УДК 902(092) МРНТИ 03.41.91
https://doi.org/10.52967/akz2024.2.24.124.138
Неопубликованные материалы к обсуждению «Истории Казахской ССР» 1943 года: выступление А.Х. Маргулана
(к 120-летию со дня рождения академика)
© 2024 г. Жумашев Р.М., Бедельбаева М.В.
Keywords: archaeology, j Ty^h сездер: археология, j Ключевые слова:
A. Margulan, history of Kazakhstan, ; Э.Х. Mapf^aH, Казахстан тарихы, i археология, А.Х. Маргулан,
archive, biographical research, j архив, е1^рбаяндык зерттеу, i история Казахстана, архив,
Betpakdala, Kipchaks ; Бетпакдала, кыпшактар | биографические исследования,
| Бетпакдала, кыпчаки
Rymbek Zhumashev1 and Marina Bedelbayeva1*
'Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Archaeology, Ethnology and National History, Karaganda Buketov University, Karagandy, Kazakhstan.
ORCID: 0009-0004-9806-3997 E-mail: [email protected] ^Corresponding author, Candidate of Historical Sciences, Head of the Museum of Archaeology and Ethnography, Karaganda Buketov University, Karagandy, Kazakhstan.
ORCID: 0000-0003-3740-9179 E-mail: [email protected]
Unpublished materials for the discussion of "History of the Kazakh SSR" of 1943: speech by A. Margulan (to the 120th anniversary of the birth of Academician)
The personality of academician A. Margulan, whose 120th birthday is celebrated this year, is a landmark for Kazakhstani science and arouses close interest among researchers due to its versatility. This article analyzes a previously unpublished archival document containing a transcript of A. Margulan's speech at a meeting of the Academic Council of the Institute of History of the USSR Academy of Sciences (Moscow, 1945) regarding the discussion of the book "History of the Kazakh SSR from Ancient Times to the Present Day," published in 1943. The country's top party leadership condemned the concept of the history of Kazakhstan, accusing the team of authors of manifestations of bourgeois nationalism and a departure from Marxist-Leninist theory. A. Margulan, one of the authors who wrote a section on the history of the Golden Horde, was the only scientist to defend his position and scientific conclusions. This document confirms the characterization of A. Margulan as a scientist who was irreconcilable to power pressure and capable of defending fundamental postulates. The materials in the article concretize the academician's scientific biography and the process of his formation as an archaeologist.
Source of financing: The publication was carried out within the framework of granted financing of the Committee of Science of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan for 2023-2025, IRN project AR19679947.
For citation: Zhumashev, R., Bedelbayeva, M. 2024. Unpublished materials for the discussion of "History of the Kazakh SSR" of 1943: speech by A. Margulan (to the 120th anniversary of the birth of Academician). Kazakhstan Archeology, 2 (24), 124-138 (in Russian). DOI: 10.52967/akz2024.2.24.124.138
Рымбек Муратулы Жумашев1, Марина Васильевна Беделбаева1* 1тарих Fылымдapыныц докторы, Археология, этнология жэне Отан тарихы кафедрасыныц профессоры, Е.А. Бекетов aтындaFы КapaFaнды университету КapaFaнды к., Казакстан "корреспондент авторы, тарих Fылымдapыньщ
Рымбек Муратович Жумашев1, Марина Васильевна Бедельбаева1*
1доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнологии и Отечественной истории, Карагандинский университет имени Е.А. Букетова,
г. Караганды, Казахстан "автор-корреспондент, кандидат исторических наук,
кандидаты, Археология жэне этнография музешнщ
мецгеруш!а, Е.А. Бекетов aтындaFы K1араFанды университету KараFанды к., Казахстан
1943 жылгы «К,азак, КСР тарихын» тал^ылауга арналган жарияланбаган материалдар: Э.Х. Маргуланныц баяндамасы
(академиктщ туFанына 120 жыл толуына орай)
Биыл туFанына 120 жыл толатын академик Э.Х. МарFyлан Казахстан Fылымы Yшiн айрыкша адам, Fалымныц тyлFасы сан кырлы болFандык1тан Yнемi зерттеушшердщ назарында. Макалада Э.Х. МарFуланныц КСРО FA Тарих институты Гылыми кецесшщ (Мэскеу, 1945) отырысында 1943 ж. жарык керген «Казак КСРчнщ ежелгi заманнан бYгiнгi ^нге дейiнгi тарихы» атты кiтабын талкылауFа катысты сейлеген сезшщ стенограммасын камтитын, бурын жарияланбаFан архивтiк кужат талданады. Елiмiздщ жоFары партия басшылыFы Казакстан тарихыньщ тужырымдамасын талкылап, авторлар ужымын буржуазиялык ултшылдьщтьщ керiнiстерi мен маркслк-лениндт теориядан алшактады деп айыптады. Алтын Орданьщ тарихы туралы белiмдi жазFан Э.Х. МарFулан езшщ устанымы мен Fbrnb^M тужырымдарын корFаFан жалFыз Fалым болды. Бул кужат Э.Х. МарFуланныц езшщ устанFан ойын корFауFа кабтетл болFанын, Fалымныц билiк кысымына тетеп бере алатын кырын растайды. Макала материалда-ры академиктщ Fылыми емiрбаяны жэне археолог Fалым ретiнде калыптасуын ныFайта тYседi.
К,аржыландыру Ke3i: Макала КР FЖБМ Fылым комитетшщ 2023-2025 жж. гранттык каржыландыруы, ЖТН AP19679947 жобасы аясында орындалды.
Сiлтеме жасау Yшiн: Жумашев Р.М., Бедел-баева М.В. 1943 жылFы «Казак КСР тарихын» талкылауFа арналFан жарияланбаFан материал-дар: Э.Х. МарFуланньщ баяндамасы (академиктщ туFанына 120 жыл толуына орай). Н,азак,стан ар-хеологиясы. 2024. № 2 (24). 124-138-бб. (Орысша). DOI: 10.52967/akz2024.2.24.124.138
заведующая музеем археологии и этнографии, Карагандинский университет имени Е.А. Букетова, г. Караганды, Казахстан
Неопубликованные материалы к обсуждению «Истории Казахской ССР» 1943 года: выступление А.Х. Маргулана
(к 120-летию со дня рождения академика)
Личность академика А.Х. Маргулана, 120-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, является знаковой для казахстанской науки и вызывает пристальный интерес исследователей в силу своей многогранности. В статье анализируется неопубликованный ранее архивный документ, содержащий стенограмму выступления А.Х. Маргулана на заседании Ученого совета Института истории АН СССР (г. Москва, 1945 г.) по поводу обсуждения книги «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», изданной в 1943 г. Высшее партийное руководство страны осудило концепцию истории Казахстана, обвинив коллектив авторов в проявлениях буржуазного национализма и отходе от марксистско-ленинской теории. А.Х. Маргулан, который был одним из авторов и написал раздел об истории Золотой орды, стал единственным учёным, отстаивавшим свою позицию и научные выводы. Данный документ подтверждает характеристику А.Х. Маргулана как учёного, непримиримого к властному давлению, способного отстаивать принципиальные постулаты. Материалы статьи конкретизируют научную биографию академика и процесс его становления как учёного-археолога.
Источник финансирования: Статья подготовлена в рамках грантового финансирования Комитета науки МНВО РК 2023-2025 гг., ИРН проекта АР19679947.
