Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / глобальная нестабильность / Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) / единый рынок / защита / импорт / риски и угрозы / стабильность / санкции / факторы / финансовая безопасность / экономическая безопасность / экспорт / globalization / global instability / the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU) / the single market / protection / import / risks and threats / stability / sanctions / factors / financial security / economic security / export

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Л. Вартанова

В современных условиях, в связи с усилением рисков и угроз в области финансовой и экономической безопасности во многих странах, возрастанием всеобщего экономического кризиса, а также введением санкций различного характера и в частности санкций финансово-экономического характера в отношении Российской Федерации, все больше и больше возрастает актуальность обеспечения финансово -экономической защиты государства как одной из основных мер формирования и развития Российской Федерации как независимого государства от воздействий внешних факторов глобальной нестабильности и политики. В связи с этим, считаем целесообразным отведение вопроса научных исследований в области финансовой и экономической безопасности наиболее приоритетного места. По мнению автора статьи, предотвращение сохраняющихся изъятий, нетарифных барьеров, увеличение эффективности единого рынка государств-членов Евразийского экономического союза, согласованная промышленная и макроэкономическая политика, имеют все шансы раскрыть путь с целью для дальнейшего обеспечения и развития финансовой и экономической безопасности Российской Федерации, выстроить единую систему индикаторов в области энергетической, технологической, финансовой, продовольственной, социальной и демографической безопасности государства в числе стран ЕАЭС, позволяющих осуществить корректирующие, предупреждающие действия, направленные на устранение угроз и рисков в области финансовой и экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.Л. Вартанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO ENSURE RUSSIA'S FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEU IN THE CONTEXT OF GLOBAL INSTABILITY

In modern conditions, due to the increasing risks and threats in the field of financial and economic security in many countries, the increasing general economic crisis, as well as the introduction of various sanctions, in particular financial and economic sanctions against the Russian Federation, the urgency of ensuring financial and economic protection of the state as one of the main measures for the formation and development of the Russian Federation as an independent state from the effects of external factors of global instability and politics is increasing more and more. In this regard, we consider it appropriate to assign the issue of scientific research in the field of financial and economic security to the highest priority. According to the author of the article, the prevention of continuing exemptions, non-tariff barriers, increasing the efficiency of the single market of the member states of the Eurasian Economic Union, coordinated industrial and macroeconomic policies, have every chance to open the way for further ensuring and developing the financial and economic security of the Russian Federation, to build a unified system of indicators in the field of energy, technological, financial, food, social and demographic security of the state among the EAEU countries, allowing to implement corrective measures., preventive actions aimed at eliminating threats and risks in the field of financial and economic security.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11129

М.Л. Вартанова - к.э.н, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН),

M.L. Vartanova - Candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research ofsocio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESCRAS).

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В РАМКАХ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ THE NEED TO ENSURE RUSSIA'S FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEU IN THE CONTEXT OF GLOBAL INSTABILITY

Аннотация. В современныхусловиях, в связи с усилением рисков и угроз в области финансовой и экономической безопасности во многих странах, возрастанием всеобщего экономического кризиса, а также введением санкций различного характера и в частности санкций финансово-экономического характера в отношении Российской Федерации, все больше и больше возрастает актуальность обеспечения финансово -экономической защиты государства как одной из основных мер формирования и развития Российской Федерации как независимого государства от воздействий внешних факторов глобальной нестабильности и политики. В связи с этим, считаем целесообразным отведение вопроса научных исследований в области финансовой и экономической безопасности наиболее приоритетного места. По мнению автора статьи, предотвращение сохраняющихся изъятий, нетарифных барьеров, увеличение эффективности единого рынка государств-членов Евразийского экономического союза, согласованная промышленная и макроэкономическая политика, имеют все шансы раскрыть путь с целью для дальнейшего обеспечения и развития финансовой и экономической безопасности Российской Федерации, выстроить единую систему индикаторов в области энергетической, технологической, финансовой, продовольственной, социальной и демографической безопасности государства в числе стран ЕАЭС, позволяющих осуществить корректирующие, предупреждающие действия, направленные на устранение угроз и рисков в области финансовой и экономической безопасности.

