Научная статья на тему '«НЕОКАТОЛИК» М.Э. ЗДЗЕХОВСКИЙ И Л.Н. ТОЛСТОЙ: ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА И ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ М.Э. ЗДЗЕХОВСКОГО К «ХРИСТИАНСКОМУ АНАРХИЗМУ» Л.Н. ТОЛСТОГО'

«НЕОКАТОЛИК» М.Э. ЗДЗЕХОВСКИЙ И Л.Н. ТОЛСТОЙ: ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА И ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ М.Э. ЗДЗЕХОВСКОГО К «ХРИСТИАНСКОМУ АНАРХИЗМУ» Л.Н. ТОЛСТОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мариан Здзеховский / Лев Толстой / римско-католический модернизм / христианский анархист / моральная апология / Польша / Marian Zdziechowski / Leo Tolstoy / Roman Catholic modernism / Christian anarchism / moral apology / Poland

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронцова Ирина Владимировна

Славист и славянофил М. Э. Здзеховский попал в поле зрения российских ученых сравнительно недавно и пока не занял в отечественных исследованиях должного места. В 2023 г. исполнилось 85 лет со дня его смерти. Поляк по происхождению, крещеный в католическую веру, он оставался представителем единого пространства славянского мира и был близок той части польской и русской интеллигенции, которая в начале ХХ в. стала именоваться «религиозной», поскольку в центр своего миропонимания поставила вопрос о необходимости — для общественного развития — религиозного сознания. В конце XIX в. Здзеховский стал почитателем писательского таланта Л. Н. Толстого, а затем проникся его учением о моральной сущности христианства. Получив звание профессора и перебравшись в Австро-Венгрию, Здзеховский продолжил эпистолярное общение с русской интеллигенцией и с Толстым, которого называл своим учителем. Почтительное отношение к нему Здзеховский пронес через годы своего увлечения римско-католическим модернизмом (1890–1914), соприкосновение с которым обнаружил в морализме Толстого. Статья на материале писем и книг Здзеховского анализирует отношение польского «неокатолика» к Толстому как мыслителю. Не принимая «христианского анархизма» Толстого, Здзеховский не осудил его отступление от Церкви, поставив в центр своего понимания моральный аспект поиска Толстого. Автор делает вывод, что синхронное увлечение Здзеховского творчеством писателя и моральной апологией христианства в модернизме сыграло ведущую роль в отношении Здзеховского к Толстому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“NEO-CATHOLIC” M.E. ZDZIECHOWSKI AND L.N. TOLSTOY: A HISTORY OF THEIR ACQUAINTANCE AND THE EVOLUTION OF M.E. ZDZIECHOWSKI’S ATTITUDE TO THE “CHRISTIAN ANARCHISM” OF L.N. TOLSTOY

The Slavist and Slavophile M.E. Zdziechowski drew the attention of Russian scholars relatively recently and has not yet occupied his proper place in Russian research. The year 2023 marks the 85th anniversary of his death. Polish by birth, baptised into the Catholic faith, he remained a representative of the unified space of the Slavic world and was close to that part of the Polish and Russian intelligentsia, which at the beginning of the 20th century began to be called “religious”, since they put the question of the need for religious consciousness at the centre of their worldview. At the end of the 19th century, Zdziechowski became an admirer of Leo Tolstoy’s literary talent, and then became imbued with his teaching about the moral essence of Christianity. Having received the rank of professor, he moved to Austria-Hungary, where Zdziechowski continued epistolary communication with the Russian intelligentsia and with Tolstoy, whom he called his teacher. Zdziechowski kept a respectful attitude to Tolstoy through the years of his fascination with Roman Catholic modernism (1890-1914), which he found to be in contact with Tolstoy’s moralism. The article, based on the material of letters and books (1890-1914) by Zdziechowski, analyses the attitude of the Polish “neo-Catholic” to Tolstoy as a thinker. Not accepting Tolstoy’s “Christian anarchism”, Zdziechowski did not condemn his retreat from the Church, placing the moral aspect of Tolstoy’s search at the centre of his reasoning. The article concludes that the synchronous fascination of M.E. Zdziechowski with Tolstoy’s work and the moral apology of Christianity in modernism played the main role in Zdziechowski’s attitude to Tolstoy.

Текст научной работы на тему ««НЕОКАТОЛИК» М.Э. ЗДЗЕХОВСКИЙ И Л.Н. ТОЛСТОЙ: ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА И ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ М.Э. ЗДЗЕХОВСКОГО К «ХРИСТИАНСКОМУ АНАРХИЗМУ» Л.Н. ТОЛСТОГО»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 114. С. 66-82 БО!: 10.15382МигП2023114.66-82

Воронцова Ирина Владимировна, канд. богословия, канд. ист. наук, ст. науч. сотрудник ПСТГУ Россия, г. Москва irinavoronc@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0272-6513

«Неокатолик» М. Э. Здзеховский и Л. Н. Толстой:

история знакомства и эволюция отношения М. Э. Здзеховского к «христианскому анархизму»

Л. Н. Толстого

Аннотация: Славист и славянофил М. Э. Здзеховский попал в поле зрения российских ученых сравнительно недавно и пока не занял в отечественных исследованиях должного места. В 2023 г. исполнилось 85 лет со дня его смерти. Поляк по происхождению, крещеный в католическую веру, он оставался представителем единого пространства славянского мира и был близок той части польской и русской интеллигенции, которая в начале ХХ в. стала именоваться «религиозной», поскольку в центр своего миропонимания поставила вопрос о необходимости — для общественного развития — религиозного сознания. В конце XIX в. Здзеховский стал почитателем писательского таланта Л. Н. Толстого, а затем проникся его учением о моральной сущности христианства. Получив звание профессора и перебравшись в Австро-Венгрию, Здзеховский продолжил эпистолярное общение с русской интеллигенцией и с Толстым, которого называл своим учителем. Почтительное отношение к нему Здзеховский пронес через годы своего увлечения римско-католическим модернизмом (1890—1914), соприкосновение с которым обнаружил в морализме Толстого. Статья на материале писем и книг Здзеховского анализирует отношение польского «неокатолика» к Толстому как мыслителю. Не принимая «христианского анархизма» Толстого, Здзеховский не осудил его отступление от Церкви, поставив в центр своего понимания моральный аспект поиска Толстого. Автор делает вывод, что синхронное увлечение Здзеховского творчеством писателя и моральной апологией христианства в модернизме сыграло ведущую роль в отношении Здзеховского к Толстому.

Ключевые слова: Мариан Здзеховский, Лев Толстой, римско-католический модернизм, христианский анархист, моральная апология, Польша.

Мариан Эдмундович Здзеховский1 с первых лет жизни был непосредственным образом включен в культуру русской жизни конца XIX — начала ХХ в. Он ро-

© Воронцова И. В., 2023.

