Научная статья на тему 'Неопределённость в предпринимательской деятельности'

Неопределённость в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4252
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неопределённость в предпринимательской деятельности»

--------------------------------- © А.В. Романюк, 2007

УДК 338.45 А.В. Романюк

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия осуществления деятельности предпринимателей, как правило, не являются постоянными и в полной мере определёнными. В последнее время данная ситуация ещё более усложняется, так как наметилась тенденция роста количества факторов деловой среды, которые необходимо принимать во внимание, их динамичности и взаимосвязанности между собой. В итоге неопределён-ность стала неотъемлемой характеристикой предпринимательства и всех процессов, протекающих как на отдельных предприятиях, в субъектах Федерации и отраслях, так и в целом по национальной экономике. Однако данная проблема не всегда находит свое отражение в исследованиях.

В словаре С. И. Ожегова [8, стр. 349] «неопределённость» рассматривается как «неопределённое положение» или «точно неустановленное», «не вполне отчётливое, уклончивое».

Понятие неопределённое™ употребляется многими экономистами, в том числе основоположником теории рисков Фрэнком Найтом [11, стр. 7]: «Вся подлинная прибыль связана с неопределённостью».

В статье К. Эрроу «Информация и экономическое поведение» [19, стр. 98] отмечается, что информация - это понятие, прямо противоположное термину «неопределенность».

Анализ литературы (табл. 1) указывает в первую очередь на то, что не-

определённость в экономической

сфере связана с несоответствием информации её качественным характеристикам: полноте, понятности, достоверности и надёжности.

Качественные характеристики экономической информации - это определённые атрибуты, делающие данную информацию пригодной для проведения конкретного анализа, формирования соответствующих выводов и принятия решений предпринимателями, менеджерами и иными заинтересованными пользователями [5]:

1) полнота - это отражение в информации всех экономических процессов и явлений, которые изучаются в ходе проводимого исследования;

2) понятность (ясность) - доступность для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности и желание изучать информацию с должным старанием;

3) достоверность - это документальное подтверждение, соответствие нормативным актам или реальное отображение информации;

4) надёжность - отсутствие в информации существенных ошибок и искажений, что предполагает правдивое и непредвзятое предоставление данных.

В результате ненадёжность, неясность (нечёткость) и недостоверность следует рассматривать не как синонимы, а как причины или специфиче-

Понятие Автор [источник]

Неопредёлённость - это неполное или недостаточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. А. С. Шапкин [17 , С. 17]

Неопредёлённость - неясная, точно не известная обстановка, неполнота или неточность информации, что обуславливает частичную или полную неопределённость конечных результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов и связанных с ней затрат. С. Филин, Ю. Панкратова [13, С. 19]

Неопределённостью называется неполнота и неточность информации об условиях деятельности предприятия, реализации проекта. Е. Р. Орлова [9, С. 64]

Неопределённость - это неустранимое воздействие рыночной среды на бизнес, которое обусловлено тем, что на рыночные условия оказывают своё одновременной воздействие весьма большое количество факторов различной природы и направленности, по которым невозможно получить совокупную (обобщающую) его оценку. В. В. Царёв [15, С. 136]

Неопределённость - состояние, при котором невозможно проводить какие-либо исследования с целью получения каких-либо количественных или качественных характеристик и/ или конкретных результатов. Э. А. Уткин, Л. А. Фролов [12, С. 22]

Неопределённость среды - это функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в данной информации. М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [6 ,С.118]

ские разновидности неопределённо-сти (рис. 1).

Аналогичным образом обстоит дело с проблемой взаимосвязи неопределенности и случайности. Лаже в том случае, когда предприниматель имеет относительно полную и достоверную информацию и ясно понимает происходящие процессы, всегда может произойти что-то незапланированное. Случайность или непредсказуемость означает, что невозможно точно определить время, а иногда и место возникновения события [14, С. 11].

