Вестник магистратуры. 2019. № 12-1 (99)
ISSN 2223-4047
УДК 347
Л.А. Хачанова
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СПОРАХ О ПРАВЕ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА (УСЫНОВЛЕНИЕ)
В статье будут рассмотрены вопросы о спорах на право воспитания ребенка, а именно случаях любых видов разногласий родителей между собой, а также при усыновлении и отмене усыновления ребенка. Будет рассмотрена неизбежность использования психологических знаний в виде применения их в качестве судебной экспертизы.
Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, исследование, психология, ребенок, родители, усыновление, интересы ребенка, права, воспитание.
Судебно-психологическая экспертиза - это система специальных знаний, на которых базируется исследование по средствам использования экспертом приемов и методов, для получения необходимой информации важной для судебного процесса. Далее эксперт-психолог дает свое заключение по проведенному исследованию и в случае его принятия судом, оно признается в качестве доказательства по делу. [1]
В спорах, связанных с детьми, судебно-психологическая экспертиза крайне необходима, так как работа специалиста - психолога подразумевает под собой не только получение необходимой для судебного процесса информации, но и психологическую поддержку как несовершеннолетнего, так и его родителей.
Цель и задача эксперта - психолога заключается в том, чтобы ребенок не оказался жертвой родительских споров, таким образом, проводятся исследования в отношении как самого ребенка, так и его ближайшего окружения (прямые биологические родители, братья, сестры, прародители (бабушки и дедушки), в случае, если ребенок посещает любые образовательные учреждения в область исследования эксперта будут входить беседы с воспитателями, учителями, преподавателями и по необходимости с одно-группниками (одноклассниками) ребёнка. Данный обширный метод получения информации поспособствует наиболее качественным и четким ответам на вопросы, поставленные судом перед экспертом. Тем самым благодаря такой обширной работе эксперта - психолога интересы ребенка становятся приоритетными в разрешении спора о его воспитании. Для того, чтобы понять в каких случаях возникают данные споры, обратимся к действующему законодательству, а именно к Семейному кодексу РФ (далее СК РФ). Вопрос о праве на воспитании детей возникает в случае расторжения брака между родителями (ст.24 СК РФ), в случае лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), в случае восстановлении родительских прав (ст.72 СК РФ), в случаях раздельного проживания родителей вне зависимости зарегистрирован их брак или нет (ст. 65 СК РФ), в случаях когда ребенка возвращают родителям по их требованию от лиц, у которых ребенок находился на незаконном основании или в связи с судебным решением (ст. 68 СК РФ), в случаях когда родители не сумели сами определить место жительства ребенка (ч.2.п.2.ст.66 СК РФ), а также в случаях если имеются препятствия общения родителя и ребенка со стороны прародителей, или других родственников (ст. 67 СК РФ). К отдельной категории споров отнесем споры о праве на воспитании ребенка в случаях усыновления (ст. 125 СК РФ) и об отмене усыновления (ст.ст.140,141 СК РФ). Все эти категории дел преследуют одну единую цель - это защита прав и интересов ребёнка в родительских спорах. [2]
Суд при рассмотрении данного вида дел также отталкивается от принципа «не навреди». Таким образом, можно говорить о том, что приоритетная задача проведения судебно-психологической экспертизы и в целом судебного процесса заключается в том, чтобы предопределить будущее ребенка, которое соответствовало бы его интересам. При этом стоить отметить, что под интересами ребенка понимается не только его субъективное мнение и желание (может учитываться при достижении десятилетнего возраста), но и окружающая обстановка будущей атмосферы, в которой ребенок будет прибывать. Одной из ключевых особенностей применения данной экспертизы на сегодняшний день является то, что ошибки в результатах её проведения неуместны и непростительны, так как могут подвергнуть не просто психику ребенка, но и его жизнь в опасность.