1 Здзеховский Мариан Эдмундович (псевд. М. Урсин, 1861—1938) — польский филолог, историк литературы, публицист. В 1899—1918 гг. професор кафедры славянской филологии и сравнительной литературы Ягеллонского университета, с 1919 г. зав. кафедрой всемирной литературы, в 1921—1922 гг. декан гуманитарного отделения, а в 1925—1927 гг. ректор Универ-

И. В. Воронцова

дился в русском селе Новоселки под Минском, в 1879 г. закончил Минскую гимназию, а затем С.-Петербургский Императорский университет. Русская художественная литература и чтение сочинений славянофила А. С. Хомякова укрепили его в собственных размышлениях о месте религии в национальном вопросе. Для М. Э. Здзеховского2 национальный вопрос определялся конкретными обстоятельствами — борьбой Польши за единство и независимость. С поражением поляков в январском восстании 1863—1864 гг. в национально-освободительном движении Польши возникло два течения — варшавское и краковское. Галиция, на территории которой был г. Краков, получила автономию в составе Австро-Венгрии. Краковское направление опиралось на убеждение, что беспринципность европейской политики может быть компенсирована верой в нравственную силу Римско-Католической Церкви. Вождем этого движения был председатель Краковской академии наук С. Тарновский3, в его публицистической деятельности «ярко выразился новый религиозно-политический идеал»4, в котором важное место заняла мораль. Польский писатель граф Ю. Мощинский проводил в своих сочинениях мнение о том, что страна должна не просто нравственно восстановиться, но растворить свой патриотизм в христианстве, а философ А. Товянский пришел к мысли, что страдание Польши совсем не искупительная жертва за грехи человечества, как думали польские мессианисты, а наказание за ее собственные грехи, освобождение придет не материальной силой, а путем духовного возвращения к Христу. И первым признаком покаяния должно быть христианское отношение к «орудиям кары»5. Не отказываясь от идеи польского мессианизма на Западе и Востоке, Здзеховский проникся краковским идеалом «христианского патриотизма».

Выбрав направлением своих исследований культуру славянства, Здзеховский систематизировал специфику российской и польской ментальности, проанализировал особенности мировоззрений и своеобразие религиозных верований русского и польского народов; первые две его книги6 вышли на русском языке. После обучения в Дерптском, а затем университетах Женевы, Граца и Загреба он защитил на уже изданном материале докторскую диссертацию, после чего получил должность в Ягеллонском университете Кракова. Здесь Здзеховский, чье национально-религиозное мировоззрение сформировалось под влиянием поэтов-романтиков А. Мицкевича (был близок декабристам и А. С. Пуш-

ситета Стефана Батория (Вильно) и Тартуского университета (1933). Действительный член Венгерской АН (1928). Председатель Общества друзей науки в Вильне, попечитель Союза русских студентов.

2 Далее — без инициалов: Здзеховский.

3 Здзеховский так сформулировал политическое кредо С. Тарновского: «...погибло все, осталась провозглашенная Красинским обязанность "воскресить себя святыми подвигами"» (Здзеховский М. О польском религиозном сознании: Публ. доклад. М., 1915. С. 17).

4 См.: Там же. С. 11.

5 Там же. С. 21.

6 Урсин М. [Здзеховский М.] Очерки по психологии славянского племени. Славянофилы. СПб., 1887; Он же. Религиозно-политические идеалы польского общества. Очерк М. Урсина с предисловием графа Л. Н. Толстого. Лейпциг, 1896.

кину) и З. Красинского, не находя удовлетворения7 в рациональной религиозности Римско-Католической Церкви, продолжил размышлять над тем, как слова апостола «не любите мир, ни того, что в мире»8 могут осуществляться наряду с запросом на борьбу со злом, «в нем же лежит мир»9. Отблеск возможного ответа он видел в особенностях польского патриотизма 2-й пол. XIX в. Когда появилась книжка русского мыслителя, отрицавшего патриотизм, Здзеховский пришел к решению обратить внимание Л. Н. Толстого10 на особенности польского патриотизма и религиозно-политического сознания.

Вопрос, почему Здзеховский, не будучи толстовцем, называл Льва Николаевича своим учителем (он часто писал это слово в письмах Толстому с большой буквы), пока не стал предметом научного исследования ни в Польше, ни среди отечественных ученых. Нас этот вопрос интересует в парадигме приверженности Здзеховского в первое десятилетие ХХ в. такому направлению в римско-католическом модернизме (1890—1914), как моральный догматизм.

Сочинения М. Э. Здзеховского разносторонне исследуются польскими учеными. В поле зрения исследователей — увлечение Здзеховского методами позитивистского литературоведения, основы пессимизма в его религиозной философии, его увлечение романтизмом, римско-католическим модернизмом, историософское видение Европы накануне Второй мировой войны11. Т. Обо-левич включила Здзеховского в круг испытавших влияние русской культуры и философии В. С. Соловьева12. М. Гавлик отметила, что «в литературе он искал те христианские интуиции, которые возникали из императива совести, личного переживания Бога и служили углублению веры»13. Пессимизм Здзеховского как философию воссоздания в действительности желаемых, или идеальных, образов земного бытия рассматривал Я. Г. Скочиньский14. Я. Пида отнес Здзеховского к «политическим моралистам»15 и согласился с мнением А. Валицкого о нем как о «радикальном» эсхатологисте16. Ч. Милош назвал его одним из тех католиков конца XIX — начала XX в., которым «схоластический лозунг о том, что Бог познаётся разумом, не давал никакой опоры, наоборот, в этом-то и заключался источник раздражений»17. Культурологи и философы Польши также относятся к

7 «Я исполнял обряды Католической Церкви, но многое в католицизме возмущало меня...» Здзеховский М. Письмо Льву Толстому // Новая Польша. 2003. № 7—8. С. 60.

8 1 Ин 2. 15.

9 Ср. 1 Ин 5. 19.

10 Далее — без инициалов: Толстой.

11 См.: Opacki Z. Miedzy uniwersalizmem a partykularyzmem. Mysl i dzialalnosc spoleczno-polityczna Mariana Zdziechowskiego 1914-1938. Gdansk, 2006.

12 Оболевич Т. Польские философы и Петербург: Фома Парчевский и другие // Соловьев-ские исследования. 2015. Вып. 2 (46). С. 135-136.

13Gawlik М. Marian Zdziechowski (1861-1938) wobec modernizmu katolickiego // Roczniki Teologiczne. 2007. T. LIII-LIV. № 7. S. 168-169.

14 См.: Skoczynski J. Pesymizm filozoficzny Mariana Zdziechowskiego. Wroclaw, 1983; Idem. Wartosc pesymizmu. Studia i szkice o Marianie Zdziechowskim. Kraków, 1994.

15 См.: Pyda J. Marian Zdziechowski jako czytelnik twórczosci Zygmunta Krasinskiego. O filozofi cznych uwiklaniach dziejów recepcji // Tekstualia. 2017. № 3 (50). S. 85-100.

16 См.: Ibid. S. 86.

17 Милош Ч. Религиозность Здзеховского // Новая Польша. 2003. № 7-8. С. 57.

