Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141).
Экономика. Вып. 19. С. 129-133.
В. Х. Цуканов, Н. С. Касьяненко
необходимость создания и функции службы эконмической безопасности предприятия
Рассматриваются два взаимосвязанных вопроса. Во-первых, обосновывается необходимость и целесообразность создания на предприятиях службы экономической безопасности. Во-вторых, излагаются основные цели, задачи и функции этой службы. Подчеркивается, что речь должна идти о таких достаточно новых функциях, как аналитическая, разведывательная, контрразведывательная и т. п. Особое внимание уделено вопросам ограничения доступа к информации, которая может составлять элементы коммерческой, технологической и т. п. тайны.
Ключевые слова: экономическая безопасность, служба безопасности, угрозы.
Переход российской экономики к рыночным условиям и методам хозяйственной деятельности помимо очевидных преимуществ повлек за собой целый ряд негативных моментов. Это недобросовестная конкуренция, угроза рейдер-ских атак, другие угрозы и риски хозяйствующим субъектам.
В этих условиях у предприятий возникает необходимость формировать систему противодействия перечисленным и другим негативным факторам. Решением этого вопроса должны заниматься не дилетанты, а профессионалы, знающие суть проблемы, умеющие своевременно оценивать обстановку и принимать правильное решение. Отчасти решением проблемы обеспечения безопасности, в том числе экономической, занимаются специалисты служб безопасности. Однако их функции в этой части необходимо серьезно пересмотреть и дополнить. Создаваемые службы должны заниматься и корпоративной разведкой, и аналитической работой, и созданием системы информационной защиты, и даже дезинформацией захватчиков и конкурентов.
Служба безопасности на предприятии — подразделение, специально создаваемое для защиты его законных прав и интересов от действий криминальной конкуренции, ликвидации угроз со стороны организаций и физических лиц. Она функционирует в соответствии с Законом Российской Федерации № 2487-1 от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [4. С. 175].
Главная цель службы безопасности предприятия заключается в обеспечении благоприятных условий работы бизнеса в конкурентной среде через выполнение определенных функций. К наиболее значимым из них следует отнести: прогнозирование, выявление, предупреждение, ослабление опасностей и угроз; моделирование
сценариев развития угроз и кризисов, идентификацию факторов, влияющих на их приближение; определение момента, места и вероятности наступления кризиса; разработку и реализацию превентивных мер и концентрации необходимых сил и средств, в том числе для ликвидации последствий нанесенного ущерба; обеспечение защищенности деятельности компании и ее персонала; сохранение ее имущества. Обеспечение безопасности компании должно осуществляться на основе действующего законодательства и не противоречить ему.
Добиться поставленной цели можно на основе решения целого комплекса задач, в частности [2.
С. 249-250]:
— обеспечение безопасности производственноторговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;
— организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической защите коммерческой тайны;
— организация и ведение специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;
— предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;
— выявление и локализация возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;
— обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания;
— обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения производственной деятельности;
— обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов;
— оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.
Необходимым условием является сотрудничество службы безопасности предприятия с органами регионального и местного управления.
Для организации комплексного использования сил и средств рекомендуется разработать Положение по обеспечению безопасности предприятия. Оно утверждается на уровне руководителя или коллегиального органа управления (Совета директоров) и отвечает на вопросы: «От кого будем защищаться?», «Как будем обеспечивать безопасность?». Положение по безопасности позволяет вести целенаправленную системную работу при установленном уровне финансирования, четко определить функциональные обязанности сотрудников службы безопасности, значительно упростить контроль со стороны руководителя предприятия за их деятельностью.
В уставе службы безопасности отражаются права ее работников: осуществление охранных, сыскных, аналитических, разведывательных и других функций в интересах предприятия-учредителя; привлечение его персонала для решения задач безопасности; получение от всех подразделений предприятия необходимой информации; создание информационных систем; получение от работников объяснений по вопросам безопасности; контроля деятельности всех других подразделений предприятия в пределах своей компетенции; проверка деятельности службы безопасности филиалов; обращение с предложениями к руководству предприятия о поощрении и наказании его работников в связи с обеспечением безопасности бизнеса; информирование персонала по вопросам защиты бизнеса.
