Научная статья на тему 'НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА'

НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ / АРХИТЕКТУРА БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина Е.С.

В материалах статьи рассматривается применение неомавританского стиля в архитектурных объектах Большой Ялты начала XX века. Проводится анализ художественно-композиционных особенностей внедрения неомавританского стиля в городскую архитектуру. Выявлены и описаны конкретные архитектурные объекты, созданные на территории Большой Ялты, в экстерьерах которых был воплощен неомавританский стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEO-MOORISH STYLE IN THE ARCHITECTURE OF GREATER YALTA OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

The materials of the article consider the application of the Neo-Moorish style in the architectural objects of Greater Yalta of the beginning of the XX century. The analysis of artistic and compositional features of the introduction of the Neo-Moorish style into urban architecture is carried out. Specific architectural objects created on the territory of Greater Yalta, in the exteriors of which the Neo-Moorish style was embodied, are identified and described.

Текст научной работы на тему «НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА»

УДК 7.72.04

НЕОМАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ БОЛЬШОЙ

ЯЛТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА

Е.С. Шинтяпина

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург e-mail: evgeniya. shyntyapina@gmail. com

В материалах статьи рассматривается применение неомавританского стиля в архитектурных объектах Большой Ялты начала XX века. Проводится анализ художественно-композиционных особенностей внедрения неомавританского стиля в городскую архитектуру. Выявлены и описаны конкретные архитектурные объекты, созданные на территории Большой Ялты, в экстерьерах которых был воплощен неомавританский стиль.

Ключевые слова: неомавританский стиль, архитектура Большой Ялты, архитектурные объекты.

Исторический период 1900-1917-е годы, ознаменованный активным строительством вилл, дворцов, пансионов и санаториев на территории Большой Ялты, отличался стилевым разнообразием архитектурных проектов. В данный временной отрезок наиболее ярко и самобытно в архитектуре Большой Ялты был воплощен неомавританский стиль, применение которого целесообразно рассмотреть в материалах данной статьи на конкретных примерах архитектурного зодчества.

Объектами воплощения неомавританского стиля в архитектуре, расположенными на территории Большой Ялты, являются: дворец «Дюльбер» пос. Кореиз (1895-1897 гг., архитектор Н.П. Краснов, сейчас корпус одноименного санатория); вилла «Селям» пос. Симеиз (1909-1911 гг., архитекторы Я.П. Семенов и Н.П. Краснов, сейчас корпус санатория «Юность»), дворец Эмира Бухарского г. Ялта (1907-1911 гг., архитектор Н.Г. Тарасов, сейчас библиотека санатория «Ялта»); вилла «Мечта» пос. Симеиз (1913 г., архитекторы Я.П. Семенов и Н.П. Краснов), дворец «Кичкинэ» пос. Гаспра (1912-1914 гг., архитектор Н.Г. Тарасов, скульптор Л.В. Коржиновский, сейчас корпус одноименной туристической базы).

Неомавританский стиль в начале ХХ столетия явился активно востребованным в городском строительстве у богатых заказчиков на территории Большой Ялты. Изящество форм, органичная связь с историческим прошлым данной территории, гармоничное слияние с ландшафтным окружением, явились и условиями формирования большого интереса к данному стилю у зодчих, работавших на территории Большой Ялты. Рассматриваемые объекты неомавританской архитектуры представляют собой оригинальные виллы и дворцы, принадлежавшие представителям царской семьи Романовых и высшей российской аристократии.

Синтез арабо-мусульманской культуры, интерпретированный зодчими через призму исторических и художественно-декоративных изменений, захватывает широкий ареал социокультурных и философских воззрений общества конца XIX начала XX века. Интерес к арабо-исламскому зодчеству активно проявился в начале ХХ века через использование стилевых мотивов в усадебных постройках русской знати.

В основе авторских интерпретаций неомавританского стиля в архитектуре вилл и дворцов Большой Ялты, находится художественно-композиционный синтез национальных традиций народов востока: арабов, берберов, вестготов, крымских татар и др. Популярность и востребованность стилевых доминант арабо-исламского зодчества обусловлена широким распространением в данный исторический период стиля историзм и художественного направления ретроспективизм в архитектуре, получивших активное развитие в России в конце XIX -начале XX века.

Создание стилевых интерпретаций неомавританского стиля, а также соединение его с элементами и формами других архитектурных направлений и стилей, было обусловлено также поиском оригинальных художественно-архитектурных решений, кардинально отличающихся от повсеместно распространенного и известного классицизма, а также внедрения античных канонов. Именно отход от общепринятых архитектурных моделей, использование новых конструкций и структур, находились в основе быстрого распространения неомавританского стиля в архитектуре объектов, создаваемых на территории Большой Ялты [3].