профессору Здзеховскому как к польскому славянофилу и романтику, в контексте чего исследовались его работы («Идеалы Мицкевича», 1882; «Очерки по психологии славянского племени. Славянофилы», 1887; «Байрон и его время», 1894; «Философия Красинского», 1907), связанные с влиянием на его творчество традиции романтизма и славянофилов. В его труде «Философия Красинского», по мнению Я. Пиды, появляется первое упоминание Здзеховского о связи между мыслью Г. Гегеля, В. Шеллинга и поляков А. Цешковского и З. Красинского и прослеживается близость идей Здзеховского и кардинала Дж. Ньюмена; Я. Пида считает, что здесь можно «распознать последовательные жесты одобрения развивавшегося в то время католического модернистского движения»18. М. Рогаль-ский отнес Здзеховского к последовательным «реформистам» католицизма и назвал единственным польским интеллектуалом, присоединившимся к общеевропейскому спору о либеральном католицизме. По мнению этого исследователя философии Здзеховского, «он создал наиболее зрелый и оригинальный синтез модернистского католического мышления на польском языке»19. В большинстве польских работ о Здзеховском встречается упоминание о его переписке с Толстым, но факт их эпистолярного общения не был выделен для самостоятельного научного исследования.

В России писавшие о судьбах славянской культуры ученые-полонисты20, за исключением В. М. Диановой21, не изучали деятельность М. Э. Здзеховского. Историк И. В. Воронцова описала сотрудничество Здзеховского с русскими религиозными реформистами и социальными христианами, развернувшими в 1901—1913 гг. религиозное движение за церковную реформу в России. Публикация архивной переписки Здзеховского с «христианским социалистом» С. Н. Булгаковым22, Н. А. Бердяевым23 и Г. Н. Трубецким24 позволила выявить общие темы корреспондентов и обозначить мотивы написания Здзеховским статей о римско-

18 Pyda J. Op. cit. S. 90.

19 Rogalski M. Producenci Margapyny? Marian Zdziechowski i polski modernism katolicki. Krakow, 2018. S. 13.

20 Ю. А. Лабынцев, Е. В. Федюкина, Н. М. Филатова, А. Ю. Тагильцева и др.

21 См.: Дианова В. М. Польский вопрос в трактовке российских интеллектуалов XIX — начала XX века // Философский полилог: журнал международного центра изучения русской философии. 2019. № 2 (6). С. 109—117; Дианова В. М., Скочиньский Я. Г. «Славянский клуб в Кракове»: научно-просветительская деятельность в 1901—1912 гг. // Вестник С.-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. № 4. С. 709—720.

22 См.: «Между нами не может быть ни малейшего спора...»: Письма С. Н. Булгакова М. Э. Здзеховскому о необходимости церковного обновления 1905—1907 гг. / публ. и предисл. И. В. Воронцовой // Отечественные архивы. 2010. № 4. С. 101—111; Воронцова И. В. «Мы живем на повороте мировой истории...»: Вопросы христианского модернизма в переписке «неохристиан» и «неокатолика» М. Э. Здзеховского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 35—47.

23 См.: Пять писем Н. Бердяева: Из личного архива профессора Вильнюсского университета М. Э. Здзеховского / вступ. ст., публ. и коммент. А. Йокубайтиса // Вильнюс. 1989. № 11. С. 161-170.

24 См.: Письма Г. Н. Трубецкого М. Здзеховскому (1907-1928) / вступ. ст., публ., коммент. С. Филипчик // Балтийский архив. Русская культура в Прибалтике. 2002. Т. 7. С. 287-340.

католическом модернизме для русского читателя25. «Неокатолик» Здзеховский с начала ХХ в. опосредованно влиял на движение религиозной интеллигенции, выступавшей за церковную реформу в России, и сблизился с этой частью русской интеллигенции, которая, как и он, интересовалась модернизмом в Римско-Католической Церкви. И. В. Воронцова показала, что сведения о модернизме транслировались М. Э. Здзеховским в среду лидеров и теоретиков религиозного движения, отметив, что он же был эмиссаром этого движения в среде французских модернистов26.

В центральных архивах Москвы и С.-Петербурга хранятся письма Здзехов-ского российским культурным деятелям и издателям, корреспонденция показывает, что и переехав в г. Краков, польский мыслитель продолжал интересоваться русской культурой. Сохранилась машинописная копия его письма Толстому, вероятно, сделанная К. С. Шохор-Троцким27, собирателем материалов корреспондентов и последователей писателя. Письмо позволяет предположить, что на отношение к Толстому влияла собственная эволюция Здзеховского. Однако нечастая переписка этих выдающихся деятелей конца XIX — начала ХХ в., как и публичные речи Здзеховского о Толстом, не дают полного представления о видении польским мыслителем феномена Толстого. Поэтому помимо корреспонденции привлечены не анализировавшиеся и незнакомые русскому читателю сочинения профессора Здзеховского на русском и польском языках28, среди которых важным источником является философский труд «Пессимизм, романтизм и основы христианства», во втором томе которого собраны его литературные статьи о романах Толстого и итоговые философские размышления29 о нем за 27 лет. В целом в основу двухтомного сочинения легли опубликованные в разные годы статьи Здзеховского, они содержат культурные, этические предпочтения и религиозно-философские воззрения автора, иллюстрирующие его эволюцию от увлечения романтизмом и польским мессианизмом к философскому пессимизму. Нас в этом сочинении будет интересовать подход автора к морализму и «христианскому анархизму» Толстого, не перестающий удивлять философской проекцией психологии мировидения самого Здзеховского на то, как Толстой совершал личный поиск смысла жизни.

История взаимоотношений

Произведениями Толстого Здзеховский, по его собственному признанию, зачитывался еще в гимназии. В 7-м классе образ раненного под Аустерлицем князя Андрея Волконского, ощутившего встречу с Бесконечным и обман

25 См.: Воронцова И. В. Статья «неокатолика» М. Э. Здзеховского «Модернистское движение в Р.-К. Церкви» как источник по римо-католическому модернизму: опыт критического анализа // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 140-153.

26 См.: Воронцова И. В. «Заколдованный круг русского сознания...»: Проблемы социально-религиозного поиска в православной России второй половины XIX — начала XX века. М.; СПб., 2020. С. 33, 114, 672, 675-677, 755-756.

27 К. С. Шохор-Троцкий (1892-1937) — литературовед, фондообразователь.

28 См. список литературы.

29 Параграфы «Борьба с пессимизмом» и «Обновленное христианство».

чувственного (материального) бытия, на много лет стал для Здзеховского выражением стремления к лучшей жизни и олицетворением молитвы30. Этот образ «приковал» Здзеховского к личности писателя, и он стал изучать сочинения Толстого со все возрастающим интересом. По мнению краковского профессора, это произошло оттого, что он сам с юных лет был поглощен размышлениями над «религиозной проблемой»31. Как Толстой, как и многие из русской интеллигенции и студенчества XIX в., Здзеховский, выросший в обществе, где господствовало традиционное религиозное сознание, во 2-й пол. XIX в. вынужден был адаптироваться к появлению разнообразных учений: социальных, политико-экономических, философских; приходилось искать внутреннюю и внешнюю опору, чтобы сохраниться в их нарастающем потоке и не стать атеистом. Одной из таких «опор» стало мировоззрение Толстого. В студенческие годы Здзехов-ского Толстой импонировал ему тем, что графа, как и самого Мариана Эдмун-довича, смущала личная жизнь в достатке и комфорте32, тогда как другим приходилось работать «за кусок черствого хлеба»33; романы писателя отзывались в душе Здзеховского присущим и ему самому поиском истины. «Я живо помню то нетерпение, — вспоминал Здзеховский, — с каким я ожидал январской книжки "Русской мысли" 1883 года34, в которой должна была появиться "Исповедь" Толстого. Я прочел ее жадно, но не нашел удовлетворения35. Л. Н. Толстой смело устремлялся в новый мир, оставляя за собой развалины церковного христианства, между тем как для меня понятия религии и Церкви были неразделимы. Привязанность к католической вере, к ее обрядам и таинствам слишком глубоко внедрилась в мою душу. я искал синтеза католицизма с лучшими стремлениями века. Но это вовсе не ослабило моего влечения к Л. Н. Толстому. я в нем чтил учителя, которого. провидение призвало для того, чтобы обнажить суету чувственности и безобразие греха»36. В 1884 г. Толстой изложил основы своего учения в религиозно-философском трактате «В чем моя вера». Непротивление злу насилием здесь было показано как главная заповедь христианства. Писатель выступил с проповедью ненасилия как евангельской истины и абсолютной нормы личностного, общественного поведения и государственной политики. Это

30 См.: Здзеховский М. Голос из Польши // Международный толстовский альманах. О Толстом / сост. П. Сергеенко. М., 1909. С. 64.

