Научная статья на тему 'Необходимость и содержание социального обеспечения в Российской Федерации'

Необходимость и содержание социального обеспечения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1821
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL SECURITY / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIAL PROTECTION / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ / SOCIAL STANDARD / ПЕНСИИ / PENSIONS / ПОСОБИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / WELFARE PAYMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бекоева С.А.

Данная статья отражает состояние развития системы социальной защиты населения России на основе исследования системы выплат получателям социальной помощи. В работе рассмотрены теоретические аспекты специфики системы социальных выплат населению в России, проанализированы социальные стандартные уровни социальных благ, а также их различия по регионам. Был проведен анализ проблем и тенденций развития системы социальных выплат населению, а также определены основные пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TNE NECESSITY AND CONTENT OF SOCIAL PROVISION IN RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the state of development of the social protection system in Russian Federation, with investigation of the system of social benefits. The text gives a valuable information on theoretical aspects of specifics of the system of social benefits in Russia, gives a detailed analysis of social standards of welfare, and regional differences in these. Attention is drawn to the main problems and development trends of the system of social benefits, and the text gives recommendations about primary solutions of revealed issues.

Текст научной работы на тему «Необходимость и содержание социального обеспечения в Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

С.А. Бекоева

студент,

Общеэкономический факультет, ФГБОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова», г. Москва

НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Данная статья отражает состояние развития системы социальной защиты населения России на основе исследования системы выплат получателям социальной помощи. В работе рассмотрены теоретические аспекты специфики системы социальных выплат населению в России, проанализированы социальные стандартные уровни социальных благ, а также их различия по регионам. Был проведен анализ проблем и тенденций развития системы социальных выплат населению, а также определены основные пути решения данных проблем.

Ключевые слова: социальная защита населения, социальное обеспечение, социальные выплаты, пенсии, пособия, социальный стандарт.

S.A. Bekoeva, Russian Plekhanov University of Economics, Moscow

TNE NECESSITY AND CONTENT OF SOCIAL PROVISION IN RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article deals with the state of development of the social protection system in Russian Federation, with investigation of the system of social benefits. The text gives a valuable information on theoretical aspects of specifics of the system of social benefits in Russia, gives a detailed analysis of social standards of welfare, and regional differences in these. Attention is drawn to the main problems and development trends of the system of social benefits, and the text gives recommendations about primary solutions of revealed issues.

Keywords: social protection, social security, welfare payments, pensions, social standard.

Рыночная экономика не способна в полной мере гарантировать трудящимся право на труд, получение гражданами стандартного образования, не обеспечивает социальную защиту малоимущих, инвалидов и пенсионеров. Поэтому одной из важнейших задач социально ориентированной экономики современной России является выработка стратегии эффективной социальной политики, направленной, в первую очередь, на социальную защиту всех слоев общества, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности [5]. С этой точки зрения нельзя не согласиться с мнением Г.Ю. Гагариной и Л.Н. Чайниковой, которые утверждают, что в складывающихся новых условиях хозяйствования именно стратегический подход может обеспечить импульсы долгосрочного поступательного развития [2, c. 35].

Система социальной защиты населения основана на таких общечеловеческих ценностях, как гуманизм, социальная справедливость и равенство всех граждан. В силу этого государство и общество особенно оказывают помощь гражданам, оказавшимся в трудном положении, с помощью комплекса постоянных и долговременных социально-экономических, медико-психологических, правовых, организационных и иных мер, обеспечивая таким категориям граждан приемлемый уровень жизни и создавая условия для их полноценного участия в жизни об-

щества. В первую очередь к основным мерам социальной защиты населения необходимо отнести социальные выплаты, удовлетворяющие потребности малоимущих и нетрудоспособных граждан в источниках средств к существованию.

Одним словом, государство взяло на себя обязательства охранять жизнь и здоровье людей, обеспечивать поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные социальные выплаты, поэтому развитие системы социальных выплат населению является важнейшим аспектом социальной политики. Необходимо прогнозировать развитие системы социальных выплат, чтобы государство могло оценивать свои силы, предусматривая нагрузку на государственный бюджет, с учетом будущего социально-экономического положения в стране, а граждане были уверены в завтрашнем дне. При этом, как считает В.В. Колмаков, социальная политика находится в тесной взаимосвязи с экономической политикой, особенно на уровне регионов [4, с. 65].

На современном этапе социальное обеспечение населения является приоритетным направлением социально-экономической политики государства, являясь совокупностью законодательно установленных методов, принципов, социальных гарантий и мероприятий, обеспечивающих оптимальный уровень жизни, поддерживающих жизнеобеспечение и деятельное существование личности различных социальных групп, а также являясь совокупностью мер, направленных против определенных жизненных ситуаций, нарушающих нормальную деятельность человека. При этом к таким ситуациям относятся инвалидность, старость, болезни, малообес-печенность и др., которые человек не в состоянии самостоятельно преодолеть. Под государственным социальным обеспечением, подразумеваются все денежные выплаты отдельным категориям граждан, которые наиболее нуждаются в ней.