Abstract. In modern conditions, due to the increasing risks and threats in the field of financial and economic security in many countries, the increasing general economic crisis, as well as the introduction of various sanctions, in particular financial and economic sanctions against the Russian Federation, the urgency of ensuring financial and economic protection ofthe state as one ofthe main measures for the formation and development ofthe Russian Federation as an independent state from the effects of external factors of global instability and politics is increasing more and mors. In this regard, we consider it appropriate to assign the issue of scientific research in the field of financial and economic security to the highest priority. According to the author ofthe article, the prevention of continuing exemptions, non-tariff barriers, increasing the efficiency ofthe single market ofthe member states ofthe Eurasian Economic Union, coordinated industrial and macroeconomic policies, have every chance to open the way for further ensurin g and developing the financial and economic security ofthe Russian Federation, to build a unified system of indicators in the field of energy, technological, financial, food, social and demographic security ofthe state among the EAEU countries, allowing to implement corrective measures., preventive actions aimed at eliminating threats and risks in the field of financial and economic security.

Ключевые слова: глобализация, глобальная нестабильность, Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС), единый рынок, защита, импорт, риски и угрозы, стабильность, санкции, факторы, финансовая безопасность, экономическая безопасность, экспорт.

Keywords: globalization, global instability, the Eurasian Economic Union (hereinafter referred to as the EAEU), the single market, protection, import, risks and threats, stability, sanctions, factors, financial security, economic security, export.

Введение

Необходимость в защите от отрицательныхвнешних воздействий, рисков и угроз, радикальныхвнутрен-них изменений, то есть потребность в безопасности - это одна из важнейших, основополагающих потребностей, как в жизни отдельного человека, общества, так и страны в целом. Финансы являются движущим рычагом любой экономической системы. Но главным их недостатком является ограниченный характер при решении большого количества стратегических задач устойчивого развития [5].

Экономическая безопасность включает себя ряд составляющих элементов, в том числе: финансовую, энергетическую, продовольственную, технологическую, социальную, демографическую. В свою очередь, финансово-экономическая безопасность представляет собой комплексную систему методов, средств и мер в области обеспечения защиты финансово-экономических интересов страны [9] на макроуровне и микроуровнях

Основная часть

В настоящее время часть индикаторов финансовой и экономической безопасности России находятся в пределах допустимых норм, притом, как другие поднялись (упали) до минимального значения, а некоторые этот уровень наоборот увеличили. Обеспечение финансово-экономической безопасности государства должна включать в себя защиту социально-экономического развития страны, как от внутренних, так и от внешних рисков и угроз, обеспечение экономического суверенитета государства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов и единство экономического пространства Российской Федерации [2].

Изменение и ухудшение действующей структуры экономики страны обусловлено рядом факторов, имеющим прямое отношение к рискам и угрозам финансово-экономической безопасности, одним из которыхявля-ется постепенное приобретение зарубежными компаниями отечественных предприятий промышленности и сельского хозяйства в целях дальнейшего продукции отечественного происхождения с внутреннего и внешнего рынков. К примеру, среди стран Евразийского экономического союза лидером по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) является Россия, отстает от остальных стран интеграционного объединения Кыргызстан. Основными проблемными областями для стран ЕАЭС, по которым они отстают от стран-лидеров рейтинга, являются продолжительность жизни, и ВВП на душу населения. Таким образом, для повышения уровня личной безопасности в странах ЕАЭС необходимо основное внимание уделить именно этим показателям [4]. Из «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» следует, что наиболее угрожающее воздействие на развитие экономики государства представляет сокращение сельскохозяйственного производства, как составляющей части обеспечения продовольственной безопасности, отсутствие финансовой и инновационной устойчивости, упадок роста научно -технического развития, расстройство платежно -денежной системы, уменьшение поступления доходов в федеральный бюджет, увеличение государственного долга.

К основным негативным факторам, определяющим уровень финансово-экономической безопасности на сегодняшний день, можно отнести:

1. Введенные экономические санкции против России «перекрыли» доступ к возможности привлечения внешних, значительно более дешевых, источников финансирования для покрытия текущего дефицита государственного бюджета;

2. Высокая зависимость доходной части федерального бюджета от экспорта энергоносителей (в первую очередь нефть и газ) сделали российскую экономику и ее национальную валюту сильно зависимой от мировых цен на энергоресурсы, следствием чего стало резкое обесценивание национальной валюты в декабре 2014 года;

3. Снижение покупательской способности российского рубля;

4. Превышение государственных расходов над доходами (дефицит государственного бюджета);

5. Высокие темпы роста инфляции;

6. Высокая (за счет косвенных налогов) налоговая нагрузка конечных потребителей товаров и услуг.