31 Там же. С. 65.

32 См.: Здзеховский М. Письмо Льву Толстому. С. 59.

33 Zdziechowski М. Реззушкш, готаПугт а podstawy сЬггебсУ ап81^,а. Кгако'Я', 1915. Т. 2. 8. 66.

34 Здзеховский ошибся с годом. Первая публикация «Исповеди» планировалась в журнале «Русская мысль» (1882. № 5) под заглавием «Вступление к ненапечатанному сочинению» и с предисловием редактора журнала С. А. Юрьева. Но духовная цензура запретила печатание, текст был вырезан почти из всего тиража журнала. Желающие читали «Исповедь» по копиям корректурных оттисков. Возможно, Здзеховский в 1883 г. читал оттиск корректуры.

35 «Все, что Вы писали об учении мира, потрясало меня до глубины; в Ваших словах я находил свои собственные чувства, выраженные с той пламенной силой, которой мне недоставало. Но Ваше учение удовлетворяло меня не во всем, оно требовало и слишком много и слишком мало», — написал Здзеховский Толстому в 1895 г. (Здзеховский М. Письмо Льву Толстому. С. 59).

36 Здзеховский М. Голос из Польши. С. 65.

отозвалось в душе поляка Здзеховского, уверенного в невнимании русской интеллигенции к положению Польши в русском государстве.

В 1894 г. была издана брошюрой статья «Христианство и патриотизм», где писатель заявил, что истинное христианство, проповедуя ненасилие, любовь к врагам и братство, упраздняет патриотизм37. Здзеховский в 1894 г. готовил для журнала «Северный вестник» очерк, в котором, изложив развитие польской политической мысли с 1831 г., «старался указать на ее глубоко христианскую подкладку»38. Прочитав брошюру Толстого о патриотизме, Здзеховский написал ему о воспринятом польским религиозным сознанием «христианском патриотизме», согласно Здзеховскому, благодаря поэтам А. Мицкевичу, З. Красинско-му и философу А. Товянскому, построившим своего рода «религию Отечества». Вскоре Здзеховский получил от писателя обстоятельный ответ. Толстой прочел статью Здзеховского в «Северном вестнике», благодарил за новый для него взгляд на А. Мицкевича и А. Товянского как родоначальников религиозного течения, приведшего, по мнению Толстого, — к «поглощению» христианством национального патриотизма. Но он осуждал любой патриотизм, не признавая особенностей. «Л. Н. Толстой, — вспоминал Здзеховский в 1909 г., — безусловно, осуждал всякий патриотизм, не признавая делаемого мною различия между грубым антихристианским, человеконенавистническим патриотизмом народов, стремящихся к... завоеваниям, и оборонительным патриотизмом народов, состоящим в защите родной веры, языка, преданий. Но вместе с тем Л. Н. так же беспощадно обличал и всякое насилие, которое совершается людьми над верою и языком других людей»39. Свое письмо о польском патриотизме как «христианском мировоззрении»40 и любви к отечеству и ответ Толстого (из которого были удалены цитаты Здзеховского «о насилиях, совершаемых... Р[усскими] властями») профессор включил в 1896 г. в предисловие книги «Религиозно-политические идеалы польского общества». Сообщая писателю о ее выходе, Здзеховский прислал письмо, полное откровений о себе, и эта откровенность расположила Толстого к его польскому корреспонденту.

После обмена первыми письмами и откровений Здзеховского состоялась их личная встреча. Она произошла в 1896 г., Толстой в этот год издал брошюрой свое письмо к Здзеховскому41, что дало польскому мыслителю надежду на взаимопонимание, больше того, он верил, что Толстому, более, чем всем другим, с кем он обсуждал проблему Польши, присуща такая, по его мнению, «чисто русская черта» как «всечеловечность»42. «Я хорошо помню тот момент в Ясной Поляне, когда впервые увидел Толстого, — вспоминал Здзеховский в 1914 г. — Когда этот человек с лицом крестьянина и в крестьянской одежде вошел в комнату, быстрым шагом направился ко мне и приветствовал меня с утонченной учтивостью, бросая в то же время проницательный, душевный взгляд, у меня сложилось впе-

37 См.: Толстой Л. Н. Христианство и патриотизм. Берлин, 1896. С. 7-8.

38 Здзеховский М. Голос из Польши. С. 65.

39 Там же. С. 66.

40 Урсин М. [Здзеховский М.] Религиозно-политические идеалы. С. 4.

41 См.: Толстой Л. Н. Письмо к поляку о патриотизме. Берлин, 1896.

42 Zdziechowski М. Реззушкш... 8. 64.

чатление, что передо мной не философ, не художник, а прежде всего господин, человек мира. <...> И этот союз крестьянина и хозяина в одном лице был живым образом души, творчества и философии человека, в котором пресыщение культурой вызвало мечту о возвращении к первоначальной простоте»43. В день приезда польского профессора в Ясную Поляну туда приехал и сын известного и интеллектуально близкого Здзеховскому польского гегельянца А. Цешковского. Перед Толстым, ознакомившимся с польским религиозным сознанием по книге Здзеховского, двумя поляками была развернута в подробностях система А. Цешковского. Здзеховский отметил, что она не впечатлила рационалиста Толстого: «Философская система Цешковского, построенная на диалектике Гегеля, была чужда критическому реализму Л. Н. Толстого, сосредоточившемуся на бичевании настоящего зла и сознательно избегающему праздных, с его точки зрения, мечтаний о будущем рае на земле»44. Встреча закончилось в тот же день, вечером польские гости покинули имение.

