УДК 336.027
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ЗАИМСТВОВАНИЯ К ИННОВАЦИЯМ: КАЛУЖСКИЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В.К. Крутиков, Ю.В. Зайцев
Рассмотрен вопрос формирования инновационной системы региона, определена роль иностранных инвестиций в развитии экономики Калужской области при переходе от инерционного к инновационному пути развития региона.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инвестиционный климат, региональная инновационная система, иностранные инвестиции.
В 2003 году, по интегральному инвестиционному потенциалу, являющемуся главным показателем инвестиционного климата, Калужская область в рейтинге регионов России занимала 40-е место, что ниже уровня 1995 года (33-е место). По инвестиционному потенциалу в 2003 году Калужская область находилась лишь на 10-м месте среди 18 регионов ЦФО. В течение 2000-2003 годов наблюдался ежегодный, крайне медленный рост интегрального инвестиционного рейтинга области, но объем иностранных инвестиций быстро снижался. На этом фоне наблюдался низкий уровень среднедушевых доходов населения области. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2003 году составляла 33,2 %, что в 1,5 раза превышало показатель в среднем по России (22,5%). [3, 6, 8]
Для преодоления сложившейся кризисной ситуации в регионе разработана «Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года». В рамках разработки стратегии был проведен комплекс исследований, который позволил определить структурные приоритеты инновационного и инвестиционного развития области.
Базовыми элементами построения инновационной системы региона определены следующие составляющие: законодательное обеспечение инвестиционной деятельности, развитии инновационной инфраструктуры, насыщении сферы инноваций высококвалифицированными кадрами.
Региональная инновационная система рассматривалась как развернутая взаимосвязанная картина, объективно отражающая осуществление перехода региона от инерционного к инновационному пути развития, с учетом капиталовложений иностранных инвестиций. Подобная схема управления происходящими процессами обеспечивает поддержание инновационной активности и исключает несовершенство и неэффективность отдельных звеньев системы. Используя рычаги управления, руководители регионального и муниципальных уровней влияют на значения измеримых параметров, что, в конечном итоге, способствует социально-экономическому развитию Калужской области, улучшая общие условия производственной деятельности, развития бизнеса, делая
территорию привлекательной для проживания и временного пребывания. [7, 14, 15]
По мнению руководства страны, важным катализатором роста экономики в настоящее время являются иностранные инвестиции. В.В. Путин дал следующую оценку ситуации: «Мы понимаем, что России нужны прямые частные иностранные инвестиции, причём не просто капитал, а, так называемые, умные инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых, высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Однако и конкуренция за капиталы в мире растёт - мы это тоже видим и понимаем. Потому Правительство России стремится создать действительно открытую и привлекательную инвестиционную среду - с максимально либеральными нормами регулирования, с адекватными налогами, высоким качеством работы государственного аппарата».
Общая потребность страны в иностранных инвестициях, на ближайшие годы по официальным источникам, составляет 200-300 млрд. долларов. Правительство РФ рассчитывает в ближайшее время поднять уровень иностранных инвестиций в экономику России до 70 млрд. долларов в год. [11, 12]
При организации деятельности следует учитывать мнения ученых, сформулированные по проблемам привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, а также региональную практику.
Р.И. Нигматулин, разрабатывая стратегию модернизации экономики России, сформулировал три ее фундаментальных принципа: всестороннее сбалансирование экономики; справедливое распределение доходов в обществе; опережающее повышение покупательского спроса. Нигматулин доказывает, что в сбалансированной экономике главный инвестор - народ. Но это возможно при условии, что фонд оплаты труда должен составлять 60-70 % ВВП, как в развитых странах. [9]
B. М. Полтерович выдвинул стратегию интерактивной модернизации, основанную на догоняющем развитии с широкомасштабным заимствованием передовых западных технологий, методов организации производства и систем управления. Исключительный интерес представляет идея ученого о последовательных стадиях догоняющего развития. Каждой стадии присущи свои инструменты стимулирования роста, включая переход от заимствования к инновациям. [10]
C.Ю. Глазьев предложил стратегию опережающего развития, опирающуюся на внутренние источники денежного предложения кредитнофинансовой системы, включающую и компонент догоняющего развития, так как технологический уровень повышается от заимствования - к инновациям. [4]
А.А. Акаев, формируя стратегию инновационно-технологического прорыва, определил, что страна, опирающаяся исключительно на собственную технологическую базу, не может обеспечить темпы роста экономики свыше 23 % в год. Акаев обстоятельно обосновал следующую мысль: «Только оптимальное сочетание собственных и заимствованных технологических инноваций, благодаря их синергетическому эффекту, позволит добиться высоких
устойчивых темпов прироста российской экономики на уровне 7-8 % в год, характерных для быстроразвивающихся стран». [2, 3]
Группой ученых и экспертов, под руководством В. А. Мау и Я.И. Кузьминова разработана «Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политики». Основным приоритетом указанной стратегии объявлен выход на максимально высокие темпы устойчивого сбалансированного роста. Особое внимание уделено улучшению делового климата, защите конкуренции, повышению инвестиционной привлекательности. Разработанные меры должны способствовать переходу российской экономики к инновационной стадии. [7]
Проведенный анализ развития Калужской области за последние пять лет, позволяет сделать вывод о том, что благодаря иностранным инвестициям (при этом прямые иностранные инвестиции составили, почти 90 % от общего объема иностранных инвестиций), фактически в регионе проведена повторная индустриализация.