Для цитирования: Жумашев Р.М., Бедельбае-ва М.В. Неопубликованные материалы к обсуждению «Истории Казахской ССР» 1943 года: выступление А.Х. Маргулана (к 120-летию со дня рождения академика). Археология Казахстана. 2024. № 2 (24). С. 124-138. РР1: 10.52967^2024.2.24.124.138
«В археологии есть все ключи к пониманию того, кто мы и откуда пришли» Сара Паркок, египтолог, Университет Алабамы в Бирмингеме
1 Введение (Жумашев Р.М., Бедельбаева М.В.)
В этом году научная общественность Казахстана отмечает юбилейную дату - 120-летие со дня рождения академика А.Х. Маргулана, личность которого является знаковой для казахстанской науки и постоянно вызывает пристальный интерес историков различных исследовательских
направлений. В последние годы были опубликованы статьи, основанные на документах из фондов архива «Гылым ордасы» (г. Алматы, РК), которые ввели в научный оборот новые факты, конкретизирующие биографию А.Х. Маргулана [Бейсенов и др. 2017; и др.]. Ленинградский период, связанный с его учёбой в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры (далее ГАИМК) в 1931-1934 гг., проанализирован М.В. Медведевой на основании документов и фотографий из Научного архива Института истории материальной культуры РАН (далее ИИМК) (г. Санкт-Петербург, РФ) [Медведева 2020; 2022].
Основанием для статьи послужил ранее никогда не публиковавшийся текст выступления А.Х. Маргулана на заседании Учёного совета Института истории Академии наук СССР (далее ИИ АН СССР) по поводу обсуждения книги «История Казахской ССР с древнейших времён до наших дней» (далее «История Казахской ССР») [История... 1943], изданной в 1943 г. под общей редакцией М. Абдыкалыкова и А.М. Панкратовой. Это был совместный труд казахстанских и московских историков. Коллектив авторов включал 23 человека, среди которых: А.Н. Бернштам, Е.Б. Бекмаха-нов, А.М. Баевский, Б.Д. Греков, А.А. Миллер, А.Х. Маргулан, М.П. Вяткин и др., а также писатели М.О. Ауэзов, С.М. Муканов, Г.М. Мусрепов, С.Я. Лурье и др. Общая редакция осуществлялась академиком АН СССР А.М. Панкратовой и М. Абдыкалыковым - секретарем ЦК Компартии Казахстана по агитации и пропаганде, отвечавшим за идеологическое руководство и организационную поддержку издания.
После выхода книги большим тиражом (10 тыс. экз.) были опубликованы положительные рецензии: в июле 1943 г. в газете «Правда» [Пясковский 1943: 4] и в октябре в «Историческом журнале» [Обсуждение. 1943: 85-90]. Секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов поддержал авторов этого издания [Тихонов 2014: 133]. Книгу читали и активно обсуждали в Казахстане, часть тиража была отправлена в воинские части для казахстанцев - в архиве сохранились отклики, присланные с фронта. 13 января 1944 г. на заседании Учёного совета ИИ АН СССР «Историю Казахской ССР» выдвинули на соискание Государственной премии им. И.В. Сталина [Архив РАН: 7]. За работу над книгой А.М. Панкратова была удостоена почетного звания «Заслуженный деятель науки Казахской ССР» [Абсеметов 2016: 18-22].
Однако позднее в отношении «Истории Казахской ССР» было принято решение о переиздании (подробнее см.: [Жумашев и др. 2022: 56-62]). Мотивировалось это «порочностью» содержания книги и ошибками методологического характера, когда вместо опоры на теорию общественно-экономических формаций и акцента на классовую борьбу трудящихся в центр внимания авторы поставили борьбу казахов за независимость против царских колонизаторов. Эта критика была изложена в рецензии М. Морозова - заведующего отделом Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), которая была опубликована на страницах журналов «Большевик» и «Большевик Казахстана» весной 1945 г. Было указано на ошибки в вопросах периодизации истории Казахстана, говорилось о ненаучной трактовке процессов генезиса казахской народности, провозглашался постулат о медленном историческом прогрессе казахского народа вследствие кочевого быта, способствующего сохранению пережитков родового строя [Морозов 1945: 28-35]. В связи с публикацией этой рецензии 14 мая 1945 г. в ИИ АН СССР состоялось специальное заседание Учёного совета, посвящённое переизданию «Истории Казахской ССР».
Заседание Учёного совета проходило под председательством директора ИИМК академика Б.Д. Грекова, который сделал основной доклад. В своем выступлении он, как проводник партийной линии и марксистский историк, однозначно высказался о необходимости переиздания книги с учётом критики и положений, содержащихся в рецензии. А.М. Панкратова, которая активно поддерживала научные изыскания казахстанских учёных и горячо отстаивала позицию авторов кни-
ги в ходе длительных дискуссий, также была вынуждена заявить о готовности переиздать книгу. Выступившие казахстанские учёные (Н. Сауранбаев, М. Вяткин, А. Якунин), выразили полное согласие с положениями рецензии. Так, М.П. Вяткин сказал, что «<...> не во всех частях рецензия равноценна», но признал «<...> для меня совершенно несомненно, что общая значимость рецензии очень велика» [Архив РАН: 38].
В отличие от своих коллег, только А.Х. Маргулан выразил несогласие с основными положениями рецензии и аргументированно отстаивал свою позицию. Это был единственный прецедент открытой конфронтации с официальной позицией партийных органов.
Цель статьи - на основе анализа неизданного ранее документа, характеризующего интеллектуальную биографию А.Х. Маргулана, углубить представление об образе учёного - представителе классической академической школы востоковедения, ставшего впоследствии основоположником казахстанской археологии и организатором крупных экспедиций.
2 Материалы и методы исследования (Жумашев Р.М., БедельбаеваМ.В.)
В качестве основного источника использовалась стенограмма выступления А.Х. Маргулана на совещании историков в ЦК ВКП (б) 14 мая 1945 г., которое было посвящено обсуждению «Истории Казахской ССР». Был проведён источниковедческий анализ содержания книги, которая занимает уникальное место в исторической науке Казахстана. По существу, она стала первым опытом изложения академической истории казахского народа и единственным на тот момент систематическим исследованием истории национальной союзной республики, предпринятой в СССР. Сама книга является библиографической редкостью, поскольку в силу противоречивых обстоятельств она была изъята из обращения и попала в засекреченные или редкие фонды библиотек. В 2011 г. она была переиздана (за исключением раздела 1917-1943 гг. - прим. авт.) [История Казахстана 2011] и размещена в сети интернет [Интернет-ресурс].
Методология исследования включает историко-биографические методы, позволившие представить развитие концепта личности в науке, для чего использовались научные статьи по персо-налистике и археологических исследованиях А.Х. Маргулана, публикации партийной периодики. Для сравнения уже известных фактов и выявления новых данных в анализируемых архивных документах и научных статьях использовались сравнительно-исторические методы.
Акценты в изучении персональной истории (микроистория, психоистория, модель рационального выбора) позволили сформировать детальное адекватное отображение одного из жизненных этапов интеллектуальной биографии учёного, а также дополнить представления об исторической действительности и осознании культурных реалий периода 40-5 0-х гг. ХХ в. Факты биографии академика А.Х. Маргулана, представленные в контексте реалий эпохи, связанной с репрессиями, послевоенным временем и во многом детерминирующих поведенческие стереотипы, проанализированы посредством источниковедческих и культурологических методов исследования.
3 Архивный документ (Жумашев Р.М.)