В июне 1899 г. в Кракове, в «Кружке ученых и литераторов», на празднике, посвященном столетней годовщине рождения А. С. Пушкина (состоявшемуся в ответ на чествование в С.-Петербурге А. Мицкевича), Здзеховский произнес речь о Толстом как о «неутомимом проповеднике справедливости»45 и глубоком истолкователе христианского идеала, могучем защитнике всех угнетенных без различия веры и народности. А 2 июня 1899 г. Здзеховский сообщил в письме Толстому, что это именно он решил придать празднованию памяти Пушкина толстовский характер; присутствовавшие подписали и послали Толстому приветственную телеграмму46. «В глубине совести мы все более или менее сознаем, — писал Здзеховский в письме 1899 г., — что наша жизнь дурна, что она в противоречии с исповедуемом нами христианским законом любви, что она требует обновления, и что. ваша неутомимая проповедь о необходимости этого обновления производит на нас освежающее и облагораживающее действие и, таким образом. приближает торжество христианского идеала. Благодаря страданиям и преследованиям, перенесенным и переносимым нами со стороны покоривших нас государств, мы стали особенно чутки к идеалу христианской правды в международных отношениях. Из недр нашего народа вышел Мицкевич, а он был не только великий поэт, но и великий человек в христианском смысле слова, т. е. человек, жаждавший всей душой осуществления Царства Божия в мире и стремившийся к этому по мере своих сил. <...> Проникновение идеями Мицкевича во многих отношениях то же самое, что и проникновение идеями Л. Н. Толстого.»47 Как видим, до 1900 г. Здзеховский воспринимал писателя как «глубокого истолкователя христианства»48 и принимал его учение.

43 Zdziechowski М. Ре88утггт... 8. 65—66.

44 Здзеховский М. Голос из Польши. С. 67.

45 См.: Там же. С. 69.

46 См.: Там же. С. 68-69.

47 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 91 т. / под общ. ред. В. Г. Черткова. М., 1928-1958. Т. 72: Письма 1899-1900 / ред. А. Е. Грузинский, М. А. Цявловский. М., 1933. С. 153-154.

48 Урсин М. [Здзеховский М.] Религиозно-политические идеалы. С. 3.

«Христианский анархист» или истолкователь христианского идеала?

Этот вопрос в начале ХХ в. определял отношение к Толстому Здзеховского. Уже в одном из первых писем он показал, что ему непонятно, как Толстой, обличая зло и безнравственность, совмещает это с верой «в торжество светлых сил в человеке»49, Здзеховский написал, что эта вера довела Толстого «до проповеди анархизма»50. В Толстом-мыслителе Здзеховскому импонировал продвигавшийся писателем моральный идеал христианства. Как признался Здзеховский, идеал христианства у него самого ассоциировался с «законом любви», который был «провозглашен» христиаинством51, а Толстой утверждал религиозный источник морали и воспринимал христианство как наиболее прогрессивную религию в истории человечества, но притом боролся с церковным христианством, видя в нем отражение не признававшегося Толстым божественного достоинства Христа. В 1900 г. в Кракове под псевдонимом вышла книга Здзеховского «Лев Толстой и его "Воскресение"», где польский «неокатолик» впервые употребил по отношению к Льву Николаевичу понятие «анархизм». Но в тот год это коснулось только отношения писателя к государству. Напоминая об основах христианского учения, Толстой, написал Здзеховский, резюмировал их в пяти заповедях, применяя которые «с присущей ему неумолимой, безошибочной точностью... к жизни, становится в абсолютную оппозицию к любому государственному порядку»52. (Здзеховский отмечал, что из заповеди «прости обидевших тебя» вытекает осуждение суда и последующих наказаний, в заповеди «возлюби врагов твоих есть осуждение войны и военное разочарование», так, считал он, рушатся сила и крепость государства, требующего от своих подданных присяги на верность.) Книга состояла из четырех глав («Анархизм Толстого», «Воскресение», «Толстой и польский мессианизм», «Толстой и Герцен»). Тексты трех первых глав почти без изменений вошли в сочинение «Пессимизм, романтизм и основания христианства». С сокращениями те же параграфы ранее были включены в книгу о славянском мессианизме53.

Сам Здзеховский, имея интеллектуальный и жизненный опыт взаимодействия с двумя формами власти — государственной в России и церковной в католической Европе, — выбрал для себя подчинение власти церковной (как он сам написал Толстому, «из двух зол надо выбирать меньшее, в данном случае — Церковь»54). В духовных сомнениях Здзеховского удерживала вера в католических святых55. И это были не акцентированные тогда Здзеховским различия между ним

49 Здзеховский М. Письмо Льву Толстому. С. 59.

50 Там же.

51 См.: Толстой Л. Н. Полн. собр. соч... С. 154—155.

52 Karowski W. [Здзеховский] Lew Tolstoj i jego "Zmartwychwstanie". Krakow, 1900. S. 3.

53 См.: Zdziechowski M. U opoki mesjanizmu. Nowe szkice z psychologii narodöw slowianskich. Krakow, 1912. Мнение о том, что книга является переизданием 1888 г., является ошибочным, так как в параграфах о Толстом находятся сноски на роман «Воскресение», впервые изданный в 1899 г., и другие книги (за 1900 г.). Неоднородность текста позволяет предположить, что в книге есть вставки из написанного Здзеховским в 1980-х гг.

54 Здзеховский М. Письмо Льву Толстому. С. 60.

55 См.: Там же.

и учителем. В 1901 г. мир облетела весть об отлучении Толстого от Православной Русской Церкви. В «Определении» Синода говорилось, что в своих сочинениях, распространенных его учениками по всему свету, Толстой «фанатично» проповедует ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности христианства, отвергает живого Бога и богочеловечество Христа, «глумится» над предметами веры и Евхаристией, чем «сознательно и намеренно отторг сам себя от всякого общения с Церковью православною»56. Лев Николаевич, утратив в 1880-х гг. доверие к Церкви, подверг резкой критике основные догматы православной веры — Боговоплощение, Воскресение из мертвых, все церковные таинства, сократил учение Христа до пяти заповедей нравственного плана и составил собственное «Четвероевангелие»57, о чем, несомненно, было известно его польскому ученику. Событие отлучения подтолкнуло Здзеховского к дальнейшим размышлениям над феноменом Толстого, который считал христианство единственной мировой религией, давшей миру мораль и проповедь любви к ближнему, и при этом отрывал христианство от Церкви, которая несколько сот лет сохраняла его. В такой позиции Толстого Здзеховский, очевидно, находил критицизм, который профессор встретил, изучая в эти годы модернизм в римо-католицизме.

В 1890—1905 гг. Здзеховский под руководством Ф. фон Хюгеля, «пестователя» всех, кто намеревался присоединиться к модернистам, изучал труды Дж. Г. Нью-мана, философов Л. Лабертоньера и М. Блонделя и сочинения модернистов. М. Блондель стремился доказать, что сама природа человека постулирует к сверхъестественному. Он анализировал действие ("L'Action"), показывая, что процесс осуществления действия нацелен на раскрытие его внутренней логики. Последняя напрямую связывает человека с Богом, показывая, что Бог имманентен человеку в каждое мгновение его жизни. Метод философа модернизма М. Блонделя показывал веру как субъективное действие. Л. Лабертоньер назвал «философию действия» М. Блонделя «моральным догматизмом», имея в виду акт перемещения им акцента с интеллектуализма католицизма на качественно иную, нравственную основу58. Познакомившийся с трудами Л. Лабертоньера Здзеховский встал в оппозицию строгой логике томистской мысли о Боге. В 1905 г. он выпустил книгу59, в которой, защищая либерализм в римо-католицизме, приветствовал свободу религиозного мышления. В "Pestis perniocissima", ставшей для него ступенью погружения в модернизм60, Здзеховский писал о невозможности для католического богословия отказаться от философского осмысления Божественного Бытия, но наряду с этим довольно эмоционально и не всегда убедительно защи-

56 Определение Святейшего Синода, от 20-22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной Греко-российской Церкви о графе Льве Толстом // Церковные ведомости. 1901. № 8. С. 45-47.

