Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НПО, СПО, ВПО ПО СОВМЕСТНО-ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ СКФО'

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НПО, СПО, ВПО ПО СОВМЕСТНО-ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ СКФО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юров Алексей Иванович, Самойленко Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НПО, СПО, ВПО ПО СОВМЕСТНО-ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ СКФО»

Вестник АПК „ ^ „

Проблемы аграрного образования -; № 1(17), 2015 " " " "

УДК 536.7:377.5

Юров А. И., Самойленко В. В. Yurov A. I., Samoilenko V. V.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ НПО, СПО, ВПО ПО СОВМЕСТНО-ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ СКФО

THE NECESSITY OF TRAINING SPECIALISTS NGOS, SPO, VPO ON TOGETHER -THE INTEGRATED SOFTWARE FOR NCFD

Анализ подготовки специалистов в области электроэнергетики, показал, что направления образования «энергосбережение», «повышение энергетической эффективности», «монтаж, эксплуатация и ремонт устройств альтернативной энергетики», монтаж и ремонт устройств, обеспечивающих энергосбережение и способствующих повышению энергетической эффективности эксплуатируемого электро - и теплооборудования на рынке образовательных услуг практически отсутствуют.

Ключевые слова: образование, высшее образование, скфо, учебные программы.

Analysis of training in the field of power industry, has shown that the direction of formation of «energy saving», «energy efficiency», «Installation, maintenance and repair of equipment of alternative energy», installation and repair of devices, providing energy efficiency and promoting energy efficiency operated electro - and heat equipment in the education market is practically absent.

Key words: education, higher education, North-Caucasus Federal District, training programs.

Юров Алексей Иванович -

кандидат технических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет Тел: +79283130689 E-mail: vvs_stv@mail.ru

Yurov Alexey Ivanovich -

Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor Stavropol State Agrarian University Tel: +79283130689 E-mail: vvs_stv@mail.ru

Самойленко Владимир Валерьевич -

кандидат технических наук, доцент кафедры автоматики, электроники и метрологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел: +79283130689 E-mail: vvs_stv@mail.ru

Samoylenko Vladimir Valer^evich -

Ph.D. in Technical Sciences, Associate Professor of automation, electronics and metrology Stavropol State Agrarian University Tel: +79283130689 E-mail: vvs_stv@mail.ru

Одним из наиболее значимых приоритетных направлений развития энергетики в настоящее время является «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности потребителей электро - и теплоресурсов». Данные направления имеют как экономические грани (сэкономить финансовые ресурсы потребителей), так и экологические (сберечь природные ресурсы, сохранить, или даже улучшить состояние экологии региона и планеты) [1].

Анализ подготовки специалистов в области электроэнергетики, показал, что направления образования «энергосбережение», «повышение энергетической эффективности», «монтаж, эксплуатация и ремонт устройств альтернативной энергетики», монтаж и ремонт устройств, обес-печивающих энергосбережение и способствующих повышению энергети-ческой эффективности эксплуатируемого электро - и тепло-оборудования на рынке образовательных услуг практически отсутствуют.

Обсуждение и определение порядка действий по решению данного вопроса следует на-

чать с подготовки специалистов профильных профессий с НПО (начальное профессиональное образование), СПО (среднее профессиональное образование) и далее ВПО (высшее профессиональное образование). Модернизация ФГОС НПО, СПО и ВПО ФГАУ ФИРО, ФГОС, «Раскрытию основ компетентностного подхода к подготовке кадров в области сбережения энерго - и природоресурсов региона».[1]

В ходе работы над проектом Межрегиональным отраслевым ресурсным центром «Интеграл» были разработаны и предложены к сетевому использованию несколько программ для подготовки специалистов по направлению энергосбережение и альтернативная энергетика. В Государственной программе энергосбережения и повыше-ния энергетической эффективности на период до 2020 года, в Федераль-ном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффек-тивности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-сийской Федерации» обозначено, что все направления экономики должны учесть директивные подходы к энергосбережению. Любой

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

естник АПК

Ставрополья

специалист в ходе своей профессиональной деятельности и в процессе своей собствен-ной жизнедеятельности участвует в потреблении энергетических ресур-сов планеты! Энергосбережение - это проблема и общечеловеческая, и общепрофессиональная!