Также одним из существующих рисков и угроз в области финансовой и экономической безопасности

страны является открытость ее экономики на внешний финансовый рынок. Финансовый и в частности валютный курс государства в период перехода от одной общественно-экономической формации к другой требует большого времени, усилий и затрат государства для формирования современного рынка средств производства, продовольственного рынка, рынка инвестиций, инноваций и т.д.

Наиболее отрицательный период перехода к рынку состоит в изоляции властей от проблем достижения конвертируемости и стабильности национальной валюты. В данном случае в решении проблем необходимо использовать следующие подходы:

- стабильность политического курса страны;

- увеличение доверия со стороны населения к властям, чтобы побудить население накапливать свои сбережения в национальной валюте;

- превращение национальной валюты в единственное и стабильное платежное средство на всей территории России, прекращение так называемого хождения других валют, а в частности доллара и евро.

Обеспечение финансово -экономической безопасности государства заключается в способности государственных органов обеспечивать:

- стабильность экономического развития российского государства в числе стран ЕАЭС, а также в стабильности платежной системы и основных финансово -экономических параметров;

- нейтрализацию влияния мировых кризисов и преднамеренных действий различных факторов мирового масштаба;

- предотвращения утечки капитала за рубеж;

- предотвращением конфликтов между органами государственной власти по поводу целенаправленного распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы государства.

По данным ФТС России в страну не возвращается каждый восьмой доллар, или примерно 12 % валютной выручки от экспорта. Усиление экспортного контроля со стороны исполнительных органов власти переориентировано желающихвывозить валюту за границу на другие каналы, поскольку валютный контроль, как и таможенный, в России не является тотальным. Одним из таких каналов, стали импортные операции: доллары США, немецкие марки, французские и швейцарские франки, японские йены и английские фунты стерлингов покупа-

ются под фиктивные контракты и переводятся за рубеж, а товары из-за границы не поступают. Это самый распространенный вид обмана, используемый российскими предпринимателями. После «черного вторника» - ежемесячно за границу таким способом переводилось от 880 до 950 млн долл. США.

Особое удивление вызывает то обстоятельство, что несмотря даже на выявленные факты укрывательства экспортной выручки за рубежом, штрафы налагались исключительно на предприятия (фирмы) и не было возбуждено ни одного дела в отношении конкретных физических лиц.

Анализ ситуации правонарушений «новыми русскими» показывает: когда процентная ставка по банковским депозитам становится в Российской Федерации положительной, как правило, почти автоматически возрастают в коммерческих банках России средства нерезидентов. Эти финансовые средства не что иное, как деньги «новыхрусских», ранее вывезенные из страны [7]. При этом в случае улучшении валютно -финансовой ситуации через подставные фирмы они возвращаются в Российскую Федерацию. Когда исполнительные органы власти рассматривают проблемы, связанные с утечкой капитала из России за границу, то справедливее говорить об экономической стабилизации в целом, чем о нарушении Уголовного кодекса. Как показала практика, исполнительные органы власти России, совершенно не готовы к массовой утечке капитала за рубеж. До революции российские предприниматели вкладывали свои капиталы в производство той или иной продукции внутри страны, на нужды Отечества, а не откладывали их на счетах в зарубежных банках, как это делают их потомки сегодня.