Неомавританский стиль вобрал в себя множество элементов, заимствованных в других архитектурных стилях. Данное влияние

проявилось в основном в монументально-художественном экстерьерном убранстве построек. Причиной большого распространения данного стиля на территории Ялты и южнобережных курортных поселков на рубеже XIX-XX столетий, явились также: восточный колорит крымскотатарских сооружений местных жителей и широкая популярность восточных дворцовых комплексов, включавших в архитектурном декоре сложно-геометрический узоры, формирующие основу восточного орнамента, такие как гирих и растительный ислими.

Изображения гирих перекликаются с математическими узорами, которые предвосхищают создание сложных геометрических фигур учёными математиками. В типе орнамента, именуемом гирих, используются симметричные узоры, созданные из прямолинейных отрезков. Орнамент гирих по своей структуре состоит из переплетений, которые образуют 6, 8, 10 или 12-угольные звёзды, разделённые многоугольниками и лентами.

Изучение местного восточного колорита привело к разработке отечественными зодчими, в частности Н.П. Красновым - главным архитектором Ялты рассматриваемого перида, канона сооружения архитектуры неомавританского стиля на Южном берегу Крыма, включающего высокий входной портал, высотой в два или три этажа, барельефное решение фасадных форм, включавших как растительные мотивы орнамента ислими так и геометрические мотивы орнамента гирих, купольное завершение залов и иных помещений, стрельчатое завершение фасадных форм. Структурная основа восточного орнамента, колорит скульптурных решений, принципы декоративно-архитектурного языка арабской культуры стали основой для формирования оригинального облика архитектурных объектов данной территории. Стилизация фасадного облика вилл и дворцов проводилась согласно канонам неомавританского стиля и включала также создание оригинальных решений интерьеров, обозначенных архитектурных объектов.

Сооружения, возводимые на территории Большой Ялты в неомавританском стиле, подчинены строгим геометрическим системам, получившим развитие и формирование в арабском зодчестве. В неоклассицизме, четкой геометрической структуре подчинены конструктивные и композиционные части и формы, а в основе

художественно-декоративных решений могут находиться формы растительного и животного мира, не подчиняющиеся четкой структурной модели. В восточном же зодчестве по математическим и геометрическим основам построены также и монументально-художественные решения орнаментальных узоров и панно, формирующие фасадный экстерьерный декор зданий. В композиционных планах таких сооружений располагаются стрельчатые, подковообразные, трехлопастные, килевидные, конические, сталактитовые формы, имеющие также в своей основе четкую геометрическую структуру.

Одним из ярких ранних примеров использования основ неомавританского стиля на Южном берегу Крыма является дворец «Дюльбер» (в переводе с крымскотатарского «прелестный»), возведенный по проекту архитектора Н.П. Краснова для великого князя Петра Николаевича Романова, с 1895-го по 1897-е годы [2].

Архитектурное решение дворцового комплекса «Дюльбер» наполнено элементами восточного, арабского, византийского колорита. В декоративных элементах архитектуры дворцового комплекса находится уникальное авторское прочтение традиционных мотивов, передающее характерные черты многообразной истории и культуры Южного берега Крыма (ил. 1).

Ил. 1. Пластика декора фасада дворцового комплекса «Дюльбер»

Анализ фасадных орнаментальных мотивов малых архитектурных форм дворца «Дюльбер» позволяет определить, что художественной основой архитектурной пластики является византийско-арабский стиль. Знание флоры Причерноморья и Средиземноморья помогло зодчему интерпретировать в архитектурном орнаменте тончайшие цветочно-растительные прорисовки, стилизованные под сказочные мотивы. В художественно-декоративных элементах входного портала Н.П. Краснов оригинально трактует византийские и арабские растительные элементы, «изображаемые в виде утонченно-вьющихся стеблей и цветов лилии, пятилепестковой пальметты, виноградной лозы, и рельефной геометризации, в виде раппортных форм круга, квадрата, ромба. Сочетание данных форм и элементов при рассмотрении с определенного расстояния напоминает изящное, ажурное кружево» [7].