Проблемой таких процессов является то, что без применения судебно-психологической экспертизы весьма сложно вынести верное решение. Эти споры завязаны на том, чтобы отомстить супругу, надавить на «живое» в попытках сохранить брак, манипуляции материального аспекта по средствам алиментных обязательств и многое другое. Каждая сторона убеждена, что именно она не сможет без ребёнка, сильнее
© Хачанова Л.А., 2019.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 12-1 (99)
любит, больше для него сделает и т.п. И только судебно-психологическая экспертиза может дать действительно достоверный ответ.[3] Если же рассматривать случаи лишения или восстановления родительских прав вне зависимости от состояния брака родителей, то здесь следует сказать, что необходимость применения судебно-психологической экспертизы направлена на выяснение насколько родитель готов поменяться ради ребенка, изменить свои жилищные условия, насколько они созависмы с ребенком.
В случае лишения родительских прав устанавливается насколько ребенок готов к разлуке с родителем, хотел бы он этого, является ли для него нормой любые отклонения, связанные с его родителями и еще несколько десятков пунктов, тестов и анализов пройдут члены семьи, в которой данный вопрос возник.
Не стоит забывать и про роль органов опеки и попечительства, именно они на первоначальном этапе начинают психологическую работу с семьей, где возможны проблемы с лишением с родительских прав. [4] Психологи данной организации проводят беседы и личные встречи с семьей, если это не оказывает должного влияния, то в действие подключается суд.
В случаях восстановления родительских прав экспертом - психологом учитывается новый образ жизни родителя, его поведение, а также отношение к ребенку, данный вопрос изучается так же тщательно, как и в случаях о лишении родительских прав. Органы опеки и попечительства, эксперт и суд обязаны убедиться в том, что ребенку будет лучше с родителем и это не подвергнет его опасности или не нарушит его права, также по данным делам учитывается мнение ребенка и только на основании такого мнения в восстановлении родительских прав могут отказать.
Что же касается судебно-психологической экспертизы по делам об усыновлении, то данный вид дел рассматривается с участием органов опеки и попечительства, а также прокурора. Так от первых необходимо получить заключение об обоснованности усыновления, соответствия интересам ребенка, а также будут указаны сведения об успешном личном общении усыновителей с ребенком. Помимо контроля за будущими материальными условиями проживания ребенка, условиями его жизни и методов воспитания в будущей семье, так же будет учитываться психологическая составляющая как ребенка, так и будущих усыновителей, так как это необходимая важная составляющая будущей счастливой семьи.
В случаях отмены усыновления, судом будут учитываться факты имело ли место в новой семье злоупотребление родительскими правами, уклонения от выполнения родительских функций, неприемлемое обращение в отношении ребенка (избиение, унижение и т.п.), имелось ли место социальным отклонениям (алкоголизм, наркомания) и любые другие основания, нарушающие интересы ребенка, возможно у ребенка выявились скрытые особенности, которые привели к ухудшению взаимоотношений усыновителя и ребенка, здесь нужна более тщательная работа органов ООП и судебно-психолога. В данных случаях при установлении хотя бы одного из вышеперечисленных фактов, мнение ребёнка при отмене усыновления не требуется. В случаях, когда вышеперечисленные факты в отношении ребенка установить по средствам свидетельских показаний и других показаний невозможно, то применяется судебно-психологиче-ская экспертиза для более детального выяснения информации.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, несомненно можно прийти к выводу о том, что судебно-психологическая экспертиза необходима в спорах о праве на воспитание ребёнка по любым категориям данного вида дел, так как истинные мотивы возможно выяснить только при помощи серьёзных методов исследования и тщательной работы эксперта-психолога как с ребенком, так и с его родителями (усыновителями), прародителями и ближайшим окружении с целью защиты его интересов.
Библиографический список
1. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. М.: Генезис, 2010. - 352 с.
2. Батова О.С. Проблемы классификаций судебных споров, связанных воспитанием детей // Журнал Российского права, 2005.
3. Горькова И.А. Проблемные поля судебно-психологической экспертизы о праве на воспитание детей // Журнал Прикладная юридическая психология, 2017.
4. Богданова Е.Е. Процессуальное положение органов опеки и попечительства при рассмотрении споров о воспитании детей // Журнал Lex Russica, 2019.
ХА ЧАНОВА ЛАРИСА АРМЕНОВНА - магистрант, Ростовский государственный университет правосудия (филиал в г. Ростов-на-Дону), Россия.