57 «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-1881).

58 О том же см.: Здзеховский М. Модернистское движение в Р.-К. Церкви // Московский еженедельник. 1908. № 2. 8 янв. С. 44.

59 См.: Zdziechowski M. "Pestis perniocissima". Rzecz o wspolczesnych kierunkach mysli katol-ickie. Warszawa, 1905.

60 М. Рогальский пишет, что первый сознательный шаг был сделан в статье Здзеховского «Католическая идея в польском обществе», мысли которой легли в основание «"Pestis perniocissima". Rzecz o wspolczesnych kierunkach mysli katolickie» (см.: Rogalski M. Op. cit. S. 56).

щал путь моральной апологии христианской веры. Личный поиск Толстого, руководствовавшегося одновременно и рациональным подходом к христианству, и нравственной природой христианских заповедей, в понимании Здзеховского был близок поиску римско-католических модернистов. А поскольку Здзехов-ский стремился в модернизм, отлученный от Церкви писатель в его глазах был оправдан, как, вероятно, и отлученные от Римско-Католической Церкви и «непонятые» ею модернисты.

Здзеховский прочел и ставшую «манифестом» римско-католического модернизма книгу экзегета А. Луази «Евангелие и Церковь» (1902), а затем поднимавшее проблему понимания сущности догмата исследование модерниста Э. Леруа «Догмат и критика» (1907). Критикуя интеллектуальное постижение догмата, Леруа утверждал нравственное и деятельное значение догмата для христианина. В статье, приготовленной в 1908 г. для международного толстовского сборника, Здзеховский написал: «Теория познания жизнью61 вошла в сущность католического движения, которое называют модернизмом. <...> Замечательно то, что последователи этого направления чувствуют большее влечение, больше интересуются Л. Н. Толстым, нежели личностью В. С. Соловьева и его философией, хотя в ней проводится идея воссоединения Церквей»62. Он пришел к выводу, что «учение» яснополянского мыслителя соприкасается с близким самому Здзеховскому моральным догматизмом в модернизме. В письме Толстому 1908 г. Здзеховский указал на «факт еще очень мало известный. но тем не менее глубоко радостный для всякого, кому дорого христианство, это влияние Вашего учения на движение среди католиков, направленное к углублению религиозного сознания и религиозной жизни в Р[имско-]К[атолической] Церкви. <...> Я этому движению живо сочувствую и принимаю в нем участие. <...> Один из лучших представителей этого движения, рассуждая о Блаж. Августине, дополнил его слова "ama et Гас quod vis"63, прибавляя к ним "ama et cogita, quod vis"64; в этом именно и заключается сущность т. н. католического модернизма, — и в этом он соприкасается с той проповедью любви65, которой Вы, дорогой учитель, посвятили неистощимые силы Вашего гения, озаряя живительным светом пасмурный и грустный горизонт нашей эпохи.»66

Нет точных сведений о том, как отнесся Толстой к тому67, что Здзеховский связал его имя с римско-католическим модернизмом. Здзеховский четыре раза заявил эту тему: в письме Толстому 1908 г.68 (сообщение отсылало писателя к

61 Курсив мой. — И. В.

62 Здзеховский М. Голос из Польши... С. 72.

63 Ama et quid vis fac (лат.) — люби и делай, что хочешь.

64 Ama et cogita, quod vis (лат.) — люби и думай, что хочешь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

65 Курсив мой. — И. В.

66 НИОР РГБ. Ф. 345. Шохор-Троцкий. К. 32. Ед. хр. 32. Здзеховский М. Э. Письмо к Толстому Л. Н. Машинописная копия. Л. 1.

67 Факт «может быть Вам лично даже неизвестный», — отмечал Здзеховский. НИОР РГБ. Ф. 345. К. С. Шохор-Троцкий. К. 32. Ед. хр. 32. Здзеховский М. Э. Письмо к Толстому Л. Н. Л. 1.

68 НИОР РГБ. Ф. 345. К. С. Шохор-Троцкий. К. 32. Ед. хр. 32. Здзеховский Мариан Эд-мундович. Письмо к Толстому Л. Н. Л. 1.

более полному раскрытию этой мысли в статье Здзеховского в юбилейном толстовском сборнике), в самой статье этого сборника («Голос из Польши»), в статье «Модернизм и толстоизм», опубликованной в том же 1908 г. в «Московском еженедельнике»69, и, наконец, после смерти Толстого, в сочинении «Пессимизм, романтизм и основы христианства».

По мнению Здзеховского, «разворот к нравственным основам веры» являлся особенностью его исторического времени, и потребность в нем назрела в католицизме, где «миросозерцание кардинала Ньюмана, давшее начало целому направлению. один из выдающихся его представителей во Франции, аббат Ла-бертоньер, справедливо назвал моральным догматизмом, противопоставляя его, таким образом, рациональному догматизму официальной философии Р[имско]-К[атолической] Церкви, т. е. схоластике»70.

Здзеховский придерживался мнения духовного лидера модернизма Дж. Тир-рела, что истина бесконечна и не исчерпывается церковной формулой, следовательно, каждый ищущий достоин уважения, и каждому ищущему Бог открывается по мере его сил и заслуг. «Этими словами, — писал Здзеховский, — можно выразить сущность душевного настроения представителей. морального догматизма. Это направление нашло сочувственный отклик даже вне пределов католического мира», «моральный догматизм называют также философией подвига. С учением Льва Толстого он имеет то сходство, что начинается не с вопроса: что есть истина, но: как жить, чтобы познать истину»11.

Таким образом, для Здзеховского тех лет, когда интерес к римско-католическому модернизму определял его мировоззрение, Толстой оставался истолкователем христианского идеала, а христианский анархизм воспринимался как личное дело писателя.

Гносеологический метод Толстого

Об упомянутой Здзеховским «теории познания жизнью» Л. Н. Толстого в 1880-х гг. писал русский философ Л. Е. Оболенский. В 1909 г., в международном толстовском сборнике Здзеховский упомянул Оболенского72, это наводит на мысль, что Здзеховский познакомился с тем, что писали о Толстом как о философе, в том числе со статьями Л. Е. Оболенского. Если проследить то, как развивается у Здзеховского осмысление феномена Толстого, то можно увидеть, что польский мыслитель ассоциативно следует за Оболенским. Случаен ли параллелизм их мысли? Все указывает на то, что русский философ дал ему в своих рассуждениях о философии Толстого путеводную мысль, позволившую верующему христианину Здзеховскому, признавая «христианский анархизм» Толстого, оставаться его почитателем. Наша статья не о следовании Здзеховского за Оболенским, но приходится признать, что формула метода Толстого («познание истины

69 Там же. См.: Здзеховский М. Модернизм и толстоизм // Московский еженедельник. 1908. № 47. 29 нояб. С. 26-38.

70 Здзеховский М. Б. Н. Чичерин как религиозный мыслитель // Московский еженедельник. 1907. № 3. С. 23.

71 Там же. С. 26. Курсив оригинала.

72 См.: Здзеховский М. Голос из Польши. С. 71.

жизнью»), по всей вероятности, заимствована Здзеховским у Л. Е. Оболенского, полемизировавшего с критиками73 Толстого как философа.