Для специалистов укрупнённой группы 140000 Энергетика, энер-гетическое машиностроение и электротехника просто необходимы программы, которые дали бы возможность выпускаемым специалистам знания, умения и практический опыт по проектированию, производству, монтажу и эксплуатации устройств для энергосбережения и использова-ния возобновляемых источников энергии.

Возможно, что в этом гораздо более могут быть заинтересованными сами потребители тепло - и электроресурсов, либо производители упомянутых устройств и то, возможно, только наиболее обеспеченная часть наи-более осведомлённых из них в этой области. Таковыми являются немецкие компании, экспортирующие оборудование и технологии на россий-ский рынок. Они сталкиваются с нехваткой кадров, которые могли бы внедрять эти самые технологии. Конечно, в России есть высококвалифи-цированные кадры, однако иногда их знаний не хватает, поэтому для производителей из Германии важно обучать людей. В 2012 году в России стартовала новая немецкая кампания, цель которой - экспорт дуальной системы профессионального образования. В Германии есть много средних и малых предприятий с инновационными идеями. Они в свою очередь готовы не только рассматривать Россию как рынок сбыта, но и инвестиро-вать в развитие человеческих ресурсов. Фирмам из Германии для вне-дрения их технологий на российском рынке нужны готовые кадры. Эта кампания направлена на устранение сложившегося дефицита кадров. Речь идет о таких сферах, как возобновляемые источники энергии, энергоэф-фективное строительство, металлообработка, технологии обработки по-верхностей. Экспорт немецких стандартов образования - одна из целей данного проекта. А дальше - привлечение передовых российских ученых к исследовательской работе в Германии, поиск компаний с инновационным потенциалом и развитие новых форм сотрудничества.

Действительно, научить как минимум монтажу, имеющихся на рынке солнечных коллекторов или тепловых насосов (позволяющих значительно сэкономить на получении тепловой энергии от солнца или из воздуха и сэкономить при этом электрическую энергию) возможно только на практике, имея в наличии не дешёвые комплектующие для таких систем. Для этого их покупка должна кем-то финансироваться?! Это дово-льно значительные затраты! Кому под силу такие капиталовложения в учебный процесс?

На межрегиональном Форуме «Энергоэффективные технологии в современном учреждении и организации на Северном Кавказе», проходившем в г. Нальчик, выступавший Матиас Ламмерт, руководитель проектов института образовательного менеджмента из Германии, в своём докладе «Опыт Германии в

сфере повышения энергетической эффективности и развития энергоэффективных технологий» ознакомил участников с учебным центром, оснащенным различным оборудованием для обучения специалистов монтажу устройств альтернативной энергетики. Он рассказал об опыте создания на безвозмездной основе аналогичного цента в г. Новочеркасске, на базе Ростовского электротехнического колледжа. Там была установлена действующая «солнечная крыша», которая позволяет обучать в колледже специалистов по монтажу и техобслуживанию устройств получения тепловой и электрической энергии от солнца! Солнце в рамках человеческой жизни является бесконечным, неиссякаемым источником энергии, его необходимо использовать! Солнечная энергия не несёт такого вреда планете, как углеводородные топлива и не стоит так дорого! [1] При создании солнечных систем электрообеспечения и подборе комплектующих с учетом новых технологий для уменьшения мощности системы необходимо обратить внимание на использование и применение фотодиодных светильников с дополнительными устройствами по регулировке мощности и датчиками движения. За счет эффективных энерготехнологий с использованием альтернативной и солнечной энергетики в западных странах в цену готовых изделий и продукции включено стоимости энергоносителей только 20-25 % , а в России - 40-45 % и в сельхозпродукции до 60 %. Поэтому стоимость импортной сельхозпродукции часто бы-вает ниже чем отечественной. Вывод напрашивается сам собой о необходимости более четкой энергоаудиторской деятельности и более интенсивного выполнения рекомендаций по выполнению мероприятий по улучшению энергоэффективности предприятий их руководителями, а это связано с мышлением, образованностью и образованием соответствующих специалистов по энергообеспечению и энергоэффективности предприятий. Можно сделать второй вывод о подготовке специалистов нового поколения современными взглядами и подходами в своей профессиональной деятельности. Со стороны образовательных учреждений разработка учебных программ ПМ с соответствующими ОПК и ППК в области НПО, СПО и ВПО.

