Научная статья на тему 'Необходимость изучения иностранных языков: теория и практика'

Необходимость изучения иностранных языков: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4023
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ / КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / МОТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хонимкулова Мохидил Хайрулла Кизи, Ибраимов Холбой Ибрагимович

В статье проанализирована необходимость изучения иностранных языков в современном обществе. А также рассматривается роль языкового разнообразия в обществе, ценные мысли зарубежных учёных по вопросам изучения иностранных языков и факторы, провоцирующие изучение иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость изучения иностранных языков: теория и практика»

In the method of enhancing the reserve capacity of the individual student, G.A. Kitaygorodskaya used psychological theories and research by Soviet psychologists: the ideas of personally significant activities (A.N. Leont'ev), collective interaction (L. Vygotsky), the principle of the phased formation of speech actions (P.Ya. Halperin, M.M. Gohlerner, G.V. Eiger, T.V. Ryabova, II. Ilyasov). For many years now, Kitaygorodskaya has been conducting research and improving her unique method, complementing it with data obtained from the fields of educational psychology, psychophysiology, social psychology, and pedagogy.

Thus, intensive methods have contributed considerable energy to the method of teaching foreign languages in general. Achievements of intensive methods in the field of activating the processes of perception and assimilation of the material basis of communication, in opening up its reserves of motivation and in developing adequate forms of collective interaction should as soon as possible become the property of teaching methods at the university, to increase its effectiveness and efficiency.

References

1. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan "On measures to further improve the system of learning foreign languages" (Narodnoye Slovo newspaper. December 12, 2012. № 240 (5630)).

2. Kitaygorodskaya G.A. Intensive teaching of foreign languages / G.A. Kitayagorodskaya // Foreign languages at school., 1980. № 2. P. 67-73.

3. Denisova L.G. Place of intensive methods in the system of teaching foreign languages in secondary school / L.G. Denisova // Foreign languages in school. - 1995. № 4. P. 6-12.

4. Bancroft W. Jane. From Research & Relaxation to Combination and Creativity: American Versions of Suggestopedia. ERIC Documents on Foreign Language Teaching and Linguistics, 1995. 30 p.

5. Schukin A.N. Modern intensive methods and technologies of teaching foreign languages: Textbook. 2nd ed. M .: Filomatis, 2010. 188 with.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

1 2 Хонимкулова М.Х. , Ибраимов Х.И.

'Хонимкулова Мохидил Хайрулла кизи - студент, факультет романо-германской филологии; 2Ибраимов Холбой Ибрагимович - доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проанализирована необходимость изучения иностранных языков в современном обществе. А также рассматривается роль языкового разнообразия в обществе, ценные мысли зарубежных учёных по вопросам изучения иностранных языков и факторы, провоцирующие изучение иностранных языков. Ключевые слова: изучение иностранного языка, общественная ценность, Конвенция об охране нематериального культурного наследия, мотивы изучения иностранного языка.

Изучение иностранного языка в современном мире - это один из важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека. Знание иностранного языка не просто желательно, оно необходимо. Сегодня появляется все

больше людей, желающих знать иностранный язык, потому что это знание дает им новые возможности и делает богаче их духовный мир. В идеале образованный, амбициозный человек должен владеть несколькими иностранными языками, постоянно их шлифовать и улучшать, потому что изучение иностранных языков -совсем не скучный процесс. Это творческое, увлекательное занятие, которое развивает мировоззрение, позволяет совершенствовать логическое мышление, умение выражать свои мысли кратко и четко.

Роль языкового разнообразия в обществе отражена, например, в следующих официальных документах:

I. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 2001. План действий этой декларации призывает государства-члены принять соответствующие меры, направленные на:

• сохранение языкового наследия человечества и содействие самовыражению, творчеству и распространению идей на максимально возможном числе языков;

• поощрение языкового разнообразия - при сохранении уважения к родному языку - на всех уровнях образования везде, где это возможно, а также изучения нескольких языков с самого раннего возраста;

• расширение языкового разнообразия в киберпространстве, а также содействие всеобщему доступу через глобальные сети к любой информации, являющейся общественным достоянием.

II. Конвенция об охране нематериального культурного наследия, 2003. Конвенция признает жизненно важную роль языка как средства выражения и передачи нематериального культурного наследия. Повседневное использование и передача от поколения к поколению всех форм нематериального наследия - отпознаний о Вселенной до обычаев и обрядов, от исполнительских искусств до знаний и навыков, связанных с традиционными ремеслами - зависят от языка. В области устных традиций и форм выражения язык является не просто носителем нематериального наследия, а составляет его основу.

III. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, 2005. В вводной части Конвенции утверждается, что языковое разнообразие является основополагающим элементом культурного разнообразия. Затрагивая тему мер, направленных на охрану и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения, которые предлагается принять странам-участникам, в Конвенции также рекомендуется принять положения, касающиеся языка, используемого в связи с культурной деятельностью, обменом товарами и услугами.