Разница в методологических подходах и методах, таких как кейс -стадии, опросники, прокси-перемен-ные, включение в расчет суммы уклонения от уплаты налогов, расчет трансграничного оттока капитала, модели измерения теневой экономики, как правило, недооценивают или переоценивают масштабы проблемы. Здесь необходимо учитывать разделение финансовых потоков, как на легальные, так и на нелегальные. При этом, несмотря на данную проблематику, оценка масштабов и последствий отмывания денег для стран становится все более приоритетным по политическим, экономическим и социальным причинам. Недостаток капитала не позволяет государству обеспечивать финансово-экономическую безопасность, стабильность и устойчивость национальной валюты, экономический рост, достойное благосостояние общества, реализацию прав и свобод его граждан. В свою очередь отток финансовыхсредств за рубеж лишает государство возможности осуществлять социально-экономические преобразования, а их обратный незаконный приток питает теневую экономику, подрывает систему экономической безопасности, стимулируют преступность и коррупцию. Причины сложившейся ситуации разные. Так, по мнению авторов письма из «Общества купцов и промышленников», обратившихся к Президенту РФ курс на изменение ориентиров произошел благодаря разумной политике правительства страны. Речь идет о существующей системе налогообложения, которое делает невыгодным накопление капитала на территории России.

Практика последних двух-трех лет, а именно сочетание налогового пресса с произволом бюрократии и криминальных структур, стимулирует утечку финансов за рубеж По экспертным оценкам, размер теневой экономики составляет от 45 до 50 %. В последнее время широкое распространение получили преступления в сфере банковского кредитования, негативно влияющие не только на денежное обращение страны, но и на валютный рынок в целом.

Необходимо отметить, что страны, которые провели национальную оценку рисков и оценили масштабы вливания преступных денег в их экономику, а вместе с тем, на основе этого предприняли меры по повышению эффективности национальной системы ПОД/ФТ, имеют тенденцию сокращения негативных социально -экономических и политических процессов. К таким странам относят те страны, которые уже использовали мультидис-циплинарный подход в разработке национальной системы оценки рисков, основанном на межведомственном взаимодействии и привлечении научного сообщества и частного сектора.

Сложившаяся российская банковская система не только не вписалась в новые экономические рычаги управления, привела к длительному застою и задержкам в финансовыхрасчетах В конечном счете, это привело к беспрецедентным мошенническим операциям и нарушению денежного обращения в стране. Российской Федерации предстоит выполнить выдвинутые МВФ, следующие условия:

1) во внешнеэкономической сфере:

- придание заявительного характера процедуре регистрации экспортных контрактов;

- унификация ставок акцизов на отдельные виды товаров, как российского производства, так и импортируемых;

- сокращение перечня для нужд СМИ товаров, освобожденных от уплаты импортных пошлин;

2) в финансовой политике:

- ликвидация льгот по налогообложению предприятий в отраслевые внебюджетные фонды, включая фонды НИОКР;

- проведение налоговых проверок 20 крупнейших предприятий -недоимщиков;

- пересмотр системы налогообложения отчислений в стабилизационный фонд РАО «Газпром».

Указанный перечень следует дополнить теми реалиями, с которыми всякий раз приходится сталкиваться

Российской Федерации в ее взаимоотношениях в целом с Западом, Речь идет о настоящей антидемпинговой блокаде России. К сожалению, сегодня Россия по степени дискриминации занимает второе место в мире после Китая, поскольку, как и ее великий восточный сосед, не являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). По многочисленным оценкам МВЭС, наибольший урон Российской Федерации вследствие санкций, применяемых только против ее экспорта, составляет свыше 500 млн. долларов США ежегодно. Ущерб может составить один

млрд. долларов, если будет реализована угроза применения против нашей страны новых ограничений [8]. К подобного рода мерам в отношении России наиболее часто прибегают Европейское сообщество, Бразилия, Мексика, Турция [3]. Поэтому исполнительные органы власти намерены сделать все для того, чтобы Россия стала членом ВТО. Иностранные заимствования Российской Федерацией приводят к новым, не встречавшимся ранее отрицательным последствиям для ее экономической безопасности. Так, западные инвесторы всего за 30 млн. долл., приобрели 55 % акций знаменитой не только в прежнем Советском Союзе, но и во всем мире, московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь». По форме и по существу это первый случай в современной истории Российской Федерации, когда контрольный пакет, причем вполне преуспевающего российского предприятия акций приобретен западным капиталом. При этом нарушен основной закон приватизации, заключающийся в соблюдении принципа добровольности всего коллектива, работающего на данном объекте приватизации.

