Archimandrite Anthony (Medvedev), the abbot of the Holy Trinity Lavra of St. Sergius, who was later canonized in 1998 by St. Anthony of Radonezh.

Текст научной работы на тему «Неожиданная находка уникального экземпляра первого отечественного учебника по христианскому воспитанию»

УДК 2-3

Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета и Екатеринодарской духовной семинарии, г. Краснодар

Неожиданная находка уникального экземпляра первого отечественного учебника по христианскому воспитанию

Аннотация. В очерке описана история обретения уникального экземпляра первой отечественной учебной книги по православной педагогике архиепископа Евсевия (Орлинского) 1844 года, который был в своё время подарен неизвестному читателю наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым), впоследствии канонизированным в 1998 году как преподобный Антоний Радонежский.

Ключевые слова: архиепископ Евсевий (Орлинский), книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия», первый учебник по христианскому воспитанию, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, архимандрит Антоний (Медведев), преподобный Антоний Радонежский, уникальная находка.

Библиографическое описание статьи:

Остапенко, А. А. (доктор педагогических наук, профессор). Неожиданная находка уникального экземпляра первого отечественного учебника по христианскому воспитанию / Андрей Александрович Остапенко. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2022. - № 2 (2). - С. 80-88. - Библиогр.: с. 88 (11 назв.)

Andrey A. Ostapenko,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Kuban State University and Ekaterinodar Theological Seminary, Krasnodar

An Unexpected Discovery of a Unique Copy of the First Domestic Textbook on Christian Education

Abstract. The essay describes the history of finding a unique copy of the first domestic textbook on Orthodox pedagogy by archbishop Evsevii (Orlinsky) of 1844. The textbook was once presented to an unknown reader by Archimandrite Anthony (Medvedev), the abbot of the Holy Trinity Lavra of St. Sergius, who was later canonized in 1998 by St. Anthony of Radonezh.

Key words: archbishop Evsevii (Orlinsky), the book "On the upbringing of children in the spirit of Christian piety", the first textbook on Christian education, the the Holy Trinity Lavra of St. Sergius, archimandrite Anthony (Medvedev), St. Anthony of Radonezh, a unique find.

Учебники по истории отечественной педагогики за последнюю сотню лет упрямо обходят имя автора первого отечественного учебного пособия по христианскому воспитанию - архиепископа Евсевия (Орлинского) (1806-1883).

Рисунок 1. Архиепископ Евсевий (Орлинский)

Отметим, что последнее упоминание педагогических трудов владыки Евсевия в учебнике по истории педагогики принадлежит П. Ф. Каптереву. В 1915 году во втором издании книги «История русской педагогии» ученый посвятил архиепископу две с половиной страницы, указав, что «его сочинение "О воспитании детей в духе христианского благочестия" замечательно тем, что оно есть если не первое, то одно из первых руководств по педагогике, не переведенное и не переделанное с какого-нибудь иностранного сочинения, а самостоятельное произведение, в стройном виде излагающее теорию воспитания. Основа сочинения, как показывает заглавие, религиозная, все оно проникнуто горячим религиозным чувством; автор постоянно старается свои взгляды подкрепить текстами Св. Писания. Стоя на религиозной почве, автор весьма правильно и широко определяет задачи педагогики и весьма последовательно и стройно развивает её содержание»1.

«Воспитание всегда должно стремиться к тому, чтобы оно со дня на день становилось для воспитанника менее нужным» - эта очевидная и од-

1 Каптерев, П. Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. С. 350-352.

новременно парадоксальная мысль2, записанная владыкой Евсевием (Ор-линским) без малого 180 лет назад, достойна того, чтобы украшать стену в учительской школы или преподавательской семинарии, а портрет архиепископа должен обязательно быть включен в любой учебник по истории отечественной педагогической мысли. Увы, но современная педагогическая наука это имя почти забыла. А между тем главный педагогический труд архиепископа Евсевия - книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия» - в XIX веке был издан четыре раза - в 1844, 1857, 1876 и 1877 гг.

ВОСПИТАНШ ДТЁТЕЙ

ШСТ1ШИТ0 В .1Л Г О Ч В С ТI я.

В'Ь ТИПОГРАФ!«! АВГУСТА СЕЛЕНА, при Императорской Медико-Хируггимской Акадеыш.

184».

Рисунок 2. Титульный лист 1 -го издания книги «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844)

Учебники истории педагогической мысли, как правило, автором первого отечественного пособия по воспитанию называют Александра Григорьевича Ободовского, издавшего в 1835 году книгу «Руководство к педагогике или науке воспитания, составленное по Нимейеру» . Это выдающаяся книга, так же как и её продолжение - «Руководство к дидактике,

Евсевий (Орлинский), архиеп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. М., 1844. С. 61.

3 „

Ободовский, А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Нимейеру. СПб., 1835. 354 с.