Выступление А.Х. Маргулана, записанное в стенограмме заседания Учёного совета 14 мая 1945 года, сохранилось в фонде 1577 архива Российской академии наук [Архив РАН: 42-46], было обнаружено и скопировано одним из авторов статьи (Р.М. Жумашев) в рамках выполнения проекта «Национальное историознание - сердцевина интеллектуальной истории Казахстана 40-х - сер. 50-х гг. ХХ века» (ИРН АР14872088). До этого документ был просмотрен ранее только один раз научным сотрудником Института истории государства К.М. Еримбетовой.
Текст архивного документа публикуется полностью с сохранением особенностей и некоторых недочётов стенограммы.
«Архив АН. СССР Фонд 1577 \ Опись 2 \ № 104
Институт истории АН СССР Отдел рукописных фондов.
Стенограмма заседания ученого совета от 14 мая 1945 года Обсуждение вопросов, связанных с написанием «Истории Казахской ССР» Маргуланов (так записано в тексте стенограммы - прим. авт.). Мне кажется, эти споры вокруг «Истории Казахстана» происходят от того, что некоторые историки неодинаково понимают судьбы казахского народа. Многочисленные черты экономической и политической жизни казахского народа остаются, по моему мнению, в тени. Первоисточники и основные работы по истории Казахстана, написанные на разных восточных языках, до сих пор не использованы. Всё это приводит историков к такому печальному положению и наши историки часто рассуждают огульно, если можно так выразиться, совершенно не принимая во внимание исторических фактов Казахстана. Некоторые историки всё оседлое население Казахстана и земледельческую культуру относят к
ЫАГГШНра. г V- :«то, STH cm?,.- DKMP "ЙСГОряи fca-чстапг." пр асхед. т агтям, тп повторил истерик* Heir.як- > мс ~r c\. hf - .■ -сг. г- п| . |'г rftiirlfi'ive ■ . пачвтнчгс* " чаани Hft-ft". Я Г " ; |.0 г , ' " ■<. LI I" 11»DI и 7 an J, у С цгтомош э-т т ■ f fr * т , ■ -. Liih.' a it pnaae imk* to-н э 'г* : .. n rtHI 10П0 l»&n;av< e" ■ T" ■ я - i:ro :uэ; it r-юку Bi рЬаот#1и№ Г ;г г . F- j 'I' - т; ■ ocfyg ^т сспя «Dine Г*Л Ъ| isflTbCi. г0■'й я* ппннинад л» внимание icto ■ Л 'с V" " : . I:r -T"v - петоргуи :.с- о к С>: . * с 1г |.К » и jf-ilbT>p; т ir I'sCfricmH), if tJien'HBjl: Kjlbf) и о гипсы к
тхекл tll|a|f«80 - к В ОТ y^iflnCiO PC PI
K.CflU г-м.» MftwHN №«r ri*r t [FII, iai'uo
леномяиа no: п t.ITi,.mmj mm, «1» ^иом ■•note иг ии-чп с ■>* орйчиой мотшгисио.1, сощпчип"
t П01ИИЧ(СИ05 (1-ГВ. НО"««". !«»
вене» ко U. И- П1/1ЧИ jotow.i, Я "1 О'нгв»-
£>х >tFfn»i:, ,Я-.С»«(К>!И"В« «"»* ог "ii.SP0 гроши, g
МИ-1 пчке »"«Hiv.fl ИМ»'«»
rrf ь „ИИ. ■IHUI"' -wr«» «И I" ИЧЧГН1;, .1
л 11« К1ИШ, inptOiO1 ОЧИ»« -CMи«« сом?««!. н «, р^ригниияитин, " емэ-ч».
I. It- ПО'.ОЯ Drn ШЮТ» И НИ
WHcK, s, »"*> ra' »>■ >'lli"
Рис. 1. Первые страницы стенограммы заседания Учёного совета Института истории АН СССР
от 14 мая 1945 г. Фото: Рымбек Жумашев
1-сур. КСРО Гылым академиясы Тарих институты Гылыми кецесшщ 1945 жылты 14 мамырда еткен отырыс стенограммасыньщ алташк,ы беттерi. Фотосурет: Рымбек Жумашев
Fig. 1. The first pages of the transcript from the meeting of the Academic Council of the Institute of History of the USSR Academy of Sciences, dated May 14, 1945. Photo by Rymbek Zhumashev
аглпй A.fl.bCU
m
LMiiAujuii W-^«.
i| и«-:-- i CCC'' 1
: „г iO,UM ' |
—'Ш.
Щ
. i&V <
■"i.rii: I if
-j j ■ J11.": ;>'>
■ riii
Узбекистану, всю письменную культуру относят к татарам, древние казахские племена - к монголам, а от казахского народа остаются только кипчаки, обитающие в степи. Такое положение дало повод т. Морозову сказать, что Казахское ханство не имело своей прочной экономической, социальной и политической базы. К сожалению, это положение как раз основано не на научных доводах, а на фельетонных очерковых материалах, унаследованных нами от старого времени. С моей точки зрения, истинные судьбы Казахстана остаются ещё в тени. Многие конкретные вопросы ещё не изучены, факты не освоены, первоисточники остаются совершенно ещё не разработанными. Могу об этом по пунктам сказать.
1. По поводу непрочности Казахского ханства или ханства в средние века как будто бы наши авторы говорят, - что в Казахстане не было такого политического и экономического состояния прочного. Если проследить данные восточных источников, или данные восточных авторов, то увидим, что народы по р. Сырдарье, Зуе (так в тексте, вероятно, Чу - прим. авт.) и некоторые народы Центрального Казахстана, которые неизвестны даже нашим крупным историкам, всё-таки принадлежали к казахскому народу. Это показывают, например, многочисленные развалины древних городов по рекам Сыр-дарье, Ангрену, Келеса, Чу... Куда их отнести? Там была довольно развитая земледельческая культура со времен ещё .... (в стенограмме пропуск, вероятно, стенографистка не успела записать имя, название государства или политоним в казахском звучании - прим. авт.), не говоря уже о Тюркском каганате. До сих пор они не изучены. Мы знаем только то, что к казахам относятся кипчаки и что там такой культуры не было. Между тем мы видим прекрасную мебель, созданную в 10-11 вв., прекрасные арки, которые и сейчас остаются по р. Чу в развалинах. Свидетели этого - представители наших учёных, которые своими глазами видели, что это действительно факт. Есть, например, прекрасная просодробилка. Она показывает на замечательно развитую культуру проса. Это получилось ведь не случайно, - это передавалось по традиции. Культура проса была в Актюбинской области, в Зайсане, в Центральном Казахстане. Она основывалась на исторической традиции, имеет свою историческую преемственность. Так что я думаю, что этот вопрос надо разрешить как-то иначе.
Затем, с политической точки зрения, М.П. Вяткин говорит, Кокандское ханство было сильнее, чем Казахское. Это не верно. Генерал Перовский говорил, что если завоевать - Киргизскую степь, нам будет легче. Нам надо сделать Киргизскую степь воротами, а там будет легче, потому что казахи в течение 200 лет боролись за степь, вплоть до этого времени, когда отряд генерала Черняева завоевал их, в то время, как Узбекское и Кокандское ханства не могли выдержать натиска одного отряда. Это исторический факт. Такое отношение казахского народа к государству своему выражается и в настоящей Отечественной войне. Наша казахская молодежь дерётся сильнее, чем молодежь какой-нибудь народности из Средней Азии. Вам кажется это наивным?
Б.Д. Греков. Нисколько.
Маргуланов. Я считаю это проявлением старой исторической традиции (реплика с места: Духа, может быть?). Да, духа.