В целом анализ экономической литературы [1, 4, 11, 13, 16] позволяет выделить следующие причины (природу) неопределённости:

- свободы и разнообразия экономических отношений в условиях рыночной экономики;

- усложнение хозяйственной практики в результате развития экономических отношений;

- изменчивость условий и явлений во времени (фактор времени);

- спонтанность природных процессов и явлений, случайный характер большинства социально-экономических и технологических процессов;

- наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов (несовпадение интересов, войны и недобросовестная конкуренция);

- вероятностный и неоднозначный характер научно-технического прогресса;

- низкое качество информации об изучаемом объекте, ограниченность возможностей человека в сборе и переработке информации, ей постоянная изменчивость;

<^>

Надёжность

Понятность

Достоверность

Полнота

Достаточность

Нейтральность

Своевременность

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Я

Рис. 1. Соотношение неопределенности и информации

- невозможность однозначного познания объекта при сложившихся в данных условиях уровнях и методах научного познания;

- относительная ограниченность сознательной деятельности человека;

- неравномерность расположения ресурсов и их ограниченность;

- необходимость выбора новых инструментов воздействия на экономику и несбалансированность основных компонентов хозяйственного механизма;

- многоаспектность и альтернативность большинства явлений и процессов.

При этом часть оснований для возникновения неопределённое™ носит объективный характер (изменчивость во времени, естественные события, ограниченность ресурсов и т. п.), вторая - субъективный характер (выбор альтернатив, интуитивное определение вероятности исхода, выработка выводов, решений и т. п.), третья - субъективно-объективный характер как комбинирование сочетание личностных и внешних факторов (принятие решений с учётом объективно существующих условий).

В результате можно выделить следующие черты неопределённости:

1) объективная сторона неопределённости - альтернативные исходы ряда событий не зависят от воли и сознания предпринимателей и связаны с проявлением внешних сил или факторов внешней среды;

2) субъективная сторона неопределённости - заключается в личностном отношении или оценке предпринимателя к конкретной ситуации и его исходам;

3) субъективно-объективная сторона неопределённости - порождается процессами субъективного характера предпринимателя и принятием им во внимание естественных условий деятельности;

4) единичность, индивидуальность и неповторимость ситуаций неопределённости - приводит к отсутствию или недостатку информации о возможных последствиях нового события, а, следовательно, к возможности строгой оценки и однозначного выбора и решения.

В итоге следует отметить, что поскольку условия неопределённости в предпринимательстве определяются разнообразными причинами и имеются

Признак классификации неопределённостей Вилы неопределённостей

1. По основным видам неопределённости 1. Неопределённость бизнес-среды предпринимательства 2. Временная неопределённость 3. Конфликтные ситуации 4. Задачи с несовпадающими интересами 5. Многоцелевые задачи

2. По времени возникновения неопределённости 1. Ретроспективная неопределённость 2. Текущая неопределённость 3. Перспективная неопределённость

3. В зависимости от основных причин возникновения неопределённости 1. Некачественная информация: 1.1. Ненадёжность; 1.2. Неясность; 1.3. Недостоверность 2. Случайность 3. Противодействие

4. В зависимости от среды проявления неопределённости 1. Техническая (технологическая); 2. Социальная; 3. Природно-климатическая; 4. Политическая; 5. Законодательно-правовая; 6. Экологическая; 7. Общеэкономическая; 8. Криминальная; 9. Человеческий фактор; 10. Демографическая.

5. В зависимости от частоты и условий проявления неопределённости 1. Спекулятивная (многократная) неопределённость 2. Чистая (однократная) неопределённость 3. Условная неопределённость 4. Перманентная (постоянная) неопределённость 5. Ограниченная по времени неопределённость

6. В зависимости от источников возникновения и степени управляемости 1. Внешняя неуправляемая неопределённость 2. внутренняя управляемая неопределённость

7. В зависимости от масштаба проявления и влияния на субъекты экономики 1. Глобальная (международная); 2. На макроуровне 3. На мезоуровне; 4. На микроуровне

8. По основным типам 1. Неизмеримая неопределённость (неопределённость) 2. Измеримая неопределённость (риск)

различные подходы к выделению видов неопределённостей [1, 7, 13, 15, 17], то можно предложить следующую обобщённую классификацию (табл. 2).

