М. А. Нестерова, К. А. Спицина
«Неовикторианский» стиль в моде «pret-e-porter» Японии: культурно-эстетические аспекты
Искусство конца ХХ - начала XXI века, в том числе и искусство костюма, легко играет с формами и образами предшествующих эпох, заимствуя и трансформируя их, используя цитирование как художественный прием. «Вольное» отношение к историческим стилям и направлениям в искусстве, использование выразительных средств коллажа и эклектического комбинирования различных стилей позволило дизайнерам увлечься «игрой в эпохи».
В Высокой моде, в линии «готового платья» - рге^а-ройег и стрит-стайле формы и образы исторического европейского костюма существуют на разных уровнях художественности, получают разное значение и звучание, новый контекст и характер, по-разному интерпретируются, поскольку сейчас, больше чем когда-либо, искусство костюма взаимодействует с массовой культурой. В результате такого взаимодействия исторические образы в современной культуре получают новое звучание, но их понимание интуитивно, приблизительно и не окончательно.
Одним из ярких примеров такого взаимодействия стало воплощение викторианской эстетики в японской моде рге^а-ройег, где викторианский костюм является одним из объектов интерпретации и стилизации, превращаясь из викторианского костюма в «неовикторианский». С конца 1970-х годов в японской культуре игровая эклектика викторианского стиля стала формироваться как отличительная черта моды рге^а-ройег. Эта тенденция постепенно развилась в отдельное стилевое направление. В настоящее время в Японии «неовикторианский» стиль оформляется на волне развития и распространения визуальной культуры (манга, аниме, кино, шоу индустрия и т. д.), затрагивающей тему прекрасных волшебных сказок, в которой выражаются мечты о жизни в фантазийном мире сладких иллюзий. В «неовикторианском» стиле в настоящее время активно работают такие японские бренды «Рге^а-ройег» как «А1еИег Р1егго1», «А^еИс Pretty», «АИсе&ТЬе Р^е8», «Baby Ше Stars Shiæ Bright», «h. NAOTO», «Victorian Maiden», «.Тийейе et .Тшйпе» и т. д. Дизайнеры, работающие для этих брендов, заимствуют характерные избранные черты костюма викторианской эпохи, используя их в качестве
материала, источника вдохновения для новых творческих конструкций моделей «неовикторианского» стиля.
По сути, новое прочтение может восприниматься как иллюзия подлинности. Внешняя форма платья представляет собой произвольное декоративное сочетание формальных элементов и визуальных кодов европейского костюма второй половины XIX века. Модели представляют собой не историческую реконструкцию, а стилизацию эпохи. Историческим формам придается современное образное наполнение в ином контексте. «Неовикторианская» тенденция предлагает реципиенту не просто комплекс цитат из символов и знаков, а подчас практически полный текст европейского костюма середины XIX века. Однако ожидания реципиента «обманываются» абсурдными композиционными решениями костюма, провокационными аксессуарами или дополнениями, выполненными в ином стиле (например, «панк», «готы» и т. д.), что вносит некий контрастный эмоциональный элемент в такой гибридный текст костюма.
Намеренное искажение первоисточника, пародия, гротеск, китч в сочетании с жеманностью и утонченностью существующая в моделях перечисленных выше брендов снимает запрет на серьезность, создает атмосферу театрализованности и развлечения, дает возможность примерить различные «неовикторианские» образы, «поиграть в эпоху».
В ряду многочисленных и различных по характеру образов японской моды «ргй-а-роАег» можно выделить такие типажи, как «Маленькая Леди», «Юный Аристократ», «Куколка» и т. д. Выбор «неовикторианского» образа зависит от личностных особенностей, различных близких индивиду исторических и культурных традиций, эстетических концепций и т. д. Человек при этом является как творцом, так и объектом творческого акта. Он, выражая себя, вкладывает в образ свою индивидуальность, свой набор символов. В результате исторические образы получают новое звучание, новый контекст и характер, но их понимание интуитивно, приблизительно и не окончательно.