В федеральном законе № 184-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» представлен подробный перечень «уязвимых» категорий граждан, к которым относятся: инвалиды, пожилые люди, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, безнадзорные или оставшиеся без попечения родителей, семьи, имеющие детей, одинокие родители, малоимущие граждане. Также на социальную поддержку, согласно закону, имеют право ветераны труда, лица, проработавшие в тылу в период ВОВ, жертвы политических репрессий [8].

Важнейшим механизмом реализации социального обеспечения является система минимальных социальных стандартов - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Для пособий характерным социальным стандартом является минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат. Данные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиций современных представлений об уровне и качестве жизни). Этот стандартный уровень социальных благ, гарантированный каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще быть бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

На сегодняшний день право на получение социальной помощи напрямую увязано с требованиями федеральных законов: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». При реализации данных законов определяется прожиточный минимум для семей различных типов и размеров, что позволяет более точно учитывать условия их жизни и повышает адресность социальной поддержки определенным категориям населения. В тоже время максимально учитываются все первоочередные расходы наиболее «уязвимых» граждан, с учетом дифференциации развития регионов, так как различные условия жизни должны предполагать и различную государственную помощь.

Территория проживания является фактором, дифференцирующим уровень жизни населения. Например, в работе Г.Ю. Гагариной показана степень выраженности асимметрии применительно к уровню развития территории и отражена зависимость уровня дифференциации от характера экономического развития и уровня диверсификации производственного комплекса [1, с. 119].

Так, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на начало 2015 г. величина прожиточного минимума для пенсионеров в целом по Российской Федерации составляет 7476 руб., при этом самая большая сумма прожиточного минимума установлена в Чукотском автономном округе - 15885 руб., а минимальная сумма - в Чувашской республике -5771 руб.

Такая большая разница в величине социальной выплаты обусловлена уровнем жизни населения, так как индекс стоимости жизни населения в Чукотском автономном округе составляет 163,21% (на 63,21% больше, чем в среднем по России), а в той же Чувашской республике - 89,07% (на 10,93% меньше, чем в среднем по России). Примечательно, что перечисленные регионы обладают многими признаками «регионов нового освоения», о которых пишет в своих работах А. Г. Полякова [6, 7].

Аналогичная ситуация наблюдается и для выплат детских пособий, основанных на детском прожиточном минимуме. Так, по данным Фонда социального страхования Российской Федерации, наибольшая величина выплаты установлена в Ненецком автономном округе, которая равняется 16542 руб., а наименьшая величина установлена в Чеченской республике - 5766 руб. При этом индексы стоимости жизни населения для данных регионов равны 156,27% и 97,94% соответственно.

Важно отметить, что существует тенденция к увеличению данных стандартов, а значит и выплат, базирующихся на них. Так, например, по данным Росстата, с 2008 г. общая сумма социальных выплат увеличилась практически в 3 раза - с 2477,7 млрд руб. до 7319,3 млрд руб. в 2014 г., из которых на пенсии было потрачено 5078,7 млрд руб., на пособия - 1935,9 млрд руб., на стипендии - 59,2 млрд руб. Однако несмотря на то, что отмечается устойчивое повышение внимания к потребностям граждан, нуждающихся в социальной помощи, их положение нуждается в коренном изменении, так как большая часть граждан данной категории имеют низкий уровень материального обеспечения.

С целью преодоления таких негативных факторов государством разрабатываются федеральные и региональные программы, направленные на улучшения уровня жизни граждан, особо нуждающихся в этом.

Для наиболее эффективной реализации социальной политики России необходимо разрабатывать новые государственные стандарты качества жизни и оказывать адресную социальную помощь именно нуждающимся слоям населения.

Особого внимания заслуживает укрепление и обновление материально-технической базы социальной сферы, для чего наиболее привлекательными, по мнению В.В. Колмакова [3, с. 61], представляются инструменты государственно-частного партнерства.

Список литературы:

1. Гагарина Г.Ю. Некоторые проблемы оценки уровня неравномерности территориального развития // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2011. № 3. С. 119-123.

2. Гагарина Г.Ю. Стратегирование развития территориальных систем в условиях новой экономики: методологический аспект / Г.Ю. Гагарина, Л.Н. Чайникова // Плехановский научный бюллетень. 2012. № 2 (2). С. 035-041.

3. Колмаков В.В. Инвестиционный процесс как инструмент создания объектов собственности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 61.

4. Колмаков В.В. Экономическая политика в сфере управления отношениями собственности в регионе // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Л.Н. Руднева. Тюмень, 2014. С. 65-68.

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

6. Полякова А.Г. Модернизация экономики регионов нового освоения. Тюмень: Тюмен. Гос. акад. мировой экономики, управления и права, 2009. 108 с.

7. Полякова А.Г. Регионы нового освоения как вид пространственных образований // Вестник Финансового университета. 2009. № 2. С. 36-40.

8. Федеральный закон от 06.09.1999 № 184-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 19 окт. (№ 206).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.