или науке обучения»4 (1837), но будем справедливы в том, что эти пособия нельзя в полной мере считать плодом русской педагогической мысли, ибо написаны они были по мотивам известной книги германского богослова и учёного-педагога Августа Германа Нимейера «Leitfaden der Pädagogik und Didaktik» (1802)5.

Труд же епископа Евсевия, который в разные годы был ректором и Московской, и Санкт-Петербургской духовных академий, в полной мере можно считать первым систематическим научным изложением и науки воспитания, и науки обучения. Мало того, именно от этого произведения можно начинать отсчёт времени создания отечественной педагогической антропологии, ибо на 23 года раньше К.Д. Ушинского владыка Евсевий писал, что «воспитателю необходимо хорошо знать природу человека вообще и особенно её постепенное раскрытие. <...> Наилучшими средствами к приобретению таких познаний справедливо поставляют: а) изучение науки о человека (антропологии); б) частое общение с детьми, соединённое с внимательным наблюдением над их нравами <...>; в) припоминание о летах собственного нашего детства и юности»6. Но автор не только ведь провозгласил необходимость того, чтобы педагогика опиралась на знание природы человека, но и блестяще расписал, как следует образовывать (приводить к образу и подобию) и совершенствовать телесные и душевные способности ребёнка, точным образом их разделяя в соответствии с антропологией на умственные, желательные и чувственные и детально прописывая средства совершенствования благонравия у детей.

Данное владыкой Евсевием определение того, что есть воспитание, видимо, можно считать одним из самых точных: «Под воспитанием разумеем намеренное влияние на образование и облагорожение воспитанника, посредством которого надобно доводить его до такого нравственного состояния, в котором он мог бы без постороннего руководства располагать

п

собою согласно со своим временным и вечным назначением» .

Увы, современного достойного переиздания фундаментального труда

о

архиепископа Евсевия (Орлинского) нет. Версия 2011 года с искажённым названием и перевранным текстом не может передать глубину мысли ав-

4 Ободовский, А. Г. Руководство к дидактике, или науке преподавания, составленное по Нимейеру. СПб., 1837. 166 с.

5 Niemeyer, A. G. Leitfaden der Pädagogik und Didaktik. Zum Gebrauch akademischer Vorlesungen für künftige Hauslehrer und Schulmänner. Galle, 1802. IV+108 p.

6 Евсевий (Орлинский), архиеп. Указ. соч. С. 33.

7 Там же. С. 10.

8 Евсевий (Орлинский), архиеп. Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2011. 367 с.

тора. Радует, что Российская государственная библиотека предоставила свободный доступ к электронной версии 4-го, наиболее полного издания

этого выдающегося памятника отечественной педагогической мысли

9

Уникальная находка

Так вот, ознакомившись с электронной версией 4-го издания, мы обнаружили, что количество страниц в этой книге (543 с.) не совпадает с тем, какое было в 1-м (400 с.) и 2-м (510 с.) изданиях, ссылки на которые удалось найти. Электронной версии 1-го издания в свободном доступе не оказалось. Оставалась неясность: последующие издания дополнялись автором или разница в количестве страниц была обусловлена различным размером шрифта или формата книги? И для нас это было принципиально.

Поиски первого издания увенчались успехом далеко не сразу. Удача улыбнулась лишь на святочной неделе 2022 года, когда удалось найти нужную книгу на одном из антикварных книжных аукционов. Видимо, из-за того, что имя владыки Евсевия сегодня не так широко известно, книгу удалось приобрести без проблем.

И вот когда книга была доставлена из аукциона, то на титульном листе была обнаружена надпись (рис. 3).

Рисунок 3. Фрагмент титульного листа издания с надписью

Стремительный каллиграфичный почерк, характерный для образованных людей XIX века, открыл следующий текст в четыре строки:

Ознакомиться с произведением https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003579194

можно

по

ссылке:

«Подарокъ при пересеявши моемъ въ М[...] отъ Батюшки Отца моего Духовн[аго] Намтстника Троицы Сергиевой Лавры [нрзб.] Архимандрита Антония».

Исторический экскурс позволяет определить, что наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с февраля 1831 года по май 1877 года в течение 47 лет был архимандрит Антоний (Медведев) (1792-1877), который 16 октября 1998 года по благословению патриарха Алексия II был канонизирован в лике святых как преподобный Антоний Радонежский10.

Поскольку край книги незначительно обрезан (по причине того, что в то время книги издавались, как правило, с неразрезанными страницами), то можно только предполагать, что было написано в конце первой строки после заглавной буквы М. Обрезанная узкая часть текста явно не могла состоять более, чем из двух-трёх букв, поэтому можно допустить, что там было написано «М[ДА]». Помня, что Московская духовная академия в 1844 году уже тридцать лет была в стенах Лавры, а ректором академии в эти годы (с 1841 по 1846 гг.) как раз и был архиепископ Евсевий (Орлинский)11, можно предположить, что этот экземпляр книги был подарен наместником Лавры преподобным Антонием Радонежским некоему человеку, приехавшему в Лавру либо учиться, либо преподавать в Московской духовной академии, и считавшему себя духовным чадом преподобного. Надпись же, видимо, и сделана была новым владельцем книги в память об этом значимом для него событии.