3. Теперь скажу насчёт наименьшего зла, о личности Абдулай хана (здесь и далее неверно записанное имя хана Абулхаира - прим. авт.). Тов. Морозов изображает Абдулай-хана, как дальновидного хана, который добровольно передался русской монархии. Это глубокая ошибка. .
4. Итак, в основном, поддерживая методологические принципы т. Морозова, я должен сказать, что всё-таки в завоевании царского правительства в середине 19 века и начиная с 17-18 вв., трудно видеть какую-нибудь прогрессивную роль, и тем более, что у нас есть тезис о том, что царизм - это тюрьма народов. Если царизм - тюрьма народов, то почему он в Казахстане вдруг станет культуртрегером? Я не понимаю этого. Как это крепостническая монархия, угнетающая
свою нацию и уничтожающая своих лучших людей, вдруг в Казахстане становится таким добродетельным культуртрегером?
Б.Д. Греков. Тов. Морозов не об этом говорит.
Маргуланов. Тут можно привести в пример меморандум генерала Перовского. Он говорит, что Казахская степь должна остаться только кочевнической. Казахская степь должна давать шерсть, мясо, кожу и т. д. Следовательно, надо уничтожить, - говорит он, - все оседлые поселения. Вам известен меморандум Перовского, а это же повторяют генерал Обри.. (пропуск в тексте, имеется в виду В.А. Обручев - прим. авт.), - в Омской области и генерал Таубе. В конце 19 в. это положение изменилось в связи с революционной ситуацией в России в конце 19 - и в начале 20 в. Тогда и хозяйственное и политическое положение в Казахстане изменилось в сторону прогрессивную, роль прогресса, - только с этого времени. А раньше трудно нам видеть какую-нибудь прогрессивную роль русской монархии в Казахстане. Вот что я хочу сказать.
5. У нас в истории проводится мысль, что письменность и письменная литература началась в Казахстане только в середине 19 в. Это не совсем точно. Вопрос это такой же, как и хозяйственный вопрос. То, что хранится в архивах Москвы, Ленинграда, Алма-Аты на татарском языке, это не совсем то. Русские привыкли всю письменность казахов характеризовать, только как татарскую, начиная с монголов. А когда вы читаете эти исторические документы в архивах, или какие-нибудь рукописи на татарском языке, это не совсем татарский язык, а тут казахский язык, можно отметить блестящие выражения казахского языка, - но всё это считается за татарский язык. В этом отношении тоже нужно сделать некоторые открытия для наших историков.
А.М. Панкратова. Казахская письменность возникла в 19 веке?
Маргуланов. Нет, она раньше существовала» [Архив РАН: 42-46].
На этом месте стенограммы выступление А.Х. Маргулана заканчивается.
4 Комментарии к тексту выступления А.Х. Маргулана (Жумашев Р.М., БедельбаеваМ.В.)
В преамбуле своего выступления А.Х. Маргулан говорил о наличии различных точек зрения на историческое прошлое казахского народа, объясняя такую ситуацию неразработанностью ключевых проблем средневековой истории. Отсутствие переводов восточных рукописей не позволяло использовать эти материалы в реконструкции средневековой истории Казахстана, социально-экономической и культурной жизни кочевого социума, что привело, по его мнению, к тому, что автохтонными на территории Казахстана признавались лишь кипчаки. Оазисы оседлой земледельческой культуры были отнесены к узбекам, письменность считалась татарской, а многие племена, вошедшие в состав казахского этноса, причислены к монголам. По существу, выступавший обозначил нерешённость важнейших проблем этногенеза казахского народа, изучения письменности и земледельческой культуры в истории казахов.
Конкретизируя свои научные доводы, А.Х. Маргулан остановился на проблемах истории Казахского ханства, оспаривая тезис оппонента о его непрочности в силу слабого развития производительных сил и неразвитости политических структур. Ссылаясь на неизученность большинства восточных рукописей о кочевниках степи, Алькей Хаканович высказал свои предположения о важном значении присырьдарьинских городов в истории Казахского ханства, что подтвердил позднее своими исследованиями [Маргулан 1950а]. Целый ряд памятников оседлой культуры УШ-Х1У вв. был обследован под руководством А.Х. Маргулана в 1948 г. Он собрал доказательную базу о том, что наиболее крупные памятники материальной культуры эпохи раннего средневековья сосредоточены в оазисах или долинах рек, в частности, в среднем течении р. Чу. Эти городища являлись узловыми пунктами, связывающими Центральный Казахстан с Таласско-Чуйским междуречьем
(города Суяб, Баласагун, Кулан и др.), а найденные артефакты свидетельствовали о развитии ремесла и активной торговле.
В последующем, в 1960-е годы, в трудах К.А. Пищулиной, основанных на анализе переведённых персидских и тюркских источников из архивов г. Ленинграда и Ташкента, были освещены вопросы этнополитической и социально-экономической истории Южного Казахстана, показана роль этих городов в истории Казахского ханства [Пищулина 1969: 5-50].
Ряд тезисов, высказанных А.Х. Маргуланом при обсуждении первого издания «Истории Казахской ССР», нашли подтверждение в его собственных исследованиях и доказаны современной наукой. Например, вопрос об обработке проса, затронутый в стенограмме, касался существования земледелия среди кочевых тюркских племен и, позднее, казахов. К настоящему времени есть артефакты и установленные свидетельства, которые демонстрируют использование проса как культурного растения на территории Казахстана уже с эпохи бронзы. Обугленные зёрна проса были обнаружены в горных поселениях середины III тыс. до н.э. ^гаЛеИ! et а1. 2010: 993-1010] и курганах раннего железного века на юго-востоке Казахстана [Мотузайте Матузевичус 2016]. Методом снятия силиконовых слепков с поверхности керамики идентифицированы следы семян проса обыкновенного (Panicum miliaceum) в материалах могильника раннего железного века Тортоба (Хобдинский р-н, Актюбинская обл.) [Сасаки и др. 2020: 116-132].
Полемизируя со своим коллегой М.П. Вяткиным по вопросу политической устойчивости и прочности Казахского ханства, А.Х. Маргулан аргументировал свою позицию фактами о борьбе казахов за свою государственность, продолжавшейся почти 200 лет. Это подтверждалось и А.М. Панкратовой, которая говорила о национально-освободительной борьбе казахов за независимость на протяжении всего XIX века, в то время как в Средней Азии в этом же столетии произошло только одно Андижанское восстание 1898 г. [Стенограмма ... 1996: 74].
Как апологет национально-патриотического нарратива, А.Х. Маргулан далее выразил своё несогласие с тезисом «о наименьшем зле» и историческом значении вхождения казахских земель в состав Российской империи в 30-е гг. ХУШ столетия, когда часть степных правителей Младшего жуза перешла в подданство российской короны. Инициатор этого шага, записанный в стенограмме под именем Абдулай хан, по нашему мнению, - это хан Младшего жуза Абулхаир - охарактеризован им негативно. В данном случае А.Х. Маргулан, опираясь на казахский народный эпос, высказал своё личное мнение. Новейшие исследования казахстанских историков показали односторонность приведенного утверждения. И.В. Ерофеева в книге «Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик» отмечала, что «<...> вокруг фигуры Абулхаира сложилось немало разных легенд, стереотипов и всевозможных мистификаций конъюнктурно-идеологического характера» [Ерофеева 2002: 9].