Особо следует отметить наличие двух основных типов неопределённо-сти - измеримой и неизмеримой, выделенных Ф. Найтом в своей статье «Понятие риска и неопределённости» от 1921 года [7].

Автор в целом отмечал, что существует точное и вероятностное знание. В обыденной жизни, в том числе в предпринимательстве, решения

принимаются преимущественно на основе приблизительных и «поверхностных» оценок, которым соответствует вероятностное знание. Однако не следует относиться к этому типу знания с предубеждением, так как оно связано с попыткой предвидения будущих событий. В свою очередь данным суждениям соответствуют априорная и статистическая вероятности.

Априорная вероятность определяется общими, заранее заданными принципами, а значит, поддаётся од-

нозначному измерению. Вероятностные суждения этого типа находятся на том же логическом уровне, что и математические теоремы. В бизнесе они встречаются редко.

Статистическая вероятность определяется лишь эмпирически, она типична для деловой сферы и для её измерения в ряде случаев требуются многочисленные и регулярные наблюдения.

Однако часто решения в сфере бизнеса относятся, как правило, к настолько уникальным ситуациям, что их нельзя подвергнуть статистической группировке для определения примерной вероятности того или иного исхода. В ряде случаев понятие объективно измеримой вероятности для деловой сферы неприменимо. Проблема возникает из-за того, что на практике мы оцениваем обоснованность или надежность наших мнений, причем такая оценка по форме сходна с вероятностным суждением. Именно эта истинная неопределенность придает экономической организации характерную форму «предприятия» и объясняет существование специфического дохода предпринимателя.

В итоге Ф. Найт выделяет ещё одну вероятность - оценки, особенность которой состоит в том, что здесь не существует никакого обоснованного критерия для классификации случаев. Именно этот третий тип вероятности и есть истинная неопределённость. Основное отличие данного типа от статистической вероятности заключается в том, что своей собственной оценке значения своего собственного суждения лицо придаёт гораздо больший вес, чем какому-либо другому виду расчёта. При этом в силу вступает элемент субъективного ощущения, уверенности, испытываемое субъектом, когда он принимает реше-

ния и делает тем самым предсказание событий.

В результате можно выделить два основных типа неопределённости -измеримую и неизмеримую неопределённость. При этом для обозначения первого типа следует использовать термин «риск», который рассматривается с точки зрения неблагоприятного исхода; для обозначения второго типа - собственно термин «неопределённость», предполагающий благоприятный исход, то есть мы говорим о «риске» потерь и «неопределенности» выигрыша. В данном случае неизмеримость неопределённости вызвана невозможностью провести группировку случаев, так как рассматриваемые ситуации в значительной мере уникальны.

Таким образом, неопределённость в предпринимательстве связана с некачественной информацией, случайностью, неоднозначностью и альтернативностью явлений и сторонним противодействием, что не позволяет предпринимателю однозначно выявлять сценарии развития событий, последствия, оценивать количественно и в ряде случаев качественно их размер и вероятность наступления. Также следует сказать, что экономические субъекты сталкиваются с различными разновидностями неопределенностей, образующих в своей совокупности так называемую критическую неопределенность, при которой вступает в действие элемент риска.

Единственным способом изменения такого положения дел, по мнению К. Эрроу [19], является получение дополнительной информации. При этом индивиды часто используют при принятии решений правило репрезентативности [19], то есть оценивают правдоподобность будущего события по степени его сходства с наблюдаемым в настоящий момент.