Эти «неовикторианские» образы связывают прошлое и настоящее разных культур и поколений. Они причудливо сочетают в себе исторические темы, художественные стили европейской культуры, традиционные японские культурно-эстетические аспекты. Кроме этого, японская классическая эстетическая традиция сосредоточена на утонченночувственной чистой красоте. Современная эстетика массовой культуры Японии определяется, словом каваий. Это японское слово несет в себе ценности, которые включают определения обаятельности, а также чувства и эмоции, вызываемые опытом взаимодействия с чем-то очаровательным, забавным, маленьким, невинным и чистым, тем, что вызывает чувства привлекательности, симпатии и стимулирует потребность в выражении чувства заботы и опеки. Каваий определяет эстетическое направление, поощряющее культ «детскости», инфантилизм, уход от реальности,
от «взрослой» жизни в мир сказки и мечты. Женские идеалы, созданные японскими художниками в разные времена, обладающие вышеперечисленными характеристиками, являются эстетической основой для новых визуальных решений.
«Неовикторианский» стиль дает широкие возможности для подчеркивания такого девического образа юной хрупкой невинной красоты, его трогательности, очаровательной беззащитности. Пропорции одежды, «закрытые» платья, кринолинчики, пышные нижние юбки, панталончики являются кодами девичества, скромности и добродетели, воплощенные в формах викторианского костюма 1860-х годов и заимствованные современной японской модой «рге^а-ройег». Специфическое колористическое решение костюма с доминированием пастельной гаммы цветов, обилием кружев, рюшечек усиливают детскость образа, придают ему ощущение трогательности, очаровательной беззащитности и слащавости. Этот инфантильный образ дополняют мелкие сторонние предметы, например, игрушки в роли аксессуаров.
Наиболее полно смысл «неовикторианского» образа раскрывается лишь в определенной коммуникативной ситуации, собирающей единомышленников и создающей свой иллюзорный мир. К примеру, в рамках концерта любимых популярных исполнителей, участия в городском празднике, встречи поклонников определенной модной марки одежды из упомянутых выше или вечеринки в кругу друзей и т. д. В таком иллюзорном мире человек перестает отделять «свое» от «чужого». При этом чужие языки, культуры, знаки воспринимаются как собственные, являются строительным материалом для создания «своего» мира и формой познания своего «я». Театральность образов «неовикторианских» костюмов и атмосфера коммуникативной ситуации сближает их с условным красочным миром японского традиционного сценического искусства и праздниками.
Один из вариантов «неовикторианского» образа - «Алиса», который предлагает поиграть в сказку, зовет в «Страну чудес», «Зазеркалье». Образ «Алисы», созданный Л. Кэрроллом, - это образ маленькой девочки, уставшей от взрослых нравоучений. Ей больше импонирует выдуманный мир детской наивности, созданный из фантасмагорических мизансцен с чудаковатыми обитателями. Однако за детской внешностью Алисы прячется сильный характер. Алиса по-взрослому рассудительна и воспитана, она активна, смела и любознательна, охотно воспринимает мир фантазий и абсурда, не боится приключений и может постоять за себя. Образ «Алисы» дает простор для фантазии и интерпретации. «Неовикто-рианский» образ «Алисы» становится своего рода красивой маскировкой, создающей оболочку «детской» романтической беззащитности для сильной натуры, не желающей демонстрировать свои настоящие возможности. Таким образом, в японской моде рге^а-роПег формируется особая
«неовикторианская» стилистика, которая обусловлена японскими традициями, особенностями восприятия западной культуры и опытом локализации внешних заимствований.
«Невикторианский» стиль pret^-porter в Японии свидетельствует о формировании особой среды, где сглаживаются границы между «высоким искусством» и «китчем», где искусство костюма взаимодействует с массовой культурой. В результате исторический костюм иронически переосмысливается и становится материалом для творчества, которое упрощает формы, силуэт, крой одежды, жанровые связи, тонкие парафразы, изящные ассоциативные отсылки, едва уловимые аллюзии и т. д. «Не-овикторианский» костюм благодаря абсурдной ироничности отдельных элементов становится костюмом - «провокацией», привлекающим внимание и отражающим социальную эпатажность его обладателя. Девический образ в «неовикторианском» костюме двойственен: внешние атрибуты детскости и мягкости скрывают рациональные целеустремленные характеры.