Служба безопасности может включать самые различные отделы, группы, подразделения. К наиболее значимым из них следует отнести следующие: отделы охраны, режима, по работе с кадрами, специального документооборота с грифом секретности, инженерно-технической защиты, разведки и контрразведки (детективная группа), информационно-аналитической деятельности, оперативного реагирования, кризисную группу. Для выработки предложений и выполнения консультативно-рекомендательных
функций на предприятии может создаваться совет по безопасности.
Для обеспечения сохранности информации на предприятиях рекомендуется устанавливать режим коммерческой тайны. Главное — правильно определить перечень информации, в отношении которой следует применять данный режим, а также цели, для которых он вводится.
Под коммерческой тайной, в соответствии с российским законодательством, понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1].
Назовем признаки, присущие информации, относящейся к коммерческой тайне: информация не является общеизвестной; она полезна для бизнеса; владение данной информацией предоставляет преимущества над конкурентами, которые ею не располагают; информация прямо относится к какой-либо области деятельности предприятия; это специфический товар, имеющий стоимость; информация является объектом разумных усилий по ее защите, при этом она совсем не обязательно должна находиться в распоряжении единственного собственника. Наличие этих признаков следует рассматривать как необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы соответствующую информацию считать коммерческой тайной. Необходимы еще как минимум два условия.
Во-первых, режим коммерческой тайны должен перекрывать доступ к информации от всех потенциальных источников ее разглашения: сотрудников (в том числе бывших); контрагентов, госорганов.
Во-вторых, режим коммерческой тайны должен быть введен предприятием корректно, то есть с соблюдением всех законодательных норм и формальностей, в том числе этического плана, в отношении сотрудников, контрагентов. В противном случае введение такого режима может быть оспорено или саботировано заинтересованными лицами. Опираться при этом необходимо на положения Федерального закона «О коммерческой тайне».
Процедура установления режима коммерческой тайны — это кропотливая, многоплановая и дорогостоящая работа, доступная далеко не всем предприятиям. Необходимо учитывать
особенности малого, среднего и крупного бизнеса, которые и определяют необходимость, объем и возможности введения режима коммерческой тайны.
В малом бизнесе значительную роль играет личностный фактор, динамичность развития и скорость принятия решений. Установление жесткого режима коммерческой тайны ограничит скорость обмена информацией, затруднит управление и в конечном итоге приведет к утрате преимуществ в конкурентной борьбе. Однако особо важную информацию всё-таки следует относить к коммерческой тайне, при этом ее перечень должен быть сведен к минимуму.
Средний бизнес характеризуется большим количеством сотрудников и предполагает несколько уровней управления, наличие документооборота и регламентированность производственных и иных процессов. Здесь элементы коммерческой тайны должны быть четко определены и систематизированы.
Для предприятий крупного бизнеса целесообразность установления режима коммерческой тайны очевидна. Однако установление такого режима не должно создавать затруднения для производства.
Таким образом, отнесение информации к коммерческой тайне может предотвратить несанкционированный доступ к ней, а значит, использование ее в целях «развала» или «захвата» предприятия.
Немаловажным элементом в деятельности службы безопасности должна стать деловая разведка — сбор и анализ легальной информации о конкурентах в интересах совершенствования и развития деятельности предприятия на рынке товаров и услуг. Это легальное занятие вполне вписывается в понятие добросовестной конкуренции. Цель деловой разведки состоит в том, чтобы обеспечить безопасность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определить его сильные и слабые стороны.
Основными задачами деловой (корпоративной) разведки являются: обеспечение стратегических решений и действий корпорации; раннее обнаружение возможных изменений (направлений, тем) в деятельности конкурентов; накопление сведений об основных участниках конкретного сектора рынка и их возможностях [5. С. 8].