Вилла «Селям» - еще один яркий образец данного архитектурного стиля. Возведенная в поселке Симеиз в период с 1909 по 1911 годы, также по проекту архитектора Н.П. Краснова, при участии инженера и архитектора Я.П. Семенова, вилла является примером неомавританского стиля, соединившего в себе авторские художественные открытия зодчего Н.П. Краснова [4]. При строительстве виллы «Селям» были использованы формообразующие и художественно-композиционные модели, ранее использованные архитектором при возведении дворца «Дюльбер».

Здание состоит из двух равновеликих этажей, которые расположены в форме амфитеатра, обращённого на юг, к прибрежной полосе Черного моря. В пространстве полукруга амфитеатра зодчими был создан небольшой сад, украшенный фонтаном. Балконы, выходящие на юг, выполнены из дерева и украшены ажурной деревянной резьбой, в которой соединились мотивы орнаментов гирих и ислими (ил. 2). Южный фасад здания также украшен сдвоенными и строенными полукруглыми и килевидными окнами. Входная группа на территорию виллы спроектирована зодчими в восточном стиле. Проход осуществляется через низкую, килевидную, украшенную орнаментами арку, чтобы, входя, человек наклонялся, почитая тем самым творца и небесного создателя.

Ил. 2. Южный фасад виллы «Селям»

Второй этаж здания виллы увенчан зубчатыми квадратными башнями, которые завершаются серебристыми куполами. Вилла создавалась как пансион и имела комнаты и номера, сдаваемые отдыхающим внаем. В феврале 1990 года вилла «Селям», являющаяся с начала 1920-х годов санаторным корпусом, была внесена в реестр архитектурных памятников Республики Крым.

Еще одним ярким примером неомавританской архитектуры на Южном берегу Крыма является вилла «Мечта», построенная в поселке Симеиз в 1913 году, также по проекту ялтинского архитектора Н.П. Краснова. Вилла возводилась в соответствии с ранее разработанным Н.П. Красновым авторским принципом создания архитектурных ансамблей неомавританского стиля, который включал учет взаимодействия структурных, архитектурных, пространственных, художественно-композиционных элементов [8]. Данный принцип был

ранее применен зодчим Н.П. Красновым при строительстве дворца «Дюльбер» и виллы «Селям» (ил. 3).

Парадный вход виллы «Мечта», высотой в два этажа, выполнен в виде портала, в пространстве которого располагаются ленточные узоры геометрического орнамента гирих. Здание имеет башню в виде минарета, купол, килевидные окна с наличниками, украшенными орнаментальной резьбой, цитатами из Корана на стенах и ажурно-орнаментальными фасадными панно.

\

Ил. 3. Юго-восточный фасад виллы «Мечта»

Кроме зодчего Н.П. Краснова архитектурные объекты в неомавританском стиле на территории Большой Ялты создавали и другие известные архитекторы. В период 1907-1911 годов, ялтинским архитектором Н.Г. Тарасовым в районе ялтинского заречья был сооружен Дворец Эмира Бухарского - бывшая резиденция Сеида Абдулахад-хана, девятого бухарского эмира узбекской династии Мангытов [5].

Двухэтажное здание дворца обращено на юго-запад. Южный фасад дворца состоит из разных объемов, прямоугольных и полукруглых, что свидетельствует об ассиметричности проекта данного сооружения.

Первый этаж пронизан открытыми галереями, украшенными арочными сводами с каменной орнаментальной резьбой гирих и ислими. Парадный портал представляет собой выходящий вперед ризалит, увенчанный килевидной аркой с многофигурным орнаментом, выполненным из пород известнякового камня (ил. 4).

Ил.4. Южный фасад дворца Эмира Бухарского

Еще одним оригинальным примером воплощения неомавританского стиля в архитектуре Большой Ялты является дворец «Кичкинэ» (в переводе с крымскотатарского - «малютка»), построенный в период 1912-1913-х годов также по проекту ялтинского архитектора Н.Г. Тарасова в прибрежной, обрывистой части имения Курпаты, для князя Д.К. Романова. Фасадный декор, монументально-художественное убранство, малые архитектурные формы данного сооружения были выполнены по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова и феодосийского скульптора Л.В. Коржиновского [1].

Проект дворца ассиметричен, что отражает особенности многоуровневой ступенчатости территориального ландшафта местности. Парадный вход располагается с западной стороны. Он украшен арочным порталом килевидной формы высотой в один этаж, а также орнаментальным фризом, в основе рисунка которого применены

геометрические узоры разных типов. С правой стороны от парадного входа, в пространстве первого этажа, расположена ордерная аркада, обеспечивающая выход на открытую террасу. Колоннада открытого пространства такого типа может быть по стилю отнесена к монументальным решениям ренессансной архитектуры [6]. В композиции ордеров располагается сталактитовый орнамент, дополненный рисунком древнеримских пальметт и арабской каллиграфии. Сталактитовый орнамент, широко использованный в неомавританской архитектуре Южного берега Крыма, состоит из геометрических фигур, при помощи которых зодчим удалось создать множество разнообразных композиций сталактитов, которые украшают карнизы, ниши, арки, входы и своды куполов зданий.

