Научная статья на тему 'Необходимость и свобода как философская проблема'

Необходимость и свобода как философская проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6309
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / НЕОБХОДИМОСТЬ / СВОБОДА / ВОЛЯ / ДИСЦИПЛИНА / САМОДИСЦИПЛИНА / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / PHILOSOPHY / NECESSITY / FREEDOM / WILL / DISCIPLINE / SELF-DISCIPLINE / PERSONALITY / PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузьмин Ю. А.

Статья содержит анализ существующих проблем понимания категорий «свобода» и «необходимость». Особое внимание акцентируется на одной из актуальных и сложных проблем в анализе и понимании необходимости и свободы выяснении меры свободы. Автором поднимается вопрос о свободе личности в современном обществе, свободе человека в своих действиях, соотношении свободы, человеческой воли и дисциплины. Свободное действие человека автор выводит через его ответственность за свои поступки, решающее значение отводит самодисциплине, а умение пользоваться свободой, нравственную собранность определяет как одну из самых сложных задач в воспитании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity and freedom as a philosophical problem

The article contains an analysis of existing problems of understanding the categories "freedom" and "necessity". Particular attention is focused on one of the urgent and complex problems in the analysis and understanding of the need and freedom to clarify the measure of freedom. The author raises the question of the freedom of the individual in modern society, the freedom of man in his actions, the correlation of freedom, human will and discipline. The author deduces the author's free action through his responsibility for his actions, decisive importance is given to self-discipline, and the ability to enjoy freedom, moral comprehension defines as one of the most difficult tasks in the education of the individual.

Текст научной работы на тему «Необходимость и свобода как философская проблема»

Необходимость и свобода как философская проблема Necessity and freedom as a philosophical problem

Кузьмин Ю.А.

старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет

им. И.Н. Ульянова» Россия, город Чебоксары e-mail:kya 70@mail. ru

Kuzmin Yu.A.

senior lecturer chair of criminal law disciplines Chuvash state university named after I.N. Ulyanov Russia, Cheboksary e-mail:kya70@mail. ru

Аннотация.

Статья содержит анализ существующих проблем понимания категорий «свобода» и «необходимость». Особое внимание акцентируется на одной из актуальных и сложных проблем в анализе и понимании необходимости и свободы - выяснении меры свободы. Автором поднимается вопрос о свободе личности в современном обществе, свободе человека в своих действиях, соотношении свободы, человеческой воли и дисциплины. Свободное действие человека автор выводит через его ответственность за свои поступки, решающее значение отводит самодисциплине, а умение пользоваться свободой, нравственную собранность определяет как одну из самых сложных задач в воспитании личности.

Annotation.

The article contains an analysis of existing problems of understanding the categories "freedom" and "necessity". Particular attention is focused on one of the urgent and complex problems in the analysis and understanding of the need and freedom - to clarify the measure of freedom. The author raises the question of the freedom of the individual in modern society, the freedom of man in his actions, the correlation of freedom, human will and discipline. The author deduces the author's free action through his responsibility for his actions, decisive importance is given to self-discipline, and the ability to enjoy freedom, moral comprehension defines as one of the most difficult tasks in the education of the individual.

Ключевые слова: философия, необходимость, свобода, воля, дисциплина, самодисциплина, личность,

человек.

Key words: philosophy, necessity, freedom, will, discipline, self-discipline, personality, person.

Что такое свобода? В чем ее связь с необходимостью? Для всестороннего понимания категории «необходимость» мы должны ее анализировать в единстве с понятием «свобода». Понятие «свобода» не ново в истории мировой философской, социально-исторической мысли. Проблема свободы и необходимости, оценки и ответственности людей за свои поступки привлекали к себе внимание философов с древних времен. В

различные эпохи сущность свободы толковали по-разному, зачастую в противоположных смыслах. Само понятие свободы гибко, исторически изменчиво, емко, многогранно и противоречиво. Еще Гегель писал, что идея свободы неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и говорят о ней с малой степенью понимания. Свобода, как величайшая ценность человеческого бытия, как необходимое и существенное условие человеческой жизни, была вечной проблемой спора и разногласий. Эта проблема такая же вечная для философии, как любовь для поэзии.

Для рассмотрения поставленной проблемы вначале мы поставим ряд вопросов. Обладает ли человек способностью выбирать направление своей деятельности вне всяких зависимостей от внешних воздействий или же он обусловлен в своих поступках объективной необходимостью? Существует ли ничем не ограниченная свобода воли? В истории общественной мысли были различные направления и теории в понимании свободы и необходимости. Одни слишком абсолютизировали место и роль свободы, другие необходимость. Сторонники концепции волюнтаризма считают, что действительно существует абсолютная свобода воли, причинно не обусловленная, не признающая объективных условий и никаких закономерностей. Свободу воли доводят до полного произвола, не считаясь ни с чем и ни с кем. В их понимании существует абсолютная воля, абсолютная неограниченная свобода. На пути человеческой воли якобы нет никаких препятствий, воля неуправляема. Если воля неуправляема, то и человек не отвечает за свои поступки.