Книга Оболенского «Основные начала философии Льва Толстого» (1886) была написана на основе опубликованных им статей о Толстом. Оболенский описал построение писателем — в процессе изучения им И. Канта, А. Шопенгауэра, буддизма и христианства — своей философии веры. Де факто Здзехов-ский согласился с Л. Е. Оболенским в том, что феномен Толстого-мыслителя — в «строго определенной и весьма оригинальной теории познании, которая вводит, как один из методов, обучение самой жизнью»74. «Эта теория, — писал Оболенский, — представляет в духовном мире явление странное и столь оригинальное, что трудно найти ему имя, ибо это наука о бесконечности, которая является метафизикой, ибо Толстой, принципиально отвергая метафизику, как стремление познать разумом то, что не является законченным, сверхчувственным и, следовательно, сверхразумным, поощряет познание бесконечности опытом, жизнью, всем существом своим»75. Здзеховский написал, что эта «теория» — «религиозный императив Л. Н. Толстого»; его «можно обвинить в том же произволе, что и нравственный императив Канта, «но Толстой, представил сознание Бога и зависимость человека от Бога не как прямую аксиому, а как результат внутреннего опыта»76. Такой вывод соответствовал сопоставлению Здзеховским духовного поиска Толстого с имманентизмом М. Блонделя ("L'Action") и моральным догматизмом Л. Лабертоньера. «Толстовское учение о жизни как источнике познания родственно и предшествует современной ему философии действия Мориса Блонделя»77, — написал он позднее, в своем философском труде. «В точной формулировке главная заповедь его учения звучала бы так: "так как ты хочешь жить вечно. доверься инстинкту жизни. которая простирает твою деятельность и жизнь в бесконечность, связанную с вечностью Бога"»78. Можно утверждать, что Здзеховский видел в методе Толстого блонделевское соединение воли и действия (для жизни по Богу), воспринимая это как жизнь в Боге. Двигаясь далее, Здзеховский заметил: «Отождествляя этот всемогущий инстинкт жизни в человеке с поиском Бога, Толстой вступает на ту же почву, на которой стоит экспериментальное или мистическое богословие»79. И оно для Здзеховского «отличается от преобладающего в католической церкви схоластического богословия, проникнутого интеллектуализмом.»80

«Согласно [католической] теологии "откровения", — писал Здзеховский, — Бог есть постулат разума, действующий на основе закона причинности и поиска, тогда как Бог. постулат сердца и души. утешение стремлений к бесконечному вечному счастью. У мистиков и у Толстого. Бог есть постулат души, которая

73 А. М. Скабичевским, Л. З. Слонимским, Н. Г. Михайловским.

74 Цит. по: Zdziechowski M. Pessymizm... S. 98.

75 См.: Оболенский Л. Е. Л. Н. Толстой, его философские и нравственные идеи. Критический этюд. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1887. С. 103, 104.

76 Zdziechowski M. Pessymizm... S. 98.

77 Ibid. S. 110.

78 Ibid. S. 99.

79 Ibid.

80 Ibid.

живет и хочет жить, а потому постулат жизни, что есть прежде всего, ибо разум, как продукт жизни, может иметь только второстепенное значение.»81 В связи с этим Здзеховский в 1908 г. убежден, что «Толстой выступил предвестником того направления, которое все более и более заметно в современной ему католической мысли, есть реакция против схоластики, против интеллектуальной обработки самых глубоких проблем, выходящих за пределы явления... Это направление проистекало из убеждения, что нельзя придавать абсолютный характер выводам разума по той простой причине, что существует столько же систем, сколько существует способов объяснения мироздания, и все они, основанные на разуме, противоречат друг другу. Поэтому для оправдания и объяснения веры. становится необходимым. фактор нравственный. Но этот акцент на моральном элементе в религии был и началом, и концом соприкосновения Толстого и католического модернизма»82, — резюмировал Здзеховский.

Здзеховский в 1908 г. оставил в стороне утверждение Л. Е. Оболенского, что Л. Н. Толстой создал для себя свою «веру», далекую от истины христианства. Л. Н. Толстой, справедливо писал Л. Е. Оболенский (в главе «Мораль и социальные взгляды Толстого»), разум которого признал «Бесконечное» как неизбежную необходимость, основу жизни и саму жизнь, отказавшись от познания разумом, выбрал путь познания через жизнь, она и заняла у Толстого место норматива и идеала. Но, «создав мораль без положительного идеала. он чувствовал, что такая мораль невозможна, он взял вместо идеала реальный, конкретный факт, (жизнь крестьянина)»83, а критерием действительной жизни по Богу у Толстого остались его пять заповедей; так «мораль и критика Толстого потеряли половину своего морального значения»84.

Толстой создал учение без идеала, который был бы абсолютным критерием на пути к совершенству, для последователей Толстого место этого идеала заняло ненасилие.

У Здзеховского отношение к Толстому как писателю, занятому анализом «глубочайшего зла» в природе человека, и к моралисту, утверждавшему мораль на христианских заповедях, соединялось с признанием того, что перед ним человек величайшего ума, восстающий на Церковь и личного Бога («против сердца, призывавшего Бога и ощущавшего радость бытия в минуты веры, восставал ум, воспитанный безбожной философией девятнадцатого века.»85).

Проникаясь настроениями учителя, Здзеховский узнавал свои личные пути86, но, в отличие от Толстого, он имел опору в вере Бога и убеждение в «необходимой и неразрывной связи идеи Бога с идеей Церкви»87. В схожей ситуации был любимый ученик Л. Н. Толстого М. А. Новоселов: пройдя в 1880—1890 гг. школу толстовства и болея душой об отступлении писателя от Церкви, М. А.

81 Zdziechowski M. Pessymizm... S. 90.

82 Ibid. S. 99.

83 Оболенский Л. Е. Указ. соч. С. 144.

84 Там же. С. 146.

85 Zdziechowski M. Pessymizm... S. 94—95.

86 См.: Здзеховский М. Письмо Льву Толстому. С. 59.

87 НИОР РГБ. Ф. 345. К. С. Шохор-Троцкий. К. 32. Ед. хр. 32. Здзеховский М. Э. Письмо к Толстому Л. Н. Л. 1.

Новоселов предпочел разорвать связь с человеком, которого любил как учителя, написал ему об этом в письме и всем последующим изданием книг новоселов-ской «Религиозно-философской библиотеки» разъяснял духовную ошибку яснополянского мыслителя.

Л. Н. Толстой продолжительное время оставался для верующего христианина Здзеховского в ореоле учителя, потому что (а) в представлении Здзеховского его непротивление насилию делало его лучшим «истолкователем христианского идеала»; (б) для Здзеховского-модерниста он фактически пользовался методом имманентизма, руководствуясь своим внутренним опытом познания Бесконечного и (в) примером своего поиска Толстой утверждал гносеологический метод «познания жизнью». То есть в 1898—1910-х гг. в Здзеховском боролись за приоритет два представления о Толстом — как христианском анархисте и как лучшем истолкователе того идеала христианства, который был близок самому Здзехов-скому. Доверие христианству не позволяло ему принять анархизм учителя, а его убеждение модерниста в том, что католицизм может и должен быть успешно реформирован методом имманентизма и моральным догматизмом, приковало его мысль к тому, как неверующий писатель поддерживает в себе религиозную интенцию по отношению к смыслу жизни. В 1910-х гг. Ватикан предпринял меры к тому, чтобы остановить распространение модернизма среди католиков. Модернизм был заклеймен как ересь, для клириков Римско-Католической Церкви была введена антимодернистская присяга (1914). И Здзеховский более не интересовался модернизмом, а в своем философском сочинении «Пессимизм, романтизм и основы христианства» (1915), в одном из отступлений, показал «блестящего исследователя человеческой души» Толстого как христианского анархиста, который стремился исполнить заповедь любви88, но лишал христианство трансцендентальности и эсхатологической перспективы.