Южный фасад представлен центральной частью и правым крылом, украшенными открытыми галереями, с килевидными арочными проемами. Фризы южного фасада состоят из орнаментальных ленточных панно, в основе которых располагается геометрически выверенный восточный орнамент «гирих». В пространстве второго этажа зодчий также расположил открытые галереи, килевидные окна, стрельчатые навершия. Второй этаж увенчан тремя башнями, разными по диаметру и объему. Две из них, имеющие квадрат в основании и металлический купол, выходят на южный фасад. Третья, высокая, круглая по диаметру башня, стилизована под минарет со смотровой площадкой. Она располагается на северном фасаде и являет собой более сложное художественно-монументальное решение со шпилем.

В стилевом решении дворца «Кичкинэ» можно увидеть не только элементы неомавританского стиля, но и заимствование ренессансных форм. На фасадах здания дворца также присутствуют акротерии, выполненные в форме сосновой шишки, символизирующей бессмертие (ил. 5).

Ил. 5. Южный фасад дворца «Кичкинэ»

Использование наследия неомавританского стиля, в частности художественно-композиционных деталей комплекса Альгамбра: сталактитового орнамента в ордерах колонн, арабской каллиграфии, эпиграфических надписей, соотнесенных с культурным и национальным контекстом, повлияло на формирование авторских интерпретаций архитектурных комплексов зодчими, выполненных в неомавританском стиле на территории Большой Ялты. Разнообразие художественно-композиционных трактовок, созданных зодчими в процессе проектирования и возведения дворцов в неомавританском стиле, позволило усовершенствовать не только вошедшие в традицию модели и проекты, но также интерпретировать композиционные приемы и архитектурные мотивы.

Список литературы

1. Галиченко, А. А. Старинные усадьбы Крыма / А. А. Галиченко. - Симферополь : Бизнес-Информ, 2013. - 416 с.

2. Иванова, Л. М. Краснов - знакомый и незнакомый / Л. М. Иванова // Советский Крым. - 22.11.1990.

3. Кадиевич, А. Исламские мотивы в творчестве архитекторов Южного берега Крыма / А. Кадиевич // Творчество. - 1991. - № 9. - С. 24-26.

4. Петрова, М. М. Симеиз. Путешествие по старым дачам / М. М. Петрова. -Симферополь : Сонат, 2006. - 175 с.

5. Сергеев, В. Берег Ялтинского амфитеатра. Архитектурно-исторические очерки / В. Сергеев, А. Аваков. - Симферополь : «Салта» ЛТД, 2013. - 300 с.

6. Шинтяпина, Е. С. Архитектурное наследие посёлка Гаспра в контексте исторического развития Южного берега Крыма ХХ века / Е. С. Шинтяпина, И. В. Шинтяпина // Культура и цивилизация. - 2016. - № 6. - С. 439-447.

7. Шинтяпина, Е. С. Сказочно-мифологические мотивы декора архитектурных комплексов Н. П. Краснова в Ялтинском уезде / Е. С. Шинтяпина // Художественное образование и наука. - 2021. - № 3 (28). - С. 101-109.

8. Юрченко, С. В. Краснов Николай Петрович / С. В. Юрченко // II Красновские чтения. Памятники архитектуры и художественно-оформительская направленность в творчестве Н. П. Краснова и других архитекторов Крыма : материалы науч. конф., посвященной 142-й годовщине со дня рождения Н. П. Краснова. - Симферополь : Крым, 2006. - С. 96-102.

NEO-MOORISH STYLE IN THE ARCHITECTURE OF GREATER YALTA OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

E.S. Shyntyapina

Herzen University, Saint-Petersburg e-mail: evgeniya.shyntyapina@gmail.com

The materials of the article consider the application of the Neo-Moorish style in the architectural objects of Greater Yalta of the beginning of the XX century. The analysis of artistic and compositional features of the introduction of the Neo-Moorish style into urban architecture is carried out. Specific architectural objects created on the territory of Greater Yalta, in the exteriors of which the Neo-Moorish style was embodied, are identified and described.

Keywords: Neo-Moorish style, architecture of Greater Yalta, architectural objects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.