Вопросы развития письменности и языка в исторической ретроспективе Алькей Хаканович выделил отдельно. С детства он был знаком со многими образцами устного народного творчества казахов. С 1925 по 1929 г. обучался в Ленинградском восточном институте, слушая лекции Н.Я. Марра, В.В. Бартольда, С.Ф. Ольденбурга и других выдающихся российских востоковедов. Работая впоследствии на кафедре среднеазиатских языков Ташкентского университета, он планировал продолжить образование в аспирантуре Института лингвистики АН СССР. В одном из документов, заполненных собственноручно и представленных в Научном архиве ИИМК, он указал, что знает русский, казахский, кумыкский, узбекский, татарский, крымско-татарский, башкирский, хакасский, киргизский, каракалпакский, уйгурский, балкарский, туркменский языки [Медведева 2020]. Поэтому системные знания в области языкознания позволяли ему предметно сравнивать источники и делать правильные выводы о письменности казахов.
Упоминание А.Х. Маргулана о «блестящих выражениях казахского языка», высказанное на заседании Учёного совета, подтверждается и словами В.В. Радлова: «Язык киргизов (казахов -прим. авт.) плавен и красноречив, они остроумны и часто колки и находчивы в вопросах и ответах, иногда даже удивительно ловки, и всякий, даже самый необразованный киргиз владеет языком в той силе, в какой мы в Европе замечаем только у французов и у русских. Если они рассказывают, оборот их речи свеж и приятен. Это ясно обнаруживается в образцах народной литературы, которые мною собраны и издаются Императорской Академией наук» (цит. по: [Хусаинов 1981: 12]).
Стенограмма заканчивается вопросом А.М. Панкратовой о существовании письменности у казахов. Ответ А.Х. Маргулана однозначен. Этот аспект истории актуален поныне и связан не только с наличием и изучением письменных источников XVIII-XX вв., но и в доказанном существовании письменности у племён, населяющих территорию Казахстана в древности и Средневековье. Так, образцы письма государства Кангюй, найденные в Туркестанской области, ставят Казахстан в ряд древних письменных цивилизаций мира. Эпиграфические артефакты керамических кирпичей-таблиц с древними письменами прото-согдийского письма, найденные на городище Культобе, некрополях Культобе и Кылышжар, датируются 2-й пол. I в. н.э. - началом II в. н.э. Данные находки, включая нумизматические материалы и исследования, проведённые палеолинг-вистами Казахстана, России, Великобритании, Израиля, Франции, доказывают, что в Центральной Азии существовало алфавитное строчное письмо, выполненное арамейской эпиграфикой на одном из восточных диалектов древнеиранского языка, который можно рассматривать как кангюйский язык [Подушкин 2000; Sims-Williams еt al. 2007: 1006-1034].
Таким образом, каждое из утверждений А.Х. Маргулана имело под собой серьёзные научные основания и получило доказательную базу последующими исследованиями самого учёного и других историков и археологов.
5 Обсуждение (Бедельбаева М.В.)
Анализируемые события, связанные с критикой книги «История Казахской ССР», решением о её переработке и выпуске 2 издания [История ... 1949], стали тем исходным моментом, с которого начались многолетние археологические исследования А.Х. Маргулана на территории Казахстана, когда он стал признанным лидером отечественной археологии. Сторонник объективности и противник излишней идеологизации науки А.Х. Маргулан после партийного прессинга 2-й пол. 40-х гг. ХХ в. изменил область исследований, углубив на несколько тысячелетий вектор научных интересов, достигнув выдающихся результатов в археологии. К 1945 г. он был уже сложившимся учёным с широким научным кругозором, теоретическими и методическими наработками, специализированной профессиональной подготовкой археолога.
В ноябре 1931 г., в соответствии с распоряжением Народного комиссариата просвещения об увеличении среди учащихся количества национальных кадров, А.Х. Маргулан был принят в аспирантуру ГАИМК дополнительным набором. Вот что писал он сам 24 октября 1931 г., когда обратился с просьбой о зачислении в сектор археологии ГАИМК: «Получив командировку от среднеазиатского университета в аспирантуру Академии наук, я не имел возможности попасть к ним, так как все места по линии аспирантуры Академии наук переполнены. Поэтому, имея желание специализироваться в одном из научных учреждений Ленинграда, прошу зачислить меня в аспирантуру Вашей Академии по сектору археологии. Расширить квалификацию в Средней Азии невозможно, потому что там нет соответствующих научных учреждений, тем более, что отсутствие на местах литературы по избранной области тоже не даёт возможности специализироваться. А. Маргуланов» (цит. по: [Медведева 2020].
Обучаясь в аспирантуре, А.Х. Маргулан осваивал теоретическую и практическую археологию, технику ведения раскопок, черчение, фотодело, исторический и диалектический материализм, языковую подготовку (немецкий и английский языки). Он слушал лекции по древнетюрк-ской письменности С.Е. Малова, по археологии Средней Азии А.Ю. Якубовского, по древнему искусству Индии и Восточного Туркестана С.Ф. Ольденбурга. Летом принимал участие в археологических экспедициях и раскопках в России, которыми руководили С.И. Руденко, А.А. Миллер, Н.И. Репников, М.П. Грязнов [Бейсенов и др. 2017: 56].
Несомненно, годы обучения оказали влияние на становление профессионализма А.Х. Маргулана, однако, у него не было опыта ведения полевых работ в Казахстане. Осознавая это и учитывая малочисленность местных научных кадров, он привлекает специалистов научных организаций Москвы и Ленинграда к решению узловых археологических проблем в изучении памятников эпохи бронзы и железа. С целью углубления исследований по разным направлениям археологии Казахстана А.Х. Маргулан ведёт активную переписку с археологами С.В. Киселевым, Б.Н. Грако-вым, К.В. Сальниковым и др. [Бейсенов и др. 2017: 57-59].
По приглашению А.Х. Маргулана для работы в «Центрально-Казахстанской архитектурно-археологической экспедиции АН КазССР» приезжает студент 4 курса МГУ Л.Р. Кызласов (так указано название экспедиции в его полевом дневнике - прим. авт.) [Кызласов 2017а]. Согласно его воспоминаниям, в 1948 г. А.Х. Маргулан ещё не считает себя археологом, хотя созданная им в 1946 г. ЦКАЭ уже проводит исследования. «Парадоксом Маргулана» называет Л.Р. Кызласов его специфическое полевое везение. По его мнению, А.Х. Маргулан планировал найти археологические объекты, напрямую связанные с историей древних и средневековых тюрков - предков казахов [Кызласов 2017б: 72]. Он целенаправленно раскапывал разнообразные по устройству могильные сооружения, но, исследуя их, обнаружил новые памятники эпохи бронзы и открыл могильник Бе-газы. В 1950 г. вышла совместная статья Л.Р. Кызласова (уже аспиранта МГУ) и А.Х. Маргулана, подводившая итоги работ 1947-1948 гг. Раскопанные объекты были датированы УП-УТ вв. до н.э. и отнесены к кругу памятников плиточных могил Монголии и Забайкалья. Авторы указывали на некоторое сходство с андроновской, карасукской и раннескифской традициями [Кызласов, Маргулан 1950: 18-32]. В последующем на основании этих материалов А.Х. Маргулан выделил новую для науки бегазы-дандыбаевскую культуру [Маргулан 1979].
Так, при непосредственном руководстве и участии А.Х. Маргулана начинается реализация региональных археологических исследований и постепенно формируется потенциал национальной археологической школы. Учёный понимает, что для дальнейшей разработки истории Казахстана актуальным является выяснение хронологических стадий и региональных особенностей культуры древнего населения, их роли в сложении культурно-исторического единства степных племен Евразии (саки, массагеты, даи, гунны, усуни, канглы, кыпчаки, огузы, карлуки и др.), их взаимоотношений с соседними странами. «Это освободит нас от фантастического представления и о "древних кочевниках" вообще, и неточного собирательно термина "скиф" в частности» (цит. по: [Бейсенов и др. 2017: 54]). Перспективы археологического изучения он видел в исследовании наиболее важных и наименее освещенных другими видами источников и предшествующими раскопками проблем -материальная культура племён древности, городская и кочевая культура древних кипчаков, огузов, карлуков [Маргулан 1948: 3-32].