Деловая разведка использует легитимные методы и этим отличается от промышленного шпионажа, который предполагает получение
информации, в том числе с помощью спецаген-тов и технических средств, несанкционированные проникновения на предприятия и в служебные помещения, анализ полученной информации и ее использование для воздействия на деятельность конкурентов.
Помимо деловой разведки, служба безопасности должна вести и контрразведывательную деятельность для противодействия промышленному шпионажу и обеспечению различных аспектов безопасности предприятия. В круг задач данной деятельности входят: разработка рекомендаций по повышению экономической безопасности; совершенствование методов борьбы с экономическим шпионажем; пресечение мошеннических действий со стороны сотрудников; пресечение преступлений против отдельных групп сотрудников (или всех сотрудников) на их рабочих местах; оказание содействия правоохранительным, судебным и контрольно-надзорным органам в документировании противоправных действий лиц, совершающих уголовные преступления и административные проступки.
Как и любое направление деятельности, обеспечение безопасности требует управления со стороны руководства предприятия и специально назначенного сотрудника — начальника службы безопасности. При подборе руководителя службы безопасности предприятия должен учитываться как его профессионализм, так и лояльность, ведь в силу выполняемых функций этому человеку будет известно не просто всё о компании, а все проблемные позиции в ее работе, весь негатив, а порой и очень многое о частной жизни руководителей.
Еще один аспект поиска кандидата на должность руководителя службы безопасности заключается в четком понимании им целей данного подразделения, расстановке приоритетов в работе создаваемой службы [3]. При этом необходимо исходить из перечня этих приоритетов. Если стоит задача по нейтрализации воздействия силовиков, то необходимо привлечь выходца с руководящих должностей из этих структур с соответствующими связями. Если остро стоит проблема противодействия криминалу, то необходим сотрудник, имеющий опыт борьбы с криминальными структурами. Если необходимо устранить угрозы со стороны конкурентов, бороться с мошенничеством персонала, то незаменим опытный аналитик информации об экономике предприятий. Поскольку один специалист
не в состоянии квалифицированно владеть всеми направлениями этой работы, рекомендуется дифференцировать работу службы безопасности. В составе службы должно быть несколько подразделений по направлениям деятельности. Такой подход повысит эффективность службы безопасности, позволит наилучшим образом организовать ее работу и значительно увеличит жизнеспособность предприятия.
В обеспечении безопасности компании должны принимать участие не только штатные сотрудники и специальные службы, но и практически все работники предприятия. Необходимо создать такие условия для работы, чтобы имидж организации для каждого сотрудника был приоритетной позицией. Реализация такого подхода экономически значительно выгоднее, чем устранение нанесенного ущерба. Формирование соответствующей трудовой атмосферы подразумевает проведение грамотной кадровой и технологической политики, которая базируется на двух принципах. Первый принцип — «каждый должен выполнять ту работу, которая у него получается лучше всего» — основан на том, что человек, довольный своей работой и тем, как она у него получается, будет ею дорожить и тем самым принесет предприятию больше пользы, чем в том случае, когда выполняемая работа будет восприниматься им как неинтересное дело. Второй принцип — «технологический процесс должен быть равномерным и непрерывным» — учитывает тот факт, что большинство махинаций и хищений совершается во время авралов или спадов производства. Это связано с тем, что в такие периоды ослабевает контроль, документы о совершившихся операциях оформляются в спешке и некачественно. Во время спадов появляется возможность списать в отходы или брак излишки материалов, а иногда и готовую продукцию.
