Научная статья на тему 'Необходимость создания логистической инфраструктуры для грибоводческой отрасли АПК России'

Необходимость создания логистической инфраструктуры для грибоводческой отрасли АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость создания логистической инфраструктуры для грибоводческой отрасли АПК России»

(£) 2003 г. В.А. Осовцев

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ГРИБОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ АПКРОССИИ

По данным Межрегиональной ассоциации грибоводов России (МАГ), сейчас мировое производство культивированных грибов составляет более 6 млн т. Среди стран-производителей выделяются Китай, США, Нидерланды, Франция, Великобритания, Италия, Испания. В эту семерку буквально ворвалась Польша, вырастившая, по самым скромным подсчетам, в 2001 г. 120 тыс. т съедобных грибов, основную часть которых составляют шампиньоны (рис. 1). Как видно из рис. 1, по сравнению с ними Россия отстает на порядок и больше.

Рис. 1. Структура производства грибов по основным странам в 2001 г.

И все же при ничтожно малой доле России в мировом производстве грибной продукции за последние 8 лет производство в ней культивируемых грибов увеличилось почти в 4 раза (табл. 1) [1] и являлось наиболее динамичным по сравнению производством других сельскохозяйственных продуктов питания (табл. 2) [2].

Таблица 1

Динамика выращивания съедобных грибов в России____________

Год Шампиньоны Вешенки Всего

Объем производства, т Доля в общем объеме, % Объем производства, т Доля в общем объеме, % Объем производства, т Общий прирост объема, т Темпы годового прироста, %

1994 2483 96 100 4 2583 - -

1995 3179 94 200 6 3379 796 31

1996 4450 94 300 6 4750 1371 41

1997 5500 92 450 8 5950 1200 25

1998 6034 89 751 11 6785 835 14

1999 6420 84 1213 16 7633 848 12

2000 6792 85 1240 15 8032 399 5

2001 7300 81 1800 19 9100 1068 13

2002 8300 78 2400 22 10700 1600 18

Таблица 2

Динамика валового производства культивируемых грибов, зерна, мяса и _________________овощей за 1990,1994,1997-2001 гг., тыс. т_________________

Культура Год Прирост, 0 о

1990 1994 1997 1998 1999 2000 2001 2002 1990 1994 1997

Культиви- руемые грибы 0.817 2.583 5.950 6.785 7.633 8.032 9.100 10.7 1210 314 71

Зерно 120980 83562 88600 47800 58000 65400 85000 102000 -16 22 15

Мясо 15637 11772 7908 7535 6864 7166 7311 7399 -53 -37 -6

Овощи открытого и закрытого грунта 10328 9621 11130 10544 12551 12782 13970 14600 41 52 31

Приведенные здесь впечатляющие экономические показатели развития отечественного грибоводства отражают и другую сторону проблемы: доля культивируемых грибов в валовом производстве сельскохозяйственной продукции остается крайне незначительной, чтобы о грибной отрасли можно было уже сейчас говорить, как о влиятельном секторе экономики АПК России. В частности, доля грибов составляет всего 0,07 % от производства овощей; 0,14 - от массы мяса и 0,01 % - от валового сбора зерна.

Отечественный грибной бизнес по количественным и качественным показателям при существующем порядке вещей в ближайшем будущем не сможет приблизиться к странам-лидерам грибоводства. Во-первых, отмеченные выше темпы роста производства грибов связаны с весьма низкой «базой», по мере повышения которой уже проявляется тенденция к их выравниванию с темпами роста классических продуктов питания (рис. 2).

■Культивируемые грибы —-а---Зерно —•—Мясо - £г Овощи открытого и закрытого грунта

Рис. 2. Выравнивание ежегодного прироста производства грибов по отношению к другой сельскохозяйственной продукции, %

Во-вторых, постоянно и значительно растут цены на энергоносители, технологическое оборудование, сырье, аренду помещений, что на фоне низкой покупательной способности основной части населения страны совсем не стимулирует частных инвесторов. В-третьих, усиливается конкурентное давление зарубежных производителей грибной продукции, подрывающее и без того слабую финансовую базу грибной отрасли. Так, только в 2001 г. прирост импорта свежих грибов составил 44 % (табл. 3) [1].

Таблица 3

Динамика импорта свежих грибов в Россию за 2000-2001 гг.