В 1948 году в журнале «Известия АН Казахской ССР» вышел первый выпуск новой серии - археологической и это стало возможным благодаря, в том числе, и исследованиям А.Х. Маргулана. Опубликованная им в соавторстве с Е.И. Агеевой статья представляла подробную сводку имеющихся данных об археологических работах на территории Казахстана в период с 1926 по
1946 г. [Маргулан, Агеева 1948: 125-135]. Позднее эти материалы, как и итоги широкомасштабной разведки созданной А.Х. Маргуланом Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, в комплексе с другими результатами вошли в «Археологическую карту Казахстана» - первое подобное издание в СССР [АКК 1960].
В 1946 году, т. е. на следующий год после своего выступления на заседании Учёного совета в г. Москве, член-корреспондент АН Казахской ССР А.Х. Маргулан организовал рекогносцировочное обследование древних памятников в Каратау, Бетпакдале, в бассейнах рек Сарысу, Кенгир и Чу, пройдя разведочными маршрутами около 6 тыс. км. Осмотрено большое количество древних архитектурных сооружений (мечети, мазары), остатки оросительных каналов и развалины древних городов Х-ХУ вв. Были сняты планы и собран подъёмный материал [Маргулан, Агеева 1948: 134-135].
Следуя по маршруту древних кочевых путей с юга на север по восточным границам пустыни Бетпакдала, через западное побережье озера Балхаш, от реки Моинты в верховья реки Сарысу, через водоразделы Актау, Ортау, Моинты, Нуры, Токырауын до Жезказгана и в местность Терек-ты, А.Х. Маргулан предметно доказал, что важные археологические объекты лежат неподалеку от караванных путей «Хан жолы», «Каркаралы жолы», «Уанас жолы», «Жет ^оцыр жолы», «Сары су жолы» [Маргулан 1949: 68-79]. Эти известные в нарративной традиции караванные дороги, которые ранее связывали южные регионы с Центральным Казахстаном, Южным Приуральем, Западной Сибирью, способствовали укреплению культурных и торговых отношений с соседними племенами и государствами. В своих исследованиях А.Х. Маргулан учитывал множество факторов - протяжённость маршрутов, сезонность, наличие пастбищ, колодцев с питьевой водой, необходимость отдыха в степных оазисах и др.
Используя материалы, найденные в ходе разведки, академик анализировал их в сочетании с письменными данными из архивов Ленинграда и Москвы, о чём свидетельствуют многочисленные ссылки на труды путешественников, топографов и геодезистов XIX в. (Ч. Валиханов, Нифан-тьев, Соболев, Фролов, Лобанов. Ю.А. Шмидт), биологов, зоологов, геологов XX в. (Л.Р. Чермак, В.А. Селевин, Н.Н. Яковлев) [Маргулан 1950б: 61-72]. А.Х. Маргулан проработал огромный пласт источников, например, впервые привлёк данные из архива А.И. Шренка: в документах зафиксирована дата, когда этот материал заинтересовал исследователя - 1949 г. [Архив А.И. Шренка: 48]. Он был первым, кто анализировал этот архив, большая часть которого написана на немецком языке и до сих пор не переведена и не опубликована, с целью поиска упоминаний о древних и средневековых памятниках Казахстана. В 1952 г. его просматривала Е.И. Агеева, в 2016 и 2023 гг. - один из авторов этой статьи (М.В. Бедельбаева).
В результате обследования Бетпакдалы было обнаружено множество интересных артефактов эпохи мезолита, археологических памятников неолит-энеолитического времени, раннего средневековья и найдены доказательства процветания «довольно обширной оседлой культуры, основанной на широком применении оросительных систем и плавки металла, сырьё для которой добывалось в соседних районах Бетпак-далы и около Балхаша» [Маргулан 1950б: 68].
Позиция А.Х. Маргулана по ряду положений изданной в 1943 г. «Истории Казахской ССР», изложенная в стенограмме заседания Учёного совета ИИ АН СССР, является доказательством его глубоких знаний в области истории, восточной лингвистики и нарративных источников. Приведённый архивный документ показывает, что угол зрения А.Х. Маргулана на историю казахов гораздо шире, чем у его оппонентов. Он, как представитель классической академической школы востоковедения, оказался проницательным учёным и был единственным, кто с научных позиций доказывал преемственность истории казахов на протяжении древности, средневековья и Ново-
Неопубликованные материалы к обсуждению «Истории ...
го времени. Великолепно зная особенности хозяйства и быта казахов, язык, фольклор, мифологию, он видел непрерывную линию развития материальной и духовной культуры в национальной истории с древности до современности.
Целый ряд доказанных современной исторической наукой выводов и положений не могли бы состояться без того творческого и организационного импульса археологии, который был обеспечен научным и профессиональным талантом академика А.Х. Маргулана.
6 Заключение (Жумашев Р.М., Бедельбаева М.В. )
«Когда хорошо знаешь историю, политика - это только политика», - писал Дэвид Хокни (знаменитый современный художник - прим. авт.). Анализируемая ситуация из интеллектуальной биографии А.Х. Маргулана это доказывает. Не желая «усваивать» идеологические уроки и писать то, чего ждали от него власти, учёный углубляется в археологию, охватывая весь хронологический срез бесписьменной истории. Постижение истории по А.Х. Маргулану, нацеленное на погружение в древность и средневековье, исключало идеологические доминанты сталинского периода и позволяло внести элемент альтернативности в существующие научные трактовки. Имевший весомый багаж академических знаний в области археологии, этнографии и фольклора, не обременённый высоким должностным статусом, А.Х. Маргулан работал, основываясь на сугубо научных методах. Археология способствовала творческому самовыражению учёного и конструированию свободного от давления исследовательского пространства.
Ключевые методологические концепты А.Х. Маргулана и фактологический материал, собранный им, стали платформой для написания «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» в 5-томах, изданной в 1977 г. Он входил в состав главной редакционной коллегии. Археологические данные, накопленные к настоящему времени, убеждают нас в истинности высказываний А.Х. Маргулана - в том, что, несмотря на массовые миграции, антропологическую и этническую смену населения, кардинальные изменения в хозяйственной деятельности и идеологических представлениях, на протяжении тысячелетий сохранялась преемственность в культуре населения Казахстана.
Новый архивный документ, представленный в статье, имеет важное значение для углубления интеллектуальной биографии А.Х. Маргулана, показывая предпосылки становления казахстанской археологии, характеризуя его как лидера школы и предоставляя материал для анализа его исследовательской программы.
1 АбсеметовМ.О. Вклад академика А.М. Панкратовой в историческую науку Казахстана // Вестник Томского
университета. 2016. № 402. С. 18-22.
2 АКК - Археологическая карта Казахстана / Сост. Е.И. Агеева, К.А. Акишев, Г.А. Кушаев, А.Г. Максимова,
Т.Н. Сенигова. Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1960. 449 с.
3 Архив Российской Академии наук. Отдел рукописных фондов. Ф. 1577. Оп. 2. Д. 83.
4 Архив А.И. Шренка. Ф. 317, оп. 1, д. 1-54. Санкт-Петербургский филиал архива РАН.