Отдельное внимание необходимо уделить и проблеме конвертируемости национальной валюты России. Так, примечательно и то обстоятельство, что многие зарубежные центральные банки сумели создать эффективный механизм воздействия на образование курса своих национальныхвалют. Для достижения обратимости национальной валюты в классическом смысле было предусмотрено развитие целого ряда предпосылок [2], которые образовывали бы экономическую базу реальной конвертируемости национальной валюты исходя из специфических особенностей развития каждой страны.

Валютная безопасность государства представляет степень обеспеченности государства валютными средствами, достаточным количеством для соблюдения положительного сальдо платежного баланса и выполнения международных обязательств, а также накопления необходимого объема валютных резервов страны. Однако, когда цены на нефть рухнули со 140 долларов за 1 баррель до 60 и даже ниже, стало очевидно, что скрывать прямую зависимость финансовой системы России от внешних факторов роста стало просто невозможно.

Рисунок 1 - Запреты и ограничения в таможенном союзе в рамках ЕАЭС (составлено автором по данным ВТО)

Зависимость экономики Российской Федерации от внешних факторов роста ударила в первую очередь как раз по банковскому сегменту: % в современных условиях российские банки стали менять свои кредитные программы; % резко сократились инвестиционные программы; % возникли серьезные трудности с рефинансированием ранее взятых кредитов; % у среднего и малого бизнеса стало меньше возможностей рассчитывать не только на государственную поддержку, но и на выход на западные банки с целью собственного финансирования.

К сожалению, финансово-экономическую безопасность страны чаще затрагивает непродуманная политика о тно сительно приватизации есте ственных м о нополий. З ападный капитал по -пр ежне му ску пае т в России недвижимость: дома, гостиницы, магазины. Западный капитал и инвестиции мирового капитала направляются в основном в те отрасли, которые важны именно для западного капитала. Особое значение финансово-экономическая безопасность начала приобретать имеет сейчас, когда в отношении нашей страны и ее союзников осуществляется множество санкций со стороны Запада, а также различныхзапретов и ограничений в самом таможенном союзе в рамках Евразийского экономического союза (рисунок 1).

В этих условиях, достичь действительно тесного партнерства будет очень сложно. Планы по поводу расширения ЕАЭС у России, конечно же, грандиозные. Только вот почти с каждой новой страной -участницей проблем у альянса становится, к сожалению, все больше, так как у каждой страны -участника евразийского экономического союза тоже есть свои проблемы, которые необходимо решать. Согласно одним из последних данных, основным торговым партнером России в январе -июне 2019 года среди стран дальнего зарубежья был Китай. Оборот торговли между Россией и Китаем в 2019 году увеличился на 2,5 % по сравнению с 2018 годом и составил 110,919 миллиарда долларов, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ. Экспорт из России в Китай увеличился на 1,4 % и составил 56,791 миллиарда долларов, импорт в РФ из Китая увеличился на 3,6 %, до 54,127 миллиарда долларов (таблица 1).

Таблица 1 - Внешняя торговля Российской Федерации с Китаем

Период Млн долл. Доля в обороте, %

Оборот Экспорт Импорт

Январь - июнь 2018 г. 49969,8 25938,0 24031,8 15,7 %

Январь - июнь 2019 г. 110,919 56,791 54,127 16,6 %

Источник: http://biang.ru/ru/news/oborot-torgovli-mezhdu-rl-i-kitaem-v-2019-g-vyiros-na-2,5,-do-$110,9-mlrd-fis.html [10].

Если же рассматривать структуру внешней торговли ЕАЭС (по данным за январь -март 2019 г.), то на Китай (который по показателям экспорта и импорта является лидером) приходится 13,8 % экспортируемых товаров и 14,3 % импортируемых в ЕАЭС товаров (рисунок 2).