Таким образом, удалось заполучить не только хорошо сохранившийся экземпляр уникального издания, но и обрести живую страничку жития преподобного Антония Радонежского, который, по всей видимости, благоговейно относился к ректору Московской духовной академии архиепископу Евсевию (Орлинскому), с которым им вместе довелось служить в стенах Лавры пять лет.

Каков был путь этой книги после революционных событий, мы знать не можем, но штамп в верхнем правом углу переднего форзаца говорит нам о том, что какое-то время эта книга хранилась в Антирелигиозном музее искусств (рис. 4). Известно, что после прекращения служб в Донском монастыре в 1926 году на его территории был создан Истори-

10 Преподобный Антоний Радонежский. Житие. Монастырские письма. Сергиев Посад, 2005. 145 с.

11 Богданова, Т. А. Евсевий (Орлинский), архиепископ // Православная энциклопедия : в 64 т. М., 2008. Т. 17. С. 271.

ко-художественный и бытовой музей XVIII века, преобразованный в 1929-м в Антирелигиозный музей искусств (АМИ). Музей, собиравший и хранивший фрагменты иконостасов, деревянную скульптуру, картины, иконы, а также предметы церковного быта, был закрыт в середине 1930-х гг., часть его фондов была передана в созданный в 1934 году Музей академии архитектуры12.

„^ОлзЛ.

Антител и г* оэ н ы S Музей Мск>лс'!»

Рисунок 4. Штамп и инвентарный номер на экземпляре книги «О воспитании детей в духе христианского благочестия», переданном в Антирелигиозный музей искусств

13

Мы рады возможности ввести в научный оборот это уникальное издание .

***

Справедливости ради необходимо заметить, что в современный контекст истории православной педагогики имя архиепископа Евсевия (Ор-линского) и его фундаментальный труд по христианскому воспитанию возвратила профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета С.Ю. Дивногорцева, которая в своём докторском исследовании указала, что владыка впервые в России выделил составные части педагогики: «антропологические представления, соответствующие православному вероучению, теорию воспитания и теорию обучения»14. И действительно большинство учебников педагогики в дальнейшем имели именно такую структуру, но вряд ли кто-то помнит, что впервые это сделал владыка Евсевий.

12

Постернак, О. П. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2005. № 4. С.114-132.

13 С его электронной копией можно ознакомиться по ссылке: http://ost101.narod.ru/1844_Orlinsky.pdf. Четвёртое издание книги доступно в электронной библиотеке НЭБ: О воспитании детей в духе христианского благочестия // НЭБ. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003579194/ (дта обращенияб 30.04.2022).

14 Дивногорцева, С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2011. С. 24.

Педагогическое наследие архиепископа Евсевия (Орлинского) ещё не нашло своего исследователя и летописца, хотя первые научные публикации уже начали появляться15.

Список использованных информационных ресурсов

1. Беленчук, Л. Н. Педагогическая концепция архиепископа Евсевия (Орлинского) в работе «О воспитании детей в духе христианского благочестия» // Светское и духовное культурное наследие как ценностная основа формирования личности современника. Шестые пюхтицкие чтения. Куремяэ, 2017. С. 280-286.

2. Богданова, Т. А. Евсевий (Орлинский), архиепископ // Православная энциклопедия : в 64 т. М., 2008. Т. 17. С. 271.

3. Дивногорцева, С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России : автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 39 с.

4. Евсевий (Орлинский), архиеп. О воспитании детей в духе христианского благочестия. М., 1844. 400 с.

5. Евсевий (Орлинский), архиеп. Энциклопедия воспитания маленького христианина. М., 2011. 368 с.

6. Каптерев, П. Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. V+746 c.

7. Ободовский, А. Г. Руководство к дидактике, или науке преподавания, составленное по Нимейеру. СПб., 1837. 166 с.

8. Ободовский, А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания, составленное по Нимейеру. СПб., 1835. 354 с.

9. Постернак, О. П. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2005. № 4. С. 114-132.

10. Преподобный Антоний Радонежский. Житие. Монастырские письма. Сергиев Посад, 2005. 145 с.

11. Niemeyer, A. G. Leitfaden der Pädagogik und Didaktik. Zum Gebrauch akademischer Vorlesungen für künftige Hauslehrer und Schulmänner. Galle, 1802. IV+108 p.

15 Беленчук, Л. Н. Педагогическая концепция архиепископа Евсевия (Орлинского) в работе «О воспитании детей в духе христианского благочестия» // Светское и духовное культурное наследие как ценностная основа формирования личности современника. Шестые пюхтицкие чтения. Куремяэ, 2017. С. 280-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.