Свободен ли человек в выборе своих действий? Или его действия заранее предопределены лежащими вне его естественными и сверхъестественными силами? В понимании свободы и ответственности утверждается, что все происходит в рамках жесткой необходимости. Это приводило к фатализму, то есть судьба, рок, слепая необходимость не дают человеку возможности свободы выбора поступков. С их точки зрения каждый человеческий поступок - это результат неотвратимой реализации какой-то изначальной силы, исключающей всякую свободу выбора. Поступает ли человек морально или аморально, поведение его нравственно или безнравственно, он в этом не виноват и не несет ответственности за свои поступки, потому что его действия, поступки заранее предопределены какой-то непонятной силой. Они не учитывают, что история делается людьми, обладающими волей, способными осуществлять выбор в своем поведении.

В повседневной жизни под словом «свобода» часто понимается то, что не стеснено ограничениями, запретами. Поэтому иногда думают, там, где действуют закономерность и необходимость, исключается свобода, ибо в этих условиях ограничивается наша свобода или вообще немыслимо ее существование. Логика нашей беседы требует от нас выяснения вопроса о том, можно ли быть свободным, подчиняясь законам естественной необходимости.

Первую попытку рассматривать связь необходимости и свободы сделал Спиноза, который свободу определил как осознанную необходимость. Гегель доказал непрерывную связь необходимости и свободы. В его понимании всемирная история есть прогресс в осознании свободы. Свобода - исторический продукт и ее осуществление возможно лишь на определенной ступени общественного развития. А это значит, что свобода личности осуществляется лишь в меру развития общественной свободы. Категория свободы - понятие многоплановое, имеющее сложную структуру. Она выступает в двух главных аспектах, то есть в качестве общественной и личной свободы. Личная свобода касается свободы воли человека. В реальной жизни свобода выбора реализуется посредством человеческой воли. Свобода имеет множество форм проявления, то есть свобода бывает экономической, политической, правовой, нравственной и т. д. Специфическая особенность нравственной свободы состоит в том, что она возможна даже при отсутствии других видов свободы -физической и социальной. Тысячи и тысячи советских людей, находясь в немецком плену, страдая тяжелыми

недугами, находили силы для борьбы с фашизмом. Они оставались нравственно свободными, ибо во всех своих делах руководствовались сознанием долга перед народом.

Одной из актуальных и сложных проблем в анализе и понимании необходимости и свободы является выяснение меры свободы. Какова должна быть мера общественной и личной свободы в тот или иной период его существования и развития? Советским людям пришлось испытать множество особенностей в существовании нашего общества. В период сталинского руководства мера свободы была весьма ограниченной, а во время хрущевского правления она возросла в несколько раз. Люди, привыкшие жить в жестких рамках отсутствия свободы, не сумели оценить значение этой свободы, в обществе резко возросли негативные явления. Предоставление широкой демократии и большей свободы в настоящее время привело к еще худшим ситуациям в стране. Народ с нетерпением ждет, когда же в России будет порядок и дисциплина. Является ли существующая свобода необходимостью для нашего общества? Если она разрушает общественные и государственные устои, то такая мера свободы никак не согласуется с необходимостью и условием нормального существования общества.

Рассуждая о связи необходимости и свободы, и для большей ясности приведем еще несколько примеров. Трудовая деятельность всегда остается объективной необходимостью, обязанностью, при этом происходит удовлетворение материальных потребностей в одежде, пище и жилище. Это объективный закон природы и общества, но для этого человек должен работать не только головой, но и руками. Обладая этими ценностями, человек становится свободным, прежде всего экономически

Мы не можем отрицать, что в настоящее время мировая медицина действительно достигла успехов в лечении большинства болезней. Но, к сожалению, люди умирают раньше времени от рака и других болезней. Медицина не свободна в лечении этих болезней, которые приносят трагедии и несчастье в семьи. Эта необходимость заставить когда-нибудь подготовить объективные условия для их лечения, тогда и медицина, и больные будут свободными, ибо рак и прочие болезни не будут угнетать и мучить людей.

Среди нас немало людей, которые ведут ненормальный образ жизни, пьют, принимают наркотики и т. д. Они так привязаны к этим привычкам, что алкоголь и наркотики распоряжаются их судьбой. Они «загоняют» человека в ужасные условия его существования. Человек потерял свою личную свободу, стал зависимым. Дурная необходимость не дает ему спокойной жизни.

Рассматривая вопрос о свободе личности, необходимо подчеркнуть, что свобода человека означает не только господство над природой и общественным развитием, но и господство человека над самим собой. Достигается же данная свобода путем борьбы человека со своими слабостями, путем воспитания, длительных и утомительных тренировок своей воли. Самодисциплина - это самая высокая форма человеческой деятельности. Умение решать, пользоваться свободой, способность к самодисциплине, самообладанию, нравственной собранности является одной из сложнейших задач в воспитании подрастающего поколения [1]. К сожалению, среди нас встречаются люди, которые считают себя свободными, им ничего не стоит работать спустя рукава, или вовсе не работать, обидеть человека, подвести своих товарищей и т.д.