На предприятии должен формироваться фирменный кодекс чести — это внутренние традиции и порядок. Он должен быть изложен в виде документа и подписан всеми сотрудниками, но подписание документа — еще не конечная цель. Успех кодекса зависит от его понимания всеми работниками. Многое зависит от личного примера руководителей: если они будут четко следовать указанным в кодексе порядкам, то и все сотрудники постепенно будут вынуждены следовать их примеру. Кроме того, большую роль играет чувство гордости за свое
предприятие: человек вряд ли решится рисковать своей работой ради единовременной возможности незаконного приобретения средств за счет фирмы. Процесс формирования кодекса чести достаточно долгий и требует высокой ответственности и большого терпения, в первую очередь, от руководства предприятия.
На основе представленных рекомендаций предприятие, пересмотрев и дополнив функции службы безопасности в части обеспечения экономической безопасности, сможет оперативнее и эффективнее противодействовать угрозам безопасности, а также снизить издержки, связанные с нейтрализацией последствий негативного воздействия деструктивных факторов.
Практикой уже неоднократно доказано, что стоимость превентивной защиты ниже затрат по разработке и реализации оперативных мер противодействия угрозам. В частности, дополнительный экономический эффект предприятие может получить за счет:
— пресечения хищений и последующей перепродажи материалов, сырья, готовых изделий, опытных образцов, а также технической документации и иных материалов, содержащих коммерческую тайну;
— своевременного введения положения о неразглашении коммерческой тайны, лишая тем самым конкурента возможности воспользоваться разработками и ноу-хау предприятия и выпускать аналогичный продукт;
— пресечения несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, затрудняя рейдерам сбор необходимых им сведений для реализации задачи недружественного поглощения, что снизит вероятность потерь не только активов, зданий, земельных участков, ноу-хау и т. п., но и самого бизнеса. Пресечение рейдерского захвата сэкономит затраты на оплату услуг юристов, частных детективов и т. п.;
— воспитания корпоративного духа в организации, которое значительно сузит возможности доступа к конфиденциальной информации и облегчит деятельность службы безопасности;
— снижения риска физического разрушения зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств (экономия на ремонте, восстановлении и приобретении или строительстве);
— снижения риска угроз безопасности руководству и персоналу организации (экономия на лечении, оплате больничных листов, санаторно-
курортном лечении, оперативно-розыскных мероприятиях и т. п.);
— квалифицированной работы руководителя службы безопасности, которая минимизирует ошибочные действия службы безопасности при реализации как превентивных, так и оперативно-тактических мер противодействия угрозам и опасностям.
Таким образом, служба безопасности на предприятии — это не излишество, а реальная необходимость. Своевременно созданная в производственной структуре служба безопасности, а также четко поставленные перед ней задачи по обеспечению экономической безопасности позволят руководству хозяйствующего субъекта не только обеспечить соблюдение пропускного режима и физическую охрану организации, но и вести корпоративную разведку, проводить аналитическую работу, совершенствовать систему информационной защиты и даже дезинформировать потенциальных захватчиков и конкурентов. А элементы, силы, средства службы безопасности должны быть достаточными, чтобы обеспечить экономическую, экологическую, научно-
техническую, кадровую, пожарную и другие виды безопасности.
Список литературы
1. О коммерческой тайне : Федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ [по сост. на 24 июля 2007 г.] [Электронный ресурс] // Система Г арант-Максимум с регион. законодательством : версия от 26.01.2008.
2. Ващекин, Н. П. Безопасность предпринимательской деятельности : учеб. пособие / Н. П. Ващекин. М. : Экономика, 2002. 334 с.
3. Нежданов, И. Как подобрать руководителя службы безопасности [Электронный ресурс] // Безопасность. Киев. [офиц. сайт], [раздел] Безопасность бизнеса. Режим доступа: http://kiev-security.org.ua/box/11/122.shtml
4. Одинцов, А. А. Экономическая и информационная безопасность предприятия : учеб. пособие для вузов / А. А. Одинцов. М. : Акад., 2006. 336 с.
5. Ярочкин, В. И. Корпоративная разведка / В. И. Ярочкин, Я. В. Бузанова. М. : Ось-89, 2004. 228 с.