За анализируемый период построено больше 1 млн. м.2 производственных площадей, в 2,5 раза увеличен объем промышленного производства. За все время советской власти и постперестроечный период Калужская область таких результатов не достигала. Это наглядно подтверждается сравнением показателей производительности труда на предприятиях новой экономики - созданных за последнюю пятилетку, и традиционных. Разница в производительности труда у них по валовому выпуску на одного работника составляют более 1500 %, то есть на предприятиях новой экономики производительность в 15 раз выше. Если брать такой показатель, как прибыль на одного работника - то, получаем такую же картину - 1002 % (744,5 тыс. руб. и 74 тыс. руб.). Соответственно, и разница в зарплате тоже кратная - 253 %, и 364 % - разница в уплаченных налогах. Важно отметить, что примерно 92 % работников всех компаний, а их больше 30, - это 37 тысяч человек, которые постоянно проживают в Калужской области. Сравнивая ситуацию в области до начала реализации региональной экономической политики, и ситуацию сегодня, можно сделать вывод о том, что регион был бы на 7-м месте в ЦФО по уровню зарплаты. А сегодня Калужская область на 3-м месте после Москвы и Московской области. [5,7]
Активное участие в инвестиционной деятельности принимают такие западные компании, как: «General Electric» (США), «Samsung» (Корея), «L’Oreal» (Франция), «KT&G» (Корея), «SAB-Miller» (ЮАР), «Hemofarm» (Сербия) и другие.
Важно отметить, что приход крупных иностранных компаний в Калужскую область создал здесь конкурентную среду.
Но, в тоже время, следует отметить ряд серьезных проблем, требующих обдуманных, взвешенных и конструктивных решений:
- Иностранные инвесторы создают на территории области предприятия исключительно со 100 % иностранным капиталом.
- Наблюдается нежелание передавать передовые технологии, ноу-хау, управленческий опыт и т.д.
- Региональные предприятия традиционной промышленности не привлекаются в процесс модернизации производства с использованием иностранного капитала.
- Предоставляемые иностранным инвесторам преференции, зачастую недоступны для предприятий традиционной промышленности.
- Иностранные инвестиции в регион ориентированы на создание промышленных зон, а не на полноценный цикл от разработки продукции до ее производства и реализации.
- Население неоднозначно оценивает социально-экономическую динамику развития региона.
Констатируя положительную динамику привлечения иностранных инвестиций в экономику Калужской области, необходимо осознать необходимость перехода на новый этап развития. Осознать, опираясь, в частности, на стратегию интерактивной модернизации, предусматривающую переход от заимствования к инновациям.
Безусловно, деятельность по привлечению иностранных инвестиций требует выполнения целого ряда условий, критериев, которым должны удовлетворять как проекты, так и стратегии развития страны и регионов.
Поддерживаем вывод, сделанный А.А. Акаевым: «России требуется стратегия интегрированной модернизации прорывного характера», а также его позицию, что «краеугольными элементами интегрированной стратегии» должны стать стратегии, разработанные Полтерович, Глазьевым, Нигматули-ным, а также группой возглавляемой Мау и Кузьминовым. Разумеется, к этим «элементам» следует отнести и результаты работы самого Акаева. [2,3]
Опираясь на результаты проведенных исследований, считаем, что практическая отработка «интегрированной стратегии» могла бы осуществляться на территории Калужской области, уже доказавшей способность к деятельности «прорывного характера», а в дальнейшем, в качестве алгоритма тиражироваться в других субъектах Российской Федерации, разумеется, с учетом их специфических особенностей.
Именно регионы-лидеры, подобные Калужской области, способны в полной мере реализовать замысел Концепции-2020, обеспечив прорыв страны в VI технологический уклад.
Список литературы
1. Акаев А. А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года. Вопросы экономики. 2012. №4.
2. Акаев А.А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2010.
3. Артамонов А. Д. Инновации в регион. / А. Д. Артамонов // Информационный вестник. Калуга. 2010. №4.
4. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.
5. Доклад Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова о работе органов исполнительной власти Калужской области по социальноэкономическому развитию региона в 2010 году и задачах на 2011 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru.
6. Крутиков В.К., Легостов В.В. Малое предпринимательство и социально-экономический рост. М.: Ноосфера, 2006.
7. Материалы II Форума регионов России: «Инновационная модель развития». Москва. 18.02.2011.
8. Материалы Калугастат. 2006 - 2011 г.
9. Нигматулин Р.И. Как обустроить экономику и власть России. М.: Экономика, 2007.
10. Полтерович В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции. Вопросы экономики. 2008. №4.
11. Путин В.В. Выступление на Консультационном Совете по иностранным инвестициям. Москва, 2010.
12. Путин В.В. Интервью. «Комсомольская правда» 13.02.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kp.ru/daily/3759/2807793
13. Рубрика «Итоги». «Экономика и жизнь» №15 (9431), 2012 год
14. Шерейкин М. Инвестиционный форум «Индустриальные парки России». Москва. 2010.
15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.admoblkaluga.ru
Крутиков Валерий Константинович, д-р экон. наук, проф., академик МАНВШ,
Зайцев Юрий Викторович, канд. экон. наук, Россия, Калуга, НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и технологий
THE NEED TO SHIFT FROM BORROWING TO INNOVATION: EXPERIENCE OF ATTRACTION OF FOREIGN INVESTMENTS IN KALUGA
V.K. Krutikov, U.V. Zajtsev
This article is dedicated to the formation of the innovation system in the region, the role of foreign investment in development of economy of Kaluga oblast in the transition from an inertial to an innovative way of development of the region.
Keywords: investment potential, investment climate, regional innovation system, foreign investment.
Krutikov Valerii Konstantonovich, doctor of economical science, professor, academician of IAS HS,
Zajtsev Yurii Viktorovich, candidate of economical science, Russia, Kaluga, LEU Institution Institute of Management, Business and Technology