Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ / ПРОДАЖИ / FINISHED PRODUCTS / INVENTORIES / PRODUCTION CYCLE / SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметшина Р. Д., Ганюта О. Н.

Актуальность и значимость рассмотрения проблемы анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения. Объем выпуска, и продажи готовой продукции являются основным показателем, характеризующим деятельность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF ANALYSIS OF FINISHED PRODUCTS IN A COMMERCIAL ORGANIZATION

The relevance and significance of considering the problem of analysis of the sale of finished products is that the result of the activities of any manufacturing enterprise or organization is the release of finished products and its sale. As a result, the cost of finished products, works, services goes from the sphere of production to the sphere of circulation. The volume of output, and sales of finished products are the main indicator characterizing the activities of the enterprise.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 330.11

Мухаметшина Р.Д. студент магистратуры 1 курса экономический факультет Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет

Ганюта О.Н., к.э.н.

доцент

Россия, г. Стерлитамак

НЕОБХОДИМОСТЬ АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: Актуальность и значимость рассмотрения проблемы анализа реализации готовой продукции заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции и ее продажа. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения. Объем выпуска, и продажи готовой продукции являются основным показателем, характеризующим деятельность предприятия.

Ключевые слова: готовая продукция, материально-производственные запасы, производственный цикл, продажи.

Mukhametshina R.D., Student of the Magistracy

1 year, Faculty of Economics Sterlitamak Branch Bashkir State University Russia, Sterlitamak Ganyuta O.N.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences NECESSITY OF ANALYSIS OF FINISHED PRODUCTS IN A COMMERCIAL ORGANIZATION

Abstract: The relevance and significance of considering the problem of analysis of the sale of finished products is that the result of the activities of any manufacturing enterprise or organization is the release of finished products and its sale. As a result, the cost of finished products, works, services goes from the sphere of production to the sphere of circulation. The volume of output, and sales of finished products are the main indicator characterizing the activities of the enterprise.

Keywords: finished products, inventories, production cycle, sales.

Основной задачей предприятия является обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Готовая продукция входит в состав материально-производственных запасов организации, предназначенных для продажи. Для признания произведенных изделий

готовой продукции необходимо одновременное выполнение нескольких условий:

- полное завершение всех операций, предусмотренных производственным процессом (обработки, сборки, комплектации);

- проведение контрольных процедур на соответствие техническим требованиям, утвержденным отраслевым стандартам, техническим условиям или условиям договора с заказчиком;

- оформление комплекта приемо-сдаточной документации, подтверждающей окончание в отношении этих изделий производственного процесса и процесса технического контроля.

Таким образом, готовая продукция — это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре.

Целью анализа выпуска и реализации готовой продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшение ее качества, изыскании внутренних резервов роста объема выпуска и как результат - увеличение прибыли предприятия.

Основными задачами анализа выпуска и реализации продукции является:

1) оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

2) проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

3) выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации готовой продукции;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации готовой продукции;

5) разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста готовой продукции, улучшения качества.

Значительное место в организации аналитической работы при осуществлении операций с готовой продукцией, принадлежит определению содержания и последовательности отдельных ее этапов.

Этапы анализа готовой продукции

Анализ выпуска ГП

Анализ реализации ГП

Расчет структуры и динамики ГП

Расчет показателей качества

Расчет рентабельности выпуска ГП

Расчет ритмичности: оптагы ГП: отгрузки ГП.

Детер минир о ванный факторный анализ ГП

Стохастический анализ ГП

Расчет коэффициента аритмичности отгрузки

ГП и получения прибыли от реализации ГП

Определение сбалансированности объемов выпуска и реализации ГП

Расчет рентабельности реализации ГП

Оценка влияния факторов: на качество выпущенной продукции; на ритмичность оплаты, отгрузки; получения прибыли и рентабельности ГП

I

Оценка влияния вероятностных

факторов на реализацию ГП и ее

рентабельность

Прогнозирование реализации ГП на предстоящий период с помощью уравнения регрессии

Обобщение результатов анализа ГП и разработка рекомендаций

Анализ выпуска и реализации готовой продукции включает в себя:

■ анализ динамики производства и реализации продукции;

■ анализ ассортимента и структуры продукции;

■ анализ качества произведенной продукции;

■ анализ ритмичности работы предприятия.

Анализ динамики выпуска и реализации готовой продукции начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Анализ рассматривает скрытые причины неравномерности. Причин достаточно много: несвоевременное обеспечение ресурсами, непропорциональная загрузка оборудования (поломки, простои), отсутствие рабочих, ошибки в расчетах, низкий уровень производственной и технологической дисциплины.

Важным направлением повышения эффективности производства является улучшение качества продукции. Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции. Аналитическими показателями, характеризующими качество, являются удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции.

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема. Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Таким образом, для достижения высокой эффективности анализа изучаются не отдельно взятые показатели, а их сочетание, то есть показатели, комплексно характеризующие выпуск и реализацию готовой продукции. Только совершенствование методик и разработка типовых схем проведения анализа позволит комплексно, с учетом влияния различных факторов, анализировать всесторонне готовую продукцию предприятий и вовремя принимать управленческие решения.

Использованные источники:

1. Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально -производственных запасов» ПБУ 5/01.

2. Багдасарян Д.Г. Управленческий учет эффективности процесса выпуска и продажи готовой продукции // Аудит и финансовый анализ. - 2017 - № 1 -С. 180 - 182

3. Макалкин И. Производство и реализация готовой продукции // Аудит. -20160 - № 4 - С. 35 - 37

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2016 - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.