Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ОТДЕЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ОТДЕЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / АРКТИКА / ОХРАНА / МОРСКАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЗАКОНОПРОЕКТ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрябина Алина Константиновна

В настоящее время до сих пор актуальным остаётся интерес к Арктике, в частности, к Северному морскому пути как её неотъемлемой составляющей. Северный морской путь является основой развития транспортной системы Арктики, главной судоходной магистралью Российской Федерации в Арктическом регионе. Стратегическое и немаловажное значение имеет его комплексное и системное развитие. В данной статье отражена общая характеристика Северного морского пути, подробно проанализированы внесённые изменения в нормативные акты в части регулирования Северного морского пути и необходимости его охраны, а также рассмотрен отклонённый проект закона о Северном морском пути и причина его непринятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO ADOPT A SEPARATE FEDERAL LAW ON THE NORTHERN SEA ROUTE

Currently, interest in the Arctic, in particular, in the Northern Sea Route as an integral part of it, is still relevant. The Northern Sea Route is the basis for the development of the Arctic transport system, the main shipping route of the Russian Federation in the Arctic region. Its complex and systematic development is of strategic and important importance. This article reflects the general characteristics of the Northern Sea Route, analyzes in detail the changes made to the regulations regarding the regulation of the Northern Sea Route and the need for its protection, and also considers the rejected draft law on the Northern Sea Route and the reason for its rejection.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ОТДЕЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ»

Скрябина Алина Константиновна Мурманский арктический государственный университет

Кафедра юриспруденции Россия, Мурманск skryabina394@gmail .com Skryabina Alina Konstantinovna Murmansk Arctic State University, Department of Jurisprudence Russia, Murmansk

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТИЯ ОТДЕЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ Аннотация: в настоящее время до сих пор актуальным остаётся интерес к Арктике, в частности, к Северному морскому пути как её неотъемлемой составляющей. Северный морской путь является основой развития транспортной системы Арктики, главной судоходной магистралью Российской Федерации в Арктическом регионе. Стратегическое и немаловажное значение имеет его комплексное и системное развитие. В данной статье отражена общая характеристика Северного морского пути, подробно проанализированы внесённые изменения в нормативные акты в части регулирования Северного морского пути и необходимости его охраны, а также рассмотрен отклонённый проект закона о Северном морском пути и причина его непринятия. Ключевые слова: Северный морской путь, Арктика, охрана, морская среда, национальный интерес, законопроект, окружающая среда.

THE NEED TO ADOPT A SEPARATE FEDERAL LAW ON THE

NORTHERN SEA ROUTE

УДК 349.6

Annotation: currently, interest in the Arctic, in particular, in the Northern Sea Route as an integral part of it, is still relevant. The Northern Sea Route is the basis for the development of the Arctic transport system, the main shipping route of the Russian Federation in the Arctic region. Its complex and systematic development is of strategic and important importance. This article reflects the general characteristics of the Northern Sea Route, analyzes in detail the changes made to the regulations regarding the regulation of the Northern Sea Route and the need for its protection, and also considers the rejected draft law on the Northern Sea Route and the reason for its rejection.

Key words: Northern Sea Route, Arctic, protection, marine environment, national interest, bill, environment.

Северный морской путь (далее - Севморпуть, СМП) является важнейшей транспортной артерией (магистралью), соединяющей Северную Европу и Сибирь с Азией. Проблема его охраны остаётся по-прежнему актуальной. Ввиду того факта, что Севморпуть относится к одному из основных национальных интересов Российской Федерации в Арктике [6], необходим федеральный закон, который будет регулировать данную транспортную систему. В целях уточнения отметим, что Арктика - это северная полярная область земного шара, охватывающая весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга. В этой зоне расположены восемь стран: Россия, США (Аляска), Канада, Дания (включая Гренландию), Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия [13, с. 1].

В действующем законодательстве нет единого нормативного акта, регулирующего охрану такой важнейшей магистрали в Арктике, как Северный морской путь. Однако предпринимались неоднократные попытки разработать и принять отдельный документ о СМП, которые по большей части не приводили к конечному результату.

Следует добавить, что как раз таки именно в другие федеральные законы вносились лишь изменения, касающиеся Севморпути. И этих изменений было гораздо больше, чем готовых проектов единого закона о СМП. Например, в июле 2012 года в Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) введена отдельная ст. 5.1 [4], которая теперь регламентирует плавание в акватории Северного морского пути. Нередко данная статья редактировалась. К примеру, п. 6 в ст. 5.1 настоящего Федерального закона введён в апреле 2021 года.

К тому же, взяв во внимание Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" [5], в нём так же добавлена отдельная ст. 14 в июле 2012 г., которая имеет аналогичное название как в КТМ РФ [4], только содержит сжатую информацию в виде определения Севморпути. СМП здесь характеризуется как исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ.

Приведённые статьи были введены Федеральным законом от 28.07.2012 N 132-ФЗ [2], которым вносятся определённые изменения в нормативные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Севморпути [12, с. 149].

В свою очередь, другой документ [1] ввёл положение о том, что Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет организацию плавания судов в акватории Северного морского пути.

Позже в декабре 2018 года в Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ добавлена новая ст. 7.1 [3], перечисляющая полномочия и функции Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в области государственного управления развитием и функционированием Северного морского пути, инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Севморпути.

Помимо федеральных законов, содержащих некоторые положения о Севморпути, отдельные подзаконные акты подтверждают первые. Например,

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1487 перечисляет правила плавания в акватории Северного морского пути [8]. К тому же, имеется и Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 N 2101-р [10], включающее в себя характеристику Федерального проекта "Северный морской путь" до 2024 года. Кроме того, Правительством Российской Федерации недавно утверждён План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года [9].