Еще в XVIII в. французский философ Ф. Вольтер говорил, что «знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку». Великий немецкий мыслитель И. Гете, отмечая взаимосвязь языков, говорил: «Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке». Ценные мысли по вопросам изучения иностранных языков находим в высказываниях зарубежных и отечественных педагогов и мыслителей: Ф. Энгельса, К. Маркса, М.В. Ломоносова, Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, М.И. Калинина, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, Л.В. Щербы, И.Л. Бим, И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой и других, которые подчеркивают роль языка в формировании личности, его интеллекта, нравственности и духовности. Это обусловлено важнейшей и определяющей ролью иностранного языка в развитии, прежде всего, мыслящей способности человека. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего, предвидению будущего; помогает оценить шедевры мировой культуры и расширить филологическую подготовку учащихся [1].

Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу высшего образования - социальный заказ общества. Иностранный язык, как и родной, не существует изолированно в обществе и не может

жить своей собственной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, искусством, образованием, военной сферой и т. д., отражая менталитет, культуру страны, которую представляет [2].

Изучение иностранного языка является не таким простым занятием, как это может показаться на первый взгляд. Это продолжительный и сложный процесс, требующий много времени и усилий. Различны и причины, способствующие усилению мотивации в изучении иностранных языков. Часть из них - практические. Другие носят интеллектуальный характер. Третьи могут показаться сентиментальными. Рассмотрим факторы, провоцирующие изучение иностранных языков [3].

1. Работа - знание иностранного языка поможет найти более перспективную работу, получить повышение по службе, отправиться в командировку в другую страну, заключить выгодные контракты,повысить продажи... В любой области нашей деятельности - образовании, промышленности, коммерции, международном туризме, компьютерных технологиях и т. д. - пригодятся знания иностранных языков.

2. Наука - при знании иностранного языка можно почерпнуть полезную информацию из иностранных источников, иметь доступ к более обширным знаниям. В условиях расширения связей с зарубежными странами и интернационализации научных знаний особое значение приобретает хорошо организованная система международной информации, нормальное функционирование которой немыслимо без специалистов, реально владеющих иностранными языками, способных быстро извлекать информацию из иностранных источников без переводчика, излагать ее на родном языке и использовать в научной работе. Обучение иностранным языкам стало социальным заказом общества и необходимым условием эффективной работы научной и научно-технической интеллигенции.

3. Учеба - вступление России в единое образовательное пространство открывает новые перспективы для обучения за рубежом. Культура - литература, художественные фильмы, телевизионныепрограммы, музыка, принадлежащие к культуре определенной страны, станут еще доступнее при знании языка.

4. Эмиграция - со знанием иностранного языка проще и быстрее проходит процесс адаптации и интеграции в местное общество.

5. Путешествия - расстояния сейчас уже не являются помехой, как в прошлом веке. Все путешествуют и общаются. Даже минимальное знание иностранного языка помогает «продержаться» в чужой стране:купить еду или билеты, добраться до нужного места, пообщаться с новыми людьми.

6. Религия - миссионеры и прочие религиозные деятели изучают иностранные языки, чтобы проповедовать свои учения во всем мире. Следует отметить, что миссионерские организации сыграли важную роль в сохранении многих языков, а также в создании их письменных строев.

7. Личные мотивы - интернациональные браки (знание языка упрощает общение), возвращение к истокам (например, обучение языку детей для сохранения традиций семьи или для сохранения языка), друзья (знание языка упростит общение, поможет лучше понять другой образ мышления), хобби (возможно, вам нравится звучание отдельного иностранного языка, как на нем пишут или как на нем поют; выучив язык, вы сможете наслаждаться им в полной мере).

Список литературы

1. Андреева Е.М. Инновации в образовании // Инновационные процессы в сфере

образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов:

материалы междунар. науч.-практ. конф. / Удм. гос. ун-т. Т. 1. Ижевск, 2005.

С. 13-18.

2. Воробьева А.С. Значение изучения иностранного языка в эпоху глобализации // Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития. СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.

3. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannye-yazyki/ (дата обращения: 29.11.2018).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

12 3

Челышева И.В. , Туков В.А. , Юновидов Г.Ю.

1Челышева Ирина Викториновна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Туков Вадим Александрович - магистрант;

3Юновидов Георгий Юрьевич - магистрант, направление подготовки: организация работы с молодежью, кафедра педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова, г. Таганрог

Аннотация: в статье анализируются психолого-педагогические особенности организации внеучебной работы со старшими школьниками, роль медиа в развитии личности.

Ключевые слова: старшеклассники, возрастные особенности, ведущий тип деятельности, медиакультура, интернет.

Старший школьный возраст (соответствующий важному возрастному этапу ранней юности) определяется возрастными рамками с 15 до 18 лет. Ведущей деятельностью в данном возрасте является учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, интересы, самосознание, идеалы и ценности. В старшем школьном возрасте происходит дельнейшая социализация личности, знаменуя собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого.

Одной из центральных проблем в старшем школьном возрасте выступает выбор профессионального пути. Именно в выпускных классах школы наиболее активно развиваются профессионально значимые интересы и способности, формируется профессиональное самосознание, происходит углубленное изучение тех учебных предметов, которые выступают профилирующими при поступлении в профессиональные учебные заведения. Важную роль в процессе подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению принадлежит организатору работы с молодежью, одной из профессиональных задач которого выступает сопровождение процесса сознательного выбора профессии, оказание помощи учащимся в определении перспектив личностной и профессиональной самореализации.

В старшем школьном возрасте активно продолжается процесс познавательного развития. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность их систематизировать и упорядочивать. В данный период значительно возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности; существенно расширяется сфера осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.