5 Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С., Назарбаева Г.А. Путь к изучению древностей центра страны: история
создания первой археологической экспедиции Казахской Академии наук // Археологическое наследие Центрального Казахстана: изучение и сохранение Сб-к научн. ст., посвящ. 70-летию организации ЦКАЭ АН Казахстана. В 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. А.З. Бейсенов, В.Г. Ломан. Алматы: ИА КН МОН РК; НИИЦИА «Бегазы-Тасмола». 2017. С. 11-64.
6 Ерофеева И.В. Хан Абулхаир: полководец, правитель и политик. Алматы: Санат, 2002. 336 с.
7 Жумашев Р.М., Мырзахметова А.Ж., Едгина Г. Т., Кожабеков Д.С. Совещание историков 1944 года в
ЦК ВКП(б) и развитие советской историографии истории Казахстана // Вестник Карагандинского университета. Сер. История. Философия. 2022. № 4. С. 56-62.
ЛИТЕРАТУРА
8 История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней / Под ред. М. Абдыкалыкова, А. Панкратовой.
Алма-Ата: КазОГИЗ. 1943. 656 с.
9 История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней / Под ред. И.О. Омарова, А.М. Панкратовой.
В 2-х т. 2-е изд., испр. и доп. Алма-Ата: КазОГИЗ, 1949.
10 История Казахстана (История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Издание 1943 г.) 3-е
издание. Алматы: Printexpress, 2011.
11 Интернет-ресурс. URL: https://kazneb.kz/ru/bookView/view?brId=1152376 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
12 Кызласов Л.Р. Дорожные зарисовки (Центрально-Казахстанская архитектурно-археологическая экспедиция
АН КазССР. 18.VII. - 1.Х. 1948 года). Алматы: НИЦИА «Бегазы-Тасмола», 2017а. 96 с.
13 Кызласов Л.Р. Слово об Алеке Маргулане // Археологическое наследие Центрального Казахстана: изучение
и сохранение. Сб-к научн. ст., посвящ. 70-летию организации ЦКАЭ АН Казахстана. В 2-х т. Т. 1 / Отв. ред. А.З. Бейсенов, В.Г. Ломан. Алматы: ИА КН МОН РК; НИЦИА «Бегазы-Тасмола», 2017б. С. 7075.
14 Кызласов Л.Р., Маргулан А.Х. Плиточные ограды могильника Бегазы // КСИИМК. 1950. Вып. 32. С. 18-
32.
15 Маргулан А.Х. Некоторые итоги и перспективы археологического изучения Казахстана // Известия АН
КазССР. Сер. археол. 1948. Вып. 1. С. 3-32.
16 Маргулан А.Х. Древние караванные пути через Бетпак-дала // Вестник АН КазССР. 1949. № 1 (46). С. 68-
79.
17 Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата: Изд-во АН
КазССР, 1950а. 121 с.
18 Маргулан А.Х. Историко-топографический фон Восточной Бетпак-далы // Вестник АН КазССР. 1950б. № 6
(63). С. 61-72.
19 Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1979. 360 с.
20 Маргулан А.Х., Агеева Е.И. Археологические работы и находки на территории Казахской ССР (с 1926 по
1946 г.) // Известия АН КазССР. Сер. арх. 1948. Вып. 1. С. 125-135.
21 Медведева М.В. «В упорной борьбе за марксистскую историю материальной культуры ...»: документы
аспиранта ГАИМК Алькея Маргуланова из архивного собрания ИИМК РАН // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2020. T. 11. Вып. 5 (91). [Электронный ресурс] URL: https://histori. jes.su/s207987840010316-6-1 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
22 Медведева М.В. Подготовка национальных кадров в ГАИМК: судьба аспиранта А.Х. Маргуланова // Очерки
истории отечественной археологии. Вып. VI / Отв. ред. П.Г. Гайдуков, И.В. Тункина; отв. ред. выпуска И.А. Сорокина. М.: ИА РАН, 2022. С. 420-430.
23 Морозов М. Об «Истории Казахской ССР» // Большевик Казахстана. 1945. № 4-5. С. 28-35.
24 Мотузайте Матузевичус Г. Рацион питания населения Каратумы, определенный с помощью анализа
костного коллагена // Байпаков К.М., Воякин Д.А., Захаров С.В. Могильник Каратума. Некрополь раннего железного века в Семиречье. Алматы: ИА КН МОН РК, 2016. С. 623-633.
25 Обсуждение в редакции «Исторического журнала» книги «История Казахской ССР» // Исторический
журнал. 1943. № 11-12.
26 Пищулина К.А. Присырьдарьинские города и их роль в истории казахских ханств в XV-XVII вв. // Казахстан
в XV-XVIII веках (вопросы социально-политической истории) / Отв. ред. Б.С. Сулейменов. Алма-Ата: Наука, 1969. С. 5-50.
27 Подушкин А.Н. Арысская культура Южного Казахстана IV в. до н.э. - VI в. н. э. Туркестан: Изд. центр
МКТУ им. А. Яссави, 2000. 201 с.
28 Пясковский А. История Казахской ССР // Газета «Правда». 1943. 10 июля. С. 4.
29 СасакиЮ., Рахимжанова С., ОнгарулыА., КаирмагамбетовА., Эндо Э., Досумани ДюпюйП.,МакулбаеваМ.,
Шпенглер Р., Шода Ш. Отпечатки проса на керамике раннего железного века из кургана Тортоба в Западном Казахстане // Археология Казахстана (Казакстан археологиясы). 2022. № 4 (18). С. 116-132.
30 Стенограмма совещания историков в ЦК ВКП (б) в 1944 году // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 47-86.
31 Тихонов В.В. Историки, идеология, власть в России ХХ века. Очерки. М.: ИРИ РАН, 2014. 217 с. 32Хусаинов К.Ш. В.В. Радлов и казахский язык. Алма-Ата: Наука, 1981. 172 с.
33 Frachetti, Michael D. Spegler, Robert N. Gayle J. Fritz, Alexei N. Maryashev. Earliest direct evidence for broomcorn millet and wheat in the central Eurasian steppe region // Antiquity. 2010. 84. Pp. 993-1010.
34 Sims-WilliamsN., GrenetF., PodushkinA. Les plus anciens monuments de la langue sogdienne: les inscriptions de Kultobe au Kazakhstan // Academie des Inscription & Belles. Paris, 2007. Pp. 1006-1034.
REFERENCES
1 Absemetov, M. O. 2016. In: Bulletin of Tomsk University, 402, 18-22 (in Russian).
2 Ageeva, E. I., Akishev, K. A. Kushaev, G. A., Maksimova, A. G., Senigova, T. N. (compl.). 1960. Arheologicheskaya
karta Kazahstana (Archaeological map of Kazakhstan). Alma-Ata: KazSSR Academy of Sciences (in Russian).
3 In: Archive of the RAS. Department of manuscript collections. F. 1577. Op. 2. D. 83 (in Russian).
4 In: Archive of A.I. Shrenk. F. 317. Op. 1. D. 1-54.
5 Beisenov, A. Z., Jumabekova, G. S., Bazarbayeva, G. A. 2017. In: Beisenov, A. Z. Loman, V G. (eds.)
Arkheologicheskoye naslediye Tsentralnogo Kazakhstana: izucheniye i sokhraneniye (Archaeological heritage of Central Kazakhstan: study and preservation). In 2 vol. Vol. 1. Almaty: Margulan Institute of Archaeology; "Begazy-Tasmola", 11-64 (in Russian).