Однако, чтобы обеспечить усиленную правовую охрану Северного морского пути, недостаточно внесения изменений в действующие законодательные акты. Необходим именно отдельный нормативный акт на федеральном уровне. В 2012-2013 годах законодатель уже пытался предложить некоторые такие проекты.

В 2012 году одним из депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ А. В. Митрофановым был внесён Проект Федерального закона N 81250-6 «О государственном регулировании охраны и содержания Северного морского пути» [14]. Однако 18 июня этого же года данный проект был снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ.

Анализ этого проекта ФЗ (далее - ФЗ) позволяет уточнить, что он содержит 26 статей. Тем самым видно, что данный законопроект был тщательно и подробно проработан. В соответствии с рассматриваемым ФЗ, Северный морской путь является единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.

Согласно пояснительной записке к данному проекту ФЗ [15], окончательное определение статуса СМП и дальнейшее освоение богатств и ресурсов Арктики приведут к возрождению СМП как важнейшего транзитного маршрута. Иными словами, предполагается в будущем интенсивное воздействие на арктические экосистемы, которые и без того очень хрупкие и наиболее подвержены влиянию на них, ввиду низких температур Арктики,

трудностями реабилитации природы и возмещения причиненного ей ущерба [11, с. 189].

Законопроект предлагает урегулировать такие вопросы, как закрепление границ СМП; регулирование плавания морских судов и иностранных морских судов по трассам Севморпути; установление требований, предъявляемых к таким судам; а также выдача разрешений на плавание морских судов по трассам СМП. К тому же предлагается определить особенности экономических отношений при плавании морских судов по трассам СМП и ответственность за нарушение настоящего ФЗ.

Немаловажно подчеркнуть, что несколько статей Проекта ФЗ (ст. ст. 3, 15) учитывают окружающую среду при плавании морских судов по трассам СМП и её защиту. В ст. 15 прямо указано, что «сброс отходов и других загрязняющих веществ либо захоронение отходов и материалов при проходе морских судов по трассам СМП запрещается».

Согласно Проекту, морское судно, которое следует по трассе СМП, подлежит осмотру на предмет угрозы загрязнения морской среды или арктического побережья РФ. Таким образом, делается акцент на необходимости охраны морской составляющей Арктики.

Однако отрицательной стороной данного законопроекта является возможность значительного воздействия на природные компоненты Арктики. Поэтому одним из принципов охранительных мер СМП должна быть минимизация экологических рисков, связанных с негативным влиянием на морскую и окружающую среду Арктической зоны в целом. В случае законодательного закрепления такого направления в данном проекте ФЗ, последующее введение проекта в действие будет эффективно для Арктики и Российской Федерации.

После отклонения рассматриваемого проекта ФЗ в июле 2012 года, отдельным Федеральным законом [2], принятым в этом же году, были внесены изменения в действующий Кодекс торгового мореплавания РФ, в который было

добавлено положение о плавании в акватории СМП. То есть всё-таки некоторые положения этого проекта были воплощены в реальность.

Попытки разработать единый нормативный документ, устанавливающий правовые основы Северного морского пути, принимались не раз. Проект рассматриваемого ФЗ был отклонён на основании предложения Комитета Государственной Думы по транспорту в соответствии с положением Регламента ГД РФ (ч. 2 ст. 110) о том [7], что «если в Госдуму после принятия или одобрения законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Госдумой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы» (по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении) [16].

На основании вышесказанного считаем необходимым данный проект ФЗ пересмотреть и актуализировать на основе современных тенденций развития СМП в Арктике, и в последующем снова внести этот проект на рассмотрение в законодательство.

Северный морской путь должен найти законодательное закрепление, которое впоследствии будет отражать непосредственное право Российской Федерации на управление СМП в одностороннем порядке.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 27.12.2018 № 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 295, 29.12.2018.

2. Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» // «Российская газета», N 172, 30.07.2012.

3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // «Российская газета», N 272, 05.12.2007.

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // «Российская газета», N 85-86, 01-05.05.1999.

5. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // «Российская газета», N 148-149, 06.08.1998.

6. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // «Собрание законодательства РФ». 2020. N 10. Ст. 1317.

7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-11 ГД (ред. от

15.12.2020) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 1998. N 7. Ст. 801.

8. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» // «Собрание законодательства РФ». 2020. N 39. Ст. 6064.

9. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2019 № 3120-р (ред. от

29.04.2021) «Об утверждении Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» // «Собрание законодательства РФ». 2020. N 1 (часть II). Ст. 112.

10. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101 -р (ред. от 20.02.2021) «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» // «Собрание законодательства РФ». 2018. N 42 (часть II). Ст. 6480.

11. Боголюбов, С. А. Право и спасение природы российской Арктики / С. А. Боголюбов, И. О. Краснова // Актуальные проблемы российского права. -2018. - № 6(91). - С. 178-190.

12. Гаврилов, В. В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации / В. В. Гаврилов // Журнал российского права. - 2015. - № 2(218). -С. 147-157.

13. Корняков К.А. Арктика в моем сердце. М.: Сказочная дорога, 2017. 120 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.Htmir.me/br/?b=596619&p=1

14. О государственном регулировании охраны и содержания Северного морского пути. Проект Федерального закона № 81250-6 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс».

15. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О государственном регулировании охраны и содержания Северного морского пути» // СПС «Консультант-Плюс».

16. Выписка из протокола заседания Совета ГД ФС РФ «О проекте Федерального закона N 81250-6 "О государственном регулировании охраны и содержания Северного морского пути"» 8 июня 2012 г., N 35 // СПС «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.