Экспортеры свежих грибов, т 2000 2001 Абсолютный прирост, т % прироста к 2000 г.

Польша 3000 4500 1500 50

Г олландия 1000 1200 200 17

Остальные страны 100 200 100 100

Всего 4100 5900 1800 44

Кроме того, у российского грибного хозяйства обнаруживается еще множество проблем так называемого второго уровня. Сейчас более 75 % общего производства грибов сосредоточено в Московском регионе и Приволжье (табл. 4), где расположены 6 крупных шампиньонных комплексов, работающих по относительно современной голландской технологии. Эти гиганты, обладая еще с советских времен высоким технологическим уровнем производства, хорошей финансовой базой, первыми начали фасовать грибы и «раскручивать» свои торговые марки, налаживать надежные снабженческие и распределительные каналы, поэтому их продукция стала доминировать на центральных оптовых рынках и прилавках супермаркетов, закрывая дорогу «малышам».

Таблица 4

Структура производства культивируемых грибов по регионам России в 2001 г., т

Регионы Производство Доля в общем объеме, %

Московская обл. 3570 39,2

Приволжье 3315 36,4

Северо-Запад 940 10,3

Юг 550 6,1

Центрально-Черноземный р-н 460 5,1

Урал 145 1,6

Сибирь 110 1,2

Дальний Восток 10 0,1

Всего 9100 100

Крупные комплексы культивируют основную массу российских грибов при достаточно устойчивых финансово-экономических показателях своей работы и сейчас. В частности, в 2001 г. объем выращивания шампиньонов только в 5 из более чем 60 хозяйств составлял 85,7 % от общего производства в стране. На фоне такой высокой концентрации производители вешенки заметно отстают, но и здесь наметилась аналогичная тенденция: только за 2001 г. 8 хозяйств из более чем 300 увеличили свою долю рынка с 28,1 до 41,5 % (табл. 5) [1].

Таблица 5

Концентрация производства российских грибов по отдельным предприятиям (2000-2001 гг.)

№ Шампиньоны Вешенка

Предпри- ятие 2000 2001 Предпри- ятие 2000 2001

т % т % т % т %

1 Агарикуе 1173 17,3 1528 20,9 Московский 28 2,3 206 11,4

2 Новоселки 1522 22,4 1525 20,9 Сатурн 159 12,8 143 7,9

3 Весенний 1175 17,3 1200 16,4 Пауэр-Плюс 63 5,1 88 5,0

4 Московский 964 14,2 1073 14,7 Иванченково 90 7,3 77 4,4

5 Лето 1122 16,5 935 12,8 Век - - 60 3,3

6 Талан 231 3,4 252 3,5 Лидер 8 0,6 60 3,3

7 Агропромгаз - - 249 3,4 Джотто - - 60 3,3

8 ВТК 211 3,1 167 2,3 Майский - - 53 2,9

Остальные 394 5,8 371 5Д Остальные 892 71,9 1053 58,5

ВСЕГО 6792 100 7300 100 ВСЕГО 1240 100 1800 100

Хотя процесс укрупнения грибоводческих хозяйств свидетельствует об объективной возможности повышения уровня их организации и технической оснащенности, обольщаться рано, так как «гиганты советской поры» почти исчерпали свой ресурс (на некоторых из них изношенность основных фондов превышает 70 %), а новые комплексы почти не строятся: за последнее десятилетие полностью введены в строй всего два не очень крупных шампиньонных комплекса промышленного типа («Агропромгаз» и «Талан») и еще один («Ледово») только вводится в эксплуатацию. При такой тенденции, особенно в условиях роста влияния глобального рынка и предстоящего вступления России в ВТО, стабильное экономическое положение большинства грибоводческих хозяйств советской постройки может серьезно пошатнуться, а их доля в общем валовом сборе сельскохозяйственной продукции останется на ничтожно низком уровне.