6 Erofeeva, I. V. 2002. Khan Abulkhair: polkovodets, pravitel i politik (Khan Abulkhair: commander, ruler and
politician) Almaty: "Sanat" Publ. (in Russian).
7 Zhumashev, R. M., Myrzakhmetova, A. Z., Edgina, G. T., Kozhabekov, D. S. 2022. In: Vestnik Karagandinskogo
universiteta. Ser. istoriya filosofiya (Bulletin of Karaganda University. Ser. Histories. Philosophy), 4, 56-62 (in Russian).
8 Abdykalykov, M., Pankratova, A. (eds.). 1943. Istoriya Kazakhskoy SSR s drevneyshikh vremen do nashikh dney
(History of the Kazakh SSR from ancient times to the present day). Alma-Ata: KazOGIZ Publ. (in Russian).
9 Omarov, I., Pankratova, A. (eds.). 1949. Istoriya Kazakhskoy SSR s drevneyshikh vremen do nashikh dney (History
of the Kazakh SSR from ancient times to the present day) / In 2 vol. Alma-Ata: KazOGIZ Publ. (in Russian).
10 Istoriya Kazakhstana (Istoriya Kazakhskoy SSR s drevneyshikh vremen do nashikh dney. Izdaniye 1943 g.) (History
of Kazakhstan (History of the Kazakh SSR from ancient times to the present day. Edition 1943) 2011. 3 edition. Almaty: "Printexpress" Publ. (in Russian).
11 Internet resource. URL: https://kazneb.kz/ru/bookView/view?brId=1152376 (accessed: 04/23/2024) (in Russian)
12 Kyzlasov, L.R. 2017а. Dorozhnyye zarisovki (Tsentralno-Kazakhstanskaya arkhitekturno-arkheologicheskaya
ekspeditsiya AN KazSSR.) (Road sketches (Central Kazakhstan architectural and archaeological expedition of the Academy of Sciences of the Kaz SSR)). Almaty: "Begazy-Tasmola" Publ. (in Russian).
13 Kyzlasov, L. R. 2017b. In: Beisenov, A. Z. Loman, V. G. (eds.) Arkheologicheskoye naslediye Tsentralnogo
Kazakhstana: izucheniye i sokhraneniye (Archaeological heritage of Central Kazakhstan: study and preservation). In 2 vol. Vol. 1. Almaty: Margulan Institute of Archaeology, "Begazy-Tasmola", 70-75 (in Russian).
14 Kyzlasov, L. R., Margulan, A. Kh. 1950 In: Kratkiye soobshcheniya instiuta istorii materialyenoy klutury (Brief
reports from the Institute of the History of Material Culture), 32, 18-32 (in Russian).
15 Margulan, A. Kh. 1948. In: Izvestiya AN KazSSR. Ser. arheol (News of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR.
Ser. archaeol.), 1, 3-32 (in Russian).
16 Margulan, A. Kh. 1949. In: Vestnik AN KazSSR (Bulletin of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR), 1, 68-79
(in Russian).
17 Margulan, A. Kh. 1950a. Iz istorii gorodov i stroitelnogo iskusstva drevnego Kazahstana (From the history of the
cities of the construction art of ancient Kazakhstan). Alma-Ata: KazSSR Academy of Sciences (in Russian).
18 Margulan, A. Kh. 1950b. In: Vestnik AN KazSSR (Bulletin of the Academy of Sciences of the Kazakh SSR), 6, 61-
72 (in Russian).
19 Margulan, A. Kh. 1979. Begazy-dandybaevskaya cultura Tsentralnogo Kazakhstana (Begazy-dandybay culture of
Central Kazakhstan). Alma-Ata: "Nauka" Publ. (in Russian).
20 Margulan, A. Kh., Ageeva, E. I. 1948. In: Izvestiya AN KazSSR. Ser. arheol. (News of the Academy of Sciences of
the Kazakh SSR. Ser. archaeol.), 1, 125-135 (in Russian).
21 Medvedeva, M. V. 2020. In: Zhurnal istoriya (History journal), vol. 11, 5 (91) URL: https://histori.jes.su/
s207987840010316-6-1 (accessed 23.04.2024) (in Russian).
22 Medvedeva, M. V. 2022. In: Gaydukov, P. G., Tunkina, I. V. (eds.) Ocherki istorii otechestvennoy arkheologii
(Essays on the history of Russian archaeology), VI. 420-430 (in Russian).
23 Morozov, M. 1945. Bolshevik Kazakhstana, 4-5, 28-35 (in Russian).
24 Motuzaite Matuzevicius, G. 2016. In: Baipakov, K. M., Voyakin, D. A., Zakharov, S. V. Mogilnik Karatuma.
Nekropol rannego zheleznogo veka v Semirechye (Burial ground of Karatuma. Early Iron Age necropolis in Semirechye). Almaty: Margulan Institute of Archaeology, 622-633 (in Russian).
25 In: Istoricheskiy zhdurnal (Historical magazine), 1943, 11-12 (in Russian).
26 Pishchulina, K. A. 1969 In: Suleimenov, B. S. (ed.). Kazakhstan vXV-XVIIIvekakh (voprosysotsialno-politicheskoy
istorii) (Kazakhstan in the 15th-18th centuries (issues of socio-political history). Alma-Ata: "Nauka" Publ., 5-50 (in Russian).
27 Podushkin, A. N. 2000. Arysskaya cultura Uzhnogo Kazakhstana IVv do n.e. - VI v. n.e. (Arys culture of Southern
Kazakhstan 4th century BC - 6th century AD.). Turkistan: Khoja Ahmed Yasawi International Kazakh-Turkish University (in Russian).
28 Pyaskovsky, A. 1943. In: Pravda, July 10 (in Russian).
29 Sasaki ,Yu., Rakhimzhanova, S., Onggaruly, A., Kairmagambetov, A., Endo, E., Doumani Dupuy, P., Makulbaeova,
M., Shpengler, R., Shoda, Sh. 2022. In: Kazakstan arheologiyasy (Kazakhstan Archeology), 4 (18), 116-132 (in Russian).
30 In: Voprosi Istorii (Issues of History), 1996, 2, 47-86 (in Russian).
31 Tikhonov, V V. 2014. Istoriki, idealogia, vlast v Rossii XX veka. (Historians, ideology and power in 20th century
Russia). Moscow: IRI RAN (in Russian).
32 Khusainov, K. Sh. 1981. V.V. Radlov i kazakhskiy yazyk (V.V. Radlov and the Kazakh language). Alma-Ata:
"Nauka" Publ. (in Russian).
33 Frachetti, Michael D., Spegler, Robert N., Gayle, J. Fritz, Alexei N. Maryashev. 2010. In: Antiquity, 84, 993-1010
(in English).
34 Sims-Williams, N., Grenet, F., Podushkin, A. 2007. In: Academie des Inscription & Belles. Paris, 1006-1034
(en Français).
МYДделер к,ак,тытысы туралы ак,паратты ашу. Автор 1^дделер к,ак,тытысыныц жок,тытын мэлiмдейдi. /
Раскрытие информации о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. /
Disclosure of conflict of interest information. The author claims no conflict of interest.
Мак,ала туралы аппарат / Информация о статье / Information about the article.
Редакцията тYстi / Поступила в редакцию / Entered the editorial office: 04.05.2024.
Рецензенттер мак,улдатан / Одобрено рецензентами / Approved by reviewers: 04.06.2024.
Жариялаута к,абылданды / Принята к публикации / Accepted for publication: 04.06.2024.
■
138 Казахстан археологиясы № 2 (24) 2024
1