Список источников и литературы

Воронцова И. В. «Мы живем на повороте мировой истории...»: Вопросы христианского модернизма в переписке «неохристиан» и «неокатолика» М. Э. Здзеховского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 35-47.

Воронцова И. В. Статья «неокатолика» М. Э. Здзеховского «Модернистское движение в Р.-К. Церкви» как источник по римо-католическому модернизму: опыт критического анализа // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 140-153. Дианова В. М., Скочиньский Я. Г. Жизнь и мировоззрение Мариана Здзеховского // Вопросы философии. 2017. № 6. С. 82-91. Здзеховский М. Письмо Льву Толстому // Новая Польша. 2003. № 7-8. С. 58-61. «Между нами не может быть ни малейшего спора...»: Письма С. Н. Булгакова М. Э. Здзе-ховскому о необходимости церковного обновления 1905-1907 гг. / публ. и предисл. И. В. Воронцовой // Отечественные архивы. 2010. № 4. С. 101-111. Оболевич Т. Польские философы и Петербург: Фома Парчевский и другие // Соловьёв-

ские исследования. 2015. Вып. 2 (46). С. 130-158. Gawlik M. Marian Zdziechowski (1861-1938) wobec modernizmu katolickiego // Roczniki Teologiczne. 2007. T. LIII-LIV. № 7. S. 165-176.

88 См.: Zdziechowski М. Pessymizm... S. 99-108.

Persidok А. Michal Rogalski. Producenci margaryny? Marian Zdziechowski i polski modernizm katolicki, Universitas, Krak6w 2018 // Warszawskie Studia Tejlogiszne. 2018. T. XXXI. № 3. S. 186-193.

Pyda J. Marian Zdziechowski jako czytelnik tw6rczo£ci Zygmunta Krasiriskiego. O filozofi cznych

uwiklaniach dziej6w recepcji // Tekstualia. 2017. № 3 (50). S. 85-100. Rogalski M. Producenci Margapyny? Marian Zdziechowski i polski modernism katolicki. Krak6w, 2018.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 114. P. 66-82 DOI: 10.15382/sturII2023114.66-82

Irina Vorontsova, Candidate of Sciences in Theology, Candidate of Sciences in History, Senior Researcher, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia irinavoronc@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0272-6513

"Neo-Catholic" M. E. Zdziechowski and L. N. Tolstoy: A History of their Acquaintance and the Evolution of M. E. Zdziechowski's Attitude to the "Christian Anarchism" of L. N. Tolstoy

I. Vorontsova

Abstract: The Slavist and Slavophile M. E. Zdziechowski drew the attention of Russian scholars relatively recently and has not yet occupied his proper place in Russian research. The year 2023 marks the 85th anniversary of his death. Polish by birth, baptised into the Catholic faith, he remained a representative of the unified space of the Slavic world and was close to that part of the Polish and Russian intelligentsia, which at the beginning of the 20th century began to be called "religious", since they put the question of the need for religious consciousness at the centre of their worldview. At the end of the 19th century, Zdziechowski became an admirer of Leo Tolstoy's literary talent, and then became imbued with his teaching about the moral essence of Christianity. Having received the rank of professor, he moved to Austria-Hungary, where Zdziechowski continued epistolary communication with the Russian intelligentsia and with Tolstoy, whom he called his teacher. Zdziechowski kept a respectful attitude to Tolstoy through the years of his fascination with Roman Catholic modernism (1890—1914), which he found to be in contact with Tolstoy's moralism. The article, based on the material of letters and books (1890-1914) by Zdziechowski, analyses the attitude of the Polish "neo-Catholic" to Tolstoy as a thinker. Not accepting Tolstoy's "Christian anarchism", Zdziechowski did not condemn his retreat from the Church, placing the moral aspect of Tolstoy's search at the centre of his reasoning. The article concludes that the synchronous fascination of M. E. Zdziechowski with Tolstoy's work and the moral apology of Christianity in modernism played the main role in Zdziechowski's attitude to Tolstoy.

Keywords: Marian Zdziechowski, Leo Tolstoy, Roman Catholic modernism, Christian anarchism, moral apology, Poland.

References

Dianova V., Skochinskii J. (2017) "Zhizn' i mirovozzrenie Mariana Zdzekhovskogo". Voprosy filosofii, 2017, vol. 6, pp. 82—91 (in Russian).

Gawlik M. (2007) "Marian Zdziechowski (1861—1938) wobec modernizmu katolickiego". Roczniki Teologiczne, 2007, vols LIII—LIV, no. 7, pp. 165—176.

Obolevich T. (2015) "Pol'skie filosofy i Peterburg: Foma Parchevskii i drugie". Solov'iovskie issledovaniia, 2015, vol. 2 (46), pp. 130—158 (in Russian).

Persidok А. (2018) Rev. of: Rogalski M. Producenci margaryny? Marian Zdziechowski i polski modernizm katolicki. Kraköw. 2018. Warszawskie Studia Tejlogiszne, 2018, vol. XXXI, no. 3, pp. 186-193.

Pyda J. (2017) "Marian Zdziechowski jako czytelnik twörczo&i Zygmunta Krasiriskiego. O filo-zofi cznych uwiklaniach dziejöw recepcji". Tekstualia, 2017, vol. 3 (50), pp. 85-100.

Rogalski M. (2018) Producenci Margapyny? Marian Zdziechowski i polski modernism katolicki. Kraköw.

Vorontsova I. (ed.) (2010) ""Mezhdu nami ne mozhet byt' ni malejshego spora...": Pis'ma S. N. Bulgakova M. E. Zdzekhovskomu o neobkhodimosti tserkovnogo obnovleniia. 1905-1907 gg.". Otechestvennye arkhivy, 2010, vol. 4, pp. 101-111 (in Russian).

Vorontsova I. (2011) ""My zhivem na povorote mirovoi istorii...": Voprosy khristianskogo mo-dernizma v perepiske "neokhristian" i "neokatolika" M. E. Zdzekhovskogo". Vestnik Pravo-slavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2011, vol. 2, pp. 35-47 (in Russian).

Vorontsova I. (2017) "Stat'ia "neokatolika" M. E. Zdzekhovskogo "Modernistskoe dvizhenie v R.-K. Tserkvi" kak istochnik po rimo-katolicheskomu modernizmu: opyt kriticheskogo analiza". Voprosy filosofii, 2017, vol. 2, pp. 140-153 (in Russian).

Zdziechowski М. (2003) "Pis'mo L'vu Tolstomu". Novaia Pol'sha, 2003, vol. 7-8, pp. 58-61 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 19.01.2023

The article was submitted 19.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.