На фоне крупных хозяйств средние и мелкие «грибники» демонстрируют большую гибкость, внимательность к конъюнктуре рынка и способность к обновлению, но им чаще всего приходится заниматься кустарщиной, органи-

зовывать производство грибов на скудные собственные средства в заброшенных подвалах, фермах с помощью несовершенного оборудования и доморощенных технологий. Не имея достаточных возможностей к продвижению своего товара даже на близлежащем рынке, они порой за бесценок вынуждены продавать его потребителям, а покупать сырье, энергию и расходные материалы, наоборот, по завышенным ценам, тем самым еще больше подрывая свою и без того слабую инвестиционную базу. В этом плане, например, наибольшие экономические потери несут сейчас производители свежей вешенки, закупающие товарный субстрат по предельно высокой цене (около 6 тыс. р. за тонну на 01.11.02) при весьма ограниченной ценовой планке на свежие грибы данного вида (при 20%-м выходе грибов валовая выручка составляет всего 7,5 - 9 тыс. р.). В свою очередь производители товарного субстрата повышение цен на свою продукцию обосновывают повышением цен на энергоносители, первичное сырье, транспортировку и т.д.

В таких условиях успешная стабильная работа некоторых средних и мелких грибных предприятий скорее является исключением из общих правил, согласно которым в рыночной среде мало кому из участников грибного процесса, если каждый будет по-прежнему «тянуть одеяло на себя» удастся долго продержаться на плаву. Один из наиболее известных предпринимателей канадского грибного бизнеса Лен Быковски, анализируя более чем 70-летний период деятельности своей фирмы "Moneys Mushroom", как бы советует нам не совершать сделанных когда-то своими предшественниками ошибок, когда говорит что «ошибочно стремление организовать бизнес, ориентируясь на интересы производителя вместо интересов и потребностей покупателей....замкнутая, сфокусированная на самой себе индустрия грибов может

оказаться в тяжелой ситуации как по объему производства, так и по доле на рынке.... в интересах развития всей индустрии грибоводы должны работать вместе и что, совместно продавая свои грибы, они смогут получить за них более высокую цену» [3].

Сложившаяся на данный момент ситуация в отечественном грибоводстве очень напоминает ту, которую прошли грибоводы более развитых стран. По-прежнему большая часть участников грибного процесса заботится о сокращении издержек снабжения, производства и сбыта только в рамках своей "епархии" и лишь малая часть понимает, что ориентация только на внутреннюю деятельность малоперспективна, так как она объективно ведет к непроизводительным расходам по приобретению и содержанию складского, транспортного и технологического оборудования, производственных помещений, научных лабораторий, систем сбора и обработки информации, закрывает выход к внедрению эффективных технологий.

Не в лучшей ситуации находятся и сторонники интеграционных процессов в грибоводстве. Их рефлексивное стремление к созданию партнерских отношений с поставщиками, способными при разумных ценах предоставить

качественные услуги в таких межрегиональных операциях, как заготовка, консолидация, хранение и экспедирование сырья (солома, лузга подсолнечника, костра и т.п.), физическое распределение грибной продукции, транспортировка, чаще всего наталкивается на пустоту. Грибоводческая отрасль России пока не имеет инфраструктуры, способной взять на себя даже часть закупочных, распределительных, финансовых, кадровых, научноорганизационных и информационных функций, удовлетворяющих современным запросам грибоводов и конечных потребителей их продукции. Такую инфраструктуру только предстоит создать.

По нашему мнению, опираясь на опыт зарубежных грибоводов и собственные изыскания, пора заканчивать с периодом самоизоляции. Всем участникам цепочки грибного бизнеса необходимо принимать срочные меры, направленные на увеличение емкости российского рынка грибной продукции, расширение ее ассортимента, общее повышение качества продукции и производительности труда. Думается, что назрела объективная необходимость интеграции производственных, финансовых, информационных, трудовых и других ресурсов всего российского грибоводства, а также организация логистической поддержки подразделений грибного бизнеса, размещаемых как на освоенных, так и неосвоенных грибоводами территориях.

Литература

1. Хренов А.В. Грибной рынок России 2001 // Школа грибоводства. 2002. № 1. С. 16-17.

2. Трегубое В.А. Состояние и прогноз развития животноводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. № 5. С. 47 - 49.

3. Хренов А.В. Российское грибоводство вступает в новую эру // Школа грибоводства. 2001. №5. С. 4-5.

4. Быковски Л. Выращивание грибов в Канаде: взгляд изнутри на то, что делает грибы Money's Mushrooms изу-ммм-ительными // Школа грибоводства. 2000. № 4 (4). С. 20-24.

Ростовский государственный строительный университет 6 февраля 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.