КИТАИ, 163% ГЕРМАНИЯ, 9.1% НИДЕРЛАНДЫ, 8,0% ИТАЛИЯ, 5,3% ТУРЦИЯ, 4,7% СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ, 3,6% ПОЛЬША, 3,5% ФРАНЦИЯ, 3,2% ЯПОНИЯ, 2,9% СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО. 2,7% КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА, 2,8% УКРАИНА, 2,8% ФИНЛЯНДИЯ, 2,2%

13,8 14,3

6,9

Г 12,8 1,0

2,8

И 6,5 1,5

3,3

шш 1,5

т 2,7

3,0 2Д

ЕЯ 1,7

ба 1,7

0,9

20,0 15,0 10,0 5,0 0,0 5,0 ■ Экспорт Импорт

10,0

15,0 20,0

Рисунок 2 - Данные о внешней торговле ЕАЭС по странам - основным торговым партнерам, млрд. долл (составлено автором)

Суммарный объем внешней торговли товарами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с третьими странами с 2015 по 2019 годы составил 733,2 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров - 459,3 млрд долл., импорт - 92,3 млрд долл. По сравнению с 2018 годом объем внешнеторгового оборота уменьшился на 20,7 млрд. долл., экспорт - на 31,4 млрд долл., импорт - на 10,7 млрд долл. Объемы внешней торговли товарами государств - членов ЕАЭС с третьими странами с 2015 года по декабрь 2019 года представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Объемы внешней торговли товарами с третьими странами

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019

1 2 3 4 5 6

Миллиардов долларов США

Армения

Оборот 3,4 3,6 4,5 5,3 5,7

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6

экспорт 1,2 1,4 1,7 1,7 1,9

импорт 2,2 2,2 2,8 3,5 3,8

сальдо -1,0 -0,8 -1,1 -1,8 -1,9

Беларусь

Оборот 28,8 24,4 30,1 35,1 35,6

экспорт 15,7 12,2 15,6 19,9 18,4

импорт 13,1 12,2 14,5 15,7 17,2

сальдо 2,6 0,0 1,1 4,2 1,2

Казахстан

Оборот 60,2 48,3 60,3 74,6 74,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспорт 40,8 32,8 43,2 55,1 51,4

импорт 19,4 15,5 17,1 19,6 23,4

сальдо 21,4 17,3 26,1 35,5 28,0

Кыргызстан

Оборот 3,1 3,5 3,8 4,3 4,2

экспорт 1,1 1,1 ,2 1,2 1,3

импорт 2,0 2,4 2,6 3,1 2,9

сальдо -0,9 -1,3 -1,4 -1,9 -1,6

Россия

Оборот 483,8 429,6 535,4 634,0 612,8

экспорт 315,0 260,8 325,2 412,8 386,3

импорт 168,8 168,8 210,2 221,2 226,5

сальдо 146,2 92,0 115,0 191,6 159,8

ЕАЭС

Оборот 579,3 509,4 634,1 753,8 733,1

экспорт 373,8 308,3 386,9 490,7 459,3

импорт 205,5 201,1 247,2 263,1 273,8

сальдо 168,3 107,2 139,7 227,6 185,5

Источник: Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономиче-

ская комиссия. - Москва, 2020. С.146 [6].

Одним из факторов, сдерживающихрасширение внутрисоюзныхторгово -экономических связей стран ЕАЭС, является ориентированность их экспорта в большей степени на внешнюю торговлю, чем на внутреннюю. Причём разрыв между объёмами внешней и взаимной торговли увеличивается последние два года. Это свидетельствует о наличии значительного потенциала для расширения взаимной торговли.

Следует отметить, что структура импорта из Китая сформировалась еще в 1990-е годы. Для потребителей стран - членов ЕАЭС наиболее важным является импорт китайской электроники, бытовой техники и товаров легкой промышленности (например, обуви и одежды). Значительные объемы импорта приходятся на машины (оборудование).

В целом можно утверждать о достаточно большой диверсификации китайского экспорта в ЕАЭС. Так, основными продуктами, поставляемыми в Китай из России, являются энергоносители (в первую очередь -нефть и продукты ее переработки), а также древесина, металлы и руда. Важнейшие статьи экспорта из Казахстана в Китай - медь, руды, поставки черных металлов, цинка и свинца. Киргизия поставляет в КНР руды и шкуры. Основная статья Белорусского экспорта в Китай - это калийные удобрения. Большую часть экспорта из Армении в Китай составляет медный концентрат.

Таким образом, как для России, так и для Евразийского экономического союза в целом на сегодняшний день Китай является основным торговым партнером. Страны, кто понимает и оценивает свои риски в количественных показателях, менее подвержены влиянию на свою финансово-экономическую стабильность и суверенитет. К сожалению, расчет масштабов отмывания является довольно длительным, затратным, трудоемким и сложным процессом, а главное весьма противоречивым за счет многочисленных методов его расчета и отличительных особенностей.