Свобода, человеческая воля и дисциплина. Есть ли абсолютная свобода воли? Что такое свободное действие человека? Реальное свободное действие выступает, прежде всего, как выбор из множества возможных вариантов человеческого поведения. Человек выбирает цель своей деятельности, средства, ведущие к достижению целей, выбирает те или иные поступки, учитывая конкретные жизненные ситуации и т. д. Реализуется та возможность, которая имеется в существующих объективных условиях. Свобода есть там, где есть выбор. Действительно, всю жизнь мы что-то, кого- то выбираем. Если бы не было свободного выбора, то наша жизнь была бы скучной и однообразной. Свобода означает способность принимать решения со знанием

дела. Неуверенность, незнание доказывает нашу несвободу, так как мы не знаем, как решать ту или иную необходимость, возникшую перед нами проблему.

Возможна ли вообще активная, свободная деятельность там, где все необходимо и закономерно? Каждый человек имеет свою волю. Она выступает важнейшим условием свободы. Свободна ли воля, то есть вольность, независимость - понятия близкие, стоят в одном ряду в русском языке. Понятие «воля» характеризует деятельную сторону человеческой психики, ее внутреннюю активность, направленность личности к достижению той или иной цели. Воля всегда выступает как усилие, преодоление препятствий, мобилизация внутренних потенций человека в совершении действий. Воля имеет огромное значение в жизни человека. Она необходима в обычной, повседневной жизни и особенно в трудные моменты, когда приходится преодолевать большие препятствия. Такие волевые качества, как мужество, смелость, терпение, настойчивость, ответственность высоко ценятся только в том случае, если они направлены на дела полезные и в то же время благородные.

Волевое действие включает в себя осознание собственной цели, взвешивание аргументов «за» и «против» ее достижения, определение путей и способов, ведущих к цели и, наконец, само действие по исполнению решения. Человек, лишенный воли, - это уже не личность. Утверждение «сломить волю» тождественно подавлению личности [2].

Личность всегда выступает как субъект коллективной деятельности. Вне и помимо связей и отношений с другими людьми человек не может осуществлять собственно человеческое поведение. Личность нуждается в других людях, так же как они нуждаются в ней. Но, выражая и осуществляя свою волю, личность сталкивается с волей других людей, с их интересами и побуждениями. В этом взаимоотношении возникает проблема социальной регуляции поступков, надо определить границы возможного и допустимого в поведении. Нормы, регулирующие поведение человека, очень многообразны. Мы видим среди них нормы правовые, административные, ритуально-культовые (обряды и традиции) и т. д. В человеческой жизни особое место занимает система нравственных норм, например, долг - как нравственная необходимость, совесть и т. д. Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать такие поступки, которые отвечали бы его интересам, делам и ценностям, и выбор его деятельности основывается на познанных закономерностях природы и общества.

В природе необходимость реализуется вне человеческой деятельности, так как для наступления весны и лета, тепла и холода, и других природных явлений не нужна деятельность людей. Она в этом не нуждается. Но в обществе так не бывает. В нем все совершается через деятельность людей, то есть люди творят свою собственную историю. Историческая необходимость реализуется через человеческую деятельность, соблюдая и руководствуясь при этом определенной мерой свободы, которая часто нарушается не в пользу общественной и личной свободы.

Свобода личности, коллектива, класса, общества выражается в способности выбирать и принимать решения со знанием дела. Свобода воли есть необходимое условие для целенаправленной и сознательной деятельности человека, которому присуще чувство ответственности. Ответственность немыслима без понимания должного и возможности свободного выбора путей реализации какой-либо цели.

Сущность свободы наиболее четко выявляется в сопоставлении с такой социальной категорией, как ответственность. Моральная ответственность вытекает из всех взаимоотношений личности и общества, из отношений человека к человеку. Сюда входит ответственность перед родителями, коллективом, товарищами, перед семьей и т. д. Во всех этих случаях человек должен согласовывать свое поведение с интересами других людей, должен уметь предвидеть результаты собственных действий. В философской и социологической

литературе выделяют еще и другие формы социальной ответственности - это политическая и социальная ответственность. Свободное действие человека предполагает его ответственность за свои поступки. Свобода и ответственность - это две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Ответственность есть необходимость выбора действия, необходимость активной деятельности для осуществления поставленной цели [3]. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Между ответственностью и свободой личности существует неразрывная связь, то ест чем свободнее личность, тем выше ее ответственность перед обществом, перед другими людьми. Свобода личности - неотъемлемая часть свободы, достигнутой обществом. Правильное понимание общественной и своей свободы, а также ответственности, прав и обязанностей является не только сугубо личным вопросом. Эта проблема является общественной, государственной.

Список используемой литературы:

1. Кузьмин Ю.А. Роль практики в жизни человека (социально-философский аспект) // Актуальные аспекты современной науки сборник материалов Х1У-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». - 2017. - С. 86-89.

2. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

3. Степанов А.Г. Факторы социальной детерминации системы социально-исторического познания // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 1. - С. 154-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.