Чтобы потребители узнали о способах энергоэффективности работы предприятий, оборудования, как не навредить экологии региона нужно до-нести до них эту информацию и научить как делать т.е. создать мотива-цию для их деятельности и определить порядок действий. Для этого Государство финансирует обучение потребителей по специальным программ-мам, так Министерство образования и науки РФ продолжает сейчас работу по созданию центров по обучению различных специалистов и в частности - «Руководитель отдела органа управления образованием по программам»:

1. Методы энергетических обследований, паспортизация зданий и разработка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

в

естник АПК

Ставрополья

: № 1(17), 2015

Проблемы аграрного образования

225

2. Проведение энергетических обследований с целью повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

3. Разработка программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

4. Экономика и управление энергосбережением.

5. Нормативно-правовые и санитарно-гигиенические, технико-экономические основы реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

6. Методические рекомендации по выбору, установке и эксплуатации оборудования и технологии повышения энергоэффективности.

7. Естественнонаучные, мировоззренческие основы и методическое обеспечение преподавания энергосбережения в общеобразовательных учреждениях.

8. Управление развитием энергосбережения в учреждениях Министерства образования и науки.

9. Возобновляемые источники энергии.

10. Основы энергосбережения.

11. Подготовка энергоаудиторов и энергоменеджеров.

В ближайшем будущем Министерством образования РФ планируется отбор 54 учебных заведений для проведения перечисленных курсов повышения квалификации. Я думаю, у нас есть потенциал для участия в этом

проекте и опыт работы в этом направлении. Надеюсь, мы будем работать и с потребителями, и с производителями в направлении перспективном для достижения цели важной и благородной. Разработка и формирование образовательных программ ПМ при подготовке и обучению специалистов нового поколения для обслуживания санаторно-курортного и туристско-рекреационных кластеров Северного Кавказа по специальности НПО, СПО в соответствии с ФГОС по специальностям 140448 - «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 140446.03 - «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», 140409 -«Электроснабжение (по отраслям), 140407 -«Электрические станции, сети и системы», 140408 - «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем». При разработке программ профессиональных модулей по «Основам энергосбережения и энергетических измерений при подборе изучаемого материала необходимо обратить внимание на формирование следующих общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК), связанных с правовыми, социально-экономическими, организационно-техническими, эко и природоохранными сферами жизнедеятельности человека и общества. Для решения такой сложной и комплексной задачи необходимо использовать следующие инструменты энергосбережения и энергоэффективности.

Литература:

1. Создание блочных мобильных и стационарных энергетических модулей для систем горячего водоснабжения, отопления и электрообеспечения (ГВСО и Э) с использованием солнечной и альтернативной энергии в автономном режиме /

A. И. Юров, А. Г. Фиапшев, В. Н. Булгарин, Е. В. Соцкова // Энергоэффективные технологии в современном учреждении и организации на Северном Кавказе. Возобновляемая энергетика в альпийской зоне : материалы Междунар. форума (г. Нальчик, сентябрь 2013 г.) / КБГУ. Нальчик, 2013.

2. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. И. Трухачев, С. И. Тарасова, С. В. Окрут, О. А. Чередниченко, Е. В. Долгих. Ставрополь, 2011. 68 с.

3. Волосова Е. В., Безгина Ю. А. Внедрение инновационных технологий в современный процесс обучения // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 25, № 3. С. 66-69.

4. Минаев И. Г, Ушкур Д. Г., Самойленко В.

B. Компоненты автоматизации ОВЕН в учебном процессе Ставропольского Университета // Автоматизация и производство. 2009. № 1 (34). С. 36-37.

References:

1. Create a block of mobile and stationary power units for hot water, heating and electrical supply (GVSO and E) using solar and alternative energy in stand-alone mode / AI Yurov, AG Fiapshev, V. Bulgarin, EV Sotskova // energy efficient technologies in modern institutions and organizations in the North Caucasus. Renewable energy in the alpine zone: Proceedings Intern. Forum (Nalchik, September 2013) / KBSU. Nalchik, 2013.

2. Point-rating system for assessing students' progress to implement multi-level educational programs in the competence approach VPO / VI Trukhachev, SI Tarasova SV Okrut, OA Cherednichenko, EV long. Stavropol, 2011. 68 p.

3. Volosov EV, Bezgina YA Introduction of innovative technologies in the modern learning process // The collection of scientific works Sworld. 2013. V. 25, № 3. C. 66-69.

4. Minaev IG, Ushkur DG, Samoilenko VV Automation components in the learning process OWEN Stavropol University // Automation and production. 2009. № 1 (34). S. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.