Заключение

В настоящее время Российская Федерация располагает далеко еще недостаточно устойчивой национальной валютой, а либерализация цен только увеличивает интерес к финансово-банковским спекуляциям, что в значительной степени мешает и приостанавливает процесс формирования и развития новых ценностей и способствует слабому товарному насыщению рубля, если не считать еще нефтяную и газовую зависимость. В стране существуют проблемы со своевременным обновлением и диверсификацией структуры самой внешней торговли для товарного наполнения российского рубля в целях обеспечения его устойчивости и внешней конвертируемости.

Для переоснащения современными технологиями всех отраслей экономики Российской Федерации потребуется как минимум 25-35 лет, так как далеко небольшой процент российского промышленного оборудования соответствует ведущим требованиям мировых стандартов.

Финансово-экономическая безопасность государства должна быть построена на прочности материального фундамента страны, представляющего собой стабильный рост формирования и развития производительных сил страны. Частичные поступления налогов в бюджет позволяют залатать только дыры в государственном бюджете, выплачивать задолженность государства по заработной плате не только бюджетникам (врачам, учителям, ученым и др.), но и организованным отрядам трудящихся, в частности шахтерам (вспомним хотя бы «рельсовую войну»), пенсионерам, т.е. снимать напряженность на определенное время в обществе. Наиболее важным направлением в процессе конвертируемости российского рубля как обязательного условия получения страной валютных поступлений должно быть инновационное обновление технологического профиля внешней торговли. В целом в современной России средства производства выбывают в 10 раз быстрее, чем обновляются.

На наш взгляд для повышения уровня финансовой и экономической безопасности России, необходимо провести:

- усиление бюджетной дисциплины - строгое соблюдение бюджетного кодекса, исключение неэффективных статей расходов государственного бюджета, строгий контроль над расходованием государственных средств со стороны Счетной палаты РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Центрального банка РФ, Прокуратуры РФ;

- поиск альтернативных источников привлечения относительно средств для рефинансирования дефицита федерального бюджета (выпуск государственных облигаций, поиск внешних источников, в перву ю очередь стран Азиатско-тихоокеанского региона);

- установление возможных пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;

- реформирование финансовой системы внутри страны в целях содействия развития новых форм производства экономическому росту всей экономики

- дальнейшая государственная поддержка сельхозпроизводителей мясомолочного производства;

- государственный контроль над ценами на ключевые продовольственные товары и стимулирование создания предприятий АПК, контролирующих всю цепочку движе ния продукта от производителя к потребителю;

- продление продуктового запрета на импорт продовольственных товаров, которые легко могут быть заменимы отечественными.

В настоящее время, а именно в условиях глобализации и экономических санкций со стороны Запада, Российская Федерация, несомненно, нуждается в реализации целого комплекса мер по повышению конкурентоспособности субъектов России, и в частности таких, как: расширение сбыта продукции местных товаропроизводителей; реализация крупных инвестиционных проектов в приоритетных сферах; развитие межмуниципальных агломераций; развитие инженерной и социальной инфраструктуры; улучшение деловой среды; формирование эффективного рынка труда; развитие институтов гражданского общества.

Источники

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. С. 4-13.

2. Гершанович Е.А. Конвертируемость рубля базируется на конкурентоспособной экономике // Современные проблемы науки и образования. - 2005. - № 1.

3. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 16. С. 1879-1902.

4. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Экономическая безопасность: концептуальные основы и оценка обеспечения безопасности личности в странах Евразийского экономического союза // Экономические отношения. - 2019. Т. 9, . 2621-2648.

5. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение финансовой безопасности региона в условиях санкций и экономического кризиса // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. Т. 9. № 4. С. 257-270.

6. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. - Москва, 2020. С.146.

7. Копылевич Д.Л., Золотов О.В., Лучков Н.А. Конвертируемость национальной валюты как инструмент развития и обеспечения экономической безопасности государства // - 2018, № 20 (40).

8. Осадчая Г.И., Вартанова М.Л. Трудности экономической интеграции государств-членов ЕАЭС и возможности их преодоления // Экономические отношения. - 2018. - Том 8. - № 4. С. 629-639.

9. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. - М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязно-вой. 2002.

10. Оборот торговли между РФ и Китаем в 2019 г вырос на 2,5%, до $110,9 млрд. - ФТС. - URL: http://biang.ru/ru/news/oborot-torgovli-mezhdu-rf-i-kitaem-v-2019-g-vyiros-na-2,5,-do-$110,9-mlrd-fts.html. References

1. Abalkin L. Economic security of Russia: threats and their reflection / / Voprosy ekonomiki. - 1994. - № 12. p. 4-13.

2. Gershanovich E.A. Convertibility of the ruble is based on a competitive economy // Modern problems of science and education. - 2005. - № 1.

3. Drobot E.V. Features of the foreign economic activity of the Russian Federation in the context of the sanctions policy // Russian entrepreneurship. - 2016. - Volume 17. - № 16. p. 1879-1902.

4. Drobot E.V., Vartanova M.L. Economic security: conceptual foundations and assessment of personal security in the countries of the Eurasian Economic Union // Economic relations. - 2019. Vol. 9. 2621-2648.

5. Zenchenko S.V., Vartanova M.L. Ensuring the financial security of the region in the conditions of sanctions and economic crisis // Economics, Entrepreneurship and Law. - 2019. Vol. 9. № 4. pp. 257-270.

6. The Eurasian Economic Union in Numbers: a brief statistical collection; The Eurasian Economic Commission. - Moscow, 2020. p. 146.

7. Kopylevich D. L., Zolotov O. V., Luchkov N. A. Convertibility of the national currency as a tool for development and ensuring economic security of the state // - 2018, № 20 (40).

8. Osadchaya G. I., Vartanova M. L. Difficulties of economic integration of the EAEU member States and opportunities to overcome them // Economic relations. - 2018. - Volume 8. - № 4. pp. 629-639.

9. Financial and credit encyclopedia. - M.: Finance and Statistics. Under the general editorship of A. G. Gryaznova. 2002.

10. The trade turnover between Russia and China in 2019 increased by 2.5%, to $110.9 billion - FCS. - URL: http://biang.ru/ru/news/oborot-torgovli-mezhdu-rf-i-kitaem-v-2019-g-vyiros-na-2,5,-do-$110,9-mlrd-fts.html.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11130

М.Л. Вартанова - к.э.н, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН),

M.L. Vartanova - Candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research ofsocio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESCRAS).

ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ FACTORS OF MAINTAINING CONSUMER LOYALTY IN THE CONTEXT OF INCREASING GLOBALIZATION PROCESSES

Аннотация. В современных условиях, характеризующихся усилением процессов глобализации всех сфер человеческой деятельности становится все труднее влиять на поведение людей и удовлетворять их потребности. Необходим индивидуальный подход с учетом человеческой природы, на что направлен маркетинг отношений, призванный выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения между партнерами, учитывающие влияние на потребителей товаров и услуг мнения других лиц.

В рамках настоящего исследования лояльность интерпретируется как комплексный внешне и внутренне детерминированный процесс, что предполагает выявление и анализ сложной системы факторов ее формирующих Изучение факторов, определяющих лояльность, подразумевает анализ внешних социально -экономических и ситуационно -объективных детерминант, а также внутренних условий возникновения и формирования лояльности.

Abstract. In modern conditions, characterized by the increasing processes of globalization of all spheres of human activity, it is becoming increasingly difficult to influence people's behavior and meet their needs. An individual approach is necessary, taking into account human nature, which is aimed at relationship marketing, designed to build long-term mutually beneficial relationships between partners, taking into account the influence of other people's opinions on consumers of goods and services. In this study, loyalty is interpreted as a complex externally and internally determined process, which involves the identification and analysis of a complex system of factors that form it.

The study of the factors that determine loyalty involves the analysis of external socio-economic and situa-tional-objective determinants, as well as internal conditions for the emergence and formation of loyalty.

Ключевые слова: глобализация, информация, конкурентная среда, лояльность, маркетинг, мировая экономика, потребительская лояльность, рынок, товары и услуги, факторы.

Keywords: globalization, information, competitive environment, loyalty, marketing, global economy, consumer loyalty, market, goods and services, factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.