Рис. 2. Система взаимосвязи неопределенности, определённости и риска

Однако люди склонны игнорировать как предшествующую информацию, так и ее качество, уделяя преувеличенное внимание к текущей информации. В результате субъекты на основе имеющейся информации не способны осознать в полной мере, как много неопределенностей их ждет в будущем.

В итоге в ходе исследования выстроилась следующая система (рис. 2.):

Для завершения её характеристики необходимо соотнести риск и неопределённого. Правда, основываясь на анализе литературы [1, 2, 3, 4 , 7, 9, 10, 13, 15, 16], можно сказать, во-первых, что не все проводят отличие между данными понятиями. Во-вторых, существует несколько подходов по этому аспекту проблемы:

1) Информационный подход [7, 16] - сводит различие к количеству имеющейся и доступной информации об анализируемой ситуации, что позволяет определить или нет вероятность наступления непредвиденной ситуации - измеримая и неизмеримая неопределённость.

2) Оценочный подход [16] - имеет две интерпретации. С первой точки зрения, различие проявляется в субъективном отношении к возможности осуществления исхода события, то есть неопределённость связана с альтернативностью и многовариантностью развития ситуации, а

риск - с возможностью неблагоприятного исхода. Другая интерпретация основывается на том, что риск как возможность потенциальной потери есть объективная характеристика ситуации, а неопределённость

- это субъективное отношение к возможности возникновения данного негативного результата, то есть лицо, принимающее решение, неуверенно в предполагаемом исходе дела.

3) Ситуационно-управленческий подход [2] - о неопределённости говорят тогда, когда невозможно предсказать наверняка по тем или иным причинам, что случится в будущем. Риск - это не просто неопределённость, а такая, которую приходится принимать во внимание при совершении тех или иных действий, так как она может повлиять на благополучие предпринимателей. Неопределённость есть необходимое, но недостаточное условие риска.

Таким образом, неотъемлемой чертой предпринимательства является неопределённость. Она значительно усложняет процесс выработки и принятия решения, выбора альтернативы, оценки результатов и может привести к непредсказуемым и отрицательным результатам деятельности. В итоге субъектам деловой сферы следует постоянно учитывать данный фактор.

1. Абчук В.А. Директорский «хлеб»: Занимательно об управлении. - Д.: Дениздат, 1991.

2. Боди Зви, Мертон Роберт. Финансы.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

3. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996.

4. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения; - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

5. Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта: Сравнительный анализ, принципы. трансформации, направления реформирования/ Под ред. С. А. Николаевой. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: «Аналитика-Пресс», 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело», 1992.

7. Найт Ф. Понятие риска и неопреде-лённости // THESIS. - 1994, № 5, стр. 1228.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.

9. Орлова Е.Р. Инвестиции: Курс лекций. 2-е изд., доп. и пер. - М.: Омега-Ё,

2003.

10. Островская Э. Риск инвестиционных проектов / Эльжбета Островская. Пер. с польского. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2004.

11.Рогов М.А. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2001.

12. Уткин Э.А, Фролов Д.А. Управление рисками предприятия. - М.: ТЕИС, 2003

13. Филин С., Панкратова Ю. Прогнозирование прибыли венчурных проектов // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2001, № 2, стр. 19-28.

14. Хохлов Н.В. Управление риском. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

15. Царёв В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. - СПб.: Питер,

2004.

16. Чернова Г.В., Кудрявцев А. А. Управление рисками. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

17.Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: Монография. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

18. Эрроу К. Восприятие риска в психологии и экономической науке// THESIS. -

1994. - № 5, стр. 81-90.

19. Эрроу К. Информация и экономическое поведение //Вопросы экономики. -

1995, № 5, стр. 98-107. ШИН

— Коротко об авторах-------------------------------------------------------------

Романюк Александр Владимирович - ст. преподаватель кафедры «Национальная экономика», Тверской государственный университет.

Статья представлена кафедрой национальной экономики Тверского государственного университета.

Рецензент д-р. экон. наук